Во Владимирской епархии, согласно ходатайству ее управляющего, 22.03.1990 года, было передано епархии и Успенскому кафедральному собору г. Владимира 3 жилых дома во Владимире, общей площадью 2100 квадратных метров. Костромской епархии, в 1990 году, был передан собор Богоявленско – Анастасьина женского монастыря в центре Костромы 366 . Епархии возвратили и ряд других церковных зданий, в одном из которых удалось организовать духовное училище 367 . С 1980 года началась борьба за Ипатьевский монастырь. Епископ Костромской и Галичский Александр сразу заявил позицию епархии, которая не изменилась и по сей день: этот величайший памятник истории и культуры, жемчужину Поволжья, необходимо использовать совместно государству и Церкви. После многих встреч с музейными работниками и представителями администрации, после долгой публичной полемики компромиссное решение нашли: часть зданий монастыря получила монашеская община, а ряд музейных экспозиций стали готовиться к переезду в помещения в историческом городском центре 368 . В 1992 году материальное положение Церкви стало ухудшаться. Это было связано с ухудшением уровня жизни населения. Особенно это сказалось на Ивановской епархии. И если в 1992 году еще была значительная материальная помощь, оказываемая епархии предприятиями области и местными советами, то даже уже в 1993 году епархия не могла уже ожидать значительной помощи, т.к. многие предприятия области начали останавливать свое производство, разоряться, появились безработные, число которых все увеличилось. Несмотря на это, новые приходы не переставали открываться. Народ, духовно голодный, истосковавшийся по церковной молитве и богослужениям, наполнял храмы, особенно городские. Несмотря на то, что многие храмы, открывшиеся в сельской местности, были не укомплектованы церковной утварью, книгами, а порою в них не было даже и хора, они медленно, но все же реставрировались на радость верующему народу 369 . В 1993 году, с одной стороны, наблюдался приток в храмы все большего количества людей, с другой – жизнь епархии в материальном плане становилась все тяжелее. В своем отчете в Патриархию в 1993 году архиепископ Амвросий отмечал: «Особенно осложняется процесс реставрации храмов из-за политики правительства, проводимых в отношении текстильных предприятий области. Не имея средств, текстильные предприятия области не в состоянии больше помогать храмам, а рабочий народ, трудящийся на предприятиях и помогавший своими пожертвованиями восстановлению храмов, оставлен без средств к существованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нынешний вид “Царского места” Пещерного храма Так Феодоровская икона — покровительница Царского Дома, претерпевшая вместе с Россией лютые гонения XX века, в поврежденной ризе, с израненным ликом — все же уцелела и освятила собой Государев собор… Образ поместили в Пещерном храме, на правом столпе, у которого обычно молился Государь. Здесь он постепенно, но явственно просветлел. В 1997 году его перенесли в Верхний храм. Феодоровская-мироточивая В 1994 году в Царском Селе от другого списка Феодоровской иконы произошло еще одно чудо. С 1993 года в Феодоровском Городке размещалось “Общество возрождения духовных традиций Руси” — преемник Общества, созданного в начале века. Его членами совместно с Царскосельским Романовским фондом рядом с Государевым собором установлен и 17 июля 1993 года освящен первый в России памятник благоверному Царю- Мученику Николаю Александровичу. Феодоровская-мироточивая Летом 1994 года член Общества Виктор Степанович Самсонов передал образ Феодоровской Божией Матери, с тем чтобы его поместили в Государевом соборе по завершении там восстановительных работ. Икона середины XIX века написана в канонической традиции, темперой, на деревянной доске (120 х 80 см), покрыта лаком. В день престольного праздника, 29 августа 1994 года, ее впервые крестным ходом изнесли в Государев собор, а после торжественной службы вернули в палату Феодоровского Городка. В этом здании в годы Первой мировой войны размещался Лазарет Их Императорских Высочеств Великих Княжен Марии и Анастасии. 23 сентября икона начала мироточить. Благоухающие капли появились на хитоне Спасителя и на мафории Богоматери, рядом с ножками Богомладенца. Первой заметила мироточение ученый секретарь Общества Ксения Г. Примечательно, что накануне она работала с редактором Н. Н. над житийным текстом. Время было позднее, оставалось отобрать те чудеса преподобного Амвросия Оптинского , которые было бы полезно прочитать современнику. И вот здесь Н. Н. заметила: “Не вера от чуда, а чудо от веры! Народ должен верить и без чудес!” В ответ Ксения как-то несмело и по-детски искренне произнесла: ” А я так хотела бы увидеть чудо!” На следующий день, 23 сентября, Ксения пришла на работу, открыла ключом свой рабочий кабинет и, как обычно, подойдя к иконе, вдруг увидела на ней какие-то капли.

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

Адрес : Россия, Кемеровская область, город Мариинск, улица Луговая, 35 Телефон: +7 (38443) 5-74-74 Подробнее... Собор великомученика Георгия Победоносца (Таштагол) [ править править код ] Строительство поселка Усть-Шалым началось на месте современного города в 1939 году одновременно с разработкой рудных месторождений. В 1960 году рабочий поселок был преобразован в город. Каких либо попыток открытия прихода за полвека не известно. Приходское собрание в городе Таштагол было проведено 9 сентября 1990 года благочинным протоиереем и настоятелем Михайло-Архангельской церкви Новокузнецка Василием Буглаковым. Первое богослужение в переоборудованном под храм деревянном молитвенном доме совершил в Вербное Воскресенье 1991 года настоятель прихода священник Сергей Балахнин. В мае 1991 года благочинный протоиерей Василий Буглаков освятил закладной камень под крестильный храм Сергия Радонежского. В 1992 г. закладывается фундамент крестильного храма. Весной 1993 г. настоятель Сергий Балахнин был переведен в другую епархию, а на его место назначен священник Михаил Еремин. При его непосредственном руководстве и личном участии 13 августа 1993 года на средства Таштагольской администрации местными строителями начата кирпичная кладка стен. В 1994 году завершены работы на железной кровле, а в летний сезон 1995 года возведен купол и установлен крест. В день памяти прп. Сергея Радонежского 8 ноября 1994 года в еще строящемся крестильном храме епископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний в сослужении благочинного протоиерея Александра Пивоварова провел первое богослужение. Адрес: Россия, Кемеровская область, Таштагольский район, Таштагол, Ноградская улица, 11 Телефон: 8(38473) 3-03-11 , 3-23-67 Подробнее... Знаменский собор (Кемерово) [ править править код ] Ныне действующий Знаменский приход был создан в г. Кемерово в 1989 г., зарегистрирован уполномоченным по делам религии. В советские годы в центральной части г. Кемерово действовала Знаменская церковь, которая была разрушена в 1960 году. Первая Литургия прихода была совершена на Пасху 1989 г. в обустроенной под храм части жилого дома.

http://azbyka.ru/palomnik/Кемеровская_об...

Прошедший Бухенвальд, а затем и Флоссенбург, он был казнен в апр. 1945 г. Сохранились его письма, к-рые были опубликованы в 1952 г. в кн. «Сопротивление и покорность». Бонхёффера волновала проблема присутствия христианства в секуляризованном мире, с его т. зр., мир стал безрелиг. и, кажется, утратил потребность в Боге как в авторитете («взрослый мир»). Это не значит, что Церковь перестала играть свою роль, но она не должна замыкаться в себе, необходимо обратиться к миру, каким бы он ни был, и стать «Церковью для других». Предлагая людям безрелиг. христианство и принимая всерьез мирскую, профанную сущность мира, Бонхёффер, как никто другой, отразил кризис кон. XX в. В последние годы его идеи находят продолжение в богословских поисках протестантов. Лит.: Lamprecht К. Deutsche Geschichte. B., 1891-1909. 12 Bde (рус. пер.: Лампрехт К. История Германского народа/Пер.: П. Николаев. М., 1894-1895. 3 т.); Sontheimer K. Antidemokratische Denken in der Weimarer Republik. Münch., 1968; Berichte des SD und der Gestapo über Kirchen und Kirchenvolk in Deutschland 1934-1944/Hrsg. H. Boberach. Mainz, 1971; Scholder K. Die Kirchen und das Dritte Reich. Fr./M.; B., 1977-1985. Bd. 1-2; Ходорковский Л. Д. Католицизм и рабочий класс Германии: 1871-1933. М., 1978; Kirchen in der Nachkriegszeit/Vier zeigenschichtliche Beiträge von A. Boyens, M. Greschat, r. v. Thadden, P. Pombeni. Gött., 1979; Huerten H. Kurze Geschichte des deutschen Katholizismus: 1800-1960. Mainz., 1986; Bickhardt S. Recht ströme wie Wasser: Christen in der DDR für Absage an Praxis u. Prinzip der Abgrenzung. B., 1988; Stupperich R. Otto Dibelius: Ein evangelischer Bischof im Umbruch der Zeiten. Gött., 1989; Ерин М. Е. Католическая церковь Германии и фашизм. Ярославль 1990; Бровко Л. Н. Церковь и «третий рейх»//Новая и новейшая история. 1991. 4. С. 44-62; она же. Конформизм и конфронтация: Христианские церкви и нацистское государство//Свободная мысль. 1993. 12. С. 78-92; она же. Христианство и национал-социализм: Мировоззренческий излом//Переходные эпохи в социальном измерении: История и современность.

http://pravenc.ru/text/529057.html

81 Игнатий Брянчанинов (в миру – Дмитрий Александрович Брянчанинов; 1807–1867) – святитель, епископ Казанский и Черниговский, архимандрит Сергиевой пустыни, в 1857–1861 гг. епископ Кавказский, исследователь аскетического опыта. В 80-х гг. XIX в. вышел шеститомник его трудов, переизданный в 1993–1994 гг. См. о нем: Соколов H.A. Епископ Игнатий Брянчанинов . Его жизнь, личность и литературная деятельность. Киев, 1915. Т. 1–2. Канонизирован в 1988 г. 83 Дмитрий Ростовский (Даниил Туптало; 1651–1709) – св., митрополит Ростовский. Составил, пользуясь в том числе латинскими и греческими источниками, «Четьи Минеи». Духовный писатель («Руно орошенное», 1680; «Розыск о раскольнической брынской вере». 1709). 84 Самарин Федор Дмитриевич (ум. 1916) – один из участников «Общества ищущих христианского просвещения» (M. А. Новоселов, П. Б. Мансуров, В. А. Кожевников , C. Н. Булгаков, В. Ф. Эрн, Π. А. Флоренский). См. о нем: Булгаков C. Н. Заметка по случаю смерти Ф. Д. Самарина //Богословский вестник. 1916. 10/12. С. 578–581. Известен также другой Ф. Д. Самарин , живший в 1858–1920 гг., помещик Казанской, Самарской, Астраханской и Тульской губерний, земской деятель; член горсовета. Упомянут в «Яснополянских записках» Маковецкого (В 2-х т. M.. 1981. Т. 2. По указ.). 85 Булатович Александр Ксаверьевич – иеросхимонах Антоний (1870 – 1919), глава афонского имяславия, автор книги «Апология веры во имя Божие и во имя Иисуса» (M., 1913). 88 Проповедническая деятельность лорда Г. В. Редстока оставила заметный след в жизни Санкт-Петербурга 70-х гг. XIX в.: его русские последователи (В. А. Пашков, барон М. И. Корф, гр. A. А. Бобринский, кн. M. М. Дондуков-Корсаков, Ф. Н. Тернер, отчасти – Н. С. Лесков) организовали в 1876г. «Общество поощрения духовно-нравственного чтения»; возникшая на этой почве секта пашковцев выпускала журнал «Русский рабочий» (1875–1886 гг.). Ими пропагандировалась мысль, что вера достаточна для спасения, отрицалась возможность спастись добрыми делами, отвергалось почитание икон и святых, таинства и церковная иерархия (явное влияние протестантской доктрины).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/o...

На следующий день во время Рождественского праздничного обеда дверь в трапезную с грохотом распахнулась. На пороге стоял живёхонький отец Феодор! Ни следа не осталось от вчерашней смертельной немощи! По дороге в трапезную он вдобавок заметил новенький гроб, который сох на зимнем солнышке. Гроб был к тому же красивой работы. Монастырский рабочий Петя—золотые руки—придумал его резьбой украсить: для отца Феодора всё-таки! Отец Феодор, которому очень понравилась резьба, при входе в трапезную громко спросил у братии: «А кому это такую красоту приготовили?» Как отец Феодор к трапезе готовился Отец Феодор перенёс два инфаркта, но был ещё довольно бодрым для своего девяностолетнего возраста. Вот только твёрдое он жевать уже не мог. И чтобы не портить хлеб, отделяя мякиш от корок, он всегда приходил в трапезную заранее. Вот и сегодня — ещё и Дионисий с колокольчиком не пробежал по монастырю, а отец Феодор уже сидел чинно на своём месте — к трапезе готовился. Шла Рождественская неделя, братия радовалась, и у отца Феодора тоже настроение было приподнятым. Он крошил хлебные корки в свой суп и счастливо улыбался, поглядывая на нарядную ёлочку в углу трапезной. Отец Валериан, случайно заглянув в трапезную, увидел отца Феодора и весело спросил: — Что, отец, корки мочишь? И отец Феодор радостно покивал головой. Оптинские истории Участники вечной Пасхи Верю, что Господь, призвавший их в первый день Святого Христова Воскресения через мученическую кончину, соделает их участниками вечной Пасхи в невечернем дни Царствия Своего. Патриарх Алексий II, 18 апреля 1993 года Когда ко мне обратились с просьбой написать о братии, убиенной в Оптиной пустыни сатанистом на Пасху 18 апреля 1993 года, сначала я растерялась. До 18 апреля—дня памяти — оставалась неделя. И хоть тружусь я на послушании в Оптиной пустыни пять лет и знаю многих насельников монастыря, но успеть за неделю расспросить оптинских отцов первого призыва, обремененных многочисленными заботами духовников обители, представлялось нереальным.

http://azbyka.ru/fiction/tesnyj-put-rass...

Сноски: 1 Г. Якунин. «В служении культу». На пути к свободе совести. М. 1989. 2 Следует заметить, что среди приверженцев рыночных реформ преобладали не догматичные верующие и не догматичные атеисты, а носители аморфного размытого религиозного сознания. Социологическое исследование «Религия и политика в современном массовом сознании», проведённое в начале 90-х годов Л. Воронцовой и С. Филатовым, наглядно показало неожиданное сочетание политических и религиозных взглядов. Оказалось, что адогматичные верующие в некие «сверхъестественные силы», НЛО и прочее естественнее и легче соглашались с демократическими преобразованиями, в том числе и рыночными. Рост религиозного сознания, свободного от жестких догматичных форм, так сказать, рост религиозной энтропии развивался параллельно росту демократических настроений. Именно эта категория граждан, а не догматичные православные и не догматичные атеисты стали базой перестройки. Перестройка размягчала идеологическую строгость системы и провоцировала общемировоззренческую неопределенность общества. Общества, которое легко вошло в рыночные отношения (см. Религия и политика в посткоммунистической России, М. 1994). 3 Так, в 1993 году «Известия» опубликовали статью Михаила Зеленина «Служил владыка за бутылку», в которой архиерей представал перед читателем горьким пьяницей. Насколько приведенные в статье факты были достоверны, судить трудно. Пристрастность автора не исключена. Работая сторожем Вознесенской церкви, как раз напротив места казни царской семьи, Зеленин пытался организовать в Екатеринбурге карловацкий приход. 4 Напр., статья «Скромность украшает всех» в газете «Уральский рабочий» 18.11.94. 5 В частности, заметим, что крепкий карловацкий приход располагается не где-нибудь, а прямо на родине президента Ельцина в деревне Бутка. 6 В декабре 1996 года он был перемещен викарным епископом в Калугу. 7 «Во имя Христа», 1995. 8 Эту просьбу патриарх игнорировал. 9 Пермские новости, 1995. 10 Письмо предоставлено нам самими сотрудниками «Ведиума».

http://religare.ru/2_7152.html

назад Народный собор Смоленской области В 1993 г. в Смоленске начало свою работу первое региональное отделение Всемирного русского народного собора . Большую роль в определении конкретных направлений развития жизни области в начале 2000-х гг. сыграло общественное движение Народный собор — собрание жителей области. Инициатива организации Собора принадлежала Смоленскому земскому движению, областному отделению Всемирного русского народного собора, ряду других общественных организаций и лично митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу. Цель Народного собора — возродить отечественную традицию открытого диалога власти и общества. Приоритетными стали вопросы духовного и нравственного воспитания, социальной адаптации молодежи, образования, развития общественного самоуправления и социального партнерства. Темы, обсуждаемые на Народных соборах, говорят сами за себя: «Единение усилий — во имя духовного и нравственного возрождения общества», «Роль гражданского согласия и гражданской ответственности в развитии Смоленщины», «Духовность, воспитание, мораль» и другие. Был избран постоянно действующий рабочий орган Народного собора — Соборный комитет. В него вошли представители всех муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, депутаты представительных органов, работники науки, культуры, образования, здравоохранения, Вооруженных Сил, профсоюзные деятели и т.д. Была определена структура Соборного комитета, включавшего в себя 9 комиссий по различным направлениям деятельности. В работе Народных соборов Смоленской области принимали участие глава администрации Смоленской области, председатель Смоленской областной Думы, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, высокие гости из Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов России. Благодаря решениям, принятым на Народных соборах, на Смоленщине была разработана единая областная программа по поддержке семьи, в том числе социальный проект «С надеждой на счастье» по семейному определению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработана программа «Просвещенный патриотизм», направленная на формирование у школьников уважительного отношения к выработанным веками духовно-нравственным ценностям нашего народа и основным достижениям мировой культуры. Включены в региональный компонент государственного образовательного стандарта Смоленской области учебные предметы «Азбука Смоленского края», «История православной культуры земли Смоленской». Проведен съезд молодежи и студентов Смоленской области. Одной из инициатив Народного собора Смоленской области было ходатайство перед Министерством образования Российской Федерации о государственном финансировании школ, гимназий, иных негосударственных образовательных учреждений при условии прохождения ими государственной аттестации и аккредитации и соответствия их образовательных программ задачам духовно-нравственного и патриотического возрождения общества.

http://patriarch.patriarchia.ru/narodnyy...

26 сентября 1990 года глава администрации Петр Семенович Любимников в газете «Рабочий ритм» рассказал о перспективах развития города, особое место в них занимала реконструкция церкви. Планировалось найти чертежи, документы по внутренней отделке церкви. В городе был создан попечительский совет по возрождению храма, в состав которого вошли П.С. Любимников, командование Кольской флотилии, представители общественности и духовенства. Помощь в возрождении храма оказывали все: прихожане и добровольные помощники, моряки Кольской флотилии и жители города. В 1993 году в церковь назначен Владимир Андрианов, который до начала реконструкции здания пытался придать облагороженный вид хотя бы одному из помещений церкви. 12 апреля 1998 года с благословения епископа Мурманского и Мончегорского Симона начал расти новый храм Святого Николая Чудотворца — на том же месте, по новому проекту, сохраняющему прежние очертания старого деревянного храма, но уже из кирпича. Золочёные купола были изготовлены на военном заводе ЗАТО Трёхгорный Челябинской области. Администрация Полярного решила закончить работы к 100-летию города. Многим это казалось утопией. Но чудо свершилось. И на месте старой деревянной церкви возродился красавец Храм. Настоятелем храма был назначен бывший военный, заместитель командира корабля по политической подготовке Игорь Бебин. Летом 1999 года колокол Благовест занял свое место в центре ансамбля колоколов на звоннице. 30 декабря 1999 года состоялось освящение храма Николая Чудотворца, при участии Владыки Симона, архимандрита Никодима и других священников. Настоятелем храма был назначен иеромонах Николай, ранее служивший иеродьяконом в кафедральном соборе г. Мончегорска. С 8 октября 2005 года настоятелем прихода стал отец Сергий. В настоящее время храм является духовным центром города и одним из его архитектурных украшений. Престольные праздники [ править править код ] Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

Среди шума и пыли в алтаре, устроенном прямо под строительными лесами, совершались богослужения, народ молился о властях, переживавших тогда конфликтные времена, о строителях и о всех наших людях. Однажды в строящийся шумный храм пришли два человека, только что отбывшие уголовное наказание. Они хотели принять крещение, но для этого не было ни священника, ни подходящих условий. Владыка Николай, приехавший для встречи со строителями, помедлив, благословил нагреть воды в купели, переоблачился и крестил их, подумав при этом вслух: как знать, может быть, у них не будет больше возможности прийти в церковь. У храма появились и первые благотворители. Ими были «белые платочки» - церковные бабушки, работавшие «во славу Божию», резчики по дереву Игорь Селиванов, Геннадий Бадыгов, иконописец Сергей Анисенков. Заслуженный преподаватель Людмила Николаевна Килина организовала первый детский хор и стала проводить Рождественские праздники для детей и взрослых. Начали оказывать помощь и представители государственных предприятий – «Ижмаш», «Удмуртэнерго», «Буммаш»; частные предприятия. Но большинство все же смотрело на дело пассивно или с корыстным интересом, так и стремясь вступить с Матерью – Церковью в рыночные отношения. Весь 1993 г. реставрационные работы внутри собора не прекращались, в результате чего к концу года в основном был завершен комплекс внутренних ремонтно-восстановительных работ. Владыка Николай принял решение, что в начале 1994 г. совершить освящение главного придела в честь Св.блгв.вел.кн. Александра Невского. Немало нареканий пришлось выслушать Владыке на то, что собор восстанавливается кратчайшим путем, а не в точном соответствии с реставрационным проектом. Он всегда спокойно реагировал на критику, не раз повторяя, что реставрационный путь – долгий и дорогой, а служить, крестить и отпевать людей надо сегодня. Да и предреволюционное убранство храма складывалось постепенно, в течение целого столетия, и пройти этот путь за два года невозможно. Но в те дни появились и первые успехи. Скульптор Федор Блинов и художник Андрей Девятов восстановили лепнину. Иконописец Сергей Анисенков стал писать хорошие иконы, одобренные даже в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры. Однажды, когда известному удмуртскому художнику Менсадыку Гарипову рассказали об этом чуде, что «кузнец, никогда прежде не занимавшийся живописью, пишет хорошие иконы», он высказал недоверие: «Вы не понимаете в живописи, поэтому, наверное, хвалите». Увидев своими глазами образ Божией Матери «Тихвинская», мастер отреагировал кратко: «Беру свои слова назад». Удивительно и то, что если когда-то крещеные люди за плату, равную месячному заработку, сбивали с храма кресты, то в 1994 году кресты на куполе и колокольне монтировали даже еще и не крещеные монтажники. Однажды из-под самого купола упал, сорвавшись с лесов, рабочий. Он отделался только легкими ушибами. Бог благословлял и помогал во всем.

http://sobory.ru/article/?object=00775

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010