п. II,72]. Ad Thomam, PG.91, 1044A, f.108a. Этот вопрос был раскрыт в борьбе с афтартодокетами: см. выше, с.46–47 (Леонтий Византийский). 469 Ambigua, PG.91, 1276В, f.210a. — св. Григорий Богослов, Or.39, n.13, PG.36, 348D; р. п. III.3,217. 470 Ambigua, PG.91, 1317АВ, f.226a–b. Quaest. ad Tahl. XXI, PG.90, 312B, p.41–42 [р. п. II, 71]; XLII,405OD, p.94–95 [р. п. II,129–130]. 471 Quaest. ad Tahl. XLII, PG.90, 408C-D, p.96 [р. п. II,130]. 472 Ibid. LXII,652B, p.227. 473 См. выше — прим. 27. Господь воплотился εξ ημων δι " ημας καθ " αμαρτιας χωρς: Ambigua, PG.91, 1285C. 1309A, f.263b. 223a. 474 Mystagogia 8, PG.91, 688C, p.508 [р. п. I,169]. Quaest. ad Tahl. XLII, PG.90, 408C, p.96 [р. п. II, 130]. Ep.11, PG.91, 453B, p.256. св. Афанасий Великий, De incarnatione Dei Verbi 9. 20, PG.25, 112A. 129C-D; р. п. I.2, 202,216. 475 Quaest. ad Tahl. LXI, PG.90, 629A, p.214; 633D-636C, p.218–219. Orat. Dom. expositio, PG.90, 880B, p.348 [р. п. I,188]. ср. св. Афанасия Великого, De incarnatione Dei Verbi 10, PG.25, 113C; р. п. I,204. 476 Quaest. ad Tahl. XLII, PG.90, 408A-B, p.95 [р. п. II,129–130]. ср. св. Афанасия Великого, Contra arianos I,51, PG.26, 120A; р. п. II,243. 477 Quaest. ad Tahl. XXI, PG.90, 313C, p.42–43 [р. п. II, 72]; 316C, p.44 [р. п. II,73]; XXVI,345C-D, p.60 [р. п. II, 91]; Ad Thomam, PG.90, 1044B, f.108a-b. 478 Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 769A, p.293 (cap. quing. V, 59). Liber ascet. 1. 3, PG.90, 912В, 913С, p.367. 368 [р. п. I,75,76]. Expositio in psalm. LIX, PG.90, 864B-C, p.339 [р. п. I, 211]. Orat. Dom. expositio, PG.90, 901B, p.361 [р. п. I,198]. 479 Ambigua, PG.91, 1348BC, f.238b. Cap. theol. II,76 [р. п. I,249–250]. Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 672BC, p.238. св. Григорий Богослов, Or.40, n.29, PG.36, 400B; р. п. III,249. 480 Quaest. ad Tahl. XXI, PG.90, 313В. 316А, p.42. 43 [р. п. II,72,73]. св. Григорий Нисский, De beatitud. or 4, PG.44, 1237A-C; р. п. II, 406–407; преп. Исихий, Сар. de temperantia 12, PG.93, 1484D. 1485А; р. п.(Добротолюбие II3), с.160.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

л. 469об. тиею(86) учредив его доволно(87). Михаило(88) же, погостив ту(89) и вземша(90) от игумена(91) благословение(92), отиде во(93) своя(94) си. И начаша(95) строинаа(96) творити(97) наимати(98) мастеры, (99)каменосчци(100) и плинфотворители, и uhыя(XII.1) 314 (2)еже есть (3)церковному(4) съзиданию(5) угодныя(6) и послаша их(7) в(8) обитель ту(9), идже(10) хощет създати(11) церковь . Мастери(12) же(13), пришедше(14) в(15) обитель(16) ту(17) и вземше(18) (19)от игумена благословение(20), идяху идже(21) основати(22) церковь (23). Игумен же събра(24) (25)всю братию(26), прииде ту(27), идже(28) церковныи(29) мастер(30) домышляется(31) л. 470 в себ(32): (33)когда(34), гд(35) или онд(36), да не(37) како(38) вода(39) будет(40), понеже(41) убо(42) ту(43) езеро близ баше(44). И начашя(45) (46)мрити(47) от(48) древяныа(49) церкви(50) и умриша(51) саженей(52) девять(53) и(54) пол, се же прииде(55) мра(56), идже(57) положено(58) бысть лежаще(59) цлбоносное(60) тло(61) святаго Макариа(62), запечатлно(63) в(64) гроб(65) и (66)в земли(67) съкровено(68) бышя(69) лта многа. И устроена(70) бысть гробница над ним с(71) иконами честными, да не будет(72) забвено(73), идже(74) положен(75) бысть, яко ученици(76) учителю славу(77) и честь въздавают(78), от успениа(79) же его по вся дни приношааху(80) л. 470 об. кадило с(81) благоюханием(82). Такожде(83) и вси прихождааху(84) к нему на всяк день(85), прося от него милости и помощи и заступлениа(86) и оставлениа(87) грхов(88), поне(89) вдяаху(90) бо его мужа свята и Богу угождьшя(91), по мре(92) бо(93) добродетелей(94) от Бога въздаание(95) приял(96) есть(97). Таже мастери(98) стоаше(99) ту, (100)слышаще (XIII.1) 315 о нем у(2) ту(3) живущих, и вси людие ужасни Быша(4), не смаху(5) близу(6) его дръзнути(7) копанию(8), да не(9) когда огнь(10) внезаапу(ш)(11) изыдет(12) и попалит я, аще не угодно будет(13) святому. Игумен же с(14) священници(15) л. 471 и диакони(16) и клирици(17) начаша(18) молебнаа(19) пти, людие же, ту(20) стоаще(21), (22)взывают(щ)(23) (24)гласом (25)умиленом(26): «Господи, помилуи». Събраша(27) же ся в то(28) врмя(29) и(30) народ(31) мног(32) окрестнои(э)(33), близ ту(34) живущии, акы(35) на позор стекошяся(36). Игумену(37) же ту(38) помолшуся(39) (40)на мст(41) и воду(ю) освятя(42), (43)благословя крестом старишаго(44) мастера и(45) иных (46)на то дло приготованых(47), (48)кропяше(49) водою (50)мсто и братию и народ, и потче(51) ту(52) древо, и въдрузи(53) на нём крест, идже быти олтареви и престолу(54), на том(55) мст(56) и повел(57) абие бразды (58)копати. И начаша(59)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Hippolytus, 10, 605–8. Origenes, 12, 1011–28. Eustathius, 18, 613–74. Gregorius Nyssenus, 45, 107–14.   In Davidem.   Basilius Seleuciensis, 85,181–92,191–204, 203–16, 215–2. Pseudo-Chrysostomus, 62, 759–64; 64, 17–18. Hesychus, 93, 1479–80. In Heliam.   Basilius Seleuciensis. 85, 147–58. In Heliam et Viduam. Chrysostomus, 81, 337–48; 56, 583–6. De Petitione Elisæi ad Heliam.   Nicephorus Chumnus, 140, 1455–66.   In Elisæum et Sunamitidem.   Basilius Seleuciensis, 85, 137–48. In Libros Paralipomenon. Theodoretus. Quæstiones. 801–18 (I): 819–88 (II). Procopius Gazæus, 87, 1201–8(I); 1269–20 (II). In Job. Clemens Alex., 9, 739–12. Origenes, 12, 1029–50; 17, 57–106. Pseudo-Origenes, 17, 371–522. Athanasius, 27, 1343–8. Eusebius Emesenus, 86. I, 331–42. Didymus, 39, 1119–54. Chrysostomus, 64, 503–656. Theodorus Mops., 66, 697–8. Olympiodorus (Nicetas Heracl.), 93, 13–470.   Homiliae singulæ. Chrysostomus, 63, 477–86. Ps.-Chrysostomus 1–4, 56, 563–82. In Psalmos. Hippolytus, 10, 607–16, 711–26. Origenes, 12, 1053–1686; 17, 105–150. Eusebius Cæs., 23, 65–1396, 24, 9–76: canones, 1395– 6. Eustathius. De titulis, 18, 685–86; 695–8; alia, 685–88. Athanasius, Ad Marcellinum, 27, 11–46. Commentarius, 59–546 et 547–90. De titulis psalmorum, 649–1344.=Hesychius Hierosolymitanus. Quæstiones in Psalmos, 28, 743–52. Apollinaris. Interpretatio in Psalten, , 33, 1313–1538 et 1627–34. Eusebius Emesenus, 86, I, 549–50. Diodorus, 33, 1587–1628. Basilius Cæs, 29, 209–494. Ps. Basilius, 30, 71–118. Gregorius Nyssenus. In Psalmorum inscriptiones, 44, 431–608. In Ps. VI, 607–16 . Didymus, 39, 1155–1616; 1617–24. Chrysostomus, 55, 35–528. Pseudo Chrysostomus, 55, 527–784; 61, 689–98. Asterius Amasenus, 40, 389–478. Theodorus Mops., 66, 649–96, 1003–4. Cyrillus Alex., 69, 717–1276. Theodoretus, 80, 857–1998, 84, 19–32. Ammonius, 85, 1361–64. Gennadius, 85, 1665–8. Hesychius, 93. 1179–1340 et 27, 849–1344. Maximus Confessor, 90, 855–72. Anastasius Sin., 89, 1077–1144. Nicetas, Catenae præefatio, 69, 699–714.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

PETRUS LAODICENUS. Commentarius in 4 Evangelia, fg., 86, II, 3323–30. ANONYMUS. De Christi nativitatis et Passionis annis; 92, 1057–60; alii duo, 1, 858–9 in no-tis. EUTHALIUS. Editio Actuum Apostolorum, 10, 1549–58 et 85, 627–64. Editio catholicarum epistolarum, 665–90. Editio epistolarum Pauli, 693–790. In Matthæum. Clemens Alex. Fg,. 2, 743–4. Origenis, 13, 829–1800; 17, 289–310. Hippolytus, 10, 699–700. Gregorius Thaumaturgus, in VI, 22–3, 10, 1189–90. Athanasius, 26, 1251–6; 27. 1368–90. Chrysostomus hom. 1–90, 67–58 (13–794). Fg. 793–4. – Aniani versio, 58, 975–1058. Ps.-Chrysostomus, Opus imperfection, 57, 611–946. Theodorus Mops., 66, 703–14. Cyrillus Alexandrinus, 73, 365–470, 471–4. Ammonius, 85, 1381–92. Petrus Laodicenus, 86, II, 3323–6. Joan. Damascenus, 96, 1407–14. Scholia Vetera, 106, 1077–1174. Photius, 101, 1189–1210. Theodorus Prodromus, . 133, 1177–96. Theophylactus, 133, 139–488. Euthymius Zigabenus, 129. 111–766. Macarius Chrysocephalus, 150, 239–42. Theophanes Cerameus, 132, 331–44, de genealogia. In Marcum. Theodorus Mops., 66, 713–16. Petrus Laodicenus, 86, II, 3325–8. Scholia Vetera. 106, 1173–78. Photius, 101, 1209–14. Theophylactus, 123, 4S7–682. Euthymius Zigabenus, 129, 767–852. Theodoras Prodromus, , 133, 1195–8. In Lucam. Heracleo hæreticus, 7, 1291–2. Clemens Alex., 9. 743–44. Hippolytus, 10, 699–702. Origenes, 13, 1799–1902. Fg., 1901–10; 17, 311–70. Dionysius Alex., 10, 1589–1602. Eusebius Cæs., 24, 529–606. Athanasius, 26, 1243–46; 27, 1381–1404; PGLT., 80, 705–13. Titus Bostrensis. PGLT., 80,757–816. Theodorus Mops., 66, 715–28. Cyrillus Alexandrinus, 73, 475–950. Theodoretus, 84, 31–2. Olympiodorus, 93, 779–80. Petrus Laodicenus, 86. II, 3327–30. Scholia Vetera, 106, 1177–1218. Anastasius Antiochenus, 89, 1285–8. Photius, 101, 1213–30. Nicetas David, 106, 575–8. Theophylactus, 123, 681–1126. Euthymius Zigabenus, 129, 853–1102. Macarius Chrysocephalus, 150, 240–4. Anonymus, Interpretatio duarum odarum Lucæ, , 129, 1101–6. Theodorus Prodromus, , 133, 1197–1204.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Согласно совр. испано-мосарабскому Миссалу 1991 г., пальмовые ветви благословляются перед мессой. Священник читает молитву и краткое благословение, после чего ветви раздаются народу. Далее при пении антифонов совершается шествие в тот храм, где будет месса. Вход в храм и приближение к алтарю происходят при пении Gloria . Когда священник прочитает 2 молитвы, посвященные теме праздника, совершается месса, в состав к-рой входит молитва-увещевание Catholicam fidem (Католическую веру), напоминающая о предкрещальных чинах. Чтения мессы: Еккл 3. 2-17; Втор 11. 18-32; Гал 1. 3-12; Ин 11. 55-12. 13. Лит.: Franz A. Die kirchlichen Benediktionen im Mittelalter. Freiburg i. Br., 1909. Bd. 1. S. 470-507; Baumstark A. La solemnité des Palmes dans l " ancienne et la nouvelle Rome//Irenikon. 1936. Vol. 13. P. 3-24; Gr ä f H. Palmenweihe und Palmenprozession in der lateinische Liturgie. Steyl, 1959; Jounel P. Le dimanche des rameaux: La trad. de l " Église//LMD. 1961. Vol. 68. P. 45-63; Lanne E. Textes et rites de la liturgie pascale dans l " ancienne église copte//L " Orient syrien. P., 1961. P. 81-94; Hebdomadae Sanctae celebratio: Conspectus Historicus Comparativus/Ed. A. G. Kollamparampil. R., 1997. (BEL.S; 93); Kollamparampil A. G. To sing Osanna to Christ the King, the Redeemer of Mankind: The Palm Sunday Liturgy in the East Syrian Tradition//BEL. R., 1997. Vol. 111. P. 307-342. А. А. Ткаченко Вход Господень в Иерусалим. Икона. 1-я пол. XVIII в. (МПИ) Изображения В. Г. в И. известны с IV в. В рельефах саркофагов, согласно Н. В. Покровскому, встречаются 2 варианта: Спаситель изображен восседающим на осле (саркофаг Юния Басса, 359 г., Музей " Сокровищница Св. Петра " ) и в малораспространенном, основанном на тексте ап. Матфея (Мф 21. 1-9),- рядом с ослицей, на к-рой едет Христос, идет жеребенок (саркофаг, IV в., Латеранский музей, Рим). Сцены В. Г. в И. встречаются: в миниатюрах Евангелий, напр., Россанского кодекса (Россано, кафедральный собор. Fol. 11, VI в.), где Спаситель сидит на осле боком, глядя вперед, на Иерусалим, Раввулы (Laurent. Plut. I 56. Fol. 279, 586 г.), из Кембриджа (Corpus Christi coll. 286, 600 г.); на окладах Евангелий (2 диптиха VI в.- сокровищница собора в Милане, BNF); на резной пластине слоновой кости трона (кафедры) архиеп. Максимиана (546-556, Архиепископский музей, Равенна); в миниатюрах из Слов свт. Григория Богослова (Parisin. gr. 510. Fol. 196, 880-883 гг.), из лицевых Псалтирей, напр. из Штутгартской псалтири к Пс 8: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Stuttg. 23, 1-я пол. IX в.), из Псалтири Барберини (Vat. gr. 372. Fol. 5r, кон. XI в.), из Киевской псалтири (РНБ. ОЛДП. F. 6, 1397 г.); в числе 12 праздников на иконах («Деисус. 12 праздников», XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в праздничном ряду иконостасов, в храмовых росписях.

http://pravenc.ru/text/161041.html

Частично сохранилась переписка И. с визант. имп. Романом I Лакапином . По просьбе Романа (и, как полагают исследователи, подкупленного Романом Альбериха II) в кон. 932 г. папа признал К-польским патриархом сына императора 16-летнего Феофилакта, возведенного в сан 2 февр. 933 г. в присутствии папских легатов Льва Палестринского, Мадальберта, Сергия и Петра. Имп. Роман отправил папе послание, в к-ром выразил благодарность за признание Феофилакта. Сообщение Лиутпранда Кремонского о том, что И. без согласования с Римской Церковью даровал К-польскому патриарху право ношения паллия, недостоверно. Из переписки с императором известно о переговорах по поводу брака сестры И. Берты и сына имп. Романа I. В июле 931 г. И. утвердил на Миланской кафедре бывш. еп. Веронского Гилдуина, а также попросил кор. Гуго Арльского утвердить в сане еп. Веронского Ратгера. В кон. 932 г. вручил паллий архиеп. Артольду Реймсскому. Место погребения И. неизвестно. Единственное упоминание о нем содержится в описании Латеранской базилики О. Панвинио (2-я пол. XVI в.). Однако ряд исследователей полагают, что гробница И. находилась в соборе св. Петра ( Borgolte M. Petrusnachfolge und Kaiserimitation. Gött., 19952. S. 129. An. 13). Ист.: PL. 132. Col. 155-162; LP. Vol. 2. P. 243; Jaff é . RPR. N 2744-2751; Liudprandus Cremonensis. Antapodosis. III 43-46//MGH. Script. Rer. Germ. T. 41. P. 93-98; idem. Relatio de legatione Constantinopolitana. 62//Ibid. P. 209-210; Flodoardus Remensis. De Christi Triumphis apud Italiam. XII 7//PL. 135. Col. 831; Panvinius O. De sacrosancta basilica, baptisterio et patriarchio Lateranensi// Lauer P. Le Palais de Latran. P., 1911. P. 430; Pitra J. B. Analecta novissima spicilegii solesmensis altera continuatio. P., 1885. T. 1: De epistolis et regestis Romanorum Pontificium. P. 469-470. Лит.: Norden W. Das Papsttum und Byzanz. B., 1903. S. 13-14; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1910. Vol. 4. P. 191-204; Duchesne L. Serge III et Jean XI//Mélanges d " archéologie et d " histoire de l " École française de Rome. R., 1913. Vol. 33. P. 42-64; Zimmermann H. John XI//The Papacy: An Encycl./Ed. Ph. Levillain. N. Y., 2002. Vol. 2. P. 839-840; Грегоровиус Ф. История города Рима в Ср. века: От V до XVI ст. М., 2008. С. 444-446.

http://pravenc.ru/text/469692.html

  Источники Diodorus Tarsensis . Commentarii in psalmos I – L/J.-M. Olivier, ed. Turnhout – Brepols: Leuven University press, 1980. 326 p. (Corpus Christianorum Series Graeca 6). Idem. Prologus Commentarii in Psalmum CXVIII//Recherches de Science Religieuses/Louis Mariès, ed. Paris, 1919. Vol. IX. P. 90–100. Ioannes Chrysostomus . In Genesim//PG. 53. Col. 21–385. Idem. Expositiones in psalmos//PG. 55. Col. 35–495. Idem. Homiliae in Matthaeum//PG. 57. Col. 13–472. Idem. Homiliae in Iohannem//PG. 59. Col. 5–482. Idem. Commentarius in epistulam ad Romanos//PG. 60. Col. 395–682. Idem.In epistulam ad Galatas//PG. 61. Col. 611–682. Idem. Homiliae in epistulam I ad Timotheam//PG. 62. Col. 501–599. Idem. Homiliae in epistulam ad Hebraeos//PG. 63. Col. 9–237. Idem. In illud: Vidi Dominum 1//PG. 56. Col. 97–107. Idem. De mutatione nominum//PG. 51. Col. 113–132. Idem. De paenitentia 6//PG. 49. Col. 313–324. Idem. De Lazaro//PG. 48. 1027–1044. Idem. Ad populum Antiochenum 7//PG. 49. Col. 91–98. Idem. In dictum Pauli: Nolo vos ignorare 4//PG. 51. Col. 241–250. Литература John Breck. The Power of the Word in the Worshiping Church. Crestwood, New York: St. Vladimir " s Press, 1986. 237 pp. Idem. Orthodox Principles of Biblical Interpretation//St. Vladimir’s Theological Quarterly. New York, 1996. Vol. 40. P. 77–93. Évieux P . Isidore de Péluse. Paris: Ouvrage publié avec le concours du Centre National des Lettres, 1995. 444 pp. (Théologie Historique 99). Nassif B . Antiochene θεωρα in John Chrysostom’s Exegesis//“Anscient & Postmodern Chrystianity”. Paleo-Orthodoxy in the 21st Century. Illinois: InterVarsity Press, 2002. P. 49–67. Idem. The ‘Spiritual Exegesis’ of Scripture: The School of Antioch Revisited//Anglican Theological Review. Vol. 75, 1993. P. 437–470. Балаховская А. С . Иоанн Златоуст как экзегет//Раннехристианская и византийская экзегетика (Сборник статей). Москва: ИМЛИ РАН, 2008. С. 119–211. Пирогов О. К . Экзегетические методы «θεωρα» и тропология в толкованиях св. Иоанна Златоуста на Послание ап. Павла к Римлянам//Научно-богословский портал Богослов.ru. 2009. URL: http://bogoslov.ru/article/411557 (дата обращения: 28.04.2020).

http://bogoslov.ru/article/6177374

9. Страдание св. Никифора (ок. 260 года.) из Метафраста. – Метафрастово сказание у Сурия 9 февраля, и древнешее на греческом языке у Руинарта Т. II. р. 93. И в «Деяниях Святых» 9 аевраля стр. 283, и в прибавлении стр. 894. Первоначальное сказание, имеющее вид назидательного поучения, по своей простоте справедливо принимается к древним памятникам церковным. Епископ Сардийский Иоанн, может быть современник Пр. Феодора Студита , изложил событие в более пространном виде, в своем поучении на день св. Мученика (Act. SS. ib. р. 285.), потом Симеон Метафраст . 13. Житие Преподобнаго Мартиниана (около 400 г.). Из Метафраста. –Метафрстово жизнеописание у Сурия 13 февраля; и служившее ему основанием, современное – в лат. перевода в «Деяниях Святых» 13 февраля стр. 667. Современность Пр. Мартиниану первого жизнеописателя выражается в первых его словах (в переводе лат.): «в сей пустыне (близ Кесарии Палестинской) живет множество монахов: между ними я знал и блаженнаго Мартиниана.» 14. Память Пр. Авксентия (ок. 470 г.). Не сказано, откуда. – Сходно с обширным сказанием, помещенным в «Деяниях Святых» 14 февраля стр. 770. в латин. переводе. Жизнеописатель был почти современником Пр. Авксентия и получил некоторые сведения о нем от учеников его, как сие видно из следующего места (п. 57.): «тот, который сообщил нам об этом, был по языку варвар, родом из Мизи, а по душе благоговейнейший муж, который долго жил с Бл. Авксентием, и по кончине его наследовал его нравы и место» (т. е. настоятельство над обителью). – Созомен , еще при жизни Преподобного, упоминает об нем кратко в своей истории, согласно с сим житием (Hist. Eccl. Lib. 7. с. 20.). 16. Страдание св. Дванадесяти мучеников Памфила пресвитера, Уалента диакона, Павла, Порфирия и прочих (309 г.). Евсев. кн. 8. гл. 21. и Метафраст. – У Руинарта из Евсевия же (прибавление к VIII кн. истории гл. XI.) р. 269. У Метафраста тоже самое без перемены. Сурия Jun. 1. р. 1. Евсевий был современником сих мучеников, жил в том городе, где они пострадали, и был другом некоторых из них (напр. Памфила). В наших четьих-минеях не буквально, но довольно близко передано Евсевиево сказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

24 . Dorotheus Gazaeus. Doctrinae diversae I–XVII//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 88. – Paris: Imprimerie Catholique, 1860. – Col. 1618–1844. 25 . Ephraem Syrus. Sermo in transfigurationem domini et dei salvatoris nostri Iesu Christi/Ed. K.G. Phrantzoles. Vol. 7. – Thessalonica: To Perivoli tis Panagias, 1998. – P. 13–30. 26 . Epiphanius Cypriota. Panarion//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 41. – Paris: Imprimerie Catholique, 1863. – Col. 173–1198. 27 . Georgius Hamartolus. Chronicon//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 110. – Paris: Imprimerie Catholique, 1863. – Col. 42–1328. 28 . Gregorius Nazianzenus. Adversus Eunomianos (orat. 27)//Gregor von Nazianz. Die fünf theologischen Reden/Ed. J. Barbel. – Düsseldorf: Patmos Verlag, 1963. – S. 38–60. [TLG. 2022. 007]. 29 . Gregorius Nazianzenus. Oratio XLIII//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 36. – Paris: Imprimerie Catholique, n. d. – Col. 493–606. 30 . Gregorius Nyssenus. Adversus Macedonianos de spiritu sancto//Gregorii Nysseni opera/Ed. F. Mueller. Vol. 3.1. – Leiden: Brill, 1958. – P. 89–115. [TLG. 2017.006]. 31 . Gregorius Nyssenus. Oratio catechetica magna//The catechetical oration of Gregory of Nyssa/Ed. J. Srawley. – Cambridge: Cambridge University Press, 1903. – P. 1–164. [TLG. 2017.046]. 32 . Gregorius Sinaita. De quiete et oration//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 150. – Paris: Imprimerie Catholique, 1865. – Col. 1303–1312. 33 . Hesychius Hierosolymitanus. De Temperantia et Virtute//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 93. – Paris: Imprimerie Catholique, 1865. – Col. 1479–1544. 34 . Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses. Liber Tertius//Éd. A. Rousseau et L. Doutreleau//Sources chrétiennes. Vol. 211. – Paris: Cerf, 1974. – P. 22491. 35 . Irenaeus Lugdunensis. Fragmenta deperditorum operum//Sancti Irenaei episcopi Lugdunensis libri quinque adversus haereses/Ed. W.W. Harvey. Vol. 2. – Cambridge: Cambridge University Press, 1857. – P. 470–511 [TLG. 1447. 005].

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

470. Там же, с.379. 471. Там же, с.351. 472. Таковыми были: св. Сергий Радонежский (XIV в.) и прп. Серафим Саровский (XIX в.), принимали медведя, как гостя. Св. Пахомий (IV в.) и св. Феодора преодолевали реку Нил на крокодиле. Сам Господь Христос " был со зверями " в пустыне (Мк.1:13). - П.А. Флоренский, op. cit., с.305. 473. " Идиот " , с.346. 474. " Дневник писателя " , т.Х, с.87. 475. " Братья Карамазовы " , с.383. В романе " Бесы " (с.140) одна старица, живущая в монастыре, говорит: " Всякая тоска земная и всякая слеза земная - радость нам есть; а как напоишь слезами своими под собой землю на поларшина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься " 476. Там же, с.344. 477. Там же, с.343-344. 478. " Идиот " , m.VI, с.594. 479. " Братья Карамазовы " , с.380. 480. Там же, с.427-429. 481. Там же, с.430-431. 482. " Сон смешного человека " , " Дневник писателя " , m.XI, с.132-136. 483. Курсив Ф.М. Достоевского. 484. Там же, с.140-141. 485. " Идиот " , с.241. 486. " Братья Карамазовы " , с.366,368,587-588,700,712. 487. Там же, с.347. 488. Там же, с.93 и 339. Тайна Европы Все человеческие мысли, все ощущения, все человеческие дела в своем конечном выражении заканчиваются только двумя путями: или в человекобоге, или в Богочеловеке. Между этими полюсами протекает вся творческая жизнь рода людского как в духовном, так и в материальных планах. Хочет человек того или нет, но он служит или человекобогу, или Богочеловеку, содействуя тем самым преуспеванию в мире или человекобожества или Богочеловечества. Не только главное, но и единственное направление всякой человеческой жизни на земле - это направленность или к человекобожеству, или богочеловечеству. Все божества различных религий на нашей планете, в сущности, только разнородные виды и облики двух божеств: человекобога и Богочеловека. Люди всегда это ощущали, но в полноте сие открылось только верующим человеческим умам. Среди них на первом месте - Достоевский. Различные проблемы человеческого духа он свел к двум главным: к проблеме Бога и к проблеме человека. Но и эти две проблемы, по сути, одна. Это - " проклятая проблема " человеческой личности. Тот, кто решил эту проблему, решил тем самым и другие проблемы; это - главное убеждение Достоевского. Тысячелетиями человек решал " проклятую проблему " человеческой личности и не мог ее решить. Окончательно и в полноте решил ее только Богочеловек. Он решил ее Своим Богочеловечеством, человек же своим человекобожеством не смог разрешить эту проблему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010