Бог, как Великий проводник, провел через пустыню Свой странствующий народ ( Втор. 2:8; 8:15 ). 6 Ср.: Пс. 9:35; 145:9 ; Исх. 22:22–24 ; Втор. 10:18 . 7 Узников – выведенных Богом из «дома рабства» ( Исх. 20:2 ). Непокорные – см.: Чис. 14:9,22–23; 26:64–65 ; Втор. 2:14–16 . Господь – не только по отношению к Своим врагам (3, 22), но и по отношению к Своему народу – Святой Бог, требующий послушания и неукоснительного исполнения Его повелений. 8–10 Ср.: Суд. 5:4–5 . Проявление природных стихий на горе Синай отражало грозную, вызывающую благоговейный трепет природу Господа ( Исх. 19:16–18 ), но Бог Синая одновременно являет и Свое благорасположение, даруя Свой обильный дождь ( Втор. 11:10– 12 ). Судьбы праведного и нечестивого образно предрекаются в противопоставлении знойной пустыни (7) и обильного дождя для наследия (10) (см. также: Деян. 3:19; 5:32 ). 12 Господь… слово… провозвестниц великое множество – подобно главнокомандующему ( 2Цар. 18:19 ), Господь торжественно объявляет о Своей победе. Ср. Исх. 15:20–21 ; 1Цар. 18:6 , где эти радостные вести возносились толпами ликующих женщин. 13. Цари (см.: Нав. 12:7–24 ). Сидящая дома – ср.: Суд. 5:28–30 . 14 Расположившись в уделах (своих) – речь идет о стражниках, расположившихся на отдых у костра, иносказательно – о тех, кто сбросил с себя бремя забот на время, может быть, и о женщинах, поддерживающих тепло домашнего очага. Что касается побед, одержанных Господом, то Он не знает отдыха в Своих деяниях, силы Его не истощаются, а неучастие в них человека не оказывает влияния на их результат. Голубица – вероятно, речь идет о народе Господнем, украшенном серебром и золотом, то есть иносказательно – о том, что народ получил трофеи в результате победы Господа, без всяких усилий со своей стороны. 15 Снег на Селмоне – неизвестно, служит ли это намеком на то, что цари были рассеяны, как снег в снежной буре, или что Господь использует снежную бурю в сражении (ср.: Нав. 10:11 ; Суд. 5:21 ). Селмон (см.: Суд. 9:48 ) – возможно, что это пословица, смысл которой со временем был утерян.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

2 . Построение храма (6,1–38) 3 . Строительство царского дворца (7,1–12) 4 . Окончание построения храма (7,13–51) 5 . Молитва Соломона и освящение храма (8,1–66) 6 . Завет Господа с Соломоном (9,1–9) 7 . Соломон на вершине славы (9,10 10,29) В. Духовное и политическое падение Соломона (гл. 11) 1 . Грехи Соломона (11,1–13) 2 . Наказание Соломона за его грехи (11,14–25) 3 . Возвышение Иеровоама (11,26–43) II. Ранняя эпоха разделенного царства (12,1 16,34) А. Отделение северных колен израилевых (12,1–24) Б. Иеровоам I, царь израильский (12,25 14,20) 1 . Установление Иеровоамом языческих жертвенников (12,25–33) 2 . Два пророка (гл. 13) 3 . Суд Божий над Иеровоамом (14,1–20) В. Ровоам, царь иудейский (14,21–31) Г. Авия, царь иудейский (15,1–8) Д. Аса, царь израильский (15,9–24) Е. Нават, царь израильский (15,25–32) Ж. Вааса, царь израильский (15,33 16,7) З. Ила, царь израильский (16,8–14) И. Замврий, царь израильский (16,15–20) К. Амврий, царь израильский (16,21–28) Л. Ахав, царь израильский (16,29–34) III. Пророки и цари ( 3Цар. 17,1 4Цар. 8,15 ) А. Пророки и Ахав (17,1 22,40) 1 . Илия фесвитянин (17,1–24) 2 . Илия против хананейских пророков (18,1–46) 3 . Явление Господа Илии на горе Хорив (19,1–21) 4 . Неправильное поведение Ахава во время священной войны (20,1–43) 5 . Ахав с помощью Иезавели отнимает виноградник у Навуфея (21,1–29) 6 . Осуждение Ахава пророком Михеем (22,1–40) Б. Иосафат, царь иудейский (22,41–50) В. Охозия, царь израильский, противится Илии ( 3Цар. 22,51 4Цар. 1,18 ) Глава 1 12,11 Соломон становится царем, несмотря на происки другого сына Давида Адонии, также претендующего на отцовский престол. 1 состарился, вошел в преклонные лета. Ко времени описываемых событий Давиду было около семидесяти лет (2,11; 2Цар. 5,4.5 ). 1 Ависагу Сунамитянку. Т.е. Ависага родом из города Сонама (Сунема), который находился в Изреельской долине неподалеку от горы Гелвуй ( Нав. 19,18 ; 1Цар. 28,4 ; 4Цар. 4,8 ). 1 но царь не познал ее. Давид не имел супружеской связи с Ависагой, и поэтому желание Адонии взять в жены Ависагу после кончины Давида (2,17) не противоречило закону ( Втор. 22,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

21 пролил... весьма много невинной крови. Имеются в виду жестокие притеснения, которым Манассия подвергал бедных и беззащитных ( Иер. 7,6; 22,3.17 ; Иез. 22,6–31 ). 21 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 21:19–26 Престол Манассии наследует Аммон, проявляющий себя таким же идолопоклонником, каким был его отец. 21 два года царствовал. Аммон царствовал в Иудее с 642 по 640 г. до Р.Х. Он как и его отец Манассия, по всей видимости, был вассалом Ассирии. из Ятбы. Это поселение находилось, по-видимому, в равнинной части Иудеи. 21 народ земли. См. ком. к 11,14. Правление Аммона вызывало недовольство народа, желавшего поставить на его место потомка Давида, который провел бы насущные преобразования в жизни страны. 21 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . Глава 22 22 тридцать один год царствовал. Иосия царствовал с 640 по 609 г. до Р.Х. из Боцкафы. Город в Иудее, приблизительно в шести километрах к юго-востоку от Лахиса. 22 ходил во всем путем Давида, отца своего. Положительной оценки автора удостоены несколько царей Иудеи: Аса ( 3Цар. 15,11 ), Иосафат ( 3Цар. 22,43 ) Иоас (12,2), Амасия (14,3), Азария (15,3), Иоафам (15,34) и Езекия (18,3), однако Иосию он ставит выше всех (23,25). не уклонялся ни направо, ни налево. Т.е. поступал так, как предписывал закон ( Втор. 5,32; 17,11.20; 28,14 ; Нав. 1,7 ; Притч. 4,27 ). 22 В восемнадцатый год. Иосии в это время было двадцать шесть лет. Ассирийская империя шла к упадку, и Иосия, в отличие от Манассии, уже являлся независимым от нее правителем: под его единоличной властью находилась не только Иудея но и, по крайней мере, часть территории бывшего северного царства (23,4.15–20). писца. См. ком. к 2Цар. 8,17 . 22 к Хелкии. Вероятнее всего, этот Хелкия и священник Хелкия, отец Иеремии ( Иер. 1,1 ), два разных человека. Хелкия, упоминаемый в данном стихе, был дедом первосвященника Сераии, уведенного в вавилонский плен (25,18–20). первосвященнику. См. 3Цар. 1,7 . которое собрали от народа стоящие на страже у порога. В свое время царь Иоас прибег к такому же способу, чтобы получить деньги, необходимые для обновления храма (12,4.5). Обновить храм, остававшийся в царствования Манассии и Аммона без попечения, было для Иосии делом первоочередной важности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Еврейский текст сохранился в целом хорошо. Если мы обращаемся к Септуагинте, то оказываемся перед выбором между Александрийским и Ватиканским кодексами и двумя соответствующими семействами рукописей. Они расходятся настолько сильно, что создается впечатление, словно это два независящих друг от друга перевода. В случае с Книгой Судей Александрийский кодекс дает лучший текст по сравнению с Ватиканским (в других случаях дело обстоит наоборот). Он может быть даже свидетелем древнего текста Септуагинты, когда совпадает с Vetus Latina (W.R. Bodine). Интересные открытия позволил сделать Кумранский текст (4QRi a ). В нем отсутствует, к примеру, позднедевтерономистское упоминание об анонимном пророке (6:7–10). Согласно Э. Тову (Tov), здесь могла иметь место «передача более ранней стадии текста книги». 1. Композиция Книга Судей повествует о библейской истории эпохи между завоеванием земли и началом правления царей. Книга состоит из трех частей. Во введении содержится некоторая дополнительная информация о расселении израильтян и вновь сообщается о смерти и погребении Иисуса Навина (1:1–2:10). В обширной центральной части сообщается о деяниях судей (2:11–16:31). В заключение рассказывается о судьбе колена Данова, а также о позорном деянии потомков Вениамина в Гиве и его последствиях (17:1–21:25). 1-я часть 2-я часть 3-я часть Введение 1:1–2:10 Большие и малые судьи Бесцарствие 17:1–21:25 2:11–16:31 Обрамление: Обрамление: Обрамление: Смерть Иисуса Навина Яхве воздвигает судей (2:16); «Не было царя у Израиля; (1:1 и 2:6–10) Самсон был судьей в Израиле каждый делал то, что казалось (16:31) ему справедливым» (17:6 и 21:25) Ключевые слова и лейтмотивы: Ключевые слова и лейтмотивы: Ключевые слова и лейтмотивы: «Не могли прогнать» «делали неугодное пред очами «Мужи сильные» (18:2; 20:44, (1:19, 21, 27–33) Яхве» (2:11; 3:7, 12; 4:1; 6:1; 46; 21:10) «Оставались Хананеи среди них» «Воспылал гнев Яхве» «Собрание» (20:2; 21:5, 8, 16) (1:29, 30, 32, 33) (2:14, 20; 3:8; 10:7) Введение Введение (1:1–2:10) вновь обращается к теме завоевания земли. Сыны Иуды вместе с потомками Симеона и кенеянами овладевают югом Палестины (1:1–16). Следующий за этим рассказом «негативный перечень владений» (A. Alt) указывает на то обстоятельство, что ни сыны Иуды, ни другие колена не овладели еще всей страной (1:19–36). Это позволяло прежним жителям Палестины соблазнять Израиль своими богами (2:1–5). Вновь повествуется о смерти Иисуса Навина (2:6–10; ср. Ис Нав.24:29, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Библии известны семь мер веса: талант, кикар, мина, шекель (сикль), бека, гера и кессита ( Исх.38:25–26 ; Быт.20:16 ; Исх.30:13 ). Кессита – архаическая мера веса, происхождение ее не выяснено ( Быт.33:19 ; Нав.24:32 ; Иов.42:11 ). Вопрос об абсолютном и относительном эквиваленте не закрыт. Мы даем относительные эквиваленты этих мер, исходя из того, что мина равна 50 шекелям: 1 талант=60 мин=3000 шекелей=6000 бека=60 000 гера. Если считать, что 1 мина=60 000 шекелей, то получается, что 1 талант=60 мин=3600 шекелей=7200 бека=72 000 гера. В абсолютной стоимости А. Барруа предлагает следующие соотношения: 1 талант 34,272 кг 1 бека 5, 712 г 1 мина 571, 200 г 1 гера 0, 571 г 1 шекель 11,424 г Считая, что мина стоит 60 шекелей, вес таланта можно считать равным 41,1264 килограмма. Во время раскопок были открыты многочисленные гири. Они сделаны из базальта и бронзы и принадлежат большей частью к концу царского периода (VII–VI векам). Одежда На многолюдных улицах, где в элементах зданий переплетаются различные архитектурные стили Египта и Месопотамии, люди одеты в пестрые одежды. Библия о них упоминает лишь случайно. Изначально люди не скрывали свою наготу. После изгнания из рая они прикрылись лишь фиговыми листьями, потом шкурами животных. В Библии упоминаются богатые одежды Исава, Иакова, Иосифа, Суламифи из Песни Песней. Одежды священников описаны очень тщательно ( Быт.27:15, 37:3 ; Нав.7:21, 9:13 ; Суд.5:30, 14:12–13 ; 2Цар.2:21 ). На улицу люди выходили в штанах из шерсти или льна, у женщин они могли быть расшиты или окрашены. От шеи до лодыжек тело прикрывали льняной или шерстяной туникой. Форма туники менялась в зависимости от вкусов и моды, правое плечо могли оставлять открытым. Из цветов преобладали белый, коричневый, индиго, пурпурный. Туники были с рукавами или без, в зависимости от сезона. Резные изображения и скульптура из слоновой кости, найденные в Мегиддо, позволяют нам представить, как выглядели цари Ханаана до его завоевания. Можно ли по ним понять, как одевались евреи? На одном из изображений – прелестная женщина с непокрытой головой, волосы ниспадают ей на плечи; красавица босая, на ней длинная туника, закрывающая ноги до лодыжек, ворот украшен богатой вышивкой. Поверх туники на ней блуза без рукавов, сделанная, как кажется, из цельного куска ткани с вырезом впереди. На других фрагментах изображены музицирующие женщины, одетые, вероятно, также по моде: на одной блуза с длинными рукавами, которые доходят до запястий: это, без сомнения, зимняя модель. На голове у нее капюшон ( Руф. 3:15 ). Предполагают, что одна из музицирующих женщин с ниспадающими на плечи волосами была жрицей любви в святилище, посвященном какому-то местному культу: закон ей запрещал покрывать голову, если она не была замужем. Замужние женщины должны были, напротив, всегда покрывать голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ангелы     Ангелы (греч «ангелос» означает «вестник») одна из двух разновидностей существ, обладающих личностью и созданных Богом (вторая люди). Ангелов существует великое множество (Мф 26:53, Откр 5:11). Они разумные создания, обладающие нравственными качествами, бестелесны и, как правило, невидимы, хотя и способны являться людям в подобии физического тела (Быт 18:2—19:22, Ин 20:10—14, Деян 12:7—10). Ангелы не женятся и не умирают (Мф 22:30, Лк 20:35—36). Они могут передвигаться с одного места на другое, и множество их может помещаться на крошечном пространстве (см. Лк 8:30, где речь идет о падших ангелах).    Ангелы, подобно людям, были испытаны, и некоторые из них впали в грех. Множество ангелов, успешно выдержавших испытание, утверждены ныне в состоянии святости и бессмертной славы. Их обитель небеса (Мф 18:10, Мф 22:30, Откр 5:11), где они постоянно поклоняются Богу (Пс 102:20—21, Пс 148:2) и откуда они, по Божьему повелению, отправляются исполнять свое служение для христиан (Евр 1:14). Это «святые» и «избранные» ангелы (Мф 25:31, Мк 8:38, Лк 9:26, Деян 10:22, 1 Тим 5:21, Откр 14:10), которым действием Божьей благодати, совершаемым через Христа, открывается Божественная премудрость и слава, неведомые им ранее (Еф 3:10, 1 Пет 1:12).    Святые ангелы охраняют верующих (Пс 33:8, Пс 90:11—12), в особенности детей (Мф 18:10), и постоянно наблюдают за происходящим в церкви (1 Кор 11:10). Исходя из Писания, можно заключить, что ангелы больше, нежели люди, осведомлены о божественных предметах (Мк 13:32) и что они исполняют специальное служение для верующих в час их смерти (Лк 16:22), но подробности этого нам неизвестны. Следует отметить, что в то время, как мир следит за христианами, надеясь увидеть их падение, добрые ангелы наблюдают за верующими в надежде увидеть в их жизни торжество благодати.    Таинственный «Ангел Господень», или «Ангел Божий», часто появляющийся в ранней ветхозаветной истории и иногда отождествляемый с Богом, а иногда отличный от Него (Быт 16:7—13, Быт 18:1—33, Быт 22:11—18, Быт 24:7—40, Быт 31:11—13, Быт 32:24—30, Быт 48:15—16, Исх 3:2—6,14,19, Исх 23:20—23, Исх 32:34—33:5, Чис 22:22—35, Нав 5:13—15, Суд 2:1—5, Суд 6:11—23, Суд 13:3—23), в определенном смысле является Богом, действующим как вестник Самого Себя, и часто Его рассматривают как явление Бога Сына еще до Его воплощения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1 . Иерихон. 2. Гай. 3. Иерусалим. 4. Хеврон. 5. Иармуф. 6. Лахис. 7. Еглон. 8. Газер. 9. Давир. 10. Гадер. 11. Хорма. 12. Арад. 13. Ливна. 14 Оделлам. 15. Макед. 16. Вефиль. 17. Таппуах. 18. Хефер. 19. Афек. 20. Шарон. 21. Мадон. 22. Асор. 23. Шимрон-Мерон. 24. Ахсаф. 25. Фаанах. 26. Мегиддон. 27. Кедес. 28. Иокнеам. 29. Дор. 30. Гоим. 31. Фирца ( Нав.12:9–24 ). § 10. Разделение земли Ханаанской между коленами Израильскими Разделяя землю Ханаанскую, Моисей и Иисус Навин сообразовались с численностью каждого колена. «И сказал Господь Моисею, говоря: кто многочисленнее, тем дай удел более, а кто малочисленнее, тем дай удел менее: каждому должно дать удел сообразно с числом, вошедшим в исчисление» ( Чис.26:52–54 ). Исчислены же были только лица мужеского пола, годные для войны. Колено Рувимово (43730 человек) и колено Гадово (40500 ч.), имея большие стада, просили Моисея, чтобы он не переводил их за Иордан и дал им во владение страны на востоке Иордана, как изобилующие пастбищами ( Чис.32:1–5 ). Моисей исполнил их просьбу, с условием, что оба колена перейдут Иордан и помогут своим братьям довершить покорение земли Ханаанской. Эти два колена утвердились между Арноном и Иавоком: колено Рувимово – на юге, a колено Гадово – на севере. – Часть колена Манассиина , потомки Махира, сделав покорения в этих же областях, утвердилась на севере Иавока, в стране Васан и в Авране. В колене Манассиином числилось 52700 человек ( Втор.3:12, 13, 18 ; Нав.4:12–13; 13:8–12 ; Чис.26:7, 18, 34 ). Города, данные, при разделении земли Ханаанской, колену Рувимову: Ароер на берегу потока Арнона, Есевон, Елеале, Иааца, Кедемоф, Мефааф, Кириафаим, Сивма, Города, данные, при разделении земли Ханаанской, колену Гадову: Иазер, Атароф, Ароер пред Раббою, Рамоф , или Рамаф-Мицфа, Ветоним, Маханаим, Давир, Города, данные, при разделении земли Ханаанской, восточному полуколену Манассиину: Астароф, Едрея, Кенаф, Покоривши страны на востоке Иордана, Моисей умер на горе Нево ( Втор.34:1, 5 ). Страну на западе Иордана Иисус Навин разделил между остальными коленами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Очень много тщательно проверенных и систематически-подобранных масоретских примечаний и счислений находится у Френсдорфа: Die massora magna (Leipz. 1876 г.), и у Бэра и Делима в критически-обработанном издании еврейского текста ветхозаветных книг, в приложениях (Leipzig. 1869—1895...).    Содержанием масоретских трудов служили следующие исчисления. Вышеупомянутые, записанные в талмуде, соферимские счисления слов, среднего слова, буквы и стиха разных Священных книг, критические замечания соферимов: ittur — и tikkun — soferim, keri velo ketib, ketib velo keri, keri u ketib; замечания талмудистов о буквах больших (majusculae), малых, обороченном нун, о знаках разных закрытых и открытых парашей и т.п. — все это внесено в масору, лишь с некоторыми пополнениями и точными указаниями на количество разных счислений и замечаний. Кроме того, сами масореты и предшествовавшие им еврейские ученые занялись самостоятельным, еще более скрупулезным исчислением слов и букв священного текста и плоды своих гигантских трудов записали в масору. Так, в талмуде было записано количество стихов (pesukim) лишь некоторых книг: Пятикнижия, Псалтири, Паралипоменон, — в масоре исчислены стихи всех до одной книг: в Быт. 1534, в Исх. 1209, Лев. 859... Нав. 656:3-4 Цар. — 1534, Иер. 1365... 12 мал. прор. 1050... Притч. 915 и т.д. Средний стих соферима-ми и талмудистами определен лишь в Пятикнижии и Псалтири, — в масоре в каждой книге: Быт.27:40; Исх.22:28; Числ.17:20... Нав.13:26... 3-4Цар. в 3Цар.22:6; Иер.28:11; Иез.26:1; Мих.3:12... Затем, масореты вычисляли величину всех стихов и состав их и нашли, что самый большой стих в Иер.21: 7 — из 40 слов и 160 букв; 3 стиха состоят каждый из 80 букв; напр. Числ.36:8; 14 стихов состоят каждый из 3 слов; 7 стихов состоят каждый из 15 слов; в 26 стихах употребляются все буквы алфавита, напр. Иез.38:13, Соф.3:8; два стиха в Законе начинаются буквой самех (Исх.32:8; Числ.14:19); 11 стихов начинаются и оканчиваются буквой нун (Лев.13:9...); в 3 стихах употребляется однажды: и четырежды (Числ.11:19...); в трех стихах употребляется трижды и трижды (Исх.29:5...); три стиха начинаются словом и оканчиваются и заключают мысль о том, что Господь памятует во веки (Втор.31:3...); в трех стихах соединяются слова и — совершать грех (Иез.18:3...); в 10 стихах употребляются и в 10 — и — Быт.33:5...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

4 дочь Едома. Едом один из исторических врагов Израиля. Истоки вражды в древнем кровном родстве (Едом он же Исав, брат Иакова, Исх. 25,30 ). Но в свое время падет и Едом (ср. Иер. 49,7–22 ). 4 наказание за беззаконие твое кончилось. Иначе: «беззаконие твое кончилось». Благодаря Божиему милосердию и состраданию беззаконие Его народа прекратится, и он, в отличие от Едома, будет спасен (см. Ис. 40,2 и Иер. 49,7–22 ). Глава 5 5:1–22 Рассказывая о последствиях упадка Сиона, пророк еще раз призывает к возрождению. 5 Вспомни... над нами совершилось. Сион более не испытывает мук осады опустошения (как в гл. 4), но вслед за военным вторжением наступило время новых суровых и унизительных испытаний. 5 Наследие наше. Наследием, данным Израилю от Бога, является земля (ср. Втор. 4,21; 12,9 ), территория же Иудеи дана племени Иудину ( Нав. 15,20–63 ). чужим... иноплеменным. Земля была дана в удел непосредственно Израилю, которому, чтобы владеть ею, пришлось изгонять иноплеменников. 5 сиротами... вдовы. Сироты и вдовы были самой беззащитной и зависимой частью общества, поскольку их положение не предусматривало доступа к долевому участию в пользовании землей ( Втор. 14,28.29 ). Не сумев позаботиться о сиротах вдовах, греховный Израиль сам должен испытать их судьбу. 5 за деньги. Ситуация, переосмысляющая Втор. 6,10.11 (ср. Втор. 8,7–10 ) и в особенности Нав. 9,21–23 . 5 не имеем отдыха. Ср. Втор. 12,9 . Покой является неотъемлемой частью Божиего благословения (ср. 1,3). 5 Египтянам ... Ассириянам. Напоминание о вассальной зависимости, часто принимавшейся добровольно (см. 4,17 и ком.; ср. также 2Цар. 18,14 ). 5 Отцы наши грешили... мы несем наказание. Ср. Иер. 31,29.30 . Каждый человек и каждое поколение несут груз собственных грехов, а не только грехов предыдущих поколений. 5 Рабы. Уничижительное упоминание вавилонян подразумевает, что нынешнее состояние не соответствует истинным взаимоотношениям между Богом, Израилем и другими народами. Израиль это народ, в действительности освобожденный от рабства ( Втор. 15,12–18 ); рабами же являются те, кто не служит истинному Богу (см. 1,1 и ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Но в довольно подробном перечислении вообще границ этого последнего мы напрасно стали бы искать каких-либо точно определенных границ с владениями филистимлян ( Нав.15 ). Мало того, в числе принадлежащих евреям городов и их областей указываются и города филистимские – Екрон, Азот и Газа, а границей владений этого колена на западе полагается «поток Египетский» и «великое море» ( Нав.15:45–48, 11 ), т.е. Нил и Средиземное море. Объяснить это, кажется, возможно, во-первых, тем, что евреи должны были изгнать из Палестины всех туземцев ее, а след. и филистимлян; а во-вторых, едва ли будет ошибочно предположить, что еврейский вождь-завоеватель, указывавший такие именно пределы колену иудину, не видел естественных препятствий к расширению владений этого колена до самого Средиземного моря, каковое он полагает естественной границей владений этого колена 20 . Начала враждебных столкновений евреев с филистимлянами точно-хронологически определить нельзя; библия говорит только, что ко времени восьмого судии еврейского народа филистимляне уже в течение 18 лет «теснили и мучили сынов Израилевых» ( Суд.10:7–8 ); но из ст. 11-го той же главы видно, что евреи страдали от них и раньше этого времени. Столкновения эти продолжаются при Сампсоне, Сауле и последующих царях, до времени порабощения этих соседей-врагов ассириянами. Перевес в этих столкновениях склоняется то на сторону филистимлян, и они появляются в Лехе ( Суд.15:9, 14 ), Афеке ( 1Цар.4:1 ), Массифе ( 1Цар.7:7, 11 ) и Михмасе, откуда их отряды направляются вглубь страны еврейской тремя путями, и они являются в Офре, по дороге Вефоронской и долине Цевоим ( 1Цар.13:5, 17–18 ), – в Ефесдаммиме ( 1Цар.17:1 ), Кейле ( 1Цар.23:1 ), Сонаме ( 1Цар.28:4 ), на горах Гелвуйских ( 1Цар.31:1, 8 ) и Вифлееме ( 2Цар.23:14 ), то оказывается на стороне евреев ( 2Цар.5:17 и д.; 2Цар.21:15–22 ), причем иудейский царь Озия не только блистательно отразил нападение этих неутомимых врагов своих, но и сам прошел победоносно большую часть страны их ( 2Пар.26:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010