Предусмотрительность и забота тоже не воспрещены: Сам Христос с учениками Своими имел денежный ящик для покупки необходимого пропитания. После чудесного насыщения народа, по Его приказанию, были собраны оставшиеся куски, очевидно, для сбережения до следующего дня. Первые последователи Его и толкователи Его учения, Апостолы, не осуждали труд. Апостол Павел постоянно трудился (ремеслом его было делание палаток) и отказывался от всякой денежной помощи лично для себя ( Деян.18:3, 20:34 ; 2Фес.3:8 ). Он же, высоко ценя закон труда, писал Фессалоникийцам во втором послании своем: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь! ( 2Фес.3:10 ). Слова – «не заботьтесь» – не вполне верно передают выраженную Иисусом Христом мысль. Он не обязывает нас, подобно птицам небесным, не сеять, не жать и не собирать в житницы, и, подобно лилиям полевым, не трудиться и не прясть. Но предостерегает, чтобы заботы о том, что пить, что есть или во что одеться, не доводили бы нас до того тревожного состояния духа, которое близко к безнадежному отчаянию, к потере веры в милосердие Божие. Не унывайте, не отчаивайтесь и не говорите, что нам есть? или что пить? или во что одеться? Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф.6:31–33 ). Трудитесь! Трудящийся достоин награды за труды свои. Но знайте, что награда за труды дается Богом, и что вы сами, как бы ни заботились, ничего не можете достигнуть без помощи Божией. Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? ( Мф.6:27 ) В церковно-славянском переводе это последнее изречение изложено так: «кто же от вас пекийся может приложити возрасту своему локоть един?» Августин полагает, что Иисус Христос говорил здесь не о росте, а о возрасте, то есть о жизни, и что смысл этих слов таков: да и кто из вас одними своими заботами, без Божьей помощи, может продлить жизнь свою хотя бы на один час? Итак, не заботьтесь (не сокрушайтесь, не отчаивайтесь) о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы ( Мф.6:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Предусмотрительность и забота тоже не воспрещены: Сам Христос с учениками Своими имел денежный ящик для покупки необходимого пропитания; после чудесного насыщения народа по Его приказанию были собраны оставшиеся куски, очевидно, для сбережения до следующего дня. Первые последователи Его и толкователи Его учения, Апостолы, не осуждали труд; Апостол Павел постоянно трудился (ремеслом его было делание палаток) и отказывался от всякой денежной помощи лично для себя ( Деян. 18, 3; 20, 34 ; 2фес. 3, 8); он же, высоко ценя закон труда, писал Фессалоникийцам во втором послании своем : если кто не хочет трудиться, тот и не ешь : ( 2Фес. 3, 10 ). Слова – не заботьтесь – не вполне верно передают выраженную Иисусом Христом мысль. Он не обязывает нас, подобно птицам небесным, не сеять, не жать и не собирать в житницы, и, подобно лилиям полевым, не трудиться и не прясть; но предостерегает только, чтобы заботы о том, что пить, что есть и во что одеться, не доводили бы нас до того тревожного состояния духа, которое близко к безнадежному отчаянию, к потере веры в милосердие Божие. «Не унывайте, не отчаивайтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф. 6, 31, 33 ). Трудитесь: трудящийся достоин награды за труды свои ( Лк. 10, 7 ); но знайте, что награда за труды дается Богом и что вы сами, как бы ни заботились, ничего не можете достигнуть без помощи Божией. Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? " В церковнославянском переводе это последнее изречение изложено так: «Кто же от вас пекийся может приложити возрасту своему лакоть един?» Августин полагал, что Иисус Христос говорил здесь не о росте, а о возрасте, то есть о жизни, и что смысл этих слов таков: да и кто из вас одними своими заботами, без Божией помощи, может продлить жизнь свою хотя бы на один час? Итак не заботьтесь (не сокрушайтесь, не отчаивайтесь) о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Преподав Тимофею правила жизни служителя Христова, Апостол преподает ему теперь частные наставления, научает кроткому и достойному обращению, сообразуясь с возрастом своих слушателей: «старца... увещевай как отца, младших как братьев, стариц как матерей, молодых как сестер со всякою чистотою» ( 1Тим.5:1–2 ). Особого почтения заслуживают вдовицы, под именем которых часто понимались и девственницы, так как «истинная вдовица и одинокая надеется на Бога, пребывает в молениях и молитвах день и ночь» ( 1Тим.5:5 ). Из таких беспорочных вдовиц некоторые избирались на особое служение уход за больными, разнос Св. Даров, служение при крещении женщин. Возраст таких вдовиц должен быть не менее 60 лет ( 1Тим.5:9 ). Они вносились в список (katalegw – не только «избирать», но и «заносить в список», причислять) лиц, которые состояли на содержании общины ( 1Тим.5:16 ). Апостол требует от них такой же нравственной высоты и добродетельной жизни, как и от пресвитеров и диаконов. Молодым же вдовам, не состоящим в церковном клире, Апостол советует вступать в брак, дабы не подавать повода к соблазнам ( 1Тим.5:14 ). б) Оказание чести пресвитерам, суд над ними (1Тим.5:17–25) Особую заботу ап. Павел внушает проявлять к пресвитерам, особенно проповедникам: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:17 ). Оказание «сугубой чести» означает иерархическое подчинение пастырям, так как им дано право «вязать и решить» грехи людские. Кроме того, это относится и к обеспечению их необходимыми материальными благами, так как их служение поглощает все время. Апостол ссылается в этом на Ветхий и Новый Завет: «Не заграждай рта у вола молотящего» ( Втор.15:4 ) и «трудящийся достоин награды за труды свои» ( Лк.10:7 ). Апостол предостерегает Тимофея от поспешного суда над пресвитерами: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» ( 1Тим.5:19 ). Почему требуется такая предосторожность? Потому чти пресвитеры избирались из самых достойных верующих и обвинение их должно представляться маловероятным. Во-вторых, их пастырство, связанное с обличениями, естественно навлекает нарекания от обличаемых, и чем ревностнее пастырь, тем более это возможно. Но когда свидетелями вина будет доказана, тогда Апостол требует поступать строго, «чтобы и другие страх имели» ( 1Тим.5:20 ). Как необдуманно и несправедливо обвинять бывает вредно, так и оставлять без наказания явно согрешающих грешно, так как это не ведет к исправлению и дает повод другим грешить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Прошу и заклинаю Ваше благочестие Богом Отцом Вседержителем и Иисусом Христом, Сыном Его, и Святым Духом, Святой Божественной Троицей и Единицей, если Бог даст тебе власть, помогать служителям Божиим священникам, пресвитерам, которые в Тюрингии, а монахов и служительниц Христовых защищать от злобы язычников и помогать христианскому народу, чтобы язычники не погубили его. Так перед судилищем Христовым ты стяжешь себе вечную награду. Знайте, что мы вспоминаем Вас пред Богом, как просил меня Ваш отец, когда он был жив, и Ваша мать. Мы молим Бога, Спасителя мира, чтобы Он направил путь Ваш и жизнь к спасению Вашей души, да пребудете Вы под благодатью Божией всегда, здесь и в будущем веке. Помните между тем, возлюбленные сыновья 318 , что, по слову псалмопевца, дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет ( Пс. 102:15 ). И апостол сказал: Весь мир лежит во зле ( 1Ин. 5:19 ), и в Евангелии истина сказала: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? ( Мк. 8:36 ), и еще в Евангелии о славе праведных сказано: Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф. 13:43 ). И апостол Павел сказал о блаженстве жизни вечной: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). Старайтесь же, сыны мои, чтобы награды ваши в вышних небесах сияли и множились. Желаем вам здравствовать во Христе в долготу дней! 19 (50). Бонифаций приветствует нового папу Римского Захарию, сообщает ему о ходе своей миссии и задает ему вопросы (середина 742 года) Возлюбленнейшему господину, облеченному знаками верховного епископства, наследнику апостольскому Захарии 319 – Бонифаций, раб рабов Божиих. Признаем, господин и отец, что, после того как посланники принесли нам весть о том, что блаженной памяти Ваш предшественник по апостольству первосвятитель Григорий разрешился от телесной темницы и преселился ко Господу, нам не довелось слышать о большей радости и с простертыми к небу дланями благодарить о ней Бога, чем когда мы услышали, что Верховный Судия вверил Вашей отеческой милости блюсти церковные законы и править кормилом Апостольского престола. И потому мы, как прежде, склоняясь к Вашим стопам, искреннейше просим Вас, чтобы, как мы были преданными и верными слугами Ваших предшественников по власти святого Петра, так сподобиться нам быть покорными служителями и Вашего благочестия в подчинении каноническому праву. Мы желаем служить распространению кафолической веры и единства Римской Церкви, и сколько мне даст Бог слушателей и учеников в этой моей миссии, я непрестанно буду призывать и склонять их к послушанию Апостольскому престолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прощение грехов возвращает вечную жизнь, примиряет и соединяет с Небесным Отцом. И расслабленный получил это. Но так как это произошло до Креста, – надо было как-то иначе показать и силу, и действенность Божественного слова. Поэтому Господь немного погодя сказал расслабленному: «встань, возьми постель твою и иди в дом твой» … Но как должно быть после Креста? – а после Креста это «прощаю и разрешаю» должно звучать с такой потрясающей силой, которая затмила бы всё, что слышал до или услышишь после, даже самое «встань и ходи». И свидетельством, что действительно услышал это «прощаю и разрешаю», будет то, что и не захочешь услышать «встань и ходи», и уже с радостью понесёшь крест болезни, чтобы справедливо заслуженными страданиями хоть как-то сострадать невинным, животворящим и спасающим страданиям Христовым. О наградах Неделя 19 Лк. 6:31–36 2Кор. 11:31–12:9 Евангелист Лука передаёт слова Христовы: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые делают вам добро, какая вам за это благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники взаймы дают грешникам, чтобы получить обратно столько же». А евангелист Матфей приводит ещё и заповеди Господни о милостыне, молитве и посте ( Мф.6 ), – и тоже с точки зрения ожидаемой награды. Там сказано, что, если кто даёт милостыню, молится или постится напоказ, тот уже получает награду свою от людей, в виде удивления или восхищения, а от Господа, значит, ему уже ничего не положено. А если хочешь, чтобы всё это было для Господа, то, когда творишь милостыню, пусть даже «левая рука твоя не знает, что делает правая» ( Мф.4:3 ); когда молишься – «войди в комнату твою» и затвори «дверь твою»( Мф.6:6 ); а в пост «не будьте унылы, как лицемеры», но «помажь голову твою и умой лицо твоё» ( Мф.6:16–17 ). Так во всех наших делах точкой опоры должно быть желание угодить Господу, и больше никому, и получить награду только от Него, и больше ни от кого. Иной упрекает нас в корыстном подходе к доброделанию, хвалясь, что сам делает добро ради самого же добра; но попробуй не сказать ему спасибо, а тем более – заплатить злом!..

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Разделы портала «Азбука веры» Аудио: На церковнославянском: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. ( Мф.6:9-13 и Лк.11:2-4 ). По-русски: Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. (См. также: Толковый православный молитвослов. Молитва Господня “Отче наш” ) Как читать молитву «Отче наш» Если воистину ты называешь Бога Отцом своим, то надейся же на Него, как на Отца единого, всеблагого, всемогущего, премудрого, неизменяемого в любви Своей и во всех совершенствах. св. праведный Иоанн Кронштадтский Читайте «Отче наш», да не лгите: Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем .… преподобный Амвросий Оптинский …Молиться же об этом должно: Во-первых, с чистым намерением – да будет воля Твоя , ибо я, сердечно желая следовать ей бескорыстно, не ради награды или приобретения чего-либо, и не потому, что Ты, Господи, обогатил меня щедротами Своими и оградил меня от противников моих, как в этом упрекал сатана праведного Иова пред Богом ( Иов.1:9-10 ), и не по страху вечных мук гееннских, но в простоте сердца следую воле Твоей, желаю, чего Ты желаешь, потому только, что Ты того хочешь, что такова Твоя воля, Боже мой! Во-вторых, молиться должно с любовью: да будет воля Твоя ! – одного я здесь ищу и одно мыслю, чтобы во всем совершалась воля Твоя, Господи! Да величество имени Твоего, Боже мой, распространится и прославится чрез меня непотребного раба Твоего . Это одно считаю для себя величайшей честью и наградой, чтобы я достоин был благоугождать Тебе, Создатель мой, Который даровал мне разум и свободную волю как залог ближайшего общения с Тобою, моим Творцом и Спасителем.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-gos...

Святейший Патриарх Алексий наградил архиепископа Хустского и Виноградовского Марка орденом преподобного Серафима Саровского II степени 28 июля 2008 г. 09:00 Высокой церковной награды архиепископ Хустский и Виноградовский Марк удостоен во внимание к усердному служению и в связи с 20-летием архиерейской хиротонии. Ниже приводится текст поздравительного послания Святейшего Патриарха Алексия архиепископу Марку. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Марку, архиепископу Хустскому и Виноградовскому Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 20-летием архиерейской хиротонии. Господь сподобил Вас нести крест архипастырского служения, дабы Вы свидетельствовали о Нем, что: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Ин. 1:5), «доколе не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах» (2 Пет. 1:19). Вы ревностно и с усердием несете возложенное на Вас послушание архиепископа Хустского и Виноградовского, сохраняя православную веру и оберегая вверенную Вам паству, в тех непростых условиях, в которых пребывает каноническая Церковь Московского Патриархата на Украине. Памятуя о долге епископа, Вы призваны неустанно призывать всех верных чад Православной Церкви к духовному, молитвенному и евхаристическому общению, к жизни по заповедям Христа Спасителя, делам христианской любви и милосердия, «оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога» (Тит. 2:10). Во внимание к усердному служению и в связи с 20-летием архиерейской хиротонии полагаю справедливым удостоить вас ордена преподобного Серафима Саровского II степени. В этот день молитвенно желаю Вам, дорогой Владыка, крепости душевных и телесных сил, терпения и преуспеяния в Ваших дальнейших архипастырских трудах, во благо Святой Матери Церкви и народа Божия с усердием совершаемых. С любовью о Христе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/441338.htm...

Сделанное своими руками и руками некоторых его помощников, такими же, как и он, служителями слова, апостол продавал и на полученные деньги жил. Я думаю, жил он очень скромно. Конечно, не все могут так поступать. Архипастыри и пастыри, согласно слову Божию, имеют право питаться от благовествования (см. 1Кор.9:14 ). Однако мы должны в то же самое время взирать на святого апостола Павла, который, проповедуя, сам добывал себе средства для существования, чтобы никого не соблазнить, и таким образом показал нам пример бескорыстия. Мы, повторю, не можем поступать так, как апостол Павел, но быть бескорыстными, как он, обязаны. Да, мы пользуемся от своих пасомых материальной поддержкой, но проповедуем мы не ради нее, попросту говоря, не ради денег. Необходимо всегда об этом помнить, чтобы у нас, пастырей, не возникло, как говорит один прекрасный церковный писатель, архиепископ Иоанн (Шаховской) , бытового материализма. Есть материализм идеологический, а есть бытовой: человек вроде бы верит правильно, а в быту ведет себя как материалист. «Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (ст. 34). Апостол Павел зарабатывал не только на себя, но и на тех, кто был возле него, — таким он был щепетильным. Более того, апостол Павел не желал себе награды за то, что проповедовал: он считал, что обязан это делать, что он исполняет свой долг. Но он хотел, чтобы Бог наградил его за то, что он, проповедуя, не пользовался ничьей материальной помощью, не брал ни от кого денег. Вот за эту малость (малость по сравнению с прочими апостольскими трудами) он хотел получить награду от Бога, ибо находил, что этим он сделал больше, чем должен был сделать как апостол. Мы должны подражать апостолу Павлу также и в том, чтобы сделать больше, чем обязаны, хотя, может быть, и не точно в таком виде. «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых (то есть тех, которые могут соблазниться. — Схиархим. А.) и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: „блаженнее давать, нежели принимать“» (ст.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Сей преподобный от руки Венчающего милостью и щедротами получил большое богатство. Поразмыслив, что иноку неприлично иметь его, и возлюбив благолепие дома Господня, он все, что имел, отдал на украшение церковное, оковав многие иконы в церкви Печерской серебром и золотом. В то же время украшал он и душу свою, как церковь Бога Живаго и образ Его, но не серебром и золотом вещественным, а чистой любовью и всякими добродетелями иноческого закона, говоря о благолепии своем с пророком: Благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата и сребра (Пс. 118, 72). Сему преподобному случилось немалое искушение после того, как он истратил свое имение на украшение церкви и сделался бедным. Все стали пренебрегать им. Злохитрый прелестник диавол начал тогда внушать ему, что он не получит никакой награды за потраченное на украшение церкви богатство, а лучше было бы раздать его нищим. Блаженный, не поняв искушения, впал в отчаяние и начал жить в нерадении и всяком небрежении, проводя дни свои бесчинно. Но вот, Щедрый и Праведный, вспоминая прежние добродетели блаженного, спас его от погибели таким образом. Он навел на него лютую болезнь; больной, находясь при смерти, лежал с закрытыми глазами семь дней, едва дышал. В восьмой день пришли к нему все братия и, видя его тяжелую кончину, удивлялись, говоря: «Горе душе брата сего, ибо в лености жил он и во грехах, а ныне же видит нечто душа его и мятется, будучи не в силах выйти из тела». И вдруг блаженный Еразм встал, как будто бы не болел, сел и сказал братии: «Отцы и братия! Воистину как вы говорите, грешен я и не покаялся, но ныне явились мне преподобные отцы наши Антоний и Феодосий и сказали мне: «Мы молились о тебе Господу Богу, и Он даровал тебе время покаяния». Потом видел я и Пречистую Богородицу, как на иконе, имеющую на руках Сына Своего, Христа Бога нашего, и множество святых с Нею, и Она сказала мне: «Еразм! Так как ты украсил церковь Мою и возвеличил ее иконами, то и Я украшу тебя и возвеличу славою в Царстве Сына Моего, ибо нищих всегда имеете с собою, церковь Мою не везде имеете. Встань теперь, покайся и прими великий ангельский образ, в третий же день я возьму тебя к Себе, возлюбившего благолепие Моего дома»». Сказав это, блаженный Еразм начал исповедывать перед всей братией грехи свои без всякого стыда, затем пошел в церковь и был здесь пострижен в схиму, а в третий день, по проречению Пресвятой Богородицы, отошел ко Господу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Скачать epub pdf Седмица 8-я по Пятидесятнице О закваске Понедельник Мф. 16:1–6 1Кор. 9:13–18 Однажды Господь сказал ученикам: «Смотрите, берегитесь от закваски фарисейской и саддукейской» … Каждая закваска на свой лад преображает вещество, и, если сразу употребишь не ту, то потом не поправишь дело. А закваска фарисейская всё, к чему прикасалась, пропитывала вкусом лжи, лицемерия. Вот фарисеи просят Иисуса «показать им знамение с неба». Казалось бы, что тут плохого? Но Господь резко ответил: «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамение времён не можете?» Если Господь укорил их, значит, они могли и обязаны были узнать это время, не наступающее, а уже наступившее, и Господа, не грядущего, а уже пришедшего. А раз не узнали, значит, просто и не хотели узнать. А, значит, и спрашивали с целью – искусить Господа, значит все вопросы их были заквашены сатанинской закваской, противоестественным желанием не услышать на них вразумительного ответа. А, значит, чем больше они ходили за Господом, чем больше видели и слышали, – тем сильнее отравляли себя, возрастая во лжи и в противлении истины. И совсем другая закваска в душе Божьего человека. Апостол Павел пишет в послании к Коринфянам, что Самим Богом установлено: священнодействующим питаться «от святилища», брать «долю от жертвенника». Но Апостолу закваска бесконечной любви к Богу не давала воспользоваться «ничем таковым». Он никого не осуждает: добросовестный наёмник тоже достоин уважения. Апостол только о себе и только с голоса совести говорит: «если я благовествую, то нечем мне хвалиться; потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! За что же мне награда?» – продолжает он. – (Иные тут скажут: «вот, и он о награде хлопочет!» – Ну разве не естественно любящему ждать награды как плода своей любви, как свидетельство угодности и взаимности? Ведь и Сам Сын Божий, исповедав свою совершенную любовь к Отцу словами: «Всё Моё Твоё», – исповедал и надежду на столь же совершенную награду: «и Твоё Моё» …) Так «за что же мне награда?» – размышляет Апостол. – Неужели только за то, что я делаю дело, которое и так обязан делать, как единственное возможное для меня, и при том – доставляющее мне величайшую радость? Апостол не может вменить этого себе в заслугу. Награду же он надеется получить – «за то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моей властью в благовествовании» … Так, не зная покоя в своём святом деле и имея полное моральное право «жить от благовествования», он ещё ухитрялся и простым ремеслом зарабатывать себе на жизнь. И это уже его собственный подвиг, его личный дар Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010