Всеволода (Гавриила) Мстиславича (1117-1136) ( Гиппиус А. А. К изучению Церковного устава Всеволода//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вел. Новгород, 2003. Вып. 17. С. 163-173). Устав регулирует отношения княжеской власти с Новгородской епископской кафедрой и объединениями горожан - «Иванским сто» и сотнями в лице сотских: «А дом Святей Софии владыкам строити с сочьскыми, а старостам и торговьцам, докладываа владыкы, или кто будет нашего рода князе, и Новагорода, строить дом святого Ивана» (Древнерус. княжеские уставы XI-XV вв./Изд. подгот.: Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 155). Данное положение Устава, вероятно, связано с избранием Новгородских архиереев на вече и с ослаблением власти князя как главного покровителя Церкви: «Из рук князя и его администрации в руки сотских и владыки переходили торговый суд и надзор над мерилами (а следовательно, и доходы от их использования), а сотские, кроме того, приобрели право опеки над епископской кафедрой». Подтверждение своей версии принятия Устава Флоря видит в сообщении НПЛ под 1184 г.: «Заложи архиепископ Илия с братом церковь святого Иоанна камену на Торговищи» (НПЛ. С. 37), что расценивается исследователем как «осуществление патроната владыки над некогда княжеским храмом» ( Флоря. 1999. С. 91, 93). В. А. Кучкин показал тесную связь в то время сотских (как правило, бояр) с княжеской администрацией ( Кучкин В. А. Ранние свидетельства о сотнях и сотских//ДРВМ. 2006. 1(23). С. 10-23; Горский А. А., Кучкин В. А., Лукин П. В., Стефанович П. С. Др. Русь: Очерки полит. и социального строя. М., 2008. С. 413-425). В нач. 1170 г. в Новгородскую землю вторглись объединенные силы Владимиро-Суздальского, Смоленского, Рязанского, Муромского и Полоцкого княжеств («и вся земля просто Русьская») во главе с сыном владимиро-суздальского кн. Андрея Боголюбского Мстиславом. Владычная летопись сообщает, что штурм Новгорода состоялся 25 февр. «и к вечеру победи я князь Роман с новгородьцы силою крестьною, и святою Богородицею, и молитвами благовернаго владыкы Илие» (НПЛ.

http://pravenc.ru/text/468947.html

2970 Лаврентьевская лет: «В лто 1036 иде рославъ Новугороду и посади сына своего Володимера Новгород епископа постави Жидту» (В год 1036 поехал Ярослав в Новгород и посадил (на княжение) сына своего Владимира в Новгороде. Епископа поставил Жидята [Луку]) (ПСРЛ. Т. 1 Стб. 150–151) Дата преставления различается в Никоновской и в Софийской первой лет.: 1059 и 1060 гг. соответственно. В числах оба источника сходятся – 15.10 (ПСРЛ. Т. 9. С .91; Т. 6. Стб. 183). Память в Соборе Новгородских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. 2971 По Никоновской лет., дата хиротонии – 1060 г., по Софийской – 1061 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 92; Т. 6. Стб. 184) Предпочтительной кажется вторая дата: временной интервал до поставления следующего епископа должен быть значительным. О насильственной смерти еп. Стефана в Софийской лет. говорится следующее: «И иде владыка Стефанъ въ Киевъ, и тамо свои холопи удавиша его». Дата в обоих случаях одинакова – 1068 г. (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 189; Т. 9. Стб. 96). 2972 Упоминается в 1071 г. в связи с мятежом язычников в Новгороде (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 196. Т. 9. Стб. 99 и др.). Дата преставления – 1077 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 18), причем в приложении к лет. указано, что скончался, покусанный собственным псом (Там же. Стб. 473). 2973 Первая дата по Никоновской лет. – ПСРЛ. Т. 9. Стб. 109. Местночтимый святой Новгородской епархии. 2974 Дата поставления – по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 125). Дата преставления – 31.01.1109 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 203), 01.01.1109 (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141), 15.01.1109 (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 218). Дата в списке считается общепризнанной. Память – 31.01, 30.04, 14.05. 2975 Дата поставления различается – 1108 г. в Никоновской, 1110 г. – в Софийской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141; Т. 6. Стб. 218). Противоречие разрешает Новгородская Первая лет.; «В лто 1110. Прииде в Новъгород архиепископъ Иоанн, мсяца декабря въ 20» (ПСРЛ. Т. 3. С. 203). (В год 1110 прибыл в Новгород архиепископ Иоанн, 20 декабря). Полагаем, что поставление относится к 1110 г. «Въ лто 6638 Въ се же лто отвьржеся архепископъ Иоанн Новагорода» («В этот год отвергся архиепископ Иоанн Новгорода») (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 473; Никоновская лет. ПСРЛ. Т. 9. Стб. 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. Актовые печати Др. Руси, X-XV вв. М., 1970. Т. 2. С. 47, 176, 264; Янин В. Л. , Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси. М., 1998. Т. 3. С. 78, 179). К времени управления Д. Новгородской кафедрой относятся первые печати владычных наместников в Торжке. По предположению В. Л. Янина , эта должность появилась в 1316 г. и заменила новоторжских посадников ( Янин. Актовые печати. Т. 2. С. 61-66). Церковное строительство, шедшее в Новгороде при Д., преимущественно отражает его связи с боярством Неревского конца, где архиепископ имел свое подворье. В 1310/11 г. по заказу Д. была возведена каменная ц. во имя равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича на воротах «от Неревьского конца» (НПЛ. С. 93), который незадолго до этого сильно пострадал от пожара и грабежей. В 1311/12 г. архиепископ заложил каменную ц. во имя свт. Николая «на своемь дворищи» в Неревском конце (церковь сохр.), храм был освящен в следующем году, при нем архиепископ учредил Белый во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь («и створи в неи (церкви) вседеньную службу, и черньци совъкупи» - см.: НПЛ. С. 94, 335). Никольский Белый (Неревский) мон-рь, находившийся в юрисдикции Неревского конца, стал одним из крупнейших в Новгороде (его церковь, освященная Д., сохр. до наст. времени). В 1323/24 г. Д. освятил «Христову камену церковь» (Там же. С. 97, 339) на Торговой стороне (на месте сгоревшей в 1311 деревянной церкви). Д. погребен в Корсунской паперти Софийского собора (зап. притворе), рядом с архиеп. Климентом . Ист.: НПЛ (по указ.); ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1 (по указ.). Лит.: Никитский А. И. Очерк внутренней истории Церкви в Вел. Новгороде. СПб., 1879; Хорошев А. С. Церковь в социально-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 51, 94-96; Кучкин В. А. Договорные грамоты моск. князей XIV в.: Внешнеполит. договоры. М., 2003. С. 21-23, 45, 47-49, 54, 55. М. В. Печников Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/168494.html

Моисей.- М. П.) в 1326 г.» (НПЛ. С. 345; ср.: ПсковЛет. Вып. 2. С. 92 (под 6838/1330 г.)). По мнению Янина, «длительный... перерыв в «подъезде» между 1326 и 1333 гг. был вызван конфликтными взаимоотношениями князей (тверского и московского.- М. П.) Александра Михайловича и Ивана Данииловича» ( Янин В. Л. «Болотовский» договор: О взаимоотношениях Новгорода и Пскова в XII-XIV вв.// Он же. Средневек. Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 264). В отсутствие архиерея важную роль играл институт псковского владычного наместника. В 1307 г. произошел конфликт властей Пскова с архиеп. Феоктистом и новгородцами, как предполагает Мусин, по вопросу о владычном наместнике, права к-рого в области имущественных отношений к тому времени были расширены ( Мусин. 2010. С. 274). К 30-м гг. XIV в. псковичи добились права избирать владычного наместника из своей среды. В 1331 г., во время поставления новоизбранного Новгородского архиепископа свт. Василия Калики во Владимир Волынский, где пребывал митр. Феогност, прибыли послы из Пскова от кн. Александра и от литов. князей, «и приведоша с собою Арсениа, хотяще его поставити на владычество в Плесков». Однако эта попытка, инициатива к-рой исходила не только от Пскова, но и от союзной ему Литвы, провалилась, и неудачливый кандидат на независимое от Новгорода епископство вынужден был уехать «посрамлен» (НПЛ. С. 343, 344; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 264; подробнее см.: Мацуки Ейзо. Избрание и поставление Василия Калики на новгородское владычество в 1330-1331 гг.//Вел. Новгород в истории средневек. Европы. М., 1999. С. 213-217). После 1331 г. должность владычного наместника в Пскове занимали миряне-псковичи. Во главе церковной организации Пскова фактически стояло духовенство собора Св. Троицы. В городе складывается институт «поповских старост» из числа псковских бояр, в том числе старосты собора Св. Троицы. В 1337 г. очередная владычная визитация привела к конфликту свт. Василия Калики со Псковом: «Того же лета поиха владыка Василии на подъезд, и плесковици суда не даша, и владыка поиха от них, прокляв их» (НПЛ.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Еще при жизни архиерей (впервые в новгородской практике) выбрал 2 преемников - игум. Юрьева новгородского мон-ря Иоанна и своего духовного отца Климента . По жребию архиепископом стал Климент, которого Д. после избрания «благослови... своею рукою» (НПЛ. С. 322-323). Как полагает Б. А. Успенский , «здесь сказалась монастырская практика, где игумен мог называть своего преемника» ( Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998. С. 52, 297-299). Д. похоронен в новгородском соборе Св. Софии (Янин предположительно локализовал захоронение в Мартириевской паперти). Сообщая о погребении архиерея, владычный летописец пишет: «Даи, Господи, молитву его святую кланяющимся гробу его» (НПЛ. С. 322). Ист.: НПЛ (по указ.); Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. СПб., 20022. С. 323, 325; ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 10; Т. 42; РИБ. Т. 6. Стб. 83-102. Лит.: Никитский А. И. Очерк внутренней истории Церкви в Великом Новгороде. СПб., 1879; Хорошев А. С. Церковь в социально-полит. системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 50, 53, 94, 95; Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 85-87. М. В. Печников Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/168656.html

Возможно, по благословению Л. кн. Владимир Ярославич вместе с новгородцами совершил поход на фин. племя емь в 1042 г., а в 1043 г. во главе общерус. войска - поход на К-поль (митрополит, к-рый мог бы воспрепятствовать последнему мероприятию, на Руси скорее всего отсутствовал до 2-й пол. 40-х гг. и прибыл в Киев только по заключении рус.-визант. мира 1045/46 г.- см. ст. Иоанн I , митр. Киевский). В 1045 г. в новгородском Детинце (строительство крепости началось годом ранее) кн. Владимир Ярославич заложил каменный Софии Св. собор в Новгороде Великом . Он возводился вместо сгоревшей (в 1045, по НПЛ старшего извода, или, согласно НПЛ младшего извода, в 1049) деревянной церкви с тем же посвящением, существовавшей, вероятно, с кон. X в., хотя нельзя исключать и того, что он был выстроен при Л. одновременно с возведением в Киеве каменного митрополичьего храма Св. Софии, с к-рым новгородский собор имел, по одному из летописных сообщений, одинаковое количество глав - 13. Освящение новгородского Софийского собора, несомненно с участием Л., состоялось в 1050 г. Рядом с кафедральным храмом при Л. должен был в том или ином виде существовать владычный двор (возможно даже считать его территорией в то время, до расширения Детинца в нач. XII в., всю площадь крепостных стен вне собора). В 1051/52 г. (не позднее 1 марта 1052) Л. должен был присутствовать в Киеве на Соборе, избравшем на митрополию кандидата кн. Ярослава свт. Илариона , бывш. иеромонаха, священника ц. св. Апостолов в княжеском с. Берестове, ставшего 1-м Киевским первосвятителем восточнослав. происхождения («постави Ярослав Лариона митрополитом Русина в святеи Софеи, събравши епископы» - НПЛ. С. 181; ПВЛ. С. 68; по автобиографической записи Илариона, он «от благочестивых епископов священ бых и настолован в велицем и богохранимом граде Кыеве, яко быти в немь митрополиту, пастуху же и учителю» - БЛДР. Т. 1. С. 60). Нет оснований полагать, что Л., будучи русином и «ставленником» Ярослава, возражал против этого акта. Л., наиболее вероятно, отпевал в Софийском соборе скончавшегося 4 окт. 1052 г. кн. Владимира Ярославича, погребенного в кафедральном храме.

http://pravenc.ru/text/2110778.html

171 об.; рукопись написана между 1516 и 1533 гг., ныне находится в Псково-Печерском монастыре, ранее хранилась в Научной библиотеке Тартусского унивеситета. См.: Бегунов Ю. К. Редкий Псково-Печерский Евхологион XVI в.//Anzeiger für slavische Philologie. Bd. 7. Graz, 1974. С. 59. Благодарю А. А. Турилова за указание на это издание). Поминание Иоанна во Пскове связано, вероятно, с тем, что Всеволод Мстиславич вскоре после изгнания из Новгорода вокняжился в этом городе и через несколько десятилетий после кончины начал почитаться в качестве первого псковского святого. В таком случае память о «Попьяне» в Пскове подтверждает гипотезу о взаимной поддержке Иоанна и князя Всеволода. С другой стороны, поскольку псковские помянники относительно поздние (XVI – 1-й четверти XVIII в.), нельзя исключать того, что составители входящего в их состав списка Новгородских архиереев могли не учесть более раннего и связанного с владычным летописанием эпохи новгородской независимости перечня, где содержится указание не поминать «Попьяна», а руководствовались летописными упоминаниями Иоанна, где о таком запрете ничего не говорится (ср.: Мусин А. Е. 1130 г... С. 196). «Антона игуменомь Нифонт архиепископ постави» (НПЛ. С. 22, 207). НПЛ. С. 20, 21, 204, 206. Игуменство Антония указано в двух из четырех упоминаний, относящихся ко времени святительства Иоанна; в двух других говорится: «съвершена бысть черкы Антонова» и «испьсаша божницю Антонову» (Там же). О другой грамоте (купчей), в заголовке которой стоит имя Антония (Грамоты Великого Новгорода и Пскова. С. 159. 102), сложилось почти единодушное мнение исследователей как о позднейшем фальсификате середине XIV или 2-й половины XVI в. (см.: Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977. С. 51–58. Ср.: Назаренко А. В. Антоний Римлянин//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 675). По убедительному разъяснению А. А. Гиппиуса, данное место грамоты можно сопоставить с исчислением размера пашни в писцовых книгах «в одно поле», «в два поля», «в три поля» (в первом случае – два поля под паром, во втором – одно, а в третьем – распахивают все три, не давая земле отдыха).

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

792. Сборник избранных служб , в четвертку, без начала и конца, 287 дл., полууставом XV– XVI вв., в дощатом с тисненою кожею переплете. Нет нескольких листов между 15 и 16 листами. На полях внизу листов 2–9 приписка скорописыо: «Книга глаголемая Минея Воздвиженская обещание черново попа Боголепа». Рукопись начинается тропарями 1 песни канона в службе 1 ноября, оканчивается ирмосом 5 песни канона в службе 1 января. Службы русским святым: 1) 6 ноября – Варлааму Хутынскому (6 об.–15 об.) и 2) 21 декабря – Петру митрополиту (127 об.–137). 793. Сборник избранных служб , в четвертку, 269 лл., полууставом нескольких почерков XV–XVI вв, в дощатом с тисненою кожею переплете. со следами подмочки. Порваны листы: 82–85, 107–114, 170 и 194. Нет нескольких листов между листами: 23 и 24, 81 и 82, 119 и 120, 153 и 154. На полях внизу листов 1–4 приписка скорописью: «Сия книга Вологодского уезда от церкви Димитрия Салунс что во Княинине». Службы русским святым: 1) 11 февраля – Димитрию Прилуцкому (23–30); 2) 12 февраля – Алексию митрополиту (204–214 об.); 3) 14 мая – Исидору юродивому Ростовскому (231–242); 4) 20 мая – Алексию митрополиту (214 об.–225); 5) 23 мая – Леонтию Ростовскому (134–147); 6) 23 мая – Никите столпнику Переяславскому (225–230 об.); 7) 28 мая – Игнатию Ростовскому (154–161); 8) 1 июня – Дионисию Глушицкому (169 об.–179); 9) 9 июня – Кириллу Белозерскому (161–169); 10) 24 августа – Петру митрополиту (243 об.–258 об.к 11) 19 сентября – князю Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его: Давиду и Константину (189– 204); 12) тропарь и кондак Прокопию Устюжскому (242 об.). На лл. 230 об. и 243 отрывки из службы Игнатию Ростовскому. На лл. 180–189 служба Сретению иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы. 794. Сборник избранных служб , в четвертку, 207 лл., полууставом XV–XVI вв., в поломанном дощатом переплете. Состав: службы руссскнм святым: 1) сентября 19 – князю Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его: Давиду и Константину (1–17 об.); 2) сентября 25 – Сергию Радонежскому (17 об.–28 об.); 3) мая 28 – Игнатию Ростовскому (34 об.–41); 4) мая 23 – Никите столпнику Переяславскому (41–47); 5) июня 1 – Дионисию Глушницкому (47–57 об.); 6) июня 9 – Кириллу Белозерскому (57 об.–67 об.); 7) августа 26 – Сретению иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы (67 об.–80 об.); 8) сентября 20 – князю Михаилу Черниговскому и Феодору боярину его (80–об· 94 об.); 9) апреля 26 – Стефану Пермскому (94 об,–110 об.); житие святого по 6-й песни канона (103 об.–106 об.); 10) октября 29 – Авраамию Ростовскому (110 об.–134); житие святого по 6 песни канона (122–130); 11) мая 14 – Исидору юродивому Христа ради Ростовскому (134–156); житие святого по 6-й песни канона (144–152); 12) житие н подвиги преподобного отца нашего Сергия, в немже имать от божественных чудес, списано священно-иеромонахом Пахомием (156 об.–207 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25. 4 Православная Церковь Чешских земель и Словакии История римо-католической церкви] 26. 1 История и современная жизнь 26. 2 Отношения с РПЦ 26. 3 Униатский вопрос 26. 4 «Пакс Кристи итернационалис» (см. отдел 10. 43) История ориентальных дохалкидонских церквей] 27. 1 Армянская Апостольская Церковь 27. 2 Коптская Церковь 27. 3 Маронитская Церковь 27. 4 Мелхитская (Греко-католическая) Церковь 27. 5 Несторианская Церковь (ассирийская). 27. 6 Сирийская (яковитская) Ортодоксальная Церковь (Сирия) 27. 7 Ортодоксальная Сирийская Церковь , Католикосат Востока (Индия) 27. 8 Эфиопская Церковь . История пореформатских церквей] 28. Общие и специальные вопросы истории и современной жизни Протестантизма (Ян Гус, Мапртин Лютер и др. ) 28. 1 Англиканская Церковь 28. 11 История и современная жизнь. 28. 12 Отношения с РПЦ и богословские собеседования… 28. 2 Старокатолическая Церковь 28. 21 История и современная жизнь 28. 22 Отношения с РПЦ и богословские собеседования… 28. 3 Евангелическо-Лютеранские Церкви 28. 31 История и современная жизнь 28. 32 Отношения с РПЦ и богословские собеседования… 28. 33 Всемирная Лютеранская Федерация (ВЛФ). 28. 4 Реформатские Церкви 28. 41 История и современная жизнь 28. 42 Отношения с РПЦ и богословские собеседования… 28. 43 Всемирный Реформатскиий Альянс… 28. 5 Церкви евангельских христиан-баптистов 28. 51 История и современная жизнь 28. 52 Отношения с РПЦ 28. 53 Всемирный Баптистский альянс. 28. 6 Методистские Церкви 28. 61 История и современная жизнь 28. 62 Отношения с РПЦ 28. 63 Всемирный Методистский Совет 28. 7 Другие протестантские Церкви и объединения и их отношения с РПЦ 28. 8 Монашеская жизнь в протестантизме 28. 9 Благотворительная деятельность христианских Церквей и организаций Сектоведение ] Церковная археология и искусство] 30. 1 Архитектура 30. 11 Дохристианская архитектура… 30. 12 Христианская архитектура 30. 12–1 Раннехристианская и византийская. Архитектура Поместных Православных Церквей. 30. 12–2 Архитектура Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При этом значительное количество списков, содержащих рассматриваемый нами итоговый славянский полный перевод «Вопросоответов», находятся в архивах России. Русские списки, расположенные по датам (Сначала идут рукописи преимущественно с белой датой и определенным писцом) РГБ 247.67, 1811 год. РНБ 717.8/8, 1815 год, Пахомий. РГБ 214.530, 1815-16 года, Маркиан. РГБ 178.1.4557, 1818 год. РНБ 1106.7, перв. четв. XIX в., до 1822 год. ГИМ, Сим. 25, 1826 год, Паисий. РГБ 214.528, 1827 год, Макарий/Алипий. РГБ 178.1.7644, 1829 год. РНБ, 717.9/9, 1833 год. РНБ, 905. F.612, перв. пол. XIX в., до 1842 года, Вонифатий. Мелхиседек. РГБ 178.1.8984, 1845 год. БАН, Алекс.-Свирск. 5, 1849 год. ГИМ, Сим. 26, втор. четв. XIX в. Иларион (Ремизов). РГБ 214.529, перв. пол. XIX в., Иоанн (Наголкин). РНБ, 905. F. 158, перв. пол. XIX в. РГБ 214. 531, перв. пол. XIX в. РГБ 214. 532, перв. пол. XIX в. РГБ 178.1.2238 перв. пол. XIX в. РГАДА 196.1.1670, перв. пол. XIX в. РГИА фонд 834 оп. 3. д. 3912, перв. пол. XIX в. РГБ 247.68, 19 в. перв. пол. XIX в. НАРМ 2119.2.18, 60-е годы XIX в. Список сокращений РГИА – Российский государственный исторический архив РГАДА – Российский государственный архив древних актов БМН – Библиотека монастыря Нямц РГБ – Российская государственная библиотека РНБ – Российская национальная библиотека БАН – Библиотека Российской академии наук ГИМ – Государственный исторический музей BAR – Библиотека Академии наук Румынии ИАБ – Исихазм. Аннотированная библиография   Приложение Предисловие к книге свв. Варсонуфия и Иоанна из рукописи РГБ 214.530 [л. I] К читателем. Похваление наше великому старцу преподобному Варсонуфию, и его ученику и спостнику авве святому, несть нужно: самая бо их писания, сиесть ответы их, вопрошающим, в душевное наставление поданныи, толико сладчайшии, духовно-жизненных вод источник имущии, довольно явствуют, колико отменное святаго Варсонуфия, душевное преуспеяние, и к Единому Богу присоединение бе. И святаго Иоанна его ученика и спостника, с сущею их друг ко другу о Христе любовию: всяк со вниманием благоусердно чтущий узрит, и со удивлением возчувствует в душе своей благожелательное духовное обучение; узрит душевными очесы духовноискусное наставление, каковыми способами, душе в треволнениях бедствующей проходить сквозе лукавствия духов, к зрению лучи Божественныя отрады, награждающия небесным наследием.

http://bogoslov.ru/article/6192185

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010