Не как, например, Ангел только заявляет о себе Ангел Господень, явившийся Моисею при Хориве. Он прямо называет Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова; Он говорит, что имя Его „ Сущий“; Он посылает его к фараону и обещает вывести народ из земли Египетской ( Исх.3 ). Так и понял Моисей, что говоривший с ним был Сам Бог ( Исх.4:30 ). Значительно иначе заявляют о себе явившиеся Ангелы там, где они действительно только Ангелы. Так, явившийся Иисусу Навину называет себя только вождем воинства Господня, чем и указывает ясно на свое только Ангельское достоинство ( Нав.5:14 ). Ни Гедеон, ни Маной тоже не видят Бога в явившихся им Ангелах. Несмотря на то, что, как от Гедеона, так и от Маноя, Ангел требовал, чтобы принесена была жертва, и тот и другой ясно сознают, что приносимая ими жертва есть жертва не явившемуся, а Господу. Увы мне, Владыка, Господи, взывает Гедеон, потому что я видел Ангела Господня лицом к лицу ( Суд.6:22 ). Тогда Маной узнал, говорится в книге Судей, что это Ангел Господень ( Суд.13:21 ). Что, наконец, как не посольство простого Ангела имел в виду Авраам, когда говорил рабу своему: Господь Бог неба пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда (из Месопотамии) ( Быт.24:7 ). Все приведенные факты достаточно говорят, что никакого объединения Бога с Ангелами у евреев не было, что евреям известны были, помимо явлений Самого Бога, явления Ангелов Его, и что как повествовавшие о таких явлениях, так и удостаивавшиеся их, ясно сознавали, когда говорил Сам Бог и когда – Ангел Его. Можно, конечно, встретить места, где, вследствие применения обычая посланных объединять себя с пославшими их, трудно различить кому принадлежит речь, пославшему или посланному, но это уже дело экзегетики. б) Учение об Ангелах заимствованием из других религий быть не могло. Единственная религия, с которой имеет библейская Ангелогия некоторое сходство, есть религия Персидская или Зороастрова; но если бы, действительно, религия Зороастрова имела влияние на появление учения об Ангелах, то это учение должно было бы находиться только в той письменности, какая появилась во времена плена; между тем учение об Ангелах проходит, начиная от книги Бытия, чрез всю священную письменность.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

О Тайной вечере – последнем ужине Иисуса со Своими учениками – повествуют все четыре Евангелиста. И во всех повествованиях особую роль играет Петр. У Луки он появляется уже на этапе подготовки к вечере, у Иоанна – в сцене омовения ног. Приготовление Все три синоптических Евангелия содержат рассказ о том, как Иисус повелел ученикам приготовить пасхальную трапезу При этом Матфей говорит об «учениках», не называя ни их количества, ни их имен ( Мф. 26:17–19 ). Марк уточняет, что Иисус послал в город двух учеников ( Мк. 14:12–17 ). И только Лука называет их имена: Настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху ( Лк. 22:7–13 ). В своем рассказе Лука текстуально близок к Марку. Однако сделанное им уточнение позволяет вписать этот эпизод в биографию Петра. Мы ничего не знаем ни о человеке с кувшином воды, ни о хозяине дома, в который он нес этот кувшин. Хождение за водой было обычным занятием женщин ( Быт. 24:11–21 ; Исх. 2:16 ; 1Цар. 9:11 ; Ин. 4:7 ); если это делал мужчина, значит, он был рабом или слугой ( Втор. 29:11 ; Нав. 9:21–27 ). Нет оснований полагать, что кувшин в руках мужчины был заранее оговоренным опознавательным знаком. Скорее, Евангелисты упоминают об этой детали, подчеркивая способность Иисуса предсказывать события и видеть их на расстоянии. Омовение ног Только у Иоанна рассказывается о том, как перед началом вечери Иисус омыл ноги ученикам. В древнееврейских источниках описания омовения ног встречаются в двух контекстах: культовом и домашнем 107 . В книге Исход упоминается медный умывальник, в котором сыны Аарона омывали руки и ноги ( Исх. 30:17–21; 40:30–32 ). Филон Александрийский видит в этом ритуальном омовении «символ безукоризненной жизни и чистого жития, проводимого в похвальных делах» 108 . С другой стороны, в обычае было омовение ног при входе в дом: поскольку ходили в легких сандалиях по пыльным дорогам, омовение ног при входе, особенно перед ужином, за которым возлежали на подстилках или диванах, было одним из обычных требований гигиены, наряду с омовением рук. Предлагать воду для омовения ног было одним из проявлений гостеприимства ( Быт. 18:4; 19:2; 24:32; 43:24 ). Когда Иисус пришел в дом фарисея и тот не подал Гостю воды на ноги, это стало причиной для упрека в адрес хозяина дома ( Лк. 7:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пресвятая Дева Мария, произносящая: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38), есть Богородица, вышши всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши (акафист Пресвятой Богородице), честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим (песнь Богородице), Царица Небесная, Пресвятая Владычица (канон молебный к Богородице). Рабами Божиими, или рабами Господними, называются в Священном Писании исключительно праведники, святые: Авраам (см.: Быт. 18, 3), Лот (см.: Быт. 19, 19), Моисей (см.: Исх. 14, 31; Нав. 1, 2), Исаак и Иаков (см.: Исх. 32, 13), Давид (см.: 3 Цар. 8, 28), пророк Илия (см.: 3 Цар. 18, 36), Иов (см.: Иов 1, 8), апостолы Павел (см.: Рим. 1, 1; Гал. 1, 10; Флп. 1, 1), Иоанн (см.: Откр. 1, 1), Петр (см.: 2 Пет. 1, 1), Иаков (см.: Иак. 1, 1), Тимофей (см.: 2 Тим. 2, 24), апостол Иуда (см.: Иуд. 1, 1) и другие. Именно в " рабстве Господу " реализуется их духовная свобода. Для новозаветных праведников – это свобода нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 10, 11). Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов (1 Кор. 7, 22). Рабство Христу означает освобождение от греха (Рим. 6, 22), от смерти (ср.: Рим. 6, 23), от ига рабства (ср.: Гал. 5, 1), от рабства тлению (Рим. 8, 21), рабства похотям (ср.: Тит. 3, 3), рабства человекам (1 Кор. 7, 23). Однако это блаженное рабство Христу, это несение Его легкого бремени и благого ига (ср.: Мф. 11, 30), это отвержение духа рабства (Рим. 8, 15) греху и тлению происходит в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21), означает принятие Духа усыновления (ср.: Рим. 8, 15), и уже сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии (Рим. 8, 16). Посему всякий раб Христов уже не раб, но сын (Гал. 4, 7), чадо Божие (ср.: Ин. 1, 12; Флп. 2, 15), чадо возлюбленное (ср.: Еф. 5, 1), чадо света (ср.: Еф. 5, 8). Сам Господь говорит Своим ученикам: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 14–15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Согласно библейской традиции (ср.: Нав 8. 30-35; Втор 8. 1 слл.; 23. 4-5; Неем 13. 1-2), кн. В., как и вся Тора, написана прор. Моисеем. Но уже в раввинистической лит-ре выражались сомнения относительно авторства последних стихов В. (34. 5-12), сообщающих о смерти Моисея и его погребении (Минха 30а, Бава Батра 15а): их приписывали Иисусу Навину. Слова: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей» (Втор 34. 10) - также понимались как указание на то, что с момента смерти Моисея до того, как были написаны эти слова, прошло значительное время. В евр. источниках можно найти и др. примеры, указывающие на предположения авторов о том, что между событиями, описываемыми во В., и написанием книги должно пройти достаточно долгое время. Напр., наличие во В. слов «за Иорданом» (Втор 1. 1 и др.), к-рые предполагают нахождение (автора) на вост. берегу Иордана, тогда как Моисей, согласно традиции, не удостоился перейти Иордан; «в то время» и «доныне» (Втор 2. 34; 3. 4 и др.; 3. 14; слова самого Моисея) и «как поступил Израиль с землею наследия своего» (Втор 2. 12) также легче понять как написанные уже после захвата Ханаана. Более того, выражения: «И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным» (Втор 31. 9) и «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам» (Втор 31. 24-25) - относятся, по всей вероятности, только к определенным отрывкам, а не ко всей книге. Подобные трудные места побудили Ибн Эзру (XII в.) в начале комментария на В. предположить, что кроме последних стихов во В. также и в др. книгах Торы были добавлены нек-рые стихи уже после смерти Моисея ( Cassuto. 1958. Sp. 610). Блж. Иероним относительно слов «и никто не знает (места) погребения его даже до сего дня» (Втор 34. 6) писал: «Конечно, сегодняшним днем должно считать день того времени, в которое написана самая история; Моисея ли захочешь назвать автором Пятикнижия, или Ездру, восстановителя этого произведения, не противоречу» (De perpetua virginitate I 7//PL. 23. Col. 190).

http://pravenc.ru/text/160983.html

Такое осмысление брака и семьи подготовлено уже в первой книге Библии («Бытие») в самом акте творения. Раненому ребру Адама, ставшему началом вечной жизни («Ева» означает «жизнь»), предстояло в Евангелии обратиться в раненое ребро Христа, вновь ставшее началом вечной жизни с единственным отличием: в Евангелии рана чистейшего и невиннейшего Христа была искупительной через мученичество, между тем Адама, тогда также чистейшего и невиннейшего, ни к чему было подвергать мучениям, и он получил эту рану «под наркозом» («И навел Господь на человека крепкий сон» Быт. 2:21 ). Так, сотворением человека, которое, как мы видели выше, было уже и учреждением семьи. Бог создал не просто человека, а существо, призванное для любви к ближнему, не просто человека, а мужа и жену, супружескую чету, жениха и невесту. Этот акт явился одновременно и созданием прообраза грядущей Христовой Церкви, назначение которой любовь и единение людей в любви, и, значит, во Христе 30 . Вот почему брачный союз в первой законодательной формулировке в Едеме был отмечен древнееврейским глаголом «дабак», означающим «поглощаться», «ассимилироваться» 31 . Глагол этот в русской канонической версии переведен словом «прилепиться»: «человек [...] прилепится к жене своей». И чрезвычайно выразительно, что этот глагол во всем тексте Библии используется лишь в двух тех же контекстах, которые были выше отмечены относительно понятия соединения человека с кемлибо. Один из этих контекстов единение мужчины и женщины: «Прилепится к жене» ( Быт. 2:24 ); «Прилепилась душа его к Дине» ( Быт. 34:3 ); «К ним прилепился Соломон любовию» ( 3Цар.11. 12 ). Второй контекст единение с Богом: «Вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы все доныне» ( Втор. 4:4 ); «И прилепился он к Господу и не отступал от Него» ( 4Цар. 18:16 ); «Прилепитесь к Господу Богу вашему, как вы делали до сего дня» (И. Нав. 23:8 ); «К Тебе прилепилась душа моя» ( Пс. 62:9 ). Все остальные случаи использования слова «прилепиться» в Библии синонимичны этим: «Если ты прилепишься к ней [к Премудрости Р.П.]» (Пр. 4:8); «Прилепляйтесь к добру» ( Рим. 12:9 ). Этот особый смысл глагола «прилепиться» ставит его в контекст глобального Божьего плана по приведению человечества к духовному единению в Господе: «Помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова» (Исайя 14:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristia...

Явление Ангела Господня Валааму. Роспись римских катакомб. IV в. Явление Ангела Господня Валааму. Роспись римских катакомб. IV в. В др. местах ВЗ личность В. оценивается преимущественно негативно. Единственный библейский текст, в к-ром говорится о В. в положительном смысле,- это Мих 6. 5, где есть напоминание о правильном ответе В. на злой замысел Валака (ср. Числ 22. 38). В. здесь упоминается в одном ряду с Моисеем , Аароном и Мариам (Мих 6. 4), названными в Свящ. Писании пророками прежде В. История с В., т. о., служит доказательством того, что Бог может использовать и языческого провидца для спасения Израиля. В др. местах Библии В. упоминается явно отрицательно: во Втор 23. 4-6 говорится, что В., нанятый моавитянами и амонитянами, действительно проклинал Израиль, но Бог «не восхотел слушать Валаама и обратил... проклятие его в благословение» (ст. 5); почти дословно слова из Втор 23. 5 приводятся в Нав 24. 9-10. В Книге Иисуса Навина (13. 22) сообщается, что В. был убит вместе с царем Сигоном и мадиамскими вождями. Виной В., очевидно, было то, что он был «прорицателем» (  ,  ), ибо, согласно Втор 18. 12, «мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (ср. Числ 23. 23). Только факт того, что В. занимался предсказанием, ставит его в один ряд с врагами, к-рых уничтожают. Последнее в ВЗ упоминание В., нанятого чужеземцами, встречается в Неем 13. 2 (цитата из Втор 23. 5-6). Чтение этого текста перед народом становится достаточным основанием для того, чтобы отделить «все иноплеменное от Израиля» (Неем 13. 3) и позднее очиститься «от всего чужеземного» (Неем 13. 30). В. здесь становится прототипом опасного чужеземца. Негативная оценка В. присутствует и в НЗ, где он понимается как ветхозаветный прототип лжеучителей, чьи слова опасны для христ. общин: как В. соблазнил израильтян своим советом к отпадению от Господа, так еретики николаиты соблазняют христиан к идолослужению (употреблению мяса животных, принесенных в жертву) и распущенности (Откр 2. 14); лжеучители распространяют свое разрушительное учение, одержимые, подобно В., жаждой наживы (Иуд 11; 2 Петр 2. 15-16).

http://pravenc.ru/text/153883.html

City of Refuge//IDB. Vol. 1. P. 639), или же он, т. о., как бы «усыновлял» невольного убийцу, брал его под свою личную защиту ( Delekat L. Asylie und Schutzorakel am Zionheiligtum. Leiden, 1967. S. 290-320). Главы 23-я и 24-я посвящены прощальной речи Иисуса Навина и обновлению завета с Господом. Подобно Моисею, Иисус Навин перед смертью собрал народ и дал ему последние наставления. Подводя итоги завоевания Ханаана, он еще раз напомнил, что основной причиной победных войн было то, что «Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас» (Нав 23. 9-10). Побежденные народы продолжают жить среди Израиля (Нав 23. 12), но народ Божий должен «во всей точности… хранить и исполнять все, написанное в книге закона Моисеева» ( 23. 6) и не должен общаться с хананеями и служить их богам (Нав 23. 7). Господь Сам прогонит оставшихся хананеев и истребит их (Нав 23. 5). Дальнейшее овладение землей зависит от верности Израиля Моисееву завету, нарушение к-рого повлечет за собой гнев Господень и наказание (Нав 23. 16). Последние главы И. Н. к. содержат ряд параллелей с заключительными главами кн. Второзаконие: предсмертные слова Иисуса Навина повторяют прощальную речь Моисея, также призывающего народ хранить верность завету с Господом (Втор 29-30). Упоминание Иисусом о своем преклонном возрасте (Нав 23. 2) указывает на слова Моисея (Втор 31. 2). В ответ на слова Иисуса отвергнуть чужих богов и служить Господу (Нав 24. 14, 23) народ заверяет его в верности Богу (Нав 24. 16), тем не менее умирающий вождь пророчески возвещает, что они не смогут исполнить своих слов (Нав 24. 19). После многократного заверения народа служить Господу Иисус «заключил с народом завет... и дал ему постановления и закон в Сихеме» (Нав 24. 25). Это скорее всего означало не какой-то новый союз между Богом и Его народом, а обновление и подтверждение старого завета, заключенного на Синае. Иисус дал народу «устав и закон» (     - Нав 24. 25). Это словосочетание, встречающееся также в Исх 15. 25 и 1 Ездр 7.10, указывает на Иисуса как на законодателя. «И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия» (       - Нав 24. 26; ср.: Неем 8. 8, 18) - т. е. вождь Израиля добавляет свои слова к тому, что уже было сформулировано Моисеем. В качестве знака возобновления завета Иисус устанавливает большой камень, к-рый «будет свидетелем против вас... чтобы вы не солгали пред Богом вашим» (Нав 24. 26-27). Древнейший обычай брать в свидетели горы или камни упоминается и в др. местах Свящ. Писания (см., напр.: Быт 31. 44-55). Место, избранное Иисусом Навином для торжественного собрания не случайно: именно в этой дубраве Сихема Господь явился Аврааму и дал великое обетование (Быт 12. 6-7); Авраам и впоследствии Иаков поставили здесь жертвенник (Быт. 33. 20). Именно здесь будут погребены останки Иосифа, принесенные из Египта (Нав 24. 32). Т. о., история завета с Богом, когда-то начавшаяся в Сихеме, получает здесь свое завершение.

http://pravenc.ru/text/293947.html

2 . Захват страны: а) чудесное взятие Иерихона ( Нав. 6 ); б) поражение от жителей Гая, вызванное воровством Ахана, и захват Гая ( Нав. 7Нав. 8:29 ); в) благословение и проклятие на горе Гевал ( Нав. 8:30–35 ); г) хитрость гаваонитян ( Нав. 9 ); д) победы на юге и севере страны ( Нав. 10:1; 11 ); е) перечисление побежденных царей ( Нав. 12 ). II. Раздел земли обетованной ( Нав 13–22 ): 1 . Уделы двух с половиной колен к востоку от Иордана ( Нав. 13 ). 2 . Распределение по жребию ханаан. земель между прочими коленами ( Нав. 14–19 ). 3 . Города-убежища и левит. города ( Нав. 20:1; 21 ). 4 . Возвращение двух с половиной колен в свои уделы на восток от Иордана и спор вокруг сооруженного у Иордана жертвенника ( Нав. 22 ). III. Прощание Иисуса Навина и его смерть ( Нав. 23–24 ): 1 . Наставления старейшинам Израиля ( Нав. 23 ). 2 . Народное собрание в Сихеме: обязательство Израиля служить Господу; смерть Иисуса Навина и Елеазара и их погребение ( Нав. 24 ). IV. Особое место, которое К.И.Н. занимает среди других ветхозаветных книг, определяется и ее ТЕОЛОГИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ. Тесно связанная с Пятикнижием Моисея, она, как бы подводя итог сказанному в нем, свидетельствует о верности, с которой Бог исполняет обетования, данные Им Аврааму. Несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться израильтянам во время странствования по пустыне и при завоевании земли обетованной, народ Божий, ведомый Господом, достиг заветной цели. На протяжении всей книги, от первой до последней главы, фигура Иисуса Навина остается как бы на втором плане. Поэтому становится очевидно, что не человек, но только Сам Бог способен привести народ к великой победе, суть которой – обретение земли обетованной. Иисус Навин является лишь орудием в руках Божьих. Эта мысль ясно сформулирована в Нав. 21:44.45 : «И дал им Господь покой со всех сторон, как клялся отцам их [...] Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось». В К.И.Н. также показан Божий гнев, вызванный человеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фанаах , город, отданный левитам, потомкам Каафы ( Нав.21:25 ). Он находился близ Мегиддона. Теперь на месте Фанааха находится деревня Таанук . Фирца , столичный хананейский город ( Нав.12:24 ). От времен Иеровоама до времени Амврия Фирца была столицей царства Израильского. По причине прекрасного местоположения Фирца в кн. Песн. песн. поставляется наравне с Иерусалимом ( Песн.6:4 ). Типсах , город близ Фирцы. Менаим, царь Израильский, разрушил этот город и всех беременных женщин в нем изрубил, за то, что жители не хотели отворить городские ворота, когда он пришел ( 4Цар.15:16 ). Таппуах. «Земля Таппуах досталась Манассии, а город Таппуах у предела Манассии сынам Ефремовым» ( Нав.17:8 ). § 25. Замечательные города в уделе колена Ефремова Сихем , на горе Ефремовой; в нем Иисус Навин собрал Израильтян, чтобы напомнить им о всех благодеяниях Божиих, полученных ими, и о важности исполнения закона Божия ( Нав.24:1–25 ); в нем же Израильтяне схоронили вынесенные из Египта кости Иосифа ( Нав.24:32 ). Сихем был некогда разграблен сыновьями Иакова ( Быт.24:7 ). Иеровоам перестроил его и выбрал для своего местопребывания ( 3Цар.22:25 ). Он был столицей, после разрушения Самарии. По завоевании земли Обетованной, Сихем был дан левитам, потомкам Каафовым, и объявлен городом убежища ( Нав.21:21 ). Сихарь , на северо-востоке Сихема. Близ этого города был колодезь, названный колодезем Иакова; у этого колодезя Иисус Христос беседовал с Самарянкою ( Ин.4:5–6 ). Некоторые думают, что Сихарь есть то же, что Сихем. Ианох ( Нав.16:6 ); в царствование Факея Феглаффеллассар переселил жителей его в Ассирию ( 4Цар.15:29 ). Кивцаим , город, отданный левитам, потомкам Каафы ( Нав.21:22 ). В параллельном месте читается Иокмеам ( 1Пар.6:68 ). Антипатрида , город в равнине Саронской, на пути между Иерусалимом и Кесарией. Он прежде назывался Кафар-Саба ; Антипатридою назвал его Ирод Великий в честь своего отца. Чрез Антипатриду апостол Павел был веден к Феликсу в Кесарию ( Деян.23:31 ). Фамнаф-сараи , на горе Ефремовой; в нем был похоронен Иисус Навин ( Нав.24:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Так, писатель книги Судей продолжает историю еврейского народа непосредственно с того времени, т. е. со смерти Иисуса Навина, до коего доведена она была в книге Иисуса Навина (Суд.1­­ Нав.24:30). Такое соотношение между двумя книгами возможно лишь в том случае, если ко времени написания книги Судей была уже написана книга Иисуса Навина и имела тот объем, какой имеет ныне. Писатель кн. Судей кратко в первой и второй главах повторяет повествование о некоторых событиях, подробно описанных в книге Иисуса Навина, например о взятии Давира Халевом (Суд.1:11—15­­ Нав.15:14—19), о завоевании Иерусалима (Суд.1­­ Нав.15:63), о сохранении хананеев во владениях колен Ефремова, Манассиина, Завулонова, Ассирова, Неффалимова (Суд.1:27—33 ­­ Нав.16:10; 17:11—13), говорит о последних днях жизни и о смерти И. Навина (Суд.2:6—13 ­­ Нав.24:28—33). Очевидно, ему и его современникам была уже известна книга Иисуса Навина, содержавшая более подробные сведения о кратко вспоминаемых им событиях. Но книга Иисуса Навина, раз введенная в канон, уже сделалась известной и всем последующим священным писателям. Так, писатель книг Царств кратко вспоминает, как об общеизвестном факте, о клятве, данной И. Навином гаваонитянам и нарушенной Саулом (2Цар.21:1—2 ­­ Нав.9:3—27). Он вспоминает о «заклятии» И. Навином Иерихона и его строителей и оттеняет точное его исполнение во времена Ахаава на Ахииле, который «на первенце своем положил основание его и на младшем своем сыне поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса сына Навина» (3Цар.11­­ Нав.6:25). Он вспоминает об изгнании народов от лица сынов Израилевых (3Цар.14:24; 4Цар.21­­ Нав.24:18). О днях Иисуса Навина вспоминают Ездра и Неемия (Неем.8:17). О переходе через Иордан вспоминают псалмопевец (Пс. 65:6; ИЗ, 3—5) и пророк Михей (6:5). Иисус сын Сирахов вспоминает о войнах Иисуса Навина, остановке солнца, каменном дожде (Нав.10 гл.) и вообще о всей его деятельности, как преемника Моисея и вождя евреев со смерти Моисея до судей (Сир.46:1—5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010