Патриарший Местоблюститель митрополит Кирилл: «Откроем наши сердца ближним и дальним» 29 декабря 2008 г. 18:00 В преддверии Рождества Христова Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратился к читателям газеты «Известия» (газета «Известия 244/27769 от 29 декабря 2008 года) Дорогие читатели! Приближается время великого христианского праздника — Рождества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Две с лишним тысячи лет назад в Вифлеемской пещере, как пишет евангелист Иоанн, «Слово стало плотию» (Ин. 1. 14). В чем же смысл и цель Воплощения Сына Божия? Церковь в одном из своих песнопений отвечает на этот вопрос так: «Христос раждается прежде падший восставити образ». Иначе, Христос приходит в мир, чтобы возродить падшего человека к новой жизни. Приходит не потому, что люди делами своими заслужили спасение, но исключительно в силу Божественной любви: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3. 16). Единственная причина того, что Сын Божий «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам… смирил Себя, был послушным даже до смерти, смерти же крестной» (Флп. 2. 7–8) — Его жертвенная любовь к роду человеческому. Но чтобы воспринять этот дар, мы должны и со своей стороны ответить любовью — к Богу и людям. Впрочем, любить «на расстоянии» того, кто далеко от нас, гораздо проще, чем ближнего. Апостол Иоанн пишет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4. 20). Итак, ответом на Божию любовь должна быть наша бескорыстная и жертвенная любовь к окружающим нас людям; любовь, которая, по словам апостола Павла, «долготерпит, милосердствует… не завидует… не превозносится… не гордится… не ищет своего... не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13. 4–7). Оскудение в мире такой любви и является действительной причиной всех нестроений и кризисов в человеческом обществе. Когда эгоизм в человеке становится преобладающим, а то и единственным чувством, когда главным мерилом жизни объявляется материальный успех, когда люди в заботах и суете «о многом» забывают о «едином на потребу» (Лк. 10. 41–42), тогда наступают трудные времена. Чтобы их миновать, всем нам нужно следовать апостольскому призыву: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6. 2). Эта заповедь имеет значение не только для христиан — она универсальна, как универсальны и многие другие содержащиеся в христианском послании ценности. Они, являясь основой традиции народов нашей страны, дают возможность объединиться перед возможными трудностями и испытаниями, от которых не застраховано никакое общество, и достойно преодолеть их.

http://patriarchia.ru/db/text/517812.htm...

Послание Синода Белорусской Православной Церкви по случаю 1020-летия Крещения Руси 24 жовтня 2008 р. 18:57 По случаю празднования 1020-летия Крещения Руси 23-25 октября 2008 года в Минске Синод Белорусской Православной Церкви направил послание клиру, монашествующим и пастве Белорусского экзархата. Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры — клир, монашествующие и паства Белорусской Православной Церкви, дорогие соотечественники! Два десятилетия назад произошло событие, положившее начало возрождению Православной Церкви на исторических землях Святой Руси и послужившее духовному преображению народов Руси Великой, Белой и Малой. В 1988 году весь христианский мир пытался понять, чем станет 1000-летняя годовщина Крещения русичей в водах Днепра святым равноапостольным князем Владимиром? Будет ли празднование этой даты значимым лишь для узкого в те времена круга верующих людей, или же оно найдет более широкий отклик в обществе? Жива ли память народа о своих православных корнях и великой истории и ждёт ли она часа своего пробуждения? Сама история ответила на эти вопросы в год 1000-летия Крещения Руси. Семьдесят лет, которые предшествовали этой величественной дате, стали исполнением Библейского образа, явленного пророку Илие на горе Хорив (3 Цар. 19:8-14). Так и революция была подобна большому и сильному вихрю, «раздирающему горы и сокрушающему скалы». Вслед за ней последовало коренное преобразование уклада жизни, сравнимое с землетрясением. А затем был огонь нескончаемой войны — войны друг с другом, с внешним врагом, с самими собой. Святая Церковь на нашей земле выживала, буквально следуя словам Божественной книги Псалтири и повторяя их вслед за страждущим Псалмопевцем: «Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась». Но вот, в юбилейном году Крещения Руси с прореченной точностью стали сбываться и следующие строки тридцать восьмого псалма Давидова: «Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим» (Пс. 38:2-4).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208463...

Проповеди. В неделю Фомину Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 2 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 В неделю Фомину Ин 20:19–31 В первое воскресенье после Пасхи Церковь прославляет “доброе неверие Фомино”. И это вызывает некоторое недоумение. Для нас, людей верующих, слишком очевидно, что в неверии ничего хорошего быть не может, потому что именно верою жив человек: А что ныне живу во плоти, — говорит святой Павел, — то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал 2:20). Однако христиане от древности усматривали что-то важное и утешительное в истории уверения Фомы. Но ведь этот Апостол не захотел поверить, что Христос воскрес, что Он — победитель смерти. И у Фомы, в отличие от нас, были прекрасные свидетели: одиннадцать учеников уверяли его в истинности воскресения, жёны-мироносицы рассказывали ему о встрече с Господом. Фома — не верит! Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25). Вот так — подробно и категорично. Разве не то же самое говорят нам наши неверующие современники, которые требуют доказательств, критикуют, а подчас и откровенно издеваются над Евангельским рассказом? И всё-таки неверие Фомы было иным. В отличие от наших атеистов он — видел Господа, общался с Ним, был свидетелем Его чудес, в конце концов, он — один из избранных, особенно близких Господу учеников, которые всегда были рядом с Ним, которым Он толковал Свои притчи, раскрывая тайны Царствия Божия. Фома был свидетелем воскрешения Лазаря, и в рассказе об этом чуде евангелист Иоанн сообщает нам реплику Фомы: пойдем и мы умрем с ним (Ин 11:16). Преданность Фомы и доверие Господу были так велики, что он, не понимая, о чём идёт речь, уже объявляет о готовности умереть. Его неверие — от ревности и любви к своему Учителю. В чём сомневался Фома? Он сомневался не в том, что Христос воскрес, а в том, что тот, кто является Апостолам, — Христос.

http://pravmir.ru/propovedi-v-nedelyu-fo...

Прощёное воскресенье. Чин прощения Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 2 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 Мы вплотную приблизились к Великому посту. Христова Церковь ставит нас перед осмыслением Святой Четыредесятницы. Отнестись к этому мы должны серьёзно, вдумчиво, ответственно. Пост предваряется Прощёным воскресеньем, чтобы мы простили ближним все согрешения против нас. Это условие абсолютно необходимо для стяжания чистоты сердца — задачи, которую мы будем решать в период прохождения постнического поприща. Можно, конечно, упростить чин прощения и свести его к чистой традиции, переняв при этом, положим, обычай отцов-пустынников, которые на время Святой Четыредесятницы уходили из монастырей в Синайскую, Египетскую и другие пустыни. Расставаясь с обителью, они прощались друг с другом и тут-то взаимно испрашивали прощение. Это, конечно, убедительный пример для подражания, но если мы воспримем его только как обычай, то пройдём мимо вероучительной значимости упомянутого деяния отшельников. Суть Божиего замысла в вопросе оставления грехов выражена в словах Спасителя Христа, поставившего Своё прощение в причинную зависимость от нашего прощения друг друга: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людямсогрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6:14). Это выражено Спасителем столь категорично, что апостол любви Иоанн Богослов доносит нам смысл этих Христовых слов в таких выражениях: Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любитьБога, Которого не видит? (1 Ин 4:20). Этот-то радикализм и поставлен Христом Спасителем как условие прощения наших грехов, а значит — нашего приближения к Богу. Обусловлено это вот чем. Своим воплощением Христос Спаситель поставил Своё Божество в особую близость с воспринятой Им человеческой природой. А через человечество Своё Он соединил Себя со всем человечеством. Он сочетал людей в такое единство, что мог сказать: И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает (Мф 18:5). В полном соответствии с этим и к человеку предъявляются Божии требования. Не простого повиновения от человека ожидает Бог; Божии повеления и реакцию на них трепещущего творения знало и ветхозаветное человечество. Нам же Христос простирает со Креста Свои объятия и взывает: Человече, даждьми сердце. И Бог ожидает от нас не просто воздержания от грехов; Он ждёт от человека абсолютной святости: Будьте святы, потому что Я свят (1 Пет 1:16). Потому мы ныне должны будем в чине прощения примириться с ближними не традиции ради, — мы от всего сердца простим все их согрешения, сполна раскроем всем и каждому своё сердце. Этим мы раскроем его и Богу своему.

http://pravmir.ru/proshhyonoe-voskresene...

Толкование Евангелия на каждый день года. 14 января 2008 г. Мк, 1 зач., 1, 1—8 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. В Неделю пред Богоявлением, прежде чем мы вступим в праздник на водах, где открывается тайна Пресвятой Троицы, Святая Церковь напоминает нам, как мы должны подготовиться к этому дню. Мы слышим Евангелие от Марка, самые первые его слова: «Начало Евангелия Господа Иисуса Христа». Святые отцы обращают наше внимание на то, что каждое из четырех Евангелий начинается с разных отправных точек. Начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово и Слово было Бог» — это то, что мы слышим на Пасху Господню. Начало этого Евангелия — от вечности. Начало Евангелия от Матфея — родословная Господа Иисуса Христа, от Авраама, который был отцом верующих, и чад его. Начало Евангелия от Луки — Рождество Христово. Мы слышим о рождении большего из рожденных женами и о рождении Бога, ставшего человеком. А начало Евангелия от Марка — Крещение Господне. Бог, ставший человеком, являет совершенство человека. И в крещении каждый из нас становится подобным Христу по дару Его. А где для нас начало Евангелия? Для верующего человека Евангелие начинается, когда Христос входит в его ум и сердце Своей благодатью. Мы узнаём, что есть жизнь вечная, есть истинный Бог, ставший человеком. Все тайны нашего спасения, запечатленные в четырех Евангелиях, открываются нам, когда мы благодатно приобщаемся тайне нашего рождения от воды и Духа.

http://pravoslavie.ru/3915.html

Толкование Евангелия на каждый день года. 16 января 2008 г. Мф., 36 зач., 10, 16–22 Сказал Господь Своим ученикам: вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Посылая Своих учеников на проповедь, Господь говорит о крестном пути Церкви. Христос предвидит их страдания, как Он предвидит Свои собственные, и все-таки благословляет их идти этим путем, как и Сам идет ко Кресту. Он заранее говорит им обо всем не для того только, чтобы они не удивлялись, когда эти испытания придут, но чтобы увидели, как исполняется Его слово, и утвердились в вере. «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков», – говорит Господь. Что могут ожидать беззащитные овцы, окруженные стаями хищных волков, кроме как быть разорванными на куски? Ученики Христовы – овцы среди волков. Это страшно. Но то, что Христос посылает их, – дает утешение. Потому что Он знает, как защитить их и вывести из самой великой беды. «И будете ненавидимы всеми за имя Мое». Здесь – корень всего, и этот корень горек. Тех, кого любит Христос, мир ненавидит. Если мир возненавидел Христа, не следует удивляться тому, что он ненавидит и идущих вслед за Ним. В этой ненависти мира – горечь для учеников Христовых и одновременно утешение, потому что они сподобляются чести испить чашу Христову. Они будут, как и Господь их, причислены к злодеям, и их поведут на судилища. Им предстоит претерпеть скорби от мелких чиновников и от правителей и царей, как мы увидим это в книге Деяний. Они будут преданы смерти. Так велика будет злоба их врагов. И столь твердыми будут они в вере и терпении. Любовь и мудрость Христова попустят это, зная, как соделать кровь мучеников печатью истины и семенем Церкви. Этим воинством Христовым будет побежден сатана, и Царство Христово достигнет многих.

http://pravoslavie.ru/3922.html

Этот рассказ является поворотным пунктом в тексте, поскольку сообщает о начале важнейшего этапа в истории христ. миссии, к-рый завершением проповеди среди иудеев характеризуется обращением к проповеди среди язычников. Для ап. Луки, постоянно заботящегося о сохранении своего рода паритета между Павлом и П., крайне важно показать, что Павел не был единственным протагонистом расширения христ. проповеди на язычников: параллельно к этой идее приходила вся Церковь, источником же ее было прямое вмешательство Бога. Видение ап. Петру сосуда с нечистыми тварями в доме Симона-кожевника в Иопии (Деян. 10. 9–16). Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Фото: Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. М., 2008. Т. 2. С. 155 Видение ап. Петру сосуда с нечистыми тварями в доме Симона-кожевника в Иопии (Деян. 10. 9–16). Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Фото: Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. М., 2008. Т. 2. С. 155 Сотник Корнилий характеризуется как «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (см. в ст. Корнилий Сотник ). В видении Корнилий получает от ангела повеление позвать П. из Иоппии (Деян 10. 1-8). Иоппия отстояла от Кесарии на 48 км, и посланным понадобилось меньше суток, чтобы приблизиться к городу. Их приход в дом Симона-кожевника был предварен событием, имевшим большое значение для П. Он поднялся на крышу для молитвы и пришел в состояние, к-рое ап. Лука обозначает словом κστασις (исступление, экстаз), здесь оно указывает на особое духовное состояние, в к-рое человек может прийти на высших стадиях молитвенного опыта (ср.: Деян 22. 17-18). П. «видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо» (ср.: Деян 10. 9-16).

http://pravenc.ru/text/2580090.html

02.04.2018 Подпишитесь на наш Телеграм В сегодняшнем евангельском чтении Господь наш Иисус Христос обращается к нам с важной новой заповедью, самой трудной заповедью. Есть девушка по имени Мария, и всем есть дело до ее отношений с Иисусом. Вот она сидит у Его ног и слушает. А тут её сестра Марфа: “Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне”. (Лк 10:40). Вот ее сестра Марфа опять служит, “Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира”. Тут уже озабоченный Иуда комментирует: “Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?” “Отстаньте от нее, – говорит Господь, – отстаньте же от нее!” (Ин 12:7). Примерно так же – “Что тебе до того?” – отвечает Он и Петру, озабоченному судьбой Иоанна (Ин 21:22). Иногда нам тяжело понять религиозное чувство другого человека, его способ выразить веру, благодарность, любовь к Богу. Или разочарование в Боге. Или обиду на Бога. Иногда религиозные (и не только религиозные, но и простые человеческие) чувства другого человека выглядят для нас глупо, экстравагантно, странно, неправильно, экзальтированно, пошло, недостаточно или избыточно. Кто-то слишком глубоко горюет. Кто-то слишком самозабвенно любит. Кто-то неразумно расточает свое имение. Кто-то надеется на безнадежное. У нас на это есть императив от Иисуса Христа: “Отстаньте от нее!” У каждого человека своя жизнь, своя судьба, свои отношения с Богом и ближним. Иногда любить ближнего своего означает просто отстать от него. Просто. Каждый человек – другое дерево. Не потому, что он лучше других деревьев, нет. Просто. Просто он такое дерево. Источник Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://blog.predanie.ru/article/otstante...

10 Принесите все десятины в хранилище, чтобы в доме Моем была пища, и так испытайте Меня, говорит Господь Воинств. Разве не открою для вас окон небесных, не изолью благословение в избытке? 11 Запрещу пожирающим губить ваш урожай, не лишится плодов лоза в винограднике вашем, говорит Господь Воинств. 12 Блаженными будут вас все народы называть, будет ваша страна желанной, говорит Господь Воинств. 13 Как дерзили вы мне, говорит Господь! Спросите: «что сказали мы против Тебя?» 14 Говорили вы: «Впустую — Богу служить! Что за выгода нам была Его постановления блюсти, в трауре пред лицом Господа Воинств ходить? 15 Нет, для нас кто нахален, тот и блажен, ведь твердо стоят творящие зло, даже Бога искушают без последствий». 16 Но боящиеся Бога рассуждают, говорят друг с другом, и Господь им внимает, их слышит, пишется пред Ним памятная книга о тех, кто боится Господа, чтит Его имя. 17 Будут они Моими, говорит Господь Воинств, в день, когда сокровища Мои соберу ; позабочусь о них, как заботится отец о сыне, который служит ему. 18 И тогда снова увидите, в чем различие между праведником и нечестивцем, между служившим Богу и тем, кто не служил. Глава 4 1 Вот, грядет день, пылающий как печь, нахальные и злодеи соломой станут, и погубит их грядущий день, говорит Господь Воинств. Он не оставит им ни корня, ни кроны. 2 Но взойдет для вас, боящиеся имени Моего, солнце правды, исцеление — в его лучах, и будете подобны тогда тельцам, что из загона выбежали и копытом бьют. 3 Будете попирать нечестивых, они станут пылью под стопами ваших ног в день, который Я творю, говорит Господь Воинств. 4 Помните Закон Моисея, слуги Моего, который я заповедал на Хориве для всего Израиля — правила и установления. 5 Вот, я посылаю к вам пророка Илию перед приходом Господнего дня, великого и страшного. 6 Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей — к отцам, чтобы, придя, Я не поразил проклятием землю. Post Views: 672 Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2019 Благотворительный фонд «Предание».

http://bible.predanie.ru/andrej-desnicki...

12 Сыне, аще премудр будеши, себе премудр будеши и искренним твоим: аще же зол будеши, един почерпнеши злая. Сын наказан премудр будет, безумный же слугою употребится. Иже утверждается на лжах, сей пасет ветры, той же поженет птицы парящыя: остави бо пути своего винограда, в стезях же своего земледелания заблуди, проходит же сквозе пустыню безводную и землю определенную в жаждех, собирает же рукама неплодие. 13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая 13 Жена безумная и продерзая скудна хлебом бывает, яже не весть стыдения, 14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, 14 седе при дверех дому своего, на столце яве на стогнах, 15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: 15 призывающая мимоходящих и исправляющих пути своя: 16 " кто глуп, обратись сюда! " и скудоумному сказала она: 16 иже есть от вас безумнейший, да уклонится ко мне: и лишенным разума повелеваю, глаголющи: 17 " воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен " . 17 хлебом сокровенным в сладость прикоснитеся и воду татьбы сладкую пийте. 18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.] 18 Он же не весть, яко земнороднии у нея погибают и во дне ада обретаются. Но отскочи, не замедли на месте ея, ниже настави ока своего к ней: тако бо пройдеши воду чуждую и прейдеши реку чуждую: от воды же чуждия ошайся и от источника чуждаго не пий, да многое время поживеши, и приложатся тебе лета живота. Редакция текста от: 10.03.2008 19:19:06 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/9409.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010