Путь же к нему толь зело страшный и бедный, яко унывает сердце грядущаго по нем. Поклонившися убо аз тамо, умилися и помыслих, яко тесным и прискорбным путем ходящие спасаются, широким же шествующие погибают, ибо по реченному: тесен есть путь и прискорбен вводяй в живот вечный; келий же или колибки тамо отнюдь несть, жестокости ради и теснаго места»   («Второе посещение св. Афонской Горы Барским», стр. 57).     Место это и теперь необитаемо, и посещается с довольной затрудняемостью только чтущими память высокого афонского подвижника XVI века. Сто четырнадцать ступеней сводят пришельцев к церкви, которая возвигнута в небольшом объеме над могилою преподобного Нила Мироточивого .   От нее, близ северной стены, начинается подъем по 27 ступеням в самую пещеру святого Нила, иссеченную в отвесной скале, над небольшим заливом. А на четверть часа ходу от этого места стоит келья во имя всех святых, называемая обыкновенно Ниловою, по хранению в ней мощей преподобного Нила и по безмолвствованию там сего угодника.           Пещера преподобного Нила Мироточивого     Предание 1 версия   Иеромонахом, с молодых лет подвизался он на Святой Горе. После кончины своего аввы избрал новое место в недоступной пещере, в которой соорудил церковь и в течение 50 лет совершал монашеские подвиги, ведомые лишь одному Богу. Преподобный хотел скрыть эти подвиги и по смерти, завещая не открывать своих останков по афонскому обычаю. Господь Сам прославил Своего угодника. Из его гроба через малое отверстие стало изобильно истекать миро, лившееся по отвесной скале к морю, куда за ним приплывали многие корабли с паломниками из разных стран. Когда брали благодатное миро, случались ссоры и даже драки. - неправда, миро текло буквально ручьем, след которого сохранился до сего дня...-www.isihazm.ru Тогда преподобный Акакий Кавсокаливит помолился прп. Нилу, и мироточение прекратилось.     Предание 2 версия   Все было не так! Разбойники узнали, что множество людей приплывает за мирром в неприступные скалы. Тогда разбойники прятались в огромном ущелье, которое нужно было миновать для того, чтобы пройти к пещере, воровали паломников и продавали их в рабство в Турцию...  Теперь понятно, почему преподобный Акакий Кавсокаливит помолился прп. Нилу, и мироточение прекратилось. -www.isihazm.ru

http://isihazm.ru/1/?id=542

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Пещера Нила мироточивого афон         Пещера Нила мироточивого афон     Пещера преподобного Нила иссечена в отвес­ной скале над небольшим заливом, где был, по преданию, высажен на берег преподобный Петр, первый афонский молчальник. Сто четыр­надцать ступеней сводят пришельцев к церкви, которая воздвигнута в небольшом объеме над могилою преподобного Нила.    От нее, близ север­ной стены, начинается подъем по 27 ступеням в самую пещеру, в которой уединялся строгий афонский подвижник XVI века.   Рассказывают, — «по смерти Бог прославил останки его точением целительного мира, что привле­кало сюда страдальцев из самых отдаленных стран Востока.   Оставшийся после святого Нила ученик, видя чудеса и не вынеся молвы стека­ющихся поклонников и хворых, будто бы осме­лился однажды, ставши над гробом мироточца, упрекнуть его за то, что, уча его при жизни смирению и сам подавая изумительный образец искания славы только небесной и удаления себя земной, по смерти забыл то и славою имени своего наполнит скоро весь мир.      Послушный Нил с тех пор не стал чудодействовать в своих мертвенных останках. "   Часть его головы и теперь хранится при его пещере, а остальные мощи в Лавре святого Афанасия, которой принадлежит келлия и самое место, где она воздвигнута и где безмолвствовал преподобный Нил.     Отсюда можно было и следовало бы нам пройти к пещере преподобного Петра Афонского, но товарищи мои, утомленные дорогою, не согла­сились, как я ни убеждал их, со своей стороны, почтить пустыню первого подвижника Святой Горы. Делать было нечего: я уступил требо­ванию усталых поклонников и вместе с ними направился к Лавре святого Афанасия. Солнце уже село, когда мы вступили в портик лаврский, и после утомительного дневного странствия сладко отдохнули и освежились.   Наутро следо­вал Петров пост...         Перед ужином беседы наших русских меня чрезвычайно заинтересовали. В одно с нами время пришли в Лавру и сардары, то есть охра­нители Святой Афонской Горы; при них была собака. Пока набирали стол, собака, почуяв запах макарон,подошла к столу, я приласкал ее, и она спокой­но растянулась при ногах моих. Я не переставал гладить цербера.

http://isihazm.ru/1/?id=954

В библиотеке Симонопетры в специальном ящике хранится особый сувенир – богато иллюстрированный альбом, подаренный обители патриархом Варфоломеем. Почему он сделал этот презент, на обложке которого – фотографии его самого, его московского собрата и президента Украины, – для отцов Симонопетры неясно. Предложение поучаствовать в богослужении пришлось отклонить. С отцом Макарием мы обменялись книгами и тепло расстались. Путь наш лежал к русским отшельникам в дебрях Виглы под Хаири. Монастырь Григориат В порту Дафни мы познакомились с грузинами из Греции, они собирались на тот же паром в направлении Кавсокаливии, что и мы, но сходили раньше – в монастыре Григориат, где есть три грузина-монаха. При посадке на паром было объявлено, что, возможно, паром не дойдет до конца пути в Кавсокаливию, а на Карули может повернуть обратно в Дафни из-за сильного течения после мыса в открытом море. Сошли грузины в Григориате, на Карули вышли последние пассажиры, паром стал отчаливать и ложиться на курс к мысу и открытому морю – слава Богу! – судно идет на Кавсокаливию. Паром стало широко качать сильным течением, хотя волнения моря не было видно. Скит святой Анны и справа вверху около Малой святой Анны келлия прп. Иосифа Исихаста (выделена кружком; это вторая келлия, в которой старец с братством прожили в 1938–1953 гг.) Карулия На Кавсокаливию против бурного течения Край отшельников Высадка на причале Кавсокаливии прошла быстро, судно спешно ушло в море от прибрежных скал, табун навьюченных мулов умчался вперед, и нам пришлось идти по их многочисленным следам… Подъем от причала к основной тропе не очень долог, но крут. В скиту было тихо и безлюдно, храм закрыт. У монаха мы уточнили, где начало тропы к пещере Нила Мироточивого, и отправились дальше в путь. Необходимо причалить при неспокойном море среди скал Пристань Кавсокаливии Скит Кавсокаливия Тропа от Кавсокаливии идет на восток практически горизонтально до ущелья, над которым возвышается скала с пещерой прп. Нила Мироточивого под вершиной. В ущелье тропа поднимается зигзагами вверх к скале. Тропа новая, вымощенная каменными плитками. После подъема наверху у фонтана-родника у келлии святого Нила мы оставили рюкзаки, пересекли оливковый сад на юг и по такой же благоустроенной тропе пошли направо на запад и спустились по извилистой каменной лестнице к пещере прп. Нила Мироточивого и к храму.

http://pravoslavie.ru/139860.html

Боже, какая ирония! Автор в доказательство своей мыслиприводит слова Спасителя: " Бесов изгоняйте " . Это было сказано Двенадцати, когда Господь отправлял их на проповедь. Но когда апостолы (это были 70, но, думаю, это не принципиально) возвратились и сказали: " Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем " (Лк 10:17), Спаситель отвечает: " однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах " (ст. 20). Не ясно ли отсюда, что " главная задача христианства " - вовсе не экзорцизм, а главная добродетель христианина - не бесобоязнь? архим. доц. д-р Павел Стефанов, Шумен, Болгария 25 октября 2010г. 15:11 В естественных функциях нет и не может быть никакой " скверни " . Природа, которая по христианскому мировоззрению создана Богом, нескверна. Противоположное мнение - это вечная соблазнь гностицизма. См. книгу: www.mobilis.bg/articles/view/44230/. Когда цитировать св. отцов, надо иметь ввиду, что многие из них были девственными монахами и насчет секса не понимали сложности человеческой анатомии. Сказывались также исторические наслоения и боязнь язычества, например в связи с гомосексуализмом. Негативное отношение к нем древних иудеев является преимущественно реакцией на соседние религии, чьи обряды часто использовали гей обряды. Слабо известно, что родной город ап. Павла - Тарс, является центром античного гомосексуализма и он, как традиционный еврей, настроен резко к этому явлению. (Предварив критиков, исповедую, что я вполне хетеросексуальный). диакон Владимир. 25 октября 2010г. 17:52 Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского Главы книги «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского» в формате " PHP " смотрите в левой колонке ниже под заглавием раздела Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского Здесь можно скачать Посмертные вещания... Часть 1> > > в формате Microsoft Word диакон Владимир. 26 октября 2010г. 01:43 Думаю, что сим ответом о.Феодор (Людоговский) да поставил точку в " вопросе " , истоки которого просто не имеют " богословских корней " .

http://bogoslov.ru/article/1185744

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Житие Нила Мироточивого     Житие Нила Мироточивого Святой и блаженный Нил Мироточивый, воссияв в поздние времена, подвигами своими превзошел многих даже и древних подвижников. Новое доказательство, что добродетель, благочестие и любовь к Богу не определяются временами и годами, но имеют свое основание в нашей воле и произволении. Святой Нил Мироточивый был сын благочестивых и православных родителей, имевших свое жительство в Морее, или нынешней Греции, в селении, именуемом «Святого Петра», Законийской епархии. Воспитание его ограничивалось пределами места его рождения. В ранних еще летах лишился он своих родителей, но нашел их в дяде своем иеромонахе Макарии.   Этот дядя был бдительным и искренним надзирателем за всеми движениями ума и сердца сего будущего сосуда благодати Святаго Духа. И нетщетными оказались многозаботные попечения пестуна о его воспитаннике.     Племянник, Нил Мироточивый, обладая прекрасными природными дарованиями, при неусыпном и искреннем о нем старании дяди оказывал быстрые успехи в умственном и нравственном отношениях. Поэтому юный Нил Мироточивый, достигнув законного возраста, принял монашеское пострижение и удостоен был рукоположения во иеродиакона, а потом и во иеромонаха. Таким образом, достопочтенный дядя и достойный его племянник единодушно подвизались подвигом добрым. Но сии высокие и девственные души, будучи уязвлены пламенной и всецелой любовью к пресладкому Небесному Жениху, во славу Его возгорели желанием подвигов больших.   Найдя настоящее свое местопребывание недостаточным для осуществления такого пламенного своего желания, они удалились из своего отечества и пришли на святую Афонскую Гору. Посетив здешние обители, скиты и пустыни с целью обрести место, удобное для безмолвия и высоких подвигов, наконец пришли они в одно место, издревле называемое Святые Камни.   Это место тогда было еще пусто и не заселено, так как отличалось чрезвычайной дикостью и безводностью. Блаженный Макарий и божественный Нил Мироточивый, нашедши его, однако ж, весьма удобным для глубокого безмолвия и совершенно соответствующим святым намерениям, исполнились той радостью, какую ощущают обретшие многоценное сокровище.

http://isihazm.ru/1/?id=769

Разделы портала «Азбука веры» ( 77  голосов:  4.0 из  5) Оглавление В книге описаны чудесные события на Святой Горе с 1813 по 1819 годы, записанные со слов афонского инока Феофана. Иноку, по его словам, являлся преподобный Нил Мироточивый , назидая и обличая в его лице грехи святогорцев. По словам митр. Илариона (Алфеева) : “Надо отметить, что «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого» относятся скорее к апокрифам, чем к святоотеческой литературе. Кроме того, русскому читателю они известны в очень тенденциозном и неаккуратном переводе”. Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого, 1912. 16,7 Мб Прп. Нил Мироточивый († 1651) прибыл на Св. Гору вместе со своим дядей иером. Макарием и стал подвизаться в пещере, на обрывистом юж. предгорье Афона, именовавшемся «Св. скала». Прп. Нил назван Мироточивым (Μυροβλτης) в связи с тем, что после кончины его глава стала источать миро столь обильно, что его неоскудевающий поток достигал моря. По молитвам местных монахов, приходивших в смущение из-за множества приплывавших за миром на лодках паломников, мироточение остановилось и переместилось в обитель Малевийской Божией Матери (Пелопоннес) — на родину преподобного. От храма, построенного прп. Нилом и иером. Макарием, сохранился только св. престол в алтарной части. Над пещерой в 1744 г. был воздвигнут храм в честь Успения Пресв. Богородицы (расписан в 1752). В 1812 г. кавсокаливийские отцы в благодарность за чудесные исцеления по молитвам к прп. Нилу решили устроить храм в его честь внутри самой пещеры. Во время строительства были обретены мощи прп. Нила и перенесены в В. Л., где они были торжественно встречены Кпольским Патриархом Григорием V, будущим новомучеником, в то время подвизавшимся в В. Л. В наст. время в келлиях св. Евфимия и Всех святых, находящихся рядом с пещерой прп. Нила, живут 5 монахов. В самой пещере прп. Нила после его кончины никто не жил. Источник: Православная энциклопедия, “Великая Лавра”. Пророческая характеристика людей пред концом мира: Люди же, чем больше будут на них находить бедствия, тем больше будут возделывать зла, вместо того, чтобы каяться, будут озлобляться на Бога…

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Бесчисленные исцеления, последовавшие от мира преподобного Нила, послужили основанием для прославления его в лике святых, именуя его Мироточивым. Ученик, оставшийся после преподобного Нила, стал скорбеть, что множество людей, приходящих за миром, нарушают спокойствие Святой Горы, и святое миро иссякло. Некоторые из кавсокаливских отцов, получивших благодатную помощь через молитвенное призывание святого, решили построить при его пещере храм. В день воспоминания явления в Иерусалиме на небе Честного Креста Господня, 7 мая 1815 года, они приступили к строительству и обрели благоуханные мощи преподобного Нила. В освидетельствовании их участвовал святитель Григорий V, Константинопольский Патриарх. В честь этого события была установлена вторая память преподобному Нилу на 7 мая. Преподобный Нил прославился также посмертными явлениями, в которых преподал указания истинного пути спасения. С 1813 по 1819 годы преподобный Нил являлся наяву и во сне малограмотному афонскому иноку Феофану, который с помощью иеромонаха Герасима записал свои беседы со святым. Преподобный Нил преподал глубокое назидание о духовной брани, наставления монашествующим и обличение их пороков, призывал к покаянию и спасению, указывая на будущие судьбы мира и Святой Афонской Горы. Накануне турецкого нашествия и разорения Афона преподобный Нил возвестил спасавшимся на Святой Горе, чтобы они не смущались, не ужасались, не теряли веры в Покров Божией Матери и не покидали Афона, пока Иверская икона Божией Матери не покинет Сама Святую Гору, но чтобы пребывали в покаянии и надежде спасения, в безмолвии, смирении и послушании, стараясь хранить нерушимо то малое, что еще осталось от прежней высокой монашеской жизни, особенно же целомудрие. Слово преподобного Нила полно высокой художественности, лиризма, поэзии, благодатного вдохновения, оно напоминает пламенное слово Библейских пророков или чудные новозаветные песнопения преподобного Иоанна Дамаскина . На древней иконе преподобного Нила, находящейся в келлии Безбрадых (в храме Успения Пресвятой Богородицы), преподобный изображается со свитком в руках, на котором написано: «Братие! оружия монаха суть размышления, молитва , различение помыслов, смиренномудрие и послушание о Боге» (Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. Перевод с греческой рукописи [иеросхимонаха Антония Булатовича]. Издание келлии Благовещенской старца Парфения на Афоне, 1912, с. III).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вершина горы Афон - самая высокая точка Афонского п-ова (2033 м над уровнем моря). Ц. Пресв. Богородицы (τς Παναγας), основанная в 1665 г. на пожертвования Патриарха К-польского Дионисия III, находится на высоте 1500 м. По преданию, в строительстве участвовали монахи, к-рые готовились к исповедничеству христ. веры и к мученической смерти. Сюда чудесным образом был восхищен прп. Максим Кавсокаливит, в нач. XVI в. подвизался прп. Иаков Новый († до 1520). Разрушившаяся до основания церковь была заново отстроена на средства В. Л. в 1972 г. На вершине горы Афон возвышается храм в честь Преображения Господня, по преданию построенный прп. Афанасием Афонским в 965 г. на месте языческого капища ( Δωρθεος, μον. Τ. 2. Σ. 161). Храм, подвергавшийся разрушениям в основном от ударов молний, неоднократно отстраивался: сначала нмч. Давидом из скита св. Анны († 26 июня 1803), в 1895 г. Патриархом К-польским Иоакимом III и, наконец, в 1977 г. Торжественная служба совершается в нем на престольный праздник в день Преображения Господня. За алтарной частью храма, на самой высокой точке Афона, в 1897 г. был установлен железный крест (3 ´ 4 м). Пещера прп. Нила Мироточивого Пещера прп. Нила Мироточивого Пещеры. В. Л. принадлежат 3 пещеры: прп. Петра Афонского, прп. Афанасия Афонского и прп. Нила Мироточивого . Пещера прп. Петра Афонского, подвижника 1-й пол. IX в., находится в лесу, в местности Вигла, вблизи от одноименной келлии. Некогда келлия с малым храмом располагалась внутри самой пещеры ( Григорович-Барский. Второе посещение. С. 56). В связи с тем что нек-рые монахи, селившиеся в пещере, сходили с ума или впадали в прелесть, в кон. XIX в. вход в нее был завален камнями. Существует также предание о том, что вход в пещеру был закрыт еще в древние времена и откроется только перед наступлением конца времен. В наст. время в келлии и ее окрестностях живут 2 монаха. В пещере прп. Афанасия, уединенно расположенной на склоне обрывистой скалы недалеко от скита Иоанна Предтечи, святой затворялся для подвигов в период св. Четыредесятницы. В пещеру ведет спуск из 215 ступеней, в ней находится исихастирий и 2 малых параклиса в честь Акафиста и свт. Николая. В параклисе Акафиста главной святыней является чудотворная икона Божией Матери, чудесно прибывшая на Афон из Иерусалима при прп. Афанасии, несмотря на попытки перенести ее в В. Л., она каждый раз возвращалась в пещеру. Особо торжественная служба совершается ей в субботу Акафиста. Эта икона называется также Поручительницей (Εγκυτρια), т. к., по афонскому преданию, перед ней, первоначально находившейся в Иерусалимском храме Гроба Господня, прп. Мария Египетская дала обещание отказаться от греховной жизни. В наст. время за пещерой следит мон. Нектарий, по благословению игумена В. Л. переселившийся из Катунакий в одну из окрестных келлий.

http://pravenc.ru/text/150059.html

12/25 Святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (620). Преподобного Нила постника (V). Блаженного Иоанна Власатого, Ростовского (1580). Преподобного Нила Мироточивого, Афонского (XVII). Иконы Божией Матери «Милостивая». Тропарь святителю Иоанну Милостивому, патриарху Александрийскому, глас 8 В терпении твоем стяжал еси твою, отче преподобне,/в молитвах непрестанно терпевый,/нищия возлюбивый и сия молися Христу Богу, Иоанне милостиве блаженне,/спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Богатство твое расточил еси убогим,/и небесное богатство ныне восприял еси,/Иоанне всемудре;/сего ради вси тя почитаем,/совершающе память твою,/милостыни о тезоимените! Величание Величаем тя,/святителю отче Иоанне,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Нилу постнику, глас 8 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Ниле отче наш,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже страстей, яже от телесе Ниле блаженне, во бденной твоей ссекл еси молитве,/но, яко имея дерзновение ко Господу,/от всяких мя бед свободи, да зову ти:/радуйся, отче всемирный. Ин кондак, глас тойже Божественною любовию возгоревся, всеблаженне,/оставил еси иже в житии молвы/и постных в горе стяжа,/от неяже, вшед в мрак незаходный,/приемлеши, яко древле Богоносец, Богоначертанная писмена,/имиже к Божественней добродетели наставляеми, весело вопием ти:/радуйся, отче Ниле, постником добротворение. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Ниле,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь блаженному Иоанну Власатому, Ростовскому, глас 8 Явился еси во граде, яко в пустыни,/во смиренномудрии, чистоте и в трудех, и подвизех, и в терпении мнозе,/преблаженне отче Иоанне./Взем бо крест Христов, последовал Ему/и в молитвах и в псалмопении день и нощь пребывал еси,/о спасении всего мира и рода христианскаго речения глаголя./Ныне же, по преселении твоем к Невечернему Свету, ко гробу твоему притекающе,/вернии молятся Господеви, Богородице и Предтечи, и приемлют от Господа исцеления молитвами твоими./Присно за ны молися, блаженне отче Иоанне, спастися душам нашим. Ин тропарь, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Многие спрашивают: что означает явление истекающего мира? Вообще, это явление известное. В житиях святых можно читать о мироточивых мощах, например, св. великомученика Димитрия Мироточивого (4-й век, память 26 октября), преп. Симеона Мироточивого (13-й век, память 13 февраля), преп. Феофила Мироточивого (16-й век, память 8 июля), преп. Нила Мироточивого (17-й век, память 12 ноября). Однако, миро из останков этих святых было в древности и впоследствии прекратилось, а теперь мы видим своими глазами благоуханное миро, исходящее из св. Иконы. Посильное объяснение этого явления следующее. Божия Матерь именуется в Православной Церкви Пресвятой или Всесвятой, Честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим, т. е. превосходящей своей святостью не только людей, но и ангелов. Она свята Своими помышлениями, Своими чувствами и Своими делами. Другими словами, Она благоухает святостью («Вся благоухала еси» – служба попразднства Успения). Миро, исходящее из Иконы, есть символ Ее святости. Не подлежит сомнению, что истекающим благоуханным миром Божия Матерь указывает нам, что она хочет, чтобы мы благоухали добрыми делами, изменив нашу греховную жизнь. То обстоятельство, что миро исходит во время молитвы или в результате молитвы, есть указание Божией Матери, что нам необходимо увеличить и усилить наши молитвы. В течение всей церковной истории замечено, что особые чудеса являлись, когда происходили какие-либо потрясения в Церкви, например, при первоначальных гонениях, когда апостолы и мученики совершали многие необыкновенные чудеса, а в последнее время во время гонений от богоборцев мы видим многочисленное обновление икон. Все это было и происходит теперь для укрепления верующих в испытаниях. Поэтому явление мироточивой Иконы может означать наступление испытаний в Церкви, но одновременно показывает, что Божия Матерь будет чудесной защитницей верующих. Вместе с тем, миро означает также особую милость Божию. Миром в Православной Церкви называется оливковое масло, к которому примешиваются многие благовонные вещества. Слово «елей» (оливковое масло) по-гречески имеет два значения: 1) «оливковое масло» и 2) «милость». Поэтому, можно думать, что через истекающее миро Божия Матерь возвещает милость Божию, которая всегда была изобильна, по слову Псалмопевца: «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его» ( Пс.102:17 ), «Превыше небес милость Твоя» ( Пс.107:5 ), «Милость Твоя предварит мя» ( Пс. 58:11 ), «Милость Твоя поженет мя вся дни живота моего» ( Пс.22:6 ) и множество других подобных мест в слове Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010