4 . Три раза принуждаемый Валаком проклясть Израиля, Валаам, несмотря на это, три раза благословлял его, и хотя царь моавитский страшно рассердился, но пророк, по вдохновению истинного Бога, которое овладело им, возвещает в важнейшем из своих пророчеств (Часл.24:15–24), о пришествии Искупителя и победах Израиля. Валаам видит не только развалины соседей евреев, идумеян, амаликитян, кинеев, но также и развалины: ассириян, греков и Киттима, т. е. Каира и римлян, пришедших чрез этот остров в Азию. Израиль переживет всех этих народов при царе, о котором он предсказывает в следующих выражениях: Вижу Его, но ныне еще нет; Зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова И восстает жезл от Израиля, И разит князей Моава И истребит всех сыновей мятежных. 1389 Эта звезда, которая восходит от Иакова, этот скипетр, который поразит моавитян и всех врагов Израиля, есть Мессия, как об этом свидетельствуют торжественность тона, блеск метафор, выражение ст. 14-го впоследствии времени и единодушное предание иудеев и христиан; так понимают это и таргумы. Мнение о том, что эта звезда обозначала Мессию было столь всеобще распространенным, что ложный Мессия, явившийся во времена императора Адриана, принял имя Варкохеба, или „сына звезды“. Отцы церкви согласны с синагогой в понимании смысла пророчества Валаама. Должно заметить, впрочем, что слово звезда есть выражение метафорическое, которое означает иносказательно Мессию, пришедшего просветить мир. „Многие авторы, говорит Калмет, 1390 кажется, верили, что пророчество Валаама относилось к материальной звезде, которая явилась при рождении Иисуса Христа. Но эта звезда не произошла от Иакова. Она означала лишь восход истинной звезды от Иакова… Иисус Христос был истинною звездою; вифлеемская же звезда была лишь знамением Его пришествия. Та и другая должны были явиться в одно и то же время, но так как звезда материальная назначена была лишь дать знать о пришествии Мессии, то лишь только она исполнила эту обязанность, она исчезла“. 5 . Пророчества Валаама многократно повторены в Ветхом завете ( Нав.24:9–10 ; Мих.6:5 ; Неем.13:2 ). Что касается до самой личности пророка, то она была осуждена апостолами со всею строгостью, которой заслуживает ( 2Пет.2:16 ; Иуд.1:11 ; Откр.2:14 ). 1391 Увлеченный, без сомнения, корыстолюбием, он дал моавитянам и мадианитянам отвратительный совет: посвятить израильтян в нечестивый культ Ваал-Фегора, дабы навлечь на них гнев Божий ( Числ.31:16 ). Его пагубные замыслы не вполне осуществились. Многие из израильтян поддались обольщению, и Моисей мог прекратить соблазн лишь смертью великого числа виновных. Сам Валаам позднее был наказан за свое преступление: он был убит вместе с мадианитянами ( Числ.31:8 ), страшный пример для неверных служителей, которые, из человеческих расчетов, пренебрегают своими обязанностями по отношению к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

4. Но да обратится слово к сказанному вначале. Нива сия была некогда мала и скудна, не походила на ниву не только Бога, Который благими семенами и учениями благочестия возделал и возделывает целый мир, но даже на ниву недостаточного и малоимущего бедняка. Это вовсе не была нива, не стоила, может быть, ни житниц, ни гумна, ни серпа; на ней не было ни копны, ни снопов, а разве малые и незрелые рукояти, какие вырастают на кровлях, которыми не исполнит руки своей жняй, которые не призовут на себя благословения мимоходящих ( Пс. 128:6–8 ). Такова была наша нива, такова жатва, хотя она велика, доброкласна и тучна пред видящим сокровенное, прилична таковому Земледелателю и удолия душ, хорошо возделываемых словом, умножают ( Пс. 64:14 ) ее, не знаемую для многих, не соединенную в одно место, но собираемую понемногу, яко слама на жатве, и яко пародок во объимании винограда, не сущу гроздию ( Мих. 7:1 ). Думаю же присовокупить и сие, даже весьма кстати: яко смоковницу, в пустыни обретох Израиля ( Ос. 9:10 ), как одну или две зрелые ягоды на незрелой кисти винограда, которые сохранены, правда, как благословение Господне и освящены как начатки ( Ис. 65:8 ), но малочисленны и редки, не могут наполнить уста ядущего и яко знамя на холме и аки щогла на горе ( Ис. 30:17 ) или что-нибудь другое, стоящее уединенно и немногими видимое. Такова была прежняя нищета и скорбь! 5. Но как скоро Бог, Который убожит и богатит, мертвит и живит ( 1Цар. 2:6–7 ) и единым хотением творит вся и претворяет ( Ам. 5:8 ), творит из ночи день, из зимы весну, из бури тишину, из засухи обильный дождь, и все сие часто по молитве одного праведника, весьма долго гонимого, – как скоро Бог, приемляй кроткия в высоту и смиряяй грешники до земли ( Пс. 146:6 ), изрек Сам к Себе сие слово: видя, видех озлобление Израиля ( Исх. 3:7 ), и его не будут более изнурять брением и плинфоделанием ( Исх. 1:14 ), и изрекши посетил, и посетив спас, и извел народ Свой рукой крепкой и мышцей высокой, рукой Моисея и Аарона, избранных Его, – тогда что последует за сим, какие чудеса творятся? Они сохранены в книгах и памяти людей. Ибо, кроме чудесных событий на пути и великой о том молвы ( Нав. 2:11 ), чтобы сказать как можно короче, Иосиф один пришел в Египет, и через несколько времени шестьсот тысяч человек выходят из Египта. Что сего чудеснее?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

б) ко лжи и обману: «Сердце корыстолюбца помышляет о беззаконном, чтобы... голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего... он замышляет ковы, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав» ( Ис.32:6–7 ). – «Домы их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели» ( Иер.5:27 ). – «Ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог» ( Иез.22:12 ). – «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, – вы, которые говорите: “когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, и высевки из хлеба продавать”. Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их!» ( Ам.8:4–7 ). в) к несправедливости притеснению: «Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни» ( Притч.28:16 ). – «Пожелают полей и берут их силою, домов, – и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие» ( Мих.2:2 ). г) к воровству: «Ахан сказал... Иисусу: я согрешил пред Господом... между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял это... И побили его все израильтяне камнями» ( Нав.7:20, 21, 25 ). д) к убийству: « Сын мой! если будут склонять тебя, не соглашайся; если будут говорить: “иди с нами, сделаем засаду для убийства... наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею”; сын мой! не ходи в путь с ними» ( Притч.1:10, 11, 13, 15 ). – «Взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь» ( Иез.22:12 ). е) к расстройству и бедности: «Корыстолюбивый расстроит дом свой» ( Притч.15:27 ). – «Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его ( Притч.28:22 ). ж) к погибели: «Желающие обогащаться впадают в искушение и... сеть... которые погружают людей в бедствие и пагубу» ( 1Тим.6:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Взгляни внимательней на первое пришествие Господа нашего и Спасителя, когда Он приходит, чтобы сеять семя слова Своего на всей земле, как берет Он всю землю, только разбрасывая семена, как обращает в бегство враждебные силы и падших ангелов, господствовавших в умах народов, и в то же время сеет слово и основывает церкви. Это Его первое обладание всей землей. Так следуй же за мной, о слушатель, держась за тонкую нить рассуждений, и я покажу тебе, как Он во второй раз возьмет землю, очень много которой, как теперь сказано Иисусу, осталось. Послушай, что говорит об этом Павел: «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» ( 1Кор.15:25 ; Пс.109:1 ). Это, таким образом, и есть земля, много которой, как сказано, остается до той поры, пока все они не будут низложены под ноги Его и пока все не возьмет в наследие Себе. Сказано: «Остается сия земля: все округи Филистимские» ( Нав.13:2 ) и много других земель, следующих далее. Многое еще «остается», относящееся к нашему времени, что не низложено «под ноги» Иисуса, Который, безусловно, должен обладать всем. Ибо конец мира не может наступить, если прежде все не будет подчинено Ему. И пророк говорит: «Все народы будут служить Ему» ( Пс.71:11 ), и «Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли; падут пред ним жители пустынь» ( Пс.71:8–9 ), и «из заречных стран Ефиопии поклонники Мои принесут Мне дары» ( Соф.3:10 ). Из этого ясно, что во втором пришествии Иисус возьмет в Свое владение те обширные земли, которые пока остаются. Но блаженны те, которых Он обрел в первом пришествии; ибо воистину достойны всяческого уважения те, кто, несмотря на противодействие многих неприятелей и нападения многих хорошо вооруженных врагов, ведущих против них войну, получили в наследство землю обетованную. Когда же кто-то подчинится по необходимости, когда «последний враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:26 ), тогда не будет уже больше благодати для тех, кто подчинился. После того, как перечислены многие народы, только о сидонянах сказано: «Всех Сидонян Я изгоню от лица сынов Израилевых» ( Нав.13:6 ). Поименованы также хананеи; упомянуты и те, кто «пред Египтом», и те, что «до пределов Екрона» и с левого берега реки, и многие другие народы, и только о сидонянах Господь говорит, что Он изгонит их. Сидоняне, как мы уже говорили прежде, именуются «охотники». Так кого же понимать под этими злыми охотниками, как не те противные силы, о которых пророк говорит: «Приготовили сеть ногам моим» ( Пс.56:7 ), ту сеть, в которую они обманом заманивают души и уловляют их грехом? Потому Господь и истребляет их, ибо когда такие охотники погибнут, когда не будет уже тех, кто раскидывает сеть и расставляет силки, чтобы поймать душу во грехе, тогда «каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею» ( Мих.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

17 Саул и все Израильтяне... очень испугались и ужаснулись. Логично было бы, если бы против филистимского гиганта и от Израиля вышел гигант, т.е. Саул (см. 9,2; 10,23.24). Однако Саул «испугался и ужаснулся» вида Голиафа и его слов, не меньше, чем все прочие израильтяне. 17 сын Ефрафянина. См. Быт. 35,19; 48,7 ; Руфь 1,2; 4,11 ; 1Пар. 4,4 ; Мих. 5,2 . 17 Давид возвратился от Саула. Этими словами данный эпизод связывается с событиями предыдущей главы, в которой рассказано о том, как Давид поступил на службу к Саулу. Очевидно, он не постоянно находился при Сауле, а делил свое время между царской службой и работой в отцовском хозяйстве. 17 одарил бы того царь. Ср. 8,14–18; 22,7. дочь свою выдал бы за него. Ср. Нав. 15,16 ; см. ком. к 18,17–19. 17 необрезанный Филистимлянин. См. ком. к 14,6. 17 рассердился Елиав на Давида и сказал. В данном случае можно провести параллель между сыновьями Иессея и сыновьями Иакова: последние также стали испытывать неприязнь к своему брату Иосифу, когда тот получил знамение об ожидавшей его великой будущности ( Быт. 37,2–11 ), и дурно обошлись с ним ( Быт. 37,12–19 ). на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Давид, несмотря на все свое нетерпение принять участие в битве, со всей ответственностью подошел и к более прозаическим обязанностям: и овец, и данные ему отцом припасы он, прежде чем отправиться к боевым линиям израильтян, передал в надежные руки (см. ст. 20 и 22). дурное сердце твое. Если ранее упоминание о высоком росте Елиава уже в некотором роде уподобило его Саулу (16,6.7), то теперь это уподобление усиливается благодаря его глубокому заблуждению относительно человеческих качеств Давида (ср. 13,14: «Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему»; 16,7: «Господь смотрит на сердце»).32 пусть никто не падает духом. Букв.: «ни один человек». Септуагинта предлагает иное прочтение этого места: «пусть мой господин не упадет духом», что также возможно, поскольку по-древнееврейски слова «человек» и «господин» пишутся и произносятся практически одинаково.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Не без нарочитой цели повелевается [это] той, которой приказывает [Он] скорбеть или мучиться муками родильницы, и которой потом прибавлено: «мужественно терпи»; именно: пусть она, терпеливо перенося бедствия, уходит из города и живет в стране [ненаселенной, чужеземной], или в поле, пусть идет даже до Вавилона. Когда же она, перенося плен за грех [свой], мужественно выдержит то, что назначено [для неё], тогда освободит ее Господь, и избавит ее Бог из руки врагов ее; так что потом она, – по освобождении своем, – скажет своим обидчикам: «Не нападай на меня ты, враждебная мне, потому что я пала: я восстану; и хотя я буду ходить во тьме, но Господь есть свет мой. Я перенесу гнев Господа, хотя и согрешила пред Ним, пока он не рассудит дела моего и не совершит суда надо мною, и не выведет меня на свет, и я не увижу правды Его. И увидит» [это] «враждовавшая против меня к покроется бесславием» ( Мих.7:9,10 ). Посему согласно [с этим] и в псалме говорится: «Не до последних времен будет гневаться и не на веки будет негодовать Господь» ( Пс.102:9 ). А что слова: «Страдай и мужественно терпи» относятся к спасению страдающего и мужественно переносящего, свидетелем этого является также Иисус Навин, которому Господь говорит: «Будь тверд и мужествен» ( Нав.1:6,18 ). Страдает же и терпит мужественно дочь Сиона, потому, что она босою и обнаженною вышла из своего города и пленницею должна была быть отведена в землю Сенаар и быть в Вавилоне, пока не придет Зоровавель и Ездра, – что значит «помощник», – и не освободит ее из рук халдеев. – Так как согласно буквальному смыслу все это совершенно ясно, то мне кажется, что [в переносном значении] под этим нужно понимать душу, за грехи изгнанную из церкви, преданную врагу и мстителю на погубление плоти, чтобы дух был спасен, – эта душа исходит из города, – который радуется разливу реки [наводнению], – и обитает не на возвышенности, где была прежде, но на поле, по которому носятся войска Ассириян, и находится в смятении от пороков своих; и после того, как понесет тяжкие оковы, поработает, приводя в движение жернов, и будет молоть муку для Вавилонян, пришедши в себя, скажет: «Как много наемников у Отца моего насыщаются хлебом, а я здесь погибаю от голода» ( Лк.15:17 ), и возвращаясь в родительский, дом принимается Отцом премилосердным, и освобождается от руки [своего] злейшего господина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Не могу спокойно обойти молчанием добавленную в Писании фразу «препоясаны пред Господом». Без сомнения, не довольно тебе казаться праведным в глазах людей. Конечно, можно их обмануть и представляться возвещающим истину. Однако, поступая так, ты не опоясываешься «истиною», если только при этом ты не сохранил истину «пред Господом», то есть не только в том, что слышат от тебя люди, но и в том, что Бог видит в твоем сердце. Да не будет неправды в устах твоих, да не будет лицемерия в сердце твоем, как и пророк говорит о нечестивых, «которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло» ( Пс.27:3 ). Поэтому тот, кто хочет быть препоясанным «пред Господом» и захватить Иерихон, должен отвратиться от всего этого, потому что, перейдя Иордан, мы переходим к битвам и войнам. Хочешь узнать, какие битвы ожидают нас после крещения, к каким войнам нам готовиться? Узнай об этом опять же не от меня, но от апостола Павла, который научает тебя, говоря: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф.6:12 ). Написанное есть образы и символы. Ибо так говорит Апостол: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). Так если это написано для нас, то что же ты медлишь? Выступим на войну, захватим главный город этого мира – злобу и разрушим надменные стены греха. Ты озираешься кругом, ища, по какой дороге пойти, какое поле битвы избрать. Возможно, мои слова покажутся тебе странными, но, тем не менее, это правда: тебе не нужно ничего внешнего, ничего, что вне тебя; битва, в которую ты собираешься вступить, идет в тебе самом; внутри тебя та твердыня злобы, которую ты должен сокрушить; враг твой выступает из твоего сердца. Это не мои слова, это слова Христа; послушай, что Сам Он говорит: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ). Ты видишь, что целое войско коварных врагов выступает против тебя из твоего сердца. И мы должны в первом же бою разгромить их; должно нам обратить их в бегство первым ударом. Если мы сможем разрушить их стены и полностью их уничтожить, чтобы не осталось никого ( Нав.11:14 ), кто мог бы рассказать об этом или прийти в себя, если никто их них не вернется к жизни, пробудившись в наших мыслях, тогда через Иисуса обретем мы покой, тогда «каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать сынов Израилевых» ( Мих.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Разве не сказано, дом Яакова? Сократился ли Дух YHWH, или в этом Его деянья? Разве не благи слова Мои для того, кто ходит прямо? В экзегетической литературе ведётся дискуссия о том, где Миха заканчивает цитировать своих оппонентов. Цитирует их только в предыдущем стихе ( Мих.2:6 ), или цитата заканчивается где-то посредине седьмого стиха? Ясно, что последний риторический вопрос (по крайней мере, в МТ) противникам Михи принадлежать не может. Но кому принадлежат первые два – пророку или его противникам? Склоняемся к тому, что они принадлежат пророку, хотя со всей определённостью утверждать этого нельзя – слишком тёмен стих. – пассивное причастие глагола , «говорить». Первый из трёх риторических вопросов – – буквально перевести невозможно, получается что-то несвязное. Некоторые предлагают конъектуру , и тогда получается: «Проклят дом Яакова?» Если же оставаться с МТ, то перевод будет, скорее, интуитивен и имперсонален: (Разве не) сказано (тебе), дом Яакова? А что именно дому Яакова, то есть народу Исраэля, было сказано? Было сказано, что завет YHWH с ними не безусловен, что у этого завета имеются определённые условия, при несоблюдении которых Исраэль теряет Божье благословение, а вместе с ним и свою землю (ср. Лев.26:14–39 ; Втор.28:15–68 ; Нав.23:15–16, 24:20 и др.). Неважно, когда тексты книг Лев., Втор. и Нав. были составлены в своём окончательном виде, до Михи или после. Важно, что они полностью согласуются с содержанием его обличительной проповеди , а с богословием его оппонентов, уверенных, что YHWH будет благословлять свой народ, как бы тот себя ни вёл, не согласуются. Пророки не учат ничему, что противоречило бы духу Моисеевой Торы; Тора, в свою очередь, ни в чём не противоречит пророкам. Дом Яакова () здесь – это все потомки Яакова, все двенадцать колен Исраэля. значит быть коротким (не путать с омонимом жать, собирать урожай). Когда человек сильно гневается или когда раздражителен и нетерпелив, у него учащённое, прерывистое, короткое дыхание (ср. Притч.14:29 : ; ср. также выражение – «быть/становиться нетерпеливым», напр., Иов.21:4 ) 130 . В приложении к Богу это, конечно, антропоморфизм. Подобных антропоморфизмов много в поэзии Танаха. можно перевести и так: Разве YHWH нетерпелив? Или так: Гневается ли YHWH? Или, как в СРПУ – Разве Господь гневлив? Если Он и гневается, то не напрасно, не потому, что гневлив. Нашествия вражеских полчищ и другие Божьи кары вполне заслужены израильтянами и при всей своей суровости носят воспитательный характер. «Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» ( Притч.3:12 ). Его деяния () продиктованы не слепым гневом, они не в этом (не в гневе). Божественное наказание всегда носит педагогический характер: цель Его деяний – не тотальное истребление дома Яакова, а его воспитание. В конце концов из долгого вавилонского плена остаток Исраэля вернётся совершенно перевоспитанным – сплочённым, солидарным и со стойким иммунитетом к идолопоклонству.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

20:16. Священная война. В необычных ситуациях победители предпочитали не брать пленных и добычу и посвящали завоеванный город богу, принесшему им победу. В древнееврейском языке этот сравнительно редко используемый метод ведения войны получил название herem. Необходимость в полном уничтожении возникла только в нескольких городах: Иерихоне ( Нав. 6:17–24 ), Асоре ( Нав. 11:10,11 ), Цефафе ( Суд. 1:17 ) и «городе Амаликове» ( 1Цар. 15:3 ). В отдельных случаях, например, во Втор. 2:34,35 и 3:6,7, допускалось не полное, а частичное уничтожение (население предано смерти, а скот захвачен в качестве добычи). Помимо Библии такое же представление о войне встречается в надписи моавитского царя Меши (IX в. до н. э.), который вел войну с коленом Гада. Некоторые ассирийские цари использовали полное уничтожение городов как тактический ход, направленный на усмирение непокорных народов. 20:20. Осадные работы. Чтобы захватить укрепленный город, требовалось произвести различные осадные работы, в том числе насыпать валы ( 2Цар. 20:15 ; 4Цар. 19:32 ), построить башни ( Ис. 23:13 ; Иез. 21:22 ) или внешние стены для предотвращения побега ( Иез. 26:8 ; Мих. 5:1 ). Для стенобитных машин ( Иез. 26:9 ) и креплений в тоннелях, прорытых под стенами, требовалась древесина. Этим объясняется распоряжение о вырубке деревьев во время осады. На ассирийских рельефах Ашшурнасирпала II (883–859 гг. до н. э.) в Нимруде изображено множество осадных машин и методов ведения войны того времени. 21:1–9 Неизвестное убийство 21:1–9. Ритуалы и представления, связанные с «невинной кровью». См. коммент. к Чис. 19 о значении ритуала очищения и об использовании рыжей телицы. В этих комментариях затрагивается тема искупления греха за пролитие «невинной крови». По хеттским законам, если тело было найдено на открытой местности, то наследнику убитого выделялась некая собственность от ближайшего селения, расположенного на расстоянии не более трех лиг. В этом законе преимущественное внимание уделяется правам наследника, а не проблеме пролития невинной крови. 21:10–14 Права пленниц

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Тоскует о добром жительница Марот… Как и предыдущие четыре названия, топоним не известен. Некоторые отождествляют его с , расположенным, как и , в наделе Йенуды. Игра слов строится на контрасте «горечь – добро»: селение с говорящим названием Марот («горечи») тоскует (букв., болезнует: ) о добре (). Тоскует потому, что не видать ему ничего доброго, ведь бедствие постигло даже хорошо защищённую столицу: …ибо сошло бедствие от YHWH к воротам Йерушалаима. После перечисления селений, о которых ничего, кроме их названия, неизвестно, пророк вновь говорит о Йерушалаиме. На сей раз, в отличие от Мих.1:9 , название столицы употреблено не в метафорическом значении, как метонимия для обозначения всей страны, а в прямом смысле. Рефреном звучат слова о бедствии, дошедшем до ворот () столицы, только вместо слова (раны; удары) использовано слово (зло; бедствие). Бедствие, говорит Миха – не случайно, оно сошло от Господа ( ): сам Всевышний привёл ассирийцев ко вратам Йерушалаима. В мировоззрении пророков вообще нет места случайностям 102 . Всё, что происходит в мире, происходит по Божьей воле, Он – единственный Повелитель мира и Творец истории. Ср.: «Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия ()» ( Ис.45:6–7 ); «Бывает ли в городе бедствие (), которое не Господь сделал () бы?» ( Ам.3:6 ). и созвучны. Алонсо Шёкель и Сикре Диас 103 услышали также созвучие между и –, первой фонетической частью слова . Запрягай колесницу конями, жительница Лахиша! Собственно, – это не кони, а конская упряжь, сбруя. Игра слов построена на созвучии и : «ла-рэхэш» – «лахиш». Видимо, ради создания этого созвучия поэт и выбирает слово вместо слова , конь. Как показали археологические раскопки, неоднократно упоминаемый в Танахе город Лахиш ( Нав.10:31–33, 12:11, 15:39 ; 4Цар.14:19 ; Иер.34:7 ; Неем.11:30 ; 2Пар.11:9, 25:27 ) являлся очень важным, быть может, самым важным в области Шфела фортификационным центром царства Йенуды. В 701 году город был захвачен ассирийцами и в нём находилась ставка Санхерива (ср. 4Цар.18:14, 17 ; 2Пар.32:9 104 ) во время его кампании против Йенуды и Филистии. Во дворце Санхерива в Нинве была обнаружена комната, украшенная стенными рельефами, посвящёнными осаде Лахиша, штурму города и угону в плен городского населения. Локализуют Лахиш чуть восточнее города Кирьят-Гат – археологический парк Телль-Лахиш (Телль-эд-Дувейр). Торик пишет об этом городище: «Снаружи видны остатки вала, разрушенного Сеннакерибом (так автор называет Санхерива. – Арс.) – пожалуй, единственного сохранившегося вала того периода в мире. Он был обрушен в две стороны, благодаря чему сохранилась и стена города» 105 . Вполне возможно, однако, что это стена несколько более позднего периода, ведь город, разрушенный ассирийцами, позднее был опять населён и укреплён иудеями и в отстроенном виде просуществовал до вавилонского нашествия начала VI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010