Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Торговля I. 1) Т. в Израиле занимались в основном чужеземцы, которые не могли наследовать земельный надел, а потому купля-продажа была основным источником их доходов. В евр. языке слово «купец» [сохер] букв. означает «разъезжающий с места на место» ( Быт. 37:28 ; 2Пар. 9 и др.). Иногда торговцев называли кенаани – «хананеи» ( Иов. 40 – в Синод. пер. – «Хананейские купцы»; Притч. 31 – в Синод. пер. – «купцы Финикийские»; Ис. 23:8 ). Уже в Быт. 37мы читаем об араб. купцах, везущих на продажу в Египет стираксу, бальзам и ладан. Это им сыновья Иакова продали в рабство своего брата Иосифа. Среди добычи, захвач. израильтянами в Иерихоне, были предметы одежды, изготовленные в Вавилонии (библ. Сеннааре) ( Нав. 7:21 ); дома коренных жителей Ханаана «были наполнены всяким добром» ( Втор. 6:11 ; ср. Нав. 22:8 ), и можно предположить, что среди этих вещей были и привозные товары; 2) главенствующее положение в международной Т. занимали финикийцы, с их помощью Соломону удалось открыть новые торг. пути ( 3Цар. 9:26–28 ). Иоиль жаловался на то, что финикийцы уносят из земли израильтян много золота и серебра и торгуют иуд. пленниками как рабами ( Иоил. 3:5 ; Ам. 1:9 ). Богатство и могущество финик. портового города Тира описаны в Иез. 27:1 . Оживленную Т. вели арабы ( Иов. 6:19 ; Ис. 21:13 ; Ис. 60:6 ), тем не менее по объему Т. они отставали от Тира и Сидона. Порты и прибрежные равнины, через которые проходили караванные пути, принадлежали финикийцам и филистимлянам, поэтому израильтяне не могли непосредственно торговать с соседними странами. 3) однако при Соломоне международная Т. стала процветать и в Израиле. Соломон овладел великими торг. путями, связывавшими Египет с Вавилоном и Дамаск – с побережьем Средиземного моря. Оживившаяся Т. обеспечивала ему значит. доходы ( 3Цар. 10:14 ). кроме того, Соломон занимался посредничеством в Т. лошадьми и колесницами ( 3Цар. 10:28 ). Из располож. на юге Ецион-Гавера царь установил торг. отношения с Офиром ( 3Цар. 9:26–28 ). Но после смерти Соломона израил. внешняя Т. вновь пришла в упадок;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕФ-ЦУР [Вефцур, евр.    ], г.-крепость на границе Идумеи и Иудеи, в 6 км севернее Хеврона и ок. 30 км южнее Иерусалима (2 Макк 11. 5, Euseb. Onomasticon. 52. 2). Б.-Ц. упомянут в генеалогии Халева (1 Пар 2. 45). Впосл. был передан Иисусом Навином колену Иуды (Нав 15. 58). Одна из самых высоко расположенных крепостей Палестины (ок. 990 м над уровнем моря) контролировала также дорогу на запад, в Шефелу. Совр. название руин Б.-Ц.- Хирбет-эт-Тубайка (Khirbet et-Tubeiqah). На них в 1931 и 1957 гг. были проведены раскопки под рук. амер. археолога О. Р. Селлерса. Б.-Ц. заселялся спорадически с эпохи раннебронзового века, но крепость здесь возникла лишь в среднебронзовом веке (XVII в. до Р. Х.). Открыты мощные укрепления того типа, к-рый считают свойственным для эпохи гиксосов (идентичные на Вефиле , Телль- Бейт-Мирсиме и Сихеме ). К концу эпохи средней бронзы город был уничтожен, возможно, при вторжении египтян в Ханаан в кон. XVI-XV в., а на его месте возникло небольшое поселение, окончательно оставленное жителями между XIV и XII вв. Б.-Ц. возродился в XI в., когда была восстановлена часть старых укреплений и возведены новые на меньшей площади. Ок. 1000 г. Б.-Ц. был вновь разрушен, сохранившееся поселение просуществовало до рубежа VII-VI вв., но после нашествия Навуходоносора оно было покинуто. Упоминание Б.-Ц. среди укрепленных Иисусом Навином городов (2 Пар 11. 7) не подтверждается находками городских сооружений. В последующий период (V-IV вв.) место было малозаметно, сохранилось упоминание о «начальнике полуокруга Бефцурского», к-рый работал со своими людьми на восстановлении стены Иерусалима (Неем 3. 16). В эпоху эллинизма Б.-Ц. быстро рос, во II в. до Р. Х. его постройки вышли за пределы старых стен, причем распределение монетного чекана подтверждает активность торговли именно во II в. Особенно важна находка маленькой серебряной монеты некого Иезекии, полная надпись на к-рой читается как «Иезекия Иудейский».

http://pravenc.ru/text/149091.html

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство иеромонах Иов (Гумеров) Сорок лет в обед " decoding="" title="" > ( 3  голоса:  5.0 из  5) Здравствуйте! Мне в этом году исполняется 40 лет. Родственники в один голос твердят, что нельзя отмечать сорокалетие. Есть ли в этом смысл? Некоторые связывают число 40 – это как сороковины. Как поступить? День рождения – 1 июля. Спасибо. Галина Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Мнение, что нельзя отмечать сорокалетие, является обычным суеверием. Порождено оно совершенно произвольной ассоциацией. Общая причина появления таких предрассудков — отсутствие подлинной воцерковленности. Если мы начнем изучать Священное Писание, то увидим, что число 40 многократно там упоминается. Образуется оно путем умножения двух других символических чисел: 4 (символ пространственной законченности видимого мира) и 10 (символ относительной завершенности). Последнее число, в свою очередь, может быть получено путем сложения двух других чисел, которые также символизируют полноту, как в мире духовном, так и мире видимом: 3 и 7. В результате число 40 выражает собой совершенную полноту. – Сорок дней и сорок ночей продолжался потоп ( Быт.7:17 ). – Сорок лет было Исааку, когда он взял себе в жены Ревекку ( Быт.25:20 ). – Странствование евреев по пустыне продолжалось сорок лет ( Исх.16:35 ; Чис.14:33 ; Втор.8:2 ). – На три сорокалетия делится жизнь пророка Моисея, продолжавшаяся сто двадцать лет. Сорок дней и сорок ночей он провел на горе Синай ( Исх.24:18;34:28 ). – После рождения мальчика женщина сорок дней проходит очищение ( Лев.12:2, 4 ). Если она рожала младенца женского пола, то очищение продолжалось восемьдесят дней (40 + 40). – Иисус Навин говорит: я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю ( Нав.14:7 ). – После победы судии Гофониила над царем Месопотамским Хусарсафемом покоилась земля сорок лет ( Суд.3:1–11 ). Сорок дней приглашал филистимлянин Голиаф евреев вступить с ним в поединок (см.: 1Цар.17:16 ).

http://sueverie.net/sorok-let-v-obed.htm...

Подробное описание границ территории колена З. имеется в Нав 19. 10-16. Удел колена З., находящийся на севере Св. земли, в низменной части Галилеи, граничил на западе с уделом колена Асира, на северо-востоке - с территорией колен Неффалима, на юге - с местностью, принадлежащей коленам Иссахара и Манассии. Возможно также, что З. и Иссахар владели некой общей территорией, согласно рассказу Втор 33. 18-19 о даровании им прор. Моисеем в общее владение святилища в горах. Из Книги Судей Израилевых известно, что колено З. проживало на своей территории в окружении ханаанских городов-гос-в, с к-рых оно получало дань (Суд 1. 30, 32). Во время странствия по пустыне колено З. было 4-м среди колен по количеству годных к войне мужчин (Числ 1. 30-31; 26. 27). Воины из колена З. принимали участие в сражениях в эпоху Судей. Возглавляемое Вараком войско, составленное преимущественно из представителей колена З. и Неффалимова, одержало победу в сражении против ханаанского военачальника Сисары (Суд 4. 6, 10). В Песне Деворы восхваляется героизм, проявленный представителями колена З. в сражениях (Суд 5. 18). Колено З. также помогало израильскому судье Гедеону в битве против мадианитян (Суд 6. 35). Из этого колена происходил израильский судья Елон (Суд 12. 12). О воинственных качествах представителей этого рода в период Единого царства свидетельствует большое число воинов, сражавшихся под предводительством царя Давида (1 Пар 12. 33). Однако колено З. не упоминается в переписи областных начальников царя Соломона (3 Цар 4. 7), что может служить указанием на минимальную экономическую роль этого колена (IDB. Vol. 4. P. 941). При царе Езекии отдельные представители колена З. откликнулись на призыв царя к возобновлению празднования Пасхи в Иерусалиме (2 Пар 30. 17-20). Территория, где проживало колено З., раньше остальных подверглась ассир. вторжению. Прор. Иезекииль надеялся на восстановление удела З. наряду с уделами Иссахара и Гада (Иез 48. 26-27). После крушения Северного царства прор. Исаия предсказывает З. будущее величие: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис 9. 1-2). Это пророчество получило исполнение в земном служении Господа Иисуса Христа, проповедовавшего в Галилее (Мф 4. 15-16). В эпоху НЗ особо прославился расположенный на территории колена З. небольшой г. Назарет - родина Иисуса Христа (Мф 2. 23). В апокрифическом Двенадцати патриархов завещании патриарх З. призывает своих потомков к милосердию и братскому единству (Test. XII Patr. VI 8. 1-3; 9. 1-4).

http://pravenc.ru/text/182447.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книги Царств, Третья и Четвертая I. НАЗВАНИЕ 1) в евр. Библии эти книги называются соотв. Первой и Второй книгами Царей, а книги, известные в рус. переводе как Первая и Вторая книги Царств, в евр. Библии носят название Первой и Второй книг Самуила. Первонач. это было две книги: Книга Самуила и Книга Царей. Однако в Септуагинте Книга Самуила и Книга Царей были разделены на две книги каждая, и всем четырем присвоили общее название Басилейон (­царства). Под таким названием они вошли и в рус. Синод. пер. В протестантских изданиях названия этих книг соответствуют евр.: Первая и Вторая книги Самуила, Первая и Вторая книги Царей; 2) в евр. каноне книги Царств относятся к «ранним пророкам» (Нав, Суд, 1 и 2 Самуила, 1 и 2 Царей): так называются писания, охватывающие события от смерти Моисея до помилования Иехонии, т.е. все время пребывания Израиля в Ханаане и определ. отрезок времени – вавил. плен. Третья и Четвертая К.Ц. начинаются с сообщения о вступлении на престол Соломона и о смерти Давида (ок. 965 г. до Р.Х.) и заканчиваются помилованием Иехонии (ок. 562 г. до Р.Х.). II. КОМПОЗИЦИЯ Композиционно в К.Ц. можно выделить три крупных раздела: а) правление Соломона ( 3Цар. 1–11 ); б) парал. правление иуд. и израил. царей ( 3Цар. 12:1 – 4Цар. 17 ); в) Иудейское царство после пленения десяти сев. колен ( 4Цар. 18–25 ). III. ФОРМИРОВАНИЕ КНИГ Свой окончат. вид Третья и Четвертая К.Ц. приобрели, вероятно, уже после 562 г. до Р.Х., года помилования Иехонии ( 4Цар. 25:27–30 ). Но поскольку в них еще не упоминается ни о завоевании Вавилона Киром (539 г. до Р.Х.), ни о разрешении иудеям возвратиться на родину, то, видимо, составление книг было закончено до этих событий. Однако основная их часть была написана намного раньше, поскольку повторяющееся выражение «до сего дня» ( 3Цар. 8:8 ; 3Цар. 9:21 ; 3Цар. 12:19 ; 4Цар. 8 и проч.) указывает на то, что Иудейское царство ко времени написания книг еще существовало. В качестве источников Третьей и Четвертой К.Ц. упоминаются книга дел Соломоновых ( 3Цар. 11:41 ), летопись царей Израильских ( 3Цар. 14:19 и др.), летопись царей Иудейских ( 3Цар. 14 и др.). Некоторые из этих источников могли быть использованы и при написании книг ⇒ Паралипоменон (IV). Вероятно, были заимствованы и фрагменты каких-то писаний о пророках Илии и Елисее, а также выдержки из книги Исаии, в которых описана осада Иерусалима ассирийцами во времена Езекии (см. пророч. источники, назв. в 1 и 2Пар). Поскольку о летописи царей Иудейских в последний раз упоминалось в рассказе о смерти Иоакима ( 4Цар. 24:5 ), то можно предположить, что составитель Третьей и Четвертой К.Ц. работал в период между годами смерти Иоакима и Седекии, т.е. между 598 и 587 гг. до Р.Х. IV. АВТОР

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 10 1–5. Судьи Фола и Иаир. 6–9. Идолопоклонство израильтян и притеснение их от филистимлян и аммонитян. 10. Обращение израильтян к Господу. 11–16. Ответ Господа и Его милость к израильтянам. 17–18. Занятие аммонитянами Галаада, собрание израильтян и предложение начальствования. Суд.10:1 .  После Авимелеха восстал для спасения Израиля Фола, сын Фуи, сына Додова, из колена Иссахарова. Он жил в Шамире на горе Ефремовой. Суд.10:2 .  Он был судьею Израиля двадцать три года, и умер, и погребен в Шамире. Суд.10:3 .  После него восстал Иаир из Галаада и был судьею Израиля двадцать два года. Суд.10:4 .  У него было тридцать [два] сына, ездивших на тридцати [двух] молодых ослах, и тридцать [два] города было у них; их до сего дня называют селениями Иаира, что в земле Галаадской. Суд.10:5 .  И умер Иаир и погребен в Камоне. По смерти Авимелеха судьями Израиля были последовательно Фола из колена Иссахарова и Иаир из Галаада, не заявившие себя особыми действиями в жизни народа. Из них первый по смерти был погребен в г. Шамире Ефремовом, который отличается от Шамира Иудейского ( Нав.15:48 ), а второй – в г. Камоне, лежавшем, по свидетельству Иосифа Флавия, в колене Манассиином, в Галааде (Antiquit. V, 7, 6). Суд.10:6 .  Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам арамейским, и богам сидонским, и богам моавитским, и богам аммонитским, и богам филистимским; а Господа оставили и не служили Ему. Суд.10:7 .  И воспылал гнев Господа на Израиля, и Он предал их в руки филистимлян и в руки аммонитян; Суд.10:8 .  они теснили и мучили сынов Израилевых с того года восемнадцать лет, всех сынов Израилевых по ту сторону Иордана в земле Аморрейской, которая в Галааде. Суд.10:9 .  Наконец аммонитяне перешли Иордан, чтобы вести войну с Иудою и Вениамином и с домом Ефремовым. И весьма тесно было сынам Израиля. По смерти Фолы и Иаира идолопоклонство израильтян усилилось до крайней степени: они почитали богов всех окрестных народов, оставив в то же время служение Господу. За такое нечестие Господь предал их под власть двух народов: филистимлян (ср. Быт.10:14 ), занимавших побережье Средиземного моря, к юго-западу от израильской территории, и аммонитян ( Быт.19:38 ), живших близ Мертвого моря, на северо-восток от моавитян, в прежней территории аморреев, которые (аммонитяне) в настоящем случае перешли Иордан и угнетали израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 Празднование Пасхи. – Пасха нечистых по закону; Пасха путешествующих. – Облако над скинией собрания. Чис.9:12 .  и пусть не оставляют от нее до утра и костей ее не сокрушают; пусть совершат ее по всем уставам о Пасхе; Существует предположение, что Пасха, совершенная евреями около горы Синая, была единственною, совершенною во время странствования их по Аравийской пустыне. В подтверждение сего указывается на тот факт, что во время странствований по пустыне обряд обрезания в еврейском народе не был соблюдаем с должной строгостью ( Нав.5:2–8 ); по смыслу же Исх.12:48 необрезанный не мог вкушать пасхи. Следующее упоминание о совершении евреями Пасхи встречаем в Нав 5.10 после рассказа о всенародном выполнении закона об обрезании. Чис.9:9 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Чис.9:10 .  скажи сынам Израилевым: если кто из вас или из потомков ваших будет нечист от прикосновения к мертвому телу, или будет в дальней дороге, то и он должен совершить Пасху Господню; Чис.9:11 .  в четырнадцатый день второго месяца вечером пусть таковые совершат ее и с опресноками и горькими травами пусть едят ее; Чис.9:12 .  и пусть не оставляют от нее до утра и костей ее не сокрушают; пусть совершат ее по всем уставам о Пасхе; Пасха, совершаемая по каким-либо уважительным причинам позднее законной, называлась у евреев малою Пасхою. Позднее такая Пасха совершена была иудейским царем Езекией, так как священники и левиты не успели к 14-му числу первого месяца очистить запущенный храм и очиститься сами ( 2Пар.30:2 ). Чис.9:13 .  а кто чист и не находится в [дальней] дороге и не совершит Пасхи, – истребится душа та из народа своего, ибо он не принес приношения Господу в свое время: понесет на себе грех человек тот; Выражение: «истребится душа та из народа своего» понимается неодинаково. Нарушитель закона о Пасхе подвергался или смертной казни, или изгнанию из народа, или же испытывал на себе непосредственную силу карающей десницы Иеговы (ср. Быт.9:11 ; Быт.17:14 ; Исх.30:33 ; Лев.18:29 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Аммонитяне Аммонитяне, или «сыны Аммона», а также просто «Аммон». Потомки ⇒ Бен-Амми , т.е. сына Лота и его младшей дочери. Этот народ находился в близком родстве с моавитянами, своими юж. соседями. Как показывают сохранившиеся названия, их язык был близок евр. I. ОБЛАСТЬ РАССЕЛЕНИЯ Тер. А. между Арноном и верхним течением Иавока ранее населяли замзумимы, народ великанов, который был изгнан А. ( Втор. 2:19–21 ). Видимо, А. вначале расселились вплоть до Иордана, что явствует из их притязаний на эти земли (см. Нав. 13:25 ), но оттуда их вытеснил Сигон, царь аморреев. Когда израильтяне овладевали землей обетованной, то, следуя Божьему повелению, пощадили тер. А. ( Втор. 2:19 ), но, превратив Иавок в его верхнем течении в границу тер. колена Гадова и тем самым отрезав земли А. от Иордана, они вызвали враждебность со стороны последних. В верхнем течении Иавока была расположена столица А., резиденция царей, Равва, или Раббат-Аммон (ныне Амман, столица Иордании). II. ИСТОРИЯ А. на протяжении всей своей истории были врагами израильтян. Поскольку А. вместе с моавитянами склоняли Валаама проклясть Израиль (что он, однако, не сделал), то никто из А. и моавитян и в десятом поколении не мог войти в общество израильтян («в общество Господне» – Втор. 23:3 ). Во времена судей А. и амаликитяне, как союзники моавитского царя Еглона, одержали победу над израильтянами, не хранившими верность Богу ( Суд. 3:13 ). Впоследствии Иеффай вытеснил А. в пределы их прежних границ ( Суд. 10:7–9 ; Суд. 11:32–33 ). Саул сражался с царем А. Наасом и победил его ( 1Цар. 11:1–11 ). Давид, напротив, был дружески принят Наасом ( 2Цар. 10:2 ). Но сын Нааса Аннон возобновил прежнюю вражду ( 2Цар 10 и след.). Давид разбил А. и захватил Равву ( 1Пар. 20:1 ). Сила А. оказалась сломленной, но враждебность осталась. При Иосафате нападение А. и моавитян заканчивается их уничтожением ( 2Пар. 20 ). Цари Озия (во времена которого Ам возвещает суд над А., Ам. 1:13–15 ) и Иоафам получают с них дань ( 2Пар. 26:8 ; 2Пар. 27:5 ). Если во время правления ⇒ Иоакима А., будучи вассалами Навуходоносора, напали на Иудею ( 4Цар. 24:2 ), то при ⇒ Седекии они, очевидно, участвуют вместе с Иудеей в восстании против Вавилона ( Иер. 27:3 ). Но вскоре после разрушения Иерусалима Навуходоносором ( 4Цар. 25 ) царь А. Ваалис принимает участие в убийстве иуд. наместника Годолии ( Иер. 40:14 ). А. со злорадством наблюдают, как десять колен Израилевых уводят в плен ( Иез. 25:3 ; Соф. 2:8 ). Вместе с моавитянами они переселяются в уделы Гада и Рувима. Иеремия ( Иер. 49:1–6 ) и Иезекииль ( Иез. 21:20 ; Иез. 25:1–7 ), как до них Ам и Софония, предсказали грядущий суд над А.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 12 1–6. Недовольство ефремлян против Иеффая и их наказание. 7. Смерть Иеффая. 8–15. Судьи, бывшие после смерти Иеффая. Суд.12:1 .  ефремляне собрались и перешли в Севину и сказали Иеффаю: для чего ты ходил воевать с аммонитянами, а нас не позвал с собою? мы сожжем дом твой огнем и с тобою вместе. Переправившись через Иордан и собравшись в Севине (Цафон, ср. Нав.13:27 ), жители колена Ефремова стали упрекать Иеффая в том, что он не пригласил их вместе с собой на воину против аммонитян (ср. Суд. 8:1 ). Суд.12:2 .  Иеффай сказал им: я и народ мой имели с аммонитянами сильную ссору; я звал вас, но вы не спасли меня от руки их; Суд.12:3 .  видя, что ты не спасаешь меня, я подверг опасности жизнь мою и пошел на аммонитян, и предал их Господь в руки мои; зачем же вы пришли ныне воевать со мною? Суд.12:4 .  И собрал Иеффай всех жителей Галаадских и сразился с ефремлянами, и побили жители Галаадские ефремлян, говоря: вы беглецы Ефремовы, Галаад же среди Ефрема и среди Манассии. Суд.12:5 .  И перехватили галаадитяне переправу чрез Иордан от ефремлян, и когда кто из уцелевших ефремлян говорил: «позвольте мне переправиться», то жители Галаадские говорили ему: не ефремлянин ли ты? Он говорил: нет. Суд.12:6 .  Они говорили ему «скажи: шибболет», а он говорил: «сибболет», и не мог иначе выговорить. Тогда они, взяв его, заколали у переправы чрез Иордан. И пало в то время из ефремлян сорок две тысячи. В наказание за дерзость ефремлян Иеффай, собрав галаадитян, сразился с ефремлянами и обратил их в бегство, так что они были принуждены переправляться в свой удел за Иордан. Перехватив переправу через реку, Иеффай задержал возвращавшихся ефремлян, которых он отличал по произношению слова «шибболет» («колос» или «поток», ср. Ис. 17:12 , как могли называть Иордан), которое они произносили «сибболет», и здесь избивал их. Суд.12:7 .  Иеффай был судьею Израиля шесть лет, и умер Иеффай Галаадитянин и погребен в одном из городов Галаадских. После своей смерти Иеффай, бывший сравнительно непродолжительное время (6 лет) судьей израильтян и, вероятно, только в восточной половине Палестины, был погребен в одном из городов галаадских.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЕР [древнеевр.     древнегреч. Εβρ], ветхозаветный праотец, потомок Сима (Быт 10. 24; 11. 14-17; 1 Пар 1. 17-18; 24-25), сын Салы (Быт 11. 14), отец Фалека (Быт 11. 16) и Иоктана (Быт 10. 25; 1 Пар 1. 19), живший, согласно библейскому повествованию, 464 года (Быт 11. 16-17); прямой предок Авраама (Быт 11. 14-26), упоминается в генеалогии Иисуса Христа, приводимой евангелистом Лукой (Лк 3. 35). Библия также сообщает о 4 лицах, носивших это имя: одном из потомков Гада, населявших Васан (1 Пар 5. 13); первом из 3 сыновей Елпаала из колена Вениамина (1 Пар 8. 12); втором из 11 сыновей Шашака из колена Вениамина (1 Пар 8. 22); главе священнического рода Амока, упоминаемом в списке вернувшихся из вавилонского плена в Иерусалим священников и левитов (Неем 12. 20). Библейская традиция сближала это имя с созвучными ему этнонимом   (еврей) и словами, образованными от корня   (   - проходить, переходить через что-либо,   - край, берег). Библия называет Сима «отцом всех сынов Еверовых» (Быт 10. 21), демонстрируя этим, что потомки Е., а следов. и Авраама, являются потомками Сима. Сам Авраам именуется «евреем» (   - Быт 14. 13), которого Бог «взял... из-за реки» (     - Нав 24. 3). На сходство этих слов опирались и древние экзегеты - как иудейские («Рабби Иехуда говорит, что весь мир на одной стороне (    ), а он [Авраам] - на другой (    ). Рабби Неемия говорит, что он сын Евера. Раббаны говорят, что он из-за реки (    ) и говорит по-еврейски (    )» - Берешит Рабба 42. 13), так и христианские, для к-рых Е. традиционно считался прародителем евр. народа ( Hipp. Chron. 172; I dem. Refut. X 30. 4; Theoph. Antioch. Ad Autol. III 24; Euseb. Praep. evang. XI 6. 39-40). Блж. Августин приводит мнение, согласно к-рому евреи первоначально назывались от Евера - «евереями» (лат. heberaei), а потом вслед. выпадения 1 буквы - «евреями» (hebraei) ( Aug. De civ. Dei. XVI 3. 2). В совр. библеистике не существует единого мнения относительно происхождения и первоначального значения имени Е. Наиболее распространена т. зр., что библейское имя собственное Е. первоначально было этнонимом ( Skinner. 1930. P. 218-220; Malamat. 1968. P. 166-167; Koch. 1969. S. 39-40, 71-78; Loretz. 1984. P. 183-190). При этом вопросы, является ли библейский термин   (евреи) производным от имени Е. и как соотносятся обозначаемые этими словами общности, остаются спорными (см. в ст. Израиль ).

http://pravenc.ru/text/187118.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010