N. Paulus. Luther und Poligamie в «Literarische Beilage der Kölnischen Volkszeitung», 1908, 18, (30 апреля); Его же, Caietan und Luther über die Poligamie в Historischpolitische Blätterr, 1906, t. С. XXXV, р. 90; W. Rockwel, Doppelebe der Landgrafen Philipp von Hessen, Marburg, 1904: Denifle, Luther und Lutherthum, 1904; W. Walther, Für Luther wider Rom, Halle. 1906. S. 707 сл.; Kolde, Martin Luther, t. II. р. 196–197; Brieger, Preussische Jahrbücher, 1909, t. I, р. 42; I. Paquier, L’etat religieux et le marriage d’apres Luther, Revue du Clergé Francais, 15 мая 1911, р. 385–417). 76 Еще откровеннее был Карлштадт. «Нечего попусту совеститься, писал он Лютеру – будем двоеженцами и троеженцами, будем иметь столько жен, сколько можем прокормить. Плодитеся и множитеся: не так ли Лютер? Пусть же исполнится заповедь неба», (Bossuet. Historie de variations des églises protestantes, Т. I). 79 См. Словари Ширлица, стр. 115, Прешейна, 316 ср. С. Зарина «Аскетизм по православно-христианскому учению», II, 610–614 сл. 80 Напр., из защитников второбрачия d-r I. Richterich, ор. cit., S. 743: архим. Д. Георгиадис, ор. cit., стр. 32. 84 Иудно 16, 22, 23: «многие желали ея, но мущина не познал ея во все дни ея жизни, с того дня как муж ея, Манассия, умер. Она приобрела великую славу и состарелась в доме мужа своего», ср. Лук. 2:36–38 . Первосвященник не мог жениться на вдове ( Лев. 21:14 ), а есть известие, что и сам он не мог жениться овдовев (Vitringa de Synogoga Vetera. 655–657). Священникам в книге Левит не запрещено жениться на вдовах, я сказано лишь: «они не должны брать за себя блудницу и опороченную, не должны брать и жену, отверженную мужем своим, ибо они святы, Господу Богу твоему. Святи, его, ибо он приносит хлеб Господу Богу твоему» ( Лев. 21:7–8 ). Но в книге пророка Иезекииля сказано: «Ни вдовы, ни разведенной с мужем они (священники) не должны брать себе в жены, а только могут брать себе девиц из племени дома Израилева и вдову, оставшуюся вдовою от (44,22) Папа Иннокентий и Сириций ссылаются в своих посланиях на изречения: «Sacerdotes mei non nubent amplius», «sacerdotes mei semel nubant», при чем Сириций последнее изречение называет «lex per Moysen data», но обо они апокрифического происхождения, и Иосиф Флавий без всякого колебания вступил во второй и третий Впрочем, в последнем случае нужно считаться и с особенностями личности и судьбы историка.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Болленджер. Cast Out for the Cross of Christ (Отбросить ради креста Христова) 1909, стр. 106–112) Другими словами, когда лидеры адвентистской церкви сталкивались с некоторыми различиями между Библией и писаниями Эллен Г. Уайт, и таким образом должны были сделать выбор между одним или другим, они бы выбрали последние – утверждения ЭГУ в качестве окончательных. Они соглашались, что аргументы были неопровержимы, соответствуя библейской позиции, но выбирали писания ЭГУ, хотя они не соответствовали Библии. В этом случае писания ЭГУ ставились выше Слова Божьего. Это отношение мы также находим сегодня в определенных адвентистских кругах. Что Эллен Г. Уайт говорит про свои собственные писания. Эллен Г. Уайт использовала сильные выражения (слова) про свои собственные писания: «Сестра Уайт – не автор этих книг. Они содержат наставления, которые в продолжение ее жизни Бог давал ей. Они содержат драгоценный, утешительный свет, который Бог милостиво дает своим служителям, выраженный в словах. С их страниц этот свет проникает в сердца мужчин и женщин, ведя их ко Спасению» (Ревю энд геральд 20 янв. 1903). «Во время написания «Великой Борьбы» я часто ощущала присутствие ангелов Божьих. И много раз сцены, которые я описываю, заново представлялись мне в ночных видениях, так что они оставались в моей памяти свежими и яркими». (Письмо 56, 1911) Мы позднее откроем к нашему удивлению, что совсем лишь малая часть книги «Великая Борьба» действительно имеет авторство Эллен Г. Уайт. Удивительно, но это так и есть. Эллен Г. Уайт не была источником этих книг. Значительная часть материалов была «заимствована» у других авторов без ссылок на оригинал! Но, я полагаю, об этом ЭГУ рассказывать не собиралась. Что такое «Дух Пророчества»? «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» ( Откр.12:17 ) «Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» ( Откр.19:10 ) Признак церкви Божьей есть то, что она имеет «свидетельство Иисусово».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ellen-g-...

Будничность вступает в свои права, и громыхание ломовиков с досадливой стукотнёю пролёток вытесняет из головы ликующее: «Христос воскресе...» Так было и со Днем Воскресения, Светлым по преимуществу, и Святая Неделя всемирной истории, как и дни ликующей исступленности, когда впервые сверкнёт в сознании радость победы Христовой, потускнела и запылилась. Тогда мы оглянулись кругом и увидели, что есть у нас Краеугольный Камень, есть на Нём надстройка, – но Самый Храм оказался ещё далеко неготовым: порваны верёвки, но пленники не возвращены ещё на свою небесную родину. Смерть изнемогает, но последнего дыхания не испустила ещё, – продолжает покуда царить во Вселенной. Грех, – жало её, – притуплен благодатною силою таинств, но ядовитое остроконечие вонзается ещё в растущее Тело Христово. И бьётся в бешенстве железо-крылая Хищница, хотя дни её сочтены. Подтачиваются изо дня в день бастионы её и твердыни. Но покуда – в них пленники. «Возврати, Господи, пленников наших!..». «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим.8:22 ). «С надеждою ожидает откровения сынов Божиих» ( Рим.8:19 ), ожидает «освобождения от рабства тления» и страдает в плену не по своей воле, – «покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её» ( Рим.8:20 ). И не кончилась ещё власть суеты над тварью, не сломлено владычество Растления. «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это – несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Флп.1:23, 24 ). Так писал Апостол народов. И тёплое Солнышко с глубоким вздохом сказало бы, если бы могло: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это – несравненно лучше. Но Бог поставил меня служить вам, людям, и тем получу я избавление от суеты. Ради служения вам остаюсь я с вами, – жду откровения от вас». И добавило бы Солнышко, снова вздыхая: «Мир так прекрасен, что Творец нашел в нём, всё очень хорошо» ( Быт.6:31 ); так достоин любви, что Бог возлюбил его и Сына Своего единородного не пожалел, отдал Его для спасения мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

были музыкантами. Тщательному описанию обязанностей каждой из этих категорий Л. посвящены 25-я и 26-я главы 1-й книги Паралипоменон. Левитские города В отличие от представителей др. колен Израилевых Л. не имели собственного удела. Они должны были жить в городах, выделенных на территории всех колен, и пользоваться прилегающими к ним полями (размер полей, строго фиксированный, был равен 2 тыс. локтей во всех направлениях). В общей сложности Л. было выделено 48 городов (Числ 35. 1-8), 6 из них являлись городами для убежища, в к-рых должны были скрываться от кровной мести те, кто совершили убийство неумышленно (см.: Числ 35. 13-32). Десятина Принципиальное различие между священниками и Л., которое проводит Священнический кодекс, получило выражение в постановлении о 2 десятинах (Числ 18. 21-32). Первую десятину отдавали Л. израильтяне, она должна была служить источником их содержания: «...сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Числ 18. 21). Предписание о выплате десятины Л. связано с тем обстоятельством, что они не имели собственного удела в земле обетованной: «...среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела» (Числ 18. 23-24). Десятина как источник содержания отличала Л. от священников, к-рым полагались доли от жертвоприношений, выкуп за первенцев и все первородное от скота (см.: Числ 18. 8-19). Кроме того, Л. сами должны были выплачивать 2-ю десятину в пользу священников. Это действие имело целью очистить приношения, получаемые Л., подобно тому как выплата десятины израильтянами предназначалась для очищения собранного ими урожая (Числ 18. 26-32). Лит.: Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. СПб., 1909. С. 103-143; Meek T. J. Aaronites and Zadokites//AJSL. 1928/1929. Vol. 45. P. 149-166; Waterman L. Some Determining Factors in the Northward Progress of Levi//JAOS.

http://pravenc.ru/text/2463323.html

Было бы, однако, непростительною ошибкой предполагать, что мера благодати ниспосылаемой верующему, находится в зависимости от того, совершено ли над ним после крещения то или другое дополнительное или дополняющее таинство. «Не мерою дает Бог Духа» ( Ин.3:34 ). И от полноты Его все мы приняли и благодать и на благодать» ( Ин.1:16 ). Все мы одним Духом крестились в одно тело… и все напоены одним Духом ( 1Кор.12:13 ). Слова апостола Павла: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христа» ( Еф.4:7 ) никоим образом нельзя понимать в смысле различия меры преподаваемых даров, в зависимости от воли или усмотрения Христа, ибо в этом случае они прежде всего прямо противоречили бы словам Христа. Затем речь идет не о дарах, а о даре (δρημα) и не о дарах Духа Святого, которые никогда в Н. З. дарами или даром Христа не называются. Само по себе утверждение, что каждому из нас благодать дана в той мере, в которой дал или дает её каждому же Христос, было бы не более, как —44— тавтологией. Итак, в чём состоит дар Христов? Ответ дают следующие слова послания к Римлянам. «Но дар благодати не как преступление (Адама) ибо, если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар благодатию одного человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих. И дар не как за одного согрешившего (κα οτως δ νος μαρτσαντος τ δρημα), ибо суд за одно преступление, к осуждению, а дар (χρισμα) в оправдание от многих преступлений, ибо, если преступлением одного смерть царствовала через одного, то тем более принимающие избыток благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человеком осуждение, так правдою одного всем человеком оправдание к жизни» ( Рим.5:15–18 ). Итак, дар Христов – оправдание искупление, избавление от греха, освобождение от смерти. В меру этого-то дара Христова дается благодать каждому; а так как дар этот не относительный, а абсолютный, неограниченный и безграничный, то и благодать, даваемая в меру этого дара, является не ограниченною, а избыточествующей, как говорит и апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В построении святых храмов и в щедрой милостыне бедным святые князья и княгини ясно показали свое беспристрастие к материальному имуществу. Так они относились ко всякому материальному довольству. Святая Евдокия Московская пред людьми являлась пышной княгиней, носила богатые одежды, украшалась жемчугом, являлась везде с веселым лицом. Когда же, по поводу дурной о ней молвы, она в молельной комнате пред своими детьми сняла с себя часть одежды, то дети испугались, увидев худобу ее тела, изнуренного постом и измученного веригами. В подобном же настроении покойный отец Иоанн Кронштадтский носил шелковые рясы и ездил в карете, что иных смущало. Интересно привести разъяснительное суждение о сем самого отца Иоанна. «Я знаю, что многие осуждают меня, – говорил он при одном случае, – за шелковые рясы, за езду в карете и подобное. Насчет шелковой рясы скажу вам. Прислала мне ее старушка одна. Сама она ее шила, хоть и плохо видит... Шила и радовалась, не весть как думая, как я стану носить ее подарок. За что же я огорчу и обижу добрую женщину, возлюбившую меня заглазно? Соблазн, говорят мне подчас иные... А я так думаю, что горший соблазн – в тщеславии. Изображать из себя праведника в рубищах иной раз куда легче бывает, чем стараться жить по-христиански в шелковой рясе. Господь глядит не на одежду, а на душу человеческую» (Колокол. 1909. 892 (22 февр.)). Слепой старец на о. Валаам незабвенный отец Агапий († 1905), которого преосвященный Феофан Вышенский характеризует в своих письмах как мужа высокого духа, так нам говаривал: «Всеми мирскими делами, батюшка, занимайтесь, но только так, чтобы непременно спастись, непременно спастись...» Наши святые, пользуясь благословенными в мирской жизни благами, именно держали себя во всех случаях так, чтобы непременно спастись. Они держали себя в том настроении беспристрастия, которое ярко выражено в следующих словах святого апостола Павла: Я вам сказываю, братия: время (жизни нашей) уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего ( 1Кор.7:2931 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

В-третьих, дается оно ему каждую литургию и каждое даже богослужение через простирание рук священника (χειροτνια), являющееся символом возложения рук Самого Бога. И что удивляться совершению рукоположения верных каждую литургию, когда каждую литургию испрашивается нисхождение благодати Святого Духа из горнего чертога её и на предложенные честные дары, имеющие стать телом и кровью Господа Иисуса Христа, и на нас молящих о том. Рукополагается же за литургией не только каждый верующий в отдельности, но и все верующие в совокупности, весь народ, как видно из приведенных ранее формул рукоположения народа. Итак, Церковь есть народ, состоящий из рукоположенных и сам в свою очередь рукоположенный и рукополагаемый через рукоположенных же своих предстоятелей. Мы бы и не дерзнули от себя утверждать всё это, если бы не гласили о том чинопоследования самой Церкви, которым мы только следуем в изложении нашем и выводах. Отбросим же «тусклое стекло», налагаемое на Церковь чуждыми ей преданиями человеческими и будем смотреть на Церковь , стоя лицом к лицу с нею, прислушиваясь к собственному гласу её исповедания. XII От рукоположенного в Церкви, и при молении всей Церкви, т. е. всех верующих, мирянина до рукоположенного —39— в той же Церкви и при том же совокупном и нераздельном молении её епископа поднимается лестница степеней. вас достойными звания и совершил всякое благоволение благодати и дело веры в силе» ( 2Фес.1:11 ). «Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» ( Еф.4:4 ). Наконец, сама Церковь именуется созывом или вызовом – κκλεσα, ибо церковь не собрание или сходбище руководимых собственным своим произволением и сходящихся или собирающихся по собственному своему произволению, не синагога; но созыв, собрание и совокупность созванных и призванных. И каждый званный становится членом, могущим и долженствующим влиять на самое тело через свое служение ему. («Дары различны, а Дух один и тот же и служения различны, а Господь один и тот же… Не каждому дается проявление Духа на пользу» 1Кор.12:4–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Ведомому Богу» – Богу, ведомому нам как Бог, как Безусловность, как Дух, как Святость и Правда – вот начальная формула христианского богопочитания. Требование же «ведомости» – неточное и неотметаемое требование искупленной личности. «Вы не знаете, чему кланяетесь… – говорит Христос язычникам, – но настанет время и настало уже ([λλ’] ρχεται ρα, κα νν στιν), когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине … ([τε ο ληθινο προσκυνητα προσκυνσουσιν τ πατρ], ν πνεματι κα ληθε)…» ( Ин. 4:22–23 ). И, как бы открывая, что пророчество это начало уже осуществляться, в прощальной беседе Он отмечает изменённость сознания. «Я уже не называю вас рабами (Οκτι μας λγω δολους), – обращается Господь к ученикам своим, – ибо раб не знает (τι δολος οκ οδεν), что делает господин его; но Я назвал вас друзьями ([τ ποιε ατο κριος] μς δ ερηκα φλους), потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (τι πντα κουσα παρ το πατρς μου, γνρισα μν)» ( Ин. 15:15 ). Истинное богопоклонение недоступно для языческого сознания, потому что язычество не знает Предмета своего почитания, воспринимает его рабски, внешне, несвободно и, следовательно, не имеет силы проникнуть во внутреннюю суть Его – в личность Божию: «Бога никто никогда не видел» ( 1Ин. 4:12 ). Напротив, сознанию христианскому поведаны тайны Божьи; оно знает Отца, Которому кланяется, и потому относится к Отцу как друг и сын, а не как раб; проникает внутрь личности Божьей и не ограничивается одними только явлениями Сил Божьих. «Видевший Меня, – говорит Сын Божий, – видел Отца» ( Ин. 14:9 ). Древнее богоборчество не могло удовлетвориться созерцанием Сил Божьих, имманентных миру и потому чуждых божественному началу человека. Христианство подымает сознание над всем имманентным миру и ставит лицом к лицу с Самою трансцендентною Личностью Божьей. И тем основное данное христианства оказывается основным искомым внехристианского богоборчества. Этот запрос – поклоняться Богу, как Истине, – удовлетворяется в непосредственных переживаниях Бога человеком, потому что в них только Бог может быть дан, как реальность, и в последней только, в самой реальности, а не в понятии, нами созданном, открывается сущность Бога, implicite 481 , содержащая в себе и данные для оправдания Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Возлюбленные о Господе братие! Остановимся теперь на втором пункте учения сектантов-адвентистов – на их лжемудровании о тысячелетнем царстве праведных. Они основывают своё учение на 4–5 ст. Откровения. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это первое воскресение ( Откр.20:4–5 ). Сектанты проповедуют при этом своеобразный взгляд на загробную судьбу человека. «Только блаженные и святые участвуют при сём воскресении, и только они облекутся в бессмертие, так что смерть вторая не имеет над ними власти. Здесь речь идёт о воскресении праведных, и так как оно названо первым, то ясно, что за ним следует и второе, именно, воскресение прочих умерших по прошествии тысячи лет, следовательно, будут два воскресения, одно в начале, а другое в конце тысячи лет, соответственно определённому порядку. Это подтверждается в 1Кор.15:23 : каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его, а затем конец; также в 1Фес.4:16 : мёртвые во Христе воскреснут прежде. Должно согласиться, что этот конечный исторический акт распадается на две части, разделённые одна от другой промежутком времени, и что праведные воскреснут прежде и примут участие в суде со Христом, а затем будут пробуждены и прочие. Начало тысячи лет обозначается воскресением мёртвых и именно буквальным, телесным, а не каким-либо духовным воскресением умерших праведников и преображением всех живущих верующих. Спасённые верующие после первого воскресения будут царствовать со Христом тысячу лет и воссядут на престолах, чтобы судить ( 1Кор.6:2–3 ). Но когда же это совершится? На это 20 глава откровения даёт ответ, именно, в течение этих тысячи лет; однако местонахождение этих престолов в этом тексте не обозначено. По словам Бенгеля, престолы будут находиться на небе, там, где Христос ( Кол.4:1 ). Всё это относится к библейскому тысячелетнему царству. Святые со Христом в небесах восседают на престолах, чтобы судить мир и павших ангелов, нечестивые же на земле собраны вместе, как узники, в ров и будут заключены в темницу, и после многих дней, т. е. после тысячи лет будут наказаны ( Ис.24:21–22 ); и земля посему необитаема, все жители исчезли с лица её, и благодаря великому землетрясению и исчезновению островов, она станет, как это было в начале, «безвидна и пуста», став, таким образом, «бездною» ( Быт.1:2 ). Тысячелетнее царство в свете Библии (Трактатное общество в России. Рига. 1909. Стр. 2, 3, 6–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Вознесение Господне . С картины проф. Василия Петровича Верещагина (1835–1909). Царственное величие Господа Спасителя Апостол Павел в послании к Филиппийцам пишет о Господе Спасителе нашем: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всяк язык исповедал, что Господь Иисус в славу Бога Отца» ( Флп. 2– 10 ). По сим словам Апостола, прославление Господа Иисуса Христа по человечеству ставится в неразрывную связь с Его уничижением, добровольно принятым Им на Себя ради нашего спасения и как бы наградою за совершенный Им подвиг. «Страдание и прославление Господа Спасителя, – говорит святитель Филарет, – составляют один стройный состав спасительного для нас домостроительства Божия, одну златую цепь, выработанную в горниле премудрости Божией, для вовлечения на небо падшего из рая человечества» (в слове на Вознесение Господне). «Где предел славы, которую восприял Господь по Своем вознесении? «Если возможен для слова человеческого некоторый для сего ответ, – говорит тот же святитель, – то его можно найти в слове Апостола (Павла): «сшедый той есть и восшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая» (Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. Еф. 4:10 ). «Слыша, что Христос сидит одесную Бога Отца, помышляй, что Он имеет единую со Отцом Вседержителем власть, единую с Ним славу, единое царственное промышление о всем Мире и особенно о Церкви спасаемых... Вообще не устремляй дерзностного полета испытующей мысли в сию безмерную высоту: там свет живой неприступный» ( 1Тим. 6:16 ). Более доступно нам и необходимо нужно для назидания в вере и жизни христианской «размышлять о том, что ныне разорвано рукописание грехов и изменилось определение о нашем осуждении, потому что то самое естество, которому было сказано: «земля еси и в землю отъидеши, ныне вознесено на небо».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010