После Ноя Патриарх Авраам три поставлял жертвенника: один в Сихеме, под высоким дубом; другой в Вефиле, в знак благодарности пред Богом, обещавшим ему обетованную землю ( Быт.12:7–8 ); третий же в Хевроне, когда слышал Бога, тако ему беседующего: «и сотворю семя твое яко песок земный» ( Быт.13:16 ). Равным же образом и Исаак, когда Бог, по обещанию Аврааму, подтвердил ему сие, говоря: «и благословлю тя, и умножу семя твое Авраама ради отца твоего» ( Быт.26:24–25 ), – немедленно приносил Богу благодарность, устроив жертвенник в дебри Гарарстей. Так же поступил Патриарх Иаков, когда купил часть села у Еммора, отца Сихемля, идеже постави кущу свою ( Быт.33:19 ), – поставил, то есть, тамо жертвенник «и призва Бога Израилева», благоволившего ему стяжать землю, и поставить тамо кущу свою ( Быт.33:20 ). Уверяет еще нас в сем заповедание Божие, данное Патриарху Иакову, по которому Бог хощет быть нам пред Ним благодарными и требует изъявления признательности нашей. Когда Иаков, устрашась гонения Исава брата своего, бежал от дома отца своего и Бог, явився ему, укреплял его: «се Аз», говорил, «есмь с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши» ( Быт.28:15 ); когда Иаков изъявлял признательность свою пред Богом, поставив камень яко столп, и дав клятву сию: ежели Бог возвратит меня с миром, будет ми камень сей в дом Божий, и когда, при помощи Божией благодати, счастлив и обогатившийся возвратился из Месопотамии, – Сам Бог тогда ему повелевал, да принесет Ему должную благодарность. «Рече же Бог ко Иакову: востав взыди на место Вефиль, и живи тамо, и сотвори тамо жертвенник Господу явльшемуся тебе, егда бежал еси от лица Исава брата твоего» ( Быт.35:1 ). Видим же имевших добродетель благопризнательности не только сущих прежде закона, но и в законе праведников. Были и сии всегда пред Богом благодарными, так как и те. Воззри на Моисея: не он ли, победив Амалика поставляет жертвенник, и назвав его: «Господь прибежище мое», жертвует своею благодарностию? ( Исх.17:15 ) Посмотри на Иисуса Навина: не он ли, истребив Гай, созидает жертвенник на горе Гевал и приносит благодарность Богу, укрепившему его против врагов своих? ( Нав.8:30 ) Воззри на Гедеона и Самуила, поставляющих олтари и Богу благодарение приносящих. Гедеон жертвует потому, что Бог посылал к нему Ангела Своего ( Суд.6:24 ); Самуил же, поскольку удостоил его создать дом свой в Армафеме, идеже бе дом Господень, то есть Кивот завета ( 1Цар.7:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Иаков, то спящий во множестве видит Ангелов, по лествице восходящих на небо и нисходящих на землю ( Быт.28:12 ), то бдящий встречается с полками Ангелов ( Быт.32:1 ); Ангел является Моисею в горящей купине ( Исх.3:2 ) для приготовления его к изведению Израильтян из Египта; Ангел в столпе огненном и облачном предшествует Израильтянам из Египта, заграждает их от преследующих Египтян ( Исх.14:19 ), сопровождает через Чермное море и сорок лет непрерывно странствует с ними по пустыне; под распоряжением Ангелов приемлют ( Деян.7:53 ) Израильтяне закон Моисеев; Архистратиг силы Господни является Иисусу Навину ( Нав.5:14 ) и распоряжает чудесное завоевание Иерихона; Ангел, вместо Пророка, проповедует Израильтянам, и плачущий от его проповеди народ ознаменовывает место сего явления именем плача ( Суд.2:1–6 ); Ангел призывает Гедеона к избавлению Израильтян от порабощения ( Суд.6:11 ); Ангел двукратно посещает родителей Самсона, предсказывает необыкновенное рождение и научает воздержанием матери охранять плод чрева ( Суд.13 ); Ангел поражает Иерусалимлян за тщеславие Давида ( 2Цар.24:16 ) и Ассириян за гордость Сеннахирима ( 4Цар.19:35 ); Пророк Илия неоднократно в действиях своих руководствуется Ангелом ( 3Цар.19:5 ; 4Цар.1:15 ); Елисей показывает отроку своему сонм Ангелов, подобный охранительному воинству ( 4Цар.6:17 ); Исаия видит Серафимов, окружающих престол Господень, и от одного из них приемлет огненное очищение ( Ис.6 ); Даниил зрит тысячи тысяч служащих Ветхому деньми и тмы тем предстоящих Ему ( Дан.7:10 ); иногда встречает он Ангела хранителя и, может быть, более нежели Ангела, в разжженной пещи ( Дан.3:92 ); иногда во рве львином ( Дан.6:22 ); иногда Гавриил парит над ним, и прикасается к нему и изъясняет ему видения ( Дан.9:21 )». В Новом Завете «мы видим Ангела, возвещающего неплодное зачатие Предтечи ( Лк.1:11 ) и бессеменное зачатие Спасителя ( Лк.1:26 ), целое воинство Ангелов, воспевающих славу рождества Спасителя ( Лк.2:13 ), Ангела, разрешающего недоумение Иосифа ( Мф.1:20 ) и устрояющего безопасность Младенца Иисуса от ищущих души Его ( Мф.2:13 ), Ангелов, служащих Иисусу по искушении Его в пустыне ( Мф.4:11 ), Ангелов, усвоенных каждому младенцу, выну видящих Отца небесного ( Мф.18:10 ), Ангела явившегося для укрепления Иисуса в Гефсиманском подвиге ( Лк.22:43 ), Ангелов, отверзающих гроб Его ( Мф.28:2 ), возвещающих Его воскресение ( Ин.20:12 ), Ангелов, сопровождающих Его вознесение и возвещающих Его паки пришествие ( Деян.1:10–11 ), Ангелов, разрешающих узы ( Деян.12:7 ) и отверзающих темницы для Апостолов ( Деян.5–19 ); наконец – Ангела, только еще возникающему от тьмы язычества Корнилию явившегося для того, чтобы указать ему вход в церковь Христианскую ( Деян.10:3–6 ) 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

во времена Мессии ( Ос 3:5 ; 909 ср. Рим 11:26 910 ). 2. Пророческие речи Первая пророческая речь  ( Ос 4:1–14, 10 ) содержится в четвертой главе. Здесь изображено нравственное состояние Израильтян и указана предстоящая им участь. Поскольку в царстве Израильском нет истины, ни милости, ни ведения Божия, клятва и ложь и убийство и воровство и любодеяние разлилось по земли, и кровь с кровью смешивают, т. е. убийства следуют одно за другим непрерывно, то за это развращение возвещается совершенное запустение их царства ( Ос 4:1–3 911 ). Там никто не хочет внимать наставлениям и обличениям, говорит пророк; за это днем или вскоре погибнет народ вместе со своими пастырями, и матерь его, т. е. Церковь , и пророк падет с тобою ночью, т. е. будет находиться во тьме невежества ( Ос 4:4–5 ). Народ отверг наставления истинных пророков; за это будет и сам отвержен. Он забыл закон Божий; за это будут забыты потомки его ( Ос 4:6 912 ). Они тщеславились многолюдством перед царством Иудиным и славой побед при Иеровоаме II, как будто это – их личное приобретение, а не дар милости Божией; за это славу их в безчестие положу, говорит Господь; вместе с жертвами едят и грехи, т. е. понесут должное наказание за эти последние ( Ос 4:7–10 913 ). Блуд, вино и напитки завладели сердцем их, т. е. блуд и вино и напитки отняли ум у народа. Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ, т. е. с деревом или деревянным идолом советуются, и палка его дает им ответ ( Иез 21:21 914 ). Обряды идолопоклонства совершаются на всяком удобном месте. За это дочери их любодействуют и невесты их прелюбодействуют безнаказанно, потому что отцы и женихи их с блудницею приносят жертвы ( Ос 4:11–14 915 ). Но если впал в идолопоклонство Израиль: то по крайней мере то пусть не грешил бы Иуда; и не ходите в Галгал, и не восходите в Беф-Авен, т. е. не увлекайтесь примером Израильтян, которые места священных воспоминаний обратили в места идолослужения. Галгал – место между Иерихоном и Иорданом; там был первый стан Евреев по переходе через Иордан; там воздвигнут был памятник этому чудному событию; там совершена торжественная пасха Иисусом Навином, и долго потом стояла скиния свидения (Иис. Нав. 4:1–24 ; 916 10:43; 917 1Цар 11:15 918 ). По этим воспоминаниям Галгалы пользовались у Евреев постоянным уважением. Но там же со времен Судей завелись идолы ( Суд 3:19 919 ), которые ко временам пророков Амоса и Осии чрезвычайно размножились и привлекали многочисленных поклонников ( Ос 9:15 ; 920 12:11; 921 Ам 4:4 922 ). Беф-Авен есть Вефиль ( Быт 28:18–19 923 ); имя Вефиль (дом Божий) переменено в Беф-Авен (дом неправды), очевидно потому, что Иеровоам I поставил там золотого тельца, послужившого источником заблуждений в царстве Израильском, и таким образом место видения или откровения и истинного поклонения Иакова обратил в место искажения законного Богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

п. ( Лев.21; 10:9 ). Когда священники позднее стали многочисленными, они были разделены на 24 класса, из которых каждый имел своего главу и исполнял поочередно свою обязанность ( 1Пар.24 ). Они, как и первосвященник, при исполнении своих обязанностей, употребляли особенные одежды. 4 . Простые левиты были стражами и служителями Святилища. В пустыне они брали на себя перенесение скинии и ее принадлежностей. Позднее они хранили храм: отпирали и запирали его; поддерживали здесь· чистоту, они заведовали его доходами, приготовляли хлебы предложения, во времена Давида они отправляли пение и музыку ( 1Пар.23–26 ). Они не имели права входить во внутрь скинии и были во всем подчинены священникам. 100 – Египетский бог Озирис, носящий нагрудник на своей шее (Барельеф музея в г. Э., в Провансе.) 5 . Колено Левиино, согласно повелению Божию ( Числ.35:2–8 ), не получило отдельной территории при разделе земли Обетованной (Βтор.18:1–2), дабы оно могло отправлять более свободно свои священные обязанности ( Втор.18:5 ). – Оно только получило для жительства 48 городов, выбранных в различных коленах Израилевых ( Нав.21 ). Священники, дети Аарона, получили 13 городов, расположенных в коленах Иудином, Симеоновом и Вениаминовом (Нав.21:19–20). Шесть из 48 левитских городов были в то же время городами убежища: Хеврон, Сихем и Кедес, к западу от Иордана; Голан, Рамоф-Галаад и Бецер, к востоку от Иордана ( Нав.20:7–8 ). Силом, где находилась долгое время скиния, и Иерусалим, где был после построен храм, не были городами левитскими. – Что касается до средств содержания, то они были доставляемы колену Левиину чрез десятину: все израильтяне были обязаны доставлять каждый год левитам десятую часть своих доходов с произведений земледелия и скотоводства ( Числ.18:11–13 ; Βтор.14:22 и сл. 15:19; 18:4; 26:2–12, Лев.7:7–15; 32–34 ). Левиты платили в свою очередь десятую часть своей десятины на содержание священников. Эти последние пользовались большею частью из всего количества жертв ( Числ.5:9–10 ; Βтор.18:3); предметы, посвященные по обету, становились их собственностью ( Числ.18:14 ), так же как и деньги с известного количества пеней ( Числ.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Разоренные сирийскими войсками города (ст. 20), после окончательно отнятые у Израильского царства ассирийским царем Феглаффелассаром ( 4Цар.15:29 ), расположены были почти все в Неффалимовом колене: «Аин» (евр.: Ийон, LXX: Αιν, слав.: «Аина», Vulg.: Ahion, Onomast. 41), по Робинзону (Palasm. III, s. 611), находился на северной границе Палестины, в обильной водой местности Merg-ajjun близ истоков Иордана, нынешнее селение Tell-Dibbin. О Дане см. прим. к ( 3Цар.12:29 ). «Авел-Беф-Мааха» (ср. 2Цар.20:14–18 ) – на крайнем севере Израиля, близ Дана, вероятно, нынешний Abil-el-Kamh, вероятно в древности при потоке, впадавшем в верхний Иордан, отсюда в ( 2Пар.16:4 ) назван: авел-маим (Авел водный); LXX: ´Αβλ οκου Μααχ, Vulg.: Abel-domum-Maacha, слав.: «Авеля, дому Маахина». «Кинкероф» (евр. киннерот, ед. ч.: Киннерет, в Талмуде: гиносар, у И. Флав. Иуд. война III, 10, 7), сл.: Γεννησρ, в Евангелии Γεννησαρτ ( Лк.5:1 ): область и город ( Нав.19:35,11:2 ) этого имени лежали в плодороднейшей местности к западу от Галилейского (позже Геннисаретского, Тивериадского) озера. – Разорение этих пограничных городов израильских, заставившее Ваасу прекратить сооружение крепости в Раме, дало возможность Асе воспользоваться строительным материалом, собранным Ваасою для укрепления Рамы, – для возведения крепостей в двух иудейских пограничных городах: Геве или Гиве Вениаминовой (ср. ( Нав.18:24 ; 1Цар.14:5 ; Ис.10:29 ); Onomast. 312), теперь Dscheba (Badeker, Palast, s. 116), и Мицпе или Массифе – также в Вениаминовом колене ( Нав.18:26 ; 1Цар.7:5 ); ср. ( 4Цар.25:23 ); Onomast 689, ныне Hebi Sanwil (Robinson, Palastina, II, 361 ff. ); оба города были на расстоянии одного часа и менее от Рамы, часа на два пути от Иерусалима. 3Цар.15:23 .  Все прочие дела Асы и все подвиги его, и всё, что он сделал, и города, которые он построил, описаны в летописи царей Иудейских, кроме того, что в старости своей он был болен ногами. 3Цар.15:24 .  И почил Аса с отцами своими и погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего. И воцарился Иосафат, сын его, вместо него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5 . Енакимы получили свое имя от знаменитого предка своего, Енака, сына Арбы ( Нав.15:13 ). Они жили на юге земли Ханаанской ( Чис.13:23 ). Моисей говорит о них, как о народе весьма могущественном: «Слушай, Израиль, ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими с укреплениями до небес, народом многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: кто устоит против сынов Енаковых?» ( Втор.9:1–2 ). Кроме этих исполинских народов, в Библии упоминаются еще Хорреи, Аввеи, Кенеи, Кенезеи, Кедмонеи и Филистимляне. 1 . Хорреи жили в горах Сеир, на юге земли Ханаанской, между Мертвым морем и Еланитским заливом ( Втор.2:8 ; Быт.14:6 ). Они были покорены потомками Исава ( Втор.2:12, 22 ). Кажется, что Хорреи и Идумеяне слились впоследствии в один народ ( Быт.36:20 ). 2 . Аввеи сначала жили на юге Палестины, в землях Филистимских, по морскому берегу до Газы ( Втор.2:23 ), а по изгнании оттуда Кафторимами, занимали разные места Палестины ( Нав.13:3; 18:23 ). 3 . Кенеи жили на юге Палестины между Амаликитянами ( 1Цар.15:6 ). Валаам видит их с высоты около Амалика ( Чис.24:20–21 ). 4 . Кенезеи жили, вероятно, на юге Палестины, так как Халев, сын Иефонниин, Кенезеянин, жил на юге колена Иудина ( Чис.32:12 ) и Кеназ Идумеянин – на юге Палестины ( Быт.36:15–16 ). Думают, что Кеназ, внук Исава, заимствовал свое имя от Кенезеев, среди которых жил. 5 . Кедмонеи ; место жительства их не определено. О Кедмонеях упоминается в завете Бога с Авраамом ( Быт.15:19 ). 6 . Филистимляне. Пророк Амос говорит, что они переселились в Палестину из острова Кафтора ( Ам.9:7 ); пророк Иеремия называет их остатком острова Кафтора ( Иер.47:4 ). Филистимляне были в Палестине уже во времена Авраама ( Быт.21:32–34 ), и управлялись царями ( Быт.26:1 ). Они жили в равнине на юго-западе земли Ханаанской, от Иоппии до границы Египта. Иисус Навин отдал землю их колену Иудину ( Нав.15:45 и след.); но покорения Иисуса Навина были слабо защищаемы Израильтянами, и Филистимляне были очень могущественны уже во времена судей. § 7. Народы, жившие в соседстве с Палестиною

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Предосторожность эта была не напрасна. Из свидетельства Чис.21:24,26 ; Нав.12:2 ; Втор.2:18–21 можно заключить, что область от реки Арнона до реки Иавока, недавно отнятая Евреями у Амореев, сначала принадлежала сынам Лота, т.е. Аммонитянам и Моавитянам ( Втор.2:18–21 ); затем чрез несколько времени на последних напал царь Амореев Сигон и отодвинул Аммонитян к северо-востоку за реку Иавок ( Втор.3:17 ; Нав.12:2 ), а Моавитян к югу за реку Арнон ( Чис.21:13,24:26 ). Таким образом истребление Аморреев и завладение их землёю было в сущности присвоение той земли, которой перед этим владели Аммонитяне и Моавитяне. Но само собою разумеется, что Аммонитяне и Моавитяне не могли примириться с такою потерею и несомненно подумывали о возврате. Допускать противное, утверждать, как некоторые (напр. Oort), что Моавитяне были дружественно расположены к Израилю, можно только при забвении о своекорыстном языческом настроении Моавитян (ср. Суд.11:17 ) и Аммонитян и о таких фактах, как вскоре причинённое ими порабощение Евреев во времена судей ( Суд.3:12–30; 10:7–11:33 ). Не лучше должны были относиться к Евреям и хищные Мадианитяне, кочевавшие к востоку от владений сынов Лотовых (ср. Суд.6:1–6 ). Но при данных обстоятельствах упомянутые народы прежде всего должны были подумать о средствах и способах, на сколько возможно, избавиться от этого опасного соседства. А поводов опасаться Евреев для народов Палестины тогда было гораздо больше, чем может показаться с первого взгляда. Именно, упомянутые выше военные подвиги Израильтян в борьбе с Аморреями и поголовное истребление населения царств Сигона и Ога (ср. Чис.21:24–35 ; Втор.2:33–35; 3:3–7 ) произвели потрясающее впечатление на племена, обитавшие у восточных берегов Иордана и Мертвого моря. Они по опыту знали ужасы войны и страшные последствия поражения в роде плена, рабства, пыток и всевозможного унижения. На полях и холмах этих народов около этого времени в течении каждых 20 или 30 лет виднелись то отряды губительной конницы кочевников востока, то грозные отряды и колесницы египетских фараонов XVIII династии, которые подобно бурной большой реке разливались (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Древность книги Иисуса Навина подтверждает и то, что даже в периоды междоусобиц и анархии (напр. Нав. 22 гл. Суд. 21 гл. 3Цар. 14:30 . 2Пар. 12:15 ) никогда причиной междоусобных конфликтов не был «территориальный вопрос»: очевидно, записи книги Иисуса Навина были всем хорошо известны и непоколебимо авторитетны. Ряд ханаанских топонимов, сохранившихся в книге, подтверждают ее древность: Камень Богана (15:6), Кириаф-Сефер (15:15), Кириаф-Ваал (15:60, впоследствии – Кириаф-Иарим: 1Цар. 6:21 ), Иевус (18:28, впоследствии – Иерусалим), Цела (18:28, впоследствии – Гилеаф), Елеф (18:28), Ваал-Беера (19:8, впоследствии – Рама). Подтверждением достоверности своих повествований сам священный писатель считает ряд мегалитических памятников, которые были на виду у всех израильтян. Это камни на дне и на берегу Иордана (4:9,20); груда камней над трупом Ахара (7:26); развалины сожженного Гая (8:28); камни при пещере с трупами ханаанских царей (10:27). Эти памятники, за исключением разве только развалин Гая, не могли, конечно, сохраняться слишком долго. Также древность книги Иисуса Навина может подтверждаться содержанием 1–2 глав книги Судей, которые большинство исследователей считает кратким очерком некоторых событий, подробно описанных в книге Иисуса Навина. Такое соотношение между двумя книгами возможно только в случае знакомства писателя книги Судей с содержанием книги Иисуса Навина. Яркое и необычное подтверждение правдивости и историчности книги мы находим в трудах некоторых древнехристианских историков: Прокопия 30 , Моисея Хоренского 31 , Евагрия 32 и Никифора 33 . Все они упоминают о неких двух колоннах, стоявших очень долго в Нумидии близ Тигезия. Надпись на пуническом языке на этих колоннах гласила: «Мы бежали [сюда] от лица Иисуса сына Навина». В согласии с этим свидетельством бл. Августин писал, что деревенские жители некоторых североафриканских местностей еще в его время называли себя хананеями 34 . Естественней было бы, если б они называли себя финикийцами. Явным указанием на раннее происхождение книги следует считать Нав. 6:24 : «Раав же блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее, Иисус оставил в живых, и она живет среди Израиля до сего дня».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

2 . Построение храма (6,1–38) 3 . Строительство царского дворца (7,1–12) 4 . Окончание построения храма (7,13–51) 5 . Молитва Соломона и освящение храма (8,1–66) 6 . Завет Господа с Соломоном (9,1–9) 7 . Соломон на вершине славы (9,10 10,29) В. Духовное и политическое падение Соломона (гл. 11) 1 . Грехи Соломона (11,1–13) 2 . Наказание Соломона за его грехи (11,14–25) 3 . Возвышение Иеровоама (11,26–43) II. Ранняя эпоха разделенного царства (12,1 16,34) А. Отделение северных колен израилевых (12,1–24) Б. Иеровоам I, царь израильский (12,25 14,20) 1 . Установление Иеровоамом языческих жертвенников (12,25–33) 2 . Два пророка (гл. 13) 3 . Суд Божий над Иеровоамом (14,1–20) В. Ровоам, царь иудейский (14,21–31) Г. Авия, царь иудейский (15,1–8) Д. Аса, царь израильский (15,9–24) Е. Нават, царь израильский (15,25–32) Ж. Вааса, царь израильский (15,33 16,7) З. Ила, царь израильский (16,8–14) И. Замврий, царь израильский (16,15–20) К. Амврий, царь израильский (16,21–28) Л. Ахав, царь израильский (16,29–34) III. Пророки и цари ( 3Цар. 17,1 4Цар. 8,15 ) А. Пророки и Ахав (17,1 22,40) 1 . Илия фесвитянин (17,1–24) 2 . Илия против хананейских пророков (18,1–46) 3 . Явление Господа Илии на горе Хорив (19,1–21) 4 . Неправильное поведение Ахава во время священной войны (20,1–43) 5 . Ахав с помощью Иезавели отнимает виноградник у Навуфея (21,1–29) 6 . Осуждение Ахава пророком Михеем (22,1–40) Б. Иосафат, царь иудейский (22,41–50) В. Охозия, царь израильский, противится Илии ( 3Цар. 22,51 4Цар. 1,18 ) Глава 1 12,11 Соломон становится царем, несмотря на происки другого сына Давида Адонии, также претендующего на отцовский престол. 1 состарился, вошел в преклонные лета. Ко времени описываемых событий Давиду было около семидесяти лет (2,11; 2Цар. 5,4.5 ). 1 Ависагу Сунамитянку. Т.е. Ависага родом из города Сонама (Сунема), который находился в Изреельской долине неподалеку от горы Гелвуй ( Нав. 19,18 ; 1Цар. 28,4 ; 4Цар. 4,8 ). 1 но царь не познал ее. Давид не имел супружеской связи с Ависагой, и поэтому желание Адонии взять в жены Ависагу после кончины Давида (2,17) не противоречило закону ( Втор. 22,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Сказание Стефана об Иосифе все точно и согласно с Библией . Деян.7:14 .  Иосиф, послав, при­звал отца своего Иакова и все род­с­т­во свое, душ семьдесят пять. «Душ семьдесят пять» – согласно с LXX, хотя в подлинном еврейском тексте считается только 70, каковому счету следует и Флавий (Археол. II, 7, 4; VI, 5, 6). Это число 70 по еврейскому тексту составляется после того, как к 66 душам, пришедших с Иаковом в Египет ( Быт.16:26 ), присоединяются еще Иосиф с двумя сыновьями и сам Иаков ( Быт.16:27 ). Перевод же LXX, вероятно, причисляет к ним еще внуков и правнуков Иосифа, упоминаемых в XLVI, 20 – числом 5, сосчитывая, таким образом, не только переселившихся членов семейства Иакова, но и пребывавших уже в Египте, т.е. всю фамилии Иакова – «все родство свое», кроме лиц женского пола. Деян.7:15 .  Иаков пере­шел в Египет, и скончал­ся сам и отцы наши; «И отцы наши...», т.е. упомянутые патриархи-родоначадьники 12 колен Израилевых. Деян.7:16 .  и пере­несены были в Сихем и по­ложены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова. «И перенесены были в Сихем». Из книги Иисуса Навина известно, что кости только Иосифа вынесены были из Египта при выходе оттуда евреев и погребены в Сихеме ( Нав.24:32 ). Но древнее иудейское предание гласило, что кости и братьев Иосифа не были оставлены в Египте и, взятые вместе с костьми Иосифа, также погребены в Сихеме. Это предание, несомненно, и воспроизведено Св. Стефаном. Об Иакове книга Быт.50:13 ; ср. Быт.23 говорит, что он был погребен самим Иосифом и братьями его близ Хеврона в пещере, которую Авраам вместе с полем купил там для погребения Сарры. «Во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова». Здесь неточность, соединение двух различных мест Библии . Гроб, который купил Авраам, был куплен не у сынов Еммора Сихемова, а «у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре» ( Быт.50, 13 ; срв. Быт.23 ). И обратно – гроб, купленный у сынов Еммора Сихемова, куплен не Авраамом, а Иаковом, внуком его ( Быт.33:19 ). Здесь, следовательно, или маленькая ошибка памяти, или просто фигуральное выражение, усвояющее дело внука его деду, как родоначальнику всего еврейского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010