С. 60-79; он же. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991. С. 136-138; см. также: Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 595-596; Печников. 2017. С. 245-346); по мнению др. исследователей, не учитывающих фактора конфликта Н. с киевским князем начиная с июля 1147 г.- грамота была составлена ок. 1148 г. ( Греков. 1929. С. 19-20; Черепнин Л. В. Русские феод. архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1951. Ч. 2. С. 115; Каштанов С. М. Жалованные акты на Руси XII-XIV вв.//Средневек. Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 21-32; он же. Исследования по истории княжеских канцелярий средневек. Руси. М., 2014. С. 86-93; Седов Вл. В. О ранней истории новгородского Пантелеймонова мон-ря//ДРВМ. 2011. 4(46). С. 13-31). В 1135 г. вместе с блгв. кн. Всеволодом Мстиславичем Н. заложил в Новгороде каменную ц. Успения на Торгу. 5 дек. 1136 г. с участием кн. Святослава (Николая) Ольговича и, очевидно, Н. «великымь священиемь» был освящен собор в честь свт. Николая Чудотворца на Ярославовом дворище (Николо-Дворищенский), заложенный еще в 1113 г. (НПЛ. С. 20, 24, 204, 209). В 1146 г. «въ граде» (в юж. части новгородского Детинца) была освящена деревянная ц. в честь святых Бориса и Глеба. Годом раньше каменная Борисоглебская ц. была заложена кн. Ростиславом Мстиславичем под Смоленском на Смядыни - месте мученической кончины св. Глеба. Летописец Н. отметил оба этих события (НПЛ. С. 27, 213-214). Активизация поминовения святых страстотерпцев, вероятно, была связана с миротворческим направлением церковной политики митр. Михаила (покинувшего Русь к 13 авг. 1146), деятельным сотрудником и единомышленником к-рого был Новгородский епископ. В 1144 г. в Новгороде были расписаны притворы Софийского собора, а в 1151 г.- возведены церкви свт. Василия Великого и святых Константина и Елены. 23 апр. следующего года во время большого пожара сгорело 8 новгородских церквей на Торговой стороне, а также «варязьская», т. е. ц. св. Олава, принадлежавшая сканд. купцам (НПЛ. С. 29, 215). В том же году архиепископ поновил собор Св. Софии - купола были обиты свинцом, а его стены покрыты известью (НПЛ. С. 29, 215). По гипотезе А. А. Турилова , основанной на интерпретации записи об освящении собора Св. Софии в месяцеслове псковского Апостола 1307 г. (указание на Киев и дату 952 г. исследователь считает результатом ошибок переписчиков), в 1152 г. Новгородский кафедральный собор после проведенных там Н. ремонтных работ был переосвящен ( Турилов А. А. Два византийско-русских историко-архитектурных сюжетца//Σοθια: Сб. ст. по искусству Византии и Др. Руси в честь А. И. Комеча. М., 2006. С. 455-457). В 1153 г. Н. прибыл в Ладогу и заложил в этом городе храм в честь свт. Климента, папы Римского; в том же году игум. Аркадием (к-рый, очевидно, покинул Пантелеимонов мон-рь еще при жизни кн. Изяслава Мстиславича) под Новгородом был основан Аркаж (Аркадиевский) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь .

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Ср., однако, мнение А. С. Хорошева, что «Лука был поставлен собором русских епископов по предложению Ярослава», видимо, имеется в виду, что без участия митрополита-грека ( Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе… С. 18). ПВЛ. С. 67. НПЛ. С. 15. НПЛ. С. 16; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 116. Гимон Т. В.Происхождение текста Синодального списка Новгородской I летописи за 1017–1115 гг.//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. 3(37). С. 21–22; он же. События XI – начала XII в… С. 620–641. НПЛ. С. 15–17. Примерно те же статьи с небольшими изменениями читаются и в НПЛмл., но статья 1039 г. отсутствует, а под 1044 г. добавлено: «Ходи Ярослав на Литву; а на весну же Володимир заложи Новъгород и сдела его» (НПЛ. С. 181). например: Гимон Т. В.События XI – начала XII в… С. 638. ПВЛ. С. 67; То же в летописях НСГ: ПСРЛ. Т. 42. С. 64. Эта летописная статья, как известно, играла одну из ключевых ролей в реконструкции ранних этапов русского летописания: А. А. Шахматов датировал 1039 г. составление Древнейшего митрополичьего свода ( Шахматов А. А. Разыскания… С. 398–420; см. также: Приселков М. Д. История русского летописания XI–XV вв. М., 1996. С. 61–64). Каргер М. К. Древний Киев. Т. 2. М.; Л., 1961. С. 11; Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв.: Каталог памятников. Л., 1982. С. 7. См.: Иоаннисян О. М., Елшин Д. Д., Зыков П. Л., Ивакин Г. Ю., Козюба В. К., Комар А. В., Лукомский Ю. В. Десятинная церковь в Киеве (предварительные итоги исследований 2005–2007 гг.)//Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого света. СПб., 2009. С. 335–339; Д. Д. К вопросу о реконструкции первоначального облика Десятинной церкви в Киеве//Славяно-русское ювелирное дело и его истоки. СПб., 2010. С. 363–369. Шахматов А. А.Разыскания... С. 415; ПВЛ. С. 483. Мурьянов М. Ф. О летописных статьях 1039 и 1131 гг.//Летописи и хроники, 1973. М., 1974. С. 111–114. См.: Гадло А. В. «Корсунские попы» на Руси… С. 207–213. Мусин А. Е. О некоторых особенностях древнерусского богослужения XI–XIII вв. (Церковь Преображения Господня на Нередицком холме в литургическом контексте эпохи)//НИС. Вып. 8(18). СПб., 2000. С. 216, примеч. 4.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

Ср. мнение А. В. Гадло, что «десятинный клир не оказал ему (Ярославу.– М. П.) поддержки. Его глава принял сторону врага Ярослава и тем явно скомпрометировал всю корсунскую общину» ( Гадло А. В. «Корсунские попы» на Руси… С. 203–204). О недоверии Ярослава Иоакиму по той же причине пишет А. Ю. Карпов ( Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. М., 2005. С. 61–63, 274, 284). «В лето 6506. В Новегороде владыка Аким уряди себе монастырь Десятинный, а Святую Софею заложи дубову конець Пискупли улици, над Вольховом, и сверши ю о двунатцати версех» (ПСРЛ. Т. 16. Вых. ДанныеС. 40; ср.: Новгородские летописи (так называемые Новгородская вторая и Новгородская третья летописи). СПб., 1879. С. 2, 173–174, 181). Эти сведения зачастую с доверием принимаются в историографии (см., например: Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе. С. 14; Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. С. 61). НПЛ. С. 16, 181. Первое сообщение, по обоснованному мнению Т. В. Гимона, восходит к новгородскому летописанию конца XI в., второе – к летописному своду 60-х гг. XII в. ( Гимон Т. В. События XI – начала XII в… С. 634–649). Щапов Я. Н. Государство и Церковь... С. 34. В одном из уникальных и ранних по происхождению сообщений Синодального списка НПЛ говорится: «В лето 6525. Ярослав иде к Берестию. И заложена бысть Святая София Кыеве» (НПЛ. С. 15). Речь, безусловно, идет о начале строительства нового (видимо, также деревянного) храма Св. Софии, который строился вместо сгоревшего, о чем сообщает в своей хронике современник – Титмар Мерзебургский в 1018 г. ( Титмар Мерзебургский. Хроника. М., 2009. С. 177). Когда был построен этот погибший в пожаре первый киевский храм Св. Софии, неизвестно, вполне возможно, что он действительно возник в связи с основанием на Руси митрополии в конце X в. ( Щапов Я. Н. Государство и Церковь... С. 25), что, однако, не дает твердых оснований для мнения об одновременном возведении храма с таким посвящением в Новгороде. НПЛ. С. 473. См.: Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//Книжные центры Древней Руси: Севернорусские монастыри. СПб., 2001. С. 93; Секретарь Л. А. Десятинный в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь//Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2006. С. 456; она же. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 284–285. См. об урочище Десятина: Мусин А. Е. Загадки Дома Святой Софии. СПб., 2013. С. 25 (исследователь связывает название местности с существовавшей здесь с XI в. городской таможней, где налог, согласно нормам церковного Устава Ярослава, собирался в том числе каждую десятую неделю в пользу епископа).

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

Поппэ А. В.Русские митрополии Константинопольской патриархии в XI столетии//ВВ. М., 1968. Т. 28. С. 98—102 (фото Куаленовского списка). Там же. С. 99 (фото Куаленовского списка); Darrouzes J.Op. cit. P. 344 (список ?). Поппэ А.Русские митрополии. . . С. 98—102. Darrouzes J.Op. cit. P. 403. Beck ?. G.Kjrche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. Munchen, 1959. S. 174, 179. «????????? ???? " ?????» (Афинский список); «????????? ???? " ??????» (Ватиканский список). Darrouzes J.Op. cit. 343. N 62—63. Ibid. P. 349—350. To же в списке L (Reginensis 57) «Нотиции 15» (Там же. p. 381—382). В Афонском Дионисиевском списке эта Русь называется ? ?????? " ?????, т. е. «Великая Русь» в отличие от «Малой Руси». Muller L.Zum Problem des hierarchischen Status und jurisdiktionellen Abhandigkeit der russischen Kirche vor 1039. Koln; Braunsfeld, 1959 (Osteuropa und der deutsche Osten, III. 6). S. 24. Приселков М. Д.Русско-византийские отношения в IX—XII вв.//ВДИ. 1939. 3. С. 104—105. Поппэ А.Русские митрополии. . . С. 97—103. ПВЛ. Ч. 1. С. 137—139. 6585 (1077) г. «преставися Феодор архепископ новгородьскый» (НПЛ. С. 18); 6616 (1108) г. «преставися архепископ Новъгородьскыи Никита»; 6618(1110) г. «приде архепископ Иоанн в Новъгородь месяця декабря в 20» (Там же. С. 19); 6638(1130) г. «. . .отвьржеся архепископ Иоанн Новагорода и поставиша архепископа Нифонта. . .»(Там же. С. 22). «Крестися Володимир и вся земля Руская; и поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градом епископы и попы и диаконы» (Там же. С. 159). Там же. С. 473. Щапов Я. Н.Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной Республики. Вып. I. С. 51; Вып. II. С. 189—190. НПЛ. С. 19. Там же. С. 22. Там же. С. 29—30. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 498. НПЛ. С. 31—32. О дате см.: Бережков Н. Г.Указ. соч. С. 234 НПЛ. С. 38. Там же. С. 40. Там же. С. 44—45. Упомянут перед Матфеем в Замойском сборнике XV в., перечень которого восходит к концу XIII—XIV в. (до 1305 г.): «А се о руськых митрополитех. Первый митрополит рускыи Феопемьт, Ларион, Георгий, Иоанн, Иоан, Никола, Никифор, Никита, Михаил, Костятнин (!), Дионисии, Матфеи, Курил, Максим» (см.: Щапов Я. Н.Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной Республики. Вып. II. С. 139).

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

В Новой Перекопи Иван Фомин сын Хрущев генваря с 1-го числа 207-го году, а на ево место отпущен Александр Евтропьев сын Чернышев и переменить велено по сроке. Справил Бориско Алексеев. На службе великого государя в Малоросииских городдех: в Киеве – боярин и воевода князь Петр Иванович Хованской октября со 8-го числа 25-го году, да с ним в товарыщах столник Венедикт Борисов сын Змеев марта с 18-го числа 207-го году, дьяк Иван Невежин августа с 22-го числа 207-го же году. Да по памятям из Розряду, из Ыноземского приказов прошлого же 205-го году посланы были в Киев с ним же боярином и воеводою из житья: Иван Макаров сын Полянской, рейтарского строю прапорщики: Ефтиеей да Нинула Никитины дети Брылкины, Петр Меншой Тиханов сын Сухарев; и в сметном Киевском списку прошлого 207-го году написано, что вышепомянутые жилец и прапорщик из Киева отпущены; да по тому же сметному списку написан в Киеве столник Яков Иванов сын Ушаков, а ис приказу Малыя Росии великого государя грамоты о бытии ево там в Киеве к боярину и воеводам не послано. – В Переяславле околничей и воевода Михаила Васильевич Сабакин августа с 30-го числа 204-го году. В Нежине околничей и воевода Никита Иванович Акинфов августа с 30-го числа 204-го же году, а с ним столник сын ево Камбар Акинфов, да из житья Иван Степанов сын Сеченой. В Чернигове околничей и воевода князь Иван Степанович Хотетовской ноября с 1-го числа прошлого 207-го году. На Самаре в Новом Богородицком околничей и воевода Петр Иванович Потемкин октября с 3-го числа 206-го году, дьяк Иван Салтанов июня с 16-го числа 207-го году; на Самаре же в Сергиевском городке из дворян Никита Корнилов сын Ширков марта с 22 числа 207-го году. В Орле городке из дворян же Иван Климов сын Судейкин генваря з 20-го числа 206-го году. Справил Ивашко Петров. В приказе княжества Смоленского выписано: в Смоленску боярин и воевода Петр Самойлович Салтыков марта з 19-го числа 205-го году, да с ним в товарыщах столник и воевода Федор Иванов сын Протасьев июня с 1-го числа сего же году, да дьяк Алексей Авдеев нынешняго 208-го году ноября з 12 числа; завоевотчики столник Иван Васильев сын Прончищев, Дмитрей Бабин; у салдат генерал порутчик Андрей Андреев сын Цей, полковники: Иван Буш, Юрья Абрам, Матвей Фливерк, Филипп Синибиер; у пушкарей головою Венедикт Поливкин, а на ево место велено быть Данилу Копылову и переменнить безсрочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Им же полюбился его духовный отец Климент, Богом отмеченный, и благословил его архиепископ Далмат на епископство собственной рукой.) Был поставлен в Киеве зимой 1276 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 323). Дата преставления – 22.05.1299 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 329–330, 473). 2992 Был избран управляющим епархией в 1299 г. (Новгородская Первая лет.; ПСРЛ. Т. 3. С. 330). Там же сказано, что на поставление в Новгород прибыл митрополит Максим с Ростовским епископом Симеоном и Тверским епископом Андреем, которые и совершили епископскую хиротонию 29.07.1300 (ПСРЛ. Т. 3. С. 330). По сообщению Новгородской Первой лет. в 1308 г. ушел на покой из-за болезни, благословив на свое место Давида (ПСРЛ. Т. 3. С. 332) Скончался в 1310 г. в Благовещенском монастыре (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 369–370). Память – 23.12 и 23.01. 2993 По сообщению Новгородской Первой лет., был избран народом, а затем благословлен архиепископом Феоктистом на поставление в 1308 г. 05.06.1309 был поставлен во архиепископа Новгородского во Владимире (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 332–333). Вторая дата – дата кончины, по Новгородской Первой лет. (Там же. Стб. 339, 474). 2994 По сообщению Новгородской Первой лет. избран новгородцами после кончины архиепископа Давида в 1324 г. В 1325 г. он упоминается уже как архиепископ, а в 1326 г. прибыл в Новгород (ПСРЛ. Т. 3. С. 340). В 1330 г. архиепископ Моисей покинул кафедру и принял схиму, благословив себе преемника (ПСРЛ. Т. 3. С. 342). В 1352 г. в связи с кончиной архиепископа Василия, бывшего преемником святителя Моисея, новгородцы, по сообщению Никоновской лет., послали письмо к митрополиту Св. Феогносту с просьбой вернуть им в качестве архиепископа Моисея и получили благословение митрополита (ПСРЛ. Т. 10. С. 224). В 1359 г., по свидетельству Новгородской Первой лет., архиепископ Моисей вторично добровольно оставил кафедру (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 365). Под 1362 г. в Новгородской Первой лет. говорится: «Постави Моисии владыка церковь камену святое Благовщение на Михаилов улиц». (ПСРЛ. Т. 3. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следующее послание П. написал своему другу, свящ. Димитрию, в Полтаву в 1766 г. (на слав. яз.: НАРМ. 2119.2.16. Л. 222-243; 2119.2.22. Л. 24-38 об.; 2119.3.82. Л. 148-160; Bucur. Acad. Romana. Bibl. slav. 485. Fol. 25-45; 577. Fol. 23-39v; 384. Fol. 214-231; 367. Fol. 135-156; 374. Fol. 204-222; Ath. Chil. N 690. Fol. 1-28; Ath. Zogr. N 269. Fol. 56-81v; N 389. Fol. 1-18; Б-ка Рильского мон-ря. 5/53. Л. 1-17 об.; РНБ. 573.279. Л. 153-174 об.; РГБ. 214.140. Л. 1-11; 214.141. Л. 1-26; 214.142. Л. 68-86 об.; 214.220. Л. 124 об.- 137; 214.618.2. Л. 16-44 об.; на румын. яз.: Bucur. Acad. Romana. Bibl. rom. 1973, 1994, 2115, 5548; Adunare a cuvintelor. 1817. P. 297-336; Житие и писания. 1847. С. 238-256; Жгун, Жгун, сост. 2014. С. 391-417). В том же году он писал иером. Софронию, настоятелю скита Робайя, управляемому мон-рем Арджешт (на румын. яз.: Bucur. Acad. Romana. Bibl. rom. 4301. Fol. 246v - 250; 5110. Fol. 87-90v; НАРМ. 2119.3.70. Л. 85-86; на рус. яз.: Четвериков. 1988. С. 207-208 (частично); Жгун, Жгун, сост. 2014. С. 391-417). В 1767 г. П. направил послание, адресованное насельникам обители Пояна-Мэрулуй (НАРМ. 2119.3.70. Л. 87-89; РГБ. 214.146. Л. 2-7; Житие и писания. 1847. С. 234-238; Четвериков. 1988. С. 213-215 (частично); Жгун, Жгун, сост. 2014. С. 391-417). К периоду со 2 июня 1768 по 18 марта 1772 г. относится переписка П. со старшиной Запорожской Сечи. Цель переписки - допустить насельников Нямецкого мон-ря к сбору милостыни на контролируемых Сечью территориях (на слав. яз.: ЦГИАК. Ф. 229. Оп. 1. Д. 166. Л. 35-109 об.; Старик. 2002. С. 157-162; Шумило. Прп. Паисий Величковский и Запорожская Сечь. 2015. С. 93-121). Известно письмо П. митр. Киевскому Арсению (Могилянскому) , к-рое тематически связано с предыдущими письмами в Сечь и содержит важные сведения об обстоятельствах и о причинах ухода братства П. с Афона (ЦГИАК. Ф. 227. Оп. 1020. Д. 3443. Л. 25; «Nobicmь про святий собор». 2016. С. 181-185; Шумило. Неизвестное письмо. 2017. С. 245-248). До 1770 г.

http://pravenc.ru/text/2578651.html

Въ лто 1220. Приде архиепископъ Митрофанъ, оправивъся Богомъ. и святою Софиею, въ Новгородъ марта въ 17; а Антония митрополитъ у себе въ чести, въда ему епископью въ Перемышли.» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 259–261) (В год 1218. В этот же год прибыл из Владимира архиепископ Митрофан Новгородский в Новгород и новгородцы поместили его в монастыре Благовещения Святой Богородицы. В год 1219. В этот год поехал архиепископ Антоний в Торжок, а новгородцы ввели архиепископа Митрофана на архиерейский двор на кафедру, а к Антонию послали: «Иди, куда хочешь». Но Антоний вернулся в Новгород в монастырь святого Спаса в Нередицах. Князь и новгородцы сказали Митрофану и Антонию: «Идите к митрополиту, кого он нам пошлет, тот наш епископ»; и отправили с ними иеромонаха Вассиана и священника Бориса. В год 1220 прибыл архиепископ Митрофан, оправданный Богом и Святой Софией, в Новгород 17 марта, а Антонию митрополит воздал честь, дал ему епископство в Перемышле.) Скончался 03.07.1223 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 263). 2983 В миру – Добрыня. Привез в Новгород из Царьграда частицу гроба Господня, после чего постригся в Хутынском монастыре. Был избран для замены владыки Митрофана (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 259–261) В 1219 г. был изгнан с кафедры, но вернулся в город. Для разрешения спора с владыкой Митрофаном отправился в Киев. Был перемещен на Перемышльскую кафедру. В 1225 г. вернулся в Новгород на свою кафедру. В 1228 г. оставил кафедру по собственной воле и удалился в Хутынский монастырь. Через некоторое время был возвращен на кафедру по волеизъявлению веча. «Въ лто 1211. Тъгда же бяше пришьлъ, прже изгнания Митрофаня архиепископа, Добрына Ядриковиць изъ Цесаряграда и привез съ собою гробъ господень, а самъ пострижеся на Хутин у святого Спаса; и волею божиею възлюби и князь Мьстислав и вси новгородьци, и послаша и въ Русь ставитъся; и приде поставленъ архиепископъ Антонии» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 250) «Въ лто 1219. Того же лта иде Антонъ архиепископъ новгородьскыи на Тържкь; новгородьци же въведоша архиепископа Митрофана въ дворъ опять на столъ, а къ Онтонию послаша: «поиди, кде ти любо».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антонии же поиде въ Новгородъ и святого Спаса въ Нередицяхъ. Князь и новгородьци рекоша Митрофану и Онтону: «идита къ митрополиту, да кого намъ прислеть, то нашь владыка»; и пустиша с нима цьрньця Васияна попа, а другого попа Бориса» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 251) «Въ лто 1220. Приде архиепископъ Митрофанъ, оправивъся богомь. и святою Софиею, въ Новгородъ марта въ 17; а Антония митрополитъ у себе въ чести, въда ему епископью въ Перемышли» ( НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 261) «Въ лто 1225. Приде архиепископъ Антонии ис Перемышля въ Новгородь и сде на свосмь стол, и ради быша новгородьци своему владыц» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 269) «Въ лто 1228. Поиде Антонии, архиепископъ новгородьскыи, на Хутино къ святому Спасу по своеи воли Тои же осени наиде дъжть великъ и день и ночь, на Госпожькинъ день, оли и до Никулина дни не видхомъ свтла дни, ни сна людьмъ бяше лз добыти, ни нивъ длати. Тъгда же оканьныи дияволъ, испьрва не хотяи добра роду человчю и завидвъ ему, зане прогоняшетъ его нощнымъ стояниемь, пниемь и молитвами, и въздвиже на Арсения, мужа кротка и смерена, крамолу велику, простую чядь. И створше вче на Ярослали дворе, и поидоша на владыцьнь дворъ, рекуче: «того для стоить тепло дълго, выпровадилъ Антония владыку на Хутино, а самъ слъ, давъ мьзду князю»; и акы злодя пьхающе за воротъ, выгнаша; мал ублюде богъ от смерти: затворися въ церкви святи Софии, иде на Хутино. А заутра въвдоша опять Антония архиепископа и посадиша с нимъ 2 мужа: Якуна Моисевиця, Микифора щитник» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 270–273). (В год 1211. Тогда же прибыл, до изгнания архиепископа Митрофана, Добрыня Ядрейкович из Царьграда и привез с собой гроб Господень, а сам постригся в Хутынском монастыре Святого Спаса, и волей Божией возлюбил его князь Мстислав и все новгородцы, и послали его на Русь для поставления; и, рукоположившись, вернулся с именем архиепископа Антония. В год 1219. В этот же год отправился Антоний, архиепископ Новгородский, в Торжок, а новгородцы ввели архиепископа Митрофана на двор для занятия кафедры (митрополичьей), а к Антонию написали; «Иди, куда хочешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«В то же лето заложена бысть Святая София Новегороде Володимеромь княземь» (Там же. С. 16), «заложи Володимир святую Софею в Новегороде» (Там же. С. 181; аналогичная запись: ПВЛ. С. 68). «В лето 6558. Свершена бысть святая Софеа в Новегороде, повелениемь князя Ярослава и сына его Володимира и архиепископа Лукы» (НПЛ. С. 181). В летописях НСГ дополнительно указано, что освящение произошло «на Въздвижение Честнаго Креста» (ПСРЛ. Т. 42. С. 65; Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 117; Т. 6. Вып. 1. Стб. 180–181). НПЛ. С. 181. В Син. (НПЛст.) говорится, что деревянная София сгорела в том же 1045 г., в котором был заложен каменный собор, «в субботу, по заутрьни, в час 3, месяця марта в 15» (НПЛ. С. 16). Согласно же младшему изводу НПЛ, пожар произошел «в лето 6557(1049)»: «Месяца марта в 4, в день суботныи, сгоре святая Софея; беаше же честно устроена и украшена, 13 верхыимущи, а ту стояла святая Софея конець Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотъке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом» (Там же. С. 181; Борисоглебская церковь была возведена Содко в Детинце в 1167 г. (Там же. С. 32, 219), что указывает на примерное время составления записи). Поскольку эти сообщения по-разному отражают хронологию событий, установление правильной даты вызвало полемику в историографии. Одни исследователи склоняются к первичности редакции НПЛмл. ( Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 221; Гиппиус А. А. К истории сложения… С. 56–57, примеч. 141), другие – НПЛст. (Син.) ( Янин В. Л. Церковь Бориса и Глеба в новгородском Детинце: О новгородском источнике Жития Александра Невского// Янин В. Л. Средневековый Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 245–246; исследователь, в частности, указал на недостоверность сведения НПЛмл. о первоначальном местоположении Софийского собора); высказывалась также точка зрения, что в первоначальном виде записи Син. речь шла о гибели в пожаре не новгородского, а старого киевского Софийского собора ( Сивак С. И. О деревянной Софии в Новгороде//Russia Mediaevalis. 1992. T. VII, 1. C. 9–15). Недавно вопрос был обстоятельно рассмотрен Т. В. Гимоном, пришедшим к выводу, что сообщение Син. восходит к новгородскому летописанию конца XI в., а НПЛмл., как полагает и А. А. Гиппиус, – к летописному своду конца 60-х гг. XII в. ( Гимон Т. В. События XI – начала XII в... С. 643–650).

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010