«Верою, а не видением». Вот почему мы с недоверием относимся к словам тех людей, для которых все христианство — в чудесах и «видениях», а таких людей множество в Церкви. Мистические воды христианства текут в твердых берегах Голгофы, а это означает, что чудо незаконно, если оно является результатом мистического любопытства, дерзости ума и огрубения чувств. Оно должно быть результатом только любви. «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения — опытность, от опытности — надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 3–5). «…Хвалимся и скорбями…» Скорбь, или страдание, принимается в христианстве не только как нечто неизбежное в этом мире («грех вошел в мир, и грехом смерть», то есть все страдание мира), но и как нечто радостно предвещающее, если это страдание вместе с Ним, со Христом. «Мы наследники Божии, — говорит в 8–й главе того же послания апостол, — если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться». В этом аспекте страдание принимается в христианстве как его духовная природа, как радостный залог духовного перехода в «иного бытия вечнаго начало». В скорби рождается новое бытие. «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). В христианстве совершается постоянное рождение души, преображение человека в новую тварь. Поэтому хоть скорбь и остается как указанный нам узкий евангельский путь, она уже «не помнится» в радости этого рождения, она уже забывается еще здесь, на земле, в устремленности человека к новому рождению, к Богу. Ведь «надежда не постыжает», говорит апостол, а в этой надежде живет устремленность нашего духа к Божественному миру. Правильно заметил Хомяков, что «надежда нам так же обязательна, как вера и любовь». В божественной надежде наше устремленное к Богу намерение, наше желание Его еще до совершения нами дел уже становится делом. Бог «и намерения целует», и в этом «целовании Божием», в нем, как в живом чуде преображения, намереваемое и желаемое становится уже осуществляемым, уже реальностью жизни от потока Божественной любви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Выпуск четвертый. Учение о надежде (Издание четвертое) 1. Христианская надежда Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. Пс.117:8 –9. И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня. ПС.49:15. Господь Иисус Христос, надежда наша. 1Тим.1:1 . Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. 1Пет.1:13 . Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Евр.10:35 . Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь. Иер.17:7 . После учения о христианской вере мы, с помощию Божией, теперь приступим к изложению православного учения о христианской надежде. Уже в обыкновенной жизни надежда служит необходимым условием деятельности человека. Все, что мы ни делаем, что ни предпринимаем – все это бывает в силу надежды, делать что-либо без надежды, значит делать без цели, а это несогласно со здравым рассудком. То же должно сказать о значении надежды и в деле благоугождения Богу и спасения души. Кто не имеет христианской надежды, тот не может и благоугождать Богу, ибо не имеет цели и побуждения для этого благоугождения. Вот почему учение о христианской надежде столь же важно, как и учение о вере. Но как при изложении учения о вере, мы прежде всего определили, что называется верою, так и теперь, при изложении учения о надежде мы прежде всего определим, что называется надеждою. Вопрос этот тесно связан с вопросом о том, что значит надеяться на Бога, и если мы ответим на этот последний вопрос, то вместе с тем ответим и на вопрос, что называется надеждою. Итак, мы спрашиваем, что значит надеяться на Бога? Псалмопевец Давид говорит о надежде: «лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека; лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей». Здесь упование на Господа и надежда на людей сопоставляются друг с другом и изречение это иначе можно было бы выразить так: лучше надеяться на Господа, нежели уповать на князей. Смысл его от этого не изменится. Таким образом, слова надеяться и уповать на Бога у псалмопевца имеют одинаковый смысл, и потому на поставленный нами вопрос мы можем ответить так: надеяться на Бога значит уповать на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Гордый мучитель, видя всё сие, не хотел познать истинного Бога, ибо сердце его было омрачено прелестью бесовскою и пагубным заблуждением. Но, осмеянный малою отроковицею, он испытывал великий стыд. Не желая долее переносить такой позор, он осудил, наконец, святую на усечение мечом. Отроковица, услыхав о приближении своей кончины, с радостью подошла к матери и сказала: – Мать моя! да будет с тобою мир, будь здрава и поминай дочь свою. Мать же, обняв, целовала ее, говоря: – Дочь моя Надежда! Благословенна ты от Господа Бога Вышнего за то, что на Него надеешься и ради Него не жалеешь пролить свою кровь; иди к сестре твоей Вере и вместе с нею предстань к твоему Возлюбленному. Надежда целовалась также с сестрою своею Любовью, смотревшею на ее мучения, и сказала ей: – Не оставайся здесь и ты, сестра, предстанем вместе пред Святою Троицею. Сказав сие, она подошла к бездыханному телу сестры своей Веры и, с любовию обняв его, по свойственной природе человеческой жалости, хотела плакать, но по любви ко Христу переменила слезы на радость. После сего, преклонив свою главу, св. Надежда была усечена мечом. Взяв тело ее, мать прославляла бога, радуясь мужеству дочерей своих, и побуждала к таковому же терпению своими сладкими словами и мудрыми увещаниями и младшую свою дочь. Мучитель же призвал третью отроковицу Любовь и старался ласками склонить ее, как и первых двух сестер к тому, чтобы она отступила от Распятого и поклонилась Артемиде. Но напрасны были старания обольстителя. Ибо кому же так твердо пострадать за Своего возлюбленного Господа, как не Любви, так как и в Писании сказано: « крепка, как смерть, любовь… Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее » (Песн.8:6-7). Не угасили в сей отроковице огня любви к Богу многие воды мирских соблазнов, не потопили ее реки бед и страданий; ее великая любовь особенно ясно видна была из того, что она готова была положить душу свою за своего Возлюбленного, Господа Иисуса Христа, а ведь, нет большей любви, как положить душу свою за друзей (Иоан.15:13).

http://pravmir.ru/vera-nadezhda-lyubov-i...

Далее апостол Павел, говоря о духовной жизни, выстраивает целую лестницу восхождения. Это вера, доступ к благодати, скорби, терпение, опытность, надежда, любовь – всего семь ступеней, священное число божественной полноты. «Верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Павел вообще любит нанизывать смыслы на какой-либо идейный стержень, выстраивая логические цепочки. Например, в Послании к галатам ему необходимо доказать ненужность закона. Он предлагает такую цепь: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22–23). Задача выполнена – апостол доказывает, что человек духовный в законе не нуждается. Сегодня же Павел показывает, что вера есть путь к любви. Но на этом пути нас ожидают скорби, терпение, опытность, перерастающие в надежду, а надежда увенчивается любовью – совокупностью совершенств (ср. Кол. 3:14). Апостол, как всегда, точен, и его богословие есть сама жизнь. Какая же практика следует из этой теории? Обретя веру и приняв благодать, жди скорбей и оттачивай терпение. И не ропщи – таков Божий закон. Мы часто ошибочно думаем и другим рассказываем, что по приходу в Церковь человека ожидает какое-то сплошное счастье и решение всех проблем. Но это не так. «Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2:1), – говорит премудрый Иисус, сын Сирахов. Еще что мы можем понять из сегодняшнего отрывка? Например, то, что жизнь христианская есть лестница и имеет строгие законы постепенного развития. Нельзя обрести любовь, не имея терпения. Нельзя попасть в категорию «блаженны кроткие» (Мф. 5:5), если прежде не познаешь, что значит «блаженны нищие духом» (Мф. 5:3). Лестница для того и существует, чтобы восходить по ней ступенечка за ступенечкой, а не пытаться сразу запрыгнуть наверх, как нам хочется иногда.

http://pravoslavie.ru/113731.html

Значит, не было в нас и должной надежды, но только некая мечта, самонадеянность. Нужно отличать подлинную надежду на Бога от самонадеянности, которая выражается в том, что мы думаем, будто представляем из себя нечто в каком-либо отношении. Надежда является духовным плодом, действием Божественной благодати тогда, когда человек понимает полную свою немощь, несостоятельность, ничтожество, но в то же время в нем сильна надежда на Бога. «А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (ст. 5). «Надежда не постыжает» потому, что в наших сердцах есть любовь Божия, то есть любовь Бога к нам, и Он, как всемогущий и человеколюбивый, не может не помочь нам. Любовь Божия столь обильна в нас, что апостол Павел говорит, что она не просто пребывает, а излилась в сердца наши, причем не каким-либо человеческим действием или усилием, но Самим Духом Святым, данным нам. «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (ст. 6). Здесь говорится о деле спасения человеческого рода вообще, не только современников Спасителя, но и последующих поколений, в том числе нас с вами. Можно для простоты понимания всех людей свести к одному времени, как бы забыть о времени, будто все мы живем в одном мгновении, и вот в этом мгновении Господь Иисус Христос умер за всех нас, когда мы были еще немощными, нечестивыми, бессильными в отношении благочестивой жизни и чуждыми Христа. Глубокое осознание и переживание своей немощи совершенно необходимо, иначе мы забываем о том, что искуплены даром и спасены жертвою Христовою, а не своими, пусть даже необыкновенными, как нам кажется, усилиями или великим подвигом. Если бы крестная жертва перестала на нас распространяться, то вновь стала бы действовать наша глубочайшая немощь, которая сделала бы нас неспособными даже перстом двинуть что-либо нравственное, по евангельскому выражению (см. Мф.23:4 ). Под «определенным временем» можно понимать то время, которое было предопределено, или то время, когда мы были нечестивыми. Отступит благодать Божия, что иногда бывает по нашей, конечно, вине, и вновь мы возвращаемся в свое нечестие, хотя бы даже в том смысле, что вдруг начинаем с услаждением вспоминать какие-то свои прошлые грехи или чувствовать вкус к греховной жизни, уже отринутой нами. «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть» (ст. 7). Люди даже за благочестивого, безупречного, праведного человека едва ли решатся умереть, разве только, может быть, за своего благодетеля. Господь же умер не за праведника, не за благодетеля, не за тех, кто благодетельствовал Богу, о чем безумно и помыслить, но за немощных и нечестивых. Из этого мы познаём безграничную любовь Божию, которую Он простер к нам, когда мы были еще Его врагами.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

И вы подобницы бысте нам и Господу, приемше слово в скорби мнозе с радостию Духа Святаго, яко быти вам образ всем верующим ( 1Сол.1:6-7 ). «И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, Так что вы стали образцом для всех верующих». Вместе с тем в страданиях за Христа возрастает испытываемая и углубляемая бедствиями вера во Христа, крепнет и восходит до полной уверенности и надежда на личное будущее торжество со Христом и во Христе. Мы, – говорит апостол Павел, - …хвалимся в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование: упование же не посрамит, яко любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым данным нам ( Рим.5:3-5 ). «…хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, От терпения опытность, от опытности надежда, А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Так, в страданиях верующего, через укрепление его духа терпением, через познание в терпении сладости и вкушение отрады жизни (« Опытность» - δокιμ [докими], буквально: опыт, испытание, проба ) по вере во Христа, растет не посрамляющая, твердая надежда на блаженство будущей жизни. И апостол Петр призывает страдальцев за веру: О немже радуйтеся, мало ныне, аще лепо есть, прискорбни бывше в различных напастех: да искушение вашея веры многочестнейше злата гибнуща, огнем же искушена, обрящется в похвалу и честь и славу, во откровении Иисус Христове, Егоже не видевше любите, (и) на негоже ныне не зряще, верующе же, радуетеся радостию неизглаголанною и прославленною ( 1Петр.1:6-8 ). «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною». Да прославляет же Бога в части сей ( 1Петр.4:16 )

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

И как знающий существо (Божие) может не знать дел домостроительства Его? Ведь знание первого выше последнего. Следовательно, скажут, мы не знаем Бога? Нет, мы знаем, что Он есть, но не знаем, что такое Он по существу Своему. Чтобы тебе убедиться, что слова: " теперь знаю я отчасти " , (апостол) сказал не о делах домостроительства, выслушай, что далее он присовокупил: " а тогда познаю, подобно как я познан " ; а он познан не делами домостроительства, но Богом. Итак, пусть никто не считает этого преступления маловажным и незначительным, но двойным, тройным и многократным, потому что безрассудно не только то, что они хвалятся знанием, свойственным одному Духу н единородному Сыну Божию, но и то, что они считают себя достигшими всего посредством собственных умствований, тогда как и Павел не мог даже этого разумения отчасти иметь без откровения свыше; и не могут они указать, чтобы в Писании где-нибудь было сказано нам об этом. Впрочем, оставим их безумие и перейдем к последующим словам о любви. Не довольствуясь вышесказанным, (апостол) присовокупляет: " а теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше " (ст.13). 3. Вера и надежда прекращаются, когда являются блага, составляющие предмет веры и надежды. Павел объяснил это, когда сказал: " надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? " (Рим.8:24). И еще:  " вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом " (Евр.11:1). Потому они прекращаются, когда те являются; а любовь тогда особенно и возрастает и делается сильнейшей. Вот новая похвала любви. Не довольствуясь прежде сказанным, (апостол) старается найти в ней еще нечто иное. Смотри: он сказал. что любовь есть великий дар и превосходнейший путь к дарам; сказал, что без нее дарования не приносят большой пользы; начертал ее образ обильно; а теперь хочет иначе возвысить ее и показать величие ее тем, что она не прекращается. " А теперь " , говорит, " пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

Какую же награду получит трудящийся? Или он останется без награды? В труде уже есть награда. В той любви к свободе, в той надежде и вере, без которой он не взялся бы за труд. В труде растет надежда, вера и любовь; чем трудящийся прилежнее, чем меньше бережет себя, тем большая будет ему награда. Он остается пленником среди пленных, он в своих глазах не отличает себя от окружающих; он один из грешников среди грешных людей земли. Но, пока люди в безнадежной беззаботности спят или, чтобы убить время, играют в карты, он уходит к своему труду, так как он нашел сокровище, но держит его втайне ( Мф.13:44 ). В его сердце Небесное Царство, любовь, надежда и вера, что когда-нибудь он достигнет свободы. Истинную свободу он еще видит лишь туманно, как бы сквозь тусклое стекло ( 1Кор.13:12 ), но в надежде он уже свободен: мы спасены в надежде ( Рим.8:24 ). Надежда же, когда видит, не есть надежда, – добавляет апостол. Когда заключенный действительно достигнет свободы, будет видеть ее лицом к лицу, он больше не заключенный среди заключенных земли. Он уже находится в мире свободы, той свободы, в которой был сотворен Адам и которая была нам возвращена во Христе. Подобно заключенному, мы уже свободны в надежде, но осуществление спасения лежит по ту сторону земного; только там мы можем с верностью сказать: я спасен. Ибо заповедь Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:48 ) невозможно людям соблюсти здесь на земле. Но зачем же нам дана эта заповедь? Святые отвечают: чтобы мы уже теперь начали свой труд, имея перед очами вечность. Цель свободы человека не в ней самой или в человеке, а в Боге, говорит свт. Феофан Затворник . Ибо призыв к свободе гласит: покайтесь! И сказано: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные ( Мф.11:28 ). Труждающиеся над чем? Может быть, над приобретением временных благ? Обремененные чем? Может быть, заботами и волнениями? «Нет, не так», – отвечают святые. Ибо что говорит Господь дальше? Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, Того, Кто никогда не думал о временных благах, никогда не обременял себя земными заботами во время скитания по земле.

http://azbyka.ru/uzkij-put

любовь основаны на «надежде (δι τν λπδα) на уготованное... на небесах» (Кол 1. 5), в то время как неверующие живут, не имея такой Н. (λπδα μ χοντες - Еф 2. 12). Христиане призваны «к одной надежде (ν μι λπδι)» (Еф 4. 4); эта «надежда призвания» (λπς τς κλσεως) - ожидание богатства «славного наследия», к-рое Бог уготовал «для святых» (Еф 1. 18). Христианину следует уповать (λπικναι) «не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим 6. 17). Н. верующих, «надежда наша ( λπς μν)»,- Сам Господь Иисус Христос (1 Тим 1. 1); «блаженное упование ( μακαρα λπς)» - Н. на «явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит 2. 13). Верующих в Иисуса Христа Бог возродил «из мертвых к упованию живому (ες λπδα ζωσαν)» (1 Петр 1. 3). Видевшие славу Воскресшего из мертвых будут иметь «упование (λπδα) на Бога» (1 Петр 1. 21). Это упование должно стать основой проповеди и ответом на вопрошания людей, не просвещенных еще светом веры: «...будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчетав вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр 3. 15). Христиане, «дети Божии», знают, «что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть». Эта Н. важна для самого человека: «...всякий, имеющий сию надежду (λπδα τατην) на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин 3. 2-3). В Послании к Евреям Н. придается особое значение: она «для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр 6. 18-19); верующим следует неуклонно исповедовать свою Н., «ибо верен Обещавший» (Евр 10. 23). Христиане составляют дом Божий, если только твердо сохраняют «дерзновение и упование (λπς)» (Евр 3. 6); посредством «лучшей надежды (κρεττονος λπδος)», к-рая дарована людям благодаря пришествию в мир Христа, священника по чину Мелхиседека, «мы приближаемся к Богу» (Евр 7. 19) Н. в христианской традиции О христ. Н. в Свящ. Писании говорится: «…закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр 7.

http://pravenc.ru/text/2564604.html

(Мф. 25:41). «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46). «Лучше тебе с одним глазом войти в царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк. 9:47-48).   381. ХОЧЕТ ЛИ БОГ ГИБЕЛИ ГРЕШНИКОВ? Бог не хотел бы гибели грешников, но они сами погибают «за то, что… не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес 2:10).   382. ПОМОГАЮТ ЛИ ЧЕЛОВЕКУ ЗНАНИЯ О КОНЦЕ МИРА? Размышления о смерти, о воскресении, о последнем Суде, о вечном блаженстве и о вечном мучении помогают нам воздерживаться от грехов и освобождаться от пристрастия к земным вещам; утешают при лишении земных благ; побуждают соблюдать в чистоте душу и тело, жить для Бога и для вечности и таким образом достигать вечного спасения. Часть Вторая. О Надежде Понятие христианской надежды, её основание и средства 383. ЧТО ТАКОЕ ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА? Христианская надежда есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. 384. НА ОСНОВЫВАЕТСЯ ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА? Христианская надежда основывается на том, что Господь Иисус Христос есть упование наше, или основание надежды нашей (1 Тим. 1:1). «Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1 Пет 1:13).   385. КАК ПРИОБРЕСТИ ХРИСТИАНСКУЮ НАДЕЖДУ? Средствами приобретения спасительной надежды являются: молитва , истинное учение о блаженстве и действительное следование этому учению. О молитве 386. ЕСТЬ ЛИ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ УКАЗАНИЕ НА ТО, ЧТО МОЛИТВА ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ НАДЕЖДЫ? Сам Господь Иисус Христос с молитвой соединяет надежду получить желаемое: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14:13).   387. ЧТО ТАКОЕ МОЛИТВА? Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, выраженное благоговейным словом человека к Богу. 388. ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ? Христианин, вознося ум и сердце к Богу, должен делать следующее: прославлять Его за Его Божественные совершенства; благодарить Его за Его благодеяния; просить Его о своих нуждах. Поэтому существуют три главных рода молитвословия: славословие , благодарение , прошение .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010