Еще при завоевании Ханаана Израилем Иисус Навин преследует путем вефоронским пять царей южного Ханаана после предварительного поражения их при Гаваоне ( Нав.10:5,10 ). Саул преследует этим путем филистимлян, пораженных при Михмасе ( 1Цар.13:16; 14:23,31 ). Путем вефоронским преследует филистимлян Давид ( 2Цар.5:25; 1 .Пар.14:16). Оба Вефорона, верхний и нижний, укрепляет Соломон ( 2Пар.8:5 ; 3Цар.9:17 ). Позднее Иуда Маккавей поражает при Вефороне, сирийского военачальника Сирона ( 1Мак.3:16–24 ), а потом Никанора (7:39–43). На пути вефоронском Симон, сын Гиоры, поражает римлян, и сам римский проконсул Цестий вынужден тайно бежать, лишившись части своего войска и своих стенобитных и метательных орудий. 42 Факты эти из разных периодов израильской истории ясно показывают и соединительное и вместе разделительное значение вефоронской линии, дают нам право и основание видеть в ней естественную границу между средним и южным Ханааном в западной его половине и, во всяком случае, уполномочивают нас думать, что, когда заходила речь о разграничении влияния властей, утверждавшихся на севере и юге Ханаана, власть южная самой силой вещей вынуждалась стремиться к обладанию вефоронским проходом, выходящим при Гаваоне в южную часть Ханаана. Важное значение Гаваона в связи с восточной половиной указываемой нами границы видно будет из дальнейшего. Под предводительством Иисуса Навина сыны израилевы вторгаются в землю ханаанскую и прежде всего завоевывают Иерихон. Отсюда вдоль указанной линии, быть может, к северу от неё чрез вади ен-Наваиме (en Nawäimc) они идут к Гаю и берут его ( Нав.7:8 ). 45 Так израильтяне вторгаются в средний Ханаан, к северу от указанной нами линии. Понятным становится и легкое и быстрое завоевание страны вплоть до Сихема ( Нав.8:30–35 ) и относительное спокойствие хананеев к югу от указанной нами линии; их отделяла и защищала от израильтян именно эта линия. Но вот на сторону израильтян переходят жители городов: Гаваона, Кефиры, Беероа и Кириаф-иарима. Великий страх охватывает царя иерусалимского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7:1–40 Здесь летописец кратко рассказывает о потомках Иссахара (7,1–5), Вениамина (7,6–12), Неффалима (7,13), Манассии (7,14–19), Ефрема и Манассии (7,20–29) и Асира (7,30–40). См. ком. к 2,3–9,1. 7:1–5 Сыновья Иссахара. Сведения о потомках Иссахара почерпнуты летописцем из Быт. 46,13 ; Чис. 1,28; 26,23–25 . В данном случае часть материала взята также из военных переписей (7,2.4.5). О числе воинов см. ком. к 12,23–37. 7:6–12 У Вениамина. Летописец еще раз возвращается к колену Вениаминову (8,1–40), чтобы проследить линию Саула. Он вновь опирается на военные переписи (7,7.9.11). О числе воинов см. ком. к 12,23–37. 7 сыновья Неффалима. Сведения о сыновьях Неффалима почерпнуты летописцем из Быт. 46,24 и Чис. 26,48–50 . 7:14–19 Сыновья Манассии. Летописец возвращается к рассказу о потомках Манассии (см. ком. к 5,23–26). Сведения о них в значительной мере почерпнуты из Чис. 26,29–34 и Нав. 17,1–18 . Внимание, уделяемое здесь женщинам, объясняется, по-видимому, той ролью, которая принадлежала дочерям Салпаада ( Чис. 26,33 ). 7:20–29 Сыновья Ефрема. И вновь мы видим, какой интерес проявляет летописец не только к родословной той или иной семьи, но и к тому, какие земли населяли ее представители (см. ком. к 2,42–55). Проследив родословную Ефрема до Иисуса, сына Нона (7,20–27), сведения для которой он почерпнул из Чис. 26,35 , летописец дает выборочный перечень занимаемых коленом Ефремовым земель (7,28.29), основанный на Нав., гл. 16; 17. 7:30–40 Сыновья Асира. В рассказе летописца о потомках Асира очевидна его зависимость от Быт. 46,17 и Чис. 26,44–46 . О числе воинов см. ком. к 12,23–37. Глава 8 8:1–40 Вениамин. Летописец заканчивает свой обзор колен Израилевых вторым, более подробным, рассказом о потомках Вениамина (ср. 7,6–12). Место, уделенное на этот раз родословию Вениамина, сравнимо с теми, что отводились Иуде (2,3 4,23) и Левию (6,1–81). Это обстоятельство можно объяснить близостью потомков Вениамина колену Иудину как до пленения ( 3Цар. 12,20.21 ), так и после него (9,4–9). Кроме того, как известно, первым царем Израиля был Саул (9,35–44; 1Цар. 9,1–10,27 ). Принцип подачи материала в этой части географический: Гева (8,1–7; и особенно 8,6), земля Моавитская (8,8–13; особенно 8,8), Иерусалим (8,14–28; особенно 8,28), Гаваон (8,29–40; особенно 8,29).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Überlieferungsgeschichtliche Studien. Halle, 1943). Большая часть комментаторов следовали теории Нота, выделяя при этом разные пласты текста второзаконнической редакции, каждый предлагал свои датировки. Р. Сменд выделял во второзаконнической редакции по меньшей мере 3 стадии, или слоя, редактирования ( Smend R. Das Gesetz und die Völker//Probleme biblischer Theologie: G. v. Rad z. 70. Geburstag/Hrsg. H. W. Wolff. Münch., 1971. S. 494-509). Основная повествовательная часть этого корпуса, включая И. Н. к., была сформирована в первые годы вавилонского плена; впосл. этот свод был переработан редактором, связанным с пророческими кругами, и затем редактором, представляющим идеологию религ. законодательства. Более подробно эта теория была развита В. Дитрихом и Т. Вейолой ( Dietrich W. Prophetie und Geschichte. Gött., 1972; Veijola T. Die ewige Dynastie. Helsinki, 1975). Др. исследователи рассматривали второзаконническую историю, связанную с завоеванием Св. земли и отраженную в И. Н. к. как более древний пласт предания, нежели повествования, легшие в основу всего Пятикнижия ( Rose M. Deuteronomist und Jahwist. Zürich, 1981). В наст. время анализ формирования И. Н. к. обычно осуществляется с привлечением обширной литературы всего второзаконнического корпуса (см., напр.: Polzin. 1980. P. 74-80). Наиболее подробно текст И. Н. к. с учетом теории многоуровневой второзаконнической редакции рассмотрен в исследовании М. А. О " Брайена ( O " Brien M. A. The Deuteronomistic History Hypothesis: A Reassessment. Freiburg (Schweiz); Gött., 1989. P. 57-75). Следы редакторской правки, к-рая связывает И. Н. к. с кн. Второзаконие, просматриваются в повествованиях, говорящих о зависимости военных успехов от научения в законе (Нав 1. 7-8; 23. 6). Описания событий в Сихеме (Нав 8. 30-35) развиваются на основании повеления Моисея во Втор 27. Второзаконническое влияние обнаруживается в истории с блудницей Раав, речь к-рой построена на основании свойственной богословию кн. Второзакония аргументации (Нав 2.

http://pravenc.ru/text/293947.html

В генеалогических списках Д. занимает разное положение. Обычно он упоминается вместе с братом Неффалимом (Быт 35. 25; 46. 23-25; Исх 1. 4), но иногда отдельно (1 Пар 2. 2). Его имя стоит на 4-м (Числ 34. 22), на 5-м (Быт 30. 6; Нав 21. 5, 23-24), на 7-м (1 Пар 2. 2), на 11-м (Быт 46. 23), на 12-м (1 Пар 27. 22) местах, но чаще на 9-м (Быт 35. 25; Числ 1. 38-39; 2. 25-26; 7. 66-71; 10. 25; 13. 12; 26. 42-43). В видении Иезекииля «ворота Дана» упоминаются на 6-м месте (Иез 48. 32). Такая нестабильность, видимо, объясняется изменением религиозно-политического положения Д. в момент написания той или иной книги ВЗ (поэтому имя Д. исчезло из 1 Пар 2-8). Согласно кн. Исход, Д. вместе с братьями перешел в Египет (Исх 1. 4). В ВЗ упоминается имя лишь одного его сына - Хушима (Быт 46. 23), или Шухама (Числ 26. 42). Колено Д. играло значительную роль при исходе из Египта и вхождении в землю обетованную. Один из потомков Д.- Аголиав, сын Ахисамахов, упоминается как участник постройки скинии, «мудрый сердцем» (Исх 31. 6; 35. 34; 36. 1-2). После постройки скинии др. потомок Д.- Ахиезер, сын Аммишаддая, сделал богатое приношение, ставшее примером для др. колен (Числ 7. 66-71). Согласно Суд 18. 11, при получении своего удела колено Д. смогло выставить всего 600 воинов, что говорит о его малочисленности. Однако в Числ 1. 39 и 26. 42 называются цифры иного порядка - 62,7 тыс. и 64 тыс. соответственно (т. е. колено Д. оказывается 2-м по численности после колена Иуды). Нек-рые исследователи объясняют столь значительные расхождения либо стремлением библейских авторов символически показать исполнение обетования патриархам о бесчисленности их потомков ( Davies. 1995), либо тем, что евр. слово  следует переводить не как «тысяча», а как «воинский отряд» ( Humphreys. 1998). Во Втор 27. 13-26 потомки Д. упоминаются среди тех, кто по велению Моисея должны были произнести проклятия в адрес идолопоклонников. В последнем благословении Моисея колено Д. сравнивается с молодым львом, выбегающим из Васана (Втор 33. 22). По мнению Ф. М. Кросса и Д. Н. Фридмана,   здесь следует переводить как «ехидна» (ср. угарит.  ), а не как имя собственное, и тогда весь текст обретает иной смысл: «который отпрыгнет от ехидны [или перепрыгнет ехидну]» ( Cross, Freedman. 1948. P. 195, 208). Такой перевод позволяет проводить аналогии с пророчеством Быт 49. 17. Удел колена Д. граничил на севере с уделом колена Ефрема, на востоке - с уделом колена Вениамина, на юге - с уделом колена Иуды. На его территории было неск. левитских городов (Нав 19. 40-46; 21. 5, 23 и др.). За эти земли колену Д. пришлось вести войны с филистимлянами. Один из наиболее значимых моментов борьбы связан с именем Самсона , принадлежавшего к колену Д. (Суд 13. 2, 24).

http://pravenc.ru/text/168790.html

Прочти со вниманием указанные места Писания и убедись, что как святые Божии, так и ангелы Его принимают почитание от людей без того, чтобы оно причиняло малейшее огорчение Богу. Ибо может ли огорчаться Бог, видя, что друзья Его прославляются, если Он Сам их прославил (см.: Рим.2:10 ), наделив особыми силами и дарами? Сектант : Каковы эти силы и дары? Священник : Прежде всего это силы чудотворения, как написано: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев ( Пс.67:36 ), и еще: святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них ( Пс.15:3 ). Не рукою ли пророка Своего Моисея покарил Бог Египет (см.: Исх.7:10–12 ), превратил воду в кровь ( Исх.7:20–21 ), навел жаб ( Исх.8:6 ), песьих мух ( Исх.8:24 ), моровое поветрие ( Исх.9:3 ), жгучие язвы, огненный град ( Исх.9:8, 18, 33 ), саранчу ( Исх.10:4–6 ), тьму ( Исх.10:21 ), поразил смертью первенцев ( Исх.12:29–30 ), провел евреев через Чермное море ( Исх.14:15–16 ), погубил фараона и воинство его ( Исх.14:27 )? И не рукою ли Моисеевой одолел Он Амалика (см.: Исх.17:8–14 ), сделал сладкими воды Мерры ( Исх.15:23–25 ), извел воду из скалы в Хориве ( Исх.17:6 ), разверз землю, дабы она поглотила Корея и Дафана (см.: Чис.16:28–33 ), исцелил уязвленных при посредстве медного змия ( Чис.21:8–9 ), источил воду из камня ( Чис.20:2–11 )? И далее Им произведены: через Иисуса Навина разделение вод Иордана (см.: Нав.3:11–17 ) и сокрушение стен Иерихонских ( Нав.6:6–20 ); через Гедеона истребление мадианитян (см.: Суд.7:16–23 );, через Самсона растерзание льва ( Суд.14:5–6 ), поражение филистимлян, взятие Газы и разрушение капища Дагона ( Суд.16:8–31 ); через Самуила гром и дождь во время жатвы (см.: 1Цар.12:16–18 ); через Илию великая засуха (см.: 3Цар.17:1 ), умножение муки и масла у вдовы ( 3Цар.17:14 ), воскрешение отрока в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:17–23 ), попаление жертвы водою ( 3Цар.18:36–38 ), отверзение небес и обильнейший дождь ( 3Цар.18:41–42 ). Через Илию, сверх того, осужден был на смерть царь Охозия (см.: 4Цар.1:16 ) и вновь разделены воды Иорданские ( 4Цар.2:8 ); через Елисея совершилось третье разделение Иордана ( 4Цар.2:14 ), очищение вод в окрестностях Иерихона ( 4Цар.2:19–22 ), воскрешение сына сонамитянки ( 4Цар.4:32–35 ), исцеление Неемана ( 4Цар.5:10–14 ), поражение Гиезия проказой ( 4Цар.5:27 ), воскрешение умершего прикосновением костей пророковых ( 4Цар.13:21 ), а через Исаию исцеление царя Езекии ( 4Цар.20:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Замечательно, что в аналогичном предостережении о царе и царской власти, с ее худших сторон, сделанном пророком Самуилом, не говорится уже о возвращении евреев в Египет ( 1Цар.8:10–18 ). Тогда, очевидно, эта угроза не была уже страшна и даже малопонятна, так как слушатели Самуила не испытали египетского рабства. Таких примеров можно привести множество. Заключая в себе много следов знакомства писателя с Египтом 14 , Пятокнижие заключает не менее же ясных признаков малого и неличного знакомства писателя и его ближайших читателей с Палестиною. Все законодательство, в изложении священного историка, предполагает, что евреи еще только намерены идти ( Исх.12 –13гл.), идут ( Исх.23:20,23,31 ; Лев.18:3 и мн. др.) и намерены вскоре войти ( Втор. 1:2–3;4:1,22;6:10–12;7:1–6;8:7–12;9:1–7 и мн. др.) в Палестину. Палестина, обычно на языке свящ. историка, называется еще чуждою евреям землею Ханаанскою. Города и местности ее точно не известны читателям Пятокнижия, и свящ. историк каждый раз поясняет: Хеврон в земле Ханаанской ( Быт.23:2,19;49:30 ), Сихем в земле Ханаанской ( Быт.33:18 ), Лузь, т.е. Вефиль в земле Ханаанской ( Быт.35:6;48:3 ). Землею же Ханаанскою «за Иорданом» (т.е. к западу от Иордана, потому что Моисей был на Моавитских полях) определяется местоположение гор Гевал и Гаризим ( Втор.11:30 ). Писатель упоминает о горах «Амореев» ( Втор.1:7,19,20 ), каковое название было лишь при Моисее, а потом уже они завоеваны были Иудиным коленом и с Иисуса Навина стали называться «горою Иудиною» ( Нав.11:21 ). При описании Палестины, как неизвестной страны, писатель постоянно поясняет местоположение: дубравы Мамре ( Быт.13:18 ), Кадеса (14:7), Сура (16:7), Ефрафы (35:19) и др. По тем же, очевидно, причинам границы обетованной земли определяются очень общо, лишь с большею ясностью определяются южные границы и то потоком Египетским, горою Син, Кадес-Варни, т.е. местностями, где проходили евреи. Восточные границы определяются рекою Иорданом, западные – Средиземным морем, а северные: от великого моря к горе Ор с разными выступами, т.е. опять местностью известною евреям ( Числ.34:1–12 ). Об определенном местоположении коленных владений, кроме заиорданских колен, ничего не говорится ни в Иакова (Быт.49гл.), ни в благословении Моисея (Втор.33гл.). совсем иначе описываются как границы обетованной земли, так и коленные владения в книге Иисуса Навина ( Нав.13:4–6;15:1–5; 17 –19гл.). И эта разность естественно и законно объясняется разным местожительством писателей Пятокнижия и книги И. Навина и их читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

указано, что мы не должны оставить ни единого из демонов, чье жилище – хаос,.. но должны все разрушить» 315 . Гевал и Гаризим (8:30–35) Описание военной кампании прерывается рассказом о построении жертвенника на горе Гевал. Многие современные библеисты считают этот отрывок позднейшей вставкой. Такое мнение основывается не только на филологическом анализе текста (Anbar 316 ), но и на неопределенности его местоположения. В LXX этот текст находится после Библии, а в кумранских рукописях (4QJos) – перед 5:2, то есть после описания перехода Иордана и перед описанием обрезания народа. Кумранский вариант, бесспорно, имеет резон: два религиозных акта обновления завета – обрезание и чтение «книги закона» хорошо соединяются в одно целое. Иосиф Флавий говорит о том, что на берегу Иордана был построен не просто памятник ( Нав. 4 ) из камней, взятых со дна реки, а алтарь 317 . Но еще интересней у Флавия то, что возведение другого алтаря и чтение «книги закона» с благословением и проклятием (соответствует Нав. 8:30–35 ?) он относит к самому концу жизни Иисуса Навина, ко времени покорения Ханаана: «…из хананеев уже никого не осталось в живых, кроме тех, которые бежали в крепости, ища спасения за толстыми стенами. Затем Иисус выступил из Галгала в нагорную часть страны и поставил Скинию в Сило… Отсюда он двинулся со всем народом к Сихему и, сообразно повелению Моисея, воздвиг там алтарь. Затем он разделил евреев на две части и поставил одну половину на горе Гаризим, а другую вместе с левитами и священниками на Гивале, где помещался и жертвенник. После того, как евреи совершили тут жертвоприношения, произнесли установленные благословения и проклятия и записали последние на подножии алтаря 318 , они возвратились в Сило» 319 . Во Второзаконии дважды дается повеление о Гевале и Гаризиме: Втор. 11:29. 27:2–26 . Второй текст, гораздо более обширный, содержит такое повеление Моисея: «Когда перейдете Иордан, поставьте камни те, как я повелеваю вам сегодня, на горе Гевал и обмажьте их известью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

В библейском койне были созданы специальные термины для описания священных реалий, например: κροβτυσα [акровтисиа] – «краеобрезание», «крайняя плоть», γιζω [агиазо] – «освящаю», ντιλπτορ [антилиптор] – «защитник (Бог)», στρατεγα το ουρανο [стратэгиа ту урану] – «небесное воинство», κρπος το κλπου [карпос ту колпу] – «плод чрева» и др. Многие слова вошли в библейский койне из еврейского языка без перевода, например, πσχα [пасха] – [песах]. Кроме того, сама греческая лексика изменяла своё значение, чтобы выражать священные понятия. Многим греческим словам придавалось особое значение, которого они не имели в классической литературе, например: χριστς [христос] – «помазанник», «царь», «мессия», вместо классического значения «помазанный, нарумяненный», μαρτωλς [амартолос] – «грешник», вместо «промахивающийся» (в стрельбе из лука), πστασις [апостасис] – «отступник от веры», вместо «политический отступник», διβολος [диаволос] – «злой дух», вместо «клеветник, «лживый человек» 161 . Библейская письменность. В Священном Писании сказано, что пророк Моисей записал Декалог ( Исх.17:14; 24:12; 34:27 ), слова Господни ( Исх.24:4 ) и закон ( Нав.8:31 ), а также завещал написать заповеди на камнях после перехода через Иордан ( Втор.27 гл.). Кроме того, Моисей записал все постановления ( Втор.30:10 ), уставы ( Исх.34:27 ; ср.: 4Цар.17:37 ), законодательные акты ( Втор.24:1 ; Мк.10:4 ), подробности путешествия израильтян ( Чис.33:2 ) и слова победной песни ( Втор.31:19:22 ). В странствиях во время исхода священники писали заклинания на свитках ( Чис.5:23 ) и имена на жезлах (17:3). На обетованной земле Иисус Навин снова написал Десять заповедей ( Нав.8:32 ) и текст возобновленного завета (24:26). Пророк Самуил написал в книгу устав царства Саула ( 1Цар.10:25 ). Царь Давид писал письма своему военачальнику Иоаву ( 2Цар.11:14 ) и делал письменные указания о подробностях устройства Храма, как и его сын царь Соломон ( 2Пар.35:4 ), который переписывался с царем Тира Хирамом ( 2Пар.2:11 ). Царь сирийский написал письмо царю Израиля по поводу Неемана ( 4Цар.5:5 ). Во все периоды истории Израиля писцы составляли поименные списки колен ( 1Пар.4:41; 24:6 ; см. также: Чис.11:16 ; Ис.10:19 ; Иер.22:30 ; Неем.12:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Жертвенник на горе Гевал. 1200–1000 гг. до Р. Х. Жертвенник на горе Гевал. 1200–1000 гг. до Р. Х. IX. Алтарь на горе Гевал. В 1980 г. израильский археолог А. Зерталь обследовал место Эль-Бурнат на горе Гевал, обнаружив слои, датируемые периодом железа I (1200-1000 гг. до Р. Х.). В ходе раскопок (1982-1987) была обнаружена центральная структура, окруженная стенами прямоугольной формы из необработанного камня, углы ориентированы по сторонам света. Зерталь ( Zertal. 1985) идентифицировал ее с алтарем, воздвигнутым Иисусом Навином (Нав 8. 30-33). Датировка обосновывалась находками егип. печатей-скарабеев 2-й пол. XIII в. до Р. Х. ( Hawkins. 2007). Однако в строительстве этого комплекса прослеживаются 2 фазы - ранняя, по печатям и керамике датируемая с большой вероятностью с 1250 или 1240 и до 1200 г. до Р. Х. (конец периода поздней бронзы), и поздняя, к к-рой и относится рассматриваемая структура. По керамике она датируется 1200-1130 гг. до Р. Х. (начало периода железа I). Кроме того, расположение структуры невозможно согласовать с тем, что сообщается о церемонии чтения благословений и проклятий (Нав 8. 30-35), т. к. находится с противоположной от места произнесения благословений стороне горы Гевал. Наконец, эта структура (9×6,8×3,27 м) не квадратная в отличие от того, что предписывалось по закону Моисея. В Исх 27. 1, однако, размеры жертвенника перед скинией - 2,5×2,5×1,5 м (напр., сохранившийся евр. алтарь в Араде полностью соответствует этим размерам). Сказанное свидетельствует о том, что идентификация указанной структуры в качестве алтаря Иисуса Навина спорная и ею невозможно обосновать ту или иную датировку И. ( Young, Wood. 2008. P. 240-243). И. в контексте египетской истории Сторонники ранней датировки И. временем правления 18-й династии понимают слова Исх 1. 8 о том, что безымянный фараон «не знал Иосифа», в том смысле, что он не был знаком с егип. историей и не слышал о заслугах Иосифа перед Египтом. Этот фараон - иноземец, возможно 1-й фараон из династии гиксосов, а выражение Исх 1. 8         («и восстал в Египте новый царь») в таком случае означает, что «новый царь восстал против (  ) Египта» ( Wood. 2003. P. 257). Цари-гиксосы могли опасаться, что евреи восстанут против них вместе с египтянами («соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас» - Исх 1. 10), и поэтому заставили их строить Пифом и Раамсес. В сер. XVI в. до Р. Х. гиксосы были изгнаны, и события, непосредственно предшествующие И. (Исх 1. 13 слл.), происходили уже при фараонах 18-й династии ( Wood. 2003. P. 258).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Массифа ( Суд.11:11 ) или Миспа ( Быт.31:49 ). Здесь Иаков заключил союз с Лаваном, а Иеффай собрал войско против Аммонитян. Этот город не должно смешивать с Массифою колена Вениаминова ( Суд.21:1; 22:1 ). Пенуел , близ Иавока. Здесь Иаков ночью, пред свиданием с Исавом, боролся с ангелом ( Быт.32:30 ). Гедеон просил у жителей Пенуела хлеба для своих воинов, но они отказали ему, за то он разрушил башню Пенуела и перебил жителей его ( Суд.8:8, 9, 17 ). Сокхоф , город, семьдесят семь старейшин которого Гедеон высек терновником пустынным и наказал зубчатыми молотильными досками (н) за то, что они, подобно жителям Пенуела, отказали воинам его в хлебе, когда он преследовал царей Мадиамских Завея и Салмана ( Суд.8:5–7; 15–17 ). Сивма ( Втор.32:38 ), город, построенный потомками Рувима. Пророк Исаия говорит о виноградниках Сивмы, истребленных властителями народов: «Исчезло с плодоносной земли веселие и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют, виноградарь не топчет винограда в точилах» ( Ис.15:8–10 ). Рамоф-Галаадский ; этот город был дан левитам, потомкам Мерариным ( Нав.21:38 ), и объявлен городом убежища ( Втор.4:43 ). Он стал особенно известен в течение царствований последних царей Израильских и был причиной нескольких войн между ними и царями Дамаска. Ахаав, желая возвратить Рамоф от Сирии, вступил в сражение с царем Сирийским, был ранен и в тот же день на закате солнца (о) умер ( 3Цар.22:29–40 ; 2Пар.18:28–34 ). Здесь же, в сражении с Азаилом, царем Сирийским, был опасно ранен Иорам, сын Ахаава ( 4Цар.8:27–29 ; 2Пар.22:3–9 ). Цафон ( Нав.13:27 ) или Шофан ( Чис.32:35 ), город, разрушенный Израильтянами, но впоследствии восстановленный коленом Гадовым. Атароф ( Чис.32:34 ), город, восстановленный потомками Гада. Макед , укрепленный город, сделавшийся известным во время Иуды Маккавея ( 1Мак.5:26, 36 ). Дафема , крепость страны Галаадской, на границе Аравии. Тимофей, узнав, что Иуда Маккавей отправился в Иерусалим и уже перешел Иордан, – воспользовался отсутствием его, опустошил границы Галаада и принудил Иудеев запереться в Дафеме. Отсюда они послали Иуде письма, извещая его о крайности, в которой находились, и о нужде в скорой помощи. Иуда взял с собою 8000 воинов, перешел Иордан, напал на осаждающих и обратил их в бегство ( 1Мак.5:9–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010