Вот еще пример печали Ангела-Хранителя. Преподобный Павел Препростой имел дар прозрения. Придя однажды в некоторый монастырь, он остановился у дверей церковных и стал смотреть, кто в каком состоянии входит в церковь . Была вечерня. Все входили с лицом светлым и душою просвещенною, вместе с каждым из братий входил, радуясь, и его Ангел; одного же брата видел входящего с лицом темным и душою помраченною, окруженного бесами, из которых каждый влек его к себе, а св. Ангел-Хранитель его шел за ним издали, унылый и плачущий. Увидев сие, святой опечалился о погибшем брате; от огорчения не вошел он и в церковь , посидел у церкви и горько плакал. Когда вечерня окончилась, братия выходили такими же, какими и входили, – осененные Божественным светом. Св. Павел увидел и того брата, который был прежде темен, но лицо его теперь было радостное, и благодать Святого Духа осеняла его. Ангел-Хранитель шел рядом с ним и поддерживал его под руку, а бес рыдал и не мог приблизиться. Увидев столь быструю перемену инока, преподобный остановил его и, рассказав пред всеми виденное о нем, спросил причину внезапной его перемены. Тогда инок, видя, что он облечен откровением Божиим, рассказал о себе следующее. «Я, – сказал он, – весьма грешен; много лет прожил в нечистотах. Придя сегодня в церковь, услышал чтение из Книги пророка Исаии, лучше же сказать – слова Самого Бога, говорящего чрез него: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» ( Ис. 1:16–18 ). Услышав сие, я умилился душою, отверзлись во мне душевные очи, познал я свое окаянство и погибель и, вздохнув, сказал Богу в уме своем: Ты Бог, пришедший в мир спасти грешных, что ныне сказал Ты чрез пророка Своего, то исполнено мне самым делом; вот я обещаю не делать с сего времени, при помощи Твоей, ничего злого, но отвергнусь всякого беззакония и отныне поработаю Тебе, Владыко, чистой совестью, только Ты Сам прими меня кающегося и не отринь припадающего. С сими обещаниями вышел я из церкви и положил в своем сердце больше не грешить перед Богом». Тогда все, слышавшие сие, прославили Бога, приемлющего всякого человека, приходящего к Нему с покаянием. (Житие, 4 октября.)

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Все эти изречения Св. Писания ясно доказывают, что души христиан имеют соотношение с Ангелами и этим самым полагают наше утешение, что связь между нами и усопшими не расторгается. Чем сильнее наша вера, тем теснее эта связь; принятие Св. Таин с ревностью по Христе переносит нас в область духовную и ставит нас в тесный союз с душами избранных. Взаимная молитва живых об упокоении душ усопших и ходатайство усопших о благе живых, не составляют единственное отношение мира видимого с невидимым. Бог нередко давал знать свою волю через пророков и святых мужей. Апостол Павел приводит пример чудесного сообщения умерших с живыми, когда, восхищенный до третьего неба он повествует о виденном им в Раю, чего никакой язык не может передать: «Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:1–5 ). Из всего этого можно заключить, что связь, действительно существующая между миром видимым и невидимым, не подлежит никакому анализу и не всякому даже дано ее испытать. Человек без религии и веры, видящий в предметах его окружающих причину и конец всему, не может дать в душе своей никакого места откровениям. Но коль скоро он поймет единственную цель жизни – сблизиться с понятием о Творце вселенной, посвятить жизнь свою прославлению Святого имени Господа, – тогда уяснится ему то, что было покрыто мраком в его тесном уме, и тогда только вступит он в круг вращения сил небесных, управляемых рукою Всевышнего. Впрочем, не следует преувеличивать значение этого суждения. Было бы безрассудно предполагать, что души принимают участие в малейших частностях земной жизни, что они следят за всеми нашими действиями, что они живут нашей жизнью. Это было бы ошибочно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Всеблагий Творец мира видимого и невидимого не хотел смертью расторгнуть на веки этого прекрасного согласия и духовного союза, мы утешаемся при мысли, что все это переживает земные развалины для продолжения своего в вечности. Если по неисповедимым путям Промысла Божия Творец вселенной не дозволил цепи этой иметь полного развития, если Господь разрывает ее кольца, то это для того, чтобы указать человечеству на непостоянство и шаткость счастья на земле. Тусклый отблеск служит нам только приготовлением постичь то вечное блаженство, которое нас ожидает в будущем; блаженство полное услады, в котором скорби наши исчезнут, земные печали забудутся, где мы будем собирать то, что мы посеяли. Христианская душа, которая при жизни освящена была плодотворным светом Евангельского учения, подходя к вратам вечности, пораженная величественной картиной, представляющегося ей и, видя Христа Спасителя нашего, страдавшего за наши грехи и для нашего искупления, душа эта без сомнения забывает все страдания и скорби при расставании с родными, друзьями и дорогими ее сердцу. Без духовной жизни и жизни сердца немыслимо достичь подножья Престола Небесного, цель же нашего существования – приблизиться к Богу и возлюбить Его всем сердцем нашим и всей душой. Какое громадное значение имеет для христианина воскресение Господне, Страшный суд, кончина света, утверждение Небесного Царства, не подлежащего разрушению! Не должны ли мы придти к тому, почти неоспоримому заключению, что отношения между миром видимым и невидимым существуют? Проявления их обнаруживаются, когда Богу угодно сделать наш ум доступным к принятию святых вдохновений или приподнять завесу тайны Его творений. Усердная молитва усопших, восходящая по теплоте своей к Престолу Божию, составляет для нас утешение и опору: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр.12:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Вследствие этого превращения произошла на Небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( Откр. 12:7–9 ). Что такое человек? Такой же сотворенный дух, как и Ангелы, но облеченный в тело. Прочие сотворенные духи отличаются от человека тем, что не имеют его тела, его плоти. По этой причине они называются бестелесными, бесплотными, невещественными. Называются они невидимыми, потому что мы, будучи извращены и страшно повреждены падением, не видим их в обыкновенном состоянии нашем. Наше тело совсем не таково, каким оно создано: оно соделалось для человека узами и темницею; оно лишено многих способностей; оно оковано многоразличными немощами. Воскреснет оно уже иным, и человек, не переставая быть человеком, вступит в разряд сотворенных духов, причислится к сонму их, будет находиться в обществе их и в общении с ними. Отношения естества человеческого ко всей обстановке его будут те же, в каких находится и естество духов. Возвещено это Господом. Воскресшие человеки узрят ( Мф. 26:64 ) Сына Божия, невидимого по Божеству, видимого в Его Божественном человеческом теле, узрят и Ангелов в их собственном виде. Если бы не было вида у Ангелов, то воскресшие человеки не могли бы увидеть их, и Сын Божий предстал бы в странном одиночестве. Если бы не было движения у Ангелов, то они не могли бы придти с Господом, Который по Своему человечеству естественно имеет движение. Здесь Господь изобразил движение Ангелов подобным Своему движению; движение с движением совокуплено в одно действие. Впрочем, мы веруем, что движение тела Господня, по Божественности этого тела, несравнимо с движением, к которому способны Ангелы: столько превосходнее движение движения. Некоторым из святых был уже показан в священном видении тот образ, в каком совершится второе пришествие Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Говоря о Себе, Спаситель также употребляет понятие Царства Божьего для обозначения сверхъестественного потустороннего нематериального мира. Спаситель о Себе говорит так. «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» ( Мк.14:25 ). Поскольку эти слова Спаситель произносит на Тайной вечере перед восхождением на гору Елеонскую, то понятие Царства Божьего в этих словах употреблено для обозначения нематериального сверхъестественного мира. Подобная мысль высказана и в другом месте из Библии. «Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» ( 1Кор.15:50 ). Таким образом, понятие Царства Божьего, которое употреблено в данной цитате, применяется для обозначения потустороннего нематериального сверхъестественного мира. Однако, несмотря на то, что термин Царство Небесное и Царство Божье применяются в Библии для обозначения разнообразных религиозных понятий, в описании Царства Божьего никаких противоречий нет. Наоборот, применение словосочетания Царство Божье для обозначения различных понятий, говорит о том, что это очень широкий и многогранный термин. Но, несмотря на свою многогранность, это понятие объединено единой сущностью и представляет собой цельную монолитную структуру. И это доказывается глубинной сутью этого понятия. И в каком бы смысловом значении не употреблялось бы понятие Царства Небесного и Царства Божьего, прежде всего оно указывает на присутствие Божественного Начала на том человеке, предмете или явлении, о котором говорится. Именно в этом главное смысловое значение понятий Царства Небесного и Царства Божьего. Поэтому, указывая на то, что Спаситель ходил, проповедуя Царствие Божие, Евангелисты и говорят о том, что такая проповедь была угодна Богу-Отцу. Сказав человеку о том, что «недалеко ты от Царствия Божия» ( Мк.12:34 ), Спаситель указал на определенную степень праведности и богоугодности этого человека. Сказав людям «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ), Спаситель говорит о том, что люди должны совершать богоугодные праведные поступки, на которых лежит Благодать Божья. Сказав людям «ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ), Спаситель говорит о том, что такие люди вели праведную богоугодную жизнь и поэтому достигли благочестивого состояния своей души. И на них также присутствует Благодать Божья.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» ( Мф.23:25 ). Поэтому людям говорит Спаситель о том, что не нужно подражать книжникам и фарисеям, потому что они ведут себя неправильно. И поэтому недостойны Царства Небесного. Поэтому Спаситель и говорит людям о том, чтобы они не уподоблялись книжникам и фарисеям. «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» ( Мф.5:20 ). Слово «праведность» – это свойство по значению прилагательного «праведный». Слово «праведный» обозначает «человека, который строго соблюдает правила религиозной морали, благочестивый; справедливый, правильный» (Словарь русского языка, под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1984. т. 3. С. 353). «Слово «превзойти» обозначает «оказаться выше, сильнее, значительнее в каком-нибудь отношении» (СП. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994. С. 568). Таким образом, Спаситель говорит о том, чтобы мораль, порядочность, справедливость людей стала выше, сильней, значительней ложной праведности фарисеев. Только тогда и можно будет людям войти в Царство Небесное. Потому что праведность фарисеев и книжников была показной и ложной, направленной на искажение Закона Божьего. Спаситель и говорит о том, что Царство Божье открывается лишь тем людям, которые живут честно и справедливо, соблюдая Законы Божьи, совершая добрые поступки. То есть ведут высоконравственный богоугодный образ жизни. Понятие невозможности войти в Царство Небесное употребляется в Библии как характеристика образа жизни, связанного с неискренним, лицемерным верованием в Бога. Таким людям Спаситель говорит «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). То есть Спаситель говорит о том, что люди, которые часто упоминают имя Бога, молятся Ему, но признают Бога только на словах, для вида, не войдут в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Далее, хотя Ангелы и не могут быть объектом нашего поклонения, следует по достоинству оценивать их силу. Иногда Бог направляет их произвести суд над нечестивыми. Один из хорошо известных тому примеров – история об ассирийской армии, бросившей вызов Небесному Богу во времена Ветхого Завета. Ночью Ангел-губитель появился в стане, и на следующее утро обнаружилось, что 185 000 ассирийских воинов мертвы. Этот эпизод резко контрастирует с обычным для Ангелов служением охраны и защиты. Но нам следует помнить, что именно в отношении боящихся Бога Ангелы проявляют наибольшее свое могущество. «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс. 33:8 ). Ангелы настолько реальны, что их видели воочию. Давайте прочтем об одном случае, описанном в стихах с 15-го по 17-й шестой главы 4-й Книги Царств: «Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея». Ангелы тесно взаимодействуют с членами человеческой семьи. Они внимательно наблюдают за всем, что происходит с человеком. Они знают нас по именам и фамилиям. Они знают о том, чем мы зарабатываем себе на жизнь. Им известно, где мы живем. Они знают о том, молимся ли мы, или нет. Они знают, оказываем ли мы поддержку делу Божьему, или не оказываем. Им известны все подробности нашей жизни. Ангелам полностью открыты все факты нашей биографии, поскольку они сопровождают нас от колыбели и до могилы. У каждого человека есть Ангел-Хранитель, стремящийся влиять на него таким образом, чтобы человек избирал верные пути. Он также охраняет нас от тысячи опасностей, встречающихся нам на жизненном пути. «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф. 18:10 ). Чем еще мы можем объяснить чудесное вмешательство невидимых сил, сохраняющих нас от беды? Время от времени мы осознаем их благословенное присутствие, но чаще всего мы не отдаем себе отчета в том, сколь многообразно их служение нам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Для тех людей, которые готовы к восприятию Царства Божьего, Спаситель и поясняет тайны Царства Божьего доступно, понятно, открыто. А для тех людей, которые не готовы воспринять понятия Царства Божьего, Спаситель о Царстве Божьем говорит притчами. Именно об этом и говорится в разговоре Спасителя с Его учениками, которые, в отличие от других людей, духовно были уже готовы к восприятию истин Царства Божьего. «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» ( Мф.13:10–13 ). В данном стихе под словами «ибо кто имеет» Спаситель обозначил сильное верование в Бога, которое имели Его ученики, и которое в дальнейшем будет крепнуть и приумножаться. А другие люди, слабо верующие в Бога, если не исправятся, могут лишиться и этого верования. Далее Спаситель поясняет то, почему люди не только не воспринимают пришедшее на землю Царство Божье, но и могут лишиться своего слабого нестойкого верования в Бога. «Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите» ( Мф.13:13–14 ). Это происходит потому, что сердца людей, не верящих в Бога, закрыты для Царства Божьего. А их души огрубели для восприятия Слова Божьего. Потому что такие люди закостенели в грехах своих и пороках. Именно об этом и говорит Спаситель в Своей речи, цитируя слова пророка Исаии. «Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Мф.13:15 ). То есть Спаситель в этих словах говорит о тех людях, которые настолько погрязли в грехе и пороке, и закостенели в неверии в Бога, что не хотят слушать Слова Божьего, не хотят видеть приход Мессии «и не уразумеют сердцем, и да не обратятся» ( Мф.13:15 ). Вот такие люди и не могут понять то, что с приходом Мессии уже пришло на землю Царство Божье, и они не способны воспринять Его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

До парохода, стоявшего в открытом море, нам оставалось ходу минут десять, как вдруг поднялся сильный ветер, туман скрыл от нас пароход, и постепенно разразился ужасный шторм. Пассажиры лежали вповалку на дне маленького катера и тяжело страдали от морской болезни, особенно мучился я, не переносивший ни малейшей качки. К тому же все продрогли, так как при отправлении в Чумикан был тёплый августовский день и пассажиры оделись в лёгкие костюмы. Сила шторма заставила пароход уйти в открытое море, где ему не грозила опасность от подводных камней. А наш катер, подобно щепке, бросало из стороны в сторону, волнами заливало нас и машину. Наконец после долгой борьбы со стихией команда обессилела, каменный уголь истощился, пресная вода кончилась, израсходованы последние спички, которыми мы поджигали платки и рубашки в надежде, что с парохода нас заметят и окажут помощь. Но всё было напрасно. Тёмная непроглядная ночь, беспрерывный холодный дождь и гигантские волны мучили нас. Даже люди маловерные и непонимающие смысла молитвы горячо молились Богу и давали всякие обеты: только бы спастись. У плывших с нами гиляков утонули дорогие охотничьи собаки, смытые с катера волной. Измучившись так до крайности в продолжение 19 часов, мы были приняты на пароход с громкими, радостными криками: «Ура – спасены!» Создание благотворительного братства       ...Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдёшь, и всё, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простёр Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. ( Иер. 1:7–9 ) Христос! Родной простор печален! Изнемогаю на кресте! И челн Твой будет ли причален К моей распятой высоте? А.Блок Когда мне становилось особенно тяжело при виде людских бедствий и в тайниках моего сердца возникало сомнение в возможности преодоления безразличия и косности, я вспоминал Голгофу, Распятого за всех нас на Кресте Иисуса Христа, Его светлый, многострадальный лик, и мне становилось легче. Ободренный, воспрянувший духом, окрепший телом, я твёрдо знал, что вслед за страданиями всегда приходит радость и торжество Воскресения!

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Доказательством справедливости этой мысли является тот факт, что в этой цитате говорится о Царстве Божьем, которое нужно благовествовать. А благовествуют только учение. В другом месте в своей книге Матфей пишет «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» ( Мф.23:13 ). В этой цитате говорится о Царстве Небесном, как о религиозном учении, и о неправильном исполнении Закона Божьего по совету фарисеев и книжников. Говоря о том, что книжники и фарисеи затворяют «Царство Небесное человекам», Спаситель имеет ввиду то, что книжники и фарисеи искажают религиозные понятия Ветхого Завета и не признают учения Христова. И искажая понятия Закона Божьего, не могут научить людей правильно его исполнять. И сами его не исполняют. Поэтому Спаситель и говорит книжникам и фарисеям – «сами не входите и хотящих войти не допускаете». Неправильным толкованием и исполнением Закона Божьего книжники и фарисеи для себя затворяют Царство Небесное, и закрывают его для людей, которые искренне хотят служить Богу. За то, что книжники и фарисеи не дают людям надлежащих знаний по исполнению Закона Божьего, Спаситель порицает их. О чем пишется и в других местах Библии. «И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и [принимать] приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом [месте] на пиршествах, – сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение» ( Мк.12:38–40 ). В Библии понятие поиска Царства Небесного или Царства Божьего употребляется и для обозначения определенного образа жизни человека. Такой образ жизни должен отличаться праведностью, что достигается соблюдением заповедей Божьих. Как образец лицемерия и нарушения Закона Божьего Спаситель приводит образ жизни фарисеев и книжников, и постоянно порицает их. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» ( Мф.23:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010