Блаженны плачущие (о грехах своих), ибо они утешатся (получат прощение грехов). 3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блаженны кроткие, (не злобивые, не раздражающиеся), ибо они наследуют землю (ЦарствоНебесное). 4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блаженны алчущие и жаждущие правды (оправдания пред Богом), ибо они насытятся (получат оправдание, достигнут вечного спасения). 5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блаженны милостивые (сострадательные, помогающее бедным), ибо они помилованы будут (сами – на страшном суде. Мф. 25:34–36 ). 6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блаженны чистые сердцем (подавляющие в сердце худые мысли), ибо они Бога узрят (высшая степень награды). 7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блаженны миротворцы (примиряющие враждующих), ибо они будут наречены сынами Божиими (уподобляются Сыну Божию, примирившему человека с Богом). 8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блаженны изгнанные за правду (те, которые переносят гонения и притеснения за благочестивую и добродетельную жизнь), ибо их есть Царство Небесное. 9. Блажени есте, егда поносят вам, и изженут и рекут, всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня (блаженны гонимые за веру во Христа – за исповедание её). – Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. – Радуйтесь и веселитесь, ибо велика, ваша награда на небесах (великая награда готовится на небесах). По возгласе: Премудрость, прости. – Вход с св. Евангелием. Лик: Приидите поклонимся и припадем ко Христу. Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых поющия Ти: аллилуйя. – Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси нас, Сыне Божий, воскресший из мертвых, поющих тебе: аллилуйя! Прокимны воскресные пред Апостолом: Гл. 1 : Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. – Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя ( Пс. 32:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В канонах часто встречаются ссылки на ветхозаветные тексты. В 21-м правиле святого Василия цитируется пророк Иеремия (3, 1) и Книга Притчей (18, 23): «Аще муж, сожительствуя жене, и потом не довольствуяся браком, впадет в блуд, таковаго почитаем блудником и надолго оставляем его под епитимиею. Впрочем, не имеем правила подвергати его вине прелюбодеяния, аще грех соделан с свободною от брака. Ибо речено: пребюбодейца сквернящися осквернится и к мужу своему не возвратится. Такожде: держащий прелюбодейцу безумен и нечестив». На эти же места из Иеремии и Притчей ссылаются и отцы Трулльского Собора в 87-м правиле. В 16-м правиле VII Вселенского Собора цитируется Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Исполнилось в них написанное: мерзость грешникам благочестие ( Сир. 1, 25 ), то аще обрящутся некие, посмевающиеся носящим простое и скромное одеяние, епитимию да исправляются...» По словам епископа Никодима (Милаша) , «предписания (ветхозаветного) законодательства сохраняют свою силу в Христовой Церкви настолько, насколько она сообщила им эту силу, руководствуясь принципом, выраженным в заключении… Апостольского Собора» 64 . 4.3. Новый Завет, как источник церковного права Иначе обстоит дело с Новым Заветом. Заповеди Христовы, как прямое выражение Божественной воли, обязательны для Церкви; они составляют краеугольный камень её учения и жизни. Некоторые из этих заповедей касаются устроения Церкви и взаимоотношений между её членами, а также церковных Таинств. Господь установил Таинство Крещения: «Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ( Мф. 28, 19 ), и Таинство Евхаристии: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Моё...» ( Лк. 22, 19 ). Спасителем установлено и Таинство покаяния: Господь вручил Апостолам, и в лице их священству, власть разрешать грехи: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18, 18 ). Посылая семьдесят учеников «на жатву Свою», Господь предоставил им право получать содержание от пасомых: «В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои...» ( Лк. 10, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В Свщ. Писании само место пребывания праведников после частного суда называется " раем " (Лк. 23, 43, 2 Кор. 12, 4); " Царством небесным " (Мф. 8, 11; о, 3; 5, 10); " Царством Божиим " (Мф. 6, 33, 1 Кор. 15, 50); " Домом Отца " (Ин. 14, 2); " Иерусалимом вышним " (Гал. 4, 26); " небесами " (Лк. 12, 33-34). Место нахождения праведников есть пребывание со Христом, Который сказал ученикам: " ...приду опять и возьму вас к Себе " (Ин. 14, 1-3). Разбойнику благоразумному Господь сказал: " ...истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " (Лк. 23, 43). В Первосвященнической молитве Господь говорит: " ...хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою " (Ин. 17, 24). An. Павел говорит: " ...имею желание разрешиться и быть со Христом... " (Флп. 1, 23). Это состояние праведников в Свщ. Писании рассматривается как получение награды за добродетельную жизнь, например: " ...готовится мне венец правды... " (2 Тим. 4, 7-8). Так пишет ап. Павел Тимофею в предчувствии своего конца. Праведники в раю или в Царстве Божием утешаются, как, например, Лазарь из евангельской притчи. Состояние святых есть пребывание в славе (Откр. 4, 4; 6, 9-11; 7, 9). Состояние праведных есть состояние покоя или успокоения от трудов: " ...они упокоятся от трудов своих... " (Откр. 14, 13). An. Павел сравнивает этот покой с покоем Бога в 7-й день: " Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих " (Евр. 4, 10). Но покой Божий по окончании дел творения не есть состояние бездействия, потому что Бог хотя и не создает новых видов существ, тем не менее непрестанно промышляет о всем мире. Поэтому состояние праведников не есть состояние праздного ожидания и бездеятельности или некое подобие сна — это состояние деятельное, которое предполагает молитву, личностное общение и познание. О познании апостол говорит: " ...теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан " (1 Кор. 13, 12). О том, что состояние праведных предполагает их общение между собой, говорит Господь: " ...многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном " (Мф. 8, 11). Усопшие узнают друг друга, например, богач, Лазарь и Авраам. Это общение есть общение не только между собой, но и с Ангелами (Евр. 12, 22-24). 1.3.2. Состояние душ грешников после частного суда

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

В этих словах ничто иное, как выделение жертвы из стада, отсечение от предков и потомков. «И кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» – здесь ведение к месту заклания. «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу ради Меня сбережёт её». Здесь уже – самоё заклание. Апостол объясняет, каким образом оно должно совершаться: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать. Что есть воля Божия, благая, угодная, совершенная». И мы знаем из истории Церкви, как святые пророки, апостолы и праведники переставали сообразовываться с безбожием, с суетой, с ложными ценностями и буквально умирали для мира. Но всегда, где есть жертва, есть и участники жертвенника ( 1Кор. 10:18 ). В Ветхом Завете первыми всегда были животные, а вторыми – люди. Участник жертвенника – это тот, кто хотя и понимает необходимость жертвенного служения, но сам ещё не имеет решимости стать «живой святой, благоугодной» жертвой Богу. Господь и их не лишает надежды; Он говорит: «Кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика (например, Апостола ради того, что он Апостол Христов), истинно говорю вам, не потеряет награды своей». Кто чтит, помогает чем может человеку ради того, что он – служитель Христов, кто принимает такого человека, тот, как говорит Господь, «принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня»… Вот как через очень малое и всем доступное открывается возможность участия и в великом жертвенном служении совершенных христиан, и через это – в величайшем жертвеннике Креста Господня. Думается, что, когда мы только читаем о подвигах святых угодников Божиих, когда удивляемся им и вздыхаем о своём несовершенстве, мы тоже не остаёмся в стороне от этого Жертвенника … Поэтому не будем упускать возможности сделать хоть самую малость во имя Христово; а также, видя великое служение других, перестанем, по совету Апостола, думать «о себе более, нежели должно думать», но всегда «скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Весной 2014 года исполнилось 60 лет служения отца Владимира у престола Божия. О личном вкладе отца Владимира в возрождение славы Церкви и Отечества свидетельствуют его высокие церковные награды - орден святого равноапостольного князя Владимира, серебряная медаль святого апостола Петра, звание митрофорного протоиерея и многие другие регалии. А через несколько месяцев родные и духовные чада провожали батюшку туда, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Земное упокоение обрел он у стен восстановленного им храма, в котором он верой и правдой служил Богу и людям. Верится сердцу, что Господь уготовал своему верному служителю, протоиерею Владимиру Афанасьевичу Ноздрачеву, по вере его и по воистину евангельской любви к ближним, к Церкви и к Родине, место в светлых Небесных обителях. Верится, в наши нелегкие, наполненные искушениями и бедами годы, что и Землю Русскую не оставит Господь Своею неизреченной милостью. Верится сердцу...» «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 7-8), - учит нас Святое Евангелие. Верим, что жил Христос в чистом и по-детски добром сердце нашего пастыря, учившего нас различению добра и зла, любви к Родине и ближним, указавшего многим и многим путь ко спасению в безумствующем мире, исполнившего самой жизнью высшую заповедь Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Стихи из книг Ларисы Кудряшовой, посвященные духовному наставнику: Рождествено Отцу Владимиру Ноздрачеву с духовными чадами Колокольные звоны Рождествено, Литургии Божественный лад, Величаво, светло и тожественно Пред иконами свечи горят. Хор с любовью поет и вниманием, Свет лампад, нежный ладана дым. Снова братским церковным собранием Перед Господом мы предстоим. Седовласый и мудрый наш батюшка Правит службу, сияет Престол. В сердце входит до самого краешка Этот огненный Божий глагол.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/22/...

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» . Вопрос: В Евангелии от Матфея есть две фразы: «когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6)» и «кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32-33). Как быть в такой ситуации, рассказывать ли слабо верующим о Боге или нужно тайно веровать? Митрополит Иларион: Господь Иисус Христос говорит здесь о двух разных вещах. В первом случае говорит о том, что молитва не должна быть демонстративной и показной, как это имело место в практике фарисеев, которые останавливались на улицах, начинали молиться для того, чтобы люди их восхваляли. Мы ничего не должны делать напоказ. Не только молиться, но и милостыню мы не должны давать напоказ. Об этом Христос говорит: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6:3), потому что если ты получишь награду от людей, если ты получишь от них похвалы, то ты лишишь себя награды от Бога. Во втором изречении, которое Вы процитировали, Господь говорит о публичном исповедании веры в Него. Это то, к чему всегда призывала Церковь. Мы говорим о том, что Господь Иисус Христос создал Церковь не только для домашнего употребления. Есть, конечно, ситуации, когда люди должны хранить втайне свою христианскую веру для того, чтобы сохранить свою жизнь. Как, например, в советское время очень многие люди веровали тайно: они ходили в церковь, но этого не афишировали и это всячески скрывали. Или как сейчас в некоторых мусульманских странах, христианам приходится скрывать свою веру. Но в нашей стране нет никакой необходимости скрывать свою веру, а рассказывать неверующим и слабоверующим людям нужно в том случае, если они готовы Вас услышать. Здесь Вы сами должны почувствовать: хочет человек от Вас услышать слово о вере или не хочет. Если не хочет, то и не говорите. А если чувствуете в нем готовность Вас услышать, то говорите.

http://patriarchia.ru/db/text/5843054.ht...

«Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» ( Откр.3:3 ). Господь говорит, что христианам нужно вспомнить то откровение, которое получила Церковь , и поменять всю свою жизнь, посредством жизни церковной. Бог испытывает все Церкви, ведь Он смотрит, в первую очередь, на христиан, потому что для Него важнее всего они, Его дети. Для них Он бодрствует и следит, чтобы христиане не заснули. А если не будем бодрствовать, то Господь обещает прийти внезапно – как тать. Как Христос говорил, так и случилось: история христианских монархий кончилась чудовищной кровавой судорогой великих войн и революций, которые охватили всю вселенную. Но это предостережение касается не только Церкви Нового времени, но и нас: если мы не раскаемся, то Господь внезапно придет и к нам в день, в который не ожидаем, и в час, в который не думаем (Ср.: Мф.24:50 ). «Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны» ( Откр.3:4 ). Неправильно говорить, будто все Церкви загнивают и нет в среде их праведников. Некоторые сохранили себя в первозданной чистоте, потому что были верны Господу, хотя в сумме таких гораздо меньше, чем в предыдущую эпоху. Однако будет неверно утверждать, что происходит постепенное затухание духовности. Господь иногда гасит некоторые светильники, а другие зажигает, но Он не говорил, что XXI век будет менее благочестив, чем век XIX. Это зависит от того, кто ходит между золотыми светильниками, а не от человеческих расчетов. И эпоха в этом вопросе не играет никакой роли. Главное – это верность христиан и любовь Христа. Взаимоотношения любящего Господа и любящих христиан меняют судьбы вселенной, потому что ради них и существуют небеса и звезды. «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» ( Откр.3:5–6 ). Белые одежды – это знак абсолютной чистоты, великой награды, будущей славы, которую дает Господь. Они сделаны не из ткани, а из света. Господь говорит, что не изгладит имен побеждающих из Книги Жизни. А для записи в Книгу Жизни существует специальный обряд – это Таинство Крещения. 36 Но Господь может и стереть имя крестившегося из Книги, если этот человек злодействует и ходит путем нечестивцев. А имя того, кто победит, не будет стерто никогда.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Государственные законы императорской России предоставляли духовным лицам большие преимущества и отличия. Архиереи приравнивались к особам трёх первых классов по Табели о рангах – высшим военным и гражданским чинам. Актом 1869 года совершеннолетним детям священнослужителей, не состоявшим на церковной службе и не обучавшимся в духовных школах, были предоставлены права личных дворян, а детям церковнослужителей в аналогичных случаях – права почётных граждан. Со времён императора Павла I духовные лица сопричислялись к орденам (за исключением тех, которые были приняты Российской короной от Польского королевства: Станислава и Белого Орла); награждение этими отличиями влекло за собой присвоение прав личных и потомственных дворян. В наше время, когда сословный строй упразднён, священнослужители не имеют никаких привилегий в гражданских правоотношениях, но, как и все граждане, они могут получать государственные награды, почётные звания и т. д. Пятая привилегия по католическому праву – право посильной ответственности по судебным взысканиям (privilegium competentiae). Заключалось он в том, что имущество клириков, составляющее их материальное обеспечение, не могло быть взыскано и за долги. Российское законодательство такой привилегии духовенства никогда не знало. 25. Монашество и монастыри 25.1. Происхождение и сущность монашества Слово «монах» (μοναξος) означает «уединённый». На православном Востоке монахи называются также калугерами (добрыми старцами). Монашество – особое состояние в Церкви, при этом, однако, оно не представляет собой третьего, наряду с клириками и мирянами, сословия в церковном народе, поскольку одни монахи принадлежат к чину клириков, а другие, как и простые миряне, не имеют сана. Монашество – институт, выросший исторически, но корни его заложены уже в самой Евангельской проповеди . Господь Иисус Христос призывал Своих учеников к совершенству и отречению от благ мира. Путь к такому отречению лежит и через обет девства. В Евангелии сказано: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; есть скопцы, которые оскоплены от людей; есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19, 10 – 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Далее апостол Павел показывает, что христианин не принадлежит человеку, который совершил над ним таинство (очевидно, коринфяне придавали большое значение тому, кто кого крестил). Крещение – это просто дверь в Церковь. Не так важно то, кто открыл эту дверь, как то, что ты в нее вошел. «Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать» (1Кор.1,14-17) – пишет святой апостол. Крестить - дело нетрудное. В экстренном случае крестить может и мирянин. А вот привести человека ко Крещению гораздо труднее. Многие богословы и проповедники даже превозносят благовестие над таинствами. Таинства совершает Бог, и от человека здесь требуется немногое – правильная вера, и молитва предстоятеля и общины, совершенная по установленному Церковью чину. Благовестие же, хоть происходит не без силы Божией, все же требует большего усилия человека. К проповеди необходимо долго и скурпулезно готовиться, много читать, постоянно упражняться в служении слова. Если есть проповедь, но нет таинств, то полноценной церковной жизни быть не может. Но так же и отсутствие проповеди при наличии таинств означает некую ущербность церковной жизни. Бывает, в большом и богатом селе есть и храм, и батюшка, и таинства – а проповеди нет. Результат – в храме в воскресенье стоят 10 старушек, все остальные равнодушны к вере, или расходятся по сектам. Итак, братья и сестры, будем ценить уникальное чудо церковного единства, подаренное нам. Разномыслие во второстепенных, недогматических вопросах неизбежно, но и здесь, в этих спорах, мы должны оставаться христианами. Также будем помнить слова апостола Павла: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать». Совершители таинств найдутся всегда, а проповедников у нас крайне мало. На сегодняшний день служение слова у нас крайне востребовано, и Церковь нуждается в благовестниках. Пусть это будет пищей для размышления всем тем, кому возраст и образование позволяют заняться проповедью и катехизацией. Господь не оставит без награды всякого, желающего послужить Ему делом и словом. Было бы только наше желание и решимость прославить Его святое имя, достойное славы и хвалы и в сем веке, и в будущем.

http://pravoslavie.ru/105447.html

Дело в том, что елей этот особого рода: его никогда не может быть достаточно, и тем более с избытком. Не может быть у человека никаких «сверхдолжных заслуг», которыми можно было бы поделиться. И истинные праведники, день и ночь проводя в трудах, – ни во что не ставят эти труды, всё время видя перед собой Божию любовь и Божие совершенство. Именно – день и ночь, потому что – вот, уже полночь, когда, казалось бы, какая торговля? – а они искренне советуют неразумным: «чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». И неразумные послушались, пошли, и даже, и кажется, преуспели. Но всё-таки они безнадёжно опоздали, потому что приобретать надо не тогда, когда тебя уже обжигает приближение Небесного Жениха: тут уже надо припасть к Нему и омыть Ему ноги слезами. Тут же не о нищих надо заботиться, продавая для этого драгоценное миро, но – помазать этим миром ноги дорогому гостю ( Ин. 12:2–5 ). А неразумные как раз именно тут и бросились спешно продавать миро и раздавать нищим, приобретая тем самым билет на гордое и независимое право входа!.. Но ведь всё-таки горел огонь у неразумных дев! Значит, всё же было в них чему гореть, значит, всё-таки не совсем чужды Господу были они… Да, Господь и подавшего стакан воды обещал не оставить от награды. Награда же – и есть огонёк радости в душе и чувство успокоенной совести. И беда наша, что – теплится огонёк – и ладно! Так и от добрых дел ищем лишь человеческой благодарности, и от молитвы – лишь благодарных ощущений. И ухитряемся так же относиться даже к высоким духовным дарам. В древней Церкви, например, были разные степени даров Святого Духа: дар вдохновенного говорения иными языками, дар истолкования языков, дар пророчества. Говорение языками было великим утешением для христианина. Говорит!.. – радостно ощущал он, когда неведомая сила исторгала из уст неведомые ранее слова. и Апостолу приходилось возвращать таковых к реальности: А что, если в это время, – говорит он, – «войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» «А потому говорящий на незнакомом языке» не успокаивайся на этом, но «молись» о большем, о даре истолкования» ( 1Кор. 14:13 ). И тогда, если вы пророчествуете, «и войдёт кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится, и таким образом тайны сердца его обнаруживаются; и он падёт ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010