Но да слышат, что говорит Он Отцу: " Отче, ... прослави Мя ... славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть» ( Иоан. 17, 5 ). Да и Апостол говорит: «тем же и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякого имени» ( Флп. 2, 9 ). Но, будучи возвышен, не что-либо такое приял, чего не имел, а только открыл, что Он имел. Не знали о Нем, что Он Сын Бога всяческих, и открылось, что Он Сын, когда Отец изрек при Иордане: «Сей есть сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» ( Матф. 3, 17 ). А жрецы, воздвигающие кивот Завета Господня, прообразуют Крестителя Иоанна; потому что он – иерей и сын архиерея. Посему, как сперва вошли в Иордан жрецы несшие кивот, а потом с Пророком и вождем Иисусом стал переходить народ, так, после того как Иоанн начал крестить, и Иисус Спаситель освятил естество вод: посредством всесвятого крещения все благочестивые входят в небесное царствие. Также «дванадесять мужей» и такое же число камней ( Нав. 4, 2–3 ) прообразовали божественный лик Апостолов; потому что они и домостроители и основания. Сказано: «наздани бывше на основании Апостол и Пророк» ( Ефес. 2, 20 ). И еще сказал тот же Апостол: «яко премудр Архитектон основание положих» ( 1Кор. 3, 10 ). Слово «огустение» ( Нав. 3, 16 ) Симмах перевел: кожанный мех; потому что вода, сдерживаемая в своем стремлении, как бы надувалась и воздымалась, и крепче всякой адамантовой стены удерживал ее положенный Создателем предел. Переход чрез Иордан совершен прежде Пасхи; потому что, перешедши его в десятый день ( Нав. 4, 19 ), праздник Пасхи совершили в четырнадцатый день. Так и в прообразуемой истине по спасительном крещении бываеть приобщение непорочного Агнца. Вопрос 3. Как должно разуметь сказанное: обреза сыны Израилевы второе (Нав. 5, 2–3)? Слово сие всего более преднаписует истину; потому что приявшим обрезание Моисеево проповедники Евангелия принесли обрезание духовное. Веруйте, сказали они, «и да крестится кийждо вас во имя Господа нашего Иисуса Христа, ... и приимете ... обетование... Святого Духа» ( Деян. 2, 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Предмет, разделение и исторический характер кн. Иисуса Навина. Как излагающая положение того, что делал Господь для основания Своего Царства на земле, кн. Иисуса Навина тесно связана с Пятикнижием, на что указывают начальные ее слова по греко-славянскому переводу, служащему буквальной передачей слов еврейского текста: «И бысть по скончании Моисеа раба Господня» ( Нав.1:1 ). Но как излагающая особые события из ветхозаветной истории Царства Божия, она имеет отдельное, самостоятельное значение. Предметом ее служит совершившееся во дни Иисуса, сына Навина, и через его посредство исполнение божественных обетований о даровании избранному народу Ханаанской земли. Это исполнение состояло в завоевании этой земли и разделении ее между коленами, составлявшими израильский народ. Соответственно этому книга Иисуса Навина делится на две равные части. В первой части от I главы по XII излагается завоевание, во 2-й – от XIII главы по XXII – разделение земли. Последние две главы содержат изложение того, что сделал Иисус Навин по исполнении возложенного на него дела Божия для незыблемого дальнейшего его существования. Изложенные в этой священной книге сведения о тех из отдельных событий, которые не выходят за пределы обычного хода жизни, не возбуждают сомнений в исторической достоверности. Сведения о таких событиях изложены с такими подробностями относительно мест, где они совершились, лиц, которые действовали в них, сказанных этими лицами отдельных замечательных слов (например, Нав.10:12,14:7 и др. м.), с такою археологической точностью, которые показывают, что писатель книги имел подробные, точные, не только устные, но и письменные сведения о том, что совершалось в описываемое им время. Археологическая точность видна из того, что при изложении событий он оттеняет древние воззрения, когда, например, в Нав.13:6 , сидонян причисляет к тем племенам, которые были изгнаны из их владений, а эти последние причисляет к уделу Асирова колена ( Нав.19:28 ). Между тем, как при первых израильских царях мысль об этом была уже оставлена и заменилась дружественными отношениями с финикийскими царями ( 2Цар.5:11 ; 3Цар.5:1 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

10 И сказал Иисус: из сего узнаете, что среди вас есть Бог живый, Который прогонит от вас Хананеев и Хеттеев, и Евеев, и Ферезеев, и Гергесеев, и Аморреев, и Иевусеев: 11 вот, ковчег завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан; 12 и возьмите себе двенадцать человек из колен Израилевых, по одному человеку из колена; 13 и как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною. 14 Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан, и священники понесли ковчег завета пред народом, 15 то, лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана — Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, — 16 вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. 17 И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан. Знамение при переходе через Иордан означало, что поход Израиля совершается с помощью Божией. Перекрытие русла реки не просто символ, а действительное событие. Впоследствии оно несколько раз повторялось (два раза уже в XX в.). Под воздействием тектонических сил образовывались завалы, создававшие естественную плотину. 4. Стан и жертвенник в Галгале (Ис Нав 4) 1 Когда весь народ перешел чрез Иордан, Господь сказал Иисусу: 2 возьмите себе из народа двенадцать человек, по одному человеку из колена, 3 и дайте им повеление и скажите: возьмите себе отсюда, из средины Иордана, где стояли ноги священников неподвижно, двенадцать камней, и перенесите их с собою, и положите их на ночлеге, где будете ночевать в эту ночь. 4 Иисус призвал двенадцать человек, которых назначил из Сынов израилевых, по одному человеку из колена,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Вступление «И бысть по скончании Моисея раба Господня, рече Господь Иисусу сыну Навину служителю Моисеову, глаголя: Моисей раб Мой скончася: ныне убо востав преиди Иордань ты, и вси, людие сии в землю, юже Аз даю им» ( Нав. 1, 1–2 ). Всепремудрый Павел научил нас, что Ветхий Завет был образом Нового. Ибо говорит: «сия вся образы прилучахуся онем: писана же быша в научение наше: в них же концы век достигоша» ( 1Кор. 10, 11 ). И в послании к Галатам сказал он так: «писано есть, яко Авраам два сына име: единого от рабы, а другого от свободные. Но иже от рабы, по плоти родися, а иже от свободныя, по обетованию. Яже, суть иносказаема: сия бо еста два завета» и пр. ( Гал. 4, 22–24 ). Написал же сие Апостол, не историю отметая, но применяя образ к самой истине, Авраама к Богу, жен его к двум заветам, и сыновей к двум народам. Так и здесь под Моисеем разуметь должно закон, а под Иисусом соименного ему Спасителя. А что и закон называется Моисеем, доказали мы уже это, представив свидетельства Писания. Ибо сказано: «имут Моисея и пророки» ( Лук. 16, 29 ); и: «даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит» ( 2Кор. 3, 15 ). Посему, как по истории, когда скончался Моисей, Иисус ввел народ в обетованную землю; так по кончине закона явившийся нам Иисус отверз благочестивым людям небесное царствие. Ибо сказано: «кончина закона Христос в правду всякому верующему» ( Рим. 10, 4 ). Закон и пророцы до Иоанна прорекоша. «От дний же Иоанна ... царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е» ( Матф. 11, 12 ). Вопрос 1. Как же Господу нашему Иисусу Христу приличествует дело служения? Об Иисусе Навине сказал писатель: рече Господь Иисусу сыну Навину служителю Моисеову (Нав. 1, 1) И Апостол, как слышим, говорит: глаголю же, Христа Иисуса служителя бывша обрезания по истине Божией, «во еже утвердити обетования отцев» ( Рим. 15, 8 ); и еще: «егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаемого от жены, бываема под законом, да подзаконные искупит, да всыновление восприимем» ( Гал. 4, 4–5 ). Посему наименован Христос Иисус как бывшим под законом, так и служителем обрезания. Так и Иудеям сказал Он: «аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте и Мне: о Мне бо той писа» ( Иоан. 5, 46 ). И Иудеи говорили Иисусу Навину: «по всем елика слушахом Моисеа, тебе послушаем» ( Нав. 1, 17 ). Вопрос 2. Почему Бог, обещав дать Евреям всякое место, по нему же пройдут стопою ног их, и пустыню, и Антиливан, даже до реки великой Евфрата (Нав. 1, 3–4), не исполнил сего обещания?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

В тесной подземной церковке монастыря нам показывают пещеру, в которой укрывались при бегстве в Египет праведный Иосиф Обручник и Дева Мария с Младенцем. Здесь же, в монастыре, нам была предложена легкая трапеза, и, немного отдохнув, мы направились далее – к Мертвому морю. Вот наконец из окна автобуса видна северная его оконечность, где в него впадает Иордан. Это море тянется далее на 80 километров к югу. Здесь самое низкое место на суше земного шара – 400 метров ниже уровня моря. На юге Мертвого моря некогда были цветущие города Содом и Гоморра. Их выбрал себе в место жительства праведный Лот ( Быт.13:10–11 ), племянник праотца Авраама (около 2000 лет до Р.Х.). Но за вопиющие грехи, разврат и беззакония жителей этих городов Господь ниспослал на них дождем огонь и серу ( Быт.19:24 ). Города исчезли, ушли на дно моря. И некогда цветущая местность превратилась в безжизненное, мертвое пространство. А жена Лотова, покидая это место перед катастрофой, обернулась и обратилась в соляной столп ( Быт.19:26 ). О его существовании свидетельствовал еще Иосиф Флавий в I веке от Р.Х. И ныне указывают на соляной столп, очертанием напоминающий некое подобие женщины. Место это проклято и безжизненно. Нет никаких животных и никаких растений. Температура воздуха подымается до 70. В воде содержится 30 процентов соли, потому это море называют еще Соленым. А Иосиф Флавий называл его Асфальтовым. В море действительно огромное количество черного ила, похожего на асфальт. Ил обладает целебными свойствами. Купающиеся, чаще ради развлечения, вымазываются им, и мы видели своими глазами, как они при этом становились похожи на бесов. А само же море голубое. Автобус остановился в Кумране, у курортного места, где в воздухе ощущается запах этого моря. Не сказать, что слишком противный, но и не живой. Чувствуется, что море мертвое. Купаться здесь можно не более 15 минут. Потом следует обмыться пресной водой под душем, душевых много на берегу. Особенно следует оберегать глаза и следить, чтобы вода не попала в рот. Мы искупались в этом море. Утонуть в нём невозможно. Ложишься на воду и лежишь, как доска. В вертикальной позе тоже не тонешь, но необходимо делать постоянные движения, чтобы не опрокинуться. Несмотря на предупреждение, специально пробуем воду. Она не просто соленая, она обжигает, как кислота.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

На этой горе каждый год сожигалась рыжая юница в жертвоприношение Господу, и пепел ее искупал грехи народа израильского ( Числ. 19 ); в ней переселившиеся из храма херувимы основали, по словам Иезекииля, церковь Господа ( Иез. 10 , сп. гл. 11:22–23). Посетив, затем, гроб Лазаря, видела она гостеприимный дом Марии и Марфы, и Виффагию, что священнических челюстей, и то место, на котором резвый детеныш язычества был взнуздан божественною рукой, и покрытый апостольскими одеждами, подставил для сидения мягкую спину ( Лк. 19 ). Потом прямою дорогою сошла в Иерихон, размышляя, на основании Евангелии, об известном раненном и о милосердии, при жестокосердии мимопроходивших священников и левитов, самарянина, т.е. «стража», который, возложив полумертвого на свой скот, отвез его в гостиницу церкви ( Лк. 10 ). Посетила она и место Адомим, что переводиться – «кровей», так как много крови проливалось там во время частых разбойничьих набегов, и смоковницу Закхееву, т.е. благих плодов покаяния, коими загладил он прежние кровавые и хищнические грехи, и с высоты добродетелей узрел всевышнего Господа, и места слепых, подле дороги ( Мф. 20:30 ), которые получив прозрение, предуказали таинство обращения к вере в Господа обоих народов 13 . Вошедши в Иерихон, увидела город, который основал Ахил на Авироне, первородном своем, и врата которого поставил на Сегуве, младшем из своих сыновей ( Нав. 6:25 ; сн. 3Цар. 16:34 ). Осмотрела она Галгалский лагерь и холм обрезания – таинственный прообраз второго обрезания ( Нав. 5 ), и двенадцать камней, вынесенных туда из русла Иордана ( Нав. 4 ) и положивших твердое основание для двенадцати апостолов; осмотрела она и тот источник закона, который приправил и обратил в сладость и плодородие своей мудростью истинный Елисей ( 4Цар. 2:19–22 ). Едва минула ночь, во время палящего зноя, пришла она к Иордану, остановилась на берегу реки, и когда взошло солнце, вспомнила о солнце правды, – вспомнила, как среди русла реки, священники стали на суше ( Нав. 3:17 ), как по велению Илии и Елисея давала дорогу волна, а воды стояли сюду и сюду ( 4Цар. 2 ), как Господь своим крещением очистил воды, оскверненные потопом и запятнанные погублением всего человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Обычное у западных комментаторов 244 объяснение его в значении «священного места» около Сихема, ознаменованного сооружением на нем жертвенников Господу в патриархальные времена (см. объясн. к Нав.24:1 ) неправдоподобно потому, что ни в одном из других мест Библии это место не названо «святилищем» или «священным», а некоторые из доказательств, приводимых в подтверждение такого его значения, возбуждают даже недоумение 245 . При вышеприведенном предположении, что в Сихеме во время народного собрания находилась Скиния Господня, упоминание о «святилище», около которого поставлен был памятник, делается более понятным, но, помимо необоснованности самого предположения, против понимания «святилища» в смысле «Скинии Господней» говорит особенно то, что при этом Скинии назначается место, несогласное с законом, она оказывается поставленной около дуба или теревинфа, против чего направлены слова Второзакония ( Втор.16:21 ) «не сади себе рощи из каких-либо дерев при жертвеннике Господа Бога». Неподдающееся, таким образом, удовлетворительному объяснению название «святилище Господне», читаемое в данном месте по нынешнему еврейскому тексту, располагает к сомнению в верности последнего и к признанию того чтения, которое передано в переводе LXX, за первоначальное. Смысл слов библейского текста по этому переводу «и поставил его (т.е. большой камень) там пред Господом» состоит в том, что Иисус Навин поставил этот памятник во имя Господа, по внушению веры в Бога и преданности Ему, а не для увековечения своего имени. Нав.24:30 .  После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет. Иисус Навин не оставил себе преемника по управлению народом потому, конечно, что считал достаточными для этого, при тогдашнем состоянии народа, существовавшие у него органы управления, какими были старейшины вместе с Первосвященником. О месте погребения Иисуса Навина и дополнении к библейскому тексту, сделанном здесь греческими переводчиками, см. Нав.19:50,21:42 . Нав.24:31 .  И похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Галаад – гористая и богатая лесом страна, на восток от Иордана, лежавшая между Васаном на север, и Моавом и Аммоном на юг. В нескольких местах Библии , название Галаад употреблено для обозначения всей восточной страны Иорданской ( Втор. 24:1 ; Нав. 22:9 ; Суд. 20:1 ). Галатия – Римская область в М. Азии, в которой проповедовал св. ап. Павел во время второго и третьего апостольского своего путешествия ( Деян. 16:6 ). К, находившейся здесь, церкви ап. Павел написал свое послание, под названием Послание к Галатам. Галгал – 1) важный город, особенно, известный в истории битв Израильтян с Хананеями и Аморреями по переходе через Иордан ( Нав. 4:19; 9:6 ). Положение города открыто в недавнее время; оно находится в трех милях от Иерихона. 2) Местожительство пророка Елисея и место устройства школ сынов пророческих ( 4Цар. 4:38 ); лежал в 18 милях на северо-восток от Яффы, или Иоппии. Геннисарет (богатые царские сады) – вероятно, плодоносная равнина в северо-западном углу Галилейского озера, которое называлось также Геннисаретским озером. Гераза или Гергеса – был город на восточном берегу Галилейского моря, на месте которого в настоящее время находятся развалины Керса. В Евангелии от Матфея говорится, что он был местом Гадаринского чуда ( Мф. 8:28 ). Если так, то город был в числе городов Гадаринской области, так как сама Гадара находилась в обширнейшей области Герасской и считалась важным городом Галаада, на расстоянии около 20 англ. миль от Иордана. Гесем – 1) плодородная область Египта, лежавшая непосредственно на восток от древней дельты Нила. В этой области жил Иаков и его потомки, до исхода из Египта ( Быт. 45:10 ). ( Нав. 10:41; 11:16 ) область в южной Палестине, настоящее положение которой еще точно не определено. ( Нав. 15:51 ) город в нагорной местности колена Иудина. Гефсимания – место предсмертных страданий нашего Господа ( Ин. 18:1 ); находилась за потоком Кедронским при подножии горы Елеонской. Голгофа – холм, на котором был распят Господь Иисус Христос, назывался лобным местом, вероятно, по причине своего сходства с человеческим черепом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Следующие затем в Нав.15:59 названия 11 городов, составляющих 5-ю группу и находившихся к северу от перечисленных прежде, поставленные в скобках, не читаются в нынешнем еврейском тексте и в латинском переводе блаженного Иеронима. Они сохранились только в списках греческого перевода LXX. Пропуск здесь в нынешнем еврейском тексте признан и сторонниками последнего и объясняется тем, что опущенный раздел библейского текста оканчивается теми же словами «вехацереген» – «с их селами», как и предшествующий ему раздел составляющий первую половину Нав.15:59 ; древний переписчик еврейского текста, списав первую половину стиха, оканчивающуюся указанным словом, по недосмотру опустил вторую, оканчивавшуюся теми же словами, и прямо начал списывать Нав.15:60 . Пропуск здесь в еврейском тексте виден из того, что по нему самая северная часть удела Иудина колена, ближайшая к Иерусалиму, оказывается не имеющей городов во времена Иисуса Навина, между тем как другие части этого удела, даже самые южные, примыкающие к пустыне, имели значительное число городов, занесенных в перечень. Из 11 городов, названия которых сохранены переводом LXX, известны по своему положению: Феко, бывший родиной пророка Амоса, находился в 2-х часах пути на юго-восток от Вифлеема; сохранившиеся на его безлюдном теперь месте развалины, и между ними – христианского храма, доселе носят древнее название Такуа. Ефрафа, иначе Вифлеем, называемый Иудиным в отличие от другого Вифлеема в Завулоновом колене ( Нав.19:15 ), находится в 2-х часах пути от Иерусалима к Хеврону. Он расположен на двух холмах, соединенных между собою невысокой горой, которые окружены плодородными равнинами и заняты виноградниками, фиговыми, миндальными, оливковыми и др. деревьями южных стран, между тем как на час пути к востоку от города начинается пустыня, в которой только мелкий скот может находить скудный корм. От этого плодородия своей почвы, особенно бросавшегося в глаза ввиду близкой к нему пустыни, он получил свое древнее (Ефрафа) и новое (Вифлеем) названия, имеющие однородный смысл: первое значит «плодоносное поле», второе – «дом хлеба». Один из самых малых городов в земле Иудиной ( Мих.5:2 ), Вифлеем, сделался известен как место родины Давида и славным во всем христианском мире как место рождения по плоти Христа Спасителя. Пещера Рождества Христова с древним великолепным над ней храмом находится в северо-восточной части города Фагор, по Евсевию, бывший вблизи Вифлеема, находился на месте нынешних развалин Фагур, между Вифлеемом и Хевроном, к западу от дороги к последнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

За обман, как унижающий достоинство человека и вводящий других в заблуждение, Иисус Навин произнес над гаваонитянами проклятие, которым они обрекались на вечное рабство. Так исполнилось над ними проклятие Ноя над Хамом ( Быт.9:25 ). Слова «[меня и для]» не читаются в еврейском тексте и в латинском переводе, но находятся в греческих списках: по Нав.9:26 гаваонитяне должны были рубить дрова и носить воду «для общества и для жертвенника Господня». Нав.9:24 .  Они в ответ Иисусу сказали: дошло до сведения рабов твоих, что Господь Бог твой повелел Моисею, рабу Своему, дать вам всю землю и погубить [нас и] всех жителей сей земли пред лицем вашим; посему мы весьма боялись, чтобы вы не лишили нас жизни, и сделали это дело; Из приведенных здесь слов видно, что искать союза с израильским народом побуждал гаваонитян только страх за свою жизнь, что сведения их о великих делах Бога Израилева приводили их только к уверенности в неизбежной гибели ханаанских народов, а не пробуждали у них, как у Раави, мысли о Нем как Боге неба и земли, а вместе с этим стремления стать в ряды его исповедников. В этом заключается внутренняя причина того, что они не вошли в состав израильского народа. Нав.9:26 .  И поступил с ними так: избавил их от руки сынов Израилевых, и они не умертвили их; Нав.9:27 .  и определил в тот день Иисус, чтобы они рубили дрова и черпали воду для [всего] общества и для жертвенника Господня; [посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия] даже до сего дня, на месте, какое ни избрал бы [Господь]. Слова «[посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия]» находятся в Ватиканском списке и Сикстинской Библии, но отсутствуют в еврейском тексте, в Александрийском и других греческих списках. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Иисуса Навина. 848-1053 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010