172 Полоцкая ркп. Григоровича Reflexye na kommissija naznacozona Warzawie z okazyi quercu disunitor (1768). П. Климент 13 сильно укорял К. Станислава за постановления последнего сейма. Станислав отвечал: не уступая не многого, потеряем все. Friese Beytrage z.d. Reformationsgesch. In Polen u. Lithaven. 2 Th. 2 B. S. 351–356. О правах диссидентов, кроме Конисского, писали тогда и многие протестанты. Замечательнее других сочинение: Eines Evang. Mitglieders d. ehemahl. Conföderation zu Thirn ausführt. Erweis der Gerechtsame d. Dissidenten u. Widerlegung d. neuest. Schriften, die kaht. Seits wider d. Rechte d. Grichen u. Evangeliken herausgekommen sind. Berlib, 1772. 173 Трактат и сепаратный акт в Ист. Унии стр. 388. 371. Надгробное Слово Конисскому – соч. Пригоровского. Христ. Чт. 1843. ч. 4. стр. 407. 174 Письмо к Мелиссино: «Полотский униатский архиепископ Снюгоржевский, да коадъютор епископии владимирской Г. Молодовский, также оффициял епископа луцкаго, именем его, имеют со мною частые уговоры, желая, оставив папскую над собою юрисдикцию, присоединиться по-прежнему к греко-восточной православной церкви... И то делают они не сами собою, но и от прочих братий своих епископов; понеже на них, яко ученейших, все прочие слагаются. Я советовал им, relictis ambagibus, прямо послать о таковом желании челобитную к Её Величеству. Но они опасаются еще решаться на то, сказывая: учиним-де таким образом crimen contra statum. 2, 219. Сл. письмо к Переслав. Еписк. Гервасию 2, 224–226. Ист. Унии стр. 413. 175 Письмо к К. Репнину. 2, 227 –229. Объявление было подано в Варшаве, о чем говорил Георгий в письме (от 29 февр. 1768 г.) и Гр. Панину, 2, 231. Здесь же он писал, что в повете оршанском уже начались мучения за возвращение к православию. 177 В письме к Репнину от 7 нояб. 1767 г. он объяснял политическую и нравственную справедливость такого требования. От 10 декаб. 1767 г. он просила Обер-Прокурора Мелиссино представить мысли его о сем предмете Императрице. На письма от 1 марта 1768 г. видно, что Мелиссино выполнил желание Архипастыря, но Императрица не согласилась с мыслями Георгия, и смиренный Георгий поручил дело воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

142. Царя Иоанна Васильевича Грозного († 1584 г.) послания: к Курбскому (изд. Устряловым), в монастырь Кириллов (изд. в Ист. иер. IV, 421–479), к архиеп. Гурию (Татищева Судебник), к Максиму Греку о ереси Башкина (Ист. акт. I, 161), писаны весьма красноречиво и показывают в сочинителе обширное знакомство с сочинениями и житиями св. отцов; но вместе обличают тревожный дух и отсутствие теплоты душевной – спутника искренности благочестивой. Гораздо более цены нравственной имеют: речь Иоанна к народу на лобном месте (Царств. кн. СПб. 1768 г.); речи и вопросы его собору 1551 г. (в Стоглавнике). Другие сочинения: состязание с Поссевином (Русск. вестн. 1842 г. 11, 12); молитва к князю Михаилу Черниговскому (Снегирева Памяти. прибавл. стр. 4, 5); духовное завещание. Последнее писано нарядным слогом, душею человека, думающего не о смерти, а о том, как бы подольше прожить на воле страстей, без всякой помехи. «По множеству беззаконий моих, Божию гневу распростершуся, изгнан есмь от бояр, самовольства их ради, от своего достояния, и скитаюся по странам, амо же Бог когда наставит». Последние слова показывают, что завещание писано тогда, как Иоанн показывал перед другими, что хочет бежать за границу. В завещании расточает он уроки мира и любви сыновьям своим, а между тем вскоре после того убил старшего из них. Таков, к несчастию своему и других, был Иоанн! Завещание важно преимущественно как географическая картина России XVI в. (изд. в Доп. к ист. акт. 1, 222). Судебник царя Иоанна – памятник законодательного ума – изд. Калайдовичем: Законы великого князя Иоанна и внука его царя Иоанна. М. 1 819 г. Это – лучшее издание в сравнении с изданиями Татищева, М., 1768 г., и Башилова, СПб., 1768 г. О содержании Судебника см. Калачова: о Судебнике царя Иоанна в I т. Юрид. сборн. М. 1841 г. 143. Афанасием , митрополитом 1565–1568 г., «собрана» Степенная книга (Снегир. Пам. Москвы, стр. 147); это значит, что он дополнял Степенную книгу, так же как то же делали и после него. Список Академии Наук доведен до 1630 г., а в списке Толстого прибавлена и 18-я степень, и повествование окончено смертию царя Алексея. Две распорядительные грамоты митроп. Афанасия в А. э. I, 266, 267. Подпись его в Альбоме Погодина, М., 1853 г. При нем переведены были с Латинского Космография и Польская летопись (А. э. I, 353).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Казаков Василий Иван. Взят в семинарию 1763 г. 1769 г. обучался в синтаксиме и вскоре вышел из семинарии. Казанцев Иван. в 1788 г. обучался в информатории. Калинин Яков Леонт. 1763 г. Взят в семинарию в 1764 г. исключён. В ведомости за этот год характеризован; «туп и великовозрастен» (Арх. Суз. кон, 1764 г., 225). Калинкин Егор Алексеевич. Поступил 1770 г. В 1775 г. – в риторике. Канаровский Василий Алексеевич. Взят в семинарию 1756 г. В ведомости за 1764 г. он и Василий Быков характеризованы так: «horum uterque studet pro virile, sed quoniam nuper promote ad philosophiam, parum in illa profectus exhibuerunt, vitae autem sunt iuculpatae» В 1765 г. из философии – свящ. с. Мугреева (Арх. Суз. кон. 1765 г., 95). Кондауровский Михаил Ив. Взят 1768 г. и вскоре вышел из семинарии. Кондауров Алексей. В 1771 г. обучался в аналогии. 1774 г. все ещё числился в аналогии и был в бегах. См. выше, стр. 136. Кантовский Прокопий. 1771 г. взят в семинарию. 1772 г. из аналогии пономарём в с. Троицкое . что на Прудах, Решемской десятины (Арх. Суз. кон. 1772 г., 211), Карпинский Василий. В 1771 г. обучался в аналогии. 1773 г. – дьячком в Гаврилову непашенную слободу (Арх. Суз. кон. 1773 г., 41). Карпинский Василий Фед. В 1788 г. обучался в грамматике. 1793 г. – диаконом к Богоявленской церкви г. Суздаля (Арх. Суз. кон. 1793 г. Оп. 2, 99). Карпинский Иван Яковлевич, иеродиакон Иоасаф, учитель Суздальской семинарии. См. выше, стр. 80–85. Карпов Николай. 1781 г. обучался в школе философии. Килехоцкий Иван. В 1780 г. из философии – свящ. Суздальской Цареконстантиновской церкви (Арх. Суз. кон. 1780 г., 276). Кириллов Семён. 1775 г. исключён из школы грамматики «за непонятностью». Клобуковский Фед. 1787 г. определён из семинарии в пономари (Арх. Суз. кон. 1787 г. Оп. 259). Ключарев Гавриил Андреевич. взят в семинарию 1767 г. (Сын известного ключаря Сузд. собора Анании Федорова). 1774 г. исключён из церковного звания. См. выше стр. 126–128. Ключарев Иванъ Афан. 1768 г. просился пономарём к Николаевской Суздальской церкви, но не определён вследствие данного отзыва о нём семинарией, как о тупом и неспособном (Арх. Суз, кон. 1768 г., 81). В 1769 г. его уже не было в семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Верхняя церковь Первоначально, с середины 17 в. до первой половины 18 столетия, второй этаж храма Лаврентьева монастыря был деревянным. Этот этаж занимала Рождественская церковь, которую уничтожил пожар. После чего верхняя церковь вновь отстраивается, но на этот раз уже из кирпича. Единого мнения о времени постройки каменной верхней церкви нет. Л. Кавелин считает, что это событие произошло в 1739 г. Он ссылается на Указ Московского Синодального Правления от 9 июня 1739 г. П. Ляметри (раздел " Исторические сведения о монастырях Калужской губернии " ) в " Памятной книжке Калужской губернии на 1861 год " указывает на 1780 г. Л. Кавелин отмечает: " из надписей на водруженных под обеими престолами каменных крестах, видно что освящена она (вторично по сделании нового иконостаса) в 1780 году при настоятеле Архимандрите Никодиме... " . Книга расхода денежных сумм " Постройка каменной церкви в Калужском Лаврентьевом монастыре " относит возведение Рождественской церкви к 1776 г. Но в Лаврентьевом монастыре никогда не было отдельной каменной Рождественской церкви. Вероятно, в документе речь идет именно о строительстве Рождественского престола верхней церкви храма. По этому вопросу следует сделать ряд замечаний. Во-первых, Рождественский престол упоминается в документах значительно ранее 1776 г. Во-вторых, в последней трети 18 столетия к нижней церкви в качестве основания для более обширной верхней была пристроена кладовая с левой стороны, то есть, как раз под Рождественский престол. В-третьих, на строительство новой церкви было отпущено 500 рублей. В то же время, согласно приходно-расходным книгам, на ремонт Рождественского престола за период с 1768 по 1773 гг., т. е., до нового строительства 1776 г. было израсходовано: 1768 г. - 11 рублей (починка иконостаса), 1770 г. - 155 рублей (переделка алтаря Рождественского престола), 1771 г. - 132 рубля (покупка кирпича для починки церкви Рождества Христова), 1772 г. - 140 рублей, 1773 г. - 78 рублей (покупка листового железа для купола церкви Рождества Христова). Следовательно, за период с 1768 по 1773 гг. на ремонтные работы в Рождественском престоле затрачено 516 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=18338

Самуил, митрополит Киевский и Галицкий (Миславский Симеон Григорьевич) Родился 24 мая 1731 года в селе Полошки Глуховского полка в семье священника. В 1742 году поступил в Киевскую духовную академию. 12 апреля 1754 года пострижен в монашество; 25 ноября рукоположен во иеродиакона. По окончании духовной академии оставлен преподавателем при ней. 6 января 1756 года рукоположен во иеромонаха. 7 ноября 1757 года назначен префектом Киевской духовной академии и преподавателем философии. С 1 сентября 1759 года исполнял обязанности ректора Киевской духовной академии. 16 января 1761 года возведен в сан архимандрита Киево-Братского Богоявленского монастыря и назначен членом консистории. 12 августа 1768 года переведен в Киевский Николаевский Пустынный монастырь. 28 декабря 1768 года хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского. В 1769 году он разработал новую инструкцию о порядке, методах и объеме преподавания в каждом учебном классе Харьковского коллегиума. Получили признание при епископе Самуиле и «прибавочные» классы коллегиума, к которым так неблагосклонно отнесся его предшественник епископ Порфирий (Крайский, † 1768). Особое значение преосвященный Самуил придавал изучению иностранных языков в этих классах. Не имея преподавателей иностранных языков, он послал на свой счет двух наиболее способных студентов в Германию для изучения немецкого языка и подготовил к преподаванию его в коллегиуме. Французский язык преподавал в коллегиуме преподаватель-француз. С ним был заключен договор, и он готовил способных студентов в преподаватели французского языка. Вместе с изучением иностранных языков было обращено внимание и на более тщательное изучение русского языка, т. к. до этого времени он изучался очень мало, уступая место господствующему тогда в школах латинскому языку. Епископ Самуил изменил существовавшее положение и введением новой инструкции возвысил русский язык над латинским. С изменением и усовершенствованием учебного процесса епископ Самуил заботился и о хозяйственном благоустройстве коллегиума, а особенно находящегося при нем сиропитательного дома. Этот дом был предметом постоянных его забот. Он построил для него новое здание на средства паствы и свои личные.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Графиня Юлия-Луиза, 1) за Вениамином-Христофором Корф; 2) за Иоанном-Дитрихом Бер Графиня Анна, рождение 1732 † 1793: 1) за Христофором- Дитрихом-Георгом Медем; 2) за Фридрихом-Иоанном Эльзен, рождение 1737 † 1809 Граф Эрнест-Георг, польской гвардия полковник, рождение 27 декабря 1742 † 1821 Граф Иоанн-Фридрих-Германн, подполковник литовской гварди, рождение 23 сентября 1744 † 1826 Граф Карл-Христиан, российский майор, рождение 23 июля 1761 Граф Иоанн-Август-Пётр, рождение 3 сентября 1768 † 22 февраля 1845 Графиня Бенигна-Готтлиба, рождение 1740 † 1800 Графиня Елисавета-Сивилла, рождение 30 ноября 1747 † 13 октября 1799; за Эрнестом-Иоанном Фиркс † 1782 Графиня Констанция-Екатерина-Доротея-Юлия, рождение 24 мая 1754 † 1833; за бароном Георгом-Рейнгольдом Альбедиль Графиня Каролина-Амалия. за Дитрихом ф. д. Бринкен Графиня Луиза-Доротея-Шарлотта, рождение 5 марта 1759 † 1830; за Фридрихом Ренне Графиня Мария-Терезия, рождение 19 сентября 1762 † 9 сентября 1837; за Фридрихом-Христофором Клейст † 1815 Графиня Августина-Каролина, рождение 11 июня 1766 † 18..; за Эрнестом-Иоанном Пфейлицер-Франк Карл-Теодор-Дитрих, рождение 1 мая 1761 † 2 января 1838, женат на Софие-Елисавете-Маргарите Корф Николай-Фридрих-Эрнест, рождение 1755 † 1768 Констанция-Сивилла, рождение 17 августа 1752 † 7 апреля 1769; за Николаем-Карлом Корфом Генрих-Дитрих-Христофор, рождение 1 января 1769; женат на Вильгельмине Каролине Бодек Пётр Иванович, российский майор, рождение 3 января 1768 † 11 июля 1845 Елисавета-Сивилла. рождение 6 августа 1762 † 25 сентября 1736; за Иоанном-Отто Гротгуз Юлия, рождение 5 мая 1764 † 1806; за Александром Петровичем Галковским Луиза, рождение 8 сентября 1766 † 1806; за Леопольдом Ган Граф Алберт-Иоанн-Оттон, рождение 22 февраля 1747 † 1 мая 1809; женат: 1) на Шарлотте-Элеоноре Медем; 2) на Луизе-Теофилие Мюнстер (от 1-го брака 2 сына и дочь; от 2-го брака 2 сына и 3 дочери) Граф Карл-Филипп-Антоний, рождение в сентября 1748 † 1 августа 1794 Карл Александр, рождение 15 декабря 1744 † 27 сентября 1798

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

362, 363, говорит: «Жившие за границею по сю сторону Днепра старообрядцы отправили от себя к крымсому митрополиту, чтобы поставил им епископа, но он без благословения константинопольского патриарха не хотел того сделать, а произвел им только игумена Иоанна, попа Феодота да одного дьякона». О. Журавлев не упоминает, когда это было, но полагать надобно — до 1768 года. В 1772 г. уже не было более старообрядцев «за границею по сю» (по левую) сторону Днепра. По первому разделу Польши, весь Днепр принадлежал России. А между 1768 и 1772 годами ветковские старообрядцы (речь идет, без сомнения, о них) не могли пробраться в Крым, по той причине, что русскими войсками дорога была отрезана. Но в 1768 году ветковские слободы едва ли еще возниклипосле разорения 1764 года. В наших источниках нет ничего об этой посылке ветковцев в Крым, но думаем, что известие о. Журавлева относится еще ко временам царствования Елизаветы, по всей вероятности, к периоду времени между 1758 и 1762 г. [Так, например, было с Сергеем Иргизским, когда он принял намерение присоединиться к плану Никодима.] [Падавшая дьяконовщина не вдруг однако уступила рогожцам. В начале XIX столетия для умиротворения старообрядства поповщинского согласия, то есть для соглашения перемазанцев с дьяконовцами, был собор в Макарьевом монастыре (Могилевск губернии, Белицкого, ныне Гомельского, уезда). Рогожцы послали туда своих уполномоченных со множеством старопечатных и старописьменных книг. Эту библиотеку везли на особых подводах. Кроме рогожцев были на соборе старики из Стародубья, из Ветки, из Орла (дьяконовцы), приехало двое старообрядцев из Молдавии — монах и безграмотный мирянин. Собор, как и московский 1779 года, не достигнул церковного мира; не было даже составлено соборного деяния. Тем не менее он имел большое влияние на ослабление дьяконовщины и усиление перемазанства, ибо московские старообрядцы решительно объявили, чтобы никто из неприемлющих перемазания не только не надеялся на какую-либо их помощь, но знал наперед, что будут принимаемы все меры к совершенному уничтожению дьяконовского толка.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

163 По ведомости Белоградского Николаевск. монастыря за 1768 г., архимандрит Наркисс Квитка показан из малороссийских дворян, полковничий сын; учился латинскому языку и сам учил, пострижен в монашество 1 марта 1751 года в слободском Старо-Харьковском Преображенском монастыре Белгородской епархии. Что в Обоянский монастырь поступил архимандрит Наркисс в начале 1764 года, на это указывает также ведомость Белгородского Николаевского монастыря; да о том же говорят указы Белгородской консист., на его имя адресованные, а что он пробыл в Обоянском монастыре до конца 1767 г., – это видно также из указов консист. в Белогр. Николаевский монастырь на его же имя адресованных. Так известен, например указ ему из консист. преосв епископа Порфирия о немедленном выполнении требований коллежск. асессора Осипа Крюкова, из государственной коллегии, экономии, посланного для собрании потребных ведомостей по пунктам; в 1768 году, архимандрит Наркисс, как член консистории, подписывал указы оной; – в 1769 г. указы адресуются на имя архимандрита Наркисса. Для более точного определения времени перемещения его из Белгородского в Куряжский монастырь мы имеем основание в указе на его имя из консистории преосвящ. епископа Самуила от 10-го сентября 1770 года адресованный таким образом: старо-харьковского Преображенского монастыря архимандриту Наркиссу – о сдаче монастыря Белоградского благонадежнейшему из братии, а 13 сентября того же 1770 года архим. Наркиссом уже представлен в Белоградск. консисторию рапорт о сдаче им монастыря казначею иеромонаху Серапиону. 165 Из указа Св. Правит. Синода члена преосвященного Порфирия епископа Белградского и Обоянского игумену Сильвестру от 24 октября 1767 г. за 1936. 166 Указом из консистории преосвященного епископа Порфирия игумену Сильвестру от 11 марта 1768 г. за 19, предписывалось, – когда все будет добропорядочно устроено, – просить об освящении церкви. 167 Так в 1769 г. келии сгорели, и монахи просятся вон; один из них уволен, (указ из конс. преосвящ. Самуила игумену Сильвестру об увольнении в Вольновский Троицкий монастырь иеромонаха Саввы). Крайняя малочисленность служащих в Обоянском монастыре составляла не малую печаль игумена Сильвестра. В коллегии экономии он не ходатайствовал для содержания монастыря две мельницы, хотя и с наддачею против других арендаторов (указ из государ. коллег. экономии игумену Сильвестру с брат. от 3 февр. 1773 года за 774).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11 марта 1771 года он определен настоятелем в Златоустов монастырь, но и после этого имел надзор за Угрешским монастырем. На него же было возложено 17 марта управление Перервинским в который была переведена и братия Угрешского монастыря, обращенного по случаю моровой язвы в лазарет. 7 апреля 1771 года он почувствовал лихорадку, а затем припадки водяной болезни, от которой и скончался 2 сентября, в 6 часу пополудни. После него остался серебряный ковчег, в котором хранились, кроме святых мощей (четыре частицы) неизвестных угодников, две части ризы Господней. Этот ковчег завещан был игуменом своему родному брату - чиновнику Семену Козмичу Протопопову. Тело его было погребено в Андрониковом Игумен Гедеон - настоятель Сретенского монастыря в 1770 году О нем сохранилось немного сведений. Родом он был из малороссиян. С 1763 по 1768 год был настоятелем Угрешского монастыря. 4 декабря 1768 года по указу преосвященного Амвросия отрешен от В 1770 году назначен в Сретенский Чума 1771 года Страшным событием в эти годы стала эпидемия чумы, охватившая Москву в 1771 году. С 1768 года Россия вела войну с Турцией. Вступившим в Молдавию русским войскам пришлось действовать в местностях, охваченных чумою, и в конце 1769 года ее жертвою сделался отряд, расположенный в Галаце. Болезнь быстро охватила Подолию и Украину . В августе 1770 года чума свирепствовала в Киеве, Чернигове, Козельце и других малороссийских городах, проникла в Севск и Брянск. Попытка защитить Москву от эпидемии устройством ряда санитарных застав со стороны Украины в уездных городах оказалась безуспешной. В декабре 1770 года заболело несколько служителей московского военного госпиталя на Введенских горах. В марте болезнь охватила рабочих Большого суконного двора за Москвой рекой, у Каменного моста. Суконный двор был закрыт, и все больные были переведены в быстро оборудованную «опасную» больницу в Николо- Угрешском монастыре. Очаги эпидемии были найдены и в других районах Москвы. Особые изоляционные помещения были открыты при монастырях: Покровском, Симонове и

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

16. ДАВИД Нащинский, с 1752 по 1757 годы. В сем году определён Архимандритом в Зарубежный Благочестивый Свято-Троицкий Слуцкий монастырь. 31. МАНАССИЯ Максимович, определён в 1755 году из Иеродиаконов. Сентября 1 рукоположен в Иеромонаха, потом в Игумена Киево-братского монастыря, а Ноября 25 – в Архимандрита. В 1758 году, Июля 3, скончался в Киево-братском монастыре, и погребён в Склепу Братском. 17. Авраам Флоринский. 32. ДАВИД Нащинский, определён из Зарубежного Благочестивого Свято-Троицкого Слуцкого монастыря в Ноябре 1753 года. В 1761 году, Февраля 10, переведён в Гамалеевский, потом в Глуховский, а оттуда в Ставропигиальный Бизюков монастырь, наконец, в Киево-Печерскую Лавру на обещание, где в 1793 году, Мая 5, скончался. 18. САМУИЛ Миславский, с 1757 года, Ноября 7, из учителей Академических. В 1759 году определён Богословия учителем. В 1761, Февраля 10, пожалован Ректором и Архимандритом Киево-братским. 33. САМУИЛ Миславский, из Префектов определён в 1761 году, Февраля 10. В 1768 году переведён в Киево-пустынно-Николаевский монастырь, и в том же году Декабря 28 хиротонисан в Епископа Белгородского в Санкт-Петербурге. 19. MEЛЬXICEДEK Орловский. 20. ИГНАТИЙ Микаславич, около 1764 года. 21. РУВИМ Петулинский. 1768 год. 34. ТАРАСИЙ Вербицкий, определён из Игуменов Кирилловского монастыря, быв до того проповедником Кафедральным, и посвящён в Архимандрита в 1768 году. В 1773 году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия, где определён сперва в Новгородский Антониев, а оттуда переведён в Иверский монастырь. 22. НИКОДИМ Панкратьев, с 1769 по 1773 годы. 23. ГЕОРГИЙ Щербатский, около 1772 года. 35. НИКОДИМ Панкратьев, определён из Префектов в 1773 году. В 1775 году скончался. 24. КАССИАН Лехницкий, с 1773 по 1773 годы. 36. КАССИАН Лехницкий, определён в 1775 году из Префектов и учителей Философии, потом вызван в Санкт-Петербург на чреду Священнослужения и проповеди слова Божия. Возвратившись оттуда в Киев в 1784 году в Кудрявском Киево-Софийского монастыря доме скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010