792 См., например: пелены «Кирилл Белозерский» и «Сергий Радонежский» (Силкин 2002. С. 322, кат. 138 и с. 334, кат. 139). Ближайший аналог нашей пелене – нелепа Музеев Московского Кремля с изображением митрополита Ионы (кат. 116). 794 Ближайшей аналогией описываемой пелены является пелена с изображением митрополита Петра (кат. 115), а также пелены с изображением преподобных Кирилла Белозерского (Силкин 2002. С.332, кат. 138) и Сергия Радонежского (Там же. С.332, кат. 139). 797 См.: парный ему сударь в Музеях Кремля (кат. 118), а также несколько сударей 1650–1680 гг. в разных музеях, имеющих в комплекте судари «Агнец Божий» (см.: Силкин 2002. С. 269, кат. 77; с. 278, кат. 85; с. 304, кат. 108; с. 146, кат. 148; с. 348, кат. 151; с. 350, кат. 154; С. 365, кат. 171). Особенно близки к описываемому сударю парный ему (кат. 118) и сударь Пермского музея (Там же. С. 350, кат. 154). Наиболее ранними изображениями Распятия па сударях. предназначенных для покрытия потира (в паре с сударем «Агнец Божий») являются судари, вышедшие в 1490-х гг. из мастерской жены Ивана III великой княгини Софьи Фоминичны Палеолог в Сергиево-Посадском (инв. 370, см.: Средневековое лицевое шитье 1991. С. 57, кат. 14) и Владимирском музеях (инв. 1807, см.: Хлебникова 1977. С. 196–197). 798 Акт от 5/V 1920 г. – ОРПГФ Музее» Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 20. В Описи Оружейной палаты на полях примечания: «…возвращен в Ор.пал. из Музея боярского быта XVII в. 20/V 1933 г.» 799 Акт от 25/I 1920 г. – ОРПГФ Музее» Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 4. Передан в Патриаршую ризницу в 1890-х гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1989 гг., д. 28, л. 51). 800 Перед словом ника ошибочно вышита буква Буквы м, л, р, б конце надписи означают: «место лобное рай бысть». 803 Соотнося запись 1650 г. о знаменовании покрова Ионы с издаваемым покровом, надо иметь в виду, что, вероятно, одновременно была начата работа над всеми покровами этой группы, чем и объясняется растянутость сроков их исполнения.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004. Кат. 41, 92, 110, 111, 121; Icone russe: Collezione Banca Intesa: Cat. ragionato. Mil., 2003. T. 2. N 209; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 670, 728; Schittering van de tsaren: Kunst uit het Novodeviij-klooster. Utrecht; Amsm., 2002. N 87-88; Γαλβαρης Γ. Η Αγα Αικατερνα σε εικνες της Ι. Μονς Σιν//Σινατικ ανλεκτα. Τ. 1: Πρακτικ συνεδρου «Το Σιν δι μσου των αινων». Αθναι, 2002. Σ. 1-38; Dipinti/A cura di M. Boskovits, A. Tartuferi. Firenze, 2003. Vol. 1: Dal Duecento a Giovanni da Milano. N 16. Fig. 42. (Cataloghi della Galeria dell " Accademia di Firenze); Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Новгород, 2003. Кат. 19; Byzantium: Faith and Power, 1261-1557/Ed. H. C. Evans. N. Y., 2004. 201, 296; Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005. Кат. 71; Кольцова Т. М. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005. Кат. 588; Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Щурина Е. Г. Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 2005. Кат. 92 (Древнерус. живопись в музеях России); Holy Image, Hallowed Ground: Icons from Sinai/Eds. R. S. Nelson, K. M. Collins. Los Ang., 2006. N 60; Иконы Мурома. М., 2006. Кат. 13; Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. Кат. 11, 19, 134; 101 икона из Ярославля/ЯХМ. М., 2007. Кат. 39; Иконы Рус. Севера: Шедевры древнерус. живописи АМИИ. М., 2007. Т. 1. Кат. 172; Т. 2. Кат. 203; Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Выст. из частных собр. к 60-летию ЦМиАР. М., 2007. Кат. 34, 66. А. С. Преображенский, Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: МЕРКУРИЙ (сер. III в.), вмч. (пам. 24 нояб.; пам. греч. 25 нояб.; пам. зап. 25 нояб.), пострадал в Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт.

http://pravenc.ru/text/189599.html

земли. М., 2003. С. 129-147; Соколова И. М. Рус. деревянная скульптура XV-XVIII вв.: Кат. М., 2003. С. 78-79, 127-132, 179-181. Кат. 8, 21, 32; Костромская икона XIII-XIX вв./Сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. С. 506-508, 510-512, 546. Кат. 75, 80, 133. Ил. 106, 125, 234; Религиозный Петербург/ГРМ. СПб., 2004. С. 100-101, 465. Кат. 137; «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА: Альб. Серг. П., 2004. С. 86-89; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. С. 40, 102-107, 122. Кат. 10, 63, 64, 76; Шалина И. А. Реликвии в восточнохрист. иконографии. М., 2005. Ил. 140, 147; она же. Минейные иконы 1569 г. из Иосифо-Волоколамского мон-ря//От Царьграда до Белого моря: Сб. ст. по средневек. искусству в честь Э. С. Смирновой. М., 2007. С. 656. Ил. 4; Иконы Владимира и Суздаля/ГВСМЗ. М., 2006. С. 274-279, 299, 330-339. Кат. 61, 75; Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 109-110, 146-147, 300, 323, 326, 336. Кат. 83, 117, 259; Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. С. 356-363, 409-417, 432-441, 484-499, 566-579. Кат. 56, 68, 71, 78, 89; Хотеенкова И. А. Иконы XIV-XIX вв. в собр. Ист. музея. М., 2007. Т. 2. С. 56-63, 396-399. Кат. 88, 134; Т. 3. С. 238-243, 310-343. Кат. 177, 188; Антыпко М. И. Изображения на умбонах врат Благовещенского собора//Царский храм: Благовещенский собор Моск. Кремля в истории рус. культуры/ГММК. М., 2008. С. 319-329; Образы и символы старой веры: Памятники старообряд. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 44-46, 132, 133, 146, 164-166, 242-245. Кат. 30-32, 114, 128, 129, 145, 146, 224; Московский Кремль XIV ст.: Древние святыни и ист. памятники: Сб. ст. М., 2009. С. 44-63, 348-375; Все остается людям: Рус. иконопись XVII-XX вв. из собр. В. Бондаренко: Кат. выст. М., 2010. С. 144-147. Кат. 60, 61; Морозова З. П. Иконописцы Романова-Борисоглебска: Иконные образцы XVII - нач. XIX в. из собр.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Среди поясных икон выделяется композиция, в к-рой из символических изображений сохранены главные: гора, радуга и лествица. На мафории, чаще всего «облачном», помещены изображения солнца (на челе Богоматери) и луны (на Ее правом плече). Популярность такого иконографического варианта могла быть связана с прославленной в 1635 г. чудотворной Молченской иконой Божией Матери (см. Иверская икона Божией Матери ) из Молченской Софрониевой пуст. близ Путивля. Среди образов подобного извода - иконы из ГИМ, 80-е гг. XVII в., из коллекции И. В. Арсеньева, сер. XVII в. (Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004. Кат. 91), икона из собрания И. С. Остроухова (ГТГ) (опубл.: Муратов П. П. Древнерус. иконопись в собр. И. С. Остроухова. М., 1914. Рис. на с. 23), XV в. (датировка приведена по: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 312 и нуждается в пересмотре). Более поздние памятники, как правило, повторяли найденные в XVII в. решения. Лит.: Поселянин. Богоматерь. С. 598-600; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 439, 522; Искусство строгановских мастеров: Кат. выст. М., 1991. Кат. 9, 10, 17; Маркус С. В. Икона «Богоматерь Гора Нерукосечная» XVI в.//Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 1991. Вып. 2. С. 67-73; Полякова О. А. Гос. музей-заповедник «Коломенское»: Шедевры рус. иконописи XVI-XIX вв. М., 1999. Кат. 1; Сарабьянов В. Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI в.//Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999. С. 188; София Премудрость Божия: Выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. Кат. 44, 137; Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст. М., 2001. Кат. 24; Борисова Т. С. Псалтирь прп. Зосимы, Соловецкого чудотворца//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 2003. Вып. 17: Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря. С. 156-159; Сорокатый В. М. Новгородские иконописцы соловецкого игум. Филиппа//Искусство Др. Руси и Византии: Итоги исслед. 2002 г. М., 2003. С. 44; Искусство строгановских вотчин XVI-XVII вв.: По мат-лам реставрационных работ ВХНРЦ: Кат.-альбом/Сост.: М. С. Трубачева. М., 2003. Кат. 15, 16, 72; Описи Соловецкого мон-ря XVI в./Сост.: З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик. СПб., 2003. С. 29, 40, 56-57, 82, 119, 180; Хетагуров А. Созданье гения: Икона «Богоматерь Гора Нерукосечная»//Мир музея. 2004. 1. С. 30-35. Д. С. Головкова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166171.html

ГМИР. М., 2006. С. 46. 46, 47; Сарабьянов В. Д. Росписи сер. XVI в. в трапезной ц. Пафнутиева Боровского мон-ря//Царский храм: Благовещенский собор Моск. Кремля в истории рус. культуры/ГММК. М., 2008. Вып. 19. С. 116-143; Кочетков. Словарь иконописцев. 20092. С. 65, 184, 569, 572, 666; Клевцова Р. И. Икона «Богоматерь Владимирская, с предстоящим прп. Пафнутием Боровским» и ее вкладчик соловецкий старец А. Булатников//Мат-лы и исслед./ГММК. М., 2010. Вып. 20. С. 50-64; Святые земли Русской: [Кат. выст.]/ГРМ. СПб., 2010. С. 146-149, 230-231. Ил. 85-87, 143; Слово и образ: Рус. житийные иконы XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2010. С. 140-141. Кат. 55; Чугреева Н. Н. Рус. святые в иконе, шитье, книжной миниатюре, мелкой пластике из собр. Музея им. Андрея Рублёва. М., 2011. С. 8-9; Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 98, 100, 102; Юхименко Е. М. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. М., 20122. С. 232, 255-256, 265. Кат. 21; «И свеча не угасла…»: Произведения изобр. и декор.-прикладного искусства XV - нач. XXI в., памятники истории и археологии: Кат. выст./СПГИАХМЗ. М., 2014. С. 62; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 112. Кат. 83; Прп. Сергий Радонежский: Образ простоты, правды, святости: Иконография XV - нач. XX в.: Альбом-кат. М., 2014. С. 216-217. Кат. 18; Русские иконы Синая: Жалованные грамоты, иконы и произведения декоративно-прикладного искусства XVI-XX вв. из России, хранящиеся в мон-ре св. Екатерины на Синае. М., 2014. С. 181-183. Кат. 6; Русские святые: Кат. выст./КБМЗ; авт.-сост.: М. Н. Шаромазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014. С. 125, 175, 259, 265. Кат. 54, 134; Три описи Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в./Публ.: Т. И. Шаблова. СПб., 2014. С. 34, 79, 81-82, 84; Борис Годунов: От слуги до государя всея Руси: Кат. выст./ГММК. М., 2015. С. 114-115. Кат. 16; Образы рус. святых в собр. Исторического музея/ГИМ; авт.-сост.: Л. П. Тарасенко. М., 2015. С. 250-253, 390-399.

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Святитель Филарет, митрополит Московский, в XIX веке составил «Кат и хизис» то есть трактат православный, принятый Церковью и даже признанный ею как символическая книга. Авторы из Синодальной комиссии написали «Кат э хизис», то есть трактат, отражающий внешний, светский взгляд на православное вероучение На этом можно было бы закончить обсуждение. «Кат и хизис» у Русской Православной Церкви уже есть, причём весьма удачный и замечательный (и главное - правильный!), а «Кат э хизис» нам вовсе не нужен. 1.2. Всё познаётся в сравнении «Кат и хизис» не может «устареть», как не могут устареть Никео-цареградский Символ веры, евангельские Заповеди Блаженства или Декалог пророка Моисея. Между прочим, названные источники не просто включены в состав «Кат и хизиса», но слагают духовное ядро его содержания, представляя важнейшие тексты в Церковном Предании, Новом Завете и Ветхом Завете, соответственно. Следует оценить изящество состоящего из трёх глав «Кат и хизиса» митрополита Филарета (Дроздова), который является православным толкованием именно на эти священные тексты и даёт им богословское осмысление как учению о Вере, Надежде и Любви. К сожалению, подобного изящества и совершенства в новом «Кат е хизисе» нет даже в замысле. Отказаться от «Кат и хизиса», внести в него редакционные изменения или заменить его на иной «более правильный» или «более современный» следовало бы только в случае обнаружения в нём ошибок либо неточностей в формулировках. Но таких погрешностей в нашем «Кат и хизисе» никто пока не обнаружил, и поэтому в подобных «обновлениях» Церковь не нуждается. Кроме того, замена одной учительной книги на другую может оказаться небезопасной (как мы убедимся ниже) для сохранения чистоты веры. Можно только пожалеть о том, что после проведения реформы духовного образования и перехода на стандарт «Болонской системы» из семинарских курсов куда-то исчез такой традиционный предмет, как «Кат и хизис» святителя Филарета. Вообще, идея написания нового «Кат и хизиса» после филаретовского выглядит несколько дерзкой. Она сродни безумной идее составления нового Типикона или новой Триоди, или нового Октоиха. В духовном арсенале Церкви эти книги уже имеются в наличии, и «улучшать» их не надо. Так, «Кат и хизис» следует использовать «всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души»

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/30/...

С 30/XI-1932 г. – настоятель кладбищенского храма в г. Вольске. Скончался в 1933 году. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 8; 1931 г. 5–6. С. 14. Церковное обновление. 1925. 2. С. 15. ФАОС дело 19. Кат-АМ Кат-ЯВ С. 16. Кат-ЕС С. 4, п/п 15. [Кат-ГУБ. С. 961.] АЛЕКСИЙ (Микулин [Алексей] или Мигулин, по Кат-ЕС значится Микулин) Архиепископ Пятигорский Родился 16/III-1878 года. В 1898 г. окончил Воронежскую духовную семинарию. В 1901–1909 гг. – священствовал в Воронежской епархии. В 1909–1913 гг. – секретарь Туркестанского епископа. В 1912–1913 гг. – член Туркестанской духовной консистории и ключарь Кафедрального собора. В 1913–1927 гг. – благочинный в Ферганской области (по «Кат-ЕС» с 1925–1926 гг. был архиеп. Уфимским). В ближайшие годы брак расторгнул, постригся в рясофор. Хиротонисан 9/Х-1927 г. во еп. Ферганского, Средне-Азиат. митрополии (по «Кат-ЕС» в 1923 г.). Хиротония состоялась в Захарие-Елисаветинской церкви г. Ленинграда. Чин хиротонии совершали: митр. Александр (Введенский), архиеп. Николай (Платонов), архиеп. Макарий (Торопов). В 1928 г. возведён в сан архиепископа. С декабря 1929 г. – архиеп. Хабаровский, упр. Дальне-Восточной митрополией. Увольнялся от управления Дальне-Восточной митрополией и от управления Пятигорской епархией за недостаточную авторитетность и неумение поставить дело. С декабря 1930 г. – архиеп. Пятигорский. С апреля 1931 г. – викарий Московской епархии, заместитель настоятеля храма Христа Спасителя. С 25/IX-1931 г. ушёл с кафедры. Много лет проживал в Москве, занимаясь пчеловодством. С Московской Патриархией общения не имел. Скончался в 1954 году. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1931. С. 14. ФАОС дело 22. Кат-АМ 36. Кат-ЯВ С. 17. Кат-ЕС 1. С. 1, п/п 7. Допол. к Кат-ЕС. [Кат-ГУБ. С. 961.] В Кат-ГУБ значатся два епископа: епископ Алексий (Мигулин), занимавший в 1925–1926 г. Уфимскую обновленческую кафедру, в 1926 г. оставил церковную деятельность, и Алексий (Микулин), занимавший другие перечисленные кафедры у митр. Мануила. Как следует со стр. 588 настоящего издания, это два разных епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В местном ряду иконостаса собора Св. Софии в Вел. Новгороде над юж. дверями находится икона сер. XVII в. (под записью XIX в.), где Е. представлен в верхнем регистре в числе 8 Новгородских святых. Вместе со святителями Нифонтом и Ионой Новгородскими Е. (в рост, с поднятой вверх благословляющей десницей и Евангелием в левой руке) предположительно изображен на прориси с иконы XVII в., фрагменте большой композиции (ГРМ, см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 396-397). С середины XVII в. образ Е. включается в разнообразные композиции молящихся за Новгород святых. Так, он представлен вместе со свт. Николаем Чудотворцем на иконе, относящейся к числу раздаточных для паломников, приходивших в Вяжищский мон-рь (XVII в., ГРМ, см.: Плешанова. 1975. С. 273, 283). Образ Е. в молении представлен в ряду Новгородских святителей возле Новгородского Кремля на омофоре сер. XVII в. (возможно, принадлежал патриарху Никону (Минову); НГОМЗ, см.: Игнашина. 2003. С. 66-67. Кат. 40). Градозащитной семантикой объясняется присутствие Е. среди др. св. покровителей Новгорода на раме иконы Божией Матери «Знамение» с подробным изображением города (нач. XVIII в., НГОМЗ). К образцам поздней иконописи принадлежит икона «Избранные Новгородские святители Моисей, Иоанн, Иона и Евфимий и прав. Иаков Боровичский» кон. XIX в. с врезным крестом-мощевиком нач. XVIII в. (частное собрание). Выдающимся произведением, составившим новый этап в иконографии Е., стала икона-складень, выполненная в 1654 г. для Вяжищского мон-ря по заказу его постриженика митр. Казанского Лаврентия (НГОМЗ, Макарий (Миролюбов). 1860. Т. 2. С. 85-86, 157; Гордиенко Э. А., Трифонова А. Н. Кат. серебряных окладов НГОМЗ//Музей: Худож. собрания СССР. М., 1983. Вып. 6. С. 247-248. Кат. 24; Володина Т. В. О нек-рых особенностях иконы «Св. Евфимий Новгородский в житии» 1654 г. из НГОМЗ//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч. конф. 11-13 нояб. 1997 г. Новгород, 1997. С. 100-103). Икона в богатом чеканном окладе была создана по архиерейскому заказу, по-видимому в московской иконописной мастерской.

http://pravenc.ru/text/187753.html

60, 78, 88, 112, 118; Грабар А. Император в визант. искусстве. М., 2000. С. 76-80; Джурич В. Визант. фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000; Hikimehko Н. М. Собор Св. Coфiï в К., 2000. С. 60; Сарабьянов В. Д. Иконографическая программа фресок Георгиевской церкви и система росписи древнерус. храмов сер.- 2-й пол. XII в.// Сарабьянов В. Д. и др. Церковь св. Георгия в Ст. Ладоге: История, архитектура, фрески. М., 2002. С. 128, 163, 176-182, 411-412; Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003. Кат. 94; «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 38-39, 64-65, 74-75; Дмитриева С. Образы св. воинов в росписи храма Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде (1380)//Искусствознание. 2003. 1. С. 212-231; Корзухина Г. Ф. , Пескова А. А. Древнерус. энколпионы: Нагрудные кресты-реликварии XI-XIII вв. СПб., 2003; Христ. искусство Болгарии: Кат. выст. М., 2003. Кат. 16, 22; Св. Георгий Победоносец - небесный покровитель Москвы: 10-летию восстановления ист. герба Москвы посвящ.: Кат. выст. М., 2003. Кат. 101. С. 43, 49, 58, 122, 130; Соколова И. М. Рус. деревянная скульптура XV-XVIII вв.: Кат./ГММК. М., 2003. С. 121-126; Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004. С. 116, 219; Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. Кат. 148; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства. М., 2005. Кат. 19; Этингоф О. Е. Визант. иконы VI - 1-й пол. XIII в. в России. М., 2005. Кат. 10. Рубрики: Ключевые слова: МЕРКУРИЙ (сер. III в.), вмч. (пам. 24 нояб.; пам. греч. 25 нояб.; пам. зап. 25 нояб.), пострадал в Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция) ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА († ок. 118), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом, вмч. (пам. 20 сент.) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Связанные с М. священные частицы довольно часто появляются в предметах литургического обихода новгородской работы еще до обретения мощей святителя. В напрестольный крест, сделанный при игум. Иосифе, очевидно в 1660 г., для новгородского Воскресенского Деревяницкого монастыря (ныне в НГОМЗ) уже была вложена «персть Моисея архи(е)п(ис)к(о)па», вероятно земля или песчинка от погребения святого, помещенная в нижней фигурной дробнице на обороте креста. На лицевой стороне ей точно соответствует такого же размера дробница с резным изображением святого - резная фигура М.; такое внимание к облику святого и его святости объясняется статусом М. как основателя обители ( Стерлигова. 2003. С. 122; Декоративно-прикладное искусство. 2008. Кат. 33. С. 294-295). После обретения мощей М. из-под спуда в 1686 г. появляются новые виды вложений. В напрестольный крест, вложенный в новгородскую ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью посадским человеком С. Н. Солодовниковым (1688/89 г.; НГОМЗ), была помещена «Моисея часть раки»; Стерлигова. 2003. С. 123; Декоративно-прикладное искусство. 2008. Кат. 43. С. 307); в напрестольный крест работы новгородского серебряных дел мастера Г. Лопкова (1689/90; НГОМЗ), вложенный А. Б. Сназиным в Воздвиженский придел Михаилоархангельской ц. на Михайловой ул. Торговой стороны Новгорода,- «часть амафора Моисея архиеп(ис)к(о)па но(в)гороцкого чудотво(р)ца» ( Стерлигова. 2003. С. 124; Декоративно-прикладное искусство. 2008. Кат. 44. С. 307-309). Мощи М. упомянуты на 1-м месте среди частиц от мощей рус. чудотворцев, сразу после свт. Иоанна Златоуста, в напрестольном кресте кон. XVII в. (НГОМЗ; Стерлигова. 2003. С. 125; Декоративно-прикладное искусство. 2008. Кат. 49. С. 315). Мощевики с частью мощей М. упоминаются в описях новгородской Софии XVIII-XIX вв.- вместе с частью мощей свт. Евфимия II Вяжицкого «в скрынке позолоченой» (Описи Новгородского Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 43), внутри жестяного ковчега в т. ч. в 4 «бумашках», предназначенные для вложения в кресты (Там же. С. 47-48). К 1833 г. в позолоченном ящике упомянуты 2 «косточки» М., а в жестяном ковчежце лишь одна частица. Часть мощей М. была вложена в большие мощевики: в серебряный ковчег с 4 чеканными образами, в т. ч. М., и в серебряный крест равноконечной формы, хранившийся с др. мощами и мощевиками в Софийском соборе (Опись имущества Софийского собора 1833 г. 2003. С. 591, 593, 595-596).

http://pravenc.ru/text/2563954.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010