Вячеслава Савиных и Н. Шелягиной: Е. прямолично в рост, с разведенными в стороны руками - благословляющей и держащей на плате Евангелие (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 188). Прямоличный образ Е. на холсте, на облачном фоне написан на крышке раки Е. 1990 г. в Вяжищском мон-ре, выполненной «тщанием митрополита Новгородского и Ленинградского Алексия» (впосл. Патриарх Московский и всея Руси). В Вяжищской обители находятся и др. иконы Е. 90-х гг. ХХ в.: работа худож. В. Фирсова в местном ряду иконостаса верхнего храма свт. Николая Чудотворца (в рост, на фоне мон-ря), поясной образ в нижнем храме во имя Е. Керамический образ святителя помещен на вратах монастыря с внутренней стороны (2005). Кроме того, образ Е. введен не только в состав Собора Новгородских святых (икона 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде, список с нее кон. ХХ - нач. XXI в. из новгородского Софийского собора), но и в композицию «Собор Псковских чудотворцев», как на иконе кон. XX в. в кафедральном Троицком соборе Пскова. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Т. 2; Плешанова И. И. Резные фигуры «старцев» в собр. ГРМ//ПКНО, 1974. М., 1975; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 456-457; Т. 2. С. 102, 302-303; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239; Преображенский А. С. Архиерейский проскинесис: Спас митр. Киприана и ктиторская иконография XIV в.//RM. 2001. T. 10. S. 76-106; Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Вел. Новгород, 2003; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. выст. М., 2003. С. 344-346. Кат. 121; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 221-227, 277, 315. Кат. 41, 69. М. А. Маханько, Ю. Б. К. Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский

http://pravenc.ru/text/187753.html

Смердомльский приход был смежен с Озеревским, и население Смердомли славилось расколом спасова согласия, в особенности жители деревень Стулово и Пучнино. К 60-м годам XIX в. после миссионерских трудов настоятеля Богоявленской церкви протоиерея Стефана Антонского, из-за введения строгой уставной службы, старообрядческий раскол прекратился. К церкви Богоявления были приписаны часовни в окрестных селениях: деревнях Новая, Пучнино, Стулово, Онисимово. Приход составляли: село Смердомля, сельца Низовье, Бритино, Олешница, Новиково, Горка, деревни Новиково, Яхново, Стулово, Пахново, Пучнино, Новинка, Загорье, Бутырька, Новая, Игнашино, Ушаково, Оксюхово, Онисимово. Из служившего в храме духовенства документы донесли до нас имена иерея Никиты Артемьева, диакона Леонтия Люботинского, псаломщика Григория Анисимова, бывших на приходе в 1842 году. Последним настоятелем храма являлся протоиерей Михаил Петрович Ставровский, упоминаемый в 1914 году. В церковно-административном отношении приход подчинялся благочинному 4-го округа, настоятелю Петропавловской церкви в селе Сомино. Ныне руины храма Богоявления почти совсем скрыты разросшимися деревьями погоста. Проведенное в августе 1994 года натурное обследование показало, что от былого великолепия осталась лишь средняя часть, готовый в любой момент обрушиться остов здания. В юго-западном и северо-западном углах стены рухнули до пят сводов. От приделов, колокольни, алтарной части на поверхности земли остались лишь бесформенные и задернованные завалы камня. В зените свода, на месте уничтоженного барабана, - год от года увеличивающееся отверстие. Видно, недалеко то время, когда и этот храм будет представлять собою лишь живописные руины. М. Ю. Хрусталев " Приходские храмы: страницы истории " , h ttp://www.booksite.ru/fulltext/cha/god/a1/6.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение По указанному маршруту, после кладбища налево до ручья, ручей - это река, в июле (12 числа) перейти возможно, глубина по пояс. Когда переходишь, видишь там дорогу, оказалось, что можно проехать с другой стороны реки. После поселка Смердомский, перед мостом налево. К сожалению сами не поехали, возможно, что там по пути еще есть деревни.

http://sobory.ru/article/?object=06404

На пелене из Хутынского монастыря, шитой в мастерской Строгановых, И. представлен прямолично в рост среди избранных Новгородских святых (сер. XVII в., НГОМЗ; Игнашина. 2003. С. 62. Кат. 36): И. стоит в центре, плечом к плечу со свт. Евфимием II, в одинаковых с ним клобуке и ризах, с Евангелием в руке. Среди Новгородских святых, стоящих в молении рядом с шитым изображением новгородского Детинца, И. находится на т. н. омофоре патриарха Никона (сер. XVII в., НГОМЗ; Там же. С. 66-67. Кат. 40). Особый круг памятников, включающих изображение И., связан с почитанием его современника прп. Зосимы Соловецкого. Напр., образ И. трижды встречается в раннем развернутом житийном цикле из 55 клейм на иконе преподобных Зосимы и Савватия, происходящей из Преображенского собора Соловецкого мон-ря (ок. 1549, ГИМ; см.: Овчинникова Е. С. Икона «Зосима и Савватий Соловецкие» с 56 житийными клеймами из собр. ГИМ//Архит.-худож. памятники Соловецких о-вов. М., 1980. С. 293-307). В клейме 26 на фоне 5-нефного 5-главого каменного собора (очевидно, собора Св. Софии в Новгороде) восседающий справа на троне И. благословляет склонившегося к нему прп. Зосиму. К ногам И. припадают монахи, он одет в клобук, подризник и темную фелонь, в руке посох. В клейме 27 И. в митре и крещатой фелони поставляет прп. Зосиму в игумены. Клеймо 32: прп. Зосима просит у И. грамоту на владение Соловецким о-вом. Иконографию клейм этой иконы повторяют клейма на боковой стороне резной раки прп. Зосимы, созданной новгородскими резчиками в 1566 г. по заказу игум. св. Филиппа (XVI в., ГТГ; Соколова И. М. Деревянные резные иконы и раки Соловецких чудотворцев//Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Кат. выст. М., 2001. С. 117; Она же. О резных раках соловецких чудотворцев//Древнерус. скульптура: Проблемы и атрибуции: Сб. ст. М., 1991. [Вып. 1]. С. 66-90). На мн. житийных иконах преподобных Зосимы и Савватия показано лишь возвращение прп. Зосимы из Новгорода после встречи с И. (напр., на иконе 1545 г. «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие с братией монастыря в молении Богоматери, с клеймами жития преподобных», ГММК; см.: Сохраненные святыни. 2001. С. 66-69. Кат. 9). Вероятно, образ И. присутствует только в памятниках, создание к-рых связано с Вел. Новгородом.

http://pravenc.ru/text/578254.html

Лит.: Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. 488, 529, 658; Underwood P. A. The Kariye Djami. N. Y., 1966. Vol. 3. Abb. 336, 474, 476-485; Chatzinicolaou A. Heilige//RBK. 1971. Bd. 2. Lfg. 15. Sp. 1034-1093; LCI. Bd. 6. Sp. 18-21; Блиндерова Н. В. Житие Кирилла и Афанасия Александрийских в росписях Кирилловской церкви Киева//ДРИ. М., 1980. [ Вып.: ] Монументальная живопись XI - XVII вв. С. 52-60; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в., М., 1982; Walter C. Art and Ritual of the Byzantine Church. L., 1982; Лаурина В. К., Пуришев В. И. Новгородская икона XII-XVII вв./Предисл.: Д. С. Лихачев. Л., 1983; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986; Трифонова А. Н. Рус. икона из собр. Новгородского музея. СПб., 1992; Innem é e K. C. Ecclesiastical Dress in the Medieval Near East. Leiden; N. Y.; Köln, 1992; Марголина И. Е. Фрески алтаря киевской Кирилловской церкви//ПКНО, 1997. М., 1998. С. 225-231; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3; Матюшкина М. Л. О некоторых особенностях иконографии свт. Кирилла патр. Александрийского//ИХМ. М., 2001. Вып. 5. С. 85-93; Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Вел. Новгород, 2003; Maproлiha И. Ульяновський В. Киïвська обитель Св. Кирила. К., 2005; Нерсесян Л. В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова мон-ря. М., 2006; Попов Г. В. Церковь Ризоположения из села Бородава. М., 2006; Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Вел. Новгорода: Софийские святцы. М., 2007; Царевская Т. Ю. Роспись церкви Федора Стратилата на Ручью и ее место в искусстве Византии и Руси 2-й пол. XIV в. М., 2007; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI вв.: Кат. М., 2008; Хауштайн-Барч Е., Бенчев И. Музей икон в Реклингхаузене, Германия. М., 2008. С. 26, 44; Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. иконописи в музеях России. М., 2009. 2 т.; Казанаки-Лаппа М. Наследие Византии: Колл. музея Греч. ин-та визант. и поствизант. исслед. в Венеции/Пер.: Б. Л. Фонкич. М.; Венеция, 2009; Медведева М. С. Экклесиологическая тема в программе росписи Кирилловской церкви в Киеве//ИХМ. М., 2009. Вып. 11. С. 279-303; Шалина И. А. Иконостас придела Рождества Богородицы Софийского собора. Тверь, 2011. С. 19; Евсеева Л. М. Аналойные иконы в Византии и Др. Руси: Образ и литургия. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Термин «набедренник» фиксируется в источниках начиная с XVII в. Если Н. появился до этого времени, он мог изначально называться иначе. Напр., в описи Николо-Корельского мон-ря 1551 г. среди богослужебных облачений (между поясом и поручами) упоминается «ширинка шитая с тряпками с шолковыми служебная» (АИ. Т. 1. С. 286. 158). В Описи Успенского собора Московского Кремля 1627 г. присутствует «сулок протопоповский» (РИБ. Т. 3. Стб. 472), а в следующей за ней Описи ризницы протопопа 1638 г. «сулок» перечисляется между поясом и поручами (Там же. Стб. 551). В Описи новгородского Спасо-Хутынского мон-ря 1642 г. после описания поручей и архимандричьих «шапок» идут следующие категории предметов: «полица», «подполок», «сулок», «полотенце» и «ширинка» (Записки имп. Археол. об-ва. СПб., 1857. Т. 9. С. 497-500). Старец Арсений (Суханов), сравнивая богослужебные одеяния греч. патриархов и епископов с русскими, помимо «погонатиона» упоминает «набедренный сулок», к-рого, по его словам, у греков нет (Проскинитарий Арсения Суханова/Под ред. Н. И. Ивановского. СПб., 1889. С. 253-254. (ППС; Т. 7. Вып. 3(21))). В источниках 60-х гг. XVII в. «сулок» уже четко отличается от «набедерника» и «ширинки» (напр., в Описи ризницы Саввинова Сторожевского мон-ря 1667 г., см.: Описи Саввина Сторожевского монастыря XVII в./Сост.: С. Н. Кистерев, Л. А. Тимошина. М., 1994. С. 43; см. также Опись Успенского собора 1701 г.: РИБ. Т. 3. Стб. 767, 788-789; ср. стб. 812). Однако в постановлении Московского Собора 1674 г. об облачениях Н. не фигурирует (ИРИ. Ч. 1. С. 321-351). Возможно, это было связано с общей установкой на согласование рус. практики с греч. традицией, в к-рой Н. нет. При этом в соч. «О чиноположении древнем со времен Российских Патриархов» говорится, что Н. носят архимандриты, игумены и протопопы (ДРВ. Ч. 16. С. 311; ИРИ. Ч. 1. С. 320). Известны неск. образцов Н., датируемых XVII в. (напр., необычный Н. с изображениями свт. Иоанна Златоуста и ап. Тимофея, вероятно переделанный из пелены, к-рая была изготовлена в кон. XVI в. в мастерской в доме Д. И. Годунова († 1606) и упоминается в Описи Успенского собора Московского Кремля 1701 г. как сударь (РИБ. Т. 3. Стб. 722-723; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. С. 166-167; см. также образцы: Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Вел. Новг., 2003. С. 81-82)).

http://pravenc.ru/text/2564568.html

Молчаливая женщина, не прямая родня, но тоже как-то своя, сидевшая, как и вчера на поминках, так и сегодня, на самом краешке, заговорила вдруг: – А я фельдшерицей была, больше всего зимы запомнила, тоже была девчонкой, а такое уважение, всегда по имени-отчеству. Едут на санях и для меня тулуп везут: «Лидия Ивановна, жена рожает». Заметет выше крыш, потом ветры, бесснежье, наст убьет, ходишь над деревней как по асфальту, а внизу избы, печи топят. Привезут всегда в обрез, я всегда с мужиками ругалась, на собраниях выступала, они оправдываются, мол, не хотели зря беспокоить, уж когда, мол, действительно убеждались, что это именно роды, а не просто что, тогда ехали. Примешь роды, записать иногда не успеешь, опять поехала – некогда. А ведь дивно же, Любовь Ксенофонтовна, рядом жили, в одно время работали, а не встречались. Рая для Николая Ивановича, да и для всех, кто не знал, объяснила: – По распределению Лидия Ивановна к нам приехала, привыкла, потом уехала замуж, а теперь стала ездить, тянет. – Родина! – произнес Толя Петрович. – А я уж скоро тоже буду человек без родины, гибнут мои Катни, гибнут. А вроде как вчера из Катней в Шмели на вечерки бегали. Где те Шмели? – Шмели! – воспрянула Селифонтовна. – А Артемки, а Аверенки? А Большое Григорьево? А Игнашихинская какая была! А Езиповка? Пастухи! Горевы! Черкасская, Гвоздки... Рая все согласно кивала, видно, следя мысленно по взгорьям, по речкам, чтоб какую деревню не упустили. И Николай Иванович многие названия помнил, он только ахал, слыша, что деревень таких больше нет как нет. – Долгораменье, – продолжала Селифонтовна, – сами Валки сколь велики были, Лаптенки, Улановское, Бобры, Ошурки, Буренки... Ольга Сергеевна внимательно слушала, будто сверяя со своим списком. Когда Селифонтовна замолчала, она продолжила: – Пихтово, Ведерники, Высоково, Малый Плакун, Большой Плакун, было еще, почему-то звали, Табашно, Конопли, Лоскуты... – Лоскуты я говорила. – Я не заметила, еще... – Катни, – вставил Толя Петрович, – гибнут, епонский бог, Катни, сто четыре дома было.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/30/...

Европа: Искусство и культура. С. 230-245; Игнашина Е. В. Памятники средневек. лицевого шитья из Софийского собора//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 382-409; Стерлигова И. А. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI-XVII вв.//Ставрографический сб. М., 2003. Вып. 2. С. 114-127; Трифонова А. Н. Церковь Успения на Волотовом поле: возрождение из руин. [Вел. Новг., 2003]; Paul M. C. Episcopal Election in Novgorod, Russia 1156-1478//Church History. Chicago etc., 2003. Vol. 72. N 2. P. 251-275; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. выставки. М., 2003; Кузьмина Н. Н. Церковь Успения Богородицы XIV в. на Волотовом поле близ Новгорода. Новг., 2005; Творогов О. В. О «Своде древнерусских житий»//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 41; Святые Новгородской земли. Вел. Новг., 2006. Т. 1. С. 342-353; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв.: Кат./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008; Кузьмина О. В. Республика Св. Софии. М., 2008. С. 133-136, 159-164, 166, 172; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 52-55; Царевская Т. Ю. Спас на престоле//Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI в. М., 2008. Кат. 11. С. 166-172; Кузьмина Н. Н., Филиппова Л. А. Десятинный мон-рь в Великом Новгороде. Вел. Новг., 2009; Мусин А. Е. Церковь и горожане средневек. Пскова: Ист.-археол. исслед. СПб., 2010 (по указ.); он же. Загадки дома Св. Софии: Церковь Вел. Новгорода в X-XVI вв. СПб., 2016. С. 6, 32, 97, 98, 101, 137-138, 144, 154, 163, 199; Севастьянова О. В. Древний Новгород: Новгородско-княжеские отношения в XII - 1-й пол. XV в. М.; СПб., 2011. С. 173, 180, 182-184, 187, 189, 203-209; Секретарь Л. А. Мон-ри Вел. Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 30-33, 150-151, 404-415, 418, 429, 508-517; Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси посл. трети XIV - нач. XVI в.: Стригольники и жидовствующие. М., 2012 (по указ.); Антипов И. В., Булкин В. А., Жервэ А. В. Архит. наследие Вел. Новгорода и Новгородской обл.: Кат./Ред.: М.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

Таков чудотворный образ Владимирской-Оранской иконы Божией Матери, написанный в 1629 г. протопопом московского Успенского собора Кондратом Ильиным и иконописцем Григорием Чёрным по заказу нижегородского дворянина П. А. Глядкова (ПЭ. 2005. Т. 9. С. 34-35). На нижнем поле иконы (Оранский Богородицкий мон-рь) представлены 3 Московских святителя, Черниговские чудотворцы, св. царевич Димитрий, блаженные Василий, М. и Иоанн Большой Колпак; эти изображения повторяются и на поздних списках, напр. на иконе рубежа XIX и XX вв. из собрания И. В. Тарноградского (Святые образы. 2007. Кат. 14). Дальнейшее развитие той же темы представлено иконой Симона Ушакова «Похвала Богоматери Владимирской» («Древо государства Московского») из московской ц. Св. Троицы в Никитниках (1663, ГТГ): медальоны с полуфигурами 3 московских юродивых помещены над изображениями преподобных, симметрично образам св. кн. Михаила Черниговского, царя Феодора Иоанновича и св. царевича Димитрия. Как и др. святые, М. предстоит в молитвенной позе, со свитком, текст к-рого прославляет Богородицу («Радуйся, розга, изнесшая гроздь живота»); иконография юродивого традиционна, в отличие от изображения блж. Василия: он опоясан белым платом (Симон Ушаков - царский изограф. М., 2015. Кат. 13). М. включен и в необычайно широкий сонм Московских чудотворцев на прориси с иконы 2-й пол. XVII в. (?), находившейся в одной из моленных Преображенского кладбища в Москве ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. Рис. 169); вместе с др. юродивыми и Московскими преподобными, симметрично блж. Василию святой показан коленопреклоненным и касающимся лицом земли в центральной части композиции, у престола с евхаристическими сосудами, на к-ром стоит Господь Вседержитель (рядом, перед престолом - царевич Димитрий, к-рый в XVII-XIX вв. неоднократно сопоставлялся с московскими блаженными в произведениях разной иконографии). Столь же необычна шитая композиция на омофоре сер. XVII в. (предположительно связывается с патриархом Никоном) из новгородской архиерейской ризницы (НГОМЗ; Игнашина Е.

http://pravenc.ru/text/2561588.html

Кат. 70), И. представлен вполоборота, несущим Евангелие, на нем архиерейская шапка, саккос, омофор; его борода короче обычной длины, внешность схожа с обликом свт. Филиппа. Вместе со свт. Филиппом он изображен на расшитом клобуке, предназначенном для Ионы (Сысоевича), митр. Ростовского и Ярославского; этот клобук был вложен в ростовский Успенский собор Д. А. Строгановым (ГМЗРК; Силкин. 2002. С. 285-289). Как молитвенник за град Москву И. в числе 4 святителей представлен на лицевом фрагменте омофора, вложенного в новгородский Софийский собор, возможно патриархом Никоном (сер. XVII в., НГОМЗ; Игнашина. 2003. С. 66-67. Кат. 40). На иконах, судя по произведениям XVII-XVIII вв., и на прорисях И. обращается в молении к иконному изображению в верхней части композиции, которое несут ангелы, напр. к образу Божией Матери «Знамение» на иконе из Покровского придела ц. во имя прор. Илии в Ярославле мастера Федора Зубова (1660, ЯИАМЗ), к образу Спаса Нерукотворного, как на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 346-347), или представлен прямолично (Там же. С. 354-355). Фигура И. в составе молящихся святителей Московских гравирована на золоченом окладе московской работы, выполненном в XVII в. для каменной новгородской иконы с образом арх. Михаила XV в. из собрания П. И. Щукина (ГИМ; 1000-летие рус. худож. культуры. 1988. Кат. 293); И. изображен среди избранных святых на правом поле киота-рамы Владимирской иконы Божией Матери (сер. XVII в., ГВСМЗ; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 339. Кат. 75). В позднем искусстве встречаются иконы такого же извода, особенно среди работ мастеров, придерживавшихся традиционной манеры, как мстёрские иконописцы И. В. Брягин и В. И. Шитов (1899, ГРМ). Четыре святителя, покровителя Москвы, в т. ч. И., могли изображаться в молении святому (по сторонам центральной фигуры), напр. свт. Иоанну Златоусту, как на прориси с иконы XVII в. из Сийского лицевого подлинника (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 356-367), или св. равноап.

http://pravenc.ru/text/578250.html

В иконописи XX в. И. присутствует в группе Московских святых на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной в 1934 г. мон. Иулианией (Соколовой) для свт. Афанасия (Сахарова) (ризница ТСЛ), а также на ее повторениях 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). Прот. Вячеслав Савиных и Н. Д. Шелягина выполнили прорись с ростовым образом И. для Миней МП (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 259). И. также представлен на совр. иконах Соборов Московских святых (напр., на иконе из митрополичьих палат ТСЛ). При обретении мощей И. были найдены нетленными и предметы его облачения: «...ризы, и амфор и прочая…» (ПСРЛ. Т. 18. С. 238). Из сохранившихся предметов, принадлежавших И., следует упомянуть лжицу и поручи. Лжица И. с неск. футлярами названа в описи среди сосудов в ризнице Успенского собора Московского Кремля уже в нач. XVII в.: «...лжица чудотворца Iohы костяная рыбей зуб, а на конце у нее оковано золотом…» (Описи. 1876. Стб. 358), к нач. XVIII в. она находилась в алтаре собора среди мощевиков и реликвариев (Там же. Стб. 665-666; см. также: Христианские реликвии. 2000. С. 214-215. Кат. 67; поручи И.- Там же. С. 213. Кат. 65). Ист.: Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей и цариц в XVI и XVII ст.: Мат-лы. М., 2003р; Описи моск. Успенского собора XVII в.//РИБ. М., 1876. Т. 3. Стб. 287-811; Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. Лит.: Успенский А. И. Житие св. Ионы митрополита: (Переводы с иконы 1644 г., писанной Яковом Тарасовым). М., 1905; Салтыков А. А. Музей древнерус. искусства им. Андрея Рублева. Л., 1981; 1000-летие рус. худож. культуры: [Кат. выст.]. М., 1988; Маясова Н. А. Древнейший покров митр. Ионы//ГММК. Мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 26-38; она же. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004; Христианские реликвии. 2000; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Ñ . 180, 234, 249, 285-289; Кат. 12, 50, 61, 89. Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Вел. Новгород, 2003; Костина И. Д. Произведения моск. серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003; Комашко Н. И., Каткова С. С. Костромская икона XIII-XIX вв.: Свод рус. иконописи. М., 2004; Саенкова Е. М. Чиновники (Типиконы) Успенского собора Моск. Кремля как источник по истории рус. искусства Позднего Средневековья.: АКД. М., 2004. С. 15-16; Вера и власть: Эпоха Ивана Грозного: Кат. выст. М., 2007; Иконы XIII-XVI вв. в собр. ЦМиАР. М., 2007. Кат. 88; Усачёв А. С. Житие митр. Ионы 3-й ред.//ВЦИ. 2007. Вып. 2(6). С. 5-60; Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Рус. музея: Кат. СПб., 2008. Кат. 114. С. 132-133.

http://pravenc.ru/text/578250.html

   001    002   003     004    005