Art. Gnosis, c. 1503–1510...; art. Gnostiker. 1536. 525 King. The Gnostics and their Remain, ancient and mediaeval. 2 ed. London. 1887, p. XIV и pag. 1. 526 Aug. Neander. Genetische Entwickelung der vornehmsten gnostischen Systeme. Berlin. 1818, s. 2, 8. 527 Allgemeine Geschiche der christlichen Religion und Kirche. B. II, 1843, s. 638, cp. 633...– Здесь же (s. 632–633) Неандер высказывает свой оригинальный взгляд, что в гностицизме прежде всего нужно видеть «реакцию аристократизма, ранее господствовавшаго в жизни, имевшаго значение в религии и философии,– аристократизма древняго мира против христианскаго принципа, через который он был низвержен,– против признания единой религиозной веры, через что все разделения между людьми, основывавшияся на отношении к высшей жизни, уничтожились“. 528 Gieseler. Theolog. Studien u. Kritt. 1830 Heft. 2, s. 378.–Знаменитый Баур возвышается над своими современниками – он видит в гносисе синкретическое явление. Die christ. Gnosis, s. 15–16. 529 Μ. Friedlander. Der Vorchristliche Judische Gnosticismus. Gottingen. 1898, s. 19...;– Synagoge und Kirche in ihren Anfängen. Berlin, 1908, s. 76... 530 M. Joel. Blicke in die Religionsgeschichte zu Anfang des zweiten christlichen Jahrhunderts. Breslau und Leipzig 1880, ss. 150–151, 129, 111–114. 531 G. Anrich. Das antike Mysterienwesen in seinem Einfiuss auf das Christentum. Göttingen. 1894, s. 74–105. 532 G. Wobbermin. Religionsgeschichtliche Studien zur Frage der Beeinflussung des Urchristentums durch das ant. Misterienwesen. Berlin 1896, s. 4–5... 533 R. Reitzenstein. Poimandres. Studien zur griechisch-ägyptischen und frühchristlichen Literatur (Leipzig. 1904, 79–81, 159, 233, 249.)– Секк. (Seeck. Geschichte des Untergangs der antiken Welt. В. III. Berlin. 1909 s. 2в1–2) выражается решительнее, будто у гностиков вера в злых архонтов, препятствовавших восхождению души, заимствована из египетского мифа об Озирисе и Изиде, ср. Dieterich. Abraxas, s. 29. 536 Св. Ириней, изложив офитские системы (I, XIX-XXX), продолжает: «необходимо было ясно доказать, что последователи Валентина...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Писании и свящ. Предании. Гностицизм ловко учел в свою пользу то обстоятельство, что ни то, ни другое не были точно определены, а также – хранение их не было строго организовано... Гностицизм наполнил их своим содержанием и выдал его за подлинное учение Христа и Его учеников, будто-бы полученное от них непосредственно или чрез посредственно заверенных лиц, их спутников. Христианские таинства гностицизм стал ассимировать с своими мистериями – и обрядовою стороною воспользовался очень широко. Гностицизму казалось, что обобравши, таким образом, христианство, обогатившись на его счет, он сделает уже ненужным христианство и станет на его место. Но жизнь показала всю утопичность замыслов гностицизма... Разнородные явления гностикам не удалось ассимилировать; скоро сам гностицизм был почувствован в церкви, как инородное тело и исторгнут из нее. Христианство послужило тою скалою, о которую разбилось бурное течение гностицизма на отдельные ручьи, затем пропавшие в глубине веков, как степные реки погребаются в песках. 145 Al. Dieterich. Abraxas. Studien zur Religionsgeschichte des spätern Altertums. Leipzig. 1891, s. 3... 146 R. Reitzenstein. Poimandres. Studien zur griechisch-ägyptischen und frühchristlichen Literatur. Leipzig. 1904, s. 114. 150 В государственном музее в Лейдене, в отделе бывшего шведского посланника в Александрии – Анастази (Anastasy), хранится манускрипт, найденный в Египте, в Фивах, в гробнице. Этот манускрипт представляет собою не свиток, а папирусную книгу и относится, по заключению изследователей, ко IV в. по Р. Хр. Но по содержанию молитв, мифов и гимнов, а также по характеру издания – двойных и даже тройных рецензий одних и тех же частей, по вариантам их – можно заключить, что записи их предшествовало долгое время существования в устном предании. Только в первую половину II в., во времена христианского гностицизма, началось собрание подобных мифов и молитв в таинственные волшебные книги (Zauberbücher) и присоединение их к миститическим писаниям орфиков, ессеев и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Конечно, последнего обстоятельства история не может извинить широко образованному и, в общем, толе­рантному императору. Но обозревая церковно-религиозную деятельность Алексея I Комнина во всем ее объеме, мы должны сказать, что Алексей был один из лучших защитников Церкви и веры православной на византийском императорском престоле после разделения церквей. Если Анна Комнин 197 , бесспорно, сильно преувеличила за­слуги своего отца, назвав его тринадцатым Апостолом и поставив его «рядом с Константином, или по край­ней мере вслед за Константином», то, с другой сторо­ны, вполне справедливы слова составителя анонимной хро­ники 198 , что Алексей был μεγαλβουλος κα μεγαλουργς как в области государственной, так и в области церковно-религиозной. 1 Al. Dieterich. Abraxas. Sindien zur Religionsgeschichte des spä­tern Altertums. Leipzig. 1891, S. 3... 2 R.Reitzenstein. Poimandres. Studien zur griecchisch-ägyptischen und frühchristlichen Literatur. Leipzig. 1904, S. 114 г. 6 В государственном музее в Лейдене, в отделе бывшего шведского посланника в Александрии-Анастази (Anastasy), хранится манускрипт, найденный в Египте, в Фивах, в гробнице. Этот манускрипт представляет собою не свиток, а папирусную книгу и от­носится, по заключению исследователей, к IV в. по Р. Хр. Но по содер­жанию молитв, мифов и гимнов, а также по характеру издания – двойных и даже тройных рецензий одних и тех же частей, по вариантам их – можно заключить, что записи их предшествовало долгое время существования в устном предании. Только в первую половину ii в., во времена христианского гностицизма, началось собрание подобных мифов и молитв в таинственные волшебные книги (Zauberbücher) и присоединение их к мистическим писаниям орфиков, ессеев и т. под. – Последнее критическое издание и исследование этой папирусной книги представляет Альбрехт Дитрих под заглавием: Abraxas. Studien zur Religionsgeschichite desspätern Alterturms. Leip­zig. 1891. Данное им заглавие изданию «Abraxas» взято из манускрипта σ ε πιθμς το ναυτο βραχξ (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

392. См.: Parvis S. Marcellus of Ancyra and the Lost Years of the Arian Controversy 325–345. Oxford, 2006. P. 36. 393. Против Астерия, фр. 67–68. 394. Там же, фр. 114–117. 395. Евстафий Антиохийский. Против Оригена. Вероисповедание Евстафия походило на маркелловское, так как он также полагал, что ипостась в Боге одна, однако он считал, что Сын вечен, а не получил Свое начало одновременно с Домостроительством во плоти, как утверждал ранний Маркелл (см.: Ayres L Nicaea and Its Legacy… P. 69). 396. Cm.: UenhardJ. Contra Marcellum Marcellus of Апсута… P. 4. 397. См.: Епифаний Кипрский. Панарион 72.2: 257.21–27 (Holl). 398. Там же 257.12–14 (Holl). Что именно имел здесь в виду Маркелл под словом «ипостась», сказать не так просто (скорее всего, нечто близкое к «сущности» или «существу», т. е. он утверждал, что Слово — одно Существо с Отцом, один Бог), но в той терминологии, к которой привыкли на Востоке, это звучало как отрицание существования Слова как такового, т. е. оно превращалось в энергию или силу Отца, не более того. Однако на Западе такое отрицание отличной от Отца ипостаси Слова восприняли, очевидно, исключительно в контексте полемики с учением ариан, т. е. как утверждение единосущия. 399. См.: LienJjardJ. Contra Marcellum Marcellus of Ancyra… P. 5. 400. 12 Полный перевод данного сочинения см. в настоящем издании. 401. См.: Mercati G. Alcune note di letteratura patristica//Rendicontd del Reale Istituto Lombardo di Scienze e Lettere. 2 (31), 1898. Pp. 1033–1036. 402. См.: Hamack A. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius 2. Die Chronologie 2. Leipzig, 1904. S. 158–160. 403. Cm.: Richard M. Un opuscule meconnu de Marcel eveque d’Ancyre//Melanges de science religieuse. 5,1949. Pp. 5–28. 404. Cm.: Tet%Al. Zur Theologie des Markell von Ankyra I: Eine Markellische Schrift «De incarnatdone et contra Arianos»//Zeitschrift fiir Kirchengeschichte. 75,1964. S. 221. 405. Cm.: Simonetti M. Su alcune opere attribuite di recente a Marcellod’Ancira//Rivista di storia e letteratura religiosa. 9,1973. Pp. 313–316.

http://predanie.ru/book/137804-antologiy...

93 Тренч. «Толкование притчей Господа нашего Иисуса Христа». Перев. А.З. Зиновьева. СПб., 1888. С. 88. 97 См.: проф. Е. Амфитеатров. «Исторический очерк учений о красоте и искусстве». Вера и разум, 1890. 6. С. 254–257. 99 Оно стремится решить эти свои так называемые вечные или проклятые вопросы: Что тайна от века? В чем существо человека? Откуда приходит, куда он идет? И Кто там, вверху, над звездами живет? 100 О. Flügel. «Ueber die Entwicklungd der sittlichen Ideen. Zeitschrift jür Völker-Psychologie und Sprachwissenschaft». В. XII, с 31. 101 I. George. «Humanitat und Kriminalstrafen». Iena, 1898, s, 3, 5. Ср.: Гроссе. «Формы семьи и формы хозяйства». М., 1898. С. 56. 103 Lact. Inst, divin., lib. IV, cap. 23. См. «Введение в православное богословие» м. Макария. Прим. к стр. 37. Главнейшие результаты по филологическому объяснению слова «религия» указаны в сочинении пр. Базарова: «Истинное значение и подлинный смысл религии». «Христ. чтение», 1878. С 2. 111 Кроме цитированных сочинений о взаимном отношении между нравственностью и религией можно читать в следующих изданиях: проф. М.А. Олесницкого «История нравственности и нравственных учений». Киев, 1882. Ч. 1. С. 211–243; «Возможна ли нравственность при отрицании христианских догматов» (Христ. чтение, 1882. Кн. 5 и 6); А.Б. «Зависимость нравственности от религии» (Вера и разум, 1889. Кн. 12, 14 и 16); проф. Л. Городенского «Отношение нравственности к религии» (Богословский вестник, 1896. Ноябрь); проф. М.М. Гареева «Религия и нравственность» (Богосл. вестник, 1904. Октябрь, ноябрь и декабрь). Указатель иностранной литературы по данному вопросу см. у Luthard’a, «Kompend d. theolog. Ethik». Leipzig, 1898, s. 8. 114 «System der Rechtsphilosophie», Erlangen 1857, s. 192. «Quid leges sine moribus vanae proficiunt?» – вопрошал еще Гораций (Horat. «Carmina», lib. III, ed. XVIII, 35). 115 Подробнее см. анонимную статью в «Вере и разуме» за 1893 г. Кн. 15 и 16 «Отношение между правом и нравственностью». Специально разработан трактуемый вопрос в следующих монографиях: Ренненкампфа «Право и нравственность в их обоюдном отношении». Архив практ. и ист. свед., 1860; В. Щеглова «Нравственность и право», 1888; Вл. Соловьева «Право и нравственность», 1897.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

96. Hering J. Kyrios Anthropos/Revue d’histoire et de philosophie religieuses. 1936. 97. Hering J. Le Royaume de Dieu et sa Venue d’apres Jesus et saint Paul. Paris. 1959. 98. Hofius O. Der Christushymnus Philipper 2:6–11. Tubingen, 1976. 99. Holm-Nielsen S. Hodayot. Psalms from Qumran/Acta Theo- logica Danica 2. Aarhus: Universitetsforlaget, 1960. 100. Hooker M. Philippians 2:6–11/Jesus und Pauls: Festschrift for Werner Georg Kummel zum 70 Geburstag/Ed. E.E. Ellis and E. Grasser. Gottingen, 1978. 101. Hoover R.W. The term ARPAGMOS in Philippians 2:6. A Contribution to the study of the Sources of Early Christian Language and Theology. Summary/Harvard College Thesis Repository. 61 (Oct. 1968). 102. Hugede N. Commentaire de l’epitre aux Colossiiens. Geneve, 1968. 103. Hurtado L.W. Lord Jesus Christ: Devotion to Jesus in Earliest Christianity. Grand Rapids, 2003. 104. Hymns/The Oxford Dictionary of the Christian Church. 3d edn. London, 1997. 105. Innitzer T. Der Hymnus im Eph 1:3–14 /ZKT. 1904. 106. Jenson P.P. Поэзия в Библии/НБК. Ч. 2. Ветхий Завет . Псалтырь – книга прор. Малахии. СПб., 2000. 107. Jeremias J. Zur Gedankenfuhrung in den Paulinischen Briefen/Studia Paulina. In Honorem Johannis De Zwaan/Eds. J.N. Seven- ster and W. C. van Unnik. Haarlem, 1953. 108. Kasemann E.A Critical Analysis of Philippians 2:5–11/God and Christ: Existence and Province (Journal for Theology and Church. Vol. 5/Ed. R. W. Funk. New York, 1968). 109. Kasemann E.A Primitive Christian Baptismal Liturgy/Kasemann E. Essays on New Testament Themes. Naperville, 1964. 110. Kasemann E. An Die Romer/Handbuch zum Neuen Testament. Tubingen, 1980. 111. Keck L.E., Furnish V. P. The Pauline Letters. Nashville, 1986. 112. Keck L.E. Paul and His Letters/Proclamation Commentaries/Ed. G. Krodel. Philadelphia, 1987. 113. Kelly J.N.D. A Commentary on the Pastoral Epistles/BNTC. London, 1978. 114. Kittel С. Metaphorical Using εκν in the New Testament/TDNT: In 10 vol./Ed. by G. Kittel. Vol. 3: D-H. Grand Rapids, 1987.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/gimny-v...

4 Prof Max Jieinze, Art. «Religionsphilosophie» в RealencyklopAdie von Herzog-Hauck XVI (Lpzg 3 1905), S. 601. 6 Amédée de Margerie, Stoïcisme et christianisme в «Annales de philosophic chrétienne» LXIX (Avril 1899), p. 23. Prof. Paul Feine в «Theologisches Literaturblatt» XXYI, 7 (17. Februar 1905), Sp. 73. 75. Prof. William L. Davidson, The Stoic Creed (Edinburgh 1907), p. 93–94. И. А. Невзоров, Мораль стоицизма и христианское нравоучение, стр. 16 сл. См. и выше стр. 400, 1183 . 8 Гастон Буасье, Римская религия от Августа до Антонинов, в переводе Марии Корсак (Москва 1878), стр. 428. И. А. Невзоров, Мораль стоицизма и христианское нравоучение, стр. 14 сл. 9 Б. Н. Чичерин, История политических учений I: Древность и средние века (Москва 1869), стрн. 74. Prof. William L. Davidson, The Stoic Creed, p. 87 sq. 94–95. Здесь с точки зрения своего понимания еще Тертуллиан справедливо подчеркивал сходство стоиков с христианством в учении о душ (Liber de anima. cap. 5: Migne lat. II. col. 653). 10 Prof. Dr. Max Heinze, Art. «Pantheismus» в Realencyclopädie von Herzog-Hauck XIV (Lpzg 3 1904), S. 630. 11 Кн. С. H. Трубецкой, Учение о Логосе в его истории I (Москва 1900), стр. 42 и в «Вопросах философии и психологии» VIII, 36 (кн. 1 за 1897 г.), стр. 114. 12 Prof. Dr. Paul Wendland, Die hellenistisch-römische Kultur in ihren Beziehungen zu Judentum und Christentum в Handbuch zum Neuen Testament herausg. von Hans Lietzmann I, 2, S. 64. 15 Ed. Zeller ibid. III, 1, S. 3 703. М. Гюüо, Собрание сочинений, т. IV (III), Спб. 1900 (1899), стр. 272. 16 Adolf Bonhöffer, Epiktet und die Stoa: Untersuchungen zur stoischen Philosophie (Stuttgart 1890), S. 50, 2 . 17 J. B. Lightfoot, Saint Paul " s Epistle to the Philippians, p. 10 294–296, 319 sqq. A. Chiappelli, I caratteri orientali dello stoicismo, p. 10. Adolf Bonhöffer, Die Ethik des Stoikers Epiktet; Anhang: Exkurse über einige wichtige Punkte der stoischen Ethik (Stuttgart 1894), S. 243. Prof. Francesco Orlando, Lo stoicismo a Roma, p. 144 констатирует у стоиков материализм, динамизм и пантеизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Напечатаны у Р. de Lagarde, Analecta Syriaca, Lips. et Lond. I858 (сирийский текст), у Pitra, Analecta Sacra, IV, J20–122 (сирийский текст) и 376–377 (латинский перевод) и у Рисселя, Gregorius Thaumaturgus, S. 47–51 (латинский текст Руфина и немецкий перевод сирийского текста). 825 Напечатан у Gallandi, Veterum Patrum Bibliotheca, t. XIV, pars II, p.119; Migne, Pgr., t. 10, col. 1189. Полный этот фрагмент напечатан в “Symbolorum in Matthaeum tom. alt. quo continetur catena patrum graecorum XXX collectore Niceta interprete Corderio». Tolosae 1647, p. 242, и отсюда взят Frie dr. Baemhgenn’oм в “Göttingische Gelehrte Anzeigen " “ 1880, II, S. 1898. 826 Из тех же катен, – у Friedr. Baethgen’a в «Göttingische Gelehrte Anzeigeu», 1880, II, S. 1398. 827 Ch. L. Feltoe, The Letters and the Remains of Dionysius of Alexandria, p. 200–208; русск. перев. 95–102 828 Migne, PGr, t. 18, col. 403–408: Ioh. Pitra, Analecta Sacra III, 603–610; N. Bonwetsch, I, S, 349–354 829 Изданы Мих. Гейслером (Ghisler) в Catena veterum patrum, graecorum, в его комментарии на пророка Иеремию, T. I, Lugduni 1623, См. Joh. Pitra, Analecta Sacra, t. III, p. 211–215. 833 Fragmente vor Nicänischer Kirchenväter aus den Sacra Parallela, herausgeb. v. Karl Holl. Leipzig 1899, S. 159 837 Codices Cryptenses seu Abbatiae Cryptae Ferratae in Tusculano digesti et illustrati cura et studio D. Antonii Rocchi. Romae 1884, p. 114 839 Griechische Zauberpapyri und das Gemeinde-und Dankgebet im 1. Kiemensbriefe. Leipzig 1909, S. 18–21 841 Griechische und süditalienische Gebete, Beschwörungen und Rezepte des Mittelalters (Religionsgesh. Versuche und Vorarbeiten. I VI Band, 3 Heft). Giessen 1907. 842 Poimandres. Studien zur griechisch – ägyptischen und frühchristlichen Literatur. Leipzig 1904, S. 292–296 844 Греческий текст с русским переводом напечатан у М.И. Соколова, в статье: «Новый материал для объяснения амулетов, называемых змеевиками»: см. «Древности. Труды славянской комиссии Императорского Московского Археологического Общества». T. I. Москва 1895. стр. 155–157.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Однако церковно-охранительные меры вместе с законодательными со стороны государственной власти не смягчали социального напряжения. По новейшим данным современных исследователей, в фабрично-заводских конфликтах, производственных и политических, с 1895 по 1904 г. участвовало около 1 млн 500 тыс. рабочих 113 . Вопрос религиозности рабочего класса не переставал быть темой общественных обсуждений. Профессор И. X. Озеров в своих размышлениях на тему «Религия и общественность» писал: «...для рабочих нужно хорошее фабричное законодательство, право собраний, рабочих союзов и т. д. Без этих условий трудящийся не сможет возвыситься до религиозного творчества, с чела его стерт будет облик Божий» 114 . События 9 января 1905 г. и последующее развитие революционной ситуации продемонстрировали всю несостоятельность идеи К. П. Победоносцева об отсутствии в России рабочего класса и рабочего вопроса в общеевропейском значении. На январском заседании Комитета министров 1905 г. отмечалось: «Возражать против этого взгляда (об отсутствии рабочего вопроса в России. – М. Г.) в настоящее время, после январских событий, нет более надобности, но следует отметить существенную разницу в условиях фабрично-заводской жизни у нас и в государствах Запада, где рабочий вопрос, не испытав на пути своем подобных задержек, является упорядоченным и определен законом. История фабричного законодательства, например Германии, показывает, что государственные люди страны, и во главе их князь Бисмарк, своевременно оценили значение рабочего вопроса и, настояв на издании наиболее существенных по нему законов (о государственном страховании рабочих, о союзах их, стачках и т. д.), взяли рабочее движение в свои руки» 115 . На государственном уровне европейский опыт, хотя и несколько запоздало, признается удачным. Сопутствующие индустриализации социокультурные тенденции, такие как политизация народа, озлобленность рабочих и распространение в их среде хулиганства, приводят в 1905 г. к окончательному появлению в России двух явлений, противоположных по духу вере и империи, власти церковной и государственной, – социализма и атеизма. «Разменявшись на мелкую монету, социальная демократия сделалась не только понятной русскому рабочему, но и явилась ощутимой защитницей его несложных интересов» 116 , – писал в своей записке по рабочему вопросу начальник Московского охранного отделения С. В. Зубатов. Год 1905-й стал переломным для всего мира российской промышленности, после которого «отношение к рабочим в России оказалось в фокусе всей политической жизни страны» 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Robert J. Drummond, The Relation of the Apostolic Teaching to the Teachnig of Christ, p. 58) в Савле наличность «психологической борьбы» пред этим событием. 80 Поэтому преувеличенно заявление Erich Haupt " а, Zum Verständniss des Apostolats im Neuen Testament (Halle a. S 1896), S. 78, что Евангелие Павлово есть плод внезапного озарения, а уже прямо крайность, если Prof. L. Schulze полагает (Biblische Geschichte des N. Т. в Handbuch der theologisehen Wissenschaften von Prof. O. Zöckler I. S. 532), будто «seine (des Paulus) Bekehrung war weder historisch noch psychologisch vermittelt». 81 В этом смысле некоторые возражения по моему адресу со стороны В. (И.) М(уравье)ва совершенно напрасны, раз я не отрицаю ни исторической, ни «психологической» подготовки, почему автор борется не против меня, а против собственного недоразумения: см. его статью «Чудо пред Дамаском, или обращение иудейетвующего Савла в Апостола Павла» в журнале «Вера и Разум» 1903 г. 22, стрн. 610 сл., 23, стрн. 667 сл. 83 William Mackintosh, The Natural History of the Christian Religion, p. .342 sqq 360. 385. См. и Prof. Ernst von Dobschütz, Ostern und Pfingsten (Lpzg 1903), S. 26. 85 См. и Prof. Dr. Wilhelm Schmidt, Der alte Glaube und die Wahrheit des Christentums (Berlin 1891), S. 114. 87 Rev. J. Llewelyn Davies, The «Righteousness of God» in St. Paul в «The Journal of Theological Studies» II, 6 (January, 1901), p. 202. 88 Dr. G. Warneck, Pauli Bekehrung eine Apologie des Christenthums в «Der Beweis des Glaubens» 1872. S. 488–489. 89 Edward Caird, St. Paul and the Idea of Evolution в «The Hibbert Journal» II, 1 (October 1903), p. 8. Lizenziat Dr. G. Hollmann, Welche Religionen hatten die Juden als Jesus auftrat? Halle a. Saale 1905. S. 35. 90 Об этих внутренних предрасположениях см. W. В. Cuseels. Supernatural Religion III (London 1877), p. 551 sqq. (popul. ed p 892 sqq.). Henry St. John Thackeray, The Relation of St Paul to Contemporary Jewish Thought (London 1900), p. 7 sqq. Prof. Carl Clemen. Paulus 1: Untersuchung (Giessen 1904), S.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010