Ангелы способны к песнопению, и при этом песнопении они произносят слова – это засвидетельствовано и Евангелием, и Пророками. Ангелы, являясь человекам, всегда являлись в виде человеков. Ни одного явления Ангелов в каком-либо другом виде Писание не упоминает; повествуя, что Ангелы являлись в виде человеков, Писание нигде не оговаривает своего повествования, что непременно было бы сделано, если б Ангелы точно не имели никакого вида или имели вид не человеческий. Мы не имеем никакого права иначе понимать Ангелов, как только такими, какими изображает их Писание. Ангелы, являвшиеся Лоту, названы в Писании сперва Ангелами, потом мужами. Ангел предстал жене израильтянина Маноя, матери сильного Самсона, возвещая ей о зачатии и рождении знаменоносного сына. О явлении Ангела жена поведала мужу своему так: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный.Ангел явился жене вторично. Жена поспешила известить об этом Маноя, она сказала ему: вот, явился мне человек, приходивший ко мне тогда. Маной встал и пошел с женою своею, и пришел к тому человеку и сказал ему: ты ли тот человек, который говорил с сею женщиною? И Ангел сказал: я. Маной, полагая, что беседует с человеком, предложил Ангелу трапезу; но Ангел, отказавшись от трапезы, предложил всесожжение Господу. Когда пламень всесожжения разлился очень высоко над алтарем, Ангел вступил в этот пламень и вознесся на небо. Увидев это, Маной и жена его поняли, что являвшийся им был Ангел ( Суд. 13:6–20 ). Евангелист Лука, описывая одно из посещений гроба Господня мироносицами, говорит, что им предстали два мужа в одеждах блистающих ( Лк. 24:4 ). Когда Господь вознесся на небо в присутствии апостолов, и глаза их были устремлены к небу, то внезапно предстали им два мужа в белых одеждах и сказали апостолам: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1:10–11 ). Очевидно, эти мужи были Ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Архангел Рафаил Архангел Рафаил (помощь Божия) упоминается в Книге Товита. «Кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим», – наставляет архиепископ Иннокентий Херсонский . Рафаил поарамейски означает Исцеление Божие или Врачевание Божие. «Послан был Рафаил исцелить» ( Тов. 3:16 ). В Библии имеется прекрасное жизнеописание одного благочестивого семейства. Это Книга Товита, отличающаяся особой назидательностью. Здесь мы видим невидимое служение нам Ангелов Божиих. Товит, отец Товии, да невеста Товии были тяжело больны. И Господь послал святого Архангела Рафаила для исцеления. Когда же прозревший чудесным образом Товит хотел в благодарность отдать незнакомцу половину своего имения, Рафаил сказал им: «ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою... Я Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго... Благословляйте Бога вовек. Ибо я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек» ( Тов. 12:14–18 ). «Весьма поучительны слова, сказанные сим Архангелом при разлучении с семейством Товита. «Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех... твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою». ( Тов. 12:8–9, 13 ). Посему, кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим» – наставляет архиепископ Иннокентий Херсонский . В «Руководстве к написанию икон» вкратце поясняется, что: «святый Архангел Рафаиил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой – стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран» (Фартусов, стр. 226). Архангел Рафаил почитается Церковью как покровитель врачей. Святый Архангеле Рафаиле, исцели мои недуги, и страсти душевные, и телесные. И моли Бога о мне грешном. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Будучи по своей природе выше и совершеннее души человеческой или человека, Ангелы и крепче, могущественнее Его. По данному им от Бога могуществу они могут совершать великие перемены в видимом нами мире, в котором мы живем. Свое могущество Ангелы не раз и проявляли в жизни людей. Постоянное местопребывание Ангелов – Небо. Они предстоят пред Престолом Божиим, хотя по воле Божией иногда и сходят на землю (о чем сказано будет ниже). По своему происхождению Ангелы – такое же творение Божие, как и человек. В какое время они были сотворены Богом и в каком количестве, об этом в слове Божием нет точных сведений. Известно только, что Ангелы сотворены прежде людей. Известно также и то, что число их необычайно велико, – нужно думать, во много раз больше числа всех людей. В слове Божием не раз упоминается о бесчисленном количестве их. Так, св. пророк Даниил в откровении видел сидящего на Престоле Господа Саваофа, между тем как «тысячи тысяч служили ему и тьмы тем (т. е. бесчисленное множество) предстояли пред Ним» ( Дан. 7:10 ). Точно так же и ап. Иоанн «видел и слышал голос многих Ангелов вокруг Престола (Божия)... и число их было тьмы тем (т. е. бесчисленное множество) и тысячи тысяч ( Откр. 5:11 ). Все это бесконечное число Ангелов находится не в одинаковой близости к Богу, а потому Ангелы не все равны между собой. Подобно тому, как и у людей, одни – начальствующие, другие – подчиненные, и между Ангелами есть высшие и низшие, есть начальствующие и подчиненные. В этом отношении все бесконечное число их разделяется на девять разрядов или чинов. А эти девять чинов – на три лика. В первом, самом высшем лике, в самом близком к Богу, находятся первые три чина Ангелов, именно: 1) Серафимы, 2) Херувимы и 3) Престолы. Во втором, среднем лике состоят следующие три чина Ангелов: 4) Господства, 5) Силы и 6) Власти. В третьем, низшем лике находятся последние три чина Ангелов: 7) Начала, 8) Архангелы и 9) Ангелы. Ангелами собственно называется последний девятый, чин бесплотных духов, хотя обыкновенно этим именем мы называем все девять чинов ангельских, начиная с самых высших без различия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В Антиохии был разбойник, по имени Ионафан, свирепый и жестокий. Многих он убивал в пути и в домах, грабил селения и окраины городов. Выведенные из терпения его разбоями, антиохияне выслали против него войско, разбили и рассеяли его шайку, и сам Ионафан был окружен со всех сторон. Находясь в отчаянном положении, он прибежал к столпу, на котором спасался преподобный Симеон, ухватился за столп и горько зарыдал. Симеон спросил его: «Кто ты и откуда, и зачем пришел сюда?» «Я Ионафан, разбойник, – отвечал он, – сотворивший множество зол и пришел сюда раскаяться в грехах моих». Когда разбойник говорил это, в это время приблизились к столпу преследовавшие Ионафана воины и сказали преподобному: «Отдай нам, отче, нашего врага-разбойника. В ограде нами уже и звери выпущены, чтобы растерзать его». Симеон отвечал: «Дети мои, не я преследуемого вами привел сюда, но привел его Сам Бог, Который восхотел принять покаяние от него. И потому дать вам позволение взять его я не могу, ибо боюсь Бога; но если решитесь без моего позволения взять – берите». Питая великое уважение к преподобному, воины не взяли разбойника и он остался при Симеоне и семь дней провел в пламенной молитве к Богу и в плаче, как сказано, великом о своих грехах. По прошествии семи дней Ионафан сказал Симеону: «Отче, не время ли мне уйти от тебя?» Преподобный отвечал: «Уж не собираешься ли опять за прежние дела приняться?» «Нет, отче, – сказал бывший разбойник, – но время исхода моего настало». И, сказав это, умер. Когда ученики Симеона стали после этого готовить умершего к погребению, тут пришли из Антиохии начальники и стали кричать преподобному: «Отдай нам, отче, скорее нашего врага, ибо из-за него весь город пришел в смятение!» Симеон сказал им: «Знайте, что Тот, Который привел разбойника ко мне, Тот приходил сюда со множеством воинств небесных и взял к Себе его душу, покаянием очищенную. И потому я прошу вас более не беспокоить меня». Услышав это и увидев разбойника мертвым, начальники пришли в ужас, прославили Бога, не желающего смерти грешников, и, возвратившись в город, рассказали жителям обо всем, что они видели и слышали.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

В беседе 53-й на Евангелиста Матфея Златоуст говорит: «Заключенный тогда предается наибольшей скорби, когда выводят его пред судилище; тогда наиболее трепещет, когда приближается к месту истязания, когда он должен дать ответы. Подобно этому многие поведают о страшных видениях, представляющихся в это время (при смерти), которых зрелища умирающие, не будучи в состоянии выносить, потрясают с великим усилием самый одр, на котором лежат, смотрят на предстоящих извращенными от страха глазами, когда душа мятется сама в себе, не хочет выйти из тела, не выносит взора приближающихся Ангелов. Если мы трепещем, когда смотрим на страшных людей, то какому подвергнемся страху, когда увидим сошедшихся Ангелов и свирепые силы, когда душа будет отторгаться от тела, напрасно и много рыдать?» В слове о непостижимом Златоуст говорит: «И что говорю я об оном блаженном существе (Божества(-е)), когда человек не может свободно видеть даже существа ангельского. Чтоб вы поняли, что это так, приведу в пример друга Божия, который был наделен за его мудрость и праведность великим мужеством, о котором повествуется, что он сделал много славных дел, именно святого Даниила, чтоб никто не полагал, когда покажу, что он после явления ему Ангела впал в расслабление, лишился сил и изнемогал, что он подвергся этому по причине грехов и лукавой совести. После того, как доказана крепость его духа, тем яснее доказывается немощь самого естества. И так этот Даниил постился в течение трех недель, не вкушал вожделенного хлеба; вино, мясо и сикера 14 не входили в уста его, ниже употреблял он помазания: и тогда был сподоблен видения, когда душа его соделалась к такому созерцанию способнее, при посредстве поста легче и духовнее. Итак, что он говорит? Поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его – как топаз, лице его – как вид молнии; очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В качестве образца грешников, на которых не стоит равняться, и которые свои нарушения заповедей Божьих прикрывают ложной праведностью, приводятся книжники и фарисеи, осуждаемые Спасителем. «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» ( Мф.5:20 ). Таким образом, за нарушение Божьих заповедей люди, наподобие книжников и фарисеев, не войдут в Царство Небесное. Но в отличие от людей, вообще не соблюдающих никакие заповеди Божьи, тот человек, который все же соблюдает эти заповеди, но нарушит одну малую заповедь, все же входит в Царство Небесное. Но за то, что такой человек все же нарушил одну из малых заповедей Божьих, он, оказавшись в Царстве Божьем, будет наречен малым человеком. То есть такой человек будет иметь очень мало прав и привилегий в Царстве Небесном. Анализируя все вышесказанное, можно прийти к такому логическому выводу. Во-первых, что между земной жизнью человека и Царством Небесным существует прочная и нерушимая взаимосвязь. Во-вторых, эта взаимосвязь определяется земными поступками человека. В-третьих, для того, чтобы в Царстве Небесном человек мог занять надлежащее хорошее положение, человек не просто время от времени должен совершать добрые богоугодные поступки, а соблюдать все заповеди Божьи. Причем такой человек не только сам должен соблюдать все заповеди Божьи, но и должен научить соблюдению законов Божьих и других людей. Вот тогда такой человек в Царстве Божьем и наречется великим. «А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мф. 5, 19 ). О том, что в Царстве Небесном есть большие и меньшие, Спаситель прямо указывает в Своей проповеди . «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» ( Мф.11:11 , Лк.7:28 ). Эти слова нужно понимать следующим образом. На земле Предтеча больше любого человека «из рожденных женами». Потому что в отличие от земных людей он не только вел образ жизни праведника, но и первый начал проповедовать учение Христово. Он первым сказал людям «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2 ). За совершение этого великого богоугодного дела Иоанн Креститель был больше не только простых людей. Но даже больше пророков. «Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» ( Лк.7:28 ). Но в Царстве Небесном обитают Ангелы Божьи и души праведников, которые по сравнению с земными людьми наделены высшей святостью и имеют сверхъестественные способности. Поэтому пока Предтеча жил земной жизнью, он не обладал в полной мере всеми сверхъестественными способностями, присущими жителям Царства Небесного. Поэтому о Предтече, жившим в то время земной жизнью, Спаситель и говорит: «Но меньший в Царстве Небесном больше его» ( Мф.11:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

В третьей цитате Спаситель говорит об образе жизни, при котором люди должны стать подобными детям. То есть должны жить искренними чувствами и иметь искреннюю чистую душу. В четвертой цитате Спаситель говорит об образе жизни, при котором человек должен умалиться, как ребенок. То есть не выпячивать свои заслуги, а уменьшить свой эгоизм и себялюбие. Таким образом, все вышеперечисленные и рассмотренные цитаты посвящены Царству Небесному. Но в данном случае в слова о достижении Царства Небесного вкладывается определенный философский смысл, направленный на характеристику образа жизни и поведения человека. И если человек, следуя вышеуказанным советам Спасителя, будет совершенствовать свой характер, нравственность и образ жизни, то войдет в Царство Небесное. То же самое говорится и о Царстве Божьем. «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» ( Мк.10:15 ). То есть в этой цитате Спаситель говорит о том, что дитя принимает Царство Божие со всей чистотой своей детской непорочной души, не запятнанной грехами гордыни, мести, злобы и другими пороками. Иными словами дитя проявляет искренность, открытость и чистоту своих чувств для принятия Царства Божьего. Те же слова повторил в своей книге Лука: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» ( Лк.18:17 ). Как видим в этом случае у Матфея ( Мф.18:3 ), Марка ( Мк.10:15 ) и Луки ( Лк.18:17 ) о Царстве Божьем и о Царстве Небесном говорится в одном и том же смысловом значении, связанном с тем, как это Царство воспринимают дети, и с тем, что они могут войти в него, потому что они непорочны и имеют чистую душу и не совершают греховных поступков. Понятие приближения к Царству Божьему и Царству Небесному, обозначающее совершение добрых поступков и богоугодный образ жизни человека, употребляется и в других местах Библии. Например, праведный образ жизни и совершение богоугодных дел является показателем того, насколько близко стоит человек к Царству Божьему. То есть приближение к Царству Божьему и является показателем высокой нравственности и праведности человека.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

В целом ряде мест в Евангелиях говорится о Царстве Небесном или Царстве Божьем как об учении Христовом. Например, «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» ( Мф.13:52 ). То есть в этой цитате говорится о том, что книжник, как ученый человек «наученный Царству Небесному» (то есть учению Христову), выносит из своей сокровищницы и новозаветные знания, обозначенные в этой цитате словом «новое». И выносит ветхозаветные знания, обозначенные в этой цитате словом «старое». Потому что в Библии ясно сказано о том, что с приходом Иисуса Христа на смену Ветхого Завета приходит Новый Завет . «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» ( Лк.16:16 ). У Марка также конкретно указывается на то, что под Царством Божьим имеется в виду именно учение Христово. «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия» (Мк.1:14). Евангелие – это благая весть, то есть рассказ о земной жизни и учении Иисуса Христа. Евангелие Царства Божьего это и есть учение Мессии, то есть Новый Завет , который и выражает новые религиозные законы. А через эти новозаветные заповеди и законы и выражается религиозное христианское учение Царства Божьего. О том, что именно через Новый Завет, то есть через Евангелия, выражается учение Царства Божьего, ясно написано в Библии. «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). То есть в этой цитате понятно говорится о том, что с приближением Царства Божьего нужно покаяться и уже нужно веровать именно в Евангелие, которое пришло на смену ветхозаветному учению. О том, что под Царством Божьим подразумевается учение Христово, и что Сам Спаситель должен его распространять, ясно указано в Библии. «Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» ( Лк.4:43 ). Из этой цитаты становится понятно, что под Царством Божьим подразумевается учение Христово, которое Спаситель и должен распространять.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

В это же самое время в мидийском городе Экбатанах подобное мучение терпела одна женщина, по имени Сарра. Дочь израильтянина Рагуила, который приходился близким родственником Товиту. Сарра семь раз была выдаваема замуж, но в первую же ночь после брака злой дух Асмодей умерщвлял ее мужей. Как-то служанки отца ее, поссорившись с ней, стали укорять ее этим, говоря с насмешкою, что она задушила семерых мужей своих. Укоризны так огорчили ее, что она, подобно Товиту, также стала просить себе смерти. Скорбный вопль обоих этих несчастных людей был услышан Господом Богом, который вскоре послал им облегчение в их горькой участи. После скорбной своей молитвы Товит, понемногу успокоившись, вспомнил о том, что в городе Раги Индийские у него есть должник, некто Гаваиль, которому он в дни своего богатства дал взаймы под расписку десять талантов серебра, – вспомнил и решил послать за деньгами сына своего Товию. Позвав Товию к себе, он преподал ему наставление на случай смерти своей, дал ему расписку Гаваила и велел поискать благонадежного человека, который сходил бы с ним в Раги Мидийские. Товия, выйдя искать себе спутника, встретил одного человека, который согласился сходить с ним к Гаваилу. Человек этот назвал себя Азарией, но на самом деле это был Ангел Рафаил, принявший на себя человеческий образ. (Конечно, ни сын, ни отец не могли догадаться, что это был Ангел.) Товит согласился отпустить сына своего с мнимым Азарией. Вечером в тот же день путники пришли к реке Тигру. Товия вошел в воду, чтобы помыться. Вдруг на него бросилась большая рыба, которая хотела поглотить его. Ангел велел Товии схватить рыбу, разрезать и взять из нее сердце, печень и желчь. Товия так и сделал. Отсюда они отправились дальше. Когда они дошли до города Экбатан, Ангел сказал Товии: «Брат, ныне мы переночуем у Рагуила, твоего родственника, у которого есть дочь Сарра. Я поговорю о ней, чтобы ее отдали за тебя». Товия сказал: «Брат Азария! Я слышал, что девицу отдавали семи мужьям, но все они погибали от демона в брачной комнате». Ангел ответил: «О демоне не беспокойся. Когда войдешь в брачную комнату, возьми курильницу, положи в нее часть сердца и печени рыбьей, покури и помолись вместе с Саррой Богу, и Он спасет вас».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вместе с ними святой Иоанн Богослов и послужил делу спасения людей. Сначала они вооружились против ехидны, которой безумные люди приносили жертвы, почитая эту тварь за бога. Своими молитвами они убили эту ехидну, а поклоняющихся ей обратили к Единому Истинному Богу, сотворившему небо и землю. Ставши на некотором месте, называемом Херотопа, они пророчествовали, что на нем воссияет благодать Божия, что это место будет посещать Воевода Небесных Сил святой Архистратиг Михаил и что здесь будут совершаться чудеса. Все это вскоре и сбылось. Когда святой Иоанн Богослов отправился на проповедь Евангелия в другие города, а святой апостол Филипп пострадал от нечестивых, Варфоломей же и Мариамия также разошлись в другие страны, – тогда на том месте по пророчеству святого апостола появилась чудотворная вода. Так исполнились слова Писания: «Пробьются воды в пустыне и в степи потоки. И превратится призрак в озеро, и жаждующая земля – в источники вод; будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым» ( Ис. 35:6–8 ). К этому источнику стали приходить не только верующие, но и неверующие, ибо совершавшиеся там чудеса, как громогласная труба, призывали сюда всех; и все пившие и умывавшиеся из этого источника исцелялись от своих недугов, и многие, получив здравие, крестились во имя Святой Троицы. В это время в Лаодикии жил один еллин, у которого единственная дочь была нема от рождения. Отец ее очень скорбел об этом и прилагал много старания к исцелению ее немоты, но, ничего не достигнув в этом, пришел в глубокое уныние. В одну ночь, уснув на своей постели, он узрел в видении Ангела Божия, сияющего, как солнце. Это видение было ему не потому, что он был того достоин, но чтобы через то он пришел к познанию истины и привел бы с собой и других к Богу. Увидав Ангела, он испугался, но в то же время услыхал от него такие слова: «Если хочешь, чтобы разрешился язык у твоей дочери, то приведи ее к моему источнику, находящемуся в Херотопе, близ Иераполя, – напои ее водой из этого источника и тогда увидишь славу Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010