Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Нил Столобенский. Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р Комарова) (кон. XV в., одно из селений Жабенского погоста Деревской пятины Новгородской земли (ныне дер. Жабны Фировского р-на Тверской обл.) - 7.12.1554, о-в Столбной (Столобное) на оз. Селигер (ныне в Осташковском р-не Тверской обл.)), прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых), Столобенский. Агиографические источники Основные сведения о Н. содержат посвященные ему агиографические произведения. В наст. время известно ок. 60 рукописных списков Жития Н. нач. XVII - XIX в., относящихся к 4 основным редакциям. Авторами древнейшего Жития Н. следует считать устроителя Ниловой Столобенской в честь Богоявления мужской пустыни прп. Германа и инока Филофея (Пирогова) из Троицкой Герасимовой муж. пуст. на Кайсаровом ручье в Вологде. Отличительной чертой этой редакции Жития является наличие пространного предисловия, рассказывающего об истории его создания. Фактически Житие состоит из 2 частей. Первая (собственно предисловие) представляет самую древнюю часть и озаглавлена «О сотворении жития преподобного богоносного отца нашего Нила Столобенского чудотворца» (РГБ ОР. Ф. 304/1. 672. Л. 85-85 об.). Вторая часть является собственно Житием Н. и называется «Повесть о житии и отчасти чудес исповедание преподобного отца нашего Нила Столобенского нового чудотворца на острове озера Селигера во Ржевском уезде, под Осташковом, пожившего блаженную свою жизнь во уединении» (Там же. Л. 86-108). Рака с мощами прп. Нила Столобенского. Фотография. 1911–1912 гг. Рака с мощами прп. Нила Столобенского. Фотография. 1911–1912 гг. В предисловии Жития повествование ведется от лица самого прп. Германа: «…елико слышал от прародителей Своех, и от иных христолюбивых людей испытах истинно и написах елико возмогох, о Житии преподобнаго Нила… и написах житие преподобнаго Нила, и держах у себя не един год, и прочитах со вниманием занеже аз окаянный недоволен писание…» (Там же. Л. 85). Герман намеревался отдать собранные им сведения более опытному и талантливому духовному писателю - некоему иноку одного из монастырей близ Новгорода, но услышал от клирика Рафаила, пришедшего на о-в Столбной, о «святом и преподобном муже именем Филофее Пирогове, во обители Живоначальныя Троица Герасимовы пустыни», которому с тем же клириком передал свои записи. Филофей (Пирогов) сам интересовался жизнью Н.: «Мне же егда благослови Бог писать с того вданаго писма Германом, о житии преподобнаго Нила, обретог во обители преподобнаго Герасима страньствующих Бога роди братий нашех иноков. Бывшу же в стране той и поведаша нам о житии и чудесех преподобнаго Нила» (Там же. Л. 108). Филофей (Пирогов) «написа преподобнаго Стихиры и Канон и Житие и чудеса блаженнаго Нила» (Там же. Л. 85).

http://pravenc.ru/text/2577609.html

Борис-Глеб. Церковь Нила Столобенского. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Нила Столобенского , Нила Сорского Год постройки:1897. Адрес: Смоленская обл., Сычевский р-н, ур. Борис-Глеб Координаты: 55.748094, 34.483384 Проезд:от о/п Вазуза на ж/д Вязьма - Ржев 12 км на восток (асфальт, затем налево на новый грейдер, 5 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Рядом с храмом во имя Святых благоверных князей Бориса и Глеба в 1897 г. построен двухпрестольный храм с престолами во имя Преподобных Нила Столбенского и Нила Сорского. В настоящее время храмы действующие. Иеромонах Даниил (Сычев). Вязьма. Очерки истории. – М., 1997. – С. 142. На берегу Касни лежит с. Борисоглебское. Здесь внимание привлекает храмовый комплекс, состоящий из двух деревянных церквей - Бориса и Глеба и Нила Столбенского. Церковь Нила Столбенского выдержана в русском стиле и отличается стройным восьмериком с шатром и главкой. Небольшие главки размещены также по углам четверика и под алтарем. К храму примыкает колокольня в виде четверика и двух восьмериков. Ю.Г. Иванов, Е.Н. Агинская, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов «Страницы истории Смоленщины», 2007 г., Смоленск. Источник: сайт «Культурное наследие Земли Смоленской» Спустя 14 лет, в 1897 году, рядом с существующей церковью было закончено строительство двухпрестольного деревянного храма с престолами: во имя Преподобного Нила Столбенского и Нила Сорского. В строительстве этого храма большое старание проявил священник о. Василий Троицкий. 21 января 1897 года состоялось освящение этого теплого храма. Еще накануне обряда освящения в село Борисоглебское начали стекаться прихожане и крестьяне соседних сел: Милюкова, Богоявленского, Ильинского, Субботников и других. На торжественное освящение храма прибыли священники: села Песочни - благочинный о. А. Зыков, села Ильинского - о. Николай Соколов и Александр Троицкий, села Милюкова - о. Василий Сущинский и о. Сергий Скворцов. Из села Леонтьева Вяземского уезда прибыл священник Павел Троицкий, а из села Богоявленского о. Александр Маторин. Из уездного города Сычевки прибыл иеромонах Сычевского Казанского монастыря Иоанн Стрепетов и священник Соборной церкви о. Тимофей Чернавский. Всенощное бдение было совершено священником Василием Троицким. На литию и полелей вышли все священники. Богослужение продолжалось до 10 часов вечера. Чин освящения храма был совершен местным благочинным священником о. Александром Зыковым, с участием всех прибывших священников 1897,

http://sobory.ru/article/?object=18196

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на торжествах по случаю 350-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского 9 июня 2017 г. 21:34 9 июня 2017 года, в праздник 350-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил мужской монастырь Нило-Столобенскую пустынь Тверской митрополии. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в Богоявленском соборе со словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, матушки игумении, всех тех, кто сегодня прибыл сюда в качестве паломников, сердечно поздравляю с особым событием в жизни нашей Церкви, Тверской митрополии и сей святой обители. 350 лет прошло после прославления святого преподобного Нила Столобенского, и все эти три с половиной столетия имя святого подвижника бережно сохранялось не только на Тверской земле, но и во всей нашей Церкви. Мы знаем, что люди обычно связывают историческую память с теми, кто совершал некие важные деяния, повлекшие за собой значительные последствия для жизни страны, города или региона. Но святой Нил Столобенский за всю свою жизнь не совершил ничего такого, что с точки зрения светской или государственной было бы подвигом, что повлекло бы за собой радикальные изменения к лучшему в жизни людей и тем более всей страны. Что же совершил преподобный Нил? Он прибыл на этот пустынный остров и поселился здесь в полном одиночестве, выкопав себе землянку, не имея ни крыши над головой, ни питания. Неизвестно даже, как он огонь добывал, у него не было ничего. Когда сегодня кто-то совершает экстремальные поступки в сфере спорта или туризма, то все поражаются: «Как такое возможно? Это же выше человеческих сил!» Но никакие достижения экстремального спорта и близко не могут сравниться с тем, что совершил преподобный Нил. Он жил здесь многие годы, не имея ни пищи, ни огня, ни настоящего жилища и это в нашем климате! Чем же он питался? Кто-то говорит, что это были корни, кора, орехи, грибы. Но давайте себе представим, что кто-то из нас в течение всего года, не имея никаких продуктов, остается в полном уединении. Невозможно себе представить, чтобы такой человек выжил. А преподобный Нил не просто выжил он здесь жил полной жизнью. И возникает вопрос: как же охарактеризовать жизнь Нила Столобенского? Одним только словом: подвиг. Он подвижник.

http://patriarchia.ru/db/text/4929269.ht...

Начался Волжский крестный ход с иконой и святыми мощами преподобного Нила Столобенского 30 мая 2005 г. 13:15 Божественной литургией на истоке Волги начался 29 мая традиционный Волжский крестный ход, который завершится 17 июня в Калязине. Девиз крестного хода по Волге — «Нет большей любви, нежели кто положит душу свою за други своя, во славу Церкви Православной, Отечества Российского». Мероприятие проводится в седьмой раз. Маршрут крестного хода пролегает по территории Осташковского, Пеновского, Селижаровского, Ржевского, Зубцовского, Старицкого, Калининского, Конаковского, Кимрского, Калязинского районов. С 7 по 10 июня крестный ход будет пребывать в Твери. В 2005 году крестный ход связан с празднованием 450-летия преподобного Нила Столобенского и 60-летием Победы. Он пройдет с иконой преподобного Нила Столобенского из Нило-Столобенской пустыни и святыми мощами Божиего угодника. Как отметил в обращении по поводу крестного хода по Волге 2005 года архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, «крестный ход призван быть действом, объединяющим всех участников, и прямых и косвенных, в молитве за церковь, за отечество, за наше будущее, за то, чтобы все мы стали едино в наших устремлениях к Богу». На церемонии освещения воды на истоке Волги присутствовал губернатор Тверской области Д.В.Зеленин, депутат Государственной Думы В.А.Васильев, представители органов власти районов области. Для участия в прохождении первого пешего этапа крестного хода от деревни Волговерховье до озера Стерж из Твери прибыли делегации православных приходов Блаженной Ксении Петербургской, церкви Рождества Богородицы и многочисленная группа активистов тверского отделения партии «За Русь Святую». Как и в предыдущие годы во время освящения воды в истоке Волги пошел дождь, который сопровождал участников крестного хода на всем протяжении первого этапа пути. Во время молебна, перед началом водного пути на берегу озера Стерж, тучи внезапно расступились и засияло солнце. На небе появилась радуга. По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора крестный ход с иконой и святыми мощами преподобного Нила Столобенского отправился в дальнейшее следование вниз по Волге. Тверской мирянин/Седмица.Ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/19395.html

Столобный, остров (озеро Селигер). Нило-Столобенская пустынь. Церковь Нила Столобенского. Карта и ближайшие объекты Надвратная церковь Нила Столобенского построена в 1751-1755 годах. Строил ее селижаровский крестьянин Фома Павлов, взяв за образец надвратную Тихвинскую церковь Донского монастыря в Москве. Нынешний облик церкви Нила Столобенского отличается от первоначального. В 1832-1838 годах верхнюю часть храма переделали, чтобы придать ему сходство с вновь построенным монументальным Богоявленским собором. При этом, как указано в книге Т.В. Барсегян " Нило-Столобенская пустынь. Монастырь и мир " (Издательство Московского университета, 1999 г.), был " разобран венчавший ее восьмерик с пятью главами, его заменила ротонда, перекрытая куполом с небольшим барабаном и одной главкой " . О " восьмерике с пятью главами " пишет и А.А. Галашевич в своей известной книге " Художественные памятники Селигерского края " (Москва, " Искусство " , 1983 г.). Однако этот " венчавший восьмерик с пятью главами " вызывает некоторые вопросы. Первый вопрос: а было ли пятиглавие? Сохранилось изображение храма до 1832 г. - с иконы Нила Столобенского (из той же книги Т.В. Багрегян, стр. 77). Здесь мы видим ярусный одноглавый храм в духе нарышкинских церквей конца 17 века. Точно таким же предстает храм на гравюре к книге Н.Я. Озерецковского " Путешествие на озеро Селигер " (Спб, 1817 г.), изображающей панораму Ниловой пустыни. Наконец, именно так выглядит Тихвинская церковь Донского монастыря в Москве, по подобию которой (как указывает сама Т.В. Берсегян) Фома Павлов строил свою церковь. Рассмотрим повнимательней Тихвинскую церковь Донского монастыря. Действительно, на третьем ярусе можно разглядеть четыре миниатюрные декоративные главки над полукруглыми тимпанами. Вероятно, такие же имела до реконструкции Нильская церковь, а на старинные изображения они не попали из-за малых размеров. Можно ли считать Тихвинскую церковь пятиглавой? С точки зрения церковных канонов - да, возможно, но с архитектурной точки зрения вряд ли. Вопрос второй: можно ли назвать этот ярус " венчающим " ? Тут уж однозначно - нет. Это промежуточный, третий ярус четырехъярусного сооружения. И еще один вопрос: а был ли вообще " восьмерик " ? Может быть, ярус был таким же округлым, как у Тихвинской церкви?

http://sobory.ru/article/?object=05507

В 1782 году начали сооружать двухэтажный корпус для почётных гостей, закончили его только в конце XVIII века. В то же время был построен трёхэтажный странноприимный дом. К началу XIX века обитель преподобного Нила превратилась в настоящий монашеский город на острове. Здесь были две пристани, док, многочисленные склады и хозяйственные службы - кузницы, амбары, мельницы, мастерские, погреба, мыльни, гостиницы для приезжих и даже смотровая площадка с видом на озеро Селигер и Осташков. Всю южную часть острова занимали сады и огороды, за которыми находилось монастырское кладбище. Помимо монахов здесь хоронили богатых вкладчиков, пожертвовавших на обитель преподобного Нила большие суммы. На островке даже был устроен искусственный пруд, где пойманная в Селигере рыба до поры ожидала своего часа. В просфорной пекли просвирки с инициалами преподобного Нила Столобенского, и возвращавшиеся домой паломники с благоговением разносили их по всей Руси. Среди монахов Ниловой пустыни были даже монахи-моряки и монахи-капитаны, водившие по озеру два монастырских пароходика, на которых паломников перевозили из Осташкова в пустынь и обратно, а также доставляли в село Свапуще, откуда начинался путь к истокам Волги. К концу XIX века Нилова пустынь превратилась в один из крупнейших монастырей России. Сюда стекались нескончаемые толпы богомольцев. Особо важных гостей встречали на Архиерейской пристани, откуда широкая лестница вела вверх, к арке Святых ворот с надвратной церковью Св. Нила Столобенского. В феврале 1919 года над останками Нила Столобенского публично надругались. В 1927 году монастырь был закрыт, а на настоятеля монастыря архимандрита Гавриила состряпали дело и отдали его под суд (по другим источникам - на епископа Гавриила и архимандрита Иоанникия). Судьба большинства монахов пустыни неизвестна. Скорее всего, они безвестно сгинули в сталинских лагерях. В монастыре была устроена детская трудовая колония, а перед самой войной - концлагерь для 6311 пленных польских офицеров, о чем свидетельствует католический крест, установленный у въезда в монастырь. В 1940 году они были расстреляны в подвалах Калининского НКВД и захоронены близ села Медного. До сих пор на колокольне, где вместо часов вставлены круглые жестянки с нарисованным циферблатом и стрелками, застывшими на без десяти двенадцать, видны еще турели для пулеметов и прожекторов. Во время Великой Отечественной войны в монастыре находился госпиталь, после войны - лагерь для бывших советских граждан-репатриантов, в основном - солдат Красной Армии, вернувшихся из фашистского плена. В 1960-е годы в монастыре был устроен дом инвалидов. К тому времени постройки монастыря уже находились в аварийном состоянии. Только в 1970-е годы в обители начались реставрационные работы в связи с решением устроить в ней турбазу " Рассвет " . Эти работы растянулись на двадцать лет, и ещё были далеки до завершения, когда в 1990 году обитель преподобного Нила Столобенского была возрождена.

http://sobory.ru/article/?object=00012

Сведения о начальном периоде существования Ниловой пуст. дошли в составленной святым перед кончиной «Духовной памяти». Г. перечисляет в ней приобретенные им для Богоявленской ц. иконы, богослужебную утварь (оловянную), облачения (среди них - стихарь, украшенный золотным шитьем и жемчугом). Во время настоятельства Г. была заново отстроена часовня прп. Нила, на гробнице находилась икона преподобного, написанная в 1595 г. монахами Оршина в честь Вознесения Господня женского монастыря Иовом и Нифонтом по рассказам людей, знавших прп. Нила. При Г. были построены трапезная, 6 келий на острове, келья «на наволоке» (берегу озера), хозяйственные сооружения. Преподобный купил в Осташковской слободе двор, где «устроил келью и трапезу на трудолюбивую братию для покоя, и Божественной службы, и царского богомолья» ( Герман Столобенский. Духовная память. С. 138). Земли Нилова пуст. в период своего устроения не имела. При Г. начало формироваться книжное собрание мон-ря, к кон. XVII в. ставшее крупной б-кой. В 1614 г. мон-рь имел печатную книгу (Служебник, купленный Г. в Москве) и 31 рукописную (в т. ч. канон прп. Нилу Столобенскому, 2 списка Устава обители, Житие прп. Нила). В первые годы XVII в. и в Смутное время пустынь пострадала от неурожая, голода, разграбления селений на берегах Селигера. Церковь во имя преподобных Нила и Германа Столобенских (дер. Сосница, Осташковский р-н, Тверская обл.). Фотография. 2005 г. Церковь во имя преподобных Нила и Германа Столобенских (дер. Сосница, Осташковский р-н, Тверская обл.). Фотография. 2005 г. С самых первых посещений о-ва Столобное Г. записывал рассказы о жизни и чудотворениях прп. Нила, к-рые он слышал от паломников, знавших преподобного или получивших помощь по молитвам к нему. Эту работу Г. продолжил, будучи настоятелем Ниловой пуст. Он записывал случаи чудотворений у гробницы прп. Нила (в 1599 Г. с братией мон-ря служил благодарственный молебен после исцеления от «скорчения» ног крестьянина из дер. Ляпино Т. Уразова - РГБ. Ф. 304. 672. Л. 105). По смирению Г. не был удовлетворен своей работой (хотя написанное им предисловие к Житию прп. Нила свидетельствует о его несомненном лит. даровании) и хотел, чтобы Житие составил опытный инок-книжник. Ок. 1595-1596 гг. Г. послал свои записи иноку Свято-Троицкой Герасимовой пуст. Филофею (Пирогову), затем более 2 лет не имел от него ответа. Будучи в Москве в 1598 г. на Земском соборе, избравшем на царство Бориса Феодоровича Годунова, Г. встретил игум. Герасимовой пуст. Феоктиста и передал ему «списки о житии и о чудесех преподобного Нила». Вскоре после этого (не ранее 1599) Филофей завершил работу над Житием прп. Нила, в к-рое, по-видимому, целиком вошли записи Г. Филофей также составил стихиры и канон преподобному. Вероятно, с этого времени в Ниловой пуст. началось богослужебное празднование памяти прп. Нила.

http://pravenc.ru/text/164713.html

Чёкотово. Часовня Нила Столобенского. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Нила Столобенского Год постройки:приблизительно 1851 - 1900. Адрес: Тверская область, Лесной район, д. Чёкотово Координаты: 58.21536, 35.219555 Проезд:Из Лесного по дороге на оз. Иловец Вопрос модератора :Точные координаты?. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревня Чёкотово - одна из небольших деревень на границе Лесного района и Новгородской области, расположенная неподалеку от озера Иловец. В деревне нет ни одного постоянного жителя, лишь несколько дачных домов и рыболовная база. Но есть в деревне старинная деревянная часовня преподобного Нила Столобенского. Она выстроена во второй половине XIX столетия на месте более древней часовни, которая в свою очередь стояла на кургане (или сторожевом городище), оставшемся из домонгольских времен. Конечно, местное предание гласит о " ливонской битве " и захороненных в этом кургане воинах, погибших в этой битве. Но, учитывая необыкновенную обжитость этих мест в XI-XII вв., стоит говорить о существовании в этот период здесь небольшого селения. Кстати, фундаменты прошлых построек просматриваются в многочисленных ямах, сделанных советскими дорожниками, которые брали здесь песок на подсыпку дороги. Часовню берегли всей деревней. Даже в советские времена сюда приезжал священник из Михайловского - там была единственная действующая в Лесном районе церковь. Но лихие 1990-е гг. оставили свой след в истории часовни. Иконы, хранившиеся в ней нетронутыми в годы богоборческого режима, вдруг понадобились коллекционерам-ворам. После первой кражи приехала милиция и забрала оставшееся. Вместе с утварью всё увезли в Лесное, и даже ключ забрали. Часовня осталась гнить. Рухнул крест, и когда его один из местных захотел сдать на металл, крест спас местный житель Виктор Юлкин. В этом году часовню начали восстанавливать хозяева рыболовной базы. Виктор зачистил крест, покрыл его лаком и его поставили на восстановленный купол часовни. Ремонт часовни очень качественный. Деревянное крыльцо с кровлей, воссоздание здания в исторических формах, а главное - воссоздание кровли из дранки. http://vk.com/tversvod Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=44723

Закрыть itemscope itemtype="" > Мы должны испросить у Бога прощения за те беззакония, которые совершили наши предки Участники крестного хода в честь новомучеников Церкви Русской, следующего из Могилева в Псков, продолжают путь по Великолукской епархии 13.06.2017 509 Время на чтение 3 минуты 9 июня 2017 года, в праздник обретения мощей преподобного Нила Столобенского, участники крестного хода «Могилев-Витебск-Великие Луки-Псков» достигли г.Невеля, сообщает сайт Великолукской епархии . Международный пеший православный крестный ход совершается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приурочен к 100-летию начала подвигов новомучеников Церкви Русской. Крестный ход подошел к Невелю после полудня. На федеральной трассе Р23 (М20) у д.Мигушино участников международного крестного хода встретили прихожане и духовенство храмов г.Невеля и Невельского церковного округа, во главе с благочинным протоиереем Петром Нетреба. Несмотря на дождь, с молитвой и песнопениями крестоходцы преодолели около 4 км и добрались до г.Невеля. Крестный ход проследовал по центральным улицам к главной площади, где на месте разрушенного Спасо-Преображенского монастыря состоялся молебен перед иконой преподобного Нила Столобенского, чудом сохранившейся после разрушения обители. С давних времен Невель славился чудотворной иконой преподобного Нила Столобенского, а также крестными ходами, проходившими по всему городу с этой почитаемой иконой. По преданию, икона, датируемая XVI веком, была перенесена в Невельский Спасо-Преображенский мужской монастырь из Нило-Столобенской пустыни и пребывала в храме, названном в честь преподобного. Каждый год, в день обретения мощей преподобного Нила Столобенского, 9 июня (27 мая по старому стилю) в монастырь стекалось большое количество паломников, чтобы помолиться и пройти крестным ходом с чудотворной иконой. С приходом советской власти эта традиция прервалась. После закрытия монастыря, в 1930-м году, обитель была разрушена, а чудом сохранившаяся икона оказалась в Троицком храме г.Невеля.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/13/my...

Приход – причт трехчленный, храм деревянный, теплый, церковного дома нет, священнику казенного жалованья 105 рублей, доход причта 750 рублей, %% в пользу причта 40 рублей, церковной земли 39 десятин, прихожан муж. пола 1117. В 1897 г. построен новый храм, который освящен в честь Преподобного Нила Столобенского. Храм этот замечателен своим иконостасом, среди прихожан пользуется икона Преподобного Нила Столобенского. История - 1882 - на средства прихожан построен молитвенный дом, который был 26.02.1883 освящен уже как церковь во имя преподоб. Нила, Столобенского Чудотворца. 1883 - начато строительство нового теплого храма. 21.01.1897 - освящен во имя преподоб. Нила, Чудотворца Столобенского с приделом: во имя Нила Соровского. 1910 - построен новый храм взамен прежнего. 11.06.1974 - объявлена памятником архитектуры Смоленской обл. Описание - 1883 - деревянный храм на каменных столбах и покрыт щепою; к 1910 церковь деревянная на кирпичном цоколе, покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краской; длина церкви, считая и колокольню, 12 саж. 2,5 арш, ширина 5 саж. 1 арш., высота до верха карниза 7 саж.; на церкви имеется 5 глав и одна над алтарем, всего окон в церкви 14 шт. больших и 2 шт. малых в куполе, с алтарем окно одно хххххх, двойное; все окна с двойными рамами, двери наружные створчатые 4 шт., из них алтарная полустеклянная, необшитых железом, внутренних 5 шт., из них 3 полустеклянные; иконостас длиной 15 арш. 5 верш., высотой 7 арш. (оценен в 1500 рублей); церковь отапливается 3 ультрамариновыми печами, круглыми, обшитых железом и покрытых черным лаком. Иконостас пятиярусный с иконами старинной греческой живописи. Колокольня пустая на стойках, обшита двойным тесом, наружная обшивка «в елку», окрашена серою краской; в 2 яруса общей высотой до верха карниза 3 саж. Первым настоятелем храма был священник Каллистрат, умерший в 1730 году. Храм был освящен Преосвященным Парфением, епископом Смоленским и Дорогобужским. Селом в это время владели подпоручик Салтыков Ф.Г. и Нарышкин Ф.Г., священником в это время уже был Цветков П.Г.

http://sobory.ru/article/?object=18197

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010