О том, что Ангелы и святые угодники Божии принимали от людей поклонение, свидетельствуют многие места св. Писания. Так, напр., Иисус Навин: при виде Ангела, «пал лицем своим на землю и поклонился и сказал ему: «что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято“ (Иис. Нав. 5: 14–15 ). Таким образом, даже место, где явился Ангел, было свято. Поклонялись св. Ангелам родители Самсона – Маной и жена его (суд. 13: 20), Давид и старейшины его ( 1Пар. 21: 16 ), пророк Валаам ( Чис. 22: 31 ), Товит и Товия ( Тов. 12: 15–16 ) и пророк Даниил, и св. Ангелы не отвергли сделанных им поклонений. Поклонились Авдий и пятидесятник Охозии пророку Илие (3. Цар. 18: 7. 4Цар. 1: 13 ), и сыны пророков «поклонились ему до земли“ ( 4Цар. 2: 15 ), как «поклонилась до земли“ Елисею Сунамитянка, мать воскрешенного им ребенка ( 4Цар. 4: 37 ); «пал на лице свое и поклонился Даниилу» Навуходоносор (Дал. 2: 46); «припал“ к Павлу и Силе темничный страж, уверовавший во Христа ( Деян. 16: 29 ); но и святые и Апостолы не отвергли сделанных им поклонений, а приняли, как подобающие им. Следовательно, утверждение сектантов, будто Ангелы и святые не принимают, а отвергают делаемое им поклонение, противоречит многочисленным примерам, взятым из слова Божия. Заметим, что, отвергая поклонения святым и Ангелам, наши сектанты охотно кланяются один другому. У духоборов же почти все моление в собраниях состоит из пения и постоянных поклонов друг другу. 7) Сектант: Вообще не может быть у людей никакого посредника или ходатая за них пред Богом, кроме Иисуса Христа: «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» ( 1Иоан. 2: 1 ); «Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» ( Рим. 8: 34 . см. Евр.7: 24–25. 9: 15 ), «ибо един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим.2; 5–6 ). Объяснение православного: Не правда, что кроме Христа, нет и не может быть других посредников и ходатаев за людей пред Богом. Христос единый посредник и ходатай пред Отцем за грехи всего мира, «предавший Себя для искупления всех». Он –ходатай Кровию Своею, а посредников и ходатаев за людей пред Богом молитвою – много; такими посредниками и ходатаями за них как на земле, так и на небе, являются святые угодники и Ангелы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

С Евр: „так говорит Иегова: за три преступления Иуды, и за четвертое не отменю сего, за то, что они презрели закон Иеговы, и не хранят заповедей Его, и совратили их с пути лжебоги их, в след которых ходили отцы их“. Св. Амос от языческих народов теперь обращается к Иудеям. Им он грозит гневом Божиим за многие преступления – за презрение закона Божия, не соблюдение Его заповедей и за почитание идолов, коим покланялись и отцы их (идолопоклонство разумеется у LXX под словом суетная). Наклонность к идолослужению Евреи получили с древнейших времен; в Египте научились покланяться тельцу, а потому и слили золотого тельца при Синае; тогда же, в путешествие свое по пустыне, по словам пророка, носили с собою скинию Молоха и звезду бога своего Ремфана ( Ам. 5:26 ); в пределах Моавитских привязались к гнусному служению Веелфегора или Хамоса (Числ. гл. XXV); в земле обетованной, подражая соседним язычникам, „служили, говорит свящ. писатель книги Судей, Ваалам и Астартам и богам Арамейским (Сирским), и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Филистимским, а Господа оставили и не служили Ему“ ( Суд. 10:6 ; Сн. Иисус Нав. 24:23 ; Суд. 2:2–19, 3:6, 5:8, 6:1–25,33 и др.). Сам Соломон, по пристрастию к своим женам – иноплеменницам участвовал в служении Астарте – божеству Сидонскому, Хамосу Моавитскому и Молоху Аммонитскому ( 3Цар. 11:4–8 ; Сн. 4Цар. 23:13 ). Затем, по разделении царства Еврейского на Иудейское и Израильское идолослужение в том и другом царстве не прекращалось, как мы видели 57 , до самого их падения. 5 . И послю огнь па Иуду, и пояст основания Иерусалимля. С Евр: „пошлю огонь на Иуду и пожрет чертоги Иерусалима“. Огнем, разрушившим Иудейское царство, был Навуходоносор, царь Вавилонский (4 Цар. гл. XXIV и XXV). Он начал разрушение, а покончил военачальник его Навузардан (ок. 589 г. до Р. X.). „Пришел Навузардан, говорится в 4-й книге царств, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского. в Иерусалим; и сжег дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег» огнем, и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское“ ( 4Цар.25:8–10 ; Сн. Дан. 1:1 ; Иер. 25:1, 52: 28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Вот что говорит Господь израильтянам чрез пророков Исаию и Иеремию. „Всякий день я простирал руки к народу непокорному... к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лицо, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках – , т. е. на черепичных кровлях ( Ис. 65:2–3 ). То же говорит и Иеремия (19:13): „Посему так говорит Господь, читаем у него, „вот Я отдаю город сей в руки халдеев и в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и он возьмет его, и войдут халдеи, осаждающие сей город, зажгут город огнем и сожгут его и домы, на кровлях которых возносились курения Ваалу и возлияемы были возлияния чужим богам, чтобы прогневлять Меня“( Иер 32: 28–29 ). В частности, в 4 книге Царств упоминается о таких идоложертвенных жертвенниках, устроенных на кровле горницы Ахаза. „И жертвенники на кровле горницы Ахазовой, которые сделали цари Иудейские, разрушил царь (Иосия), и низверг оттуда, и бросил прах их в поток Кедрон“. ( 4Цар.23: 12 ). И пророк Софония упоминает о таких евреях, которые „на кровлях поклоняются воинству небесному“. ( Соф. 1:5 ). Если внутренний двор представлял собою нечто вроде открытой гостиной, куда принимали всякого, то крыша, напротив, служила таким местом, куда вводили только таких гостей, которых или надо было укрыть по секрету, или которым хотели доставить полное спокойствие. Так Раав на кровле, в снопах льна, укрыла соглядатаев земли обетованной. „А сама (Раав) отвела их (соглядатаев) и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле“. ( Нав.2:6 ). Так, Самуил вступил в разговор с Саулом наедине на кровле. „И сошли они с высоты (после обеда) в город, и Самуил разговаривал с Саулом на кровле (и постлали Саулу на кровле и он спал)“ ( 1Цар. 9:25 ). Для большего уединения на кровлях устроялась иногда особая комната. Вход в эту верхнюю комнату был особый, по наружной лестнице, и обитатель ее не был никем стесняем и свободен в своих действиях. Такую комнату устроила в своем доме женщина Сонамитяняна. Желая доставить спокойствие Елисею, она упрашивает своего мужа сделать для Елисея особую комнату на кровле дома. В один день пришел Елисей в Соннам. Там одна богатая женщина упросила его к себе. И сказала она мужу своему... сделаем небольшую горницу над стеною, и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда. ( 4Цар. 4:10 ). В такой горнице, как думают, и Господь беседовал с Никодимом. Комната эта называлась у евреев алиа, или армон. Такие верхние комнаты устраиваются и ныне на востоке. Один путешественник описывает такую верхнюю комнату, как четырехугольную легкую дощатую постройку, занимавшую половину кровли и имевшую окна (конечно, без рам и стекол, а просто в виде загражденных решетками пролетов) обращенные на все четыре стороны. Но у евреев эти комнаты устроялись иногда и в виде прочных построек, даже в виде башен.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

г) святой Амвросий: “все проникает премудрость Господа, все устрояет, и это гораздо лучше доказы­вается чувствами неразумных существ, нежели состязанием разумных, ибо сильнее свидетельство природы, нежели доказа­тельство науки. Всякому животному известно, как защищать свою жизнь, именно: если есть сила, через сопротивление; если есть быстрота, через бегство; если есть хитрость, через предосторожности. Кто научил их питаться и сообщил сведения о травах? Мы и люди, а часто обманываемся видом растений, и по большей части находим вредными те из них, кои считаем полезными... Звери же по одному запаху умеют различать, что им вредно и что полезно. 1703 Не должно, однако, думать, будто в мире вещественном Бог один и действует непосредственно; нет, Он только содействует тем силам, которые сам же даровал природе, и тем законам, которые еще в начале положил в виде уставов неба и земли ( Иер. 33:25 ), и по которым, с тех пор, при содействии Божием, все течет неизменно, так что во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся ( Быт. 8:22 ). § 114. Бог управляет миром видимым. В истине того, что мир видимый, во всех его частях, даже самомалейших, находится в полном распоряжении премудрого Правителя, Слово Божие удостоверяет нас, кроме общих свидетельств о мироправлении Божием (1 Парал. 29:11–12; Прем. 8:1; 14:13 ), в особенности: 1 . Многочисленными сказаниями о чудесах Божиих в мире, которыми не раз было останавливаемо или прекращаемо обыкно­венное течение вещей, и которые, бесспорно, были бы невозможны, если бы Бог не управлял вселенной. Так остановил Он не­когда воды моря: простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды ( Исх. 14:21 ). Останавливал течение солнца и луны: Иисус воззвал к Господу… стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла… ( Нав. 10:12–13 ). Даже возвращал назад течение времени: и воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях,… на десять ступеней ( 4Цар. 20–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Вот видите, Он еще и убеждает нас, и уверяет подобиями и Своей Божеской благостью. Приводит здесь отца, у которого чего-либо просят его дети, и этим достаточно показывает силу молитвы. Но чтобы больше показать ее силу и пользу, Он приводит еще и некоего сурового судью, не боящегося Бога и не стыдящегося людей; если бы даже и милостивого привел, то достаточно и этим показал бы силу молитвы, ведь Бог несравненно более милостив и кроток, чем всякий самый милостивый человек. А между тем Он приводит даже бесчеловечного судью, которого ничто не могло склонить к милости и правде – ни страх Божий, ни страх перед людьми. Однако же его склонили молитвы и прошения одной вдовицы, терпевшей обиды. Когда вдовица жаловалась ему и просила, чтобы он отомстил ее обидчику, то неправедный судья после долгого времени сказал: «хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее» ( Лк. 18:4–5 )(1). Молитва удерживает руку даже Самого Всесильного, заносящего ее на отмщение грешникам. Молитва сняла железные узы с ног и рук святого апостола Петра, раскрыла темничные врата и безопасно провела его через все стражи воинов, как повествует об этом святой Лука (см. Деян. 12:7 ). Молитвою ноги святого Павла ослабли в колоде, и раскрылась внутренняя темница: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели» ( Деян. 16:25–26 ). Молитвою Иисус Навин удержал солнце в его движении, пока люди Израилевы не победили своих врагов с помощью Бога, услышавшего глас человека (см. Нав. 10:13 ). Молитвою Езекия, царь израильский, повернул назад солнце на десять ступеней (см. 4Цар. 10:11 ). Молитвою пророк Илия заключил небо и отверз его тогда, когда захотел (см. 3Цар. 17:1–7 ); он же молитвою низвел с неба огонь на жертву (см. 3Цар. 18:36–38 ). Молитвою три отрока посреди огня остались неопаленными (см. Дан. 3 ). А чем израильтяне победили своих многих и сильных врагов: хананеев, хеттеев, евусеев, аммореев, гергесеев, мадианитян, ассириян, – ведь не столько оружием, которого по выходе из Египта у них даже не было, сколько молитвой: «И когда Моисей...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Глава 8 «Послал их по два по подобию Своему» (ср. Мф.10:5 , Лк.10:1 ), то есть как Сам безвозмездно проповедовал, так пусть и они делают по слову Его: «даром получили, даром давайте» ( Мф.10:8 ), чтобы оказаться Его подражателями. Далее, послал их (для того), чтобы они проповедовали истину, совершали чудеса и терпели бедствия, как и Сам Он делал, и, таким образом, знали бы, что Он отобразился в них, как бы (в Своем) отпечатке. «На путь к язычникам не ходите» ( Мф.10:5 ), – то же самое, что затем говорит: «к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.10:6 ). Когда же последние не приняли их, апостолы сказали им: «отселе мы обращаемся к язычникам» (ср. Деян.13:46 ). «Итак, вот Я посылаю вас, как овец среди волков» (ср. Мф.10:16 ), – так сказал, дабы научить их, что пока Пастырь с ними, (до тех пор) ничто не может повредить им. И чтобы укрепить их, говорит: «кто... вас примет, ...Меня примет» (ср. Мф.10:40 ). «Не берите..., – говорит, – золота» ( Мф.10:9 ), – чтобы среди вас не оказалось Иуды и того, что лишило Ахана жизни ( Нав.7:1–26 ), покрыло Гиезия проказой ( 4Цар.5:1–27 ) и весь народ совратило в пустыне ( Исх.32:1–7 ). И серебро запретил им и удалил (от них), чтобы кто-нибудь не почел их за торговцев, а не за проповедников. И сказал: «посоха» ( Мк.6:8 ), – то есть в знак власти и смирения, " ни жезла» ( Мф.10:10 ), – потому что они пошли пасти не стадо необузданное, как некогда Моисей. Но заметь и то, что Моисей, когда стадо стало жестоковыйно поступать с пастырем своим, оставив жезл, взялся за меч ( Исх.32:25–28 ); а так как это стадо 136 жительствовало в мире, то сказал вместо жезла взять посох. Далее, не сказал: «сапог» ( Мф.10:10 ), ибо если б они их носили, то всеми были бы отвергнуты, а сандалии ( Мк.6:9 ), чтобы таким образом они могли бы получать награду за свои наставления. Но хотя они были из простого народа, однако возвысил их и уподобил Моисею, который носил с собой кости праведника 137 , а они принимали и имели с собой Тело, оправдывающее все тела 138 . И если Моисей тремя именами дома Авраамова 139 примирил Бога с потомками, нарушившими закон, то насколько более они тремя именами Божества очистят всех людей, составляющих семью Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Из особенных местных представлений Ваала в ветхом завете поименованы следующие: а) Ваал – завета (ba’al berith), имевший храм в Сихеме ( Суд.8:33; 9:4 ), обоготворялся в качестве бога, союза, (el berith 9, 46) т. е. в качестве защитника и стража союзов подобно, как и Ζες ρκιος, Deus fidius. 734 b) Ваал мух ( ba’al zebub) Веелзевув, повелитель мух, который производил, посылал, но так же и прогонял рои мучительных мух, производящих в южных странах даже болезни. Подобно, как Ζεος πμνιος эолийцев, Μυαγρος, Deus myiodes или myiagros Плиния, Веельзевув считался божеством – прорицателем, и потому Охозия израильский посылал в Аккорон спросить его о своей болезни ( 4Цар.1:2 и д.). 735 с) Ваал – Пеор (ba’al ре’ог), Моавитское божество, которому Израильтяне начали совершать служение в то время, когда находились в пустыне на полях моавитских, Числ.25:1 и д.; 31:16; Нав.22:17 . Ваал – Пеор, вероятно тоже, что и Камос (kemosch), который считался у Моавитян богом войны, и которому Соломон для своих жен – Моавитянок соорудил баму на южном склоне Елеонской горы ( 3Цар.11:7 ; 4Цар.23:13 ). 736 В качестве бога войны, Ваал-Пеор назывался у Греков ριλ, т. е. лев божий, и изображен на монетах Ариополиса (Ар или Раввав – Моав), стоящим на столпе и держащим в правой руке меч, а в левой – копье и щит с двумя огненными факелами в стороне. Моавитянс закалали этому божеству жертвы, устрояли в честь него жертвенные пирушки, совершавшиеся в домах разврата, и в трудные времена приносили даже детей в жертву для умилостивления ( 4Цар.3:27 ). По свидетельству Суд.11:24 , Камос дал Аммоннитянам их землю точно такъ же, как Израильтяне получили свое наследие от Иеговы. Принимая во внимание родство обоих народов по своим родоначальникам из указания кн. Судей мы в праве заключать, что Камос не только обоготворялся Аммонптянами, но и был если не тожественен, то во всяком случае весьма сроден с аммонитским божеством Милком или Малкам или Молех (milkom 3Цар.11:5,33 ; 4Цар.23:13 , malkam Иер.49:1,3 ; Ам.1:15 , molek 3Цар.11:7 , которому Соломон также соорудил алтарь. Более о почитании сего божества ничего неизвестно. 737

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

3Цар.16:34 .  В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина. Показателем нечестия народного в Израильском царстве явилось и богопротивное, вопреки заклятию Иисуса Навина ( Нав.6:25 ), восстановление или собственно укрепление (ср. 3Цар.11:27,12:25 ) Иерихона (он и ранее, напр., при Давиде не был необитаем), ( 2Цар.10:5 ), неким Ахиилом из Вефиля, причем над этим нарушителем клятвы во всей точности сбылось грозное слово Иисуса Навина о гибели первенца строителя и младшего сына его. Иерихон (евр. йерихо, LXX: Ιεριχ, Vulg.: Iericho), лежащий недалеко от Иордана на правом берегу его, близ Мертвого моря, в области Вениаминова колена ( Нав.18:21 ), но теперь принадлежавший Израильскому царству ( 4Цар.2:5,18 ), славился плодородием, бальзамом, розами, пальмами (почему и назывался ир гатамарим, город пальм) ( Втор.34:3 ; Суд.1:16,3:13 ). По своему положению Иерихон был ключом святой земли, занятие которого отдавало всю Палестину в руки евреев ( Нав.2:1,24,6:1 ) и вместе было началом победы религии и истинного Бога над ханаанским язычеством. Теперь, при Ахаве, совершился резкий поворот Израиля в сторону этого самого язычества (культов Ваала и Астарты, ст. 31–33), и воссоздание Иерихона, этого древнего оплота ханаанского языческого населения, явилось теперь печальным знамением времени: Израиль в лице Ахава отрицал теперь истинного Бога, отрицал и Его спасительное, чудодейственное водительство Израилем, благодаря которому некогда пал Иерихон 19 . Таким образом, замечание ст. 34, имея тесную связь со ст. 31–33, вместе образует переход к повествованию об обличителе Ахава пророке Илии, ( 3Цар.17:1 ) и сл. 17 Так называлась в больших домах часть, возвышавшаяся над общим уровнем здания. В домах богатых мирных жителей в этой части, как наиболее безопасной, помещались женщины; в домах, могущих подвергаться нападениям, эта часть составляла укрепленное место, последнее убежище (проф. Гуляев, с. 258). Ср. Fr. Botrther, Neue exegetisch – kritische Aerenlese zum Alten Testament Leipzig. 1864, II, s. 100. R Kittel. Die Bucher der Konige. Gottingen. 1900, s. 131. I Benzinger. Die Bucher der Konige. Tubingen. 1899, s. 103

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иоил. 1:17 ). От них же занято в книгах Маккавейских 46 исправлений, 30 дополнений и 17 исключений; места же 1Мак. 1:17 . 2Мак. 2:31. 32. 4:13. 13:25 . 3Мак. 1:16. 5:10. 7:3 . у Петровских исправлены несколько иначе, а 2Мак. 7:36. 10:31. 11:2 . читается по первопечатному. По указанию Петровских исправителей, в издании Библии 1751 г, сделаны многие перемены в разделении глав и размещении стихов. Такие перемены можно видеть в главах Быт. 3:6 . Исх. 6. 37 . 3S. 39. Втор. 28 . Нав. 6 . 1Цар. 22 . 3Цар. 3 . Иов. 39 . Прит. 15 . Еккл. 12 . Прем. Сол. 8. Сир. 27. 48 . и др; в стихах Быт. 47:4 . и др. В 3 книге Царств в этом отношении Елизаветинские исправители значительные поправки сделали и от себя. Не редко в издании Библии 1751 г. помещаются в строке, вместо Греческого, или внизу, после Греческого, бывшие у Петровских исправителей чтения по тексту Еврейскому 2Цар. 6:1 . 4Цар. 11:8 . 1Пар. 4:2. 20:3 . 2Пар. 29:32. 34:3 . Иов. 38:18. 26 . Иса. 3:17. 9:8. 25:8. 51:1. 63:11. Иер. 2:2. 19:2. 25:26 . и др. Или по Вульгате 2Цар. 16:1 . 3Цар. 21:20 . 4Цар. 13:10 . 2Пар. 1:17. 13:21, 30:27 . Прем. 1:16 . и нек. др. Приняты и многие замечания на трудные слова (схолии) 4Цар. 3:4. 9:27. 23:5. 7. 24:2 . 1Ездр. 1:8 . Неем. 1:1. 2:1. 3:26 . Иез. 44:3 . Наум. 1:10 и мн. др. 12 (по преж. кат. 462). Собрание нескольких книг Ветхого Завета, XVI в. пис. полууставом, переходящим в скоропись, в четвёртку, 364 л. Л. 1. Книга исса сна навгина. Л. 44 об. Книги. илвыхъ. Л. 91 об. Книги глаголемы ръ. Л. 99. Книгы глемы самоил црьтво пръвое. Л. 167 об. Црьство. вътр двдво. Л. 227. Црьтво третьее. Л. 294 об. Црство. четверто. Л. 351 об. Книга глемы есерь. Во всех сих книгах текст тот же самый, и с теми же опущениями, как и в полных списках 1–3. Но разделения на главы нет. В некоторых местах заметны, впрочем, свои чтения, более близкие к Греческому. Нав 5:9 . и мсто тога гагалъ и до сего дни ( 1–3 могила, Греч. Γλγαλα), 1Цар. 16:6 . нн пр гмъ хс его ( 1–3 црь, Греч. χριστς), 7. и не ко же бо члкъ види бгъ ( 1–3. его же бо не види члкъ, види бъ, Греч. οχ ς μβλψσεται, ψσεται θες). Иногда исправляется язык перевода 1Цар. 2:8 . и гноища възнос нища да посадить с могщими люми ( 1–3 стравле, с могтьми люскыми).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

На этой горе каждый год сожигалась рыжая юница в жертвоприношение Господу, и пепел ее искупал грехи народа израильского ( Числ. 19 ); в ней переселившиеся из храма херувимы основали, по словам Иезекииля, церковь Господа ( Иез. 10 , сп. гл. 11:22–23). Посетив, затем, гроб Лазаря, видела она гостеприимный дом Марии и Марфы, и Виффагию, что священнических челюстей, и то место, на котором резвый детеныш язычества был взнуздан божественною рукой, и покрытый апостольскими одеждами, подставил для сидения мягкую спину ( Лк. 19 ). Потом прямою дорогою сошла в Иерихон, размышляя, на основании Евангелии, об известном раненном и о милосердии, при жестокосердии мимопроходивших священников и левитов, самарянина, т.е. «стража», который, возложив полумертвого на свой скот, отвез его в гостиницу церкви ( Лк. 10 ). Посетила она и место Адомим, что переводиться – «кровей», так как много крови проливалось там во время частых разбойничьих набегов, и смоковницу Закхееву, т.е. благих плодов покаяния, коими загладил он прежние кровавые и хищнические грехи, и с высоты добродетелей узрел всевышнего Господа, и места слепых, подле дороги ( Мф. 20:30 ), которые получив прозрение, предуказали таинство обращения к вере в Господа обоих народов 13 . Вошедши в Иерихон, увидела город, который основал Ахил на Авироне, первородном своем, и врата которого поставил на Сегуве, младшем из своих сыновей ( Нав. 6:25 ; сн. 3Цар. 16:34 ). Осмотрела она Галгалский лагерь и холм обрезания – таинственный прообраз второго обрезания ( Нав. 5 ), и двенадцать камней, вынесенных туда из русла Иордана ( Нав. 4 ) и положивших твердое основание для двенадцати апостолов; осмотрела она и тот источник закона, который приправил и обратил в сладость и плодородие своей мудростью истинный Елисей ( 4Цар. 2:19–22 ). Едва минула ночь, во время палящего зноя, пришла она к Иордану, остановилась на берегу реки, и когда взошло солнце, вспомнила о солнце правды, – вспомнила, как среди русла реки, священники стали на суше ( Нав. 3:17 ), как по велению Илии и Елисея давала дорогу волна, а воды стояли сюду и сюду ( 4Цар. 2 ), как Господь своим крещением очистил воды, оскверненные потопом и запятнанные погублением всего человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010