Нужно заметить, что одна из самых серьезных болезней всех сект есть построение своих доктрин на одной части правды, вопреки другой, что в итоге приводит к лжеучению. Вот так и здесь: протестанты видят и помнят одни стихи Библии, но совершенно не хотят ни знать, ни замечать, ни осмысливать множество других библейских свидетельств об обратном, когда люди поклонялись Ангелам и другим людям , и не осуждались за это Богом. Вот многочисленные тому примеры. 1) Лот поклонился пришедшим к нему Ангелам «лицем до земли» ( Быт.19:1 ). 2) Авраам кланялся сынам Хетовым ( Быт.23:7 ). 3) Иаков «поклонился до земли семь раз» Исаву, брату своему ( Быт.33:3 ). 4) «Иосиф... поклонился ему (Иакову) лицем своим до земли» ( Быт.48:12 ). 5) Братья Иосифа «поклонились ему до земли» ( Быт.43:26 ). 6) Пророк Валаам «преклонился, и пал на лице свое» пред Ангелом Господним ( Чис.22:31 ). 7) Руфь «пала на лице свое и поклонилась до земли» Воозу ( Руфь2:10 ). 8) Иисус Навин поклонился Архангелу Михаилу 193 : «Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» ( Нав.5:14 ). 9) «Давид поднялся с южной стороны и пал лицем своим на землю и трижды поклонился» своему любезному другу Ионафану ( 1Цар.20:41 ). 10) Авигея «пала пред Давидом на лице свое и поклонились до земли» ( 1Цар.25:23 ). 11) «И наклонилась Вирсавия лицем до земли, и поклонилась царю» Давиду ( 3Цар.1:31 ). 12) Праведный Авдий «узнал его (Илию) и пал на лице свое» ( 3Цар.18:7 ). 13) Пятидесятник, начальник военного отряда, «пал на колена свои пред Илиею, и умолял его» ( 4Цар.1:13 ). 14) Пророческие сыны поклонились пророку Елисею «до земли» ( 4Цар.2:15 ). 15) Женщина Сонамитянка подошла к Елисею «и упала ему в ноги, и поклонилась до земли» ( 4Цар.4:37 ). 16) «Царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу» ( Дан.2:46 ). 17) Сам Христос обещает Ангелу 194 Филадельфийской Церкви: «Вот Я сделаю, что из сатанинского сборища... приидут и поклонятся пред ногами твоими » ( Откр.3:9 ). Поклонятся не Богу, а Ангелу (!), и такое поклонение не грех, ведь Сам Христос «сделает», то есть устроит это поклонение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Дух исключительности, внушаемый грекам сознанием их культурного превосходства перед варварами, жил и в евреях в силу их религиозного превосходства перед всеми другими народами: просвещение разделяло греков и варваров, единобожие отделяло евреев от иноплеменников. Закон Моисеев, по изъяснению Самого Спасителя, был, как мы знаем, лишь раскрытием основной заповеди о любви к Богу и ближним ( Мф.22: 40 ), но как закон по необходимости местный и временный, имевший одной из воспитательных целей своих оградить избранный народ от пагубных влияний на него со стороны язычества, он сам подал повод Израилю относиться ко всем иноплеменникам, неизраильтянам, с высокомерием, как будто он один имел исключительное право на благословение Божие ( Исх. 4: 22 ). Иногда в результате подобного отношения к иноземцам получалась крайняя жестокость и бесчеловечие евреев. Для примера стоит припомнить хотя бы то поголовное истребление «и мужей, и жен, и молодых и старых» (И. Нав. 6: 20; 8: 126 и др.), какому подвергались побежденные евреями народы. Хотя закон Моисеев повелевал «любить ближнего своего, как самого себя» ( Лев. 19: 18 . Ср. ст. 9–17), но эта заповедь, в противность древнебиблейскому ее смыслу ( Исх. 23: 4 ; Притч. 25: 22 ; Ис. 56: 3, 6 ; Иезек. 47: 19), у позднейших книжников и фарисеев получила ограничительное толкование в виде такой прибавки: «ненавидь врага твоего» ( Мф.5: 43 ) 633 . То, чего недоставало у язычников и иудеев, мы находим в христианстве, которое есть высочайшее проявление любви Бога в отношении к человеку. Начало и источник этой любви заключаются в словах Господа: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Лк.10: 45 ). Ветхозаветная заповедь повелевала любить ближнего, как самого себя. Иисус Христос знает эту заповедь не из закона только Моисея; Он, пришедший не нарушить закон, а исполнить ( Мф.5: 17 ), не отменяет ее, а проповедует и как Свое собственное учение, когда говорит: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф.7: 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Священное писание. О непререкаемости Священного Писания свидетельствует Сам Бог: «Все, что Я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того», – повелел Господь через Моисея израильтянам ( Втор.12:32 ). Так же и Иисусу Навину сказал: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» ( Нав.1:8 ). Господь Иисус Христос придавал Священному Писанию Ветхого Завета величайшее значение ( Мф. 5:17 ; Ин.5:46–47 ), называл его богодухновенным ( Мр. 12:36 ; Мф.22:43 ). Сам изъяснял все сказанное о Нем в Писании ( Лк.24:27 ) и от учеников Своих требовал, чтобы исследовали его: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). Апостолы также учили, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:16 ), они веровали «всему написанному в законе и пророках» ( Деян.24:14 ) и заботились, чтобы собственные их писания были известны всей Церкви: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям», – пишет апостол Павел фессалоникийцам ( 1Фес.5:27 ; ср. Кол.4:16 ; Деян. 17:11 ; 2Пет.1:19 ). Из книг Священного Писания Евангелие и Послания Апостольские, т. е. Новый Завет , являются основополагающими, как содержащие учение Самого Господа Иисуса Христа и Его учеников, но никоим образом не отрицается значение ветхозаветных книг, так как находящиеся в них установления и заповеди, за исключением обрядовых и гражданских.законов, не отменены в новозаветной Церкви, а лишь исправлены и преобразованы: вместо кровавых жертв – жертва бескровная ( Евр.9:23–28 ), вместо обрезания – крещение ( Деян.15:1–21 ) и пр. Великие истины Священного Писания усвоить нелегко, и тот, кто приступает к нему, должен делать это умело и осторожно. По словам апостола Павла, Писание есть как бы обоюдоострый меч ( Евр.4:12 ): одним, через руководство Церкви, указывает путь ко спасению, других, через произвольное толкование ввергает в ереси, ведет к погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Тир , один из самых могущественных городов в мире. Он был назначен колену Асирову, как и другие города этой области ( Нав.19:29 ), но потомки Асира не изгнали из него Хананеян. Неизвестно, что стало с городом, о котором говорит Иисус Навин. Знаменитый Тир был построен только за 240 лет до построения храма Соломонова, на острове, против древнего города на твердой земле. Этот город сделался центром торговли всего мира; со всех концов вселенной приходили народы торговать в нем и принимали участие в увеличении его богатств, блеска и могущества; на его рынок доставлялось все, что было самого драгоценного и способного поддержать роскошь. Писания пророков наполнены угрозами против этого преступного города ( Иез.28:2, 12 ; Зах.9:3–4 ). Нечестие его привело на него божественную месть. Навуходоносор взял его, после 13-летней осады, ограбил его сокровища и разрушил его совершенно, как это было предсказано пророком Иезекиилем ( Иез.26:7–12 ). Его жители перешли на соседний остров и построили новый Тир, который могуществом и пороками превзошел древний. Спустя 400 лет после взятия Тира Навуходоносором, Александр Великий осадил его снова и, после 7-ми-месячной осады, взял его. Осада эта только потому имела успех, что Александр велел сделать насыпь и обратил остров, на котором стоял город, – в полуостров. 2,000 знатнейших Тирян умерли на кресте и более 30,000 были проданы в рабство. Провидя судьбу Тира, пророк Исаия говорит: «И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет... По окончании же семидесяти лет, с Тиром будет то же, что поют о блуднице: «Возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, пой много песен, чтобы вспоминали о тебе». И будет по истечении семидесяти лет, Господь посетит Тир; и он снова начнет получать прибыль свою» ( Ис.23:15–17 ). 15,000 Тирян, – которых спасли Сидоняне на кораблях, когда Александр вошел в город, – снова восстановили развалины своей родины; но Тир уже потерял свое владычество над морем: у него явилась соперница Александрия. Он пришел в цветущее состояние только по истечении срока, назначенного пророком, и торговал только с соседними городами. Тир пребывал в своих пороках до принятия Евангелия. Уже во время апостола Павла было большое число верующих в Тире, впоследствии же церковь его очень прославилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Рим. 1:9 . Свидетель мне Бог, которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас. Мф. 10:41 . Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. Ин. 15:14 . Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Деян. 10:25 . Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, падши к ногам его. 26 . Петр же поднял его, говоря: встань, я тоже человек. Откр. 19:10 . Я пал к ногам его (ангела),чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего, я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово: Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества. Откр. 22:9 . Но он (ангел) сказал мне: смотри не делай сего ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей. 1Тим. 1: 17 . Царю же веков нетленному, невидимому, единому, премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь. Примеч . На основании приведенных текстов свящ. Писания, сектанты считают противозаконным и предосудительным поклонение св. угодникам и ангелам. Уклонение от поклонов Корнилиевых и Иоанновых объясняется смирением ап. Петра и св. Ангела; это соответствует у потребительному у нас ответу: «не стоит благодарности!» «Бога благодарите!» Святой по смирению не принимает чествования, а мы по смирению же должны воздавать «кому страх – страх, кому честь – честь»: Рим. 13:7 . Сыны пророческие «до земли поклонились» пророку Божию Елисею, и пророк принял этот поклон: 4Цар. 2:15 . Иисус Навин поклонился Ангелу, и Господь благословил его успех: 1. Нав. 5:14, 6:19 . Ссылающиеся в опровержение чествования святых на 1Тим. 1:17 сектанты забывают слова ап. Павла, сказавшего: «слава и честь всякому делающему доброе»: Рим. 2:10 . Итак, из того же свящ. Писания видно, что и сами святые не отвергали почитания их (Елисей и Ангелы); напротив, непочтение святых строго наказывалось Богом, напр., за глумление над Елисеем 42 ребенка были растерзаны медведями ( 4Цар. 2:23–24 ), за непочтение пр. Илии два пятидесятоначальника были сожжены огнем с неба ( 4Цар. 1:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Во исполнение предписания Моисея: „И напиши их (Слова:„люби Господа твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всеми силами твоими) на косяках дома твоего и на воротах твоих ( Втор. 6: 9; 11:20 ) к косякам дверей прибивали сверток кожи с означенными выше словами. Этот сверток назывался мезуза. Полы в комнатах, вероятно, были очень изящны. Даже во внутреннем дворе дома царского в Сузах они были мозаичные и мраморные. Моисей так описывает подножие Божие: „И видели Евреи место стояния Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира, и, как самое небо, ясное“ ( Исх.24:10 ). Потолки в комнатах, очень может быть, устраивались в виде свода. По крайней мере, евреи имели понятие о своде. О своде упоминает пророк Иезекииль, описывая бывшее ему видение четырех животных: „над головами животных было подобие свода» ( Иез.1:22 ). Устройство потолков в виде свода даже было неизбежно, так как они делались не из дерева, а из камня. Окон в комнатах было мало. По лицевой стороне дома, обращенной на улицу, считалось неприличным их делать; поэтому, если и были окна на улицу, то только в верхних этажах, причем стекол не имели, а загораживались решетками. „Над наружной дверью или в особом при ней выступе, говорит один путешественник, в восточных домах имеется окно, единственное во всем доме, выходящее на улицу и загороженное решеткой“. Отсюда, оставаясь незамеченным, можно было наблюдать уличную жизнь. В это окно часто посматривали евреи – что делается на улице. „Вот, однажды, смотрел я в окно дома моего, чрез решетку мою», говорит Соломон ( Притч. 7: 6 ). В особенности пристально смотрели, когда чего-нибудь с нетерпением ждали. „В окно выглядывает и вопит мать Сисарина сквозь решетку: что долго не идет конница его, что медлят колеса колесницы его“ ( Суд.5:28 ). Даниил, находясь в плену Вавилонском, имел в верхней горнице окно, обращенное в сторону Иерусалима, и ходил в эту горницу молиться Богу ( Дан.5:11 ). Но эти окна могли и открываться ( 4Цар. 13:17 ), и из окна, вероятно, спустила Раав соглядатаев ( Нав.2:15 ), и Мелхола смотрела на Давида ( 1Цар.19:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Если же кто в поле встретится с отроковицей обручённой, и, схватив её, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею; а отроковице ничего не делай: на отроковице нет преступления смертного, потому что это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его. Ведь он встретился с нею в поле, и хотя отроковица обручённая кричала, но некому было спасти её“ ( Втор.22:23–27 ). Из этих же слов ясно и принципиальное различие между блудом и прелюдобеянием. Последнее есть „зло“, которое надо „истребить“ из среды Израиля, первый же есть не наказуемый юридически нравственный проступок, а в отношении к ближним – проступок, создающий, при известных условиях, для виновной стороны некоторые легко выполнимые обязательства к стороне потерпевшей. Термин для обозначения „блуда есть глагол „блудит“, отс. название „блудницы“– ) „жена блудящая“). Ср. Иер.3:1 ; Иез.16:26,28,16:17,23:30 ; Ос.1:2,4:12 ; Лев.21:7,14 ; Втор.23:19 ; Нав.2:1 . А что сущность блуда () состояла отнюдь не в том, в чём хотелось бы г. Розанову , это яснейшим образом показывает место Быт.38:24 : „Прошло около трёх месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд (), и вот, она беременна от блуда ( ). Здесь не только не видим „невозможности сопряжения и оплодотворения“, а – как раз наоборот. О том же свидетельствует и выражение Осии: (возьми) жену блудницу и роди детей блуда“ ( Ос.1:2 ). Это был самый обыкновенный половой акт, только не с своей женой и не с —778— замужней женщиной, а с так называемой блудницей, способной, впрочем, беременеть и рождать нисколько не менее женщины законно супружествующей. Мы видели, что для защищаемой г. Розановым теории брака весьма существенное значение имеет представление о чрезвычайной лёгкости и беспрепятственности развода в Ветхом Завете: „раз женщина мужчине нравилась, и он ей нравился, он без всякого труда (sic!) брал её по разводу; – жена могла потребовать и получить его от прежнего мужа по одному из нескольких поводов, на наш взгляд самых ничтожных“...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Быт.12:8 Авраам двинулся на восток от Вефиля и поставил шатер свой так, что Вефиль был на западе – к морю , а Гай на востоке. Здесь, очевидно, употреблена терминология, заимствованная от местопребывания Авраама. Еще: Исх.10:19 – и воздвигнул Господь с противной стороны, от моря, сильный ветер и он понес саранчу и бросил ее в Чермное море. Здесь не видно, чтобы морской ветер был непременно западным, он мог дуть с северозапада и погрузить саранчу в Чермное море. Терминология последующих книг могла соответствовать действительному географическому положению, так как средиземное море было уже на западе у Евреев во время 40-летнего странствования, особенно в конце его, когда, вероятно, писалось Пятокнижие (напр. Числ.34:6 ; Втор.33:23 ). Затем, на терминологию Моисея могла влиять терминология патриархов, живших в Палестине, так как Евреи жили в Гесеме особняком от Египтян и сохраняли, вместе с верованиями и строем жизни, неприкосновенным от Египетского влияния и свой древний язык, выработанный «в земле посещения» ( Быт.49:29–50:25 ). К разряду анахронизмов, несвойственных Моисею, критики относят ссылку его на Книгу браней Господних. В Числ.21:14 читаем: потому и сказано в книге браней Господних: Вагеб в Суфе и потоки Арнона и верховье потоков, которое склоняется к Шебет-Ару и прилегает к пределам Моава. Из этого выражения критиками делались очень разнообразные выводы и построялись разные гипотезы. Так, более древние из них, например, Фатер, утверждали, что «Книга браней Господних» не могла быть написана при Моисее, потому что войны народа Божия только еще начинались принем; а если могла быть написана, то Моисей не мог ссылаться на нее в доказательство точности указываемых границ и без того всем известных. Следовавшие за ним критики, например, Эвальд, определяли содержание «Книги браней Господних» и время ее происхождения: по его мнению, в эту книгу входили не одни неопределенные собственные имена, а песнь Моисея ( Исх.15 ), перечень станов ( Числ.33 ) и даже отдел из Нав.17:14–18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Бог Сам говорит, что как Он вывел Израиль из Египта, так же Он участвовал и в судьбе языческих народов и вывел Филистимлян из Кафтара и Арамеян из Кира ( Ам. 9:7 ). На некоторых язычников Бог, согласно Его Собственным словам, возложил спасительную миссию. Так, например, царю Киру он поручил вывести израильтян из Вавилонского плена (см.: Ис. 41:1-5; 45:1-6 ). Библия нередко прославляет великих из язычников, например: Мелхиседека ( Быт. 14:18 ); Иофора ( Исх. 18:12 ); Неемана ( 4 Цар. 5:17 )… А вспомните святого праведного Иова, которому посвящена библейская книга. А ведь Иов, память которого отмечается в Православной Церкви 19 мая, – это язычник из земли Уц. Итак, Господь любит всех детей: и тех, кто в Его доме, и тех, кто, подобно блудному сыну, ушел от Отца. Но говорить мы будем сейчас о тех, кто все-таки живет в доме Отца. А это народ Божий, иудеи. Народ, не избранный из других, потому что не было готового народа, который бы Бог выбрал, а скорее и точнее созданный Богом. Господь повелел Аврааму идти в ту землю, которую Он ему укажет, и обещал произвести из Авраама великое потомство. Так зарождается великий народ Божий – иудейский, авторству которого принадлежит Ветхий Завет. Господь заботится о всех людях, но естественно, что особый Промысл и участие Господь предпринимает в судьбе иудейского народа, Своего народа. На страницах Ветхого Завета можно столкнуться с целой массой поразительных событий. Какие-то, очевидно, кажутся мифологическими, какие-то узнаются нами в явлениях природы – в таком случае возникает вопрос: в чем же чудо, если это обычное природное явление. Со всем этим сейчас разберемся. В Библейских чудесах можно выделить несколько категорий.   Чудо как поэтическое преувеличение Да, не забывайте, что библейские книги – это не репортажи и не новостные ленты; это сочинения, которые порой в мифологической, поэтической манере, принятой в то время для сочинений такого рода, сообщают нам о заботе и всемогуществе Господа! Может быть, самый известный момент – рассказ об остановке солнца. В книге Иисуса Навина мы читаем: Иисус воззвал к Господу… и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: “стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день?” (Ис. Нав. 10:12-13 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-b...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010