Пророчества Иеремии о суде над Иудеей (2,1 20,18) А. Призывы к покаянию и образы грядущего наказания (2,1 6,30) Б. Господь волен судить Свой народ (7,1 10,25) В. Слова Божий о нарушении завета: первые признания пророка (11,1 13,27) Г. Засуха и заступничество Иеремии за свой народ (14,1 15,21) Д. Признаки надвигающегося суда. Исповедание (16,1 17,18) Е. Проповедь о дне субботнем (17,19–27) Ж. Иносказание о горшечнике; цели Господни; тяготы Иеремии (18,1 20,18) III. Окончание династии Давида; пленение путь к спасению для Иудеи (21,1 24,10) IV. Владычество Вавилона над народами неизбежно и необходимо (25,1 29,32) V. Обетования восстановления дома Давидова и Нового Завета (30,1 33,26) VI. Слово Божие оказывается отвергнутым (34,1 36,32) VII. Проповедь Иеремии накануне падения Иерусалима. Заточение пророка (37,1 39,18) VIII. Период после падения Иерусалима (40,1 45,5) А. Правление и смерть Годолии (40,1 41,10) Б. Бегство в Египет. Новые пророчества Иеремии (41,11 44,30) В. Слово Иеремии к Варуху (45,1–5) IX. Предсказания суда над народами (46,1 51,64) А. Над Египтом (46,1–28) Б. Над филистимлянами (47,1–7) В. Над моавитянами (48,1–47) Г. Над аммонитянами (49,1–6) Д. Над идумеянами (49,7–22) Е. Над Дамаском (49,23–27) Ж. Над аравийскими племенами (49,28–33) З. Над еламитянами (49,34–39) И. Над Вавилоном (50,1 51,64) X. Дополнение: падение Иерусалима (52,1–34) Глава 1 1:1–19 Господь призывает Иеремию на пророческое служение, дабы провозгласить Свой суд над иудеями, поклоняющимися чужеземным богам. 1:1–3 Иеремия пророчествовал в течение сорока лет, предшествовавших вавилонскому пленению иудеев (см. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания). Н протяжении всего этого времени слово Господне не покидало пророка (см. 25,3 и ком.). 1 Слова Иеремии. Под «словами» подразумевается множество изреченных пророком предсказаний (ср. Втор. 1,1 ; Ам. 1,1 ). из священников в Анафофе. Анафоф с древнейших времен был священническим городом (см. Нав. 21,17.18 ; ср. 11,21–23), Иеремия являлся одновременно и священником, и пророком.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Итак, Израиль разделял присущее Древнему миру представление об историческом событии как откровении, свидетельствующем о том, что это дело рук богов. Подобный подход являет полную противоположность западной историографии. Но Израиль свято верил, что его историография также является откровением, а это уже нечто совершенно иное, по сравнению не только с современной, но и с древней историографией других народов. Книга Иисуса Навина 1:1–18 Миссия Иисуса 1:4. Территория обетованной земли. «Пустыня» окружает южные и восточные границы земли. Ливан и Евфрат образуют северо-западную и северо-восточную границы, соответственно. В одном из описаний границ (см. коммент. к Втор. 1:7 ) «Евфрат» обозначает область, где река поворачивает на север, в район Эмара. Великое море (Средиземное) образует западную границу. Название «земля Хеттеев», по всей вероятности, относится к Сирии, где после падения Хеттского царства примерно в 1200 г. до н. э. расселились хеттские племена. 1:8. Книга закона. Мы склонны представлять книгу как предмет, имеющий страницы, переплет и обложку. Но в Древнем мире подобные книги еще не существовали. Использованное здесь понятие может относиться к любому документу – и к надписи на камне, и к свитку, и к папирусу, и к глиняной табличке. Хранимая перед ковчегом книга закона – это записанные Моисеем наставления Бога (см. коммент. к Втор. 31:26 ). 1:16–18. Клятва верности. Как явствует из документов древнего Ближнего Востока, при восшествии на престол нового царя вассалы прежнего царя должны были принести клятву верности. Подобная практика существовала на протяжении этого периода в отношениях между египетскими фараонами и правителями городов-государств Палестины. 2:1–24 Соглядатаи в Иерихоне 2:1. Ситтим. Полное название этого города – Аве-Ситтим ( Чис. 33:49 ). Именно отсюда Иисус Навин послал «соглядатаев» и отсюда же началось вступление израильтян в Ханаан ( Нав. 2:1; 3:1 ; Мих. 6:5 ). Иосиф Флавий помешает Ситтим в 7 милях от Иордана. Местоположение города точно не установлено, но, возможно, это Tell el-Hammam на вади Kefrein.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

И вывел нас Господь из Египта рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесами и привел нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течет молоко и мед». Во Втор. 6, 20-24 это кредо изложено как урок сыну, что подтверждает его вероучительное значение. Своим происхождением и содержанием оно восходит к завету с Авраамом (Быт. 12, 1-3), повторяется в Нав. 24, 2-13, отражено в Псалмах 76, 12-16; 104, 7-45; 134, 8-12; 135, 10-22. Фон Рад полагал, что «историческое кредо» входило в ритуал Пятидесятницы, как он сложился в эпоху судей в Галгале, где находилось главное святилище во все время от Иисуса Навина до Саула. Отсутствие упоминаний в этом кредо о Синайском законодательстве означает, что оно своим формированием обязано другой литературной традиции. По догадке Герхарда фон Рада, тема Синая представляет собою культовую легенду или «исповедальное кредо» для праздника Кущей, как он первоначально сложился в святилище Сихема (Шехема). Здесь умер Иисус Навин, погребены были кости Иосифа (Нав. 24) и позже находилась столица Северного царства. Редактор соединил две традиции, а Творение мира использовал как пролог; он расширил историю патриархов, добавив к Аврааму Иакова и Иосифа, включил в эту композицию и Синайский завет. В редакции нет сведений об арамейской или ассирийской угрозе, которая стала актуальной b IX beke, не отражено деление племен на северные и южные. Проклятие Ханаана в Б ыт. 9, 26 (Благословен Господь Бог Симов, Ханаан же будет рабом ему), как и другие исторические намеки, датируют ее временем пребывания в Палестине. Лишь одна эпоха в истории Израиля могла породить личность такой творческой силы и независимости, чтобы создать этот свод, и это — просвещенная эпоха Соломона, 950–930 годы до Р. Х. Племенная история Израиля переосмыслена здесь в свете монархии Давида, с установлением которой сбылось на деле древнее обетование Аврааму. Этот редактор был не только создателем истории Израиля, но и богословом ранней монархии. Некоторые считают им священника Авиафара, который был близок к Давиду и за поддержку Адонии отправлен Соломоном в ссылку (3 Цар. 2, 22, 26-27).

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/10/8...

1Пар.7:16 .  Мааха, жена Махирова, родила сына и нарекла ему имя Кереш, а имя брату его Шереш. Сыновья его: Улам и Рекем. Имена сыновей Маахи нигде более не встречаются. 1Пар.7:18 .  Сестра его Молехеф родила Ишгода, Авиезера и Махлу. Имя сестры Махира «Молехеф " и первого ее сына в других местах Ветхого Завета не встречаются, но имя второго «Авиезер» тожественно с упоминаемым в ( Нав.17:3 ) именем главы того поколения Манассии, из которого происходил Гедеон ( Суд.6:11,15 ). Отожествлению мешает лишь то обстоятельство, что в данном месте кн. Иисуса Навина «Авиезер " – сын самого Манассии, но не его сестры, как здесь. 1Пар.7:19 .  Сыновья Шемиды были: Ахиан, Шехем, Ликхи и Аниам. Шемда – сын Манассии ( Нав.17:2 ), точнее Галаада ( Чис.26:30,32 ). Имена его сыновей, кроме Шехема, сына Галаада ( Чис.26:31 ) ни где более не встречается. 1Пар.7:20 .  Сыновья Ефрема: Шутелах, и Беред, сын его, и Фахаф, сын его, и Елеада, сын его, и Фахаф, сын его, 1Пар.7:21 .  и Завад, сын его, и Шутелах, сын его, и Езер и Елеад. И убили их жители Гефа, уроженцы той земли, за то, что они пошли захватить стада их. 1Пар.7:22 .  И плакал о них Ефрем, отец их, много дней, и приходили братья его утешать его. 1Пар.7:23 .  Потом он вошел к жене своей, и она зачала и родила сына, и он нарек ему имя: Берия, потому что несчастье постигло дом его. 1Пар.7:24 .  И дочь у него была Шеера. Она построила Беф-Орон нижний и верхний и Уззен-Шееру. 1Пар.7:25 .  И Рефай, сын его, и Решеф, и Фелах, сын его, и Фахан, сын его, 1Пар.7:26 .  Лаедан, сын его, Аммиуд, сын его, Елишама, сын его, 1Пар.7:27 .  Нон, сын его, Иисус, сын его. 1Пар.7:28 .  Владения их и места жительства их были: Вефиль и зависящие от него города; к востоку Нааран, к западу Гезер и зависящие от него города; Сихем и зависящие от него города до Газы и зависящих от нее городов. 1Пар.7:29 .  А со стороны сыновей Манассииных: Беф-Сан и зависящие от него города, Фаанах и зависящие от него города, Мегиддо и зависящие от него города, Дор и зависящие от него города. В них жили сыновья Иосифа, сына Израилева.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

28: 35, 43; 29: 30; 30: 20; 31: 10; 35: 19; 39: 1; 1Пар. 23: 13; 24: 3, 19; Сир. 45: 19). Это служение левитов в скинии и  Храме (Чис. 1: 50; 3: 6, 31; 4: 3, 12, 14, 23-24, 27-28, 30, 33, 35, 37, 39,41, 43; 7: 5, 7-9; 8: 22, 25, 26; 16: 6; 18: 2, 6, 7, 21, 23; 1Пар. 15: 2; 16: 4, 37; 23: 24, 26, 28; 2Пар. 29: 11; 31: 2, 16; 35: 3; Иез. 45: 5). Это служение священников (Втор. 17: 12; 18: 5, 7; 3Цар. 8: 11; 2Пар. 5: 14; 8: 14; 13: 10; 31: 2, 16; Сир. 7: 32; 50: 16; Ис. 61: 6; Иез. 40: 46; 43: 19; 44: 15-17, 19; Иоил. 1: 9, 13; 2: 17; 1Мак. 10: 42; 2Мак. 4: 14); служение юного Самуила при Храме (1Цар. 2: 11, 18; 3: 1); вообще служение в Храме или при Храме (4Цар. 25: 14; 1Пар. 23: 32; 1Пар. 26: 1, 12; 28: 13, 21; 2Пар. 35: 10, 15-16; Сир. 24: 11; Иер. 52: 18; Иез. 44: 11-12; Иез. 46: 24); жертвенное служение (2Мак. 3: 3); служебные одежды и сосуды (Исх. 31: 10; 1Пар. 9: 28; 2Пар. 24: 14); по сходству с храмовыми служителями ангелы – тоже литургии (leitourgoi) Божии (Пс. 102:21; 103: 4); leitourgia - служба на небе перед престолом Божиим (Дан. 7: 10); литургией названо служение Моисея – молитва и умилостивление кадильное (Прем. 18: 21). Термин latreia, latrevo также обозначает сакрально-культовое служение. В книге Исхода Бог повелевает Моисею совершить служение на горе (Исх. 3: 12) и далее постоянно говорится об этом служении, ради которого Моисей просит фараона выпустить народ Израильский в пустыню, как о латрейе (Исх. 4: 23; 7: 16; 8: 1; 8: 20; 9: 1; 9: 13 и т. д.). Это служение представляло собой обряд, но совершаемый не в храме, поскольку храма не было. Латрейей назван и установленный Моисеем обряд Пасхи (Исх. 13: 5), латрейа – запрещенное служение кумирам (Исх. 20: 4-5), латрейа также  – служение всесожжениями и жертвами вне Храма (Нав. 22: 27), латрейа – идолослужение (1Мак. 1:43), а также общее обозначение иудейского «богослужения отцов» (1Мак. 2: 19, 22). Создается впечатление, что словом latreia  выражали преимущественно общее понятие о служениии Богу или языческим богам, а также его относили к культовым действиям, которые происходили вне Храма.

http://pravoslavie.ru/2867.html

В Книгах Ездры и Неемии возвратившиеся из плена в Иудею евреи также названы Израилем (1 Езд 2. 70) или «народом Израилевым» (1 Езд 2. 2), они происходят «от Израиля» (1 Езд 2. 59; Неем 7. 61), они «весь Израиль» (Неем 7. 73; ср.: 12. 47). Такое понимание термина «Израиль» можно видеть и в более поздней лит-ре. «Израиль» становится самоназванием евр. народа, тогда как язычники употребляют слово «иудеи» (ср.: 1 Макк 11. 30, 33, 49-51). Как и прежде, обнаруживаются наименования «сыны Израиля», «народ Израиля» и «весь дом Израиля» (Иф 4. 1, 8-9, 15; 5. 1; 1 Макк 13. 26, 41; и др.; Ps. Solom. 8. 26, 28), а также «Бог Израилев» (Иф 4. 12; 6. 21; 10. 1; и др.; Ps. Solom. 4. 1; 9. 8; 16. 3; и др.). Уже в послепленный период возникает надежда на то, что воля Божия о Израиле свершится в эсхатологическом спасении, иногда это представляется как восстановление союза 12 колен Израилевых (Иез 47. 13-48. 29; Сир 48. 10; ср.: Ps. Solom. 17). Ср., напр., Ps. Solom. 17. 50: «Блаженны, кто будет жить в те дни, ибо узрят они сотворенное Богом счастие Израиля в собрании колен его». Кумран. община также осознает себя принадлежащей к Израилю (1QS 5. 5, 22; 6. 13; 9. 16; CD 3. 19). В кумран. документах слово «Израиль» может обозначать как весь Израиль, так и собственно кумран. общину, для к-рой в целом характерна вера в то, что именно она как собрание Божие является истинным Израилем или т. н. остатком Израилевым. В CD 14. 4-6 перечисляются: «левиты, священники, Израиль и пришельцы» (ср.: CD 10. 5). Когда будет явлена слава Божия, нечестивцы исчезнут из Израиля (CD 20. 6), а с «остатком Израилевым» (CD 1. 5) «Бог установил Свой Завет для Израиля навеки, чтобы открыть им сокровенное, то, в чем заблуждался весь Израиль» (CD 3. 13-14). Они истинный Израиль, «дом совершенства и истины в Израиле» (1QS 8. 9), к-рый «вступил в новый завет в земле Дамаска» (CD 8. 21), для него Бог воздвигнет «дом в Израиле» (1QM 10. 9). Иврим Ветхозаветная традиция в концепции начальной истории древнеевр. народа опиралась на генеалогии и устные предания о патриархах. В Быт 11. 10-26 прослеживается генеалогическая линия потомков Сима до 10-го поколения: от родоначальника послепотопного человечества праотца Ноя до поколения Авраама , к-рый был избран первым патриархом израильского народа. Среди предков Авраама - праотец Евер (  ), с именем которого библейская традиция связывает и созвучный ему этноним   (еврей), от корня   (   - проходить, переходить через что-либо;   - край, берег). Сам Авраам также именуется «евреем» (   - Быт 14. 13), которого Бог «взял… из-за реки» - Нав 24. 3.

http://pravenc.ru/text/293912.html

В повествовательных текстах есть ряд кратких молитв, к-рые не всегда структурно совпадают с псалмами, однако, как правило, содержат многие их части (воззвание, плач, прошение) (Быт 32. 9-12 - молитва Иакова перед встречей с Исавом; Суд 10. 10, 15 - воззвание Израиля к Богу и исповедание грехов; 2 Цар 7. 18-29 - молитва и благодарение Давида; 3 Цар 8. 22 и сл.- молитва Соломона при освящении храма; 3 Цар 18. 36 и сл.; 2 Цар 15. 31- краткие молитвы прор. Илии и царя Давида и мн. др.). Объемные и богословски значимые молитвы встречаются в 1 Езд 9, Неем 9 и Дан 9. Прор. Моисей молится за народ (Втор 3. 23-25; 9. 25-29; Исх 5. 22 и сл.), за фараона (Исх 8. 4-9, 24-27; 9. 27-33; 10. 16-19) и особенно за ропщущий в пустыне Израиль (Исх 32. 11 слл., 30 слл.; 33. 12-13; Числ 11. 2, 11-15). Самуил молится Богу за Израиль (1 Цар 7. 9). То, что молитва-ходатайство к Богу была распространена, показывают мн. примеры: Быт 18. 22 и сл.; 20. 7, 17; Нав 7. 6-9; 1 Цар 7. 8 и сл.; Иоиль 1. 14; Иов 1. 5; 42. 8. Мн. молитвы известны из Книг Паралепоменон (2 Пар 14. 11; 20, 6-12). Псалмы как (частные) молитвы встречаются в Исх 15. 1-18; Втор 32; 33. 2-5, 26-29; 1 Цар 1, 2; 2 Цар 22 (=Пс 17); Ис 12; Авв 3; Иона 2 и в 1 Пар 16 - соединение неск. псалмов и молитв, используемых в офиц. культе и вне его. Благочестивый израильтянин молился 3 раза в день (Пс 54. 18 и Дан 6. 10). Установленного единого положения на молитве не существовало: он преклонял колена, падал ниц или склонялся, простирал руки (3 Цар 8. 38, 54; Ис 1. 15), воздымал их вверх (Пс 140. 2). Сохранились изображения молящегося человека ( Keel O. Die Welt der altorientalischen Bildsymbolik und das AT. Zürich, 19772. S. 287 ff.). Молитва иногда сопровождалась жертвоприношением (Иов 42. 8; ср.:  как в значении благодарение, так и жертвы), плачем и постом (1 Езд 8. 21, 23; 10. 1; Неем 1. 4; Дан 9. 3-4). В Псалтири можно выделить неск. видов молитв, имеющих как общие, так и характерные структурные элементы. Наиболее распространенный жанр - т. н. плачи (Пс 5; 12; 21; 141 и др.), одной из особенностей к-рых является то, что молящийся сразу и прямо обращается к Богу без приуготовительных слов восхваления (Пс 12. 2; 21. 2). Это характерно как для храмовой молитвы, так и для частной (ср.: «мой Бог», «мой Пастырь», «мой Спаситель», «моя Помощь» или «наш Бог», «Пастырь Израиля» и т. п.).

http://pravenc.ru/text/158292.html

Нав.7:16 .  Иисус, встав рано поутру, велел подходить Израилю по коленам его, и указано колено Иудино; Нав.7:17 .  потом велел подходить племенам Иуды, и указано племя Зары; велел подходить племени Зарину по семействам, и указано [семейство] Завдиево; Нав.7:18 .  велел подходить семейству его по одному человеку, и указан Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина. Нав.7:19 .  Тогда Иисус сказал Ахану: сын мой! воздай славу Господу, Богу Израилеву и сделай пред Ним исповедание и объяви мне, что ты сделал; не скрой от меня. Нав.7:20 .  В ответ Иисусу Ахан сказал: точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то: Нав.7:21 .  между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним [спрятано]. Нав.7:22 .  Иисус послал людей, и они побежали в шатер [в стан]; и вот, все это спрятано было в шатре его, и серебро под ним. Нав.7:23 .  Они взяли это из шатра и принесли к Иисусу и ко всем сынам Израилевым и положили пред Господом. Нав.7:24 .  Иисус и все Израильтяне с ним взяли Ахана, сына Зарина, и серебро, и одежду, и слиток золота, и сыновей его и дочерей его, и волов его и ослов его, и овец его и шатер его, и все, что у него было, и вывели их [со всем] на долину Ахор. Нав.7:25 .  И сказал Иисус: за то, что ты навел на нас беду, Господь на тебя наводит беду в день сей. И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем, и наметали на них камни. Нав.7:26 .  И набросали на него большую груду камней, которая уцелела и до сего дня. После сего утихла ярость гнева Господня. Посему то место называется долиною Ахор даже до сего дня. Обращение к указанному жребием виновнику преступления со словами «сын мой» свидетельствует о человеколюбии и кротости израильского вождя. «Воздай славу Господу» как Всеведущему, от Которого не может укрыться никакая неправда. Эти слова, употреблявшиеся и во время Христа Спасителя ( Ин.9:24 ), служили особым призывом от имени Божия высказать истину. «Прекрасную Сеннаарскую одежду», т.е. сделанную в Сеннааре ( Быт.10:10 ), точнее – в Вавилонии ( Быт.11:2,9 ), которая славилась искусством приготовлять разноцветные одежды. «Двести сиклей серебра» на наши деньги около 160 рублей 67 . «Слиток золота весом в пятьдесят сиклей». Слову «слиток» в еврейском тексте соответствует «лешон», что значит «язык», как и переведено у LXX: γλσσαν, в славянской Библии – «сосуд». У комментаторов разумеется большей частью украшение, домашний прибор или оружие в виде языка (у римлян длинный меч назывался «язычком»). 50 сиклей золота на наши деньги более 500 рублей 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

–  книга Бытия , излагающая Божии обетования патриархам, которые составляют основание к освобождению их потомства из Египетского рабства и к наследию земли Ханаанской; вероятно, написана непосредственно по призвании Моисея, перед отправлением его в Египет или на пути туда (Исход. 3:1–18 1381 ), около 1669 года до Рождества Христова; –  книга Исхода  написана, очевидно, вскоре после Синайского законодательства, т. е. около 1667 года; –  книга Левит  составлена после сооружения скинии в том же 1667 году, так как в ней излагаются способы спасительного пользования этим Богодарованным учреждением; –  книга Чисел  закончена и присоединена к предыдущим по прибытии Евреев к Иордану, напротив Иерихона, при окончании сорокалетнего странствования ( Чис 36:13 1382 ), около 1628 года до Рождества Христова; –  книга Второзакония  в том же году написанная, содержащая в себе последние распоряжения Моисеевы (Второзак. 1:2–5; 1383 31:1–2, 1384 24–29; 1385 33:1 1386 ); –  книга Иисуса Навина  , описано в ней завоевание земли обетованной, продолжавшееся шесть лет (Иис. Нав. 14:7–10 1387 ), которая присоединена к канону перед кончиной писателя (Иис. Нав. 24:26 1388 ), следовательно, не позже 1611 года до Рождества Христова; –  книга Судей  , ее написал Самуил явившийся перед концом периода Судей, продолжавшегося четыреста пятьдесят лет ( Деян 13:20 1389 ), вероятно, вскоре после помазания Саула на царство около 1119 года до Рождества Христова; –  книги Руфь и Царств,  в которых потом положено начало и указан метод к описанию дел и подвигов царей, написаны частию Самуилом, частью его учениками и их преемниками в 1090–600 г. до Рождества Христова; –  Псалмы Давидовы  написаны не позже 1039 года; некоторые псалмы принадлежат частью тому же времени (напр. Пс 41, 46, 49, 60 ), частью временам предшествовавшим (напр. Пс 89 ), частью временам последующим (напр. Псалмы 88, 125 и 136); –  книги Соломона  принадлежат сорокалетнему его царствованию 1039–999 г. до Рождества Христова; –  книги пророческие  относятся к 836–408 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Поэтому надобно судить каждого по тому роду жизни, какой он проходит. Следовательно, от Соломона должно требовать не пророческого, или апостольского, совершенства, но сообразного царям... радея о безмятежии царства, повелел умертвить брата» (Вопр. 7). 3Цар.2:26 .  А священ­нику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое по­ле; ты досто­ин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя, ибо ты носил ковчег Владыки Го­с­по­да пред Давидом, отцом мо­им, и терпел все, что терпел отец мой. 3Цар.2:27 .  И удалил Соломон Авиафара от священ­ства Го­с­по­дня, и исполнилось слово Го­с­по­да, которое сказал Он о доме Илия в Силоме. Удаление Авиафара от первосвященства (26–27 ст.), равно как и казнь Иоава (28–34 ст.), стоят в очевидной причинной связи с убиением Адонии: кара постигает и его союзников ( 3Цар.1:7 ). Анафов – левитский город в Вениаминовом колене ( Нав.21:18 ; Ис.10:30 ; Иер.1 и др.), на 1 1/2 часа пути к северу от Иерусалима, родина пророка Иеремии ( Иер. 1:1 ), по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomastic. 92), в 3-х римских милях от Иерусалима; теперь арабская деревня Аната со 100 жителями – мусульманами (Robinson. Palastina II, 319). Смягчающими вину Авиафара обстоятельствами, по признанию Соломона (ст. 26), являются не столько высота его священнослужения, сколько заслуги, оказанные им Давиду: (Авиафар) «носил ковчег Владыки Господа пред Давидом» – в тяжкое для Давида время бегства от Авессалома ( 2Цар.15:24–29 ), а еще раньше в не менее тяжкие для него дни гонений Саула разделял с ним все, что терпел Давид ( 1Цар.22:20–23 ); посему Соломон наказывает двукратное участие Авиафара в политическом заговоре Адонии лишь удалением Авиафара от священнодействия при скинии. В этом решении Соломона, по мысли священного писателя (ст. 27), исполнилось, – без сомнения, помимо воли и намерения Соломона (евр.: лемалле , ст. 27, слав. «якоже сбытися» вполне одинаково по значению с новозаветным «да сбудется», να πληρωθ, ( Мф.1:22 ) и под.), – грозное определение суда Божия на дом предка Авиафара первосвященника Илия ( 1Цар.3:11–14 ): после избиения Саулом священников в Номве Авиафар оставался единственным представителем линии Ифамара ( 1Цар.22:20 ), и с его удалением первосвященство переходит, в лице Садока, в старшую линию потомков Аарона – в линию Елеазара ( Чис.25:13 ; 1Пар.24:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010