По-видимому, хорошо осознавая дифференцированность глаголов со значением «знать», патриарх Никон заменил глагол «уведети», связанный с понятием «сверхчувственного, божественного знания», на глаголы «познати» и «разумети», которые семантически несколько шире глагола «уведети» и более типичны для употребления в ситуациях, когда субъектом познания является человек. Четвертый пример. Источник Тексты библейских источников «Отметаяи ся Мене и не приемля глагол Моих имать судяштааго ему: слово, еже глаголах , то судит ему в последьнии дьнь» (Алексеев и др. 1998, 61). «Отметааися Мене и не приемляи глагол Моих имать судящаго ему: слово, еже глаголах , то судит ему в последний день» (Библия 1581, л. 51 об.). «Отметаяися Мене и не приемляи//глагол Моих имать судящаго ему: слово, еже глаголах , то судит ему в последний день» (Евангелие 1657, л. 719 – 720). «...якоже и Сам глаголет: „Не приемляй глагол Моих имать судящаго: слово, еже заповедях , то судит ему в день судный " » 2, л. 180). Ср.: «...Отметаяйся Мене и не приемляй глагол Моих имать судящаго ему: слово, еже глаголах , то судит ему в последний день» (Дионисию, 106 об.). В древнерусском языке глагол «глаголати» означал речевое действие как процесс, в отличие от глагола «заповедати», который детализировал речевое действие говорящего и имел значение «сообщать о чем-то новом, важном, актуальном в данный момент» 1056 . Употребление патриархом Никоном глагола «заповедати» точнее выражало содержание библейской фразы о божественном происхождении учения Иисуса Христа и о передаче людям принятой от Бога заповеди: «И что Он хочет выразить этим? То, что Он не говорит, не мудрствует ничего, отличного от Отца. Ибо как посланные, говорит, не говорят ничего, кроме заповеданного, так и Я Сам не мудрствую и не учил ничему иному, кроме того, что служит к славе Отца. Итак, желая доказать это, то ест единомыслие с Отцом, напомнил об этом примере, то есть о заповеди. Посему и прибавляет: „итак, что Я говорю, говорю так, как сказал Мне Отец“.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такие высказывания Патриарха Никона сближают его учение с традиционными взглядами восточных Отцов. Согласно Дионисию Ареопагиту, «обожение есть, насколько возможно, уподобление Богу и единение с Ним» 50 . Скорее всего, Патриарх Никон близок к отождествлению подобия Божия в человеке с обожением – мистическим единением человека и Бога: «(л. 302 об.)… Всяк рожденный от Бога греха не творит, яко семя 51 Его в нем пребывает, и не может согрешати, яко от Бога родися. … возлюбим (л. 168) друг друга, яко любы от Бога есть. И всяк любяй от Бога рожден есть и разумеет Бога, а не любяй, не позна Бога, яко Бог любы есть. Возлюбленнии, аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должни есмы друг друга любити. Бога никто же нигде же виде, аще любим друг, Бог в нас пребывает и любы Его совершенна есть в нас. Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» 52 . Образ Божий в человеке есть некоторый залог, данный в момент сотворения, который необходимо не только сохранить, но раскрыть, проявив всю полноту этого образа в исповедании, стяжании любви, которая есть и свидетельство обожения. С антропологической темой тесно связаны нравственно-аскетические и мистические воззрения Патриарха Никона. Преображение тварного мира начинается с преображения человеческой личности, котрое возможно лишь в случае осознания человеком своей греховности, принесения покаяния и стремлении избавиться от него: (л.299) Яко подобает веровавшим Богови первее каятися… (л. 177 об.)…аще не покаетеся, вси такожде погибнете. Вся ветхозаветная история свидетельствует, что причина несчастий заключена в грехах человеческих, а покаяние отвращает гнев Божий как от человека, так и от целого нарда. По мнению Патриарха Никона, гнев Божий и наказания, посылаемые за грехи, соответствуют мере людской греховности. Причина всех нестроений и бед – грехи, различные по степени тяжести, качеству, поэтому необходимо делать нравственные выводы, обращаясь внутрь себя, и вспоминать о своих грехах: Ты же которыя от сих плоды в себе носиши? Не все ли противныя, по писаному: или сотвориши древо добро, и плод его добр, или сотвориши древо зло, и плод его зол. Тако и твое дело явлено есть, от дел и глагол уст твоих. Святый Бог да возмерит в день судный противу твоих беззаконных смыслов и (л. 198об.)… не бывайте несмыслени, но разумевающе, что есть воля Божия. И паки: в премудро¬сти ходите ко внеш¬ним время искупующе. И паки: молю убо вы, братие, щедротами Божиими представите телеса ваша, жертву живу, святу, благоугодну Богови. Словесное служение ваше и не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, воеже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная 53 .

http://pravoslavie.ru/36953.html

«Аз должен есмь, прием от Бога талант, не крыти его в земли, но раздаяти вам, добрым торжником». Смотр. Приб. К Изд. Твор. Св. Отц. Ч. V. стр. 30–39. 25 Знала ли прежде сего Тайдула св. Алексия, из обстоятельного описания сего чуда в Ст. Кн. I 415, не видно. Здесь говорится только, что Джанибек и Тайдула знали только о достоинствах святителя и что потом Тайдула видела его во сне. Сохранившийся до нас ярлык или грамота Тайдулы на имя св. Алексия, по-видимому, дан раннее описываемого происшествия. Он дан на случай отправления св. Алексия в Царьград и более в себе ничего не содержит, кроме предписания о свободном пропуске для него через Ханские владения в столицу Вост. Империи. След. Этот ярлык должен относиться к тому времени, когда святитель ездил в Константинополь. А это было только в 1353 и 1355 годах. По соображениям ориенталиста Григорьева, в обозначении времени выдачи сего ярлыка, можно находить 1355 год, что будет совпадать со временем последнего путешествия св. Алексия в Константинополь. Святитель мог быть в Орде по пути в Царьград. См. Никон. Лет. T.IV стр. 83 О Дионисии и Михаиле. 26 Степ. Кн. I, 455 Ист. Г.Р.Т. IV пр.384 Есть известие, что св. Алексий держал в Орде прения о вере с каким-то Мунзи. В одной из рукописей Румянцовского Музея, содержащей в себе между прочим обличение магометанства, замечено: «Моллагавзадин слеп был, а жена у него царица была Барака царя сестра, а сын был у него Мунзи богатырь. Тот прелся с Митрополитом Алексеем в Орде пред царем, коли царицу слепу просветил Амуратову (на поле замечено, а Бакшей сказывал Зенебекову) в Орде» Опис. Рум. Музея стр.273 28 Ярлык дан в «Тегигуя лета, десятого месяца в 10 нова; альгата месяца в семьсот осьмое» По изысканиям г. Григорьева, с исправлением явных ошибок, это должно быть в 1357 году, в десятый день первой половины 10 или 11 монгольского месяца.Ярлык издан в Собр. Гос. Гр. и Догов, и при исследовании Григорьева.О достоверности Ханских Ярлыков М. 1842, стр.126. 29 Во Владимире св. Алексий был в 1357 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Двум патриаршим монастырям даны были жалованные грамоты с правом приезжать в Москву за милостынею чрез шесть лет. Патриарх просил посмотреть эти грамоты и ходатайствовал, чтобы в них было обозначено, сколько именно будет выдаваться милостыни посланным и чтобы им дано было право являться в Москву за милостынею не чрез шесть, а чрез три года. Эти ходатайства патриарха были удовлетворены. – При своем возвращении из Москвы, из Карачева, от 4-го августа, патриарх Паисий просит государя дать патриаршему посланному Леонтию побольше милостыни, так как Леонтий, ради патриарших дел, издержался на 300 рублей, а ему дан только один сорок соболей, себе же патриарх просит государя прислать три пуда рыбьего зуба, а общему работнику – греческому иверскому архимандриту Дионисию выслать царское жалованье и, затем, еще просит: освободить от правежа бедных заключенных в посольском приказе греков и отпустить их к нему, патриарху, в Киев. 9-го сентября Паисий в письме благодарит государя за присланное ему царское жалованье – соболи и рыбий зуб (слоновая кость) и пишет еще, что боярин и воевода П.Б.Шереметьев взял взаймы, под свою расписку, да государево дело, 160 рублей у Киевского мещанина Федора Титова, которого убили татары, и после него осталась жена в крайней бедности, почему патриарх и просит, чтобы ей возвратили деньги из государевой казны в Киеве 244 . Патриарх Паисий благополучно прибыл в Александрию и занял здесь, согласно фирману султана, свой патриарший престол. Но скоро здесь, по каким-то коммерческим сделкам, над ним стряслась большая беда. Сам патриарх Паисий в особой грамоте государю, сообщает об этом, что, по повелению султана, «привезен есмь, узами железными обвязан, в Адрианополь, по подобию Павла апостола, по оклеветанию безбожного Архипа, еже ныне дьяволом пребывает, отрекся бо нашей непорочной веры, (и привезены, да будем судитися с ним пред праведным судом великого нашего царя) – о котором это многих слышало святое царство твое, а наипаче от Мануйла, яко он беззаконный глаголет и ищет 70,000 золотых и многих драгих запон, которым вещем мы не виноваты есмы, и не видали и не слыхали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

В виду этого государь всячески просит патриарха Нарфения помочь вышереченных Паисию и Макарию возвратить незаконно отнятые у них престолы 230 . По указу государя, от 30 июня 1667 года, 12 июля в Константинополь отправились специальные послы к султану Афанасий Нестеров и дьяк Иван Вахрамеев хлопотать пред султаном о возвращении кафедр патриархам Паисию и Макарию. С послами государь отправил свою грамоту к султану, в которой писал, что вселенские патриархи Паисий и Макарий путешествовали ради собирания милостыни, узнав о чем он, государь, и пригласил их особою грамотою в Москву. «А в бытности своей на Москве, говорит грамота, они, патриарси, нашему царскому величеству часто напоминали, чтоб мы, великий государь, наше царское величество, с вами, братом нашим, с великим государем салтановым величеством, дружбу братскую и любовь имели свыше предков наших, великих и государей, и чрез бы послов и посланников между обоих нас, великих государей, братская дружба и любовь подтверждалась и множилась постоятельно». А так как вышеупомянутые патриархи теперь вознамерились отправиться из Москвы назад, то государь и просит султана, «ради нашея царского величества братцкия дружбы и любви, им, вышереченным патриархам, места свои и престолы по- прежнему одержати изволи» 231 . Была послана особая грамота о патриархах и «к Магмет салтанова величества большому визирю Магмет паше». В этой грамоте о патриархах было написано буквально то же, что и в грамоте к самому султану. Только в заключение говорится: «и тебе, большому визирю Аззем Магмет паше, нам, великому государю, нашему царскому величеству, послужити: брата нашего, великого государя, Магмет султаново величество, на тоб привести, чтоб ево салтаново величество для нашие великого государя, нашего царского величества, братцкой дружбы и любви, им, вышереченным патриархом, места свои и престолы по-прежнему одержати изволил... А впредь наше государское жалованье учнем держати по твоей к нам, великому государю, службе, и служба твоя и раденье у нас, великого государя, в забвеньи не будет». Ордин Нащекин писал, от имени государя, к молдавскому воеводе Ионе Ильяшу с изъявлением благодарности за его радение о делах патриархов Паисия и Макария и с просьбою «и о брате их Кир Дионисие, бывшем патриархе, цареградском, чтоб он паки восприял свой патриаршеский престол, по прежнему радети». В наказе послам повелевалось, при переговорах с турками заявить, что патриархи Паисий и Макарий, будучи на Москве, никакой ссоры между султаном и царем не заводили, а наоборот: все склоняли царя к дружбе с султаном и что они, послы, от имени своего государя ходатайствуют, чтобы патриархам Паисию и Макарию оставлены были их престолы 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Конечно, восстановить полную подлинную историю перстосложения в крестном знамении с начала царствования христианской церкви до позднейшего времени, равно как и историю других вопросов, служащих предметом спора между православными и раскольниками, дело очень не легкое, но в то же время и не Невозможное. Хотя в древней христианской церкви и не придавали обряду того преувеличенного значения, какое ему придано было некоторыми впоследствии, особенно русскими, но все-таки и в то время обряд имел вообще очень важное значение, а если с ним соединялось такое вероучение, по поводу которого происходили споры и несогласия, то в таких случаях обряд ставился наравне с самым учением. Благодаря этому обстоятельству уже одно изучение, наприм., несторианства и монофизитства, в связи с историей православия и многочисленных попыток к их взаимному примирению, когда обращается серьезное внимание и на существовавшие между ними обрядовые разности, может дать, по нашему мнению, очень ценный материал и для решения разных обрядовых вопросов. 86 Нелишним считаем сопоставить эти воззрения действительных книжных иосифовских справщиков на науку и научное образование с теми воззрениями на этот предмет, которые имели предполагаемые книжные иосифовские справщики Аввакум, Лазарь и др., чтобы еще раз видеть всю прямо бросающуюся в глаза несообразность этого предположения. Аввакум говорит, что Дионисий Ареопагит «прежде даже не приити в веру Христову, хитрость имый изсчитати беги небесные; егда же верова Христови, вся сия вмених быти, яко уметы. К Тимофею пишет в книге своей, сице глаголя: дитя, али не разумеешь яко вся сия внешняя блядь ничтоже суть, но токмо прелесть и тля и пагуба... Изсчитати беги небесные любят погибающии, понеже любве истинныя не прияша, во еже спастися им: и сего ради послет им Бог действо льсти во еже веровати им лжи, да суд приимут не веровавшии истине, но благоволиша о неправде». В другом месте: «Алманашники и звездочетцы и вси зодейщики познали Бога внешнею хитростию, и не яко Бога почтоша и прославиша, но осуетишася своими умышленьми, уподоблятися Богу своею мудростию начинающе, якоже первый блядивый Неврод, и по нем Зевес прелагатай, блудодей, и Ермис пияница, и Артемида любодеица, о нихже Гранограф и вся кронники свидетельствуют, таже по них бывше Платон и Пифагор, Аристотель и Диоген, Иппократ и Галин: вси сии мудри быша и во ад угодиша...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Особенностям русского обряда и чина, которые перешли к нам вместе с христианством от древних православных греков, архимандрит Дионисий однако прямо и решительно приписывает еретическое происхождение. Эти особенности появились у нас – русских, уверяет он, только после того, как русские митрополиты перестали рукополагаться в Константинополе. «Сия прелесть, говорит он, таковым обычаем бысть в России: отнележе, сиречь, от того времене, егда престали российские митрополиты ходити в Царьград хиротонисатися, якоже хождаху преблаженнии митрополити: Петр, Алексий и Иона, Киприан и Фотий и прочий. И еслико время хождаху российския митрополиты в Царьград хиротонисатися, и хождаху и гречестии архиереи в Россию, тогда воссияше благочестие и православие болше зде – в России. А отнележе престаша российския митрополити ходити в Царьград хиротонисатися, ради нужного пути, сиречь, ради страха турского воинства, – зане тогда турки зело страшно ратоваша все страны христианския, – того ради и гречестии архиереи изящнии не хождаху в Россию таковые ради вины. И того ради начата быти зде сия прелести: о сложении перстов, и прилог в символе, и аллилуиа и прочее. Обретающе время, обретник злобы диавол, досея многая зизания, а не истерзаша я никто (до нынешнего благочестивейшего, тишайшего и боговенчанного нашего государя, царя и великого князя Алексиа Михайловича всея великия и малые и белые России самодержца) и укоренишася и возрастоша великия злобы, и во обычай и соимство быша в вас: зло за добро и горкое за сладкое... Остася, говорит автор, земля сия не орана, и возрасте терние и триволи и ина дикия зизания и темным омрачением омрачишася». И только со времен Грозного царя «по малу сия земля великороссийская просвещатися паки нача и прославлятися и в православие вправлятись, а не усовершенно». Со времени же Алексея Михайловича, т.е. с того времени как снова русские тесно сблизились с греками и признали их высший авторитет в своих церковных делах, в России «возсия благочестия и православия зело, и умножися благодать Божия и в совершение достиже, терние и триволы и прочая дикая зизания иссхоша, и мрак и тма отступи, и светлейший и совершеннейший свет истины воссия православно».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

659 Макарий, V, кн. II, 286. Замечания еп. Порфирия о позднейших стремлениях восточ. патриархов (Дневн. I, 597–98, 636, 677–79) 661 Визант. Времен. 1895, III, 390; 1898, III, 583–584. Ср. замечание Ф.И.Успенского об отношении Византии к иноплеменному населению и причинах распространения магометанства и католицизма на Балканском полуострове (Ист. Византии, vii) до позднейшего времени 663 Ibid., 273–274, примеч; ср Hermes, XIV, 1879, S. 445, где помещен отрывок из соч. известного полиграфа Максима Плануды (XIV в.). Замеч. В.И.Ламанского о вассалитете Руси (Слав. Сборн. I, 467; ср. 201); ср. еще Визант. Времен. 1894, I, 38–41–53 666 Пафнутий Боровский был заключен в оковы и просидел довольно времени в темнице, пока не смирился. Макарий, VI, 17, 19 669 Макарий, IX, 37 и дал.; Голубинский, II, 511 и 533–36. Дионисий I надеялся, очевидно, на поддержку султана (Лебедев, 253, 279) 672 В обращении к русским послам тайной конференции при папе Сиксте IV была выражена надежда на сохранение Иваном III Флорентийской унии и отрешение от конст. патриарха, как подчиненного власти турок 674 В четверг, – на страстной неделе (П. С. Р. лет. VI, 261; VIII, 263; Никон. л., VI, 212). Вследствие неправильного толкования, нек. писатели высказывали мнение о более раннем приезде М.Грека (Nлamoh,II, 389; Квгений, Словарь, II, 389; Клоссиус, Ж. М. Н. Пр. 1834, 6, с 398; А.Терещенко, ib., 8, с. 243). Члены миссии и Максим Грек тогда же присутствовали на погребении кн. Симеона Ивановича (П. С. лет. ib) 675 Ibidem, «Vir sanctae vitae», по выражению Герберштейна, бывшего в Москве в момент событий (Starezewski, р. 20); ср. П. С. Р. лет., VI, 254, 261, 262, 280 680 Москвитянин 1842, 11, с. 47, ст. Филарета « Максим Грек »; Белокуров viii, xxxi. По рукописям известно 9 сказ. о Максиме Греке, в двух редакциях – краткой, менее распростр., и подробной, более распр. (ib., i-lxxxn), изд. по 21 списку. Год 7014=1506. Замечание А.И.Соболевского (Вестн. археол., XIII, 270–271) 681 Евгений, Словарь духов. писат., II, 389. Некоторые полагают (Голубинский), что здесь была инициатива греков, находившихся в России

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Яко истинно корень лютых и краеград зол самолюбие суще поставися, ослепляюще богоглаголив ум и двери чювств заключающе... ибо не благо многогосподствие, един господин да будет, един царь, за еже и Бог един, яко и солнце едино в планитех... Вознеси вкруг очеса твоя и виждь чада твоя, отеческаго руководителства требующая. Доколе паствы твоея воззабвенствуеши? Доколе возгневаешися и возъяришися?.. Покорися моим словесем... не достоит тебе вне пребывати престола, чрез правила твориши, чрез законы делаеши, чрез праведное действуеши... Ей, ей, гряди, возъиди снизуя, ибо свыше низшел еси. Да умолчатся гаждения любопорицателей, да ищезнут словоборения грызуших неистовых мужей. Веждь, яко четыри патриархии главоблюдут разнствия конец видети. Позор царствующая Москва бысть и аггелом и человеком» – РГАДА, ф. 27, оп. 1, л. 140, ч. 3; Гиббенет 1, 101–105, 228–242; Макарий 1996, 192–193. 15 августа Паисий Лигарид представил свои письменные ответы на 30 вопросов, заданных ему Семёном Лукьяновичем Стрешневым, озаглавленных «Отписка к боярину Симеону Лукьяновичу Стрешневу митрополита Паисия Газского и на тридесять вопросов ответы новых обычаев Никоновых бывшего патриарха Московского во 171-м году» – Каптерев 2, 281; Лебедев 1982, 191. (Есть мнение, что это произошло 15 августа 1658 г. – Шушерин 1997, 230; 15 августа 1663 г. – Воробьёв 1893, 17; Соболевский 1903, 342–365; Романова 1998, 9). Греческий оригинал ответов сохранился в списках – Фонкич 1994а, 34; Шевченко 1999, 238; перевод принадлежит некоему Стефану, царскому переводчику, которым, возможно, был грек Стефан Юрьев, входивший в 1664–1665 гг. в посольство иеродьякона Мелетия и выдававший себя за племянника патриарха Дионисия – Каган 1998, 499, В качестве антиниконовского сочинения ответы Паисия Лигарида (22 главы) были включены в «Христианоопасный щит веры» – Романова 1998, 9. Есть мнение, что вопросы и ответы на них писал сам Паисий Лигарид – Зызыкин 3, 65–67. Планируя собрать в Москве вселенских патриархов для обсуждения вопроса об оставлении Никоном патриаршего престола, 26 ноября царь Алексей Михайлович обратился с несколькими вопросами к Паисию Лигариду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Сообразно с этим они носили различные наименования (καρποτρφοι – плодопитательницы, κουροτρφοι – мужепитательницы). Но нельзя думать, как это допускает Шантепи, 878 что уже с глубокой древности греческая мысль выработала целую систему божеств с определенными, строго разграниченными функциями по отношению к плодородию и культуре. Те названия, в которых Шантепи видит собственные имена, надо полагать, сначала были нарицательными. У Геродота имеется такое свидетельство. «Пелазги, говорит он, приносили жертвы богам, не называя их по имени. Это мне рассказывали в Додоне. Они называли их просто богами, θεος. Много спустя после они приняли от египтян имена всех богов за исключением Диониса. Позднее они послали спросить додонского оракула: могут ли они употреблять имена богов, которые сообщили им варвары. Оракул сказал, чтобы они пользовались этими именами. С этой эпохи пелазги приносят жертвы богам, называя их по имени, и эти имена они передали эллинам (Истор. 11, 52). Это свидетельство представляет собою отголосок какого-то воспоминания о безымянных богах. Такие боги, мы знаем, были в Греции и до самых последних времен язычества ( Деян.17:23 ). В этом сказывалось, по-видимому, стремление уклониться от слишком детальной классифика- —573— ции и номенклатуры. Но такое уклонение еще более естественно в древнее время. Должно заметить еще, что отчетливая номенклатура предполагает собою развитую персонификацию. А персонификация такого рода предполагает за собою предварительное долгое упражнение в абстрагировании понятий. Вот, почему думается, что нимфы древней Эллады не были особенно дифференцированы и строго определены. Нимфы обыкновенно называются дочерями Зевса. Но у Гомера в одном месте одиссеи (X, 350–351) говорится о нимфах, служивших Цирцее: Все они дочери были потоков и рощ и священных Рек, в необъятное лоно глубокого моря бегущих. Это место считается позднейшим. Но мы склонны думать, что мысль выраженная в нём есть древнейшая. Гомеровская генеалогия искусственна. Воображение грека населило мир нимфами раньше, чем стало думать об их происхождении и прежде всего должно было связать их происхождение с тем, с чем была связана их судьба.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010