В свое время отец Енаков жил в поселении «Кириаф-Арбы» (впоследствии — Хеврон) ( Быт.23:2 ; Нав.21:11 ). Когда евреи, освободившись из Египетского плена, достигли Ханаана, в Хевроне жили «дети Енаковы» ( Чис.13:23 ). Насколько они превосходили телосложением Израильтян, хорошо видно из слов соглядатаев, ходивших высматривать обетованную землю: «мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» ( Чис.13:34 ). Преемник Моисея, Иисус Навин «поразил [всех] Енакимов на горе, в Хевроне, в Давире, в Анаве, на всей горе Иудиной и на всей горе Израилевой; с городами их предал их Иисус заклятию; не осталось [ни одного] из Енакимов в земле сынов Израилевых, остались только в Газе, в Гефе и в Азоте» ( Нав.11:21-22 ). Возможно, что Голиаф из Гефа, победа над которым прославила юного Давида, был одним из потомков Енакимов. Описание этого единоборца впечатляет: «ростом он — шести локтей и пяди… И одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди… И древко копья его, как навой у ткачей» (см.: 1Цар.17:4-7 ). Цитаты об исполинах «Когда Божьи сыны, то есть Сифовы потомки, увидев дщерей человеческих, то есть Каиновых, что они красивы по лицу, смесились с ними вопреки благоволению Божию, тогда от их беззаконного ложа стали рождаться люди не по созданной от Бога мере возраста, но чудовища, гиганты, как древеса и некие страшилища, обнаруживавшие собою Божие неблагословение такого ложа. […] По нраву своему они, как рожденные в беззаконии, были злейшими из всех беззаконных людей убийцами и насильниками; они были яры, люты, любители войны и кровопролития, горды и властолюбивы; по всей земле они преследовали людей, насилуя их, грабя и убивая. Сколь же они были неудержны и пребеззаконны на плотское вожделение, об этом нет возможности писать, так как сие нестерпимо для целомудренного уха. Если же кто желает уведать сие, пусть читает халдейского историографа, называемого Бероз, который достаточно хорошо описывает их прескверные нравы и говорит, что не было еще такого беззакония и нечистоты, которых бы не совершили те исполины. Тот же халдейский историк повествует, что исполины питались человеческим мясом. Убиваемые ими люди были им пищею. (Если они ели человеческое мясо, то тем более употребляли скотское, звериное или какое-либо другое.) Кроме того, они обращали в свою пищу и тех младенцев, которые выходили из утробы матери мертвыми (сие о них говорит Бероз, если только его сказание истинно). Они столь были мерзки для Бога и людей, что Господь ради их одних навел на землю потоп, истребляя такое зло с лица всей земли; Он и прежде потопа многих из них громом и молнией убивал, чтобы прочие убоялись, однако не было в них страха Божия, и не исправлялись они, пока совершенно не погибли в потопе».

http://azbyka.ru/ispoliny

Вефсамис , город левитский ( Нав.21:16 ), в который прибыл ковчег завета, отпущенный Филистимлянами. «Жители Вефсамиса жали тогда пшеницу в долине, и взглянувши, увидели ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его... И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ» ( 1Цар.6:13–19 ). Лахис , древний хананейский город, царь которого был побежден Иисусом Навином ( Нав.10:3–12 ). Лахис был сожжен Сеннахиримом, в царствование Езекии ( 2Пар.32 ). Кириаф-Иарим или Ваал ( 1Цар.7:2 ; 2Цар.6:2 ); в этом городе, в доме Аминадава, стоял ковчег завета, принесенный из Вефсамиса. Азека или Азек , Сохо или Сокхов , города, между которыми Филистимляне стояли лагерем во время единоборства Давида с Голиафом ( 1Цар.17:1 ). Голиаф был ростом 6 локтей и пяди (i); вес брони его был пять тысяч сиклей меди; копье его весило шестьсот сиклей железа. (к) Азек был занят Иудеями по возвращении из плена ( Неем.11:30 ). Вефсахара , город, известный сражением между Антиохом Евпатором и Иудою Маккавеем. Во время этого сражения Елеазар, брат Иуды, протискиваясь между толпою, дошел до слона, на котором, как он думал, находился царь, пронзил его мечом, но был сам раздавлен под тяжестью упавшего животного ( 1Мак.6:32–46 ). Вифлеем , в 8 верстах на западе от Иерусалима, названный Иудейским в отличие от другого города того же имени, находившегося в колене Завулоновом. Он назывался городом Давидовым, потому что в нем родился Давид, и Ефрафою: «Умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем» ( Быт.35:19 ). Этот город, незначительный по пространству и населению, бесконечно значителен по тому таинству христианской веры, которое совершилось в нем. Св. Дева Мария и Иосиф, придя в Вифлеем, не нашли места в гостинице и остановились за городом в пещере. В этой-то пещере, которая служила пристанищем для животных, благоволил родиться Спаситель мира ( Лк.2:4 ). Император Адриан, желая осквернить место рождения Спасителя, поставил над пещерой храм Венеры, но Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

И будет егда почиют ноги жерцев воздвизающих кивот, Иордан оскудеет ) (Иис. Нав. 3:11, 13); не священников уважает, но кивот. И слушай, почему так. Спрашивает его Давид словами: « Что с тобою, море, что ты побежало, и [ с тобою ] , Иордан, что ты обратился назад? » ( что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять? ) На это создание отвечает словами: « Пред лицем Господа трепещи, земля » ( от лица Господня подвижеся земля ) (Пс. 13:7). Лицом Господа был вид ковчега. Чем был кивот для закона, скрижалей, стамны и жезла, тем была плоть Владычная для необъятного божества, как в кивот носившая божество. Об этом святом кивоте говорил блаженный Давид: « Стань, Господи, на [ место ] покоя Твоего, — Ты и ковчег могущества Твоего » ( воскресни Господи в покой твой, ты и кивот святыни твоея ) (Пс. 131:8). И смотри, что он делает: Иордан высох, не потеряв своих струй, но отступив к древним корням. Взял Иисус от Иордана двенадцать каменей великих, и поставил их по ту сторону реки; положил же вместо них « другие двенадцать камней… среди Иордана » ( другия дванадесять каменей в реке ) (Иис. Нав. 4:8, 9). Чего он желает тем, что кряду взял двенадцать камней, и вместо них положил другие двенадцать? Как я раньше сказал, он освобождает смертную природу; или лучше — желает показать, что вытаскивает человечество из глубины и возводит на небо. Он извлек на свет камни, никогда не созерцавшие солнечных лучей, не принимавшие света; они были вытащены из глубины на землю. Почему он взял оттуда двенадцать камней? Потому что двенадцатью апостолами (Господь) намерен был освободить человечество от смертной природы. И вот: он взял снизу камни, чтобы обнаружить их перед солнцем и светом, и для ясного созерцания будущим людям, как они перешли Иордан; эту именно причину он обозначил: « когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: " к чему у вас эти камни? " » ( егда вопросит тебе сын твой, глаголя: что суть камение сии? ) — скажи ему, что по суше мы перешли Иордан, когда Бог удержал воду перед лицом нашим (Иис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Лев 27:28; Чис 18:14; Иез 44:29), так и объект проклятия (ср. Втор 13:17; 1 Цар 15:21). В Нав 6–7 слово употребляется во втором значении; все заклятое отделяется от всякого употребления и подлежит истреблению. Ориген прочитывает анафему против Иерихона и его обитателей в экклезиологической перспективе, как суровое предупреждение против всякого компромисса верующих с миром: “Будьте внимательны, чтоб не иметь чего-либо мирского среди вас” 128 . Что он имеет в виду под мирским? Каково практическое пастырское применение этого места? “К примеру, те, которые, будучи христианами, празднуют языческие праздники, вводят заклятое в свои церкви. Те, которые ищут в путях звезд смысл жизни и смысл поведения людей вводят в свои церкви заклятие Иерихона вызывают поражение народа Божия” 129 . В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своемпоставит врата его (6:25). Точнее было бы перевести заставил поклясться. Иерихон разрушен, население его уничтожено, добыча сожжена. Но этого еще недостаточно. Иерихон — первый хананейский город, и он должен быть уничтожен навсегда; проклятие падет на того, кто осмелится восстановить этот город. Блаженный Феодорит видит значение запрета на восстановление города в посвященности его Богу 130 . Событие это поразило обитателей Палестины. Боевая слава Иисуса Навина носилась по всей земле (6:26), повергая в страх ее обитателей. Битва при Гаваоне (Нав 10:1–27) Союз гаваонитян с Израилем был вызовом Иерусалиму, и иерусалимский царь посылает послов в города аморреев, чтобы противостать Израилю и поразить Гаваон за то, что онзаключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми (10:4). Почему именно иерусалимский царь весьма испугался (10:2), когда узнал, что жители Гаваона заключили мир с Иисусом и с Израилем и остались среди них (10:1)? Иерусалимское царство уже было ослаблено и по сути в этот момент ограничивалось лишь Иерусалимом с прилегающими окрестностями.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Лк.10:30 . Отвещáв же Иисýс речé: человек некий схождáше от Иерусалима во иерихóн, и в разбóйники впадé, иже совлéкше егó, и язвы возлóжше отидóша, остáвльше едвá жива сýща. (На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.) На вопрос законника: Кто мой ближний? Иисус Христос предложил притчу, – подобие, иносказание (о притчах чит. в объяснении 36 ст. 5 гл.) о милосердом самарянине, причем сам законник решает свой вопрос. Притчу эту передает только один еванг. Лука. Человек некий – из евреев. Из Иерусалима во Иерихон. Иерусалим, это – главный город и столица Иудеи, в южной части Палестины. В нем находился храм, где отправлялось богослужение и приносились жертвы. Постоянных жителей в Иерусалиме, около времени жизни Христовой, считалось до 120,000. На время праздника Пасхи, сходилось в нем до 2,000,000 душ мужеского пола. Иерихон, это – во времена Христовы был большой иудейский город, в 20 верстах к северо-востоку от Иерусалима и 7-ми к западу от реки Иордана. Иерихон был тот город, недалеко от которого евреи чудесно перешли Иордан, вступая в землю Обетованную ( Нав.3:16 ); Иерихон первым тоже чудесно был взят еврееями при завоевании сей земли ( Нав.6:20 ); в Иерихоне были пророческие училища ( 4Цар.2:5 ). От Иерусалима к Иерихону лежала так называемая пустыня Иерихонская – место дикое, гористое и лесистое; тут водилось много диких зверей и имели притон разбойники. Для правдоподобия притчи, Господь и берет это, всем известное, разбойническое место. Лк.10:31 . По слýчаю же свящéнник некий схождáше путéм тем, и видев егó, мимоиде. Лк.10:32 . Тáкожде же и левит, быв на тóм месте, пришéд и видев, мимоиде. (По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.) Священник и левит. Священники и левиты служили при храме, происходили из колена Левиина, которое все назначено было для служения при храме. Они жили в разных городах, которые находились в участках 11-ти колен народа еврейского и назывались священническими; поочередно приходили в Иерусалим, в храм, для служения (см. объясн. 4 ст. 1 гл.) и потом, по окончании очереди, возвращались по домам. Обязанностями священников было приносить жертвы, воскурять фимиам, совершать утренние и вечерние молитвы, благословлять народ и вообще исправлять религиозные требы при храме; обязанности же левитов состояли в том, чтобы помогать священникам при священнодействиях, приготовлять предметы, нужные для богослужения, как-то: масло, ладан, вино и пр., охранять храм с его принадлежностями и управлять храмовою священною музыкою. Священнику и левиту, как служителям религии, естественнее, чем другим – мирским людям, исполнять обязанности любви к ближнему, – напр., обратить свое внимание на несчастного, пострадавшего от разбойников; но они только посмотрели на него и – прошли мимо. (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Нав.11:5 .  И собрались все цари сии, и пришли и расположились станом вместе при водах Меромских, чтобы сразиться с Израилем. Сборным пунктом ханаанского войска была местность при «водах Меромских» (по еврейскому тексту Мером, по греческим спискам – Маррон, Меррон, Мером). Название «вода Мером» встречается только в этой главе кн. Иисуса Навина. С ним соединяется обыкновенно представление об озере Мером, или так называемое в настоящее время Бахр Хуле. Это представление некоторыми из комментаторов не без причин оспаривается на том основании, что в «Древностях» И. Флавия в рассказе о данном событии место для стана ханаанского войска указывается не у Семехонитского озера, как называется у иудейского историка оз. Мером, а «Вироф ( Βηρωτης), город верхней Галилеи, недалеко от Кедеса» (Иуд.Древн. 5:1, 18); в сочинении Флавия о войне Иудейской (2:20, 6) вместо Вироф указан в верхней также Галилее г. Мероф ( Μηρωθ). Это последнее имя служит основанием для того представления, что войско ханаанских царей расположилось на месте нынешней деревни Мейрум, или Мейрон 107 , находящейся в 1 1/2 часах пути на северо-запад от Сафеда 108 , на высокой горе, из подножия которой вытекает источник, образующий небольшое озеро, которое могло быть названо «водою Мером». Несомненно во всяком случае то, что местом битвы Иисуса Навина с царями северного Ханаана служила местность на западной стороне озера Мером. Нав.11:6 .  Но Господь сказал Иисусу: не бойся их, ибо завтра, около сего времени, Я предам всех [их] на избиение [сынам] Израиля; коням же их перережь жилы и колесницы их сожги огнем. Многочисленность войска, собранного асорским царем, не могла остаться неизвестной Иисусу Навину, когда он приближался к месту его расположения во главе своего народа. Поэтому накануне того дня ( «завтра»), в который он должен был встретиться с сильным врагом, израильский вождь как и перед Гаваонским сражением, был ободрен через особое божественное откровение обетованием ему победы ( «Я предам» или – буквально с еврейского и греческого – «Я предаю») и такой полной и решительной, что наперед при этом указывается, как нужно поступить с добычей, состоящей из коней и военных колесниц. Господь повелевает то и другое уничтожить: коням перерезать жилы, а колесницы сжечь. Причина этого особого повеления, которое соблюдалось до царствования Соломона ( 2Цар.8:4 ), не указана; но, как показывает дальнейшая история израильского народа, она состояла в том, что, оставив коней и колесницы и сделав их государственной собственностью, израильтяне могли затем полагаться больше на это вооружение, чем на всесильную помощь Господа, а через это лишиться последней и вместе с тем подвергнуться неминуемой гибели, как объяснил Псалмопевец ( Пс.19:8–9 ) и пророки ( Ис.2:7,31:1 ; Мих.5:10 и др. м.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но большинство людей к своим собственным погрешностям относятся снисходительно, а чужие осуждают. И многие часто говорят, что государственные и общественные дела идут худо, и в качестве причины указывают на неразумие правительства; я же говорю, что не неразумие правящих лиц, а наш грех служит тому причиной: он именно все расстроил, он довел до всех этих зол, не из другого чего разлился над нами этот рой бедствий. Поэтому, будь начальник хоть Авраамом, хоть Моисеем, хоть Давидом, хоть мудрейшим Соломоном, или грешнейшим из всех людей, но если мы настроены худо, причина к бедствиям остается безразлична. Получать начальников по сердцу нашему - это значит не что иное, как то, что мы наперед согрешили, и потому нашли такого начальника. Но если начальник будет даже весьма праведен, так праведен, что достигнет добродетели Моисея, одна его праведность не в состоянии будет покрыть несметных согрешений подчиненных. Наоборот, если хотите, я покажу вам, как грех даже одного часто пересиливает неповинность добрых граждан. Иисус Навин некогда приступил к Иерихону, и, производя новую дивную осаду, когда стены готовы уже были пасть, говорит народу: " город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу " . Итак, " берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого " , и потребит нас Бог. (Ис. Нав. 6:16, 17). Что же затем? Пали стены, и город оказался в руках осаждавших. И вот, когда весь народ соблюдал это приказание, преступление одного возбудило гнев Божий на весь народ. " Сыны Израилевы сделали преступление [и взяли] из заклятого " (Ис. Нав.7:1). И однако согрешивший был один, именно Ахар; как же согрешили " сыны Израилевы " ? " И гнев " , - говорится, - " Господень возгорелся на сынов Израиля. Иисус из Иерихона послал людей в Гай (). Итак пошло туда из народа около трех тысяч человек, но они обратились в бегство от жителей Гайских; жители Гайские убили из них до тридцати шести человек " (ст. 1, 2, 4, 5). Смотри на взыскание за один грех, смотри на неумолимую казнь; один согрешил, а на весь народ напала смерть и бедствия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1565...

Она говорит соглядатаям: мы узнали, что сотворил Бог ваш египтянам. Иудей говорит: « вот боги твои, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской », а блудница приписывает спасение не богам, а Богу: мы узнали, говорит она, что сотворил Бог ваш египтянам в пустыне, услышали, и истаяло сердце наше и нет в нас силы (И. Нав. 2:9, 11). Узнали, что сотворил Бог ваш. Видишь, как она верой воспринимает слово Законодателя? Знаю, говорит она, « Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу » и кроме Его нет Бога (И. Нав. 2:11). Раав прообразовала церковь, некогда оскверненную демонским блудодеянием, а ныне принявшую соглядатаев Христа — апостолов, посланных не Иисусом Навином, но Иисусом — истинным Спасителем. « Знаем », говорит, « Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу » и кроме Его нет Бога. Это (учение) приняли иудеи, и не сохранили; это (учение) услышала церковь, и верно соблюла. Итак, всякой похвалы достойна Раав, прообразовавшая собой церковь. Потому–то и доблестный Павел, уразумев достоинство ее веры и смотря на нее не как на отверженную по причине прежнего состояния ее, а как на угодную Богу по ее благочестивому обращению, сопричисляет ее ко всем святым, и сказав: « верой Авель принес жертву » (Евр. 11:4), верой Авраам сделал то–то и то–то, « верой Ной подготовил ковчег » (Евр. 11:7), верой Моисей сделал и совершил такие–то и такие–то дела и, упомянув по порядку многих святых, наконец присовокупил: « верой Раав блудница, с миром приняв соглядатаев и проводив их другим путем, не погибла с неверными » (Евр. 11:31). И посмотри, с какой великой мудростью соединяет она свои добрые чувства. Когда посланные царем сыскать соглядатаев говорят ей: «не вошли ли к тебе мужи?» — она отвечает им: «да, вошли». Сначала она утверждает истину, чтобы присоединить затем ложь, потому что сама по себе одна ложь никогда не заслужит доверия, если не оградит себя наперед истиной. Поэтому–то те, кто желает солгать убедительно, сначала говорят правду, и то, что известно всем, а затем присоединяют уже ложное и сомнительное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Первым великим природным катаклизмом в истории человечества становится потоп, когда по повелению Бога вода уничтожает всю первозданную вселенную, кроме одной человеческой семьи и тех животных, которых Ной взял с собой в ковчег: по паре от каждого вида птиц, пресмыкающихся и зверей ( Быт. 7:8–9 ). Судьба животного мира отныне полностью связана с судьбой человека: земля была проклята из-за человека, и всё, что населяло землю, уничтожается вместе с ветхим человечеством за его грехи. Но завет, который Бог заключает с Ноем после окончания потопа, включает в себя и всю природу: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными ( Быт. 9:9–10 ). В чудесах, описанных в Библии, природа нередко участвует наряду с человеком. Казни, навлекаемые Богом на Египет через Моисея и Аарона, имеют прямое отношение к природе: вода превращается в кровь ( Исх. 7:19–20 ); воды производят жаб ( Исх. 8:6 ); персть производит мошкару ( Исх. 8:17 ); налетает множество песьих мух ( Исх. 8:24 ); в земле Египетской вымирает весь скот ( Исх. 9:6 ); пыль вызывает воспаление на людях и на скоте ( Исх. 9:10 ); град истребляет все, что было в поле, от человека до скота ( Исх. 9:25 ); саранча покрывает лицо всей земли и поедает все, что уцелело от града ( Исх. 10:15 ); густая тьма на три дня покрывает всю землю Египетскую ( Исх. 10:22 ). История исхода Израиля из Египта сопряжена с чудесами, имеюшими отношение к природе: переход израильского народа через море, когда морские воды расступаются и становятся стеной по обе стороны ( Исх. 14:21–28 ); превращение горькой воды в сладкую ( Исх. 15:23–25 ); схождение манны с неба ( Исх. 16:13–35 ). Чудеса Иисуса Навина, включая остановку солнца над Гаваоном ( Нав. 10:12–14 ), также связаны с природой. В исторических и учительных книгах Библии человек представлен как неотъемлемая составляющая природного мира, а скот – как постоянный спутник человека. Часто люди и скот упоминаются вместе ( Чис. 20:4, 8, 11, 19 ; Пс. 35:7 и др.). Когда бедствие настигает людей, оно настигает и скот ( Исх. 9:19 ). При взятии вражеского города вместе с населяющими его людьми истребляется и весь их скот ( Втор. 13:15 ; Нав. 6:20 ; Суд. 20:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Преподобный Максим Исповедник примером Иисуса Навина побуждает своего читателя, подвизаясь в добродетельной жизни, удерживать в себе Христа, в чем и состоит аскетический подвиг: “Блажен тот, кто задерживает в себе, по примеру Иисуса Навина, заповедное Солнце правды — мерило для здешней жизни, не ограничиваемое вечером порока и неведения, которое помогает ему обратить в бегство восстающих на него лукавых бесов” 142 . Другой пример аскетического толкования Нав 10:12 содержится в “Умозрительных и деятельных главах” преподобного Максима, произведении сугубо монашеском 143 . Для преподобного Максима Писание наполнено аскетическими аллегориями, что вообще характерно для классической восточной монашеской литературы; собственно, это применение того же оригеновского метода. Последние наставления и обновление завета (Нав 23:1–24:28) Подобно Моисею, Иисус Навин перед смертью собирает народ и дает ему последние наставления. Напоминая, что при завоевании Обетованной земли пред Израилем никто не устоялдо сего дня (23:9), Иисус указывает на причину такого успеха: Господь Бог ваш Сам сражается за вас (23:10). Несмотря на то, что народы, чьи земли уже распределены (23:4), еще не истреблены и продолжают жить среди Израиля (23:12), если народ после смерти Моисея будет продолжать во всей точности хранить и исполнять все написанное в книге закона Моисеева (23:6), если не будет сообщаться с хананеями и служить хананейским богам (23:7), если будет прилепляться к Господу (23:8), — Господь Сам прогонит оставшихся хананеев и истребит их (23:5). Дальнейший успех в овладении землей зависит от верности Израиля Моисееву Завету. Нарушение Завета повлечет за собой гнев Господень и наказание: Если вы преступите заветГоспода Бога вашего, который Он поставил с вами, и пойдете и будете служить другим богам и поклоняться им, то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам Господь (23:16). Нельзя не заметить параллелизм последних глав книги Иисуса Навина и Второзакония. Предсмертные увещания и угрозы Иисуса Навина повторяют слова его великого предшественника Моисея (ср. Втор 28). Моисей перед смертью призывает свой народ хранить верность завету с Господом (Втор 29–30); так же поступает и Иисус. Даже напоминанием о своем преклонном возрасте: я состарился, вошел в преклонные лета (23:2) Иисус повторяет своего учителя (ср. Втор 31:2).

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010