– Вот, Божественной благодатью и благоприятными твоими молитвами я стал христианином и монахом, однако имею сильное желание увидеть Господа Иисуса Христа, поэтому горячо прошу тебя, исполни мое желание. Прославив Бога, священник отвечал: – Ступай к своему дяде-эмиру и перед ним и всеми сарацинами исповедуй, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий и Бог, Создатель всей Твари, что Он вочеловечился и сотворил удивительные чудеса, был распят, и погребен, и воскрес в третий день, и со славою вознесся на Небеса. Сделав так, ты с дерзновением сможешь узреть Господа. После этого присноблаженный тот инок, послушавшись божественных слов благочестивого священника, отправился в ту страну, где жил его дядя. Ночью он поднялся на минарет мечети и начал громким голосом взывать: «Бегите сюда, сарацины, я хочу вам кое-что сказать». Услышав зов, те сбежались со свечами и, обнаружив монаха, спросили, что тот хочет им сказать. Монах же отвечал им: «Что вы мне дадите, если я вам сообщу, где находится племянник эмира, который тайно ушел?» Те пообещали ему столько денег, сколько он сам захочет. И тогда монах сказал: «Отведите меня к эмиру, я сам ему скажу». Они с радостью отвели его к эмиру, пояснив: «Этот монах знает, где находится твой племянник». Эмир спросил его, правда ли, что он знает место, где находится его племянник, и монах отвечал: «Да, знаю, потому что я и есть ваш племянник, но теперь я христианин, и верую во Отца и Сына и Святаго Духа, Единое Божество, и исповедую, что Сын Божий воплотился от Приснодевы Марии и сотворил в мире великие чудеса, и был распят, и в третий день воскрес, и вознесся на Небеса, и сел одесную Бога и Отца, и снова грядет судить живых и мертвых». Услышав эти слова, его дядя эмир с удивлением спросил: «Что с тобой случилось, несчастный, почему ты оставил свой дом, богатства, славу, и презренно скитаешься, как нищий? Почему ты не хочешь вернуться в свою веру и исповедать Мухаммеда пророком, и прийти в прежнее свое состояние?» Монах на это отвечал: «Все, что у меня было тогда, когда я был сарацином, все было от диавола. А эта власяница, которую я сейчас ношу, моя похвала, и богатство, и предобручение славы, которой я буду наслаждаться за истинную веру во Христа моего. Мухаммеда же, который вас обольстил, и веру его, проклинаю и отвращаюсь». Жалея его, эмир сказал находившимся при нем сарацинам: «Он сошел с ума и не знает, что говорит. Выведите его и прогоните». Но те ему возразили: «Ты хочешь отпустить того, кто проклял нашего пророка и нашу веру, и который достоин тысячи смертей? Что, может быть, нам тоже отречься от нашей веры и стать христианами?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вот для чего, братья мои, нужно, чтобы вам была противна любая дружба с порочными и дурными людьми. Вам должно избегать их. Так повелевает Бог через Исаию: «Выходите оттуда, не касайтесь нечистого» ( Ис.52:11 ). И Павел предписывает: «Извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор. 5:13 ); и в другом месте: «дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело» ( 1Кор. 5:2 ). А пророк Давид велит никогда не встречаться даже с избранными из дурных людей: «Не дай уклониться сердцу моему... с людьми, делающими беззаконие, и не приобщусь я к избранникам их» ( Пс.140:4 ). Так же и Иов советует также отвращаться шутников и насмешников: «Если я ходил в суете, и если нога моя спешила на лукавство» ( Иов.31:5 ). Да что тут говорить? Ведь эти дурные люди – настолько близкие вам друзья, товарищи, родные, как правое ваше око. И тем не менее вам следует ненавидеть и избегать их. Общение с ними становится соблазном и для вас, ибо в душу вашу проникает, подобно чуме и проказе, их порок: «Худые сообщества, сказано, развращают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ). Они вводят других в соблазн по поводу вас и заставляют думать, что и вы такой же. Поэтому, как говорит Господь, «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» ( Мф.5:29 ). Божественный Златоуст считает: «Никто поэтому да не имеет негодного друга – ибо если мы, имея негодных сыновей, изгоняем их и не щадим естества... то гораздо более необходимо избегать тех товарищей и знакомых, которые дурны, ведь даже если мы не терпим от них никакого вреда, мы не сможем избежать дурной славы. Ибо внешние не знают наш образ жизни, но судят нас по тем, с кем мы общаемся» (Беседа 57 на Евангелие от Иоанна). Соблазнивший должен просить прощения у соблазненного, да еще и покаяться Итак, все христиане должны остерегаться ввести в злой соблазн брата, как вытекает из сказанного выше, а также из слов Павла: «Лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» ( Рим.14:13 ), и еще: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим.14:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вот Иезавель наказана смертью, и смертью бесчестной, за то, что наряжалась и красила лицо свое. Царь Ииуй увидел ее наряженную, выглядывающую из окна, чтобы посмотреть на него, и приказал, чтобы сбросили ее вниз, и кровь брызнула на стены и на коней, и они растоптали ее. И псы пожрали всю плоть ее, и ничего не осталось, кроме черепа и костей рук и ног. И не были погребены останки ее, остались на земле, как навоз: «И будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель» ( 4Цар.9:3 ). Слышите, мужчины, любящие украшаться, каким наказаниям подвергаетесь? А вы, жены, красящие лица косметикой, слышите, какую долю примете? Неужто хотите стать новой Иезавелью, чтобы принять такую же позорную смерть? Что делаете вы, глупые мужи и невежественные жены, когда наряжаете тело, натираете благовонным маслом глину и грязь, это нечистое и зловонное тело? Это тело, которое имеет начало из тления и зловония? Тело, которое при жизни есть хранилище пищи, после смерти же становится крайне зловонным, настолько, что ни с чем в мире не сравнимо. О, как велико невежество! Сказать по правде, то, что вы делаете, подтверждает некоторые простые поговорки: носить воду в решете, наливать в дырявый горшок или плести веревку из песка и другие. Итак, очнитесь! И не гоняйтесь за пустяками! Любители краситься не знают, что такое христианское покаяние Вся жизнь христианина, братья мои, – это жизнь покаяния, жизнь скорби и слез. Покаяния и скорби совершенно чужды тем, кто думает об украшении одеждами, натирании благовонным маслом или использовании косметики. Для покаяния и слез свойственны одежда из грубой ткани, пепел и страдания тела. Так Давид ради покаяния оделся во вретище: «И возлагаю на себя вместо одежды вретище» ( Пс.68:12 ). И Ахав, когда сокрушался и каялся по слову, которое услышал от пророка Илии, носил власяницу и постился: «Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился» ( 3Цар.21:27 ). И ниневитяне, когда покаялись, оделись во вретище и посыпали себя пеплом: «царь встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вот почему прошу вас, братья, никогда не поступайте так беззаконно и нечестиво. Лучше занимайтесь своим ремеслом и рукодельем и всю надежду возлагайте на Бога, поскольку именно Он дает вам не только руки и силу для работы, но и пропитание и одежду: «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время» ( Пс.144:15 ), и добавляет: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» ( Пс.54:23 ). Если Бог не захочет вас поддержать, то все труды ваших рук и все усилия в ремесле будут напрасны и бесполезны: «Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» ( Рим.9:16 ). Григорий Богослов замечает: «Когда даст Бог, ничего не сделает зависть; а когда не даст, не поможет никакой труд» (Нравственный стихотворения. Двустишия). Ремесленникам не к лицу впадать в гордыню Блюдите себя, братья, дабы не впасть в гордыню из-за того, что вы преуспевающие и искусные мастера, ибо у сатаны есть обычай искушать ремесленников, внушая им чувство самодовольства и превосходства над другими. Причем тут используются два способа: а) чем дороже и тоньше работа и мастерство и б) чем больше преуспевает работник в своем ремесле, тем сильнее поражает его брань и страсть гордыни. Поэтому можно увидеть, что многие успешные, высокообразованные работники, учителя, многие псаломщики, врачи, художники, каллиграфы, строители и столяры- краснодеревщики, портные, торговцы, часовщики и золотых дел мастера ходят с высоко поднятой головой, вытянув шею и ступая, как павлины, много мнят о себе, велеречивы, без конца рассказывают о своих успехах, шляются по базарам с важно надутыми щеками, их прямо распирает гордыня. Бедняги взирают на все свысока, будто с вершины Олимпа и Афона, считая остальных скотами и отбросами общества. Несчастные ремесленники, ученые, чем вы можете гордиться? Способностями своего ума? Так вот, все это Божий дар. Как говорит Сирах, «всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек» ( Сир.1:1 ). Телесной силой и крепостью рук? Так и это тоже Божий дар, ниспосланный вам свыше, и не только, «ибо так говорит Господь сил» ( Иер.6:6 ) 109 , Тот, Кто дает мощь всем силачам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вот так, повторяю, и вы, алчущие и жаждущие христиане, вынуждены идти в святую церковь, дабы утолить свой голод от находящейся в церкви таинственной и святой трапезы тела Господня и божественного Слова и угасить свою жажду от животочивой (ζωηυτον) крови Господа и вод учения Божественных Писаний, которые текут в Церкви Христовой. Но если вы не ходите в храм, чтобы постоянно есть и пить бессмертные и животворящие яства и пития, то вы, конечно, ослабеваете и умираете душой, по слову Господа: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин. 6, 53 ). А то, что эти блага, двоякого рода пища и питие, обретаются в святой Церкви Божией, пророчествовал в свое время божественный Давид: «Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего, Страшный в правосудии» ( Пс. 64, 5 ). Пророк Иоиль, размышляя о питии Божественного учения (ποματο τη θεια διδασκαλα), которое проистекает из святой Церкви и напояет христиан, сухих и бесплодных, подобно тростнику, предсказывал: «Из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим» ( Иоил.3:18 ) 139 . Церковь – это ковчег Во-вторых, вы, христиане, должны ходить в церковь по необходимости, потому что Церковь – это ковчег. И как во время потопа спаслись лишь те из людей и животных, которые зашли в ковчег, а оставшиеся снаружи погибли, вот так и сейчас христиане, которые ходят в святую церковь , спасаются от мысленного потопа грехов и страстей. А пребывающие вне Церкви тонут и погибают. Потому и говорил божественный Иоанн Златоуст : «...прошедшее было прообразом будущего; именно: ковчег – церковь, Ной – Христос, голубь – Дух Святой, масличная ветвь – человеколюбие Божие. Кроткое животное было выпущено и удалилось от ковчега; но то образ, а ныне – истина; посмотри же на превосходство истины. Как ковчег спасал среди моря бывших внутри его, так и Церковь спасает всех блуждающих» (Слово 6 о Лазаре). Церковь – это духовная овчарня В-третьих, вы, братья, вынуждены ходить в церковь , потому что она ваша собственная духовная овчарня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вот что мы ответим им. Во-первых, если бы шутки и смех были не злом, а безобидным занятием, то Христос не сказал бы о смеющихся: «Когда увидите роскошные пиры со всеми их наслаждениями, ложью, шумом и беспорядочными кликами, – вспомните слова Господа: «Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете» ( Лк.6:25 )», – говорит Иоанн Златоуст (Слово о лжепророках, лжеучителях...). Если бы шутки и смех не были злом, то не бранил бы их с такой строгостью божественный Павел и не сказал бы, что христианам следует изжить остроты из своей среды и даже совсем забыть, что это такое: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам..». ( Еф.5:3–4 ). «После сквернословия, – толкует эти слова Иоанн Златоуст , – поставляет смехотворство, а ты смеешься? Что есть пустословие? То, что не имеет ничего полезного» (Беседа 15 на Послание к Евреям). Если бы шутки и смех не были злом, то не сказал бы Соломон, что «сетование лучше смеха» ( Еккл.7:3 ). Поскольку же сетование 91 многими считается злом, тогда смех хуже сетования и, следовательно, зло. Иоанн Златоуст тоже показывает, что шутки и смех не безобидны, но сами по себе злы, да еще и порождают много всякого зла (Беседа 17 на Послание к Ефесянам). Мы уже говорили об этом в середине этого Слова. Если же мы предположим, что шутки и смех действительно безобидны, то и тогда христианам не подобает не иметь к ним никакого отношения. Во-первых, потому, что это дьявольская уловка – внушать христианам пренебрежение к маловажным вещам. Как говорит Иоанн Златоуст , «и это есть диавольское дело – пренебрегать вещами неважными» (Там же). Во-вторых, потому что пренебрежительное отношение к мелким и маловажным вещам приводит к тому, что мы начинаем говорить: это мелочь, это так ничтожно, без различия вводить все скверное в христианскую жизнь. Как замечает Исидор Пелусиот в послании к схоластику Киру, «ибо тем, что ты говоришь, что это ничего не значит, ты совершаешь над жизнью злую насмешку» (Послание 1233, Киру Схоластику). Смех и шутки, даже если кажутся ничтожными, рождают большое зло

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вот что удивительно! Волхвователь говорит, что не следует заниматься волхвованием. Колдун советует отказаться от колдовства. На кого? На род Иакова, народ Израиля, несовершенного: «Нет волшебства в Иакове, и нет ворожбы в Израиле». О, какой великий позор! О, какой невыносимый стыд для нынешних христиан! Где же вы теперь, христиане, прибегающие к позорному колдовству и чародейству? Ведь вы в случае болезни или иной необходимости спешите к евреям, арабам, египтянам, туркам и прочим иноверцам и просите их поворожить и дать талисманы! Вон с моих глаз, спрячьтесь, закройте лицо от стыда! Пусть каждый из вас, в ком еще осталась совесть, произнесет слова пророка Давида: «И стыд покрывает лице мое» ( Пс.43:17 ). От чего? Да от того, что вас обличает волхв, язычник, нечестивец Валаам: «от голоса поносителя и клеветника» ( Пс.43:17 ). Да побоитесь Бога, Который столькими увещеваниями оберегает Своих чад от колдовства и волшебства, угрожая вам в противном случае полным истреблением. Постыдитесь же божественных пророков, которые тоже предостерегают вас от столь низменных и тщетных трудов. Постыдитесь Божьих святых апостолов, которые заповедуют вам не заниматься заклинаниями, ворожбой и гаданием по птичьему граю и полету. Если вы не боитесь Бога, Его пророков, ни святых апостолов, то постыдитесь по крайней мере язычника и иноверца Валаама, который также запрещает вам заниматься ворожбой и верить в нее. Ниневитяне, послушавшиеся Иониной проповеди и покаявшиеся, станут обвинителями нераскаянных грешников, которые каждый день слушали Самого Христа и не раскаялись. И царица Савская, которая пришла из Аравии послушать премудрости Соломона, тоже будет обвинительницей тех, кто презирает и не желает слышать небесную мудрость, которой учит нас Сын Божий. Как говорит Господь, «ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» ( Мф.12:41–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Все же я считаю, что главный способ не ввести кого-либо в соблазн – не грешить втайне, но иметь в душе своей совесть, не соблазняемую перед Богом и людьми, то есть блюсти совесть свою так, чтобы она не соблазняла его и уличала его, если он проявит беспечность или преступит какую-либо заповедь, касается ли она любви к Богу или любви к брату его и его исправлению. Ибо тот, кто имеет такую совесть, то есть не грешит ни явно, ни втайне, тот не может ввести в соблазн другого, подобно тому как Павел, имея такую совесть, никогда не вводил никого в соблазн, ибо когда его обвиняли перед начальником Феликсом, он сказал: «Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» ( Деян.24:16 ). «Для того же, кто грешит втайне, невозможно до конца сохранить тайными дела свои и тем самым не соблазнить брата своего, в особенности если он человек великий и наделенный властью: Ибо Господь, говорит Сирах, откроет тайны свои» ( Сир.1:30 ). «Ибо», – замечает Златоуст, – «невозможно, чтобы недостатки священников были скрыты, но и малейшие вскоре становятся очевидны» (О священстве. Слово 3). Это явствует из истории царя Давида, ибо он втайне прелюбодействовал с Вирсавией и тайно убил Урию, мужа ее, однако тайные его грехи по воле Бога впоследствии прогремели подобно тимпанам и прозвучали громче труб во всем его царстве. Поэтому сказал ему Бог: «Ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем» ( 2Цар.12:12 ). Часть вторая Каким соблазном должны пренебрегать христиане. Если некто соблюдает божественные заповеди, а другие соблазняются, то следует пренебрегать их соблазном Я и в самом деле нахожу, что существует соблазн, которым следует пренебречь, а каков он? Послушай. Когда ты соблюдаешь какую-нибудь заповедь Божию, или соблюдаешь божественные и священные правила святых апостолов, или правила Вселенских и Поместных Соборов, или предания Церкви, или когда ты просто стараешься исполнить волю Божию и другой вводится этим самым в соблазн, тогда ты должен пренебречь этим соблазном и исполнять заповедь Божию и соблюдать божественные и священные правила, говоря соблазняемым и тем, кто препятствует тебе, то же, что говорили апостолы иудеям: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» ( Деян.5:29 ), и еще: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога» ( Деян.4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Всем христианам необходимо непреложно соблюдать все заповеди Господни и стараться не быть причиной соблазна, как было сказано. В особенности же и больше всего не должны вводить в соблазн своих подчиненных все начальники, которые имеют духовную или светскую, природную или приобретенную власть. В каком же случае смогут облеченные властью не вводить в соблазн подчиненных? В том случае, разумеется, если каждый из них будет стремиться и прилагать усилия, чтобы исполнять данное ему призвание добрыми и благочестивыми делами, согласными и сообразными его власти и положению. Как советует Василий Великий , «должно каждому сообразными делами подтверждать свое призвание» (Нравственные правила. 29). Так, например, патриархи не вводят в соблазн подчиненных им архиереев, священников и мирян, если исполняют свое призвание и патриаршее достоинство благими делами, соответствующими их наивысшему положению, подражая в этом Владыке всех и истинно вселенскому Патриарху Христу, Который исполнял Свое призвание делами, почему и сказал: «Самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» ( Ин. 5, 36 ). И еще: «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» ( Ин. 10, 37–38 ). Так архиереи и пастыри разумных овец не соблазняют иереев и свою паству, если придерживаются непреложно тех дел, которых требует их архиерейское призвание, подражая тем божественным архиереям и святым апостолам, которые сказали: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии» ( 2Кор. 6, 3–4 ). Так и все священники, если придерживаются дел, подобающих священному сану их, то не только не соблазняют подчиненных им мирян, но и делают так, что благодаря им те воздают славу Небесному Отцу. Как говорит Исидор Пелусиот : «Бог возжигает иерея как светоч и помещает его в светильник, на его светоносную кафедру, дабы он осветил Церковь своим сиянием, рассеивая тьму своими поучениями и делами, дабы народы, видя лучи сей животворной лампады, направлялись ими и славили Отца всех светов» (Письмо Досифею. О том, что иерею надлежит быть светильником). Так архимандриты и игумены монастырей не будут соблазнять подчиненных им монахов и свою духовную паству и стадо, если соблюдают всё, что подобает их игуменскому призванию, и более всего, если они не гордятся тем, что они игумены, но смиряются, будто они сами подчиненные. Как предписывает мудрый Сирах, «если поставили тебя старшим на пиру, не возносись; будь между другими как один из них: позаботься о них и потом садись» ( Сир. 32, 1–2 ). Василий Великий говорит: «Начальник пусть не возносится из-за своего достоинства, дабы не лишиться блаженства смирения».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Всякое заблуждение, ересь, преступление Божьей заповеди, всякое зло и грех, происходящие явно, именуются и являются соблазном. Потому что они, по определению Василия Великого , противны Божьей воле и, по словам Златоуста, либо ввергают людей, которые видят или слышат их, в тот же грех путем подражания, либо по меньшей мере отвращают христиан от прямого пути благочестия и добродетельной жизни и делают их холодными и равнодушными к богопочитанию и исполнению Божиих заветов. Это и есть та причина, по которой Бог называет соблазном и препятствием языческих богов. Ибо они ввергли евреев в идолопоклонство и отвратили их от правильного почитания и познания единого и истинного Бога. Как говорит Он в Исходе: «Если ты будешь служить богам их, это будет тебе сетью» ( Исх.23:33 ) и во Второзаконии: «И истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой; и не служи богам их, ибо это сеть для тебя» ( Втор.7:16 ). Следовательно, всем христианам необходимо совместно соблюдать заповеди Господни и исполнять божественную и всесвятую волю Его, не преступая ни одной Его заповеди и не делая никакого греха, особенно явного, дабы не давать повода для соблазна как для своих братьев, христиан, так и для иноверцев и язычников, как призывает Павел: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» ( 1Кор.10:32 ). Ведь остальные их единоверцы, христиане, глядя на то, как те грешат, соблазняются, из-за чего-либо сами ввергаются в тот же грех, который на их глазах совершают другие, либо, по крайней мере, становятся равнодушны (к своему спасению) и сворачивают с прямого пути добродетели, по которому шли. По этим двум причинам они подвергаются порче и удостаиваются наказания. Виновники этой порчи и наказания – совратившие их христиане. Нечестивцы же и иноверцы, видя, как христиане, ученики и последователи Иисуса Христа, грешат, сами соблазняются и получают повод не только поносить и хулить святое, благочестивое и добродетельное имя христианской веры и вообще всех христиан, но хулить даже Самого Христа, Которому поклоняются христиане как Сыну Божию и истинному Богу. И в этом богохульстве повинны ввергшие их в соблазн христиане. Язычники и нечестивые не только хулят и поносят христианскую веру из-за соблазнов, но и, кроме того, отвращаются от того, чтобы уверовать в Христа и принять истинную православную веру христиан. Поэтому если те иудеи, когда лишь услышали единое слово из уст Господа, Который сказал им: «Дух животворит, плоть не пользует нимало» ( Ин.6:63 ), настолько подверглись соблазну, что бежали от слова Его и больше не ходили вместе с Ним и не желали впредь слушать и веровать в Него, как сказано в Писании: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» ( Ин.6:66 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010