«Брат мой» (ст. 13) в обращениии Хирама к Соломону – не выражение интимности, а язык дипломатических сношений государей древних (ср. 3Цар.20:32 ; 1Мак.10:18,11:30 ). Во ( 2Пар.8:2 ) говорится, напротив, о том, что Хирам дал города Соломону и что последний обустроил их и поселил в них израильтян. Здесь же (ст. 14) – только о 120 талантах золота, присланных Хирамом Соломону. 3Цар.9:15 .  Вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Гацор, и Мегиддо, и Газер. 3Цар.9:16 .  Фараон, царь Египетский, пришел и взял Газер, и сжег его огнем, и Хананеев, живших в городе, побил, и отдал его в приданое дочери своей, жене Соломоновой. 3Цар.9:17 .  И построил Соломон Газер и нижний Бефорон, Причина как материальной зависимости Соломона от Хирама, так и тяжкой подати, какую Соломон возложил на народ, была одна и та же: множество предпринятых им построек; причем выражение «построить» (бана) в приложении к целым городам, иногда давно уже существовавшим и ранее, может означать простую поправку, реставрацию, укрепление города. Так, Соломон построил, кроме храма и дворца, еще Милло, и стену Иерусалимскую, и Гацор, Мегиддо и Гезер (ст. 15). «Милло» (LXX: Μελ κα τν κραν, слав.: «Мелон и краеградие») – насыпь, вал, но также и крепость (какая, напр., была в Сихеме), ( Суд.9:6,20 ); в Иерусалиме еще Давид основал такую крепость, может быть, укрепил бывшую еще у иевусеев ( 2Цар.5:9 ; 1Пар.11:8 ), Соломон же, по-видимому, не раз предпринимал реставрацию этих укреплений ( 3Цар.9:15,24,11:27 ); вместе с тем, он укрепил и, может быть, расширил стену Иерусалима ( 3Цар.3:1 ). «Гацор», LXX: Ασσορ, слав.: «Асур», – город в Неффалимовом колене ( Нав.19:36 ), некогда столица хананейского царя Иавина ( Нав.11:1 ; Суд.4:2 ), «Мегиддо» (ср. 3Цар.4:12 ) – важный стратегический пункт при входе в долину Изреель, ключ средней и северной Палестины. «Газер» или Гезер (LXX: Γαζερ, Εσερ) – левитский город на западной границе колена Ефремова, близ Средиземного моря; некогда завоеванный Иисусом Навином ( Нав.10:33,12:12,16:3 ), не был удержан евреями ( Суд.1:29 ) и находился во владении хананеев до тех пор, пока (ст. 16) Фараон – тесть Соломона, может быть, Рамзес Миамун (по предположению Клерика) – не отнял его у хананеев и не отдал Соломону в качестве приданого за дочерью (теперь Tell-Gezer) (ст. 17). Соломон обстроил Гезер и близ него лежавший Вефорон (Бет-хорон, Βαιθωρν), называемый нижним; в ( Нав.16:5,21:22 ) упомянут Вефорон верхний, а по ( 2Пар.8:5 ) Соломон обстроил оба Вефорона, верхний и нижний, – тот и другой в колене Ефремовом, теперь Belt-Ur (Robinson. Palastin, III, 273).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но главным образом, своим значением в истории самарян Сихем обязан не этим природным качествам, а своему славному историческому прошлому. Сихем один из древнейших городов Палестины. Первое упоминание о нем делается в истории Авраама, при чем отмечается, что вблизи Сихема Авраам воздвиг жертвенник Господу ( Быт. 12:6 ). Так-как Бытописатель говорит о „месте Сихема», то отсюда заключают, что самого города во время Авраама еще не было. Но выражение „место города» в Быт. 18:24; 19:19 ; 22употребляется и о городах. Да и помимо этого естественно думать, что счастливое положение местности Сихемской было оценено хананеянами уже в древнейшие времена и что при Аврааме здесь существовало поселение. Когда Иаков возвратился из Месопотамии, то он стал жить около Сихема 738 , купив у сына Еммора отца Сихемова, часть поля за сто монет и поставив на нем жертвенник Господу ( Быт. 33:19–20 ). Близ Сихема Иаков выкопал колодезь ( Ин. 4:12 ), известный с именем патриарха и в настоящее время; под дубом Сихемским он зарыл терафимов, имевшихся в его доме (35:4); на поле Сихемском пасли стада сыновья Иакова, после переселения его в хевронскую долину (37:13); здесь же были погребены впоследствии кости Иосифа (Нав. 24Деян. 7:16). Во время Иакова Сихем представлял собою еще столь небольшой город, что мстившие за оскорбление сестры Симеон и Левий вдвоем могли перебить все мужское население его, подвергшееся, правда, незадолго перед этим операции обрезания ( Быт. 34:25 ). После завоевания земли ханаанской евреями 739 значение Сихема возросло. Вблизи его устроен был жертвенник Господу на Гевале и происходило, согласно повелению Моисея ( Втор. 27:12–13 ), торжественное чтение закона ( Нав. 8:30–35 ). Сихем был отдан колену Левиину и назначен городом убежища ( Нав. 20:7 ). В Сихеме стояла во дни Иисуса Навина скиния (Нав. 24по LXX-mu); здесь были собраны И. Навином перед его смертью „все колена Израилевы» и дано было народом торжественное обещание соблюдать закон (24:1–18). Во свидетельство этого обещания И.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   Все отмеченные особенности могут быть объяснены единственно лишь при признании исторической систематичности книги и единства ее писателя. Очевидно, это не «куча» фрагментов, а идейное историческое писание. Что касается критической гипотезы, распространенной в новой литературе, о единстве книги Иисуса Навина с Пятикнижием и термина «Шестикнижие», основанного на этой гипотезе, то все это неправильно придумано. Из вышеизложенного ясно, что книга И. Навина имеет свой особый план, свои «начало и конец,» и свое определенное отношение к Пятикнижию, как исполнение к пророчеству. Эти писания различаются и по языку, причем одни и те же слова различно пишутся и употребляются в них. Так: (Числ.22:17) и (Иерихон — Нав.2:2); (Числ.32:33; Втор.3:4, 10, 13) и (войско — Нав.13:12, 21, 27, 30, 31); (Исх.20:5; Втор.4:24; 5:9) и (ревнитель — Нав.24:20) и мн. др. В книге Иисуса Навина очень редко уже употребляется и в приложении к лицам женского рода, как часто встречается в Пятикнижии. Иудейское предание никогда не знало термина «Шестикнижие,» а лишь «Пятикнижие,» причем всегда Пятикнижию усвоялся и особый высший законодательный и даже «высше-богодухновенный» авторитет в сравнении с другими ветхозаветными книгами, как христиане придают Евангелиям высший авторитет по сравнению с другими новозаветными книгами. О книге Иисуса Навина никогда такого мнения не было. Она занимала первое место в «пророках.»    Относительно времени жизни и личности писателя книги Иисуса Навина в иудейском предании существуют следующие ясные указания. По талмуду, Иисус Навин написал свою книгу и восемь стихов Второзакония (34:5—12), а последние стихи книги Иисуса Навина (24:29—33) написали Елеазар и Финеес (Baba Batra. 14а). Косвенное подтверждение этого предания можно находить у премудрого Сираха, называющего Иисуса Навина преемником Моисея «в пророчестве» (Сир.46:1), т. е. в писании пророческой книги, каковою в иудейском каноне считается книга И. Навина. Помянутое иудейское предание принимали христианские писатели: бл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Еще при завоевании Ханаана Израилем Иисус Навин преследует путем вефоронским пять царей южного Ханаана после предварительного поражения их при Гаваоне ( Нав.10:5,10 ). Саул преследует этим путем филистимлян, пораженных при Михмасе ( 1Цар.13:16; 14:23,31 ). Путем вефоронским преследует филистимлян Давид ( 2Цар.5:25; 1 .Пар.14:16). Оба Вефорона, верхний и нижний, укрепляет Соломон ( 2Пар.8:5 ; 3Цар.9:17 ). Позднее Иуда Маккавей поражает при Вефороне, сирийского военачальника Сирона ( 1Мак.3:16–24 ), а потом Никанора (7:39–43). На пути вефоронском Симон, сын Гиоры, поражает римлян, и сам римский проконсул Цестий вынужден тайно бежать, лишившись части своего войска и своих стенобитных и метательных орудий. 42 Факты эти из разных периодов израильской истории ясно показывают и соединительное и вместе разделительное значение вефоронской линии, дают нам право и основание видеть в ней естественную границу между средним и южным Ханааном в западной его половине и, во всяком случае, уполномочивают нас думать, что, когда заходила речь о разграничении влияния властей, утверждавшихся на севере и юге Ханаана, власть южная самой силой вещей вынуждалась стремиться к обладанию вефоронским проходом, выходящим при Гаваоне в южную часть Ханаана. Важное значение Гаваона в связи с восточной половиной указываемой нами границы видно будет из дальнейшего. Под предводительством Иисуса Навина сыны израилевы вторгаются в землю ханаанскую и прежде всего завоевывают Иерихон. Отсюда вдоль указанной линии, быть может, к северу от неё чрез вади ен-Наваиме (en Nawäimc) они идут к Гаю и берут его ( Нав.7:8 ). 45 Так израильтяне вторгаются в средний Ханаан, к северу от указанной нами линии. Понятным становится и легкое и быстрое завоевание страны вплоть до Сихема ( Нав.8:30–35 ) и относительное спокойствие хананеев к югу от указанной нами линии; их отделяла и защищала от израильтян именно эта линия. Но вот на сторону израильтян переходят жители городов: Гаваона, Кефиры, Беероа и Кириаф-иарима. Великий страх охватывает царя иерусалимского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Барщина, «мас», представляла собой обязательную работу для нужд царя: у Давида был чиновник, в обязанности которого входило следить за исполнением этих работ, а великий строитель Соломон увеличил барщину не только для иностранцев, но и для своего народа ( 2Цар.20:24 ; 3Цар.4:6, 5:27 ; 3Цар.15:23 ; Иер.22:13 ). Обыкновенно принудительные работы возлагали на жителей завоеванных городов, которые не были уничтожены, проданы в рабство или депортированы ( Втор.20:11 ; Нав.16:10 ; Суд.1:35 ; Нав.17:13 ; Суд.1: 28, 30, 33 ). Жители Гаваона 37 и других гивейских городов также были принуждены нести повинность – «рубить дрова и черпать воду для всего общества» ( Нав.9:21–27 ). Соломон использовал эту бесплатную рабочую силу в своих строительных делах ( 3Цар.5:27 ). Крестьянин отдает дань сборщику податей натурой; горожанин расплачивается слитками металла, принося их в специальную кассу. Этот металл – золото, серебро или бронза – сосредоточивался в сокровищницах царского дворца и храма. Слитки имели определенную массу ( Зах.11:13 . В персидскую эпоху даже крестьяне платили налоги в серебре). Народ раздавлен поборами. Он восстанет, произойдет раскол северных родов, которые примут решение не подчиняться центральной администации, они будут убивать ревностных сборщиков податей ( 3Цар.12:18 ). И наш Иоиль дрожит от страха быть уличенным в неуплате налогов и долгов, боится попасть в тяжкую зависимость, которая может надолго оторвать его от семьи и хозяйства, сделать на долгие годы рабом. Правосудие В повседневной жизни Иоиль может рассчитывать на царское правосудие. Царь ответствен за его жизнь, которой он управляет во имя Господа и его Торы – синайского откровения. Он печется о правосудии. Его определяют два синонима: «мишпат» и «дин». Это юридический аппарат, судьи, законы, судебная процедура, защитительная речь, приговор и приведение его в исполнение ( Чис.27:5 ; Иов.13:18 ; Иер.12:1 ; Пс.143:2 ; Втор.25:1 ; Лев.18:3–4 ; Втор.1:17 ; 3Цар.3:28 ). Во все времена неиссякаемым источником правосудия был Элохим. Однако этот трансцендентный постулат по-разному преломляется в различные исторические эпохи. Законодательство эпохи патриархов нам известно лишь по отдельным упоминаниям в Бытии и по сохранившимся его следам в царскую эпоху, особенно в сфере семейного права ( Быт.34:12, 31:15, 31:30–35, 20:12 ; 2Цар.13:13 ; Лев.18:4, 20:22–23 ). Первенство главы рода, клана или племени, которое позволяло распоряжаться даже жизнью и смертью соплеменников, обычай брать в наложницы служанку бесплодной жены – все это признаки глубокой древности ( Быт.16:3, 21:9–14, 30:3, 9, 38:25 ). Что касается распределения благ, передачи собственности, установления политических союзов между городами и племенами – мы вынуждены интерпретировать скупые библейские данные в свете опыта соседних народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАРМУФ [евр.  ,  ], г. из ханаанской коалиции (Иерусалим, Хеврон, И., Лахиш и Еглон), жители к-рого выступили против Иисуса Навина (Нав 10. 3, 5). Его царя Навин держал нек-рое время в плену, затем казнил (Нав 10. 23; 12. 11). Город отошел в удел колена Иуды (Нав 15. 35) и вновь был заселен евреями после возвращения из вавилонского плена (Неем 11. 29). Тель с одноименным названием (Ярмут; араб. Хирбет-эль-Ярмук) расположен в Центр. Шефеле, в 25 км к юго-западу от Иерусалима и в 5 км к югу от Бет-Шемеша (см. Вефсамис ), между долинами Сорек и Элах. Площадь холма, включающего небольшой акрополь, составляет ок. 40 га (640×420 м). Отождествление теля Иармуф с библейским И. принято большинством ученых. Евсевий Кесарийский считает, что это Ιερμος ( Euseb. Onomast. 106. 24). Др. вариант - предположение, что тель Иармуф связан с «землей Иармуф», упомянутой в неск. амарнских табличках,- сомнителен, т. к. последняя, вероятно, располагалась где-то на сир. побережье севернее Библа. И. впервые описан В. Гереном, посетившим это место в 1854 г. После разведок 1970 г. (под рук. А. Бен-Тора) полномасштабные раскопки в 1980-2006 гг. вели Французский исследовательский центр Иерусалима и Археологический ин-т Еврейского ун-та в Иерусалиме (рук. П. де Мирошеджи). Акрополь и нижний город были непрерывно заселены в период раннего бронзового века (2-я пол. IV тыс.- ок. 2300 г. до Р. Х.), после чего жители оставили И. Вновь И. был заселен (только акрополь и ближайшая зона) во 2-й фазе поздней бронзы (1400-1200 гг. до Р. Х.). В эпоху ранней бронзы город имел сложную систему фортификации, претерпевшей ряд изменений и перестроек. Ок. 2900 г. до Р. Х. на не укрепленном ранее поселении была построена каменная стена толщиной 5-6 м с мощными контрфорсами, расположенными на одинаковом расстоянии от массивного каменного бастиона (30×15 м; 25×13 м) в зап. углу поселения. Позднее укрепление было усилено гласисом. Вторая 3-метровая стена циклопической каменной кладки возведена в кон. 2-й фазы раннего бронзового века, что довело общую глубину системы укреплений почти до 40 м. Позднее между 2 стенами были устроены террасы, а в 3-й фазе раннего бронзового века вдоль угла города возникли 6 монументальных платформ размером 30-40×10-12 м.

http://pravenc.ru/text/200397.html

24 Эта граница Ханаана показана в 10 гл. 19 ст. кн. Бытия и ближе определена для земли, обещанной Израильскому народу Чис.34:1–12 , Нав.13:2–6 срав. 15:2–5. Ср. К. Икена соч. De finibus terrae promissae, dissertatt. phil. II, p. 95 sqq. Л. Деляборде Comment, géogr. sur l’Exode et les Nombres. Раг. 1841, на 34 Числ. и Раумера Palest. S. 22 Риттера XV, стр. 93. 1 Руководство Кейля печаталось во Франкфурте-на-Майне, а автор жил в то время в Дерпте. Прим. ред. 1 Руководство Кейля печаталось во Франкфурте-на-Майне, а автор жил в то время в Дерпте. Прим. ред. 27 Подобное тому имя: земля евреев (erez hahibrim) Быт.40:15 , в других книгах не встречается в Библии, но часто употребляется у Иосифа (Ant. VII, 9, 6 и 14, 2) и Павзания (VI, 24. X. 12 χρα των ’Εβραων). 28 Иероним ad Ies. 14, 29: Philistaeos Pàlaestinos significat. Подобным образом Виллерм. Туг. р. 749: Palaestina quasi Philistina a Philistis dicitur. Это имя употребляется греками (Геродот VII, 89) и Римлянами (Цицер. Tibull.), Филоном и Иосифом, а также Арабами. Ср. Розенмиллера, Bibl. Alterthsk. II, 1. S. 74. 29 Касательно Ханаанских племен, срав. Сам. Бохарта, Phaleg. lib. IV с. 34 sqq, а из новейшего времени особенно–Кнобеля, Die Volkertafel 305 ff., Риттера, Erdk. XV, 1 S. 104–124 и Куртца Gesch. d. A. B. 1, S. 119 ff. 30 «Первобытное состояние Палестины–говорит Риттер а. а. 0. S. 108–было совсем другое, чем спустя полтысячи лет, во времена Моисея. Страна была мало обработана и населена; стада с семействами их пастухов беспрепятственно переходили от одного конца к другому. Таким образом Авраам, поставив свой шатер около горы при Вефиле, сказал, прощаясь, брату своему Лоту: не вся ли земля открыта для тебя? И тот на юге страны в Фаране свободно выкапывает себе колодезь в Вирсавии. Равным образом и Иаков беспрепятственно переправляется на восточную сторону Иордана в Гилеад чрез проход Яббока ( Быт.31:47; 32:22 ) и раскидывает свои шатры в Сокхофе (33:17). Городов, которыми при Моисее покрыт был весь Ханаан, во время Авраама было немного. Имена свои они получали от живших в них важных лиц, как напр. Сихем, от имени князя Евейского ( Быт.34:2 ); Мамре, от Мамрия брата Эшкола и Анера, Аммореянина ( Быт.14:13,24 ); только Хеврон, считается уже тогда как самый древний главный город в стране; он был построен за 7 лет до Цоана (Цан, т. е. Танис в Египте ( Чис.13:23 )... Из многочисленных всегда готовых к войне, городов и воинственных жителей земли уже нет никакого следа спустя 500 лет после времени Иисуса Нав.». Срав. список 31 ханаанск. цар., побежден. Иисусом ( Нав. 12 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Нав. 15:9 ) и города (2 Парал. 13:19) имеют некоторые разности в начертаниях. Так евр. имеет кери: ; φρν Иис.Нав. 15в Опомастиконе Евсевия по Лейденскому кодексу читается: εφραειμ, и во время Евсевия большое селение на этом месте называлось Εφραμ, Иерон.: Ephraea (Onomasticon ed. Larsow et Parthey Berol. 1862. p. 196–197; Lagarde 254, 54 и 118, 30; ср. φρα μ Lars. et Parthey ibid. Lag. 257, 24–25 и 121, 9–11). Даже и в Быт. 23, 16 дважды названное имя Ефрона написано неодинаково: Ephron ­­ и ephran ­­ – на что обращает внимание Иероним (Lib. quaest. herb. in Genes. Migne, Patr. lat. t. XXIII. 972–973). В виду этого поправка φρα μ на φρν (Комб. и М.) оказывается не только произвольной, но и ненужной. 7 Примечательно, что как и Иосиф Флавий (Bell. jud. IV. IX. 7. ed. Haverc. p. 303, cp. Antig. 1. VIII. 3, cap. XIV. XVII. XXII и II. VIII. 2) наш оратор не знает предания о погребении Адама в Хевронской пещере вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом, которое вслед за некоторыми раввинами иудейскими, усвояет Иероним (Вульгата Иис. Нав. 14,15 ; также De situ et nomine locorum hebraicorum liber, Lagard. ib. 84. 9–24; Larsow p. 55. Migne, t. XXIII. col. 862. In Math. 27, 33. Migne t. XXVI, col. 209. – Ad Ephes. 5, 14, ib. 526. Ср. подробнее нашу статью в чтениях Общества Любителей Духовного Просвещения, 1894, Сентябрь. 8 Отсюда видно, что храм, в коем покоились мощи св. Фоки, находились вне города, где епископствовал оратор. 9 Слова: «честнаго святилища … внутренней страны» буквально встречаются далее в Синод. и Слав. редакции, не имеющей всего предшествующего рассуждения и начинающейся словами: «священен и достославен весь сонм доблестных мучеников " … 11 θεσπσιος, Слав.: достойнословесно (е), – но 177 читает: θεο – божественен, синоним с θεσπσιος, которое также означает: божественный. 15 πρσκλιτον , непреклонность ни в ту, ни в другую сторону, беспристрастие, строгое правосудие. Но Слав. неверно: неиспытное, быть может считая за πρσκριτον . 19 δωρες ναλογυσας, Слав. не верно: дарования паче слова (?) подают, толкуя так: ν– вверх или не (отрицание) и λγος или λεγω – слово, говорю. 24 Это читается в Синод. и Слав. ниже в другой, более лучшей, редакции и в более естественной связи речи. 26 Поставленное в скобках имеет сомнительную подлинность, как по несвойственному столь опытному оратору риторически-вычурному преувеличению (первая половина), которым смущается издатель Acta Sanctorum, не знающим Синод. и Слав. редакции, – так и потому, что Синод. и Слав. редакция во всех отношениях совершеннее. 27 Это отделение не имеется в редакции Комбефиса (М. и Acta S.), но выше оно излагается в иной связи и иначе (см. прим. к этому месту). 30 Здесь имеет важное свидетельство о построении в древне-христианское время храмов над гробницами святых, о поклонении перед ними и лобзании их.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

В этих и подобных случаях роды, образованные сыновьями, Фаресов, Галаадов и т. д., не суть только собирательные названия родов, основанных сынами Фареса, Галаада и т. д., так чтобы род Фаресов существовал только в родах Ефремовом и Хамуловом,–род Махиров–только в роде Галаадовом и род Галаадов только в 6 родах сынов Галаадовых; но рядом с обоими родами Фареса, Есромовым и Хамуловым, был и особый род Фаресов, рядом с 6 родами, основанными сыновьями Галаадовыми, был и особливо существовавший род Галаадов, и рядом с ним еще род Махиров. Это несомненно открывается из замечаний о наследственной части колена Манассиина. По Нав.13:29 полуколено Манассиино, т. е. «половина сынов Махировых по родам их» (ст. 31), начальники 7 фамилий которой поименованы в 1Пар.5:24 , получила свою наследственную часть в Галааде и Васане; потому что Иаир ( 1Пар.2:21 ) внук дочери Махира с Новою завоевал область Васанскую ( Чис.22:40 ; Втор.3:14 ср. мой Comment, zu стр. 261); а по Нав.17:2 «остальным потомкам Манассии, т. е. 6-ти родам, основанным сыновьями Галаада или внуками Махира (ср. Нав.17:2 с Чис.26:30 ) досталась по жребию их наследственная часть по сю сторону Иордана. Поэтому Михир имел, кроме сына Галаада, по крайней мере, еще одну дочь, а по Быт.50:23 и других сыновей, дети которых и потомки составляли тот род Махира, который стоял рядом с родами Махировыми, основанными его сыном Галаадом. Соответственно этому мы имеем право признать, что везде, где поименованы особенные роды отца и сына, род отца, поименованный вместе с родом сына, состоял из семейств остальных не упомянутых прямо сыновей и дочерей. Иное было с родами Левия. Здесь роды Гирсонитов Каафитов и Мереритов, названные по 3 сыновьям Левия, существуют только в родах, образованных сыновьями Гирсона, Каафа и Мерара или внуками Левия. Ρод Гирсонов состоит в родах или из родов сыновей Гирсоновых–Ливни и Шимея; род Каафов–из родов сынов Каафовых: Амрама, Ицгара, Хеврона и Узиила и т. д., но не существует наряду с ними (ср. Чис.3:17 с Исх.3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Генеалогия потомков М. в 1 Пар 7. 14-18 начинается с сыновей М.- Асриила и Махира, к-рый был рожден от наложницы-арамеянки и как первенец рода играл особую роль в истории колонизации Заиорданья. Сын Махира Галаад имел 6 сыновей, к к-рым восходят столько же «поколений» внутри рода (Числ 26. 28-32; Нав 17. 1, 2). В Свящ. Писании род Махира представлен как главный род колена М. (Нав 17. 1). Ввиду значимости Махира его упоминание в контексте Суд 7. 14 некоторыми исследователями рассматривалось как одно из древнейших наименований колена М., чье основное название было введено уже после появления у колена обширных владений, когда возникла необходимость в более нормативном термине в процессе формирования системы израильских племен ( Gottwald. 1979. P. 451; Нот. 2014. С. 79, 109). Др. исследователи считают упоминание особой роли Махира свидетельством возросшего конфликта за власть как между родами внутри колена М., так и с соседями ( Geus. 1992. P. 494). В повествованиях, связанных с завоеваниями Ханаана, особым образом отмечаются представители колена М. (Нав 17. 14-18; Суд 7. 24 - 8. 3), многие из к-рых отличались воинственным духом. Одним из самых выдающихся представителей этого колена был судья Гедеон (Суд 6. 15). Храбрость и воинская доблесть представителей колена М. упомянуты в повествовании о борьбе царя Давида за трон (1 Пар 12. 19-22; 12. 31, 37-38). В эпоху разделенного царства колено М. составило костяк Израильского царства, где сохранилось предание об отдельных благочестивых членах колена М., перешедших в Иудейское царство при царе Асе из-за идолопоклонства на их территории (2 Пар 15. 9-15). В рассказе о централизации культа во время религ. реформы иудейского царя Езекии говорится, что отдельные благочестивые представители колена М. прибыли в Иерусалим на празднование Пасхи, после к-рого участвовали в разрушении языческих идолов на своей земле (2 Пар 20; 30. 11). В пророчестве Иезекииля о новом мессианском царстве колено М. получает свой удел между землями колен Неффалима и Ефрема (Иез 48. 4, 5). В Книге прор. Исаии противостояние М. с Ефремом представлено в виде ужасающей картины насильственного самоуничтожения, предсказывающей падение Северного царства (Ис 9. 19). Как один из собирательных образов Израильской земли колено М. упоминается в поэтических текстах (Пс 59. 9; 107. 9).

http://pravenc.ru/text/2561804.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010