из Б. «сокровищницей всех сокровищ Господних», а также шеей тела Церкви, передавая молитвы Господу и направляя Божии милости людям. Кроме богословских текстов, Л. из Б. принадлежит авторство ряда молитв Пресв. Богородице и Ее прославлений, также включаемых в «Mariale». Лит.: Bonaventura da Coccaglio. Vita del B. Lorenzo da Brindisi, Generale dell " Ordine di Cappuccini, cavata di processi compilati per la sua beatificazione. R., 1783; Paris J., de. La doctrine mariale de S. Laurent de Brindes: Étude théologique. R.; P., 1933; Bernardino da San Giovanni Rotondo. S. Laurentius a Brundusio et immaculata conceptio. Isola Del Liri, 1940; Claudio da Solesimo. L " apologetica di San Lorenzo da Brindisi: Originalità: Studio storico-critico. R., 1959; Basso A. P. Laurentius von Brindisi: Der apostolische Lehrer. Münch. etc., 1960; Carmignano di Brenta A. M., da. San Lorenzo da Brindisi: Dottore della Chiesa universale (1559-1619). Venezia, 1960-1963. 4 vol.; idem. Missione diplomatica di Lorenzo da Brindisi alla corte di Spagna in favore della Lega cattolica tedesca (1609). Padova, 1964; idem. Lorenzo Russo//BiblSS. Vol. 8. Col. 161-180; Didier de Cr é . L " épouse de Saint-Espirit: Un peu de théologie avec S. Laurent de Brindes, docteur de l " Église. Blois, 1960; Krizovljan A., de. Marie et l " Église dans S. Laurent de Brindes//Études franciscaines. N. S. P., 1960. Vol. 10. P. 1-35; Martinelli A. Scientia B. Mariae Virginis iuxta «Mariale» S. Laurentii Brindisini//Laurentianum. R., 1960. Vol. 1. P. 161-177; Rafel S., de. El cristocentrismo de San Lorenzo de Brindis en su primer sermón sobre el «Missus est»//Estudios franciscanos. Barcelona, 1960. Vol. 61. P. 203-272; Carito G. Giulio Cesare Russo e la spiritualità cristiana in Brindisi fra XVI e XVII secolo. Brindisi, 1977; Sauser E. Laurentius von Brindisi//BBKL. 1992. Bd. 4. Sp. 1246-1248; Criscuolo V. Lorenzo da Brindisi//Il grande libro dei santi: Dizionario enciclopedico. Torino, 1998. Vol. 2. P. 1215-1218; Armellada B., de. La figura e l " opera di S. Lorenzo da Brindisi//Laurentianum. 2000. T. 41. P. 3-21; idem. La excepción de la Inmaculada: Exégesis generosa de S. Lorenzo de Brindis//CF. 2009. Vol. 79. N 1/2. P. 45-60; Ellington D. S. From Sacred Body to Angelic Soul: Understanding Mary in Late Medieval and Early Modern Europe. Wash., 2001; Catarozzolo A. Padre Brindisi: Apostolo senza frontiere: Riflessioni sulla spiritualità di Giulio Cesare Russo. Galatina, 2005; Lotti L. San Lorenzo da Brindisi: Dottore della Chiesa. Terlizzi, 2005; Busolini D. Lorenzo da Brindisi//Dizionario Biografico degli Italiani. R., 2006. Vol. 66. P. 64-67; Kuster N. Laurentius von Brindisi: Apostel auf den Strassen Europa. Kevelaer, 2010; Wagner V. The Holy Spirit According to St. Lawrence of Brindisi//CF. 2012. Vol. 82. N 3/4. P. 679-694.

http://pravenc.ru/text/2462477.html

Лит.: Разумовский Д., прот. Церковное пение в России. М., 1867. Вып. 1. С. 59-60, 111-113; Преображенский А. В. О сходстве русского музыкального письма с греческим в певческих рукописях XI-XII в.//РМГ. 1909. 8. Стб. 194-197; 9. Стб. 229-232; 10. Стб. 257-261 (отд. отт.: СПб., 1909); он же. Культовая музыка в России. Л., 1924; Металлов В., прот. Русская симиография: Из обл. церк.-певч. археологии и палеографии. М., 1912; Høeg C. The Oldest Slavonic Tradition of Byzantine Music//The Proc. of the British Academy. L., 1953. Vol. 39. P. 37-66; Palikarova-Verdeil R. La Musique chez les Bulgares et les Russes (du IXe au XIVe siècle). Copenhagen, 1953. (MMB. Subs; 3); Devai G. The Musical Study of Cucuzeles in a Manuscript of Debrecen//Acta antiqua Academiae scientiarum Hungaricae. Bdpst, 1955. T. 3. Fasc. 1/2. P. 151-179; idem. The Musical Study of Koukouzeles in a 14th-Cent. Manuscript//Ibid. 1958. T. 6. P. 213-235; Thodberg C. The Tonal System of the Kontakarion//Køngelige danske videnskabernes selskab historik-filosofiske meddelelser. København, 1960. T. 37/7. S. 2-49; Velimirovic M. Byzantine Elements in Early Slavic Chant: Hirmologion. Copenhagen, 1960. Pars principalis; pars suppletoria. (MMB. Subs; 4); idem. Evolution of the Musical Notation in Medieval Russia//Cyrillomethodianum. 1984/1985. T. 8/9. P. 165-174; Levy K. J. A Review of MMB Main Series: «Contacarium Paleoslavicum Mosquense», ed. A. Bugge (Copenhagen, 1960), and MMB IV, Subsidia: «Byzantine Elements in Early Slavic Chant,» by M. Velimirovic (Copenhagen, 1960)//MQ. 1961. Vol. 47. P. 554-558; idem. The Slavic Kontakia and their Byzantine Originals//Queens College, Dep. of Music: Twenty-Fifth Anniversary FS (1937-1962)/Ed. A. Mell. N. Y., 1964. P. 79-87; idem. Die Slavische Kondakarien-Notation//Anfänge der slavische Musik: Symposia, I. Bratislava, 1964. S. 77-92; Беляев В. М. Древнерусская музыкальная письменность. М., 1962; Floros C. Die Entzifferung der Kondakarien-Notation//Musik des Ostens. Kassel, 1965.

http://pravenc.ru/text/1841896.html

Структура христианского населения Южной Африки, если сравнивать ее с состоянием на 1936 г., на первый взгляд также не претерпела к 1960 г. существенных изменений (табл. 2). Однако при анализе конфессиональной статистики, содержащейся в переписях населения за период с 1946 по 1960 г., мы сталкиваемся с несколькими парадоксами, связанными с политической обстановкой в стране, которая проходила этап формирования режима апартеида. Во-первых, всего за десятилетие — с 1936 по 1946 г. — имело место уменьшение численности паствы африканских независимых церквей на 280 тыс. человек. В результате доля АНЦ в 1946 г. в христианском населении страны уменьшилась более чем на 4%, и это христианское направление со второго места по численности сторонников опустилось на четвертое. Однако причина этой ситуации не в неожиданной потере популярности АНЦ, а в борьбе с сепаратизмом африканских церквей в годы Второй мировой войны . Действительно, за тот же период, с 1936 по 1946 г., произошло краткосрочное скачкообразное увеличение доли в христианском населении Южной Африки сторонников конгрегационализма, пресвитерианства, методизма и англиканства, а также взрывообразный рост численности пятидесятников. К тому же к 1946 г. в структуре переписи увеличилась категория «Другие церкви», состав которой не расшифровывался и поэтому в нее можно было помещать любые религиозные организации, наличие которых в стране не одобрялось властями ЮАС. Однако уже в 1951 г. конфессиональная статистика изменяется: АНЦ восстанавливают свою численность (почти 13% жителей страны), а рост доли миссионерских церквей среди южноафриканцев сменяется убылью. Таким образом, скорее всего, в 1946 г. произошла приписка паствы АНЦ эфиопского типа к миссионерским церквям, от которых они ранее откололись, а в 1951 г., когда власти решили, что сепаратизм африканских церквей не представляет угрозы, они «вернули» им их верующих. Второй парадокс касается различий в темпах роста численности адептов миссионерских церквей за 1946–1960 гг. Статистика свидетельствует, что темпы роста у церквей, большинство паствы которых составляли черные, меньше, чем у тех конфессий, среди адептов которых доминирует белое население. Хотя должно быть наоборот, ведь именно численность черных христиан в этот период росла быстрее всего, что должно было обеспечить рост доли в населении страны тем конфессиям, в структуре которых они преобладали. Например, за рассматриваемый временной отрезок в населении Южной Африки сократилась доля методистов, более 77% приверженцев которых в 1960 г. были черными, но выросла — реформатов, паства которых на 62% состояла из белого населения. Исключение из этого парадокса составляли только католики.

http://bogoslov.ru/article/6195794

Именовалась: Харбинская и Маньчжурская; с 13(26)10.1945 – Маньчжурская и Восточно-Азиатская, Митрополичий округ; с 1952 г. – Харбинская и Маньчжурская, паки. Викарные кафедры: Цицикарская, Синьцзянская (?). 20.05(02.06)1920 15(28)03.1931 13(26)10.1945 Мелетий Заборовский) 13(26)10.1945 24.03(06.04)1946 14(27)12.1945 29.05(11.06)1946 29.05(11.06)1946 01(14)06.1948 25.01(07.02)1956 12(25)12.1957 Харьковская Основана 16.10.1799. Выделена из Белгородской (Курской) епархии. Именовалась: Слободско-Украинская и Харьковская; с 05.02.1836 – Харьковская и Ахтырская; с 23.05(05.06)1945 – Харьковская и Богодуховская. Викарные кафедры: Сумская, Старобельская, Волчанская, Лебединская, Изюмская. 16.10.1799 06.02.1813 14.10.1813 20.01.1817 18.02.1817 26.01.1826 Павел Соббатовский 28.02..1826 12.03.1832 Виталий Борисов-Жигачев 19.05.1832 22.06.1835 Иннокентий Александров 22.06.1835 29.02.1840 06.04.1840 31.12.1841 Смарагд Крыжановский 31.12.1841 01.03.1848 01.03.1848 06.11.1848 Елпидифор Бенедиктов 06.11.1848 02.05.1859 Филарет Гумилевский 18.04.1859 10.12.1868 21.01.1869 07.09.1874 07.12.1874 13.04.1879 13.04.1879 15.09.1882 Иустин Охотин 22.09.1882 03.09.1901 10.11.1901 01.02.1903 08.02.1903 28.04.1914 14..05.1914 01..05.1917 19.081917 17(30)05.1918 17(30)05.1918 27.12.1919(09.01.1920) 30.10(12.11)1927 26.08(08)09.1924 30.10(12.11)1927 13(26)06.1934 13(26)06.1934 10(23)10.1934 22.01(05.02)1935 07.1936 01.1937 10(23)04.1937 07(20)051937 15(28)07.1938 08.1942 09.1943 09.1943 01(14)10.1943 23.05(05.06)1945 23.09(06.10)1960 11.1960 10(23)11.1960 10(23)11.1960 03(16)03.1961 03(16)03.1961 17(30)03.1964 Нестор Тугай 17(30)03.1964 15(28)07.1967 24.09(07.10)1967 18.11(01.12)1970 18.11(01.12)1970 10(23)11.1983 10(23)11.1983 19.01(01.02)1984 19.01(01.02)1984 31.08(13.09)1989 Ириней Середний 31.08(13.09)1989 Харьковская, григ. Даты основания и упразднения неизвестны. Харьковская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Изюмская, Ахтырская, Богодуховская, Валковская, Змиевская, Купянская, Сумская, Чугуевская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1960, 3, стр.5, 39. 1960, 4, стр.9. 1960, 5, стр.9. 1960, 6, стр.24. 1961, 4, стр.56–57. “Русск.Прав.Церк.» стр.185. ФАМ 14. Georgij Ivanovi šretter wurde am 16.5.1901 in Tomachov, Kreis Rovno, geboren. 192 5 begann er nach dem Militärdienst sein Studium an der Warschauer Universität. 1930 erhielt er den Titel mag. theol. Am 12.8.1930 Priesterweihe in Poaev durch BSimon von Ostrog. Bald wurde er Dekan. Am 12.11.1938 Mönchsweihe durch EB Aleksij (Gromadskij) in Poaev. Am 13.11.1938 Erhebung zum Archimandriten. Die Weihe zum Bvon Lublin, V der Ep. Warschau-Chelm fand am 27.11.1938 durch M Dionysij (Valedinskij) , EB Aleksandr (Inozemcev), BAleksij (Gromadskij) und В Savva (Sovetov) statt. Er war der erste Bischof aus der Reihe der Studenten der orthodoxen Theol. Fakultät in Warschau. Als V war er Direktor des Internats für die Studenten und eine Zeitlang Direktor der Metropolitankanzlei. 1942 wurde von den Deutschen ein Teil des Jabloöinskij-Klosters in Brand gesetzt, die Mönche wurden aber der Brandstiftung bezichtigt, BTimofej drohte die Erschießung. Er konnte nach Cholm zu EB Ilarion (Ogienko) flüchten, wo er aktiv in der Seelsorge toitarbeitete. Er hätte sich auf seine deutsche Abstammung berufen und als Volksdeutscher eine große Rolle spielen können. Es ist bemerkenswert, daß er darauf verzichtete (F. Heyer a.a.O. 240). Am 22.7.1944 mußte er vor der Front fliehen, in Lublin wurde ihm dann die Betreuung der orthodoxen Kirche in dem von den Sowjets befreiten Polen aufgetragen, da er der einzige übriggebliebene orthodoxe Bwar. 1946 EB von Bialystok und nach der Absetzung des M Dionysij (Valedinskij) zw. Vw und Leiter der polnischen orthodoxen Kirche, Ab 1959 war er auch Professor der Exegese und Homiletik an der Christlichen Theologischen Akademie in Warschau. Literatur: M. Grycunjak, Pamjati poivšego Pervosvjatitelja, in: Cerk. Vest 1962 ,6 ,2–10. A. Sviti, Prav. Cerkov‘ v Pol " Se 175, 176, 185, 204, 206, 210. I.Vlasovs " kyj, Narys istorii UPC IV, 112, 165, 166, 178, 182.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Согласно зарубежным публикациям, именно Израиль предупредил императора в 1960 г. во время его визита в Южную Америку о готовящемся государственном перевороте, тем самым позволив ему успеть вернуться в Эфиопию и пресечь попытку переворота. Начиная с 1960 г. Израиль помогал Хайле Селассие основать полицию Эфиопии. Для этого в 1960 г. туда был послан генерал-майор Иегуда Праг , ставший главным советником полиции Эфиопии в период ее становления (1960 — 1963 гг.) и получивший высшую золотую награду страны из рук императора. Когда в 1973 г., после войны Судного дня, Эфиопия разорвала связи с Израилем, большая делегация израильских советников была изгнана из страны.  Имя Хайле Селассие связано с рядом судебных исков, имевших отношение к государственному и личному имуществу императора в Иерусалиме. 16.11.1938 г. послом Великобритании в Риме и министром иностранных дел Италии было подписано соглашение, приведшее к тяжелым последствиям для эфиопской общины Палестины. Летом 1939 г. итальянский консул в Иерусалиме выдвинул требование передать правительству Италии дом царицы Заудиту на ул. Пророков, являющийся собственностью Эфиопии (однако неоднозначно оформленный с точки зрения прав на землю и на недвижимость), а следовательно, после итальянской оккупации принадлежащий Италии. Интересы итальянцев представлял в суде Насиб Абкариус-бей, а император обратился к молодому еврейскому юристу (с которым, по утверждению Вильнаи стр. 284), он познакомился во время своего пребывания в Иерусалиме в 1936 г.), Натану Марейну . В июле 1939 г. Марейн взял на себя задачу представлять интересы эфиопов в Палестине (некоторые источники пишут, что за символическую плату). Британские власти скорее поддерживали итальянцев до 10.06.1940 г., когда Италия вступила в войну на стороне Германии, став врагом Британии. Марейн выиграл процесс, опасность отчуждения эфиопской собственности миновала, однако тридцать монахов эфиопского монастыря, имевших итальянское гражданство, были объявлены внутренними врагами и, вместе с другими итальянцами, были депортированы в лагеря в Музраа, Сарафанде и Иерихоне. После возвращения императора в Аддис-Абебу 5.5.1941 г. Марейн стал юридическим советником Эфиопии, затем судьей Верховного суда страны и одним из авторов эфиопской конституции , проведя в Африке двадцать пять лет стр.107).

http://bogoslov.ru/article/1895521

Так или иначе, но Троцкий счел возможным послать в Политбюро инициативную записку от 16 июня 1922 г. В этой записке председатель РВСР предложил впустить Львова не только в советскую Россию, но и в Москву. «В настоящей стадии развития церковного вопроса, – писал Троцкий, – он может быть даже полезен». Поэтому автор записки был готов отправить необходимую телеграмму Крестинскому, если со стороны Политбюро не встречалось возражений. Машинописный подлинник данной записки с подписью-факсимиле Троцкого сохранился в «подлинном» протоколе 13 заседания Политбюро от 22 июня 1922 г. 419 Сюда он, видимо, попал как инициативный документ к пункту 27 указанного протокола, в полном соответствии с оттиснутым на записке штампом о принадлежности. Однако другой штамп, проставленный на документе, предписывал разместить послание Троцкого в тематическом деле, посвященном сменовеховцам. Следует отметить, что предписанное этим штампом местонахождение документа подтверждается. В тематическом деле АПРФ действительно имеется экземпляр записки Троцкого от 16 июня 1922 г. 420 Он представляет собой машинописную незаверенную копию, снятую техническим персоналом ЦК КПСС с подлинника документа в ноябре 1960 г. Об этом свидетельствует специально напечатанная внизу копии помета: «Оригинал телеграммы находится в подлиннике протокола ПБ ЦК». Как видим, в этой помете записка Троцкого именуется телеграммой. Однако, в отличие от реальных телеграмм, ни на подлиннике, ни на копии записки Троцкого от 16 июня 1922 г. традиционного в таких случаях заголовка о том, что документ является телеграммой или, точнее, почто-телеграммой, нет. Помимо этого на позднейшей копии 1960 г. не проставлен и штамп о принадлежности, поэтому судить по данному экземпляру записки Троцкого, к какому «церковному» постановлению относится документ, невозможно. По-видимому, на оформление рассмотренной только что копии повлияла копия с другого инициативного документа Троцкого от того же 16 июня 1922 г. Эта вторая копия, идущая следом за первой в тематическом деле АПРФ о сменовеховцах, была изготовлена той же самой машинисткой в ноябре 1960 г. 421 Причем и машинописная помета об оригинале документа совпадает с такой же пометой, сделанной на предыдущей копии: «Оригинал телеграммы находится в подлиннике протокола ПБ ЦК». Однако на настоящей копии данная помета вполне оправдана, т. к. в начале документа напечатано: «Почтотелеграмма 92/р». Более того, копия 1960 г. второго инициативного документа Троцкого от 16 июня 1922 г. имеет заверительную подпись и штамп о принадлежности, приписывающий эту почто-телеграмму к пункту 27 протокола 13 заседания Политбюро от 22 июня 1922 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

412 Kiryluk. Ibid. Журнал Куо Ki Но за декабрь 1962 г. сообщает детальную статистику по крещениям с июля по ноябрь 1962 г. в разных общинах. Хотя общее число не вдохновляет (всего 46 человек), оно имеет важное значение, поскольку практически в каждом приходе появились новые верующие. 415 A Handbook of Churches and Councils, compiled by Huibest van Beek. W.C.C. Geneva, 2006. P. 281. 416 Oskolkoff S. Impressions of Orthodoxy in Alaska//The Orthodox Gerald. Mayfeld, March 1960. P. 60–61. См. также: Winslow K. Alaska Bound. N. York, 1960. P. 110, 178–179, 222. 2 Житие Константина Философа V. Наиболее важное критическое издание источников о жизни солунских братьев осуществил Лавров П. Материалы по истории возникновения древней славянской письменности. Ленинград, 1930. Другие важные издания источников: Diimmler E., Miclosisch F. «Die Legende vom heiligen Cyrillus» (славянский текст и латинский перевод). Denkschriften der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften, philosophisch-historisch Klasse. T. 19. Vienna, 1870. S. 205–248; Diimmler E. «Vita Mefodii» (латинский перевод). Archiv fur Kunde osterreichischer Geschichtsquellen. T. 13. Vienna, 1854. S. 156–163; Miclosisch F. Vita sancti dementis, episcopi Bulgarorum. Vindobonae, 1847. Далее, в Патрологии Миня: PG 126. Col. 1193–1240 (в особенности параграфы 1–14). Что касается критических исследований проблем, связанных с источниками, классической остается работа: Dvornik Fr. Les legendes de Konstantin et de Methode vues de Byzance. Prague, 1933. Вышло также критическое издание славянского текста житий Константина и Мефодия с латинским переводом, выполненное Fr. Grivec и Fr. Tomsic: Constantinus et Methodius Thessalonicenses. Fontes, Zagreb, 1960 (в Radovi Staroslavenskog Instituta). Последнюю мы имели перед глазами вместе с немецким критическим переводом Bujnoch J., Zwischen Rom und Byzanz (Leben und Wirken der Slavenapostel Kyrillos und Methodius nach den Pannonischen Legenden und der Klemensvita...). Graz-Wien-Koln, 1958. Подробную библиографию до 1934 г. см.: Ильинский Г. Опыт систематической Кирилло-Мефодиевской библиографии. София, 1934. С 1934 по 1940 гг.: Popruzenko M.; Romanski St. Kirilometodievska bibliografija za 1934–1940. С 1939 по 1955 гг.: Hahn J. Kirillomethodianische Bibliographie 1939–1955. Gravenhage, 1958. См. Также: Георгиев E. Кирил и Memoдuj основоположници на славянските литератури. София, 1956. Grivec Fr. Konstantin und Method, Lehrer der Slaven. Wiesbaden, 1960.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Следующее - ограждение детей от влияния религии. Тут перекосы были такие, что, к примеру, Куйбышевский обком вынужден был принимать специальные документы, сдерживающие ретивых исполнителей, потому что лишались родительских прав отцы и матери огромного числа протестантских и православных семей. Далее: перевод служителей культа на твердые оклады, которые ограничивали материальное стимулирование духовенства. Понятно, что это всё ступени к действию, дорожная карта, как сейчас говорят, которая должна была привести к главной цели - изменению сознания народа. Но менять всегда трудно. И как показывает история, все подобные попытки, как правило, малоуспешны. Чтобы стимулировать этот процесс изменения сознания народа, был создан Институт научного атеизма. - Чем занималось это учреждение? - Хочу сразу высказаться в защиту многих деяний Института атеизма: большая часть выпускаемых институтом материалов была в формате «ДСП» - то есть с грифом «Для служебного пользования», даже дайджесты, поэтому вряд ли широкие массы населения могли с ними познакомиться. Институт проводил очень важные исследования (их результаты сохранились), особенно по социологии религии, психологии религии; было проделано немалое количество полевых работ. Многие материалы сейчас «рассекречены» и изданы, так что с работой института можно тем, кто заинтересуется, познакомиться. Кроме того, институт издавал «Библиотеку русской религиозной и философской мысли». Плюс журнал «Наука и религия», который стал выходить тогда и выходит по сегодняшний день. Но у нас ведь народ какой? Рьяный. Перегибы на местах были. И надо отдать должное тому же журналу «Наука и религия», который писал об этих перегибах. - Тогда же ведь была проведена и перепись церквей и приходов. Каковы были ее результаты? В 1960 году было 13 008 православных храмов, а к 1970 году осталось только 7338 - Да, была дана команда посмотреть, сколько храмов и приходов зарегистрировано. Оказалось, что незарегистрированных очень много. Их закрывали. И если посмотреть статистику, сравнить, сколько православных храмов было в 1960 году и сколько осталось к 1970 году, картина предстанет просто фантастическая. В 1960 году - 13 008 православных храмов, а к 1970 году - только 7338! Причем, уверена, многие храмы можно было спасти. Но они не были зарегистрированы. Кстати, некоторые храмы в глубинке не были зарегистрированы даже к 1991 году. Кони в заброшенном храме, 1960-е гг.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

– Jean Meyendorff, «La procession du Saint-Esprit chez les Pères orientaux»//Russie et Chrétienté, 3–4, 1950, pp. 164–165. – Serge Verkhovskoy, «La procession du Saint Esprit d’après la triadologie orthodoxe»//Russie et Chrétienté, 3–4, 1950, pp. 197–210. 1953 – Священник Иоанн Мейендорф , «У истоков споров о Filioque»//Православная Мысль, IX, 1953, с. 114–137. 1955 – Протоиерей Владимир Родзянко, «Как разрешить проблему „Филиокве“?»//ВРЗЕПЭ, 24, 1955, с. 259–291. 1957 – Владимир Николаевич Лосский , «К вопросу об исхождении Святого Духа»//ВРЗЕПЭ, 25, 1957, с. 54–62. 1959 – Jean Meyendorff, Introduction à l’étude de saint Grégoire Palamas, Paris, 1959. – На русском языке: Протопресвитер Иоанн Мейендорф , Жизнь и труды святителя Григория Паламы , СПб, 1997. – Olivier Clément, «Vladimir Lossky, un théologien de la personne et du Saint Esprit» (in memoriam)//Messager, 30–31, 1959, pp. 137–206. 1960 – Olivier Clément, «À propos du Filioque» (Третья часть опубликована под названием «De la Tranfiguration»)//Le Messager orthodoxe, 7, 1960, pp. 9–22; 8, 1960, pp. 22–32; 10, 1960, pp. 26–31. 1961 (1985, 1998) – Olivier Clément, L’Église orthodoxe. Paris, 1961 (1 st edition); Paris, 1985 (3 rd edition); Paris, 1998 (6 th edition). Вопрос о Filioque разбирается на с. 59–61 для первого издания, с. 55–57 для 3-го и 6-го, которые в отношении этого вопроса переработаны. 1963 – Nikos А. Nissiotis, «Pneumatologie orthodoxe» in Le Saint Esprit, Genève, 1963, pp. 85–106. 1964 – Olivier Clément, Byzance et le christianisme, Paris, 1964. – Olivier Clément, L’essor du christianisme oriental, Paris, 1964. 1969 – Paul Evdokimov, L’Esprit Saint dans la tradition orthodoxe, Paris, 1969. 1971 – Olivier Clément, «Le schisme entre l’Orient et l’Occident chrétiens et les tentatives d’union au Moyen-Âge»//Messager, 73–74, 1971, pp. 24–46. – R.P. Jean-Michel Garrigues, «Le sens de la procession du Saint-Esprit dans la tradition latine du premier millénaire»//Contacts, 75, 3ème trimestre 1971, pp. 283–309. – Перепечатано в переработанном виде под названием: «Procession et ekporèse du Saint-Esprit»//Istina, 3–4, 1972, pp. 345–366.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/fili...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010