Богу нашему слава ныне, всегда и вечно. В тот же день празднуется обретение (в 1667 г.) мощей преподобного Нила Столобенского, скончавшегося 7 декабря 1554 года. Память 28 мая Страдание святой мученицы Еликониды Святая мученица Еликонида жила в царствование Гордиана и Филиппа родилась она и была воспитана в Фессалонике Когда началось гонение на христиан, она пришла в город Коринф Увидав здесь людей, приносивших жертвы идолам, она стала на высоком месте, и громогласно воззвала: — О несмысленные и жестокосердые мужи коринфские! Я вижу, что вы весьма нечестивы, ибо вы оставили вечного и нетленного Бога и обратились к служению душепагубным идолам. Посмотрите, прошу вас, на высоту небесную, и на широту земную; подумайте о Том, Кто распростёр небо как кожу над головами вашими? Кто основал землю над бездною? Кто может укротить страшным и славным именем Своим неукротимые волны морские? Кто сотворил человека из земли и вдунул в лицо его дыхание жизни? Лишь Тот, Кто содержит дланью Своею всю тварь, есть единый истинный Бог, пребывающий на небесах. «Ибо все боги народов — идолы» (Пс.95:5) суть, немые и бездушные; да будут подобны им и все те, кто им кланяется! В то время как святая говорила это свободно и громко, нечестивые язычники схватили ее и повлекли на суд к игемону своему Периннию. Игемон, посмотрев на нее и увидав, что она была весьма благообразна и честна лицом, начал с кротостью беседовать с нею, говоря так: — Да ниспошлется тебе всякое благо, дочь моя прекрасная, так как я думаю, что ты веруешь, что боги наши вечно пребывают; я радуюсь о тебе. Отвечала святая: — Какая радость может быть у нечестивых? Радость твоя, игемон, обратится в плач, и гордость твоя обратится в немощь. Я верую в Бога, царствующего над всем, и радуюсь, что сподобилась ради Бога моего войти в подвиг этот, в котором с несомненностью надеюсь получить венец победный. Сказал игемон: — Не уподобляйся своим многословием безумным женщинам, но кротко и вкратце скажи нам, какое имя твое? Отвечала святая: — Я не безумна, но мудра о Христе Иисусе, Господе моем; если же ты желаешь узнать имя мое, то я называюсь Еликонидой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Угодно ли это Богу? . Или вот еще такая картина. Пасха. Отстояли вы заутреню и Литургию, сели разговляться. Съели кусочек пасхи, или сырной пасхи, похристосовались освященным яичком, разбили его, съели. Все сделали хорошо и благоговейно. «А куда скорлупу яичную деть?» – спрашивает прислуга. «В помойку, конечно!» И вот ту скорлупку, которую только что окропили в храме святой водой, над которой пели много раз «Христос Воскресе!» – выбрасывают на помойку. Это ли уважение к святыне и к храму Божию?! Запомните хорошенько, что все относящееся к богослужению и к храму Божию, есть святыня, через которую на вас изливается благодать и любовь Божия, и к которой вы сами поэтому должны относиться с великой любовью и благоговением. Хотел я на этом закончить, да вспомнился мне еще один случай, который надо вам рассказать. Было это в обители св. Нила Столобенского на озере Селигер. Там почивают мощи этого святого, теперь в новой раке, а прежняя рака с изображением преподобного на крышке стояла в храме пустая. Однажды приехала в эту обитель поклониться святым мощам одна благочестивая женщина с двумя малыми детьми. Пока женщина молилась в храме, дети побежали по саду, нарвали спелых ягод рябины, которой там растет очень много, и проникли в тот пустой в то время храм, где стояла прежняя рака преподобного. Они затеяли игру: бросать ягодами в изображение святого. И вдруг, при ясном небе, все бывшие в обители услышали страшный удар грома, от которого потряслись все здания. Женщина та, не видя около себя детей, бросилась искать их везде ввиду такой опасности, и наконец нашла их, лежащими без сознания около пустой раки. Собрались туда иноки, стали приводить детей в чувство. Когда они наконец пришли в себя, мать спросила их, что с ними случилось? Они откровенно рассказали, как затеяли игру – бросать ягодками в «дедушку», и как они вдруг увидели, что «дедушка» приподнялся и погрозил пальчиком», после чего блеснула молния, раздался удар грома, и дальше они ничего не помнят. Видите, как даже малых, неразумных детей наказывает и вразумляет Бог за непочтение к Своим Угодникам. Вразумляйте же детей своих, предостерегайте их от этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Выступая на открытии, Ярослав Стародубцев отметил, что выставка открывает сезон 2022/2023 года. За пять лет, что работает выставочное пространство на хорах собора, проведено множество выставок, мастер-классов, презентаций, конференций. " Была выставка, посвященная нашей мастерской. А нынешняя в первую очередь рассказывает о творчестве мастерской " Покров " , с которой мы сотрудничаем много лет. Мастерицы изготавливают для нас хоругви, плащаницы, митры, фурнитуру " . " Мастерская существует уже 33-й год, - сказала Вера Казарина. - Пожалуй, мы достигли творческой зрелости, и появилось ощущение, куда дальше двигаться. Мы благодарны матушке игумении, которая дала нам возможность свободно и радостно творить " . " Божие благословение да пребывает на тех, кто трудится, - сказал настоятель протоиерей Александр Сорокин . - Эти произведения органично смотрятся в интерьерах Феодоровского собора. Каждую субботу проводятся экскурсии по храму, и посетители с удовольствием ознакомятся с этой экспозицией " . Профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургской академии художеств Нина Кутейникова в своем выступлении отметила, что мастерская " Покров " неоднократно организовывала выставки, в том числе с участием мастеров со всей России. " Здесь можно увидеть, как возрастает качество, как наши мастера и откликаются на новые веяния, и доносят до нас традиции прошлого. Можно отметить вышитую икону преподобномученицы великой княгини Елисаветы, третье в истории иконографии изображение преподобного Нила Столобенского " . Профессор Педагогического университета Ольга Некрасова-Каратеева сказала: " Эта духовно насыщенная экспозиция - очень полезное явление в жизни культурной странице России. Мы встречаемся здесь не столько с прошлым, но с современным течением жизни, развитием культуры. Мы видим, какое это живое, мощное явление. Художник без веры - это только часть искусства. В вас сочетаются удивительные качества, достоинства и призывы к развитию нашей культуры " . Заведующая сектором эстетического воспитания Русского музея Ольга Туминская отметила, что представленные работы сильно воздействуют даже на светского зрителя. Заведующая отделом хранения драгметаллов и тканей Музея истории религии Татьяна Шубина подчеркнула, что в представленных работах явлено гармоничное сочетание утилитарных и художественных функций.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Удивительное русское слово — «подвиг». Корень у него тот же, что и у слова «движение». Подвижник это тот, кто двигается. Однако никто сегодня не назовет подвижниками тех, кто перемещается вокруг планеты, используя современные средства транспорта. Никакого подвига в таком движении нет. О каком же движении мы говорим применительно к тем, кто всю жизнь пробыл на одном месте, в уединении, без достаточного питания, без поддержки других людей? Что за подвиг мы имеем в виду? О людях, которые интенсивно, динамично двигаются по жизни, мы часто говорим: «Какой динамичный человек!» Это не вполне правильно, так как «динамичный» значит «сильный», но мы применяем это слово для обозначения человека подвижного, способного активно идти по жизни, достигать своих целей. Мы говорим: «Какой динамичный руководитель! Какой динамичный человек! Как много он успевает делать! Как быстро он идет по жизни, и с каким успехом!» А есть ли различие в значении старинного слова «подвижник», от слова «двигаться», и современного понятия «динамичный человек»? Есть, и ответ на вопрос, в чем различие, является жизненно важным для каждого из нас. О том, кто двигается для достижения жизненных, материальных целей, говорят «человек динамичный», но вряд ли о нем скажут, что он подвижник. Мы говорим о подвиге не тогда, когда человек перемещается в пространстве, двигается по карьерной лестнице или переходит от силы к силе и от власти к власти. Про таких мы никогда не говорим, что они подвижники. Мы называем этим словом людей, которые в жизни своей двигаются навстречу подлинной цели бытия. Подвижник это тот, кто двигается навстречу Богу. И совсем не обязательно двигаться в пространстве, — можно на одном острове десятки лет прожить в одиночестве, но быть подвижником, устремленным к высшей цели человеческого бытия. И если современные люди, динамичные и целеустремленные, ставят иные цели, то они напрасно суетятся. Для Божиего суда эти цели ничто. Достигает их человек или не достигает, для Бога значения не имеет. Для Бога имеет значение достижение только той цели, к которой стремился преподобный Нил Столобенский и сонм подлинных подвижников, не просто устремлявшихся к единственно правильной цели бытия, но и достигающих ее.

http://patriarchia.ru/db/text/4929269.ht...

– на другой день наши родные посетили бедствующее семейство, и при посредстве их и других добрых людей оно было обеспечено. – А вот вам другой со мною случай, продолжал почтенный старичок-офицер. В 1833 году ездил я по обещанию на поклонение мощам угодника Божия Нила Столобенского. Не помню, в каком именно селении остановился я для ночлега у зажиточного крестьянина. Старик-хозяин, мужик крепкий и здоровый, вернувшись откуда-то, потребовал обеда. Старшая его невестка, собирая на стол, открыла окно и подала нищему кусок хлеба. – «Дура ты этакая! крикнул хозяин: всем не на подаешься, мало ли таскается тут бродяг? Вот, продолжал он, принимаясь за ковригу хлеба и взяв со стола большой складной нож, вот, я думал вам, дуры, сшить по хорошему сарафану, ведь хлебец вздорожал»... На этом слове вдруг он вскрикнул. Усиливаясь отрезать ломоть хлеба, он прижал его к животу; нож скользнул и попал концом старику прямо в живот, и так глубоко, что сам старик в испуге едва мог его вынуть. Кровь хлынула из раны, я с семьей старика бросился на помощь, и только к вечеру могли унять кровотечение. На утро, перед отъездом, я дал несколько советов невесткам старика насчет облегчения его страданий и обратился к больному с вразумлением, что он явно наказан Богом за корыстное желание дороговизны на хлеб. – «Господин честной, отвечал он мне с сердцем, поезжай с Богом, куда едешь. Ты живешь, как хочешь: не мешай и нам, мужикам, жить по нашему уму-разуму». Скорбя о закоренелости несчастного, я уехал. После сын его сказывал мне, что старик прохворал более года, и хотя рана его и закрылась, но по временам страдания в животе были нестерпимы, и от этих страданий он и умер. Так опасно отказывать нищим и убогим всем без разбора. Если уж не можешь ты рассудить, стоит ли подаяния просящий, то не суди его, подай ему, хоть немного, что можешь. А если подать не желаешь, то по крайней мере удержись оправдывать свое нежелание подать; не твое дело судить то, чего ты не знаешь: предоставь Богу это дело, а себя укори за немилосердие к ближнему, за этот отказ, и положи в сердце своем, взамен этого бедняка, которому ты не подал, подать тому, кого знаешь из бедных твоих соседей, или опустить эти копейки в ту кружку церковную, в которую собирают на приходских бедняков.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

141–156). Из этой статьи мы узнаем, м. пр, что в настоящее время Мих Иванов проживает в Москве в дов. бедственном положении, но, несмотря на то, продолжает дело пропаганды, – насколько, конечно, это возможно для него. 33 Иван Петров обвинялся, между прочим, в том, что он кощунственно называл св. Димитрия Ростовского и Нила Столобенского–Митькой и Нилкой. Вспомним, что это не первый случай такого отношения пашковцев к святым православной церкви. 34 Учение Петрова, если суждено ему распространяться, несомненно, подготовит почву для пашковского лжеучения. В учении этом элементов, соприкасающихся с пашковщиной, весьма немало: такова вся часть его учета, определяющая отношение его к православно и православной церкви. – Дело об Иване Петрове рассматривалось отделение Кашинского окружного суда в г. Корчеве 21 сентября 1891 года; при этом обнаружилось, что Петров поддался влиянию именно пашковского лжеучения, только что это лжеучение в некоторых своих пунктах отразилось в уме его своеобразным образом. Что уклонение Петрова в заблуждение произошло под влиянием пашковщины, – это видно, м пр., из того, что некоторые из его однодеревенцев видели у него известные брошюры с тенденциями пашковского лжеучения. На суде также выяснилось, что Петров весьма ревностно старался в разных местах проповедовать свое лжеучение, но успехи его проповеди были, пожалуй, скорее отрицательные, чем положительные, слушатели не только не следовали за ним, но смеялись над ним, плевали на него и даже угрожали побить его. Это объясняется тем, что в Корчевском уезде далеко еще нет такой благоприятной почвы для семян пашковского лжеучения, как, напр., в Новоторжском. О пашковцах в Корчевском у. почти еще и не знают, и потому крестьяне всевозможными именами окрестили сектантство Петрова, они называли его то «каким-то песковцем (очевидно, переиначенное из слова пашковец), то духоборцем, то шалопутом или штундистом. 35 В свое время о деятельности Ушкова, Кукина и К о были сообщены подробные сведения в Твер. Еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Я однажды с огорчением сказала Батюшке, что родители подходят часто к детям не с точки зрения пользы детей и наказывают их не потому, что дети этого заслужили, а срывают на них свое настроение: иной раз все, что угодно сойдет с рук, а иной раз под плохую руку и за пустяк попадет. Батюшка согласился со мной и рассказал, как пришла к нему одна женщина и жаловалась, что ее сын в нее ножом запустил, и так она этого мальчишку ругала. А Батюшка говорил, что она сама виновата, потому что и от нее он видел вечный гнев. Кажется и ножом-то в нее запустил, когда она с колотушками на него набросилась. Вообще тема о воспитании была Батюшке близка, он на нее охотно отзывался и сам рассказывал случаи из жизни. Говорил об этом на проповедях. По средам Батюшка, когда еще лучше себя чувствовал, имел обыкновение в храме рассказывать житие святого, чья память праздновалась утром. К сожалению, я была только на трех таких «средах». Первые две я помню лучше: о преп.Феодоре Сикеоте и о муч.Фомаиде. На третьей Батюшка освящал икону преп.Нила Столобенского, служил молебен и затем говорил о Преподобном, но я стояла далеко и плохо слышала. Батюшка, рассказывая о святых, казалось воочию видел их чистые, стремящиеся к Богу души; казалось, что сами они присутствуют здесь. Батюшка вполне жил их жизнью и через свою любовь заставлял и нас переживать ее. Попутно он останавливался и на «случаях из своей практики». Эти двое святых, о которых я раньше ничего не знала, с тех пор стали близки, как бы лично знакомы. Каждое житие Батюшка начинал с описания детства данного святого и на нем особенно останавливался, с любовью и умилением говоря о нем, как о собственных детях. Он говорил, как воспитывались эти святые, и вместе просил тех, у кого есть дети, бережно относиться к их душам и действовать на них хорошим примером. Вот Батюшка рассказывает, в какой обстановке воспитывалась св.мученица Фомаида, как была она чиста и целомудренна, – и рядом приводит примеры того огрубения, зверства, какие царят в наших семьях. Вот прибежала к Батюшке исповедываться девочка, у которой брат перерезал всю семью...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Вот только сейчас и начинаешь понимать, почему способность к творению мира в своей душе, в душах ближних, в своей Державе является подлинным Божиим даром, и его надо вымолить, выстрадать, ВЫСТОЯТЬ, подобно древним христианским столпникам-стилистам, которые с высот своей молитвы заклинали демонов вражды, народного разделения, социальных безумств. Стать русским означает стать таким столпником, в самом себе явить столп и утверждение Истины (1 Тим. 3, 15). Сейчас только-только складывается, схватывается зыбкий и неустойчивый мир. Нынешнее состояние России подобно первому тонкому льду, по которому предельно осторожно можно перейти с топкого и зыбучего берега вражды, берега национальной, религиозной, идеологической нетерпимости на высокий берег мирной жизни. Конечно, как говорил о подобных геополитических ситуациях К.П.Победоносцев, сейчас Россию надо подморозить, дать ей набраться родными силами Северной Страны, укрепить Армию и Флот, именно в это укрепление максимально вложить возникшие государственные накопления, ведь у нас нет других союзников. В первую очередь надо подморозить разгулявшийся в российских СМИ и шоу-бизнесе дух немотивированной агрессивности, военной брутальности. А это возможно, только укрепив русское национальное самосознание на высшем государственном уровне, в самой государственной политике. Тогда подвиг героев антитеррористических боевых действий на Кавказе 1994-2004 годов будет нам духовным уроком и поддержкой. Тогда мы действительно станем русскими и будем ими. 20 Декабря 2004 года по Р.Х., память 450-й годовщины успения Преподобного Нила Столобенского Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Пол ТЦ в крови: бывший муж чуть не убил девушку В Чувашии возведут морг за 41 миллион: что там будет находиться? В казани приемная мать подала на развод со своим сыном: причина В России полицейский 9-ть лет заражал жертв СПИДом: дикая история

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Чудеса в школах Рачинского творила не программа, не методика, не идея даже – а любовь В отличие от Виссариона Белинского, убежденного, что русский народ – «это по натуре глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности…» (Письмо к Гоголю, 1848 г.), Рачинский, выросший среди крестьян (впрочем, в том ли дело, кто где вырос?..) прекрасно видел христианскую духовную сердцевину русского народа, знал его тихую великую веру. Он не пытался привнести своим ученикам Православие извне, напротив – он стремился удовлетворить их внутренний запрос. И не о том даже нужно тут вести речь, что Закон Божий, церковнославянский язык, церковное пение были в школах Рачинского основными предметами. Все это преподавалось и в иных учебных заведениях той поры, а потом из этих заведений выходили террористы. Речь надо вести о личной вере Сергея Александровича и о его огромной, истинно евангельской любви к людям вообще и к крестьянским детям в частности. Чудеса в школах Рачинского творила не программа, не методика, не идея даже – а любовь. А чудеса действительно происходили! Уже упомянутый здесь Николай Горбов пишет об общей вечерней молитве, которой в школе (мы бы сейчас сказали – интернате) Рачинского завершался каждый день: «…Это было довольно продолжительно – и что же? Никогда никакого утомления, никогда ни малейшего рассеяния. Серьезно и сосредоточенно стояли перед иконами наши ребята после целого дня усиленных и разнообразных трудов, и я не могу сказать, как милы, как хороши они были в это время!» О том, как раскрывается внутренняя красота человека в минуты его сердечной молитвы, немало сказано и у самого Сергея Александровича. Вот его очерк «Школьный поход в Нилову пустынь» – о шестидневном пешем паломничестве шестидесяти учеников во главе с учителем к мощам весьма почитаемого на Смоленской земле преподобного Нила Столобенского: «В соборе ребята мои были уже как дома. Поощряемые монахами, они прямо заняли первые места на широких ступенях громадной солеи. Мне дали место на левом клиросе, и у моих ног посадили на коврике моего милого горбунка Тимошу (одного из учеников, мальчика-инвалида. – М.Б .), слишком слабого, чтобы выстоять все службы. Я мог видеть его взор, устремленный кверху, с тем выражением, которое удалось понять и уловить одному Рафаэлю в лицах двух ангелов Сикстинской Мадонны…»

http://pravoslavie.ru/153935.html

72 К общей цифре пахотной земли показанной в 1494 чети с осинкой, кажется, следует прибавить еще 480 чети (всего таким образом будет 1974 чети), ибо к одной цифре из слагаемых (830+85+338+240=1493), а именно «240» надо добавить еще 480 чети, так как в дозорной книге сказано «в дву (т. е. полях) потомуж». Это выражение указывает на трехпольное хозяйство. 73 Дополн. к Акт. Истор., т. I, 160 (год 1611), стр. 279. – Имея в виду те сведения которые приведены выше о древних поземельных мерах и приняв во внимание: 1) что согласно инструкции межевщикам 1754 г. (Полн. Собр. Зак., т. XIV, 10237, глава V, пункт 5) сенные покосы мерились по 10 копен на десятину, 2) что под выражением «в живущих и в пусте» надо понимать земли приносящие доход и не приносящие дохода; 3) что в начале XVII века (по расчету Карамзина, И. Р., изд. Эйнерлинга, III, т. XI, стр. 65, 78, 157 и т. X, прим. 406) тогдашний рубль был в пять раз более современного, – положение описанного погоста представляется в следующем виде: в нем было 379 дворов с населением обоего пола приблизительно в 2.500 человек, имелось около 1.000 десятин пахотной земли, сенокоса – 474 десятины (леса в указанном выше количестве) и оброка (поземельного) платилось на наши деньги около 2.400 руб., т. е. с каждого двора 6 руб. с небольшим. В этом погосте весьма много было земли не приносившей дохода (97 обж) и около 75 десятин пахотной земли отданной крестьянам на льготу. 76 Акт. Холмогор. и Устюж. епархий, т. II, LXVII, стр. 126–128. См. описание Жабенского погоста (Дерев. пят.), место рождения преп. Нила Столобенского, в житии его составлен. свящ. В. Успенским (Тверь, 1897 г.), стр. 1 и 2. 78 В настоящее время в б. Новгородской области некоторые погостские центры сохранили свое прежнее название, но при этом следует заметить, что одни из них сохранили свое церковное название, а другие – гражданское. Так, например, в прежнем погосте «Иванском-Переездском на Волхове» (10 верст от Новгорода) находится ныне село Богословское; в погост «Петровском на Волхове» (20 в. от Новгорода) – село Петровское; в пог. «Антоновском на Волхове» (23 в. от Новгорода) – село Антоньево; в пог. «Андреевском-Грузинском» (60 в. от Новгорода) – село Грузино; в пог. «Егорьевском-Теребужском» (180 в. от Новгорода) – село Теребушка и т. п.; см. у Неволина, «О пят. и погост. Новгор.», стр. 121–123. На стр. 124, 130, 133 и др. указано много прежних погостов в Вотской пятине которые ныне перешли в состав финляндской территории.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010