Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ [греч. Αβρμης, сир.      ], сир. свящ., представитель семейства визант. переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. Как и его отец Евпор, А. не принадлежал к знати и выдвинулся на дипломатическом поприще благодаря превосходному знанию помимо родного сир. также греч. и араб. языков. В 523 г. имп. Юстин I отправил его с особой миссией к лахмидскому царю аль- Мунзиру III , чтобы заключить с этим североарав. правителем мир и добиться освобождения плененных военачальников Тимострата и Иоанна. В янв. 524 г. он прибыл в столицу гос-ва Лахмидов г. Хира; не застав царя, А. отправился вместе с монофизитским еп. Симеоном Бет-Аршамским в царский лагерь, разбитый в пустыне в 10 днях пути, близ гор Рамла. Там он встретился с химьяритским послом, сообщившим аль-Мунзиру об истреблении христиан в Юж. Аравии (см. Награнские мученики ). В Лахмидском царстве последователи христианства были избавлены от подобной участи, чему способствовала не только защита их со стороны части араб. знати, но и твердая позиция визант. посла. А. удалось заключить мир с аль-Мунзиром, но стратигам пришлось выкупать себя из плена самим. В сер. 30-х гг. VI в. А. по поручению имп. Юстиниана I прибыл в Аравию и заключил соглашение о мире с Кайсом, филархом киндитов и мааддитов, доставив его сына Кайса Мавию в качестве заложника в К-поль. Ист.: La lettera di Simeone vescovo di Bêth-Arâm sopra i martiri omeriti/Publ. e trad. I. Guidi//Atti della Reale Accademia dei Lincei. Ser. 3. Memorie della Classe scienze morali, storiche e filologiche. R., 1881. Т. 7. P. 480-482, 486-487 [итал. пер.], 509, 514-515 [сир. текст]; Chronicon anonymum pseudo Dionysianum vulgo dictum//CSCO. Syr. Ser. 3. T. 1. P. 57-58, 63; HGM. T. 1. P. 473-478; Ex historia Nonnosi excerpta// Photii Bibliotheca/Ed. R. Henry. P., 1959. T. 1. Cod. 3. Лит.: Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951. С. 294-297, 324; она же. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 78-81, 157-158, 162-163, 167-169; она же. Хроника псевдо-Дионисия Тельмахрского о Южной Аравии//Ближний Восток. Византия. Славяне. Л., 1976. С. 113-114, 119, 123-124 [рус. пер.]; Shah î d I. The Martyrs of Najrân. Brux., 1971. P. 114, 240-242. (SH; 49). С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова: ДЕСТУНИС Спиридон Юрьевич (1782 - 1848), рус. дипломат греч. происхождения, филолог, историк, писатель, переводчик с греческого

http://pravenc.ru/text/62862.html

L " apport des versions arménienne et géorgienne du «Martyre d " Aréthas»//Juifs et chrétiens en Arabie. 2010. P. 221-226). Лат. перевод Мученичества (BHL, N 671) в IX в. осуществил Афанасий II, еп. Неапольский (изд. фрагмента: Fragmentum interpretationis Latinae Actorum S. Arethae quam adornavit Athanasius Junior, episcopus Neapolitanus//ActaSS. 1861. Oct. T. 10. Col. 761-762). Мученичество Мч. Арефа и др. Награнские мученики. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Дзордзис Фукас Мч. Арефа и др. Награнские мученики. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Дзордзис Фукас Насколько источники позволяют реконструировать события, история Н. м. может быть представлена следующим образом. После безрезультатной осады Награна войсками Йосефа Асара Ясара, продолжавшейся неск. месяцев, царь пообещал награнцам пощаду в случае сдачи города, но нарушил обещание. В 1-й день гонений были сожжены останки Награнского еп. Павла, умершего незадолго до этого, после чего ок. 2 тыс. священников, диаконов и низших клириков (имена 15 церковных служителей приводятся во 2-м послании еп. Симеона и частично в «Книге химьяритов»), монахов (в сир. источниках - «сыны и дочери завета») и мирян (мужчин и женщин) были собраны в церкви и сожжены вместе с ней. На 2-й день в одном из вади усекли мечом отказавшихся отречься от Христа 340 знатных награнцев, включая светского главу местной христ. общины св. Арефу . Затем настала очередь их жен и монахинь, к-рые спорили друг с другом за право быть убитыми первыми. Согласно «Книге химьяритов», женщин с детьми расстреляли из луков, раненых добивали мечами, после чего тела сбросили в городской ров. На 3-й день мученичества, который пришелся на воскресенье (очевидно, после перерыва, связанного с иудейской субботой), смерти от меча была предана богатейшая награнка - вдова, дочь Азма, ссужавшая деньги царю Маадикарибу Яфуру . Ее имя передается по-разному уже в сир. источниках, гл. обр. из-за смешения букв [д] и [р]: Рума (Руми и др.) или Дума, в араб.

http://pravenc.ru/text/2564596.html

Sinait. arab. 535, XIII в.: Monferrer-Sala. 2010). Независимая от предыдущих араб. версия на каршуни сохранилась в рукописи Vat. syr. 202 (XVII в.). Араб. версия (вероятно, несохранившаяся промежуточная) послужила оригиналом для эфиоп. перевода (BHO, N 105; издание по 4 рукописям с португ. переводом: Historia dos martyres. 1899; критическое издание с итал. переводом: Tradizioni orientali. 2006. P. 93-305; о новооткрытой эфиоп. версии из рукописи XV в. см.: Bausi A. The Massacre of Najra  n: The Ethiopic Sources//Juifs et chrétiens en Arabie. 2010. P. 249-251). Через фигуру царя Калеба и события, описываемые во 2-й части Мученичества, предание о Н. м. оказалось тесно связано с др. важными памятниками эфиоп. лит-ры - соч. «Кэбра нагаст» и циклом о девяти преподобных (см.: Ibid. P. 243-249; Marrassini. 2011). В груз. переводе сохранились 3 редакции Мученичества. Оригинальная (кименная) версия (критическое издание: Имнаишвили. 2000) представлена 2 вариантами: 1-м - в рукописях Sinait. iber. 11 (X в.) и НЦРГ. Н 535 (XI в.), 2-м - в рукописи НЦРГ. Н 341 (XI в.). Расширенная (метафрастическая) редакция засвидетельствована в рукописях НЦРГ. А 1053 (XII в.) и Кут. 4 (XVI в.). Синаксарное сказание было составлено в XI в. прп. Георгием Святогорцем и включено им в сб. Великий Синаксарь, к-рый сохранился в ряде рукописей того же столетия (Hieros. Patr. iver. 24/25; Ath. Iver. georg. 30; Sinait. iber. 4; НЦРГ. А 97, 193, Н 2211). Арм. версия известна в ряде рукописей XII-XIV вв. (Paris. arm. 111, 118, 120, 178; Матен. 1225 и др.; издание, указанное в BHO, N 106, представляет смешение неск. источников и потому не имеет научной значимости), но в большинстве из них она содержит только 1-ю часть Мученичества; 2-я часть кратко излагается только в Paris. arm. 111 и в сказании о Н. м. в Синаксаре Тер-Исраэла. По мнению Б. Утье, груз. и арм. версии, очевидно, имеют палестинское происхождение, предположительно датируются VII-VIII вв. и, возможно, отражают более древнюю редакцию греч. Мученичества, чем сохранившаяся ( Outtier B.

http://pravenc.ru/text/2564596.html

Ист.: эпиграфические: Répertoire d’épigraphie sémitique/Publ. par la Commission du «Corus inscriptionum semiticarum». P., 1935. T. 6. P. 393–405 [RES 3943, 3945]; Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes: 10e série//Le Muséon. 1953. Vol. 66. P. 284–303 [Ry 507, 508]; CIS 4. 1911. T. 2. P. 3–4 [CIH 363]; Jamme A. Sabaean Inscriptions from Maram Bilqîs (Mârib). Baltimore, 1962. P. 76–83, 86–87, 136–138 [Ja 577, 579, 635]; Müller W. W. Das Ende des antiken Königreichs aramaut: Die sabäische Inschrift Schreyer-Geukens=Iryani 32//Al-Hudhud: FS M. Höfner zum 80. Geburtstag/Hrsg. R. G. Stiegner. Graz, 1981. S. 225–256 [Ir 32]; Бауэр Г. М., Лундин А. Г. Эпиграфич. памятники древнего Йемена: Мат-лы экспедиции П. А. Грязневича, 1970–1971 гг. СПб., 1998. С. 116–117. Фото 245 а-ж, 246 [RES 3022=M 247=Gr 313]; прочие: Strabo. Geogr. XVI 4. 24; Plin. Sen. Natur. hist. VI 160; Ptolem. Geogr. VI 7. 29, 37; Абу Йусуф Йа‘куб б. Ибрахим ал-Куфи. Китаб ал-Харадж/Пер. с араб. и коммент.: А. Э. Шмидт; супракоммент. к пер.: А. С. Боголюбов; подгот. к изд., вступ. ст. и указ.: А. А. Хисматулин. СПб., 2001. С. 116, 125–131, 149–150, 217, 236; Jacut’s geographisches Wörterbuch/Hrsg. F. Wüstenfeld. Lpz., 1869. Bd. 4. S. 751–759 (см. также библиогр. к ст. Награнские мученики). Лит.: Pigulevskaja N. Les rapports sociaux à Nedjrn au début du VIe siècle de l " ère chrétienne//JESHO. 1960. Vol. 3. N 2. P. 113-130; 1961. Vol. 4. N 1. P. 1-14; Fiey J.-M. Assyrie chrétienne. Beyrouth, 1968. Vol. 3. P. 226-230; Shah î d I. Byzantium in South Arabia//DOP. 1979. Vol. 33. P. 23-94; idem. Najrn//EI. Vol. 7. P. 871-872; al-Scheiba A. H. Die Ortsnamen in den altsüdarabischen Inschriften: (Mit d. Versuch ihrer Identifizierung u. Lokalisierung): Diss. Marburg; Lahn, 1982. S. 75, 104, 144; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье: Становление средневек. общества. М., 1985. С. 21-27, 106-111, 154-167, 178-180; B faq h M. ‘A. L " unification du Yémen antique: La lutte entre Saba " , imyar et le aramawt du Ier au IIIe siècle de l " ère chrétienne.

http://pravenc.ru/text/2564594.html

205-206 206-209 210-213 НААКУТО ЛА-АБ (XIII в.), царь Эфиопии из династии Загве, причисленный Эфиопской Церковью к лику святых (пам. 3 хэдара (29/30 окт.)) НАБАТЕИ этническая группа араб. происхождения, проживавшая к востоку от Иудеи начиная с персид. периода (VI в. до Р. Х) и до нач. II в. по Р. Х. 213-217 НАБЕДРЕННИК в РПЦ наградной элемент богослужебного облачения священников, представляет собой матерчатый плат прямоугольной формы, украшенный изображением креста, крепится за 2 угла к длинной ленте, накинутой через плечо, и носится на правом бедре (если же надета палица, то на левом) 217-219 НАБОНИД [аккад. - «[бог] Набу возвышен»], последний царь Нововавилонской империи, правивший в 556-539 гг. до Р. Х. и свергнутый персид. царем Киром II Великим 219-221 НАБОР И ФЕЛИКС († нач. IV в.), мученики Медиоланские (пам. зап. 12 июля), пострадали при имп. Диоклетиане (284-305) 221-222 222-223 НАВКРАТИЙ СТУДИТ (ок. 760-765 - 18 апр. 848), игум., прп., исп. (пам. в Неделю всех преподобных; пам. греч. 18 апр.) 223-224 224-226 НАВРУЗ праздник нового года по астрономическому солнечному календарю у иран. и тюрк. народов; отмечается 21 марта, в день весеннего равноденствия НАВУХОДОНОСОР II царь Вавилонии, правивший с 605 по 562 г. до Р. Х., окончательно разгромивший Иудейское царство 226-228 НАГАРДЖУНА (II - нач. III в.), основатель Мадхьямики, 1-й религиозно-философской школы Махаяны, почитается какбодхисаттва; в традиции ваджраяны почитается как махасиддха (букв.- «обретший великое достижение») 228-230 НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ речь Иисуса Христа в Евангелии от Матфея (Мф 5. 3 - 7. 27), произнесенная на горе перед учениками и народом; посвящена теме праведности, закона Моисеева и наследования человеком Царства Небесного 230-259 НАГРАДЫ ЦЕРКОВНЫЕ один из видов поощрения клириков и мирян, в исключительных случаях также лиц, не принадлежащих к Церкви, за их заслуги в служении Церкви на разных поприщах 259-265 265-266 НАГРАНСКИЕ МУЧЕНИКИ [Негранские/Наджранские мученики] († 523), христиане, убитые по приказу химьяритского царя-иудея Йосефа Асара Ясара в оазисе Награн за отказ отречься от христианства (пам. 24 окт.)

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

P. 433-434). Вслед за Иоанном Малалой этот рассказ повторяют Иоанн Эфесский ( Assemani. BO. T. 1. P. 359 sq.) и прп. Феофан Исповедник ( Theoph. Chron. P. 222-223), называя царя соответственно Айдогом (в Хронике Зукнина - Индуг) и Ададом (сопоставление 3 повествований см. в ст.: Mordtmann J. Die himjarisch-äthiopischen Kriege noch einmal//ZDMG. 1881. Bd. 35. S. 693-710). Хронология события заставляет отнести повествование ко времени правления Е., но при нем Эфиопия уже была христианизирована. Поскольку у Иоанна Эфесского и прп. Феофана Исповедника наряду с этим имеются исторически верные сообщения об экспедиции Е. в отмщение за Награнских мучеников ( Assemani. BO. T. 1. P. 381; Theoph. Chron. P. 169), исследователями было высказано предположение о том, что Иоанн Малала перепутал поход Е. с аналогичным походом на химьяритов его деда, царя Элла Амиды. Однако ни этот поход, ни существование Элла Амиды не находят подтверждения в достоверных источниках (в первую очередь эпиграфических), и фигура царя Анды представляется легендарной. В соответствии с агиографической традицией по возвращении в Эфиопию аксумский царь оставил престол, принял монашество, уединился в келье и не покидал ее до самой кончины, последовавшей, согласно правосл. преданию, через 15 лет после пострига. Свой царский венец Е. отослал в Иерусалим и просил патриарха повесить его над входом в Гроб Господень . Однако др. источники не подтверждают отречения Е., по крайней мере в течение неск. лет после похода. Согласно Прокопию Кесарийскому, имп. Юстиниан I (527-565) отправил к Е. и Есимифею посла Юлиана с просьбой о поддержке в войне против Персии, а также о закупке шелка в Индии и его последующей продаже византийцам, чтобы им не приходилось приобретать его у персов. Это посольство датируется периодом между 525 и 531 гг. Оба царя обещали выполнить пожелание императора, но не смогли, поскольку торговля шелком через Индию была монополизирована Персией. Впосл. к аксумитам было отправлено др. визант. посольство, во главе с Нонном , оставившим сведения о своей миссии в соч.

http://pravenc.ru/text/189731.html

авторам: впервые к нему обратился в «Хронографии» прп. Феофан Исповедник ( Theoph. Chron. P. 169), сообщение которого о Н. м. повторяет Георгий Кедрин (XI-XII вв.; Cedrenus G. Сотр. hist. Vol. 1. Р. 639); резюме Мученичества включил в «Церковную историю» и Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.; Niceph. Callist. Hist. eccl. XVII 6). Сохранились 4 позднейшие греч. переработки Мученичества: выполненная в кон. X в. Симеоном Метафрастом (BHG, N 167); анонимная (BHG, N 166y) в рукописи XI в. (Athos. Prot. 2); анонимная (BHG, N 166z) в рукописи XI в. (Paris. Coislin. gr. 110; изд.: Halkin. 1987); версия из манускрипта XIII в. (Ambros. gr. 350 (F 93)), автором которой считается Николай Месарит , митр. Эфесский (2-я пол. XII - нач. XIII в.). Переработка BHG, N 166y, носящая менее радикальный характер, чем у Симеона Метафраста, по мнению Детораки, послужила промежуточным звеном между древним Мученичеством и редакцией Симеона, который, возможно, использовал и другие, в наст. время утраченные варианты Мученичества. Версия BHG, N 166z, напротив, создана после редакции Симеона Метафраста и, возможно, является ее сокращением ( Detoraki. 2002). Мч. Арефа. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30-е гг. XI в. Мч. Арефа. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30-е гг. XI в. Известны также переводные редакции Мученичества на араб., эфиоп., груз. и арм. языках. Араб. перевод был выполнен предположительно в IX в. с использованием др. источников, благодаря чему содержит ряд деталей, отсутствующих в греч. традиции ( Binggeli. 2007. P. 170-175). Пространная араб. версия сохранилась в неск. вариантах (древнейшая и наиболее близкая к греч. оригиналу рукопись - Sinait. arab. 428, X в.). От нее (по всей вероятности, через посредство промежуточной несохранившейся редакции) происходит сокращенная версия (частичное издание по древнейшей ркп. Lond. Brit. Lib. Orient. 5019 (XI в.) с нем. переводом: Lenora. 2005; критическое издание с итал. переводом: Tradizioni orientali. 2006. P. 21-89; исследование по ркп.

http://pravenc.ru/text/2564596.html

Й. А. Я. проводил политику открытых и жестких репрессий против потенциальных противников, к числу к-рых он относил христиан, в первую очередь единоверных Аксуму монофизитов. В химьяритской столице Зафаре он сжег церковь и ок. 500 находившихся в ней аксумитов. Затем он направил войска под командованием представителя рода зу Язан Шарахила Якбула (  ) на красноморское побережье (Тихаму). В ходе проводившихся операций, подробности к-рых известны лишь из сабейских надписей, была, в частности, сожжена церковь в портовом г. Моха (    ), общее число убитых превысило 12 тыс. чел., в плен было взято 11 тыс. чел., в качестве добычи уведены верблюды, крупный и мелкий рогатый скот, всего 290 тыс. животных. Преследованиям подверглись христиане прежней сабейской столицы Мариба и обл. Хадрамаут, но особо сильными были гонения на христиан оазиса Награн , который Шарахил Якбул осаждал с июня по кон. нояб. 523 г. Награнцы поверили Й. А. Я., который обещал им пощаду в случае сдачи, но впоследствии для сохранения жизни он потребовал отречения от христианства. После пыток и издевательств ок. 5 тыс. местных христиан, включая женщин, детей и стариков, были преданы смерти (см. статьи Арефа , Награнские мученики ). Дополнительным стимулом для расправы над награнскими христианами стал уровень достатка значительной их части, участвовавшей в трансаравийской караванной торговле; все имущество казненных досталось царю и его подручным. По-видимому, гонения не затронули несториан, придерживавшихся, как и Й. А. Я., проиранской ориентации. Не только монофизитский мир, но и правосл. Византия была потрясена столь чудовищным насилием над тысячами христиан. Имп. Юстин I и высшие иерархи восточнохрист. Церквей обратились к аксумскому царю Калебу Элла Ацбэхе (см. Елезвой ) с просьбой покарать иудея-узурпатора. Й. А. Я. попытался склонить лахмидского царя Мунзира III также начать гонения на христиан в своем гос-ве, но столкнулся с резкой оппозицией союзных Лахмидам представителей араб. племенной знати, исповедовавшей христианство.

http://pravenc.ru/text/1238031.html

Монета с изображением эфиоп. царя Елезвоя. Аксум. 1-я пол. VI в. (Археологический ин-т, Аддис-Абеба) Монета с изображением эфиоп. царя Елезвоя. Аксум. 1-я пол. VI в. (Археологический ин-т, Аддис-Абеба) Вскоре после воцарения Йосеф начал преследования христиан, кульминацией к-рых стало истребление Награнских мучеников осенью 523 г. Визант. имп. Юстин I (518-527) через монофизитского Александрийского патриарха Тимофея IV (517-535) обратился к Е. с призывом предпринять поход против Химьяритского царства и отомстить за невинно убиенных. Согласно правосл. житийной традиции, перед тем как выступить в поход, Е. посетил мон. Зинона (Зонена), который обещал ему победу в том случае, если он даст обет по окончании войны уйти в мон-рь. Согласно эфиоп. агиографии, опирающейся на местные предания, этим монахом был эфиоп. св. Пантелеимон , один из девяти преподобных. В 525 г. войско Е. на неск. десятках кораблей вышло из Габазы, гавани Адулиса, и высадилось на красноморском побережье Йемена, по-видимому близ порта Мухван (ныне Моха). Е. разгромил войско химьяритского царя, к-рый был взят в плен и казнен (согласно распространенному арабо-мусульм. преданию о зу Нувасе, он покончил с собой в ходе сражения). Эфиоп. агиографическая традиция сообщает, что во время решающей битвы аксумские воины видели, как на их стороне сражается св. Пантелеимон. После победы на трон Химьяра был возведен христианин из местной знати Сумйафа Ашва (у Прокопия - Есимифей), а во главе клира встал еп. Григентий . В 526 г. (вероятно, весной) Е. покинул Юж. Аравию, а ок. 534-535 гг. власть над Химьяром захватил аксумский военачальник Абраха ; попытки Е. подчинить мятежника не увенчались успехом. У Иоанна Малалы содержится повествование о походе на Химьяр в 529 г. аксумского царя Анды, вызванном торговой конкуренцией с Аравией. Одержав победу, Анда по обету принял христианство и отправил в Александрию посольство с просьбой прислать епископа, крестить его народ и принять их в визант. подданство ( Ioan. Malal. Chron.

http://pravenc.ru/text/189731.html

Халиф Умар I (634-644) повелел переселить награнцев в предместье основанного арабами на юго-западе Ирака гарнизонного г. Куфа, которое получило одноименное название (Наджран или Эн-Наджрания). По одной версии, халиф ссылался на предсмертную волю Мухаммада видеть Аравию исключительно мусульм. страной ( Большаков О. Г. История Халифата. М., 2002. Т. 2. С. 131). Абу-Юсуф (ум. в 798) в «Книге о харадже» называет более прагматичную причину: опасения Умара были вызваны многочисленностью и богатством награнцев, наличием у них большого количества коней и оружия. Награнцы обращались к халифу Али (656-661) с просьбой разрешить им вернуться на родину, но получили отказ. Процесс нарастающей ассимиляции бывш. награнцев отразился в источниках времен халифа Умара II (717-720). Потомки йеменских христиан жаловались халифу, что с них по-прежнему берут дань (2 тыс. одежд), установленную договором с Мухаммадом, в то время как число награнцев за прошедшие годы сократилось в 10 раз. В источниках встречаются упоминания о христианах Н. вплоть до XIII в., однако они столь немногочисленны и сомнительны, что невозможно с уверенностью говорить о сохранении там христ. общины в ср. века. Христиане же Эн-Наджрании, сохранявшие приверженность афтартодокетизму, в кон. VIII в. обратились с просьбой о поставлении епископа к Тимофею I , католикосу-патриарху Церкви Востока ; о существовании здесь восточносир. кафедры в XI-XII вв. имеются лишь косвенные свидетельства. Вместе с тем по упоминаниям в «Хронике» Михаила Сирийца известны епископы Сирийской яковитской Церкви в Эн-Наджрании в IX-X вв. (см.: Fiey J.-M. Pour un Oriens Christianus novus: Répertoire des diocèses syriaques orientaux et occidentaux. Beirut, 1993. P. 114, 247-248). Средневек. Н. оказался на периферии мусульманского мира и не оставил заметного следа в его истории. В 1934 г. по итогам саудовско-йеменской войны оазис перешел под юрисдикцию Саудовской Аравии, хотя в историко-культурном отношении является неотъемлемой частью Йемена. С кон. 2000-х гг. франц. археологи и эпиграфисты ведут полевые исследования в Н., однако им пока не удалось локализовать то выдержавшее многомесячную осаду поселение, в к-ром жили Награнские мученики.

http://pravenc.ru/text/2564594.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010