Чурсанов С. А. Понятие лица (πρσωπον) в сотериологической перспективе триадологии великих каппадокийцев//Церковь и время. 2007. 4 (41). С. 46-73. Здесь с. 58. Чурсанов С. А. Антропологическая аналогия в православной христологии//Церковь и время. 2007. 1 (38). С. 208-220. Здесь с. 208. Ср.: Чурсанов С. А. Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии ХХ века. М.: Издательство ПСТГУ, 2011. С. 76-131. Чурсанов С.А. Понятие лица (πρσωπον) в Священном Писании и в философско-терминологическом контексте начала эпохи Вселенских Соборов//Церковь и время. 2007. 2 (39). С. 92-112. Ср.: Там же. С. 92. Здесь можно также отметить, что Чурсанов может считаться специалистом по богословию Зизиуласа – именно ему принадлежит статья об этом греческом богослове в «Православной энциклопедии». См: Православная энциклопедия. Том 24. М., 2010. С. 150-158. Изначально, до выхода перевода книги Зизиуласа «Бытие как общение», эта статья, переведенная самим Чурсановым, публиковалась в 2002 г. в «Богословском сборнике» Православного Свято-Тихоновского богословского института (Вып. 10. С. 22-50). Ср.: Чурсанов С.А. Понятие лица (πρσωπον) в сотериологической перспективе триадологии великих каппадокийцев//Церковь и время. 2007. 4 (41). С. 46-73. Там же. С. 51. Это типичная идея для митр. Иоанна Зизиуласа, многократно встречающая в его трудах. Есть и специальная статья на эту тему: The contribution of Cappadocia to Christian thought/Sinasos in Cappadocia. AgraPublications, 1986. P. 23-37. Чурсанов С.А. Понятие лица (πρσωπον) в сотериологической перспективе триадологии великих каппадокийцев. С. 61-62. Ср. приведенное выше мнение митр. Иоанна Зизиуласа об образе общения Троицы как идеале для человеческого общения. Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы (Пс. 81:6); Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мф. 5:48); Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание (Ин. 10: 35); Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он (1 Ин. 4:17); Преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от которого именуется всякое отечество на небесах и на земле (Еф. 3:14-15); Итак, подражайте Богу как чада возлюбленные (Еф. 5:1).

http://bogoslov.ru/article/5082495

  4 мая 2007 В прямом эфире отвечаю на вопросы радиослушателей. Звонит мужчина: – Зачем читать все время одни и те же молитвы, написанные кем-то чужим? Одно и то же… Надоело это повторение!. Отвечаю, что молитвы, составленные великими учителями и святыми отцами, – несомненно, умнее и глубже того, что можем сочинить мы; что молитва по книге не исключает, а подразумевает и нашу личную молитву, от души, своими словами… Тут звонок. Пожилая женщина просто, но поразительно метко высказывает свое мнение по этому поводу: – Да как может надоесть повторение молитвенных слов, ну, например: «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Господи, избави мя вечных мук»! Разве мы не должны именно так говорить Богу? Не об этом ли Его ежедневно просить? Разве можно найти более удачные слова? Какие-то другие?   10 мая 2007 Что это? Молимся о собственной нужде – и не слышим ответа. Почему Господь опускает до ада и ниже и не отзывается? Не Ему ли все силы, все способности, всю без остатка жизнь посвятили мы? Последние месяцы – на грани. Не живем, а выживаем. И вдруг чувствую безразличие к тому, «а что будет дальше». Пусть – хуже, кажется, уже все равно. А может быть, Премудрый Педагог и преследует эту цель: научить относиться ко всему бесстрастно и ни к чему не прилепляться?.. Но, Боже, отзовись! Впрочем, да будет не наша воля, но Твоя.   11 мая 2007 Удивительно простое Евангельское чтение. И, тем не менее, как бьет оно по ересям, искажающим истинное понимание Богочеловеческой природы Иисуса Христа. Но, чтобы понять, как бьет, нужно вчитаться и вдуматься: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее…». О чем говорит Христос? Да о том, что Он – истинный хозяин и жизни Своей, и смерти. Кто вообще является хозяином жизни и смерти? Только Бог! Сказать: «Я властен над жизнью и смертью» – значит, признать себя равным Богу. Это Христос и делает. Он ставит Себя рядом с Богом. И, соответственно, ожидаемая реакция евреев: «Он одержим бесом и безумствует». Вот этот момент, когда Христос ставит Себя рядом с Богом, «делает равным» Богу, – разве это не удар по гипотезам, что Иисус был обычным человеком и что, дескать, века с четвертого Его стали обожествлять. Тот же Дэн Браун в «Коде да Винчи» пытается доказать, что христианство – это выдумка константиновского времени. Язычество не удовлетворяло задачам Империи, и вот по указу императора Константина создают новую религию – христианство, в основу которой ставят личность Иисуса и для этого Его обожествляют. В Евангелии нет указаний на то, что Иисус – Бог, говорят конструкторы подобных идей. Но вот сегодняшнее чтение убеждает в обратном: есть!

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

« Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися… Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» ,–предупреждает св. ап. Павел (Еф. 4:14, 17-18). Таким образом, трезвение, сопряженное с хранением совести в отношении Бога, самого себя, даров времени, здоровья и в отношении других людей , позволяет наполнить здравый утилитаризм «тайм-менеджмента», «медиааскезы» гораздо более высокими, вечными смыслами и избежать горького справедливого укора: « Кладенцы, душе, предпочла еси хананейских мыслей паче жилы камене, из негоже премудрости река, яко чаша, проливает токи богословия » (Быт. 21:25. Исх. 17:6) . От англ. snack — «легкая закуска», «перекус» - один из определяющих терминов общества потребления. От греч. βος — «бык» и λμς — «голод» - расстройство приема пищи, характеризующееся резким усилением аппетита, наступающим обычно в виде болезненного приступа «волчьего голода». От фp. voir — «видеть» — аномалия поведения, характеризуемая навязчивым побуждением подглядывать за жизнью других людей; шире - пассивное, потребительское мировосприятие. От лam. procrasminamus: pro - «вместо, впереди» и crastinus - «завтрашний» — синдром постоянного откладывания «на потом» важных дел и даже мыслей. См.: Хорунжий С.С.Трезвение//Богословская антропология. Русско-православный/Римско-католический словарь: изд. на русск. и нем. яз./Под научн. ред. прот. А. Лоргуса, Б. Штубенрауха. – М.: Паломник; Никея, 2013. – С. 636-642. Симеон Новый Богослов, преп. О трех образах внимания и молитвы//Добротолюбие в 5 тт. - Т. 5. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - С. 447. Филофей Синайский преп. 40 глав о трезвении//Добротолюбие в 5 тт. - Т. 3. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - С. 408. Феодор Студит, преп. Бдите над собою; ибо внезапно может напасть враг и сгубить вас//Добротолюбие 5 тт. - Т. 4. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - С. 283-284.

http://bogoslov.ru/article/3584719

Святейший Патриарх Алексий направил приветствие участникам IV общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность» Москва, 28 ноября 2007 г. 28 ноября 2007 года в Паломническом центре Московского Патриархата открылась IV общецерковная конференция «Православное паломничество: традиции и современность». Святейший Патриарх Московскии всея Руси Алексий II направил приветствие участникам конференции, сообщает Седмица.Ru.   Участникам IV общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность»   (Москва. 28-29 ноября 2007 г.)   Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры!   Сердечно приветствую участников Четвёртой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», а вашем лице всех сотрудников церковных паломнических служб и организаций. Вот уже четвёртый год подряд собираются организаторы паломничества из многих епархий и монастырей нашей Церкви, чтобы обсудить насущные проблемы возрождения и развития тысячелетней традиции русского богомолья. Отрадно видеть, что за прошедший год вдвое увеличилось количество паломнических служб в епархиях, монастырях и приходах, а вопросы развития православного богомолья активно обсуждаются не только на общецерковном уровне, но и на местах. Необычайный размах получили по всей Руси Великой многодневные крестные ходы тысяч людей к святым местам, что по своей сути является одной из традиционных форм паломничества.   В этом году мы отмечаем 900-летие хождения в Святую Землю игумена Даниила, который в начале XII века заложил основы русского паломничества в святые места, совершив путешествие в Палестину и оставив мудрые советы всем, кто последует его примеру. Вспоминая об игумене Данииле и всех наших древних паломников, мы должны помнить, что смысл паломничества заключен не в суетном стремлении увидеть, во что бы то ни стало многоликий мир культур и цивилизаций во всей его пестроте, а тем более не в тайной гордыне, что именно тебе удалось нечто, недоступное другим. Смысл паломничества – в смиренном и глубоко искреннем желании прикоснуться к святыням Христианства, вознося пред ними молитвы ко Спасителю, «ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа: а мы — рабы ваши для Иисуса потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» Кор. 4, 5-6).

http://pravoslavie.ru/25050.html

  ОБЩЕСТВО Удушье Протоиерей Владимир Переслегин   Когда солнце над Россией помрачается от дыма торфяных и лесных пожаров, христиане вспоминают описания последних времен, находящиеся в Новом Завете. И размышляют о них. " Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя " (Откр. 9: 1-2). " О звезде я думаю, что это есть Божий Ангел,- толкует Апокалипсис святой Андрей Кесарийский. - Он, по Божию попущению, выведет из бездны осужденных злых демонов, которых Христос, воплотившись, связал, чтобы они, соделавши свое пред кончиною, потом подверглись бесконечному мучению. Дым - мрак, предшествующий производимым по наущению их злым делам, по совершении коих дана им будет власть мучить людей. Помрачение солнца и воздуха указывает на душевное ослепление людей " . 12 сентября 2006 года в столице России совершилось первое со времен государственного атеизма массовое глумление над Распятым в ходе концерта так называемой " Мадонны " . Через год, 13 сентября 2007 г. в Мосгорсуде начнется открытый процесс " битцевского маньяка " - массовое глумление над 62 невинными жертвами садиста Пичушкина. Его заявления и признания уже сейчас тиражируются повсеместно. Напряженное лицо физически развитого убийцы с остановившемся взглядом клона появилось в поле зрения телезрителей совершенно так же, как год назад - лицо поп-звезды Чикконе. Вот он, дым из бездны. Адские птички расселись на ветках. К ним сбежались орнитологи с камерами и микрофонами. Сценой кощунства-2007 станет тюремная клетка. Убийца 62 прохожих предстанет перед судом присяжных, " благосклонность которых, очевидно, является их (убийцы и его адвоката) последней надеждой " , - пишет на Lenta.ru Артем Сторонов в материале " Вся надежда на присяжных " . Надежда преступника не зря и не случайно выведена в циничный заголовок. Только присяжные тут не при чем. В их полномочия не входит назначение наказания, но только вопрос о доказанности деяния и виновности подсудимого. И, скорее всего, присяжные подтвердят ее.

http://moral.ru/udushje.html

А. Понятие лица (πρσωπον) в православной триадологии XX века// Церковь и время. – 2008. – 2 (43) . – С. 21–44. Чурсанов С. А. Понятие лица (πρσωπον) в Священном Писании и в философско-терминологическом контексте начала эпохи Вселенских Соборов// Церковь и время. – 2007. – 2 (39) . – С. 92–112. Чурсанов С. А. Понятие лица (πρσωπον) в сотериологической перспективе триадологии Великих Каппадокийцев// Церковь и время. – 2007. – 4 (41). – С. 46–73. Чурсанов С. А. Христианский образ человека: основные линии православного вероучения// Церковь и время. – 2009. – 4 (49). – С.165–204. Шёнборн К. Бог послал Сына Своего: Христология/пер. с нем. Е. Верещагина; под ред. Е. Гейнрихса. – М.: Христианская Россия, 2003. Шмеман А. , прот. Евхаристия: Таинство Царства. – М.: Паломник, 2001. Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие. – М.: Центр по изучению религий, 1992. 1 У самого Аристотеля богословие – это раздел его философии, «первая философия», в которой излагалось «учение о божественном» (Метафизика, кн. XI, гл. 7) 19 Точное значение этого имени неизвестно. Его переводят как «князь Ваал», «высокий господин», «господин небесного жилища», «господин мух» или даже как «бог нечистот, навоза». 27 Греч. γνμη – «мысль, суждение, изречение», в переносном смысле – выбор, предпочтение. Гномическая воля по-другому – «избирающая» воля, воля суждений, колеблющегося выбора. 28 Например, в Кн. Даниила ( Дан.7:13–14 ) это выражение относится к Мессии: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». 31 Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 107–108. 41 В современной экзегетике три направления толкования тысячелетнего царства 20-й главы Апокалипсиса принято обозначать следующим образом: постмиллениализм – означает Второе пришествие после тысячелетнего царства, – такое понимание отвергнуто большинством богословов; амиллениализм – отрицает тысячелетнее царство, а точнее, считает его уже начавшимся, – это можно назвать церковным пониманием миллениума; премиллениализм – означает Второе пришествие перед тысячелетним царством, – это и есть хилиазм.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Архив Пн Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви 26 декабря 2013 г. 19:15 Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года ( журнал ). Вопрос о первенстве во Вселенской Церкви неоднократно поднимался в ходе работы Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. 27 марта 2007 года Священный Синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной богословской комиссии изучить этот вопрос и подготовить официальную позицию Московского Патриархата ( журнал 26 ). Между тем, 13 октября 2007 года на заседании Смешанной комиссии в Равенне — в отсутствии делегации Русской Церкви и без учета ее мнения — был принят документ на тему «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви». Изучив Равеннский документ, Русская Православная Церковь не согласилась с ним в той части, где речь идет о соборности и примате на уровне Вселенской Церкви. Поскольку в Равеннском документе различаются три уровня церковной администрации — местный, региональный и вселенский — в нижеследующей позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви эта тема также рассматривается на трех уровнях. 1. В Святой Христовой Церкви первенство во всем принадлежит ее Главе — Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Сыну Божию и Сыну Человеческому. По словам святого апостола Павла, Господь Иисус Христос есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол 1:18). Согласно апостольскому учению, Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, воскресив Его из мертвых , посадил одесную Себя на небесах превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем… и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его (Еф 1:17-23). Церковь, пребывающая на земле, есть не только сообщество верующих во Христа, но и Богочеловеческий организм: Вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор 12:27).

http://patriarchia.ru/db/text/3481089.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОЗИЦИЯ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА ПО ВОПРОСУ О ПЕРВЕНСТВЕ ВО ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви , документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года (журнал 157). Полный текст документа : Вопрос о первенстве во Вселенской Церкви неоднократно поднимался в ходе работы Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. 27 марта 2007 года Священный Синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной богословской комиссии изучить этот вопрос и подготовить официальную позицию Московского Патриархата (журнал 26). Между тем, 13 октября 2007 года на заседании Смешанной комиссии в Равенне — в отсутствии делегации Русской Церкви и без учета ее мнения — был принят документ на тему «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви». Изучив Равеннский документ, Русская Православная Церковь не согласилась с ним в той части, где речь идет о соборности и примате на уровне Вселенской Церкви. Поскольку в Равеннском документе различаются три уровня церковной администрации — местный, региональный и вселенский — в нижеследующей позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви эта тема также рассматривается на трех уровнях. 1. В Святой Христовой Церкви первенство во всем принадлежит ее Главе — Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Сыну Божию и Сыну Человеческому. По словам святого апостола Павла, Господь Иисус Христос есть глава тела Церкви ; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство ( Кол 1:18 ). Согласно апостольскому учению, Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, воскресив Его из мертвых, посадил одесную Себя на небесах превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем… и поставил Его выше всего, главою Церкви , которая есть Тело Его ( Еф 1:17 -23).

http://drevo-info.ru/articles/26214.html

Календарь Материалы 12 января 2007 г. [Интернет-журнал/Книжная закладка] Владимир Крупин Мысли батюшки улетают в Вифлеем. За всю жизнь батюшка так и не смог побывать на Святой земле. Может, оттого так обостренно и трогательно он старается представить всю ее: и Назарет, и эти ступени, которые вели к источнику Благовещения, и ступени к пещере, в которой, повитый пеленами, лежал Богомладенец и куда вела звезда, и неграмотных пастухов, и образованных волхвов, и ступени на Голгофу. [Гость сайта] Ольга Кирьянова В свое время святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал, что интеллигенция наша больна неверием, а народ – суеверием. Это пагубное явление сегодня приобретает новые нетрадиционные формы. Весьма часто современные представления о болезнях и здоровом образе жизни влияют на те устремления, с которыми наши соотечественники отправляются в паломнические поездки. [Встреча с Православием/Православная библиотека] «После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне.Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил сынов Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу». Затем он стал упрекать Моисея и Аарона в том, что они отваживают народ от работы, и решил заставить евреев работать еще больше, чтобы они «не занимались пустыми речами». [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] В чем жизнь христианина? Чтобы не иметь ничего и иметь Христа в сердце; или чтобы, имея земные блага, не привязываться к ним нимало и всем сердцем прилепляться к Христу. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Публикации] Можно открыто сказать, что только благодаря сильному и стабильному монашеству и священству в Косово и Метохии, несмотря на небывалые погромы, геноцид и этнические чистки в течение прошедших 8 лет, некоторая часть сербов все-таки осталась в Косово и Метохии. Сербская Православная Церковь продолжает выполнять свою высокую миссию. В Косово и Метохии это удается благодаря многочисленному монашеству и преданному священству. Новости 12 января 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/070112

Календарь Материалы 29 января 2007 г. [Гость сайта] Алексей Сагань 21 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всей Польши Савве премию Международного фонда единства православных народов. В последовавшей за этим пресс-конференции владыка Савва рассказал о положении Православия в современной Польше. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши. И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их вслух Господа. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их, и поставь им царя. [Интернет-журнал/Идеи и концепции] Епископ Афанасий (Евтич) Сайт «Православие.Ru» предлагает вниманию читателя впервые публикуемые на русском языке главы из книги известного сербского иерарха и богослова епископа Афанасия (Евтича) «Альфа и Омега». «Мы выбрали эту тему – о человечности и бесчеловечности, – пишет автор, – так как она очень актуальна и вопрос этот глубоко христианский». [Встреча с Православием/Православная библиотека] Митрополит Анастасий (Грибановский) В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга митрополита Анастасия (Грибановского) " Беседы с собственным сердцем " . Продолжаем знакомить наших читателей с отрывками из этой книги. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Архиепископ Нафанаил (Львов) Святитель Василий Великий (330—379), память которого Святая Церковь чтит 1 и 30 января, обличитель арианской ереси, епископ Кесарии Каппадокийской, один из отцов литургии, учитель Церкви, — великий святой. Конечно, не образованием и не научными познаниями заслужил он такое прославление. Ибо устами святого апостола Павла Церковь учит, что «немудрое Божие премудрее человеков»: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых». [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] В каждый воскресный ив праздничный день я произносил в церкви или слова и беседы собственного сочинения, или проповеди митрополита Григория. Некоторые из моих бесед изданы, и весьма много осталось в рукописи. Изданы беседы «О Пресвятой Троице», «О сотворении мира» и«О блаженствах евангельских». Новости 29 января 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/070129

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010