Девятая заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Эта заповедь, прежде всего, запрещает ложные, то есть не соответствующие истинному положению дел, заявления участников судебного разбирательства. Суд должен выявить истину, а лжесвидетельство препятствует праведному суду как торжеству Божией правды. Свидетель в суде свидетельствует перед Самим Богом ( Лев 19:15–16 ). В широком смысле девятая заповедь указывает на то, что правдивость, то есть отказ от лжи, является религиозным долгом человека, стремящегося в своей жизни следовать воле Божией. Бога обмануть нельзя, ибо Он — сердцеведец и ничто не может укрыться от Его взора. Лжесвидетельство в суде и ложь, допускаемая людьми в обыденной жизни, являются грехом против Бога, поскольку противоречат заповеданному Богом устроению человеческой жизни. Особой разновидностью лжи в современном мире являются сознательные манипуляции словом и информацией, осуществляемые посредством сокрытия, либо искажения каких-то сведений с целью оказания нужного влияния на человека, группу людей или общество в целом. Десятая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего». Эта заповедь, в отличие от предыдущих, запрещает сами желания, внутренние устремления, которые являются греховными (например, зависть). Таким образом, десятая заповедь Декалога требует от человека, стремящегося следовать воле Божией, быть праведным не только в своих деяниях, но и в своих помыслах, ибо Бог смотрит на сердце человека и заботится о его внутреннем устроении. Противостоять греху следует уже тогда, когда он только зарождается в неправедном человеческом желании. § 4. Евангельские заповеди Нравственные заповеди Господа Иисуса Христа содержатся в Евангелии. Наиболее полно и последовательно они изложены в Нагорной проповеди ( Мф 5:312 ; Лк 6:2023 ). Бльшая часть евангельских заповедей имеет форму не повелений и запретов, а утверждений. Первые девять заповедей Нагорной проповеди — «заповеди блаженства», название которых происходит от того, что они начинаются словом «Блаженны». Этим словом Господь указывает на духовно-нравственные качества христианина, которые приближают его к спасению в этом мире и открывают путь к вечному блаженству в грядущем Царстве

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

«Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исх. 23:4—5). Значит, призыв вернуть врагу потерявшееся животное или помочь развьючить его — это то зерно, из которого вырастают новые отношения между людьми. Когда дружба или вражда отходят на второй план, то обнаруживается нечто гораздо более важное — необходимость в уважительном отношении к другому человеку, в оказании ему помощи — то, что можно назвать богословием протянутой руки, руки, поданной не только другу, но и врагу. Эта тема, одна из магистральных в Евангелии, находит свое завершение во втором явлении Иисуса в Евангелии от Иоанна. Иисус напоминает здесь о том, о чем говорил в Нагорной проповеди. Появившись в книге Исход, эта тема переживает ряд трансформаций в книгах Премудрости и у пророков, пока не выливается наконец в Нагорной проповеди в формулу о любви к врагам. Конечно, это очень трудно, почти невозможно — любить врага. Но Иисус не предлагает мораль запретов и разрешений, как это было до Него и как это бывает теперь: это запрещено, а это разрешено. Иисус дает нам мораль направления, мораль идеала, к которому важно стремиться, по дороге к которому нужно идти, но который, подобно вершинам Гималаев, для большинства остается недоступным. И, тем не менее, ориентиром, вне которого христианство невозможно. Эта мораль во многом связана со словом шалом. Иисус говорит: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21). Но об этом уже говорилось в 17-й главе, в прощальной беседе. Мир, который Иисус оставляет ученикам, уникальность отношений между Ним и Отцом — основные темы прощальной беседы. Первосвященническая молитва Иисуса содержит в себе тему посланничества. Об этом же речь идёт в Евангелии от Матфея. Дело в том, что в Евангелии посланный — по-гречески апостолос — равен пославшему его, в фигуре посланника присутствует полнота пославшего, поэтому к посланнику нужно относиться как к пославшему его. Иисус оставляет учеников Своими заместителями, посланниками. И коль скоро каждый из учеников является Его заместителем, то и отношения начинают складываться между ними (а следовательно, и между людьми вообще) совсем иначе, чем они складывались прежде. Мы должны помнить: любой человек оставлен Иисусом в качестве Его заместителя — кем бы он ни был. Это, наверное, очень трудно понять и ещё труднее принять, но в этом смысл того, о чем говорит нам Христос.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Еще один важный аспект христианского отношения к Декалогу заключается в том, что с обретением полноты Божественного Откровения, свершившегося в воплощении Сына Божьего и Его Искупительном подвиге, ветхозаветные заповеди отныне не считаются основным содержанием завета между Богом и человеком . Христос указывает, что главными нравственными заповедями, покрывающими содержание всех остальных десяти, являются следующие: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22:37–40 ). Именно на них, по слову Господа, «утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:40 ). Таким образом, сохраняя духовное преемство с Законом Моисеевым, Иисус Христос наполняет его новыми глубокими смыслами, поднимает планку нравственных требований на неизмеримую высоту, призывая человека в первую очередь следовать не букве, а духу закона, сообразуя свои действия с заповедями любви к Богу и ближним. Заповеди блаженств В Нагорной проповеди Иисус подтвердил преемство Нового Завета с Ветхим и раскрыл человечеству в полноте глубинное содержание Моисеева Закона. Нагорная проповедь – это своего рода квинтэссенция Евангельского учения, сформулированного в виде так называемых «заповедей блаженств». Христос произнес эту проповедь в ответ на ожидания и чаяния евреев, предполагавших, что Мессия принесет богоизбранному народу политическую свободу от римского владычества, поработит Израилю все земные народы, дарует земное блаженство и благополучие, положив конец его страданиям и унижениям. И Господь отвечает на эти мысли и чувства, открывая людям, что есть настоящее счастье и блаженство. Наиболее полно Нагорная проповедь изложена в 5-й главе Евангелия от Матфея. Приведем здесь текст самих заповедей блаженств, которые составляют лишь часть этой проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Заповеди Блаженства — путь в рай    Начинается Нагорная Проповедь девятью Заповедями Блаженства. Эти заповеди дополняют ветхозаветные Десять Заповедей, данные Моисею на горе Синай. Ветхозаветные заповеди говорят о том, чего нельзя делать, в них дышит дух строгости. Новозаветные, напротив, говорят о том, что надо делать и в них дышит любовь. Древние Десять Заповедей были написаны на каменных плитах (скрижалях) и усваивались внешним изучением. Новозаветные же пишутся Духом Святым на самих скрижалях верующих сердец. Вот текст этих бессмертных заповедей.    «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:1-12).    Замечательно в этих новозаветных заповедях то, что каждая из них начинается словом «блаженны». В то время, как ветхозаветные заповеди действуют путем запрета и угрозой наказания, новозаветные поощряют к добру, влекут ввысь к нескончаемой радости у Бога.    Со времени грехопадения наших прародителей люди утратили подлинное счастье и даже правильное о нем представление. Само слово «счастье» стало звучать, как несбыточная мечта, недосягаемый идеал. Но Господь Иисус Христос предлагает людям счастье, как конкретную, достижимую реальность. И здесь обещание относится не только к будущей райской жизни, но оно начинает осуществляться уже и сейчас, по мере того, как человек освобождается от гнета греха, обретает мир совести и удостаивается благодати Духа Святого. Именно Дух Святой дает человеку такую неизреченную радость, что с нею не могут сравниться никакие житейские удовольствия. Читая жития святых, мы видим, что истинные христиане, ради сохранения и усиления в себе благодати Божией, готовы были идти на любые жертвы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И такая-то строгость законов не спасла общества от ужасного разврата. Но наши церковные каноны никогда не доходили до такой строгости, как это можно, для примера, видеть из 4 правила Трулльского собора: «Аще кто, священно или церковнослужитель, с женою, Богу посвященною, совокупится, да будет извержен из священного чина, яко Христову невесту поругавший; аще же мирянин, да будет отлучен от общения церковного» 168 . Против такой ненормальности в жизни, против такой распущенности нравов, разрушавшей в самом корне семейный очаг, Христос возвысил свой голос в Нагорной проповеди : «Сказано древним, говорил он, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную» 169 . «А Я говорю вам, кто разводится с женою своею, кроме вини любодеяния (παρεχτοζ Δγου πορνειαζ), тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» 170 . С христианско-идейной точки зрения, брак, как установленный Самим Богом, есть добро, а развод, следовательно, есть зло. Но Бог не может творить зла, творит его человек. А потому развод, как действие, противное установлению Бога как зло само в себе, не может быть признано и допущено Богом, – это есть дело человеческое. Эту мысль о нерасторжимости христианского брака и выразил Христос так ясно в своей Нагорной проповеди : «Всякий, кто женится на разведенной, тот прелюбодействует», потому что она – жена другого. И всякая, разведенная с мужем, когда вступает в новый брак, прелюбодействует, потому что у нее есть уже муж. И этот путь прелюбодеяния начинается с момента развода, который дает ей фактическую возможность вступить в брачную связь с другим лицом. Оговорка, вставленная здесь Христом, – «кроме вины любодеяния», – только подтверждает сказанное нами и отнюдь не разрешает развода, потому что он уже фактически состоялся. Жена, изменившая своему мужу, а равно и муж, нарушивший супружескую верность, фактически расторгли брачные узы, введши третье лицо между собою. Целое, состоявшее из двух половин, раскололось на две совершенно разные половины посредствующим между ними третьим лицом. Формальный развод только констатирует то, что в действительности уже совершилось, и дает полную свободу продолжать для одного начатое, а для другого начинающееся прелюбодеяние. Разрыв брака, учиненный преступною волею человека, не может быть санкционирован Богом, установившим и благословившим брачный союз. Бог может только прощать вину человеку и в случае покаяния, восстановлять порванную связь. Для этого им установлено таинство покаяния, а не «развод», какового «таинства» нет и не может быть в Христианстве! По учению ап. Павла, второй брак, а не развод допускается. Но этот второй брак бывает только по смерти мужа, а отнюдь не при живом муже. О естественных аномалиях в брачной жизни, дающих повод к расторжению брака – речь впереди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Итак, Апостол прямо и категорически приписывает приведенные выше слова Иисусу Христу, тщательно подчеркивая, что первые слова принадлежат не ему, а Господу, и отделяя их от последующего поучения, принадлежащего самому Апостолу. 34 И действительно, внимательный анализ относящихся к этому вопросу слов Христовых в Нагорной проповеди ( Мф. 5:31–32 ; Лк. 16:18 ) совершенно ясно указывает, как логически подразумеваемая в этих словах, но expressis verbis не выраженная, формула запрещения развода восполняется текстом Ап. Павла. Он является именно третьим членом в поучении Нагорной проповеди о разводе. Ибо после стихов 31-го и 32-го 5-й главы Евангелия от Матфея логически необходимо должно находиться следующее «повеление», передаваемое Ап. Павлом. 35 3 (Итак) жена да не разводится с мужем, и муж да не оставляет жены своей. 4. В столь же категорической форме Ап. Павел ссылается на «слово Господне» и в другом знаменитом своем поучении, а именно об умерших ( 1Фес. 4:13 ): «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении о умерших, – говорит Апостол – дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды», и пр. «Ибо сие говорим вам словом Господним, что 4 все мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (ст. 15–17). «Итак, – заключает Апостол, – утешайте друг друга сими словами» (ст. 18), т. е. очевидно, именно, словами Самого Господа. Они принадлежат к большой эсхатологической речи Христа Спасителя, записанной у всех трех синоптиков (ср. Мф. 24:30, 31 ; Мк. 13:27 и краткий текст Лк. 21:27 ), но, очевидно, не с буквальной и исчерпывающей полнотой Св. Ефрем Сирин и приписывает это изречение непосредственно Христу Спасителю. 36 5. Наконец, в Послании к Галатам (которое так же, как оба Послания к Фессалоникийцам, является одним из первых по времени Посланий Ап. Павла, – вероятно, около 53-го года по Р. Хр.), находится следующая заповедь, которую Апостол прямо называет «законом Христовым» (6:2):

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/agrafa-...

Когда Иисус Христос обозначает заповедь любви как вершину закона, Он придает ей новый смысл. Это особенно очевидно, когда Он провозглашает ее в 6-й антитезе ( Мф. 5:43–48 ) или в притче о милосердном самарянине ( Лк.10:25–37 ). Он возвышает ветхозаветную заповедь, усиливает ее, делает универсальной. Как это показывает Нагорная проповедь , именно через заповедь любви должен рассматриваться весь закон. В устах Иисуса Христа она становится, как верно толкует ее ( Ин. 13:34 ), «новой заповедью», и ее реализация становится, как объясняет ( Рим. 13:8–10 ), наилучшим «исполнением закона». Б) «Исполнение закона» Самый общий взгляд на закон, представленный антитезами Нагорной проповеди, описан в преамбуле к ним ( Мф. 5:17–20 ). 1 . Вступление к каждой из антитез («Вы слышали, что сказано древним…») представляет новое понимание Иисусом Христом ветхозаветных заповедей, то есть Торы в целом. Согласно Ему, закон по своему содержанию есть право, принципиально предполагающее, что зло – реальность, которую чисто человеческими силами невозможно преодолеть, но можно лишь в известной степени приглушить. Таков образ Торы, как она видится ретроспективно, из абсолютной заповеди Иисуса Христа. 2 . В преамбуле к антитезам ( Мф. 5:17–20 ) Иисус Христос отвечает на вопрос, который естественно возникал по причине Его свободного отношения к заповедям: Не нарушает ли Он закон в целом, то есть, не призывает ли Он к отмене закона? Современная экзегетика согласно утверждает, что вся Нагорная проповедь представляет собой характерную для Евангелиста Матфея композицию. Преамбула к проповеди была не только включена в эту композицию, но и сама сформирована в результате редакции предания. Евангелист заимствовал из предания (Q) изречение Иисуса Христа: «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5:18 пар. Лк. 16:17 ) и добавил к этому изречению его интерпретации: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. … Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мф. 5:17, 19 ). При этом Евангелист, возможно, и здесь воспроизвел элементы предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Люди всегда ценят человека, знающего и любящего свое дело. Какова бы ни была его профессия — если он хорошо ею владеет и честно трудится, он нужен обществу и заслуживает уважения. Подобным образом и от христианина все ждут христианского образа жизни , хотят в нем видеть пример нелицемерной веры, честности, духовного настроения и любви. С другой стороны, нет ничего печальнее, как видеть христианина, который живет только земными, животными интересами. Такого человека Господь уподобил соли, потерявшей свою силу. Эта соль уже ни к чему не годна, как только, чтобы выбросили ее вон на попрание людям. Две меры праведности   «He думайте, что Я пришел нарушить Закон или Пророков. Не нарушить Я пришел, но исполнить. Ибо истинно говорю вам, доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших, тот малейшим наречется в Царстве Небесном, а кто сотворит и научит, тот великим назовется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мат. 5:17-20).   Последующая часть Нагорной Проповеди, которая идет до конца 5-й главы Евангелия от Матфея, посвящена выяснению, что такое истинная любовь. Для ясности, Господь сравнивает Свое учение с существующими у евреев религиозными взглядами. Евреи, привыкшие слышать из уст своих законоучителей обстоятельные рассуждения об обрядах и обычаях, могли подумать, что Иисус Христос им проповедует совсем новое учение, вразрез с законом Моисея. Господь Иисус Христос объясняет в дальнейшей части Своей Нагорной Проповеди, что Он проповедует не новое учение, но раскрывает им более глубокий смысл уже известных им заповедей. Ветхозаветный закон, не обладая благодатной возрождающей силой, не мог привести человека к совершенству. Он не мог помочь человеку преодолеть зло внутри себя, но, главным образом, обращал внимание человека на его поступки. При этом ветхозаветные заповеди носили негативный характер: «Не убивай... не прелюбодействуй... не кради... не лжесвидетельствуй». Ветхозаветный закон был бессилен обновить духовную природу человека. Само понятие праведности в то время было упрощенным. Человек, не совершавший грубых и явных преступлений и соблюдавший предписания обрядового закона, почитался праведным. Книжники и фарисеи кичились своим доскональным знанием всех обрядов закона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

…мимо прежнего Мюра и Мерилиза…  – «Мюр и Мерилиз» – английский торговый дом, которому принадлежал универмаг в Москве на Петровке (ныне ЦУМ). …«Белый свет»… на обложке стояло имя Глеба.  – Одна из многих деталей, подчеркивающих автобиографизм романа: «Белый свет» – так называется последняя книга рассказов Зайцева, вышедшая в России (1923). …на старой Плющихе… где у Погодина жил некогда Гоголь…  – Н. В. Гоголь гостил в московском доме Н. П. Погодина на Плющихе с сентября 1839 по май 1840 г. Москва провожала автора «Мертвых душ» на торжественном приеме, устроенном в день Николы вешнего – именинный день Гоголя. А. И. Тургенев в дневнике отметил: «9 мая… к Гоголю на Девичьем поле у Погодина, там уже молодая Россия съехалась… Стол накрыт в саду: Лермонтов…» Здесь состоялась встреча двух гениев – Гоголя и автора только что вышедшего «Героя нашего времени». …о. Виктор совершал проскомидию…  – Проскомидия (греч. принесение) – первая часть литургии, на которой совершается приготовление хлеба и вина и чудесное их пресуществление (преобразование) в тело и кровь Иисуса Христа для таинства причащения (евхаристии). …6я глава от Луки. Нагорная проповедь.  – Нагорная проповедь – «заповеди блаженства», морально-этические нормы христианства. Согласно Евангелиям от Матфея (гл. 5–7) и от Луки (гл. 6) Иисус Христос проповедь перед народом произнес, стоя на горе (отсюда ее название). В первой части перечисляются требования, предъявляемые от имени Бога людям. Каждое из них начинается словом «Блаженны». Блаженны: нищие духом, ибо их есть Царство Небесное; плачущие, ибо они утешатся; кроткие, ибо они наследуют землю; алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся; милостивые, ибо они помилованы будут; чистые сердцем, ибо они Бога узрят; миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими; изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное; поносимые и изгнанные за Бога, коим уготована великая награда на небесах. Во второй части Нагорной проповеди изложены основы кодекса Нового завета в форме противоположения его кодексу Ветхого завета. Как теперь уточняют богословы, Христос не отменяет прежнего закона, но ставит в генетическую связь с ним свой закон: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон, или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 17). Речь Христа здесь изложена так: «…сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх того, то от лукавого». Или: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». В Нагорной проповеди показывается идеальный облик высоконравственного христианина.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

Мысль о “справедливой войне” находит подкрепление в теории повиновения властям, установленным от Бога. В связи с этим чаще всего цитируются слова апостола Павла из Послания к римлянам: “Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены” ( Рим.13:1 ); “…начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое” ( Рим.13:4 ). Очень важно в данной связи и знаменитое место в Евангелии от Марка: “Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу” ( Мк.12:16 ). Наконец, идея “справедливой войны” может быть непосредственно выведена из высказывания Христа: “Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут” ( Мф.26:52 ), хотя эта же фраза часто используется и для обоснования пацифистских воззрений. Подтверждение идее “священной войны” ее христианские защитники видят в рассказе об изгнании Христом торгующих из храма: “И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал; а столы их опрокинул” ( Ин.2:15 ). Повсеместно цитируется и фраза из Евангелия от Матфея: “Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч…” ( Мф.10:34 ). Конечно, сторонники перечисленных точек зрения на протяжении веков систематически ссылались и на другие места Ветхого и Нового Завета. Необходимо, однако, отметить одно важное обстоятельство. Вопросы войны и мира в Ветхом и Новом Заветах, в целом, решаются неодинаково, и это следствие принципиального различия их этических концепций. Ригористская, основанная на праве талиона и на идее противопоставленного всем другим богоизбранного народа, ветхозаветная нравственность отличается от этики Иисуса Христа, провозгласившего, что Бог есть любовь, и призвавшего возлюбить ближнего, как самого себя. В наиболее острой форме это различие присутствует в Нагорной проповеди, где заповеди Христовы прямо сопоставлены с заповедями Моисеевыми: последние в глазах христиан становятся не ошибочными, но недостаточными, — христианская этика более гуманна, чем ветхозаветная. Именно поэтому крестоносная идея в большей степени соответствует принципам Ветхого Завета и находит подтверждение в целом ряде конкретных примеров, когда иудейский Бог сам выступает инициатором “священной войны” и покровителем воюющих (сравн., напр.: Втор.7:1 -2: “Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иеву-сеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их”) 7 . Точно так же, миротворческая идея, безусловно, ближе по духу этике Нового Завета и неслучайно находит отражение в самых важных его эпизодах и прежде всего в Нагорной проповеди 8 .

http://azbyka.ru/otnoshenie-k-vojne-i-mi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010