11 . Горы Скорпионовы , или возвышенности Акравима ( Чис.34:4 ) составляли границу земли Ханаанской со стороны Идумеи; они отделяют Палестину от Каменистой Аравии. Здесь Иудою Маккавеем были поражены Идумеяне ( 1Мак.1:36 ). § 14. Равнины, долины и пустыни Палестины 1 . Равнина Иорданская . Она простирается по обеим сторонам Иордана от Тивериадского озера до Мертвого моря. Часть этой равнины, от Иерихона до Ен-Гадди, в длину около 10, а в ширину около 4 верст, называется равниною Иерихонскою ( Втор.34:3 ; Нав.4:13 ). В равнине Иерихонской обитал Лот, когда разлучился с Авраамом ( Быт.13:10 ); был пойман Халдеями Седекия ( 4Цар.25:5–6 ), и Иоанн Предтеча проповедовал крещение ( Лк.3:3 ). 2 . Равнина Ездрелонская или Иезреельская , на юге Фавора; она простирается от Средиземного моря до равнины Иорданской, гранича на юге горами Ефремовыми. В истории она известна сражениями между Гедеоном и Мадианитянами ( Суд.6:33 ), между Саулом и Филистимлянами ( 1Цар.31:7 ), между Ахавом и Сириянами ( 3Цар.20:25 и дал.). Часть равнины Ездрелонской называлась равниною Мегиддонскою ; в этой равнине был смертельно ранен стрелою царь Иосия во время сражения с Фараоном Нехао, царем Египетским ( 4Цар.23:29 ; 2Пар.35:22 ). 3 . Равнина Саронская простирается по берегу Средиземного моря от Кармила до Иоппии. Она отличалась плодородием и прекрасными пастбищами ( Ис.35:2; 65:10 ; 1Пар.27:29 ). 4 . Равнина Сефила простирается по берегу Средиземного моря от Иоппии до Газы. В этой равнине находились города Филистимлян: Газа, Аскалон, Геф и др. Здесь Симон Маккавей укрепил город Адиду для защиты от нападений царей Сирийских ( 1Мак.12:38; 13:13 ). Эта равнина сначала была известна под общим именем низменности ( Нав.11:16 ). Кроме обширных равнин, в Палестине множество малых долин. 1 . Долина Кедрон ( 4Цар.23:4 ), так названная от ручья, который протекал по ней ( Ин.18:1 ). Она лежит на восточной стороне Иерусалима. 2. Долина Иосафатова ( Иоил.3:2, 12 ), составляющая продолжение долины Кедронской. Название ее обыкновенно производят от имени царя Иосафата, будто бы на этом месте одержавшего победу над соединенными войсками Моавитян, Аммонитян и Идумеев ( 2Пар.20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

14:23. Священные камни ( в русском переводе – «статуи»). Вертикально стоящие камни, или massebot, составлявшие характерную особенность хананейской религии, упоминаются как памятники в ряде эпизодов, посвященных заключению завета израильтян с Богом (см.: Исх. 24:3–8 ; Нав. 24:25–27 ). Связь с Астартой, Ваалом и другими хананейскими божествами послужила причиной осуждения этих камней как объектов, представляющих угрозу почитанию Яхве. Археологи обнаружили священные камни в Газере, Асоре и Араде. В двух последних случаях они, несомненно, находились на территории святилищ и составляли неотъемлемый элемент совершавшихся там ритуалов. Камни в Асоре украшены вырезанными изображениями воздетых рук и солнечного диска. Резервуары, встречающиеся иногда у подножия подобных столбов, указывают на то, что над ними совершались жертвы возлияния. 14:23. Столбы Астарты ( в русском переводе – «капища»). Одним из признаков, присущих хананейскому культу и синкретическому поклонению израильтян на «высотах», было возведение столбов Астарты ( Суд. 3:7 ; 3Цар. 14:15; 15:13 ; 4Цар. 13:6 ). Точно неизвестно, что они собой представляли: то ли деревянные шесты, символизирующие деревья, то ли столбы с вырезанными на них изображениями богини плодородия, то ли участки священных рощ. Упоминание статуй и изображений Астарт «под всяким тенистым деревом» в 4Цар. 17:10 , по-видимому, указывает на то, что это были столбы, воздвигнутые в ритуальных целях, а не просто деревья. Астарта, считавшаяся супругой Эла, несомненно, была популярной богиней (см.: 4Цар. 18:19 ), чей культ упоминается в угаритских текстах (1600–1200 гг. до н. э.). Особое внимание, уделяющееся ей в библейском повествовании, свидетельствует о том, что ее культ составлял основную конкуренцию почитанию Яхве (см. запреты в Исх. 34:13 ; Втор. 16:21,22 ). Этим объясняется как многочисленность эпизодов, в которых изображается воздвижение и почитание столбов Астарты, так и суровое осуждение этой практики, включающее описание вырубания и сожжения этих столбов ( Суд. 6:25–30 ; 4Цар. 23:4–7 ). Дополнительную информацию см. в коммент. к Втор. 7:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

2 Сл. Астарта (сл. это у нас встречается: Быт.24:5 (астар); Нав.24:36 ; 1Цар.11:5 ; 4Цар.23:13 ; Парал.24:18). По Деличу (его Assyrische Lesestücke) это сл. встречается на древних ассирийских памятниках, в виде идеограмм и выговаривается jstar, санскр. звезда; в Keal-Encyclop. etc. Pauly’s, р. 1916 (1 Bandes, zweite Hälfte); в journ. Asiatique 1862. p. 377, September, названо сирийско-финикийским божеством. По мнению г. Ш. (см, журн. Мин. Народа. Просв, за 1881 и 1882 гг.), это было имя богини js-tar; по мнению о. Алексеева (его Церк. Слов. I, 53), был кумир обожаемый Соломоном и другими иудеями. Во избежание излишних подробностей, мы не приводим мнений ни Мепап’а (Syllab. II, 346), ни Ленормана (Comm, de Berose 118) и др. 3 Архимагир (упоминается в Дан.2:14 ; 1Цар.28 :2; 4Цар.25:10:18 ). Это слово у нас значит начальник царских телохранителей; у Тезениуса 37:36 наз. хранителем головы (в Holy Bible, даже назв. «the captain of the king’s guard»...); в Библии на евр. яз. назван начальником ручников (), слово реб табахеиа, сл. халдейское. Во всяком случае, это слово могло обозначать особую стражу телохранителей, род наших рынд, или греч. σωματοφυλαξ;, или Βαρανγοι; или фр. gardes du corps, или персидских амхаспанды (амеша сфекта), о которых уже говорит Геродот (кн. Ш, 70). 8 Самес (см. Нав.18:17, 19:12 ). В некоторых старинных документах под этим словом разумеют солнце (евр. ), schamas или shamsi, samas; о чем см. Keilinschr. стр. 14, 16,51, 87, 110, 111, 138; Delitzsch’a: Assyr. Lesest. р. 7; Menan’a Syllab. I, 192; II, 341, 352. Раулинсона The five gr. monarch, vol. 2 p. 246); в других сочинениях сл. Самес известно как назв. города (см. Hexaylotta изд. 1874. I. Как. XIX, 12: «Et revertitur de Sared contra orientem in fines Ceseletthabor, по нашему Хасалоф-Фавор). 10 Сикар (упоминается в Ис.16:14 ; в Деян.21:38 ). Подобное этому слову встречается в древних памятниках Египта (см. Les mots égiptiens de la Bible. Harkavi), где произносится sexer, наемник; у евреев сл. seker () – наемник; по Деличу, подобное этому слову, в клинообразных надписях встречается сл. zikaru – раб, слуга, по мнению о. Алексеева (Церк. Слов. IV. 35), это слово означало убийцу; по мнению других (Ливеева), означало палач и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

2) при Иисусе Навине обязанности Ч. были сосредоточены преимущественно в воен. сфере, что вытекало из особенностей ситуации ( Нав. 1:10–11 ). Если же судить по другим местам Кн. И. Навина ( Нав. 8:33 ; Нав. 24:1 ), то у них были те же полномочия, что и у Ч. при Моисее. Функции Ч. мало изменились и во времена судей ( Суд. 9:28 ); 3) в период правления Давида (ок. 1000 г. до Р.Х.) левиты выделяли четверть своих людей для чиновничьих должностей ( 1Пар. 23:4 ; ср. 2Пар. 19:8–11 , царствование Иосафата, ок. 860 г. до Р.Х.); 4) при Соломоне (ок. 950 г. до Р.Х.) 12 Ч., ежемесячно сменяя друг друга, обеспечивали цар. двор продовольствием. Подчинялись они, по всей видимости, племяннику царя ( 3Цар. 4:5–19 ; ⇒ Азария, 5). При Соломоне в число Ч. входили надсмотрщики над строит. рабочими ( 3Цар. 5:16 ) (⇒ Дееписатель ⇒ Приставник); 5) известно, что в период правления царей Иоаса (ок. 800 г. до Р.Х.) и Езекии (ок. 700 г. до Р.Х.) Ч. заведовали казной храма ( 2Пар. 24:11 ; 2Пар. 31:13 ); 6) Иеремия (ок. 600 г. до Р.Х.) говорит, что священник был одновременно надзирателем в храме ( Иер. 20:1 ). Этот Ч. обладал и огранич. судебной властью. При завоевании Иерусалима в 587 г. до Р.Х. был пленен некий Ч., евнух (служащий в цар. покоях), который командовал защитниками города ( 4Цар. 25:19 ; Иер. 52:25 ); 7) Неемия (ок. 440 г. до Р.Х.) часто относит к категории Ч. старшин различных священнич., левит. и певч. групп, называя их «начальниками» ( Неем. 11:9.14.22 ). V. ОТНОШЕНИЕ К БОГУ Важным представляется стих из апокрифич. Книги Премудрости Соломона (предположит. написанной в 100–50 гг. до Р.Х.), где все земные цари названы Ч. Божьими ( Прем. 6:4–11 ; в Синод. пер. – «служителями Его царства»). Этим высказывается убеждение, что всякое должностное лицо, в т.ч. и язычник, подчинено Богу и поэтому подотчетно Ему. VI. АВТОРИТЕТ При всем разнообразии чиновничьей службы в Израиле и за его пределами ее авторитет и назначение всегда обусловливались высшей Божеств. инстанцией. Лучше всего это видно на примере 70 старейшин. Такое положение наблюдалось повсюду, где существовал развитый религ. культ. Вера в богоустановленность чиновничьих должностей не изменилась даже при вырождении чиновничьей службы, как показано в вышеназванном примере из Книги Премудрости. Причем на происхождение должности от Бога здесь указывается в первую очередь как на мерило для ее критич. оценки, а не для обоснования ее законности. Этому не противоречит и то обстоятельство, что Ч. привносил в свою службу приобретенные им ранее навыки и знания. VII. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Эта теория имеет основания не только в жизни, но и в Библии. По учению Свящ. Писания, вместе с личною ответственностью за личные грехи существует солидарная или взаимная ответственность одних за других. Грех, как явление родовое, а не индивидуальное только, может наказываться не только в личности его совершившей, но и в наличных и нисходящих членах рода, находящихся с нею в тесной естественной и нравственной связи. Так, грехи отцов наказываются в детях, потомстве и нисходящих поколениях народа ( Исх.20:5, 34:7 ; Числ.14:18 ; Втор.5:9 ; Быт.9:25 ; Лев.20:5 ; Втор.23:2, 3, 8 ; 1Цар.2:32, 33 ; 3Цар.2:33, 14:10, 16 ; 4Цар.5:27, 9:2 ; Иов.27:14, 15 ; Пс.20:11, 36:28 ; Прем.3:14–19, 4:6 ; Сир.47:14, 23 ; Исх.14:21 ; Иер.22:30 ; Ос.1:4 ; Лев.26:39–40 ; Пс.78:8 ; Неем.9:16, 13:18 ; Тов.3:3, 5 ; Иуд.7:28 ; Ис.65:7 ; Иер.14:20 ; Плач.5:7 ; Иез.20:4 ; Дан.9:16 ; Зах.8:14 и др.). За проступки царей и отдельных членов наказываются не только дом и потомки, но и общество, и город, народ и страна ( Числ.15:24, 26, 16:22 ; Иер.26:15 ; Быт.20:9, 26:10 ; Нав.7:1, 11, 22:18, 20 ; 2Цар.21:1, 10 ; 3Цар.18:8 ; 4Цар.23:26, 24:3 ; 1Пар.21:3, 14 , ср. 2Цар.24:17 ; Ис.7:17 ; Иер.15:4 и др.). Также и отдельный член может страдать из-за грехов целого ( Быт.19:15 ; Втор.1:37, 3:26, 4:21 ) 342 . Идея солидарной ответственности признаётся и в Новом Завете ( Мф.28:35, 36 ср. Лк.11:50 ; Мф.27:25 ; Лк.13:2, 4 ; Деян.7:51–53 ). Изложенная теория, пополняя собою первую, не разрешает, однако, вопроса о причинах вменения нам первородного греха до конца. Утверждая действительное существование в человеческом мире солидарной или взаимной ответственности, теория существования этого, кажется, не совсем нормального закона, не старается вполне оправдать с точки зрения нравственной справедливости, которая, по-видимому, нарушается этим законом. Трудность решения вопроса о вменении первородного греха должна даже усилиться от представления, что родовая ответственность за первородный грех есть лишь одно из многих подобных сему обнаружений этого господствующего в целом мире закона. Конечно, закон солидарности, основанный на единстве природы, не причина греха, – ею служит воля, но все же не было бы наследственного греха и ответственности за него, если бы вместо означенного закона в мире человеческом действовал закон противоположный, при котором была бы невозможна неизбежная наследственность греховного состояния. Примером существования исключительно индивидуальной ответственности может служить мир ангельский, где возможна лишь добровольная, нравственная солидарность одних с другими.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

VII, 14– Δαβ´δου φλος, друг Давида – название, напоминающее титул Хусия ( 2Цар.15:37, 16:17 ) ); некоторые (Гретц, проф. М. Гуляев 2 ) отождествляют Рисия со священником Ира ( 2Цар.20:26 ). «Сильные Давидовы» (евр.: гибборим ашер ле Давид; LXX: ο δυνατο το Δαβιδ, Vulg.: robur exereitus D. ) – гвардия телохранителей Давида, числом 37 ( 2Цар.23:8–39 ; 1Пар.11:10–47 ), называются также Хелефеи и Фелефеи (евр. Крети, Плети), ниже ( 3Цар.1:38,44 ), ср. ( 2Цар.15:18,20:7 ; 1Пар.18:17 ), начальником их был Ванея ( 2Цар.8:18 ; 2Цар.20:23 ). По примеру Авессалома ( 2Цар.15:8–12 ), Адония устраивает для участников заговора пиршество (с жертвоприношением – для придания делу религиозного отпечатка) «у камня Зохелет, что у источника Рогель» (евр.: им эбен (газ) Зохелет ашер ецел Эйн-Рогел. LXX: μετ λθου τ Ζωελεθ ς ν χμενα τς Ρωγηα. Vulg.: juxta lapidem Zocheleth, qui erat vicinus funti Rogel): камень или скала Зохелет (по Евсевию и блаж. Иерониму. Onomastic, 471, Ζωελθ, Zoeteth) – по словопроизводству – «ползучий» камень или камень «змея» (может быть, название это имеет связь с «источником Драконовым» ( Неем.2:13 ), но, без сомнения, оно не имело никакого отношения к почитанию «медного змия» ( 4Цар.18:4 ), как толкуют некоторые западные экзегеты). Источник Рогель или Эйн-Рогель ( Нав.15:7,18:16 ), (Onomastik. 804) лежал на границе Иудина и Вениаминова колен, принадлежа по разделу к последнему (цит. мм.), к юго-востоку от Иерусалима ( 2Цар.17:17 ), в прекрасной плодородной равнине; по И. Флав. (Иудейские Древн. VII, 14, 4), «вне города, у ручья, в царском парке» ( ν τ βασιλικ παραδεσω). Теперь его отождествляют с источником Бир-Эйюб на юго-восток от Иерусалима, при соединении долин Иосафатовой и Гинномовой (Robinson. Palastina. Bd. II (1841), 138 ff. ). 3Цар.1:11 .  Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том? 3Цар.1:12 .  Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. По жестокому обычаю древности, доселе сохраняющемуся на Востоке, при всех насильственных политических переворотах новый царь истреблял всех родственников и членов дома своего предместника или противника (ср. Суд.9:5 ; 3Цар.15:29 ; 4Цар.10:6–13,11:1 ): это подтверждает и последующая судьба Адонии ( 3Цар.2:24–25 ). В случае осуществления заговора последнего Соломону и его матери грозила бы подобная опасность, которую и считает долгом предотвратить пророк Нафан. По выражению Давида ( 1Пар.22:5 ) Соломон в данное время был «молод и малосилен», а по словам молитвы Соломоновой по вступлении на престол ( 3Цар.3:7 ) он был «отрок малый»; однако из снесения ( 3Цар.11:42 ) с ( 3Цар.14:21 ) оказывается, что при вступлении на престол у Соломона был уже однолетний сын Ровоам, следовательно, Соломон имел тогда, по крайней мере, 18 лет (По И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 7; 8–12 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2) „Приточники“. О ней упоминает также Моисей и также в книге Чисел ( Чис.21:27 ), только в доказательство того, что Есевон был город царя Амморейского Сигона. 3) „ Книга праведного“. О ней упоминают два писателя: Иисус Навин и писатель второй книги Царств. Первый упоминает в доказательство общеизвестности совершившегося во время одной из войн чуда солнцестояния, а второй – для указания источника, откуда заимствовал Давид печальные песни, воспетые по поводу смерти Саула и Ионафана ( Нав.10:13 . 2Цар.1:18 ). 4) „Записи Самуила провидца, записи Нафана Пророка и записи Гада Прозорливца“. По свидетельству писателя 1-ой книги Паралипоменон, в них описаны дела царя Давида и события, совершившиеся во время его царствования у евреев и других народов ( 1Пар.29:29–30 ). 5) „Книга дел Соломоновых“. Она содержала, по свидетельству писателя третьей книги Царств, события, совершившиеся во время царствования Соломона и все дела его мудрости ( 3Цар.11:41 ). 6) „Записи Нафана Пророка, Пророчество Ахии Силомлянина“. В них также описаны деяния Соломона первые и последние ( 2Пар.9:29 ). 7) „Записи Самея Пророка и Адды Прозорливца“, где описаны деяния царя Ровоама ( 2Пар.12:15 ). „Записи Ииуя, сына Ананиева“, где описаны деяния царя Иосафата ( 2Пар.20:34 ) и „Записи Исаии, сына Амосова“, где описаны деяния царей Озии ( 2Пар.26:22 ) и Езекии ( 2Пар.32:32 ). 8) „Книга Словес царей Израилевых“ ( 3Цар.14:19, 15:31 . 4Цар.1:18, 10:34 ) и „Книга Словес Царей Иудиных“ ( 3Цар.14:29, 15:7 . 4Цар.8:23 ). Это были, как нужно полагать, те летописи, которые образовали собою, упоминаемую книгой Паралипоменон, книгу царей Иудиных и Израилевых ( 2Пар.25:26 ) или, что то же, последние две наши книги Царств. 9) „Сочинение Соломона о предметах природы“. Писатель 3-ей книги Царств свидетельствует, что Соломон, помимо притчей и песней, говорил еще „о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах“ ( 3Цар.4:33 ). Ни одно, к сожалению, из упомянутых в священных книгах сочинений не дошло до нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Библия описывает состояния, которые напоминают дионисийский мистериальный экстаз, но экстаз пророков – это нечто иное, будь то коллективное или индивидуальное переживание ( Чис.11:25–30 ; 1Цар.10:5–6, 10–12, 19:20–24 ; 3Цар.22:11–12 ; 4Цар.3:15 ). Это состояние присутствия Господа, который нисходит в душу человека и заставляет пророчествовать ( Суд.3:10, 11:29, 14:6, 19 ; Ис.8:11 ; Иез.1:3, 8:1–3, 3:14, 33:22 ). Вдохновение также рассматривается как внешняя сила, которая будит сознание пророка: его и его слушателей охватывает внезапное возбуждение, которому невозможно противиться. Иногда пророк берет в руки лиру, чтобы погасить разгорающееся в нем пламя экстаза и обрести утешение ( 4Цар.3:15 ). Но даже в состоянии самого глубокого потрясения пророк не отождествляет себя с Господом, который говорит в нем. Это внутреннее созерцание вызывает у него физическую реакцию: он дрожит, стонет, скорбит или радуется, падает на землю или поднимается над ней при помощи левитации. Во всех этих случаях пророк отрезан от внешнего мира и всецело обращен в молитвенное состояние и мучительное внутреннее созерцание Господа ( Быт.3:8–24, 12:7, 15:18, 17:1, 26:2, 32:25:31 ; Иер.1:4, 15:16–19 ; Суд.6:11, 13:3 ). Это созерцание вызывает страх человека перед лицом бесконечного, которое он видит и которое может обречь его на смерть, готов он принять ее или нет, с той же неизбежностью, с какой обязан он был принять возложенную на него Господом миссию ( Быт.18 ; Нав.5:13 ; Исх.3:5 ; 3Цар.19:13 ; Ис.6:5 ; Иез. 2:1–2 ; Ам.3:8 ; Исх.19:24, 20:18–19, 34:3 ; Суд.6:22–23 ). Бог в определенном смысле искушает человека, преодолевает его волю, желая сделать его инструментом проявления своей собственной. Пророки страшатся этого присутствия в себе высшей воли, испытывают ужас перед властью, которая подавляет их волю, порабощает их разум, не оставляя им возможности бегства, отказа от своей миссии, даже тогда, когда они ясно видят бездну, разделяющую их идеальное созерцание и реальность – поскольку пророк верует в реальность своего видения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Аммонитяне Аммонитяне, или «сыны Аммона», а также просто «Аммон». Потомки ⇒ Бен-Амми , т.е. сына Лота и его младшей дочери. Этот народ находился в близком родстве с моавитянами, своими юж. соседями. Как показывают сохранившиеся названия, их язык был близок евр. I. ОБЛАСТЬ РАССЕЛЕНИЯ Тер. А. между Арноном и верхним течением Иавока ранее населяли замзумимы, народ великанов, который был изгнан А. ( Втор. 2:19–21 ). Видимо, А. вначале расселились вплоть до Иордана, что явствует из их притязаний на эти земли (см. Нав. 13:25 ), но оттуда их вытеснил Сигон, царь аморреев. Когда израильтяне овладевали землей обетованной, то, следуя Божьему повелению, пощадили тер. А. ( Втор. 2:19 ), но, превратив Иавок в его верхнем течении в границу тер. колена Гадова и тем самым отрезав земли А. от Иордана, они вызвали враждебность со стороны последних. В верхнем течении Иавока была расположена столица А., резиденция царей, Равва, или Раббат-Аммон (ныне Амман, столица Иордании). II. ИСТОРИЯ А. на протяжении всей своей истории были врагами израильтян. Поскольку А. вместе с моавитянами склоняли Валаама проклясть Израиль (что он, однако, не сделал), то никто из А. и моавитян и в десятом поколении не мог войти в общество израильтян («в общество Господне» – Втор. 23:3 ). Во времена судей А. и амаликитяне, как союзники моавитского царя Еглона, одержали победу над израильтянами, не хранившими верность Богу ( Суд. 3:13 ). Впоследствии Иеффай вытеснил А. в пределы их прежних границ ( Суд. 10:7–9 ; Суд. 11:32–33 ). Саул сражался с царем А. Наасом и победил его ( 1Цар. 11:1–11 ). Давид, напротив, был дружески принят Наасом ( 2Цар. 10:2 ). Но сын Нааса Аннон возобновил прежнюю вражду ( 2Цар 10 и след.). Давид разбил А. и захватил Равву ( 1Пар. 20:1 ). Сила А. оказалась сломленной, но враждебность осталась. При Иосафате нападение А. и моавитян заканчивается их уничтожением ( 2Пар. 20 ). Цари Озия (во времена которого Ам возвещает суд над А., Ам. 1:13–15 ) и Иоафам получают с них дань ( 2Пар. 26:8 ; 2Пар. 27:5 ). Если во время правления ⇒ Иоакима А., будучи вассалами Навуходоносора, напали на Иудею ( 4Цар. 24:2 ), то при ⇒ Седекии они, очевидно, участвуют вместе с Иудеей в восстании против Вавилона ( Иер. 27:3 ). Но вскоре после разрушения Иерусалима Навуходоносором ( 4Цар. 25 ) царь А. Ваалис принимает участие в убийстве иуд. наместника Годолии ( Иер. 40:14 ). А. со злорадством наблюдают, как десять колен Израилевых уводят в плен ( Иез. 25:3 ; Соф. 2:8 ). Вместе с моавитянами они переселяются в уделы Гада и Рувима. Иеремия ( Иер. 49:1–6 ) и Иезекииль ( Иез. 21:20 ; Иез. 25:1–7 ), как до них Ам и Софония, предсказали грядущий суд над А.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Чис.21:25 ; Нав.17:11 ; 2Цар.20:19 ). Дальнейшее изменение управления принесло введение царской власти; однако это обстоятельство долго не имело столь большого влияния, какого бы можно ожидать. Подобно большинству восточных царей, израильские цари довольствовались собиранием податей и правом объявлять войну. В других случаях они оставили в силе отношения, происходившие из древности. Правда, Соломон разделил страну на (своего рода) губернии, которые не совпадали с древним делением на колена. Но это разделение, кажется, имело предметом лишь собирание податей ( 3Цар.4:7 ) и во всяком случае не создало какой либо действительной основы для организации страны. To же имеет силу о царских чиновниках, также носивших имя сарим. В качестве собирателей податей царю они были тяжелым бременем для народа, но не отмечали новой ступени социального развития. Поэтому в период царей мы все еще слышим о древнем родовом и общинном управлении с их старейшинами ( Ис.3:14 ; 4Цар.23:1 ). Естественно, царские чиновники принадлежали к главам родов, но они составляли только небольшую часть их, а прочие сохраняли свое влиятельное положение в силу древнего порядка. Жена Сонамитянка, как было уже замечено, отказывается от всякого ходатайства пред двором, так как она живет под верной охраной рода. Царь, если он выступает (с обвинением) против человека, должен созвать старейшин своего города для того, чтобы осудить его ( 3Цар.21:8 и д.). В собрании общины делилась земля ( Мих.2:5 ), и, конечно, обсуждались все иные дела общины. В самой крайней нужде обращались, конечно, к царю или военачальнику ( 4Цар.6:26; 4:13 , 2Цар.14:1 ), но вообще в мирные времена сельское население, только благодаря собиранию податей, вспоминает, что у него есть царь. В плену не стало царя с окружающими его чиновниками. Так как притом израильтяне были переселяемы группами, то никогда не исчезавшее древнее (общинное) устройство должно было получить новую силу и значение; оно теперь образовало даже единственную политическую связь народа. Соответственно этому, мы встречаем старейшин у пленников при различных обстоятельствах, напр., когда нужно было вопросить пророка о судьбе народа, Иез.8:1; 14:1; 20:1 , когда отправлялось письмо к общине, Иер.29:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010