На почве мессианских чаяний – чаяний искупления главным образом утверждается в Ветхом Завете и надежда на будущее воскресение умерших. Эта надежда выражается в известных словах Иова (XIX, 25–27): «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его»). Еще яснее надежда на будущее воскресение умерших высказывается в пророчествах Исаии о пришествии Мессии. «Тогда, говорит пророк, поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Исаии XXV, 8)... «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела... И земля извергнет мертвецов» (Исаии XXVI, 19). Но надежда на будущее воскресение в ветхозаветный период времени и не могла иметь значения полной уверенности, и до тех пор, пока она не была оправдана и утверждена фактом воскресения Христа, не могла получить такого значения. Это особенно видно из выражения недоумения пророка Иезекииля по поводу видения поля, усеянного человеческими костями. На вопрос, обращенный к пророку от лица Бога: «оживут ли кости сии», пророк отвечает: «Господи Боже! Ты знаешь это» (Иезек. XXXVII, 3). Значение ветхозаветной религии в ее отношении к христианству Ветхозаветная религия, при всем своем высоком превосходстве перед всеми другими древними религиями, была, однако же, только приготовлением к полному откровению, которое содержится в христианской религии. Религия ветхозаветная ближайшим образом была назначена для одного израильского народа, а не для всего человеческого рода; поэтому многие из ее законодательных и обрядовых постановлений явным образом были приспособлены только к иудеям и даже частнее – к земле иудейской. Самое учение ее, как догматическое так и нравственное, было не полное и было только приготовительной ступенью к высшему Откровению. Еврейские пророки глубоко сознавали это. Указывая на несравнимое превосходство своей религии перед всеми другими древними религиями, они в то же время устремляли взоры к религии будущего и от Мессии ожидали установления нового высшего завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Надежда Сатана и все злые духи его неукротимую ярость против человека, а тем более против истинного христианина имеют, и, как звери в ночи, обходят его невидимо и многоразлично восстают на него и стараются погубить его то сами, то через ложных христиан и прочих злых людей, служителей своих. Кто бы от наветов и стрел их мог сохраниться, если бы не Господь щитом благости Своей и кровом благодатных крыл Своих не защищал его? Воистину, в одну минуту погиб бы. Воистину то, что святой Давид воспел о ветхом Израиле и о защите и покровительстве его: если бы не было Господа с нами, да скажет Израиль; если бы не было Господа с нами, когда восстали люди на нас, то живых они поглотили бы нас; когда рассвирепела ярость их на нас, то вода потопила бы нас, – то приличествует новому Израилю, христианам. Воистину живых поглотили бы нас враги наши, если бы не был Бог с нами и не хранил бы нас. Благословен Господь, не предавший нас в добычу зубам их ( Пс. 123, 1–3, 6 ). Отсюда видим, как суетна надежда на все, кроме Бога. Какая гнилая опора – всякий человек, и ложный щит на всякое создание. Поэтому, все оставив, к этому надежному и необоримому щиту прибегаем. Лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели уповать на князей ( Пс. 117, 8–9 ). Пусть иные защищают себя хитростью и хитросплетенным словом, иные золотом, серебром и прочим своим сокровищем, иные саном и высокими своими титулами, иные ходатайством князей и вельмож, иные другим, чем хотят. Но все, чем ни защищают себя, все ложный и гнилой щит. Обманет надежда их. Мы именем Господним защитим себя и не посрамимся. Многие думают и говорят, что на Бога надежду имеют, но в каждом случае узнается, на кого они надеются. Искушение показывает, на кого мы надеемся: на Бога, или на человека, или на иное создание. Кто в нужде своей к кому прибегает и помощи ищет, на того и надеется. Если к человеку прибегаешь и у него помощи ищешь в какой беде, то на человека, а не на Бога надеешься. Через богатство и дары от напасти избавляешься – на богатство, а не на Бога надеешься. Через разум, и хитрость, и коварство свое стараешься избавиться – на себя, а не на Бога надеешься. Через сан и достоинство свое хочешь избавиться – на честь и на сан свой надеешься, а не на Бога, и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Не правда ли же, братие, что единственно пламенная любовь к Богу, твёрдая вера и крепкая надежда на Бога одушевляли мучеников в их страданиях, подавали в оных им мужество и терпение, скорбь их прелагали на радость, печаль на веселие и делали то, что святые страстотерпцы радовались и восхваляли Бога даже и в то время, когда тела их обливались кровью, были вешаны и строганы, бросаемы были в печи огненные или отдавались на снедение диким зверям. Да, поистине, вера, надежда и любовь к Богу творили и творят всё доброе для человека и делают его святым, мужественным, терпеливым, способным не унывать в несчастьях, презирать всё суетное и ничтожное и жить лишь для Бога и для вечности. А если всё это так, то какой же из сего урок для нас? Конечно тот, что мы должны подражать мученикам в вере, надежде и любви к Богу и сами восходить в этих добродетелях от силы в силу. И будем восходить. Каким образом? Будем восходить от силы в силу в вере, помня слова Писания, что без веры невозможно угодить Богу, а также и то, что мы только чрез веру получаем истинное познание о Боге и делах Его, что лишь чрез веру познаём Его святую волю, и наконец, что чрез неё лишь усвояем заслуги Христа Спасителя для нашего оправдания пред Богом. Будем восходить от силы в силу и в надежде на Бога, помня для сего, что «верен [Бог] Обещавший» ( Евр.10:23 ); что «надежда не постыжает» ( Рим.5:5 ) и что надежда для души есть, по слову Апостола, «как бы якорь безопасный и крепкий» ( Евр.6:19 ). Будем, наконец, восходить от силы в силу и в любви к Богу, помышляя непрестанно о благодеяниях к нам Божьих, о том, что... [Бог] [ещё] прежде возлюбил нас ( 1Ин.4:19 ), что всё, что мы имеем, всё получили от Бога и что «мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ). Восходя же от силы в силу в этих добродетелях христианских, конечно, и мы не будем лишены плодов от них; и милостей Божиих, за стяжание их, сподобимся. Аминь. 11-й день 73. На слова Спасителя: «аще и что смертно испиют, не вредит их» ( Мк.16:18 ) (Из жизни святого мученика Виктора. Чет. Мин. ноября 11)

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Не такова наша надежда. Что значит: " отменение " ? Отмена, отвержение. А чего именно, это он объясняет, продолжая: " прежде бывшей заповеди " : так он называет закон, потому что он уже отменён за свою немощь; он прежде был, но прошёл и устарел по своей немощи. " Отменение " есть отмена того, что имело силу. Отсюда и видно, что он имел силу, но оставлен, потому что был совсем безуспешен. Итак, закон был совершенно безполезен? Нет, он был полезен, и весьма полезен, но он не мог делать людей совершенными. Поэтому (апостол) и говорит: " закон ничего не довел до совершенства " : все в нём было прообразом, все - тенью, и обрезание, и жертвы, и суббота, всё не могло проникать в душу, а потому прошло и отменено. " Но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как [сие было] не без клятвы " (Евр.7:19,20). Видишь ли, как необходима была здесь клятва? Потому (апостол) и рассуждал много о том, что Бог клялся, и клялся для большего удостоверения. " Вводится лучшая надежда " . Что это значит? И закон, говорит, имел упование, но не такое; прежде благоугодившие (Богу) надеялись наследовать землю и не терпеть никакого бедствия, мы же, если угодим Богу, надеемся наследовать не землю, а небо; или даже, что гораздо важнее, надеемся стать близ Бога, приблизиться к самому престолу Отчему, служить Ему вместе с ангелами. И смотри, как он мало-по­малу раскрывает эти (истины); прежде, он сказал: " и входит во внутреннейшее за завесу " (Евр. 6:19); а здесь: " вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как [сие было] не без клятвы " . Что значит: " И как [сие было] не без клятвы " ? Т.е. не без клятвенного уверения. Вот еще иное различие. Это обещано, говорит, не просто. " Ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, - то лучшего завета поручителем соделался Иисус. Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее " (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Необходимо, чтобы каждый, желающий стать любезным Богу, уподобился ему, насколько это возможно.» (133, 1) «Таким образом, кто из нас рассудителен, тот и любезен Богу, ибо подобен в этом ему, а кто нерассудителен, тот во всем от него отличен и несправедлив.» Называя это учение древним, Платон тем самым намекает, что оно дошло до него из Закона. (3) В Теэтете, сказав сперва, что зло по не­обходимости находится близ нашей смертной природы и в том мире, где мы живем, он добавляет: «Поэтому нужно стараться как можно скорее бежать отсюда туда. Бегство — это посильное уподобление Богу, а уподобиться Богу — значит стать разумно справедливым и разумно благочестивым.»    (2) Возможно полное уподобление истинному Логосу, надежда на то, что мы станем детьми через Сына Божьего — в этом состоит наша цель, в сыновстве, сопровождаемом прославлением Отца во имя великого Первосвященника, не погнушавшегося называть нас братьями и сонаследниками. (3) Апостол вкратце излагает цель человеческой жизни в Послании к Римлянам так: «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец жизнь вечная.» (Рим. 6:22.) (4) Он знает, что надежда двойственна и, с одной стороны, сулит, а с другой — предвосхищает, поэтому учит он далее, что целью человеческой жизни является восстановление этой надежды. «От терпения — опыт­ность, от опытности — надежда. А надежда не разочаровывает, по­тому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.» (Рим. 5:4—5) Через эту любовь и на этой надежде восстановления суждено нам упокоиться, о чем говорится и в другом месте. (135, 1) Подобное найдешь у Иезекииля: «Грешная душа умрет. И если муж будет праведен и сотворит суд и правду, на горах не вкусит и очей своих не поднимет на идолов дома Израйлева, и жены ближнего не осквернит, и к жене во время очищения ее не приступит (подразумевается, что не должно человеческому семени быть в бесчестии), и человеку, — говорит он далее, — зла не сделает, залог должника возвратит, не возьмет грабежом добычу, хлеб свой алчущему даст и нагого оденет, (2) се­ребра своего в рост не даст и избытка не возьмет, от неправды отвратит руку свою, истинно рассудит между человеком и ближ­ним его; (3) [если он] в законах моих ходил и заповеди мои сохранил, чтобы исполнить правду — то праведен он, жизнью жив будет, говорит Адонай Господь.» И Исаия, призывая уверовавших к жизни честной, а истинного мудреца к вниманию, свидетельствуя, впро­чем, что добродетель человеческая не тождественна божественной, выражается так: (4) «Ищите Господа, а когда найдете его, призовите; когда же приблизится к вам, нечестивый пусть оставит пути свои и человек беззаконный пути его, и обратится к Господу и помилован будет» и далее читай до слов: «... и мысль моя от помышлений ваших.»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Необходимость надежды христианина покоится на самом факте крещения во Христа, совершаемого по вере в Него, что даёт возможность сказать, что надежда основывается на вере и без веры она мертва. Необходимость христианской надежды – это следствие устремлённости верующей души к Богу: всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие ( Кол.3:23–24 ). Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом ( 1Кор.15:58 ). Воистину надежда необходима в деле спасения, поскольку надеющийся уже самим актом надежды очищает себя, готовясь принять обещанное Богом (см.: 1Ин.3:3 ). Освящающая благодать, обретённая верой в Господа Иисуса Христа, даёт основание христианам хвалиться надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим.5:2–5 ). Пребывание в благодати как результат обоживающего действия Святого Духа является основанием достойных, богоугодных поступков и дел. Добродетели, ниспосланные христианину как дары Святого Духа, сообщают природным, естественным добродетелям главный смысл – искание Царства Небесного 231 . Доступ к благодати открывается всякому человеку, крестившемуся во Христа. Через приобщение к смерти Христа крестившийся приобщается и к Его Воскресению, дабы, подобно Его Воскресению из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни ( Рим.6:4 ). В крещении христианин обретает благодатное покровительство Господа: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью ( Рим.6:14 ). Раздел III. Богословие В истории человечества, пожалуй, не было такого периода, который не характеризовался бы социальными, культурными, религиозными изменениями. И нынешнее время не исключение. Сегодня, с одной стороны, наблюдаются те же тенденции к изменению общественных процессов, что и в предыдущие века, с той лишь разницей, что их протекание значительно ускорилось.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Никто из нас не видит святого Ангела хранителя своего, но тем не менее мы веруем, что при каждом из нас находится данный от крещения Ангел хранитель, – это и есть вера. Не видим мы венцов славы небесной, приготовленных для тех, которые любят Бога, не видим и адских мучений, приготовленных для нераскаянных грешников, однако же веруем тому, что каждому будет воздаяние по делам его: для добрых доброе, для злых злое, – это и есть вера. Не видим мы, как мертвые восстают (воскресают) из гробов, но веруем и ожидаем, что будет воскресение мертвых в последний день, – это и есть вера. Кратко можно сказать, что вера есть то, чего мы не видим, но во что веруем несомненно. Одним словом, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1 ). Напротив, все, что очи наши видят, и руки осязают, не есть вера, а только – вещество видимое и осязаемое, как говорит о том и апостол Павел: «Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?» ( Рим. 8:24 ). А то, что все видимое и осязаемое не есть вера, но только вещество, ясно из следующих слов апостола: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадателъно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» ( 1Кор. 13:12–13 ). Обратим внимание на слова апостола о том, что любовь больше веры и надежды. Почему же больше? Потому что любы, по слову того же апостола, «николиже отпадает» ( 1Кор. 13:8 ). Слышите? Любовь никогда не перестает любить. А вера и надежда прекратятся ли когда-нибудь? Конечно, прекратятся. Вера и надежда пребывают в нас только до времени, до тех только пор, пока мы находимся на земле, пока не видим Бога лицом к лицу и не видим, и не получили тех благ, которые уготованы на небе для любящих Бога, и которых «око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» ( 1Кор. 2:9 ). Веруем ли мы, например, что в будущей жизни увидим Бога, – веруем до тех только пор, пока действительно увидим Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Но уныние есть грех, противоположный добродетели терпения. Что пишет об унынии преподобный Иоанн Лествичник? «Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив». Мы с вами не иноки. Мы те самые мирские, которых уныние может ублажать, сообщая: да ладно уже, что толку так переживать, все эти духовные труды – они вообще не для нас, они для монахов. Но, как писал в своей работе «Единство идеала Христова. Письмо другу» (1915) священномученик Иларион (Троицкий), христианство не знает двух идеалов жизни: один, больший, высший – для монахов; другой, пониже, поменьше – для мирян. Слова Христа «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48) обращены ко всем Его ученикам, тем более что никаких монахов в те времена не было. Одно из значений церковнославянского глагола «терпети» – надеяться Что же касается этой мучительной малоуспешности нашего труда над собой, даже нашего бессилия в нем, с этим сталкиваются все – и миряне, и монахи. И здесь-то как раз и надо вспомнить, что одно из значений церковнославянского глагола «терпети» – надеяться: «ибо вси терпящие Тя не постыдятся, да постыдятся беззаконнующии вотще» (Пс. 24: 2–3). Наше бессилие – не путать с безволием – учит нас терпению как надежде и надежде – как терпению: мы призваны терпеливо, изо дня в день делать всё зависящее от нас и твердо надеяться на то, что Бог сделает остальное. Каждому из нас необходимо пройти ту цепочку, которую показывает нам апостол Павел (Рим. 5: 3–5): «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Возможно ли терпение без надежды? Да, то, что без надежды, тоже обозначается этим словом, и весьма часто встречается. Но это терпение по принципу «Никуда не денешься»; оно непредосудительно, конечно, оно в чисто житейском смысле когда-то необходимо, но духовного плода оно не приносит. Бабушка моя, вздыхая, повторяла поговорку: «Христос терпел и нам велел». В этой поговорке есть доля правды – Он для нас действительно пример терпения! Но – какого? Христос, Сын Божий, в отличие от нас, был всесилен и бессильного терпения не знал. Страдание Свое Он претерпел добровольно; Его человеческая воля сделал выбор великой силы. В нашу жизнь беды и скорби вторгаются, нас не спрашивая: весь вопрос в том, как мы к ним отнесемся, как мы их претерпим. Терпение, к которому каждый из нас призван, – осмысленное и творческое принятие лишений и скорбей, замена отчаянно-безнадежного вопроса «За что?..» вопросом «Для чего?» Святитель Феофан Затворник пишет:

http://pravoslavie.ru/158149.html

Ну мы, собственно, в меру сил пытаемся об этом хотя бы говорить в эфире. — Это, конечно, жуткая тема. Я дерзну сказать, что все эти люди не случайно вместе собраны, потому что нельзя собраться вместе большому числу людей случайно. Кто-то опоздает, кто-то проспит, кто-то сядет на другой рейс... Люди собраны вместе, это братская могила, это некая братская смерть. Я, конечно, надеюсь на милость Божию, что все они, как выпившие одну чашу, будут помилованы Богом. Об этом и молится Церковь. Хотя оставляем последнее слово за Богом. Мы не должны обижаться на Господа, если Он вдруг разберётся между ними, сепарирует их, скажет: «Ты — сюда, а ты — сюда». Всё-таки в Евангелии сказано, что в некие страшные дни «будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится». Т.е. в одной и той же ситуации будут несколько людей находиться, и их застанет Суд в этом состоянии: они все вместе, но один заберётся, а другой оставится. Поэтому мы за Бога не решаем, мы не можем сказать, что они все спаслись. Мы не имеем на это никакого права, потому что не мы спасаем людей и не мы открываем им двери рая. Мы надеемся на это, мы надеемся на милость Божию, мы имеем сострадание и ужас о произошедшем. Мы знаем в том числе то, что у Бога есть больше сострадания, чем у нас, вместе с тем — что у Него и справедливости больше. Поэтому, сохраняя страх, у нас есть надежда. Жизнь наша проходит между страхом и надеждой: у нас есть страх перед справедливостью Божией и надежда на то, что Он всех простит. И Церковь просит, чтобы Он простил всех, чтобы эта тяжёлая кончина была во искупление всех грехов человеку, чтобы Он забрал их всех к Себе, чтобы им было хорошо. Мы надеемся на это. Наш добрый Господь имеет на это полное право. Но переставать бояться мы не должны. Поэтому вот здесь нужно понимать, что у нас есть страх и надежда, и жизнь наша проходит посерёдке между страхом и надеждой. Нам нужен страх, чтобы не охаметь, и нужна надежда, чтобы не отчаяться. Вот так мы живём. Царствие Небесное всем погибшим. Конечно, наши сердца — с ними, наша молитва Богу — за них, мы боимся за всех, летающих по воздуху. У Бога есть много доброты, Господь наш действительно добрый. Так что сохраняя страх, мы имеем надежду — в этом и есть жизнь христианская.

http://radonezh.ru/text/bog-velel-vspomn...

Объединяя все вышеупомянутые признаки переживания надежды, мы имеем право составить такое ее определение: христианская надежда есть сознательная и благодатно согретая любовию уверенность в предощущаемом на земле личном вечном спасении и исполнении Божиих обетований о будущих судьбах всего тварного мира и человечества. Человеческая надежда на Бога и земные опоры Уверенность в Боге надеющихся на Него возвышенна, трогательна и непостыдна. Господь – Спаситель всех людей и Услышатель их молитв – есть вечная Твердыня и Мышца для всех уповающих на Него не только старцев, мужей, жен, вдов и сирот, юношей и отроков, но и для детей-младенцев. На Бога оставлен каждый от материнской утробы от периода кормления материнской грудью и с первых проблесков своего сознания призывается богооткровенным учением уповать всецело на Него 102 . Действительность надежды на Бога зависит от богоугодной жизни надеющегося. Сказано в Библии: «Покорись Господу... держись Его пути... чистосердечно – и тогда надейся на Него " 103 . Надежда на спасающего Господа не потеряется ни у кого из тех, кои пребывают все дни в страхе Господнем, знают имя Божие, боятся Господа и не полагаются на свой разум 104 . Истинно надеющийся на Бога соблюдает заповеди Его, быстро исправляет погрешения, подвизается иметь непорочную совесть пред Богом и людьми, благодушен и мужественен в скорби, созерцает неотступность пути Божиих судов в человеческой жизни и в слезах молитвы всегда воззревает на небо. Его надежда только на Бога – Источник живой воды – постоянна и сердечна 105 . Твердого духом в надежде на Бога и свято живущего окружает особенная Божия милость. Бог оберегает его от козней врагов, опасностей, вреда, безвременной внезапной смерти, голода и всяких бедствий, слышит вопль его о помощи во время притеснений, извлекает его из страшного рва, из тинистого болота, поставляет ноги его на камне и утверждает его стопы 106 . Он бесстрашен и непостыден в ожиданиях помощи от Бога, и когда ее ожидает, как ночные сторожа – наступления утра, тогда не обманывается в своих ожиданиях. Бог спасает и поддерживает его за богопреданность, знает его по имени и пребывает с ним: везде, куда бы он ни ходил 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010