IV. Совокупность всех совершенств образует жизнь бесконечно блаженную, какой и живет существо всесовершенное ( 1Тим. 1:11; 6:5 ). Ничто не может ни разрушить, ни даже нарушить такого блаженства, потому что ничто не может произойти без воли или против воли Божьей и внести в совершеннейший порядок жизни и деятельности Всесовершенного какое-либо беспорядочное движение. Бог вседоволен и всеблажен, потому что всесовершен. Впрочем, яснее открывается это для нас только в учении Веры Христовой о Пресвятой Троице, которое посвящает нас в сокровеннейшую тайну жизни Божией. Чтение четвертое. Учение о троичности Божией, как отличительный догмат христианской Веры Евангельское и апостольское учение о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом. Церковное определение догмата о Пресвятой Троице. Отступление от православия Западной Церкви в учении об исхождении Духа Святого. Попытки приблизить учение Веры о троичности Божией к разумению человека. Значение догмата о троичности Божией для нашей веры и жизни. Понятия о совершенствах Бога, единого по существу Своему, не исчерпывается боговедение христианина. Вера Христова посвящает нас в глубочайшую тайну жизни Божией, изображая единого по существу Бога троичным в лицах. Истина троичности Божьей составляет отличительный догмат христианского вероучения. Не только другие религии не знают этого таинства Веры Христовой, но и в богооткровенном учении ветхого завета нет прямого учения о Боге-троице. Что в нем должна содержаться истина троичности Божьей, в этом нельзя сомневаться, так как и ветхозаветное и новозаветное вероучение есть откровение одного и того же Бога и об одном и том же домостроительстве нашего спасения, но ясного изложения этой истины в ветхозаветном Писании мы не находим. До пришествия в мир Искупителя, она и не могла быть ясно открыта людям, потому что, недоступная разумению человека, она не могла сделаться общедоступной и вере, пока не явился на земле видимо Сам Сын Божий. Только при свете евангельского учения открываются и в ветхом завете несомненные указания на то, что Бог есть существо не единоличное, но триипостасное. Такого рода указания представляются главным образом в следующих местах ветхозаветного писания: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ), вот Адам стал как один из Нас ( Быт. 3:22 ), сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс. 109:1 ). Словом Господним совершены небеса, и духом уст Его все воинство их ( Пс. 32:6 ), свят, свят, свят Господь Саваоф ( Ис. 6:3 ). Все учители православной Церкви согласно признают в этих местах прикровенное учение о троичности Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

· В православном учении на суд выйдут сатана и ангелы Его: …ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня… Разве не знаете, что мы будем судить ангелов… диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное… ( Иуд. 1:6 ; 1Кор. 6:3 ; Откр. 20:10 ). · Как в Коране, так и в Библии есть упоминание о некоей книге, которая будет раскрыта в день Страшного Суда: …спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге… увидел я великий белый престол и Сидящего на нём, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими ( Дан.12:1 ; Откр. 20:11–12 ). · В обоих учениях говорится о некоем трубном звуке архангела, который прозвучит перед Страшным Судом: Не все мы умрем, но все изменимся вдруг… при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся… Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде ( 1Кор. 15:51–53 ; 1Фес. 4:16 ). Но есть и отличия . В православии ничего не говорится о воскресении животных, как об этом пишет Коран. В Библии душа животного, в отличие от человеческой, не может существовать без тела. Функция души у животных сводится только к тому, чтобы одушевлять тело и управлять им. Кроме того, душа у них лишена высших богообразных свойств: бессмертия, словесности, творчества, свободы и др., так как в ней действуют не три силы души, как у человека, а две: раздражительная и вожделевательная 156 . Под влиянием этих сил формируется их чувственно-эмоциональная и инстинктивная сфера, что определяет поведение животного 157 . В душах некоторых животных могут присутствовать элементы разумной силы, однако они полностью подчинены силам не разумным и не могут развиться до уровня словесности и занять господствующее положение в душе 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Анализируя отличительные стороны двух вероучений о Втором пришествии Христа, важно заметить, что в православии Христос придёт во славе и величии Своего Божества. В отличие от первого пришествия Господа на землю, совершившегося в образе раба ( Флп. 2:7 ), второе будет во славе и величии: Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего ( Мф. 16:27 ), и сядет на престоле славы Своей ( Мф. 25:31 ). Событие это будет вселенского масштаба и видно его будет по всей земле (См.: Мф. 24, 27 ) 380 . Ещё одно отличие в том, что Иисус победит антихриста как Бог, а не как человек – с мечом и с помощью Махди, о чём говорится в исламе. Святитель Феофан Затворник под словами Господь Иисус убьет духом уст Своих понимает быстроту и лёгкость победы Спасителя над антихристом: «Скажет слово, или дохнёт только, и жизнь того пресечётся… дух уст есть повеление и приказ, и как бы дуновение. Ещё Исайя провидел, что жезл из корене Иессеова… убиет нечестиваго духом устен Своих ( Ис. 11:1,4 ). И в Апокалипсисе Христос Господь, наименованный Словом Божиим, изображается так, что из уст Его исходит оружие острое, как видно, в знак решительности, скорости и непощадности праведного суда Божия» 381 . Под словами истребит явлением пришествия Своего толкователи Священного писания видят всё очищающую силу Второго Пришествия Господа Иисуса Христа, с помощью которого совершенно уничтожится не только сам антихрист, но и все дела его: «Как свет гонит тьму, так и Господь Своим Пришествием в пламенеющем огне (См.: 2Фес. 2:8 ) мгновенно положит конец всякому греху и беззаконию. Плевелы будут отделены от пшеницы, и на новом небе и новой земле воцарится и будет жить одна правда и святость (См.: 2Пет. 3:13 )» 382 . Следующее отличие двух вероучений мы видим в роли Иисуса Христа на Страшном Суде. В исламе она состоит в том, чтобы быть обвинителем или свидетелем против тех, которые не верили Аллаху и пророку Мухаммеду. То есть Иисусу Христу отведена второстепенная и совершенно антихристианская роль. В православном же учении воскрешать ( Ин. 5:28–29 ) и судить людей на Страшном Суде будет Иисус Христос, так как Он является не только человеком, но и Богом: Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну… Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа ( Ин. 5:22 ; Рим. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Аналогичное утверждает и другой современный востоковед А. В. Журавский: «Каждый айат, посвящённый Ему или Его Матери, исполнен исключительного почитания» 209 . Также исследователь пишет, что Мухаммед «несомненно, твердо проводил различия между той ролью, которая, по его представлениям, была отведена в Священной истории Марии и Иисусу, и тем, о чём спорили и разногласили многочисленные в ту эпоху в Аравии христианские общины 210 . Сравнивая сходство и различие православного и исламского вероучений об Иисусе Христе, важно отметить следующее. Исламское учение согласно с православием в том, что Иисус Христос рождён от Девы Марии: Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого… все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф. 1:18,22–23 ). Общее есть и в том, что личность Марии, как в исламе, так и в христианстве особо почитается (См. также Лк. 1:42–45 ). Ещё одно сходство в том, что в обеих религиях Благовещение происходит через архангела Гавриила: В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария ( Лк. 1:26–27 ). Кроме того, как в православном, так и в исламском учении Пресвятая Богородица недоумевает и удивляется Благой вести архангела Гавриила: Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие… Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? ( Лк. 1:29,34 ). Теперь обозначим отличия двух вероучений и их причины. В Коране согласия Девы Марии никто не спрашивает, и ангел является к Ней, чтобы сообщить предопределение и повеление Аллаха: « Аллах творит, что желает . Когда Он решит какое-нибудь дело, то только скажет ему: „Будь!“ – и оно бывает» (Коран 3:47). А в евангельском повествовании воплощение Господа произошло только после того, как Дева Мария добровольно приняла волю Божию о Ней: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ( Лк. 1:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Аналогичное утверждение в своих творениях приводит и святитель Лука Крымский , где подчёркивает, что весь животный мир жил бы в свете и радости, если бы не грехопадение первых людей, которое изменило всех. Однако и для них есть надежда, что в день прославления всех праведных, искупленных Христом от рабства тлению, она и сама будет освобождена от страданий и тления, то есть будет нетленной. В новом мироздании и животным будет место, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение Словом Божиим 162 . Следующим отличием является то, что Коран говорит об идолах как об отдельной субстанции, о тех, кому предстоит в день Страшного Суда предстать пред судом Аллаха. Согласно же православному учению, на суд выйдут сатана и ангелы его ( Иуд. 1:6 ; 1Кор. 6:3 ; Откр. 20:10 ), но не идолы как одушевленные личности, потому что, как учит пророк Давид: …идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею ( Пс. 113:12–15 ). То есть сам идол – ничто и не имеет сущности, но, как пишет апостол Павел, диавол, который находится в нём или действует через него, является богопротивным существом, он враг Божий и наш: «Что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» ( 1Кор. 10:19–20 ). Кроме этих отличий важно упомянуть ещё и другие. Например, в Священном Писании мы читаем, что перед всеобщим воскресением произойдёт искажение учения веры, испортятся нравы людей, а грех и зло будут торжествовать в обществе ( Мф. 24:10–12 ; Мк. 13:12 ; 2Тим. 4:3 ). Появятся лжепророки и лжеучителя ( Мф. 24:11 ), а также два великих пророка ( Откр. 11:3 ). Кроме того, в православном учении одним из признаков Второго Пришествия Христа будет то, что на небе явится крест: Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе ( Мф. 24:30 ), о чём пишет и святитель Иоанн Златоуст , говоря, что крест этот будет светлее солнца 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Апостолы (происходит от др.-греч. πστολος – «посол, посланник», от ποστλλω – «посылаю, отправляю») – ближайшие двенадцать учеников Иисуса Христа. Аят (араб. – знак, чудо) – в исламском богословии часть коранического откровения, состоящая из одного или нескольких слов и обычно понимаемая как стих Корана. Барзах (араб. – преграда) – в исламской религии барзахом называется место, где пребывают души умерших до Судного дня. Библия (от греч. βιβλα – книги) – Священное Писание, которое состоит из книг Ветхого Завета (50 книг) и Нового Завета (27 книг), написанных Духом Божиим через освящённых Богом людей – пророков и апостолов. Блаженные (от слова «блажен»: греч. μακριος,– благословен, счастлив) – этим словом, многократно упоминаемым в Священном Писании, обозначаются те, кто благодаря своей праведной жизни имеет от Бога благословение. Словом «блажен» начинается Псалтирь: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей ( Пс.1:1 ). Этим же словом заканчивается предсмертное завещание Моисея: Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? ( Втор. 33:27 ). О личных качествах, делающих человека блаженным, часто упоминает апостол Иоанн Богослов. Например: блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин. 20:29 ), блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём ( Откр. 1:3 ; См. также: 16:15; 19:9; 20:6; 22:14). Гностики (греч. γνωστικο) – последователи гностицизма (греч. γνωδτικζ – «познающий») – религиозно-философского течения IIII вв., возникшего в Сирии и Месопотамии, а впоследствии проникшего в Римскую империю. Учение гностиков представляло собой смесь христианских религиозных догматов с греческой идеалистической философией и восточными религиями. В его основе лежало учение о гнозисе – особого рода знании, раскрывающем тайны бытия и якобы указывающем путь к спасению. Гностики, считая материальный мир греховным, а верховное божество абсолютно совершенным и непричастным к созданию греховного мира, вводили между богом и природой множество промежуточных сверхъестественных сил – эонов .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Бог же знает Себя непосредственно и совершенно, так как Он Сам от Себя есть: Дух Божий все проникает, и глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ). Во-вторых, всеведение Божье есть совершенное знание всего существующего. Творец знает твари во всех, даже малейших их частях, в самых сокровенных их свойствах, в самых отдаленных их действиях, во всех отношениях и во всецелом составе их. Нет ничего тайного для Него. Не только в мире вещественном, где все происходит по закону необходимости, но и в области нравственных действий, где многое зависит от произвола существ разумных и потому имеет характер явлений и событий случайных, все обнажено и открыто перед очами Его ( Евр. 4:13 )… Господи, говорит псалмопевец, Ты проникаешь меня и знаешь. Ты знаешь когда я сяду и когда я встану. Ты предусматриваешь мысль мою издали… Еще нет слова на языке моем, но вот Ты, Господи, уже знаешь все…В книге Твоей все то написано, и дни начертаны, когда еще ни одного из них не было ( Пс. 138:1, 2, 4,16 ). Ведение Божье не слагается из понятий, суждений и заключений, не приобретается последовательно, одно за другим, это непосредственное и целокупное знание, или вечное созерцание всего, что было, есть и будет. Под мудростью мы разумеем такое знание, которое дает возможность избирать и лучшие цели для действия, и лучшие средства для выполнения целей. В том же смысле мы именуем и Бога премудрым, так как у Него и цели действий и средства к выполнению их, совершеннейшие. Премудрость Божья открывается для нас в устройстве мира и в мироправлении Божьем. Чем больше человек проникает в соотношение и связь вещей и явлений в природе, а в особенности в смысл истории человечества, тем больше может он сознавать премудрость Творца и Промыслителя мира. Господи, как велики дела Твои! Весьма глубоки помышления Твои! Только несмыслимый человек не знает, и невежда неразумеет сего ( Пс.91:6–7 ), так восклицает благоговейный созерцатель и наблюдатель дел Божиих в видимом мире. А ап. Павел, вникая в историю мироправления Божьего, как бы в изумлении останавливается пред бездной премудрости, открывающейся в этой области дел Божьих: о, бездна богатства и премудрости и ведения Божьего! Как непостижимы судьбы Его и неизмеримы пути Его ( Рим. 11:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

В Библии духовное движение, активность душ праведных людей после частного суда, в отличие от коранических стихов, находятся в единении с Богом и имеют общение с ангелами и святыми: Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр. 12:22–23 ) и между собою: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф. 8:11 ). Византийский богослов XI века Евфимий Зигабен повествует, что лоно Авраама есть место успокоения и наслаждения праведных, взаимное общение и жизнь, что и составляет Царствие Небесное 135 . Таким образом сходство заключается в том, что: · Душа праведных после частного суда пребывают в состоянии покоя и ожидания и имеют общение между собою. Различие заключается в том, что: § В православии, в отличие от мусульманства, души праведных людей находятся в состояния деятельности: с помощью личного общения с Богом через молитву они познают Его и духовно совершенствуются. Души грешников после частного суда В Коране о состоянии душ грешников повествуется так: «Если бы ты видел, как завершают жизнь тех, которые не веровали, ангелы – они бьют их по лицу и по спинам… как неправедные пребывают в пучинах смерти, а ангелы простирают руки: “Изведите ваши души, сегодня будет вам воздано наказанием унижения за то, что вы говорили на Аллаха не истину и превозносились над его знамениями”» (Коран 6:93; 8:50–51). Толкователи здесь упоминают о страдании и наказании грешников, которые ожидают человека в момент расставания с мирской жизнью. Ибн Касир объясняет, чем обусловлены эти страдания: «Когда ангел смерти приходит к неверному в омерзительном виде, когда наступает его час, и говорит ему: “О, плохая душа, выйди к ветру из ада, и к горячей тени”. И его душа расходится по телу, но они вытаскивают душу, будто гребень из мокрой шерсти. Она выходит из жил и вен…» 136 . Другой толкователь Корана добавляет к сказанному, что души неверующих не хотят расставаться с телом, потому что те «понимают, что впереди их ожидает мучительное наказание… этот аят свидетельствует об истинности наказания и блаженства в промежуточном мире (Барзахе), потому что ангелы сообщают нечестивцам о наказании в момент расставания с жизнью и сразу после смерти» 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

в. Как существо безусловно свободное, Бог во всех действиях Своих определяется Сам Собой, Своей собственной волей, не подчиняясь никакой необходимости и не завися ни от кого и ни от чего. Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах ( Пс. 134:6 ). И может ли что обязывать Того, Кто Сам от Себя есть и от Кого все, что существует! Разве изделие скажет сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над глиной, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? ( Рим. 9:20–21 ). Совершенная свобода Божья не есть, однако же то, что мы называем произволом. Бог действует по вечному, неизменному закону, только закон этот не вне Его, не какая-нибудь внешняя воля, но в Нем же Самом, или вечный закон Его же воли. Воля Божья есть воля всемогущая, всесвятая, всеблагая и всеправедная. Чего хочет Бог, то уже есть. Его изволение есть самое дело. У Бога не останется бессильным никакое слово (слово и мысль, изволение, на языке св. Писания часто имеют одно и тоже значение, особенно в приложении в Богу ( Лук.1:37 ). Самое творение мира представляется в св. Писании непосредственным выражением мысли или изволения Божьего (1 гл. кн. Быт. Пс. 32:9 ). Бесконечная сила воли Божьей способна отражаться и в воле человека, по мере того, как он подчиняет ее Богу и, так сказать, соединяет ее с волей Божьей: истинно говорю вам, сказал Господь Апостолам, если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: перейди отсюда туда, она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас ( Мф.17:20 ). Всемогущая воля Божья есть вместе воля всесвятая и всеблагая, Бог хочет только добра и творит только добро. Как сам Он не только не причастен ничему злому, но даже и не искушается злом ( Иак. 1:13 ), так никакого зла не может происходить от Него и в созданном им мире. Благ Господь ко всем и щедроты Его на всех делах Его ( Пс. 144:9 ). Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов ( Иак. 1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

В комментарии святого праведного Иоанна Кронштадтского к нему мы читаем, что: «Прикосновение руки Господней к устам Иеремии было видимым знаком сообщения Иеремии дара слова и прорицания… Такова честь пророку Божию и такова сила Божия» 412 . Подобное утверждение приводится и в Толковой Библии Лопухина : «Не должен смущаться Иеремия и мыслию о своём неуменье говорить красноречиво. Он будет, ведь, возвещать не свои слова, а слова Божии. В знак того, что отныне Господь влагает ему в уста слова Свои, Он коснулся рукою уст Иеремии (Ср.: Ис. 6:5 ; Иез. 2:9; 3:1 ) и этим раз и навсегда сделал уста пророка Своими устами» 413 . Тем не менее, пророчество из Второзакония относится не только к пророкам Ветхого Завета, но и к Иисусу Христу. Например, Его слова в Евангелии звучат таким образом: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня ( Ин. 7:15–16 ). В комментарии Святителя Иоанна Златоуста мы читаем, что Христос «этими словами призывает фарисеев отринуть от себя злобу, гнев, зависть и ненависть, которую напрасно они питают против Него. Отринув эти страсти, они смогут познать, что Его слова – поистине слова Божии» 414 . Примером могут служить и другие слова Спасителя: Иисус сказал им: когда вознесёте Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить ( Ин. 8:28; 12:49 ). В православном же вероучении стихи из Евангелия от Иоанна (См.: Ин. 1:21,25 ) относятся к Иисусу Христу, поскольку, когда иудеи спрашивают Иоанна Крестителя: «Ты пророк?», – то они имеют в виду не другого пророка, а Мессию, который, согласно пророчеству (См.: Втор.18:15,18 ), должен был явиться еврейскому народу. Блаженный Феофилакт Болгарский учит, что иудеи на основании древнего предания ожидали пришествия пророка Илии. Потому и спрашивают его, не Илия ли он, так как его образ жизни был схож с образом жизни пророка Илии. Однако он отрицал это, и они задали ему другой вопрос: «Ты – тот пророк?» Он отрёкся и от этого, хотя был пророком, ибо понял, что они спросили его на этот раз, тот ли он пророк, которого они ожидают и о котором Моисей сказал, что Господь Бог восставит им пророка 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010