1984 В. В. Виноградов не заметил разницы между языком Аввакума и Епифания, с одной стороны, и языком образованных староверов, таких как дьякон Федор, Никита Добрынин и Спиридон Потемкин, с другой. Язык Евфросина был следующим шагом в развитии языка, используемого старообрядцами, и стал переходной фазой между языком первого их поколения и языком произведений староверов XVIII века, в частности, выговской школы. 1985 Однако, необходимо заметить, что значение многих слов в сочинениях Аввакума, которые для нашего уха звучат неприлично или как ругательства, имели в то время совершенно иной смысл. Слова " блядь» и «блядство», например, в то время означали, скорее, " ересь» и " еретический», а не просто моральную распущенность, как для нас. 1986 Характерный пример использования разговорного языка в историческом повествовании можно найти в " Повести об Азовском осадном сидении», особенно, в ее поэтической версии. См.: Воинские повести Древней Руси. М.–Л., 1949. С. 59–81, 216–226 (комментарии А.Н. Робинсона о языке и стиле " Повести...»). 1987 О диалектизмах в " Житии» см.: Черных П.Я. Очерки по истории и диалектологии северно-великорусского наречия. С. 95. Постпозициональные артикли в сочинениях Аввакума первым проанализировал В.С. Иванов в статье, оставшейся мне недоступной (Иванов В. Об употреблении члена в сочинениях протопопа Аввакума//Русский филологический вестник (Варшава). 1898. 1–2. С. 160–173). 1989 Первая теоретическая попытка отнести те или иные литературные жанры к " высокому» (основная черта которого заключалась в широком использовании церковнославянского) и к " низкому» (состоящему в основном из элементов разговорного языка) стилям, была предпринята в первой русской работе по риторике, так называемой " Философской книге», чьим автором был, по всей вероятности, епископ вятский Макарий (после 1619 г. архиепископ новгородский). См.: Бабкин Д.С. Русская риторика начала XVII века//ТОДРЛ. Т. 8. 1951. С. 340–344, 347–349. Однако лишь в XVI-XVII веке М.В. Ломоносов предложил хорошо продуманную теорию " высокого», " среднего» и «низкого» стилей, принятую русскими писателями его времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

В рукописи Фуделя было множество несостыковок, неточностей, явных ошибок. Например, цитировалось письмо Тургенева к Достоевскому от такого-то числа такого-то года, но я прекрасно знала, что такого письма никогда не было и быть не могло. О своей первой встрече с творчеством Сергея Иосифовича Фуделя рассказывает литературовед Людмила Ивановна Сараскина . Работа над ошибками В 1997 году Никита Алексеевич Струве , историк литературы, профессор Сорбонны, издатель, привез из Парижа в Москву машинописный текст и обратился в литературное представительство Солженицына — не посоветуют ли там специалиста, который хорошо знает произведения Достоевского и литературу о нем. Назвали меня. И вот я несу домой эту объемную полуслепую машинопись с большими пропусками, под названием, которое ни о чем мне не говорит: «С.И. Фудель. Наследство Достоевского». Честно говоря, я взяла читать текст с большим предубеждением: сколько за свою жизнь я получила кустарных рукописей от «любителей»! Как правило, они разочаровывали, и с первой же страницы было понятно, что можно и не читать дальше. А здесь, несмотря на плохую печать, текст захватил меня! В тот момент я не знала, кто такой Фудель. Мне только сказали — «бывший зэк». И никто из моих коллег-достоевсковедов тоже не слышал этого имени. Оно было знакомо, как потом оказалось, только некоторым церковным людям, знавшим когда-то этого человека лично. Так, отец Николай Балашов , с которым я состояла в многолетней переписке и который тогда был сельским священником в селе Любытино Новгородской области, на мое сообщение, что теперь я начинаю работать над рукописью Фуделя, ответил: «Да-да, я его знал. Это был светлый человек». Сергей Фудель. 1920-е гг. Я узнала, что Сергей Иосифович был сыном священника Бутырской тюрьмы Иосифа Фуделя и провел в общей сложности в ГУЛАГе 35 лет. С 1921 по 1956 год. Его, студента-первокурсника Московского университета, арестовали за споры с обновленцами. Выйдя из лагеря в период хрущевской оттепели уже пожилым и больным человеком, он стал писать. «Наследство Достоевского» было закончено в начале 1960-х.

http://pravmir.ru/byvshij-zek-fudel/

Правда маршал из Шампани тактично умалчивает куда же девались владельцы домов и богатств? Жак Ле Гофф замечает, что в штурме Константинополя " латиняне наконец-то утолили зависть и ненависть к византийцам " — " грабежом и жестокой резней мужчин, женщин и детей " . " Сами сарацины (мусульмане — А.У.), — пишет византийский хронист Никита Хониат, — более добры и сострадательны по сравнению с этими людьми, которые носят на плече знак Христа " (34). Похоже, захват Константинополя в 1204 г. " цивилизованными европейцами " (Византии доставалось и ранее — во времена II и III крестовых походов в 1147 и 1189 гг.) подготовил окончательную гибель христианского государства в 1453 г., ибо Византия так и не смогла воспрянуть после 57-летнего существования на ее территории Латинской империи и оказалась в XV в. нетрудной добычей для турок. Небольшим островком православия на бывшем пространстве Византийской империи оставалась Никейская область, в которой пребывал православный патриарх, утверждавший, кстати сказать, новых митрополитов для Руси. (К этому вопросу мы еще вернемся ниже). Русские не только были наслышаны о грабеже и насаждении " новых законов " на территории Византии, но, немногим спустя, и сами ощутили на себе эти " новые законы " . Как повествует с рыцарской прямотой, не пытаясь даже смягчить впечатления, участник крестовых походов Генрих Латвийский в " Хронике Ливонии " , во время нападения " братьев-рыцарей " в 1219 г. на Псков, они " стали грабить деревни, убивать мужчин, брать в плен женщин и обратили в пустыню всю местность вокруг Пскова, а когда они вернулись, пошли другие и нанесли такой же вред и всякий раз уносили много добычи " . Их " миссионерская " деятельность сводилась к тому, что " ... они поселились в русской земле, устраивали засады на полях, в лесах и деревнях, захватывали и убивали людей, не давая покоя, уводили коней и скот и женщин их " . Спустя два года, в 1221 г. крестоносцы вторглись " в королевство Новгородское и разорили всю окрестную местность, сожгли дома и деревни, много народу увели в плен, а иных убили " (35).

http://pravoslavie.ru/archiv/mezhdvukhzo...

Портретный характер первых изображений И. передан в описаниях его облика в нек-рых иконописных подлинниках под 3 июня, 3 июля или 13 нояб. (классификация текстов произведена прот. И. И. Кузнецовым: Кузнецов. 1910. С. 492-494; см. также: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 122). Если не считать простейших явно формальных или неверных характеристик («млад, во единой свитке»; «сед, брада доле Николы, ряска дичь» - Кузнецов. 1910. С. 493), к-рые, очевидно, имеют сравнительно позднее происхождение, эти описания довольно пространны, хотя и различаются в деталях. Согласно одному из наиболее подробных и распространенных вариантов, И. «старообразен, брада не велика, едва знать, рус, плешив, с морщинами, власы свились назад з главы, свитка зеленая (празелень), пуговицы до подолу, в руке левой клюка и колпак» (Там же. С. 492; ср. близкие тексты: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 57 («колпак велик, ноги босы»); Большаков. Подлинник иконописный. С. 104; ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 168 об., 3 июня). Здесь перечислены признаки, свойственные многим ранним изображениям И.: внешность человека неопределенного возраста, не имеющего бороды и седин, но в то же время пожилого или преждевременно состарившегося («старообразного»); морщинистое лицо; высокий открытый лоб; сравнительно длинные волосы, вьющиеся или волнообразно спадающие на спину; характерное одеяние с многочисленными застежками (его цвет варьируется); клюка и колпак, к-рый святой придерживает локтем. В нек-рых подлинниках неопределенность возраста И. подчеркивается его уподоблением безбородому свт. Никите Новгородскому, прославленному в сер. XVI в.: «Аки Никита Новгородский, плешив, на лбу космочки, власы велики, ряска в полворота, пуговицы до полу, в руках колпак, да четки, да клюка, на ногах ступни [обувь]» ( Кузнецов. 1910. С. 493). В этом тексте, косвенно указывающем на то, что юродивый к моменту смерти был сравнительно немолодым человеком, появляются важные детали, к-рые нечасто встречаются в изобразительной традиции, но присутствуют в древнейшем изображении И.- в росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600): «ступни» и четки, в одном из подлинников названные «великими».

http://pravenc.ru/text/469402.html

(Кн. 100, л. 62). Роспись ученикам Цесарская школа: Леонтей Островский. «Hic diligens est». Матвей Ловзын. «Sed hic diligentissimus et capacissimus». Максим Бутковской. Федор Бутковский. По 8 денег на день. Артемей Соловецкой. Игнатей Юдин. Сим двум по 6 денег на день. Француская школа: Тихон Ловзын. По 10 денег на день. Семен Розладин. По 8 денег на день. Швецкая школа: Григорий Чичагов, Борис Алтуфьев, Иван Хорошилов. «Hi frequentes sunt, nec sua studia negligunt; modo libris essent instructi necesariis». Цесарская школа: Яков Рубинов, Матвей Орешников, Никита Стуколов, Прокофей Суворов, Иван Соболев, Иван Лопатин. «Diligentes prae reliquis». Семен Кудрявцов, Андрей Горлов, Алексей Зензеров, Алексей Ефимов, Семен Павлов, Галактион Чижев, Федор Заводин, Федор Гуляев, – внове. Помета: учителям подписать, кто из учеников вышеозначенных прилежнее во учении и преводе. Роспись ученикам жалованным Школа Бретшнейдерова: По 8 денег: Максим Бутковский, Матвей Ловзын, Федор Бутковский. Школа француская: Тихон Ловзын по 10 денег. Семен Разладин по 8 денег. Школа швецкая: По 8 денег: Борис Алтуфьев, Иван Хорошилов, Сергей Лукьянов. Школа Вурмова: По 6 денег: Яков Рубинов, Иван Карцов, Семен Тарасов, Андрей Горлов, Алексей Зензеров, Семен Павлов, Галактион Чижев. Михаил Фонарников. Помета: выдать по 2 деньги на генварь 712 году. 1712-го февраля в 4 день бил челом великому государю Иван Семенов сын Роздеришин, чтоб ему быть в учении в школе немецкого языка, а отец де ево Иванов служил по списку по Костроме во дворянех, а ныне де отец ево по розбору в отставке; а ему Ивану от роду 13 лет. Иван Семенов сын Роздеришин руку приложил. И того ж числа по указу великого государя и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина Пушкина вышеписанной Иван Раздеришин для учения в школу послан ко учителю Густаву Вурму (Кн. 105, л. 29–33). В прошлом 711-м году февраля в 28 день по указу великого государя и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина Пушкина прислано из Монастырского приказу в приказ Книг печатного дела на дачу своего великого государя жалованья немецких школ учителем и учеником, которые на Новгородском подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

По данным «росписи» число дворов монастырских в половине XVII-ro века почти в пять раз превосходило сумму дворов, тянувших к архиерейским кафедрам, и почти на одну треть превышало число дворов, принадлежавших боярам (думным?), околничьим, думным дворянам и думным дьякам. Общая сумма дворов, записанных за владычными кафедрами, равнялась тогда 17,338, из числа которых за патриархом было свыше трети – 6481 двор. Остальные 10,857 дворов распределялись таким образом: у четырех митрополитов (новгородского, казанского, ростовского и крутицкого) состояло 6536 дворов, у пяти архиепископов (вологодского, суздальского, тверского, рязанского и псковского) – 3826 и у (одного) епископа (коломенского) – 495. (О владениях двух отдаленных архиепископий: сибирской и астраханской, роспись умалчивает). После патриарха наиболее крупным владельцем была ростовская митрополия (3457 дв.), затем – казанская (1505 дв.), новгородская (1432 дв.), архиепископии: суздальская (1142 дв.), рязанская (1002 дв.), вологодская (923 дв.), епископия коломенская (495 дв.), архиепископии: псковская (443 дв. и за собором 18 дворов), тверская (298 дв.) и, наконец, самою бедною была крутицкая митрополия (142 дв.). В среднем выводе на каждую владычную кафедру приходилось по 1576, 1828... дворов, а если исключить из общей суммы дворы патриаршей вотчины, то – по 1085, 7 дв. Выводя же средние цифры владений по степеням иерархии, получим итоги: у патриарха – 6481 дв., у митрополитов – по 1634 двора, у архиепископов – по 765, 2 дв., у епископа – 495 дв. Из числа светских вотчинников «роспись» дает сведения только о 66 владельцах: о 32 боярах (думных), 25 околничих, пяти думных дворянах и четырех думных дьяках. Общее количество дворов, находившихся в их владении, равнялось 63,948 и 2 / 3 дв., но распределялось далеко не равномерно. Самыми крупными владельцами были Никита Иванович Романов (7689 дв.) и Борис Иванович Морозов (7254 дв.), а наименьшее число дворов (20 1 / 2 ) принадлежало боярину казначею Богдану Миничу Дубровскому. Сумма дворов думных бояр была в 50,145 двора, околничих – в 11,562, думных дворян – 1787, думных дьяков – 454 2 / 3 . Средняя цифра подворного владения для каждого (думного) боярина выражалась таким образом в 1567 (с дробью) дворах, для окольничего – в 459,66 дв., для думного дворянина – в 357,4 дв. и для думного дьяка – в 113 (с дробью) дв. Средняя же цифра подворных владений, выведенная для всех вообще 66 владельцев, была 968,86 ... двора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Никита (Стягов) 6.12.1923 хирот. во еп. Боровичского, вик. Новгородской епархии; с 27.12.1934 в сане архиепископа; † 6.08.1936. Никифор (Богословский) в 1922 г. хирот. во еп. Городнянского, вик. Черниговской епархии; уклонился в обновленческий раскол. Никифор (Ефимов) 21.03.1926 хирот. во еп. Хабаровского; с 25.04.1928 еп. Котельнический, вик. Вятской епархии; с 31.01.1929 еп. Пятигорский; с дек. 1930 г. в заключении; расстрелян 1.09.1937. Никифор (Никольский) 8.06.1931 хирот. во еп. Волоколамского, вик. Московской епархии; с кон. 1931 г. еп. Кимрский, вик. Калининской епархии; с 7.12.1936 архиеп. Калининский; с 1937 г. в заключении; † 9.02.1942. Никифор (Осташевский) 15.09.1924 хирот. во еп. Новосибирского; с 1927 г. в сане архиепископа; с 18.04.1932 митр. Новосибирский и Барнаульский; † 17.04.1937. Никодим (Воскресенский) в 1925 г. упом. как еп. Демянский, вик. Новгородской епархии. Никодим (Гонтаренко) 31.08.1942 хирот. во еп. Краснодарского; † 22.01.1948. Никодим (Кононов) c 15.11.1913 еп. Белгородский, вик. Курской епархии; расстрелян 11.01.1919. Никодим (Кротков) с 16.11.1911 еп. Чигиринский, вик. Киевской епархии; с 1921 г. еп. Таврический и Симферопольский; с 1922 г. в сане архиепископа; с 1922 г. в заключении; с 10.06.1932 архиеп. Костромской; с дек. 1936 г. в заключении; † 21.08.1938 в тюрьме. Никодим (Ротов) 10.07.1960 хирот. во еп. Подольского, вик. Московской епархии; с 23.11.1960 еп. Ярославский и Ростовский; с 10.06.1961 в сане архиепископа; с 3.08.1963 в сане митрополита; с 5.08.1963 митр. Минский и Белорусский; с 9.10.1963 митр. Ленинградский и Ладожский; с 7.10.1967 митр. Ленинградский и Новгородский; † 5.09.1978. Никодим (Руснак) 10.08.1961 хирот. во еп. Костромского и Галичского; с 21.04.1964 еп. Аргентинский и Южноамериканский; с 25.02.1968 в сане архиепископа; 10.04.1970–6.10.1977 экзарх Центральной и Южной Америки; с 2.07.1970 на покое; с 1.12.1970 архиеп. Харьковский и Богодуховский; с 23.11.1983 архиеп. Львовский и Тернопольский, с 9.04.1985 в сане митрополита; с 30.12.1988 митр. Львовский и Дрогобычский; с 13.09.1989 митр. Харьковский и Богодуховский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Ташаковы Иван и Богдан, дворовые слуги царя Ивана, 1573 г. Ташир и Мурин Медведевы дети Мокринские [см. Мурин, Медведь, Мокринские], вотчинники, 1560 г., Рязань Ташлык, Ташлыков : Ташлык Иванович Слизнев [см. Слизень], первая половина XVI в.; Федор Иванович Ташлык Горин [см. Гора], 1568 г., Ярославль; Гордий Ташлыков, подьячий, пристав у послов, 1561 г., Москва; Ташлык Андреевич Башмаков [см. Башмак], XVI в. [см. Бизюка, Всеволожский, Рагозинин] Таянрыков (? – С. В.) Степан Иванович, 1568 г., Ярославль Твердиков Степан, казенный дьяк, 1585 г., Москва Твердило , посадник, 1475 г., Псков; Твердиловы, новгородские бояре, выселенные в конце XV в. в Нижегородский уезд; Никита Твердилов и его сын Михаил, 1608–1612 гг. [ср. Нежата] Твердиславич Федор, посол Великого Новгорода в Москву, 1334 г. [см. Домаш] Твороговы , крестьяне, 1624 г., Нижний Новгород Тебекин Иван Афанасьевич, крестьянин, 1504 г., Верея Тебелев Иван, крестьянин, 1495 г., Новгород Тебенек , холоп, середина XV в., Переяславль Тевель Иван, холоп, повар боярина Тучка Морозова, 1481 г. Тевриз Безобразов [см. Безобраз], помещик, конец XVI в., Арзамас; Тевриз Иванович Теприцкий [см. Теприцкий], новик, 1596 г., Ярославль Тевяш ( Тювяш ), Тевяшевы ( Тювяшевы ): Тевяш Васильевич Зиновьев, дворянин, 1495 г.; Балда [см. Балда] Николаевич, середина XVI в., Новгород; Иван Иванович Тювяшев, 1550 г., Кашин Теглев Евстафий, помещик, конец XV в., Новгород Текутьев Власий Алексеевич, 1565 г. Телебугин Михаил, послух, середина XV в., Московский уезд Телега, Телегин : Федор Телега, митрополичий слуга, 1610 г., Владимир; Телега Зайцев-Добрынский [см. Заяц, Добрынский], первая половина XVI в.; от него – Телегины; Дмитрий Мусин-Телегин [см. Муса], 1569 г. Телеляш кн. Иван Васильевич Ромодановский, умер в 1522 г. Ср. телелюй – разиня, рохля, глуповатый Теленчей Леонтий Борисович Товарков-Пушкин [см. Товарко, Пушка], начало XVI в. Телепень, Телепнев : кн. Федор Васильевич Телепень Оболенский; от него – князья Телепневы; Иов Телепнев, крестьянин, 1564 г., Олонец; Андрей Тимофеевич Телепнев, 1585 г., Тула [см. Овчина, Одолба]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Но теперь в челобитной, поданной в Юстиц-контору, мичман Никита Пушкин назвал противника своего комиссара Крекшина известным вором и проклятым матерью сыном, а Крекшин Пушкина в своей челобитной назвал вором и смертоубийцею, чего оба доказать не могли. Сенат приказал посадить обоих на месяц в тюрьму и публиковать во всенародное известие, чтоб другие не смели того же делать. Проволочка дел была невыгодна и в финансовом отношении, замедляла сбор пошлин. Петр Ив. Шувалов в то же заседание, когда жаловался на проволочку следственных комиссий, представил, что в судебных местах полагаются с исков пошлины, но все ли они взысканы или не взысканы и нет ли в том какого упущения – о том неизвестно; так не угодно ли будет изо всех находящихся в Москве судебных мест собрать ведомости, сколько положено взыскать пошлин и сколько их взыскано, и которые остались не взысканными, то зачем? Сенат, разумеется, согласился. Мы видели, как чрез отыскание нового источника добывания соли уничтожено было затруднение относительно добывания и доставки пермской соли. Теперь нашли возможным старорусские соляные заводы, на которые в Новгородской губернии дров готовилось по 120000 сажен, а соли вываривалось до 216813 пудов в год, для избежания траты лесов вовсе уничтожить, а Петербург, Кронштадт, Шлюссельбург. Новгород, Ладогу, Луки Великие, Торопец, Псков, Тихвин, Порхов довольствовать одною пермскою солью, которая уже не шла в другие места, довольствуемые элтонской солью. Но надобно было постоянно бороться с препятствиями в доставке элтонской соли по общим условиям русской народной жизни и по местным условиям восточной украйны. Соляные подрядчики подали жалобу: наемные на соляные суда рабочие, взяв у них наперед задатки и не вступя в работу, а другие, оставя в пути суда с казенною солью и покинув свои паспорты, убегают. Рабочие выдумали такой способ: договариваются они с подрядчиками на все лето рублей за десять и больше, и в то число по тамошнему обыкновению непременно берут наперед в задаток половину, а другая половина оставляется им на пищу, порук же по себе никаких не имеют, кроме того что отдают хозяевам печатные свои паспорты, а потом увидали они, что им по окончании лета и по поднятии тяжкой работы из остальной половины в домы свои уже принести нельзя столько, сколько наперед задатку берут, и рассудили, что лучше сначала, ничего не работав, возвращаться домой с пятью рублями, чем, пропустя лето, с малою прибылью; печатные же паспорты оставить у хозяев им никакого страха нет, ибо.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Мелкими шажками мы идём вперёд. Развиваемся. Не застываем на месте. Уже умеем стоять. Потихоньку, потихоньку у нас всё налаживается. Может быть, диагноз не верен? С каждой реабилитацией ребёнок становится всё сильнее и сильнее. Не могла держать игрушки очень долго. К году научилась садиться и голову удерживать. К двум поползла. Сейчас может стоять около опоры. Болезнь дочери много меняет во мне. Трансформирует взгляды на жизнь. Я стала более милосердной, доброй. Раньше не обращала внимания на многое. Жила сама для себя. Одним днём. Диагноз дочери для нас — испытание. Насколько мы сможем вынести трудности и себя исправить. Бог указывает, что-то нужно в жизни изменить. Я теперь смотрю совсем по-другому на помощь, и на детей. Всегда мечтала о большой и дружной семье, чтобы много братьев и сестер, и к друг другу ходили в гости. Чтобы был дом, животные обязательно — собака, кошки, огород, баня. Простая семья. Не нужен замок из золотых лестниц и рендж-ровер. Социальные сети помогают здорово. Здесь получаю информацию о реабилитации, люди помогают собирать средства на лечение. Это большие деньги. Врачевать ребёнка на пенсию невозможно. Зарплаты мужа хватает только на съём квартиры и еду. Мы из сельской местности, но в деревне такому ребёнку не выжить, нужна постоянная реабилитация, которая стоит порядка 150 000 рублей за один курс. Представьте, сколько времени необходимо копить такую сумму! А ещё дочери постоянно требуются препараты и уколы. Иванова Арина, 31 год Сын: Иванов Никита, 10 лет Диагноз: ДЦП, спастический тетрапарез, симптоматическая эпилепсия. «Я никогда ни о чем не жалею. Если оно случилось, значит, так и должно быть. Всегда стремлюсь к лучшему, я оптимистка. Не могу изменить врачей и страну и тратить на это силы. Это мой ребенок. Я несу за него ответственность» Я ставлю себе постоянно цели. Без них я начинаю тухнуть. Сейчас главная моя мишень — это ребёнок, которым занимаюсь, утром, днём, вечером и ночью. Эта цель у меня почти десять лет. Поставить его на ноги и как можно больше ему дать.

http://azbyka.ru/deti/mamy-kotorye-ne-sd...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010