По словам пророков, говорит автор, затерянный Израиль в противоположность иуде должен быть многочисленным и могущественным народом ( Ос.1:10–11,14:6–10 ). Насколько это неверно, видно из самого текста указанных стихов: „и соберутся сыны Иудины и израилевы вместе и поставят себе одну главу и выйдут из земли“ (т. е. из плена – Ос.1:11 ); „погубил ты себя израиль, ибо только во мне опора твоя“ (Ос. 13:9). В первом месте речь об иуде и израиле вместе, а во втором о происхождении многих народов от израиля нет ни единого слова. В подтверждение того же автор ссылается на Иер.2:4 . Но в словах пророка: „выслушайте слово Господне дом Иаковлев и все роды дома израилева“, выражение „роды“, как в Исх.6:14; Числ.1:2 ; Втор.29:17 ; Нав.7:14 и мн. др., означает колена израильские. Израильтяне, говорит далее автор, должны переселиться в Европу, известную у пророков под именем „островов“ ( Ис.43:5,42:10,12 ; Зах.9:13 ) и будут называться новым именем ( Ис.62:2–4,65:9–16 ). В процитированных автором местах нет ни малейшего на- —780— мёка на переселение израильтян в Европу. В 43 гл. пр. Исаия говорит о возвращении израиля в Палестину: „от востока приведу племя твоё и от запада соберу тебя“. В 42 гл. пророк по поводу возвращения из плена народа Божия приглашает всех живущих на островах, плавающих на море, обитающих в пустыне и на скалах прославить Господа. В словах пр. Захарии: „ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима... Возвращайтесь на твердыню вы, пленники, надеющиеся... Ибо как лук я натяну себе Иуду и наполню лук Ефремом и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония“, речь о возвращении из плена всего народа Божия, причём израиль нисколько не выделяется от иуды. Новое имя, по словам пр. Исаии, получит не израиль, а Иерусалим и Сион: „не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь... увидят народы правду твою... и назовут тебя новым именем“. Также и в 65 гл. Бог назовёт иным именем семя, которое произведёт от Иакова и Иуды, наследника гор Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По словам пророков, говорит автор, затерянный Израиль в противоположность Иуде должен быть многочисленным и могущественным народом ( Ос. 1:10–11 и 14:6–10). Насколько это неверно, видно из самого текста указанных стихов: «и соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе и поставят себе одну главу и выйдут из земли» (т.е. из плена, 1:11). Погубил ты себя , Израиль, ибо только во мне опора твоя» (14:9). В первом месте речь об Израиле и Иуде вместе, а во втором о происхождении многих народов от Израиля нет ни единого слова. В подтверждение того же автор ссылается на Иер.,2:4. Но в словах пророка: «выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева» выражение «роды» как в Исх. 6:14 ; Чис. 1:2 ; Втор. 29:17 ; Нав. 7:14 и мн.др. означает колена Израильские. Израильтяне, говорит далее автор, должны переселиться в Европу, известную у пророков под именем «островов» ( Ис. 43:5; 42:10,12 ; Зах. 10:19 ) и будут называться новым именем ( Ис. 62:2–4; 65:9–16 ). В процитированных автором местах нет ни малейшего намека на переселение израильтян в Европу. В 43 главе пророк Исайя говорит о возвращении Израиля в Палестину: «от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя». В 42 главе пророк по поводу возвращения из плена народа Божия приглашает всех живущих на островах, плавающих в море, обитающих в пустыне и на скалах, прославить Господа. В словах пророка Захарии «ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима… Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся… Ибо как лук натяну себе Иуду и наполню лук Ефремом и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония» речь о возвращении из плена всего народа Божия, причем Израиль нисколько не выделяется от Иуды. Новое имя, по словам пророка Исайи, получит не Израиль, а Иерусалим и Сион: «не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь… увидят народы правду твою…и назовут тебя новым именем». Также и в 65 главе Бог назовет иным именем семя, которое произведет от Иакова и Иуды наследника гор Божиих. С течением времени, говорит автор, Израиль должен овладеть всем миром, всей вселенной или большей частью ее ( Ис. 27:6; 62:4 ; Дан. 2:4 ). В 27 главе у пророка Исайи речь действительно о значении Израиля для вселенной: «в грядущие дни укрепится Иаков, даст отпрыск и процветет Израиль, и наполнится плодами вселенная». Но каким образом произойдет это, пророк объясняет в следующих словах: «но будет в тот день…и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому… и приидут затерявшиеся в земле Ассирийской и изгнанные в землю египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме». О возвращении Израиля говорится и в 62 главе в словах: «землю твою (т.е. Палестину) не будут более называть пустыней». Даниил, правда, предсказывает наступление великого вечного царства, но что это царство будет Израильским, этого автор ничем не докажет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Разумеется, эта сила и доброта Израиля есть Ковчег завета Господня. По завоевании земли Обетованной при Иисусе Навине Скиния была поставлена в городе Силоме. Здесь – «в Силоме, пред Господом Иисус Навин бросил жребий и разделил там землю сынам Израилевым по участкам их» ( Нав.18:1,10 ). И в последствии «продолжал Господь являться в Силом» ( 1Цар.3:21 ). Но когда, при судии – Первосвященнике Илии, Израильтяне выступили против Филистимлян и были побиты ими: то «послал народ в Силом, и принесли оттуда Ковчег Завета Господа Саваофа, сидящего на Херувимах», – в надежде, что Господь окажет им чрезвычайную помощь; даже и враги подумали было также. Но «когда сразились Филистимляне, то поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших. И ковчег Божий был взят в плен»... Так отошла слава Божия от Израиля! ( 1Цар.4:2,4,7–8,10–11,17,21–22 ). А затем, и когда возвращен был Ковчег Завета Филистимлянами и поставлен в ближайшем городе Вефсамисе, то «Господь поразил жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в Ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек», – за проявленное кощунство вместо благоговения ( 1Цар.6:14,19 ). 62–64. И затвори во оружии люди Своя и достояние Свое презре. Юноши их пояде огнь и девы их не осетованы Быша, священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут. Наводя гнев на свой народ за неверность его своему завету и за идолослужение, Господь истреблял его беспощадно, то оружием врагов – соседей, то непосредственно своею силой. И затвори во оружии люди своя, – подвергая народ свой истреблению, Господь как бы затворил его во оружии, т. е. окружил его войском со всех сторон, поставил в безвыходное положение. И достояние свое презре, – так Господь презрел – беспощадно истреблял мечем свое достояние, т. е. свой народ, как бы все стадо заколол... Юноши их пояде огнь, – не только мужей, но и юношей, этот цвет населения, лучшую силу народа, истреблял Господь, и не только мечем, но и огнем – когда истреблял города, места их жительства. И девы их не осетованы Быша, – по истреблении юношей и девицы уже не могли выйти в замужество. Эго положение девиц, сколько горестное, столько же и позорное (по взгляду того времени), однако не было осетовано, т. е. не было оплакано, как горестное, ибо все население погибло без остатка, вместе с юношами погибли и девы... – Священницы их мечем падоша, – священники, посвященные на служение Богу, обыкновенно не призываемые на войну, однако же, по воле разгневанного Господа, также подверглись истреблению мечом – за бесчинство при богослужении и даже за увлечение идолопоклонством. И вдовицы их не оплаканы будут, – вдовы избиенных священников не только не будут оплакивать своих злосчастных мужей, но и сами не будут оплаканы, ибо и они будут истреблены и дети их ними... Так, Господь, во гневе своем, истребляет грешных – и детей и даже до третьего и четвертого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Так давайте же вместе соберемся на эту брань, поразим Гай острием меча и истребим всех обитателей хаоса, все противные силы. О, если бы и я мог прямо сейчас, когда несу вам слово Божье, поразить сердце грешника! Если бы я сделал это, то, несомненно, «острием меча» уст моих поразил бы разврат, уничтожил бы злобу, сдержал бы гнев, и если бы осталось еще что худое, то уничтожил бы его «острием меча», то есть словом уст моих, и не оставил бы «ни одного из них, уцелевшего или убежавшего». Ибо если мы истребим всех врагов наших, то поистине будем праздновать в этот день с Богом, будем торжествовать и веселиться, когда противник наш будет полностью побежден. Нечто подобное, видится мне, означено пророком в Псалтири, когда он говорит о себе: «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие» ( Пс.100:8 ). Ибо если под «градом Господним» понимать Церковь , Бога живого, то учителя Церкви поражают и убивают «делающих беззаконие» – враждебных демонов и противные силы, которые понуждают людей грешить, – научая, наставляя и открывая тайны, сокрытые в Божественных Писаниях, в местах, подобных тому, которое мы сейчас рассматриваем; или если мы понимаем «град Господень» как душу каждого из нас, воздвигнутую Господом из «живых камней» ( 1Пет.2:5 ), то есть из многоразличных добродетелей, всякий святой и ревностный изгонит из этого города грешников, иными словами, «с раннего утра» истребит самые худые помыслы и порочные желания. Ибо праведник говорит: «Я вспоминаю о Тебе с раннего утра 12 , ибо Ты помощь моя» ( Пс.62:7–8 ). И что есть это утро, как не Господь наш Иисус Христос, Который есть «Свет истинный» ( Ин.1:9 ), восходящий в наших сердцах (ср. 2Пет.1:19 ), и Который, просвещая мрак нашего невежества, открывает таким образом нам тайны, чтобы «во свете [Его]мы видели свет» ( Пс.35:10 )? Когда ты читаешь в Священном Писании о битве праведников, об истреблении и жестоких убийствах, о том, что святые не щадят никого из своих непримиримых врагов, а если и пощадят кого из них, то осуждаются за грех , как осужден был Саул за то, что сохранил жизнь Агагу, царю Амаликову ( 1Цар.5:8 и далее), то должно тебе понимать эти войны праведных так, как я описал выше, – что ведутся они против греха. И как же воины эти сохранят свою праведность, если оставят в себе хоть малую толику греха? Потому о них и сказано: «Не оставили ни одного из них уцелевшего или убежавшего» ( Нав.8:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

О священниках и левитах см. Нав.3:3 . 72 Tristram. Bible places, 110. К северу от холма Телль-ель-Гаджар, который признается некоторыми местом Гая, находится также глубокая долина с обрывистыми краями. Keil, Iosua, 62. 75 Вполне соответствующий славяно-русскому переводу Нав.8:12–13 греческий перевод читается в московской греческой Библии, хотя в Александрийском списке не находится того, что читается в данном месте по этому изданию. 76 См. у В. Лебедева, с. 361, где сказано, что Нав.8:12–13 , опущенные в доострожском тексте, согласно с АВ (т. е. с Александрийским и Ватиканским списками), в Острожском заимствованы из Альдинского и Комплютенского изданий. 77 О различных объяснениях этой разности см. Cook, II, 42. В отечественной литературе см. у В. Лебедева, с. 322. 79 Рассмотрение нынешнего еврейского текста Нав.8:12–13 приводит и некоторых из западнохристианских библеистов, исключительно пользующихся еврейским текстом, ко взгляду на эти стихи как на позднейшую вставку или глоссу, сообщающую более точное сведение о количестве людей, посланных в засаду (т.е. о 5 только тысячах), чем то, какое дано в Нав.8 (т. е. о 30 тыс.); последнее число признается измененным против первоначального (5 тыс.), которое означено было еврейской буквой ге – 5 тыс.; при этом предполагается, что эту букву переписчик еврейского текста по ошибке принял за ламед – 30 тыс. Это последнее число, как ошибочное, и исправлялось указанной глоссой. Keil, Iosua, 62–63. Хотя автор этого толкования отказался от своего взгляда на Нав.8:12–13 как на позднейшую вставку, но самое возникновение его у немецкого комментатора указывает на большое недоумение, возбуждаемое нынешним еврейским текстом этих стихов. 82 Возможность этого путешествия непосредственно после завоевания Гая некоторые из западнохристианских комментаторов объясняют еще тем, что израильский стан перенесен был в это время из Иерихонского Галгала в другой Галгал, названный во Второзаконии ( Втор.11:30 ) и находившийся ближе к Сихему, известный в настоящее время под названием Джильджилие, к юго-западу от Силома; вследствие такого положения второго Галгала на торжестве, описанном в Нав.8:30–35 , могли присутствовать жены и дети (Keil. Iosua, 66–70). Это предположение представляется, однако, маловероятным по отсутствию каких-либо указаний на перенесение израильского стана в это время в другое место. Молчание библейского писателя об этом имеет тем большее значение, что совершившееся впоследствии перенесение Скинии из Галгала в Силом он не оставил без упоминания ( Нав.18:1 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Иисуса Навина. 848-1053 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С особенною ясностью та вади обозначена на карте Древней и Новой Иудеи, приложенной к «Description geographique, historique et archeologique de la Palestine p. Guerin. Judee. t. III. Ho имя здесь не обозначено, а потому и о каком-либо её разделительном значении судить нельзя. 45 Ha основании библейских данных можно определить местоположение Гая так. Он находится вблизи Беф-Авена, с восточной стороны Вефиля. ( Нав.7:2 ). С восточной же стороны Беф-Авена лежал Михмас ( 1Цар.13:5 ). Поэтому Гай может лежать к востоку от Вефиля и к западу от Михмаса, или так или иначе между этими обоими местами. Вефиль должен быть вблизи Гая ( Нав.8:17 ). К северу от Гая была долина (ст. 12). Долина должна быть я к западу от Гая, – в которой могла бы скрыться засада (12). Такому местоположению Гая соответствует положение развалин (El-Koudeireh) к югу от Deir Diwan, указываемое Робинзоном (Palast. В. II. S. 562–564). Они отстоят от Вефвля на час расстояния, и именно между ним и Михмасом, к востоку от первого и западу, собственно северо-западу, от Михмаса. Вблизи них к северу лежит глубокая вади el-Mamjah; к юго-западу от них есть другие меньшие вади, в которых могла скрыться легко израильская засада, и скалы на этой стороне круче (на пару футов). Самые развалины состоят из больших тесаных камней. Есть здесь и мелкие камешки мозаической работы – такие, какие находят часто около Иерусалима. Это последнее обстоятельство указывает на существование здесь древнего поселения с некоторою значимостью. Ср. Guerin. Description... Judee. t. 111. p. 57–62. 47 Так нужно понимать слова: «собрались вместе, чтобы единодушно сразиться с Иисусом и Израилемъ» ( Нав.9:2 ). Что цари всего Хаааана – северного, среднего и южного собрались действительно вместе, ниоткуда не видно. Союз Гаваона с израильтянами именно предупредил и расстроил этот союз царей хананейских. Из дальнейшей истории завоевания Ханаана видно, что против израильтян составлено было два союза – один из царей южных и другой из царей северных, но они не стояли ни в какой связи между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В генеалогических списках Д. занимает разное положение. Обычно он упоминается вместе с братом Неффалимом (Быт 35. 25; 46. 23-25; Исх 1. 4), но иногда отдельно (1 Пар 2. 2). Его имя стоит на 4-м (Числ 34. 22), на 5-м (Быт 30. 6; Нав 21. 5, 23-24), на 7-м (1 Пар 2. 2), на 11-м (Быт 46. 23), на 12-м (1 Пар 27. 22) местах, но чаще на 9-м (Быт 35. 25; Числ 1. 38-39; 2. 25-26; 7. 66-71; 10. 25; 13. 12; 26. 42-43). В видении Иезекииля «ворота Дана» упоминаются на 6-м месте (Иез 48. 32). Такая нестабильность, видимо, объясняется изменением религиозно-политического положения Д. в момент написания той или иной книги ВЗ (поэтому имя Д. исчезло из 1 Пар 2-8). Согласно кн. Исход, Д. вместе с братьями перешел в Египет (Исх 1. 4). В ВЗ упоминается имя лишь одного его сына - Хушима (Быт 46. 23), или Шухама (Числ 26. 42). Колено Д. играло значительную роль при исходе из Египта и вхождении в землю обетованную. Один из потомков Д.- Аголиав, сын Ахисамахов, упоминается как участник постройки скинии, «мудрый сердцем» (Исх 31. 6; 35. 34; 36. 1-2). После постройки скинии др. потомок Д.- Ахиезер, сын Аммишаддая, сделал богатое приношение, ставшее примером для др. колен (Числ 7. 66-71). Согласно Суд 18. 11, при получении своего удела колено Д. смогло выставить всего 600 воинов, что говорит о его малочисленности. Однако в Числ 1. 39 и 26. 42 называются цифры иного порядка - 62,7 тыс. и 64 тыс. соответственно (т. е. колено Д. оказывается 2-м по численности после колена Иуды). Нек-рые исследователи объясняют столь значительные расхождения либо стремлением библейских авторов символически показать исполнение обетования патриархам о бесчисленности их потомков ( Davies. 1995), либо тем, что евр. слово  следует переводить не как «тысяча», а как «воинский отряд» ( Humphreys. 1998). Во Втор 27. 13-26 потомки Д. упоминаются среди тех, кто по велению Моисея должны были произнести проклятия в адрес идолопоклонников. В последнем благословении Моисея колено Д. сравнивается с молодым львом, выбегающим из Васана (Втор 33. 22). По мнению Ф. М. Кросса и Д. Н. Фридмана,   здесь следует переводить как «ехидна» (ср. угарит.  ), а не как имя собственное, и тогда весь текст обретает иной смысл: «который отпрыгнет от ехидны [или перепрыгнет ехидну]» ( Cross, Freedman. 1948. P. 195, 208). Такой перевод позволяет проводить аналогии с пророчеством Быт 49. 17. Удел колена Д. граничил на севере с уделом колена Ефрема, на востоке - с уделом колена Вениамина, на юге - с уделом колена Иуды. На его территории было неск. левитских городов (Нав 19. 40-46; 21. 5, 23 и др.). За эти земли колену Д. пришлось вести войны с филистимлянами. Один из наиболее значимых моментов борьбы связан с именем Самсона , принадлежавшего к колену Д. (Суд 13. 2, 24).

http://pravenc.ru/text/168790.html

17 несогласные мнения в воротах твоих. Суды вершились у ворот города, где обычно восседали старейшины и другие достойные люди (см. 21,19; Быт. 19,1 ; Исх. 32,26 ; Руфь 4,1 ; Иов 31,21 ; Притч. 22,22; 31,23 ). 17:14–17 См. Быт. 49,10 . Никогда и никем не отвергался тот факт, что Израиль может иметь царя, однако было признано, что Царем Израиля является Сам Бог (33,5). 17 закона сего. Древний Израиль был конституционной монархией, причем конституцию для Израиля написал Бог. Божий закон («сей закон»), частью которого является и книга Второзаконие, должен был храниться священниками рядом с ковчегом завета (31,26) и использоваться ими для наставления народа (31,11). Царь должен был «списать для себя» этот закон, т.е. сделать его копию, читать его и следовать ему. Глава 18 18 Священникам левитам. Выражение «священники левиты» необычно, оно подчеркивает их принадлежность к одному колену. Другие примеры использования этого выражения: Нав. 3,14–17 ; Иез. 43,19 . всему колену Левиину. В Чис. 26,62 подчеркивается, что не только священники, но и все израильтяне из колена Левия, насчитывающего 23 000 человек, не получат удела в обетованной земле (см. 10,9). Это означало, что у левитов не будет надела земли, который был бы для них средством к существованию. Моисей специально повелел отделить для них сорок два города, шесть из которых должны были стать городами-убежищами ( Чис. 35,2–8 ). Позже Иисус Навин определил место для этих городов (Нав., гл. 21). 18 что должно быть положено священникам. См. Лев. 7,32 . 18 если левит придет. Если левит оставит свое жилище, придет к центральному святилищу и будет служить там, ему следует пользоваться и определенной частью имущества. Предварительные условия соединяются в древнееврейском языке при помощи союза «и»; в последней части данного предложения (ст. 8) этого союза нет. Подобная конструкция встречается и в 24,1–4, где также имеется итоговое заключение. 18 мерзости, какие делали народы сии. Все действия, перечисленные далее, являются магией. Все, что перечислено в этом стихе, называется «грехом мерзости».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

49–50 Слово… слово. Слово исходит из уст Божьих, поэтому оно дарует надежду и уверенность и представляет собой обновляющую, животворящую силу (50). 51–52 Слово твердо противостоит вражеским домогательствам, принося утешение тому, кто следует ему. 53–54. Слово повсюду: в бедствиях оно звучит в душе, как песня. В мире псалмопевец наблюдает много всяческого нечестия, что вызывает у него возмущение, он живет в нем, как чужак. Но это не смущает его, а, напротив, укрепляет его желание наслаждаться драгоценным словом Божьим. 55–56 Слово необходимо блюсти, повиноваться ему. Раздел «Зайин» дополняет раздел «Вав», в котором создавалось впечатление, что жизнь – непрерывное победное шествие. Свобода, которую приносит слово (45), а также уверенность в себе (46), утешение и восхищение словом (47–48) должны сопровождаться подчас очень упорным трудом – неотступным следованием слову Божьему. 57–64 Хет. Упорядоченность жизни. Этот раздел открывается и закрывается обращением к Господу, вся жизнь псалмопевца наполнена только Им и Его непреходящей милостью. Как мы должны отвечать Господу, Который – наш удел во всем (57–60), и в каких отношениях мы живем с Тем, Чья любовь и милость всеобъемлюща (61–64)? Мы подобны священникам из колена Левия ( Нав. 13:14,33; 18:7 ), которые не нуждаются в других источниках существования, кроме Господа. Наш ответ включает четыре важных момента: обет повиновения (57), стремление всем сердцем взыскать Его благорасположения и непреходящей благодати (58), глубокие размышления о путях своих (59) и постоянная готовность к повиновению (60). Одним словом, жизнь, посвященная Его слову, упование на Его обетования и следование Его повелениям (60). Помимо этого надо помнить, что существуют сети нечестивых (61), не забывать о правильной организации своей жизни (62), об общении с единомышленниками по вере (63), поскольку в каждой ситуации – во враждебном окружении, втайне или явно для всех – всегда и везде присутствует Его непреходящая любовь. Поэтому любая ситуация дает нам повод славить Его, не забывать Его закона и среди вражды (61), так планировать свое время, чтобы всегда находить возможность воздать хвалу слову Господню (62), выбирать себе друзей среди тех, кто следует слову Его (63).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Прор. Моисей получает Скрижали Завета. Миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова. XVI в. (РГБ. Ф. 173. 2. Л. 62 об.) Прор. Моисей получает Скрижали Завета. Миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова. XVI в. (РГБ. Ф. 173. 2. Л. 62 об.) Отличительной особенностью З. М. является его связь с заветом , заключенным Богом с израильским народом. Заветы, о к-рых говорится в ВЗ, установлены по образцу договоров, заключавшихся в древнем мире между монархами и их вассалами, что сопровождалось «разрезанием в честь завета». При этом производились заклание жертвенного животного, публичные собрания, на к-рых давались клятвы верности, призывались боги и перечислялись проклятия богов на тех, кто нарушал клятвы и соглашение. Однако библейские заветы отличались от древних ближневост. договоров тем, что в них говорилось об условиях верности Богу (ср.: Нав 24. 1-27), к-рые затем и получали в системе законов расширение и воплощение в конкретных положениях и заповедях (Исх 19. 4-8; 24. 3-8; Втор 5. 1-5; 26. 16 - 27. 8). Ближневост. договоры не использовались для того, чтобы через них преподать систему законов целому поколению; их условия были связаны с конкретным политическим контекстом, в к-ром они были написаны. Они имели дело с вопросами верности, противостояния вражеским силам, ведения военных действий, экстрадиции беглецов и т. д. В Библии также описаны политические договоры (Быт 21. 22-32; 31. 44-54; 3 Цар 20. 34), сходные с древнеближневосточными. Но идея связи между заветом с Богом и данным Богом законом характерна только для Израиля ( Greengus. 1992. P. 225-226). Хронологически-летописный характер З. М. Помимо связи с заветом отличие З. М. от ближневост. законодательств заключается в том, что он содержит не систематическое, но хронологически-летописное изложение законов. Составитель Пятикнижия излагал законы постепенно, соответственно тому, как они по мере надобности открывались ему Господом, а он сообщал их народу (Исх 18; 20-23; 35; Лев 10; 16; 24; Числ 34).

http://pravenc.ru/text/182513.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010