Иной увешан орденами, а сам сребролюбив и жаден, как Иуда, или нечист, как женонеистовый Исав. Так, мы гоняемся за славою человеческою, суетною и нерадим о славе Божией, истинной, вечной, гоняемся за славой мира сего и пренебрегаем славою небесною. Если бы мы искали всякий день славы Божией, то обращали бы каждый день, час, минуту строгое внимание на внутреннее состояние души своей, очищали бы помыслы непрестанным богомыслием, молитвою, чтением слова Божия, искореняли страсти, жили бы в любви, кротости, незлобии, доброжелательности, дружбе, были бы милостивы к ближним до самоотвержения, покорны старшим, целомудренны, воздержны и пр. и ни во что ставили бы неимение орденов, лишение богатства и пр. Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога [ Рим. 2, 28 – 29 ]. (Слава Тебе, Господи, за мысль благу.) 16 февраля Согрешил пред Богом и людьми – не стерпел пустяков: от свояченица Анны К. того, что она бросилась, вопреки желанию моему, запирать двери из гостиной в залу после того, как я отворил форточку в спальне своей и запер дверь спальни, ведущую в переднюю, так что воздух сквозной не мог проникнуть в залу, где были малые дети. Я запретил ей еще запирать другую дверь, и это возбудило ссору из-за моего укора за столом. Дело началось с прислуги Марьи, которую Анна К. отогнала из-за своего, а может быть, и ее каприза. Она не послушалась тебя, сказал я, и ты отогнала ее; так слушайте же и вы меня, а то и я вам откажу от дому. А они были очень своенравны, то есть Анна К. с некоторыми другими. Жена моя вступилась, стала жалеть сестру а та горевала. Причиною всему этому был я, нетерпеливый и самолюбивый и злой. Один человек назвал курение табаку непотребством, так как потребности в этом курении природа человеческая прежде не знала, а в настоящее время. Эта потребность ложная и вредная. 26 февраля. Недостойными устами, мыслию и сердцем благодарю Господа, помиловавшего меня, когда я взывал к Нему в сердце в духе покаяния о даровании мне прощения в неприязни к сестре Анне К.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Истинно хвалиться крестом Господа Иисуса Христа можно лишь тогда, когда «слово крестное», которое есть великая «сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ), глубоко напечатлеется в нашем сердце, проникнет все наше сознание, освятит нашу волю, приобщит нашу жизнь к священному подвигу крестоношения. «Как Христу подобало пострадать, дабы потом войти в славу ( Лк. 24:26 ), которую имел Он у Отца – говорит приснопамятный святитель Московский Филарет, – так христианину многими скробями надлежит войти в Царствие ( Деян. 14:22 ), которое завещал ему Христос ( Лк. 22:29 )... Как Крест Христов есть дверь Царствия для всех, так и крест христианина есть ключ Царствия для каждого сына Царствия. Вот, вкратце, сущность великого слова крестного». Митрополит Филарет. Слово в Великий пяток, сказанное в Александро-Невской лавре в 1813 году. – (Слова и речи, т. 1. 1803–1821. М. 1873, с. 32). " Кто хочет идти за Мною, – говорит Спаситель, – отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною« ( Мф. 16:24 ). Христианское крестоношение не представляет собой какого-то непонятного страдания ради самого страдания. Страдание несущего свой от Бога, от любящего Небесного Отца, ниспосланный жизненный крест христианина есть не простое бессловесное перенесение чуждых ему и противоестественных мучении. Нет, оно есть прежде всего радостное и жертвенное сострадание, сораспятие Христу, за нас умершему ( Гал. 2:19 ; 2Кор. 5:15 ), общение с Ним в жизни и в смерти. Оно есть многоплодная и самоотверженная деятельность, жизнь по заветам Христовым. »Тем прославится Отец Мой, – говорил Христос Спаситель в Своей прощальной беседе, – если вы принесете много плода и будете Моими учениками» ( Ин. 15:8 ). Учеником Хрисотвым может быть лишь тот, кто трудится не для себя только, но для всех, для своих ближних, для своего Отечества, для всей человеческой семьи. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13:35 ). И, конечно, верхом подвига христианского крестоношения является такая степень деятельной любви, при которой человек ради ближних своих не щадит и собственной жизни. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Итак, у меня уже раньше сжималось сердце, глядя на беспорядки, праздность и леность домашних, и хотело высказаться, и только искал я случая к тому. Случай этот представился, случай плотской, и я разразился гневом и негодованием, и сказал я жене и свояченице, что они живут без дела, без богослужения, без Таинств, а когда свояченица сказала, что тому, кто насказал мне об них невыгодно, она желает скорее подавиться, – я не мог более терпеть и встал из-за стола, только что начав обед, и ушел из дому, ибо крайне горько мне показалось такое выражение о сослуживце моем, да верно и обо мне. Виновен я, Господи, виновен, что не обуздал я своего рвения из-за вещи безразличной и дал волю смущению и самолюбивому движению гнева и зависти, ибо сам позавидовал сладкому скоромному их обеду и скоромному пирогу. Посему молю Господа, вразумив и наказав всех нас, просветить, примирить и помиловать нас и не допустить жить во вражде; свояченице же моей указать должность и место, да живет, как молодая и в силах и здравая женщина, трудами рук своих, ибо сие есть праведно. Что руководило мною в сегодняшней ссоре с домашними? – Вражия зависть довольной, без всяких трудов жизни моей жены и свояченицы. Виню себя в этом. Но мне следовало бы отечески радоваться, что домашние без забот и труда сыты, одеты, довольны и спокойны, хотя они и со слабостями, и заносчивы, и пересудливы, и злоречивы, и зложелательны! И зло им, и добро им! Я должен быть и к ним милосерд по слову Господа моего Иисуса Христа: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд [ Лк. 6, 36 ], ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных [ Мф. 5, 45 ]; и если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Как вы думаете: нищие и бедные не сыны и не дщери Божии, что они терпят недостаток во всем необходимом, что они презрены в этом мире у богатых и знатных? Не думаете ли уж, что они псы и хуже псов или что они не сыны и не дщери Божии, что они терпят недостаток во всем необходимом, что они презрены в этом мире у богатых и знатных? Не думаете ли уж, что они псы и хуже псов или что они не законные сыны, а вы, напротив, роскошествующие, пресыщающиеся, упивающиеся, вечно играющие, преукрашенные, как подобие храма, златом и сребром, – вы сыны и дщери Божии любимые? Не думаете ли, что вас Божество лелеет и, как мать на коленах, утешает за то, что вы богаты и знатны, что вы живете в богатстве и удовольствии всякого рода и умеете жить в мудрости плоти, что презираете свою братию и оставляете ее голодать и мерзнуть и прозябать без дела? О, если бы Божество так же мыслило, как мы, ослепшие и растленные в начинаниях и во всех предприятиях грешники, то, конечно, можно было бы так думать о богатых и бедных. Но взор Божественный и суд Божественный не то, что наш взор и наши кривые суды. Как отстоит небо от земли, так отстоят пути наши от путей Божиих, и мысли наши от мыслей Божиих [ Ис. 55, 9 ]. Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? [ Иак. 2, 5 ]. Любимцы счастия – большею частию не суть любимцы Божии; эти последние живут большею частию в бедности, в скорбях, болезнях, поношении, изгнании, они несут всегдашний крест в мире сем, они идут путем тесным и входят вратами узкими! Поэтому вы, любимцы счастия, этого слепого счастия, не мечтайте о себе, а вразумитесь и смиритесь. Мир прелюбодейный и грешный награждает своих любимцев за любовь их к нему, а не любящих его преследует и гонит. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек [ 1Ин. 2, 17 ]. Вечное же, конечно, лучше преходящего; поревнуем же достигать непреходящих и совершенных благ, преходящие презирая и разделяя их с неимущими, паче же с присными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Кто верный ценитель и судия дел наших, а следовательно, и праведный мздовоздатель? Един Бог, ведущий все дела наши (вем твоя дела [ Откр. 2, 2 ]) и испытующий сердца и утробы [ Пс. 7, 10 ]. Что если тогда, когда мы ищем себе награды и получаем награду – Он пишет нам осуждение за наше самосуждение и самохваление и за неодобрительные дела наши и за всё, что тайно деется внутри нас, за помышления злые, прелюбодеяния, любодеяния, завиды, за око лукавое, хулу, гордыню и под.? Как? – мы должны, непременно должны, по Евангелию и по суду Господа, непрестанно смиряться и осуждать себя, как согрешающие непрестанно и тяжко, волею и неволею, словом и делом и помышлением, а между тем мы ищем похвалы, наружных отличий, желаем, чтобы служебный список наш от начала до конца был исписан похвалами и отличиями! Что это? Насмеяние над Евангельским смирением? Что это? Забвение об Оке всевидящем? Отвержение делом от праведного Судии и Мздовоздаятеля? Или мы думаем, что и Господь произнесет об нас такой же лестный суд, как люди? Но, как часто бывает, что те же люди, которые ходатайствуют о нашем награждении (иногда против своей воли) в тайне злословят нас или иногда и явно смеются над искателями наград? То несомненно, что истинная доблесть не ищет наград, потому что стоит выше этих мелочных движений низкого самолюбия, а награды, если можно так сказать, ее ищут. Истинная доблесть смиренна и неискательна. Кто ищет наград, тот не познал себя, не познал духа Христова, ибо Христос сказал: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать [ Лк. 17, 10 ]. Не принимаю славы от человеков, сказал Господь [ Ин. 5, 41 ] и нас тому же учит, то есть неисканию суетной, минутной, ложной славы человеческой. Как вы можете веровать, говорил Он, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? [ Ин. 5, 44 ]. Видишь, искание славы человеческой обличает в нас душевное безверие и то, что мы не видим ничего дальше этого тленного и грешного мира!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Нав.1:15 .  доколе Господь [Бог ваш] не успокоит братьев ваших, как и вас; доколе и они не получат в наследие землю, которую Господь Бог ваш дает им; тогда возвратитесь в наследие ваше и владейте землею, которую Моисей, раб Господень, дал вам за Иорданом к востоку солнца. «[Бог ваш]». Как здесь, так и в других местах русского перевода слова, поставленные в скобках, заимствованы из славянской Библии. В последнюю приведенные слова, не находящиеся в еврейском тексте, заимствованы, вероятно, из Комплютенской Полиглотты или Альдинской Библии, где, как и в Амвросианском списке, читается: Θες μν, между тем как в Ватиканском и других древнейших списках, равно как в Сикстинском издании, читается: Θες μν – Бог наш. Славяно-русский перевод данного выражения является более сообразным, так как в дальнейших словах этого стиха и в еврейском тексте употреблены те же слова «Бог ваш», дословно (через μν) переданные в Александрийском списке и Комплютенской Полиглотте, между тем как в Ватиканском списке и Сикстинском издании «ваш» заменено словом μν – «наш». Угроза смертью за неисполнение распоряжений Иисуса Навина выражена согласно с Втор.17:12 : «кто не послушает священника или судьи, тот должен умереть». 14 Стан израильтян перед переходом через Иордан расположен был на Моавитской равнине ( Втор.34:1–3 ). Вблизи этого места возвышается гора Нево, с вершины которой Моисей видел все протяжение Ханаанской земли, которую и в настоящее время видят путешественники, сообщающие при этом, что с этой горы можно видеть самую высокую вершину Ливана Христ. Чт. 1886 г., май – июнь, с. 779). 15 В Москов. Греч. Библии 1821 г. слова πσαν γν υαων читаются в данном месте, между тем они отсутствуют в Александрийском списке. 17 Или по буквальному переводу с еврейского: «в продолжение трех дней», что более соответствует и греко-славянскому переводу: τι τρες μραι – еще три дня. 18 Обстоятельное рассмотрение других мест библейского текста, в которых употреблено данное спорное относительно точного своего смысла выражение, см. «Христ. Чт». 1873, ч. 2, с. 693–730 или в отдельном издании: «Разбор мнений современной отрицательной критики о времени написания Пятикнижия». Вып. I, 133–171.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нам нужно стяжать единое на потребу – любовь Божию, любовь к ближнему, самоотвержение, как корень всего доброго, ибо в самолюбии корень всякого греха. Оттого Господь и требует от Своих учеников прежде всего самоотвержения: если кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною [ Мф. 16, 24 ]; таким образом – отрекись привычки угождать чреву, пить вино; привычки сердиться на домашних или нищих, гонящихся за тобой; привычки засматриваться на женские красивые лица, на многоразличную красоту сделанных руками человеческими вещей, доводящих иных людей до пристрастия; бегай пристрастия самоугодия, привыкай находить удовольствие в отвержении своей воли и в исполнении воли Божией, закона Божия. Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных [ Лк. 14, 12 – 14 ]. Вот и я теперь с Господом и Церковью творю обед не для богатых и знатных, а для незнатных, маломощных, для вас, братия мои. Да они и не пойдут, если и звать их. Итак, предложим духовную трапезу, обильную не яствами, а бессмертною благодатию Духа, не опьяняющий сосуд вина, а дающую трезвое веселие духу, восхищенному зрением Божиих Таин и судеб вечных. 14 декабря Ну уж какое лютое беспокойство мне было от детородного члена ночью! Какой зной! Какая сласть! Только крестом, коим много раз знаменовался, удержался я от блудного разлияния. Это, вероятно, от выпитого утром молока (два стакана) и от рыбы, жаренной с солью и с маслом, за обедом, да и от сладкого чаю, выпитого в значительном количестве, первый раз внакладку, а другой вприкуску. Всякое излишество вредно. Во время соборования отставного солдата в доме Савельева нога крепко левая разболелась: стоять прямо не могу – и это, думаю, и верно, от излишества в молоке и рыбоядения. Поделом! Согрешил пред Господом, что на нищего прогневался и на жену мою за пустые опасения ее и укоризны; она назвала меня сумасшедшим, а я ее сатаною, до трех раз; таким образом, воздал уничижением за уничижение, ругательством за ругательство, злом за зло, между тем как сам учу других не воздавать злом за зло, бранью за брань. Согрешил пред Господом и людьми и пред саном своим ангельским и Господним! Помилуй, Господи. Обрати, Господи, прости, исцели, Господи; на стези любви, терпения, незлобия, наставь меня, Господи. Благодарю Господа, принявшего покаяние мое в злобе моей на жену и даровавшего мне мир, свободу и простор сердечный после тесноты и смятения (я, ходя по Господской улице, внутренно каялся и молился). Был я затем у Ивана Федоровича Пальянова и пил у него пиво баварское прозрачное и чай во славу Божию и на свое здоровье.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Напротив, аллегорическое понимание этих чисел не только не имеет ни одного из этих важных преимуществ буквального изъяснения, но и страдает крупными недостатками. Укажем вкратце на основание для буквального изъяснения рассматриваемых числовых выражений, а потом представим и подвергнем разбору один из образцов аллегорического толкования их. Совершенно определенно сказано новозаветным Тайнозрителем, что жена, т. е., Церковь , убежала, или улетела в пустыню от преследований змея, т. е., диавола, и питалась там, по одному изречению, в продолжении времени, времен и полвремени ( Апок.12:14 ), а по другому, еще более ясному, тысячу двести шестьдесят дней ( Апок.12:6 ). Сказано также тем же Тайнозрителем, что хотя змей и не мог поглотить жену (12:13:15, 16), но, тем не менее, вступил в брань с чадами её (12:17). У него же написано, что зверю из моря дана власть действовать сорок два месяца..., и дано было ему вести войну со святыми и победить их (13:6. 7). Равно и ветхозаветный Тайнозритель ясно написал, что у четвертого зверя напоследок вырос малый рог ( Дан.7:8 ), что этот рог вел брань со святыми и превозмогал их (7:21), что этот зверь есть четвертое царство, а малый рог есть последний по времени и самый страшный и сильный из царей этого царства (7:8. 23. 24), и что святые будут преданы в руку его до времени, и времен, и полувремени (7:25). Тому же ветхозаветному Тайно- —442— зрителю было открыто, что наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди (12:1), и что спящие в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (12:2); и открывавшей ему тайны будущего клялся Живущим во веки, что к концу времени, и времен, и полувремени и по совершенном низложении силы народа святого все это совершится (12:7). В другом, бывшем Даниилу, откровении прекращение жертвы и приношения, пребывание мерзости запустения на святом месте и гибель опустошителя отнесены к последней полуседьмице, которая есть полуседьмица лет (9:27). Время, времена и полувремя, полуседьмица, сорок два месяца, тысяча двести шестьдесят дней – самое разнообразие этих выражений, а также и то, что все они обозначают одно и то же, точно определенное, количество времени и встречаются не у одного, а у двух писателей, в двух разных книгах, дает основание считать эти числа не символическими, а понимать их буквально.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым [ Лк. 6, 32 – 35 ]. Как я верую доселе врагу, преобразующемуся в Ангела светла и подстрекающему меня ненавидеть свояченицу за праздность и леность? Разве враг желал когда добра кому-либо из людей? Не сильнейшим ли образом желает он всем зла и делает зло? Не прикрывается ли он благовидными предлогами, чтобы его козни не тотчас узнали? Не ищет ли он непрестанно поселить между членами семейства, товарищества, общества вражду и зависть? Истинно так. Итак, да не обидими будем от сатаны, не не разумеваем бо умышлений его [рус.: ибо нам не безызвестны его умыслы] [ 2Кор. 2, 11 ]. Господи! Соблюди нас имени ради Твоего святого! Замечательно, что присутствие врага во мне после вчерашнего питья вина (хересу) на поминках богатого и немилосердого купца и после курения дома табаку оказалось во мне икотою мучительною пред самою Херувимскою песнею и потом до причастия Святых Таин, после чего прошла эта икота; нервы были в крайнем упадке, голос прерывался, дрожал, был слаб; после обедни сделался понос от простуды ночью (или вечером в саду). Неоднократно была у меня и прежде икота. В чем должна выражаться любовь наша, как не в прощении обид, причиняемых нам ближними и в искренней молитве за них Богу, ибо все много согрешаем. Вот я сегодня помолился искренно сердцеведцу Богу о обидевших меня непослушанием и дерзкими ругательствами домашних, и Господь дал мне мир – о, если бы и им! А когда я одержим был духом негодования, вражды и мести, не было тогда мира в костех моих от лица грехов моих [ Пс. 37, 4 ]. Господи! Утверди во мне расположение любви и мира и в отношении обидящих меня. Иначе чем я докажу веру мою в Тебя, послушание Тебе, любовь к Тебе? Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего [ 1Ин. 4, 20 – 21 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но горе, если дома несогласие и раздор, – и в Церковь приносится то же. 24 августа Четверг. Утро. Боль в пояснице от невоздержания в пище: в постный день поел скоромное – сыр, масло, пирог слоеный с яблоками, лососину с соусом мучнистым. Согрешил пред Богом! Доселе, окаянный, не владею собою и чревом. Во время утрени были претяжкие искушения, смущения, разжжения (злобы) от диавола: он был во мне и я в нем из-за вчерашнего пресыщения и нарушения поста в тот день, в который Господь наш предан был на страдание и смерть (среду). Я продался, окаянный, диаволу за снедь и потому достойно мучим был от него. На дьячка Камнева ярился по действию вражию за его пиянство; врачую другого, а себя не врачую. Врачу, изцелися сам [ Лк. 4, 23 ]. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего [ Мф. 7, 3 – 5 ], – брось сам жадность, чревоугодие, пресыщение, злобу, ярость, зависть, смущение, гордость, блуд внутренний и проч., и тогда возможешь и врачевать братий. 24 августа Около четырех часов вечера. Благодарю Тя, Господи, за неизреченный Твой дар – дар милосердия, очищения, освящения, мира, свободы, исцеления и укрепления души и тела, ниспосланный моему недостоинству в причащении святых, пречистых, бессмертных и животворящих Твоих Таин во время и на литургии, мною совершенной Твоею благодатию, Твоею милостию, крепостию и силою. Аминь. Три класса в гимназии провел благополучно. 24 августа. Крайне тяжел был для меня сегодня пирог отца диакона Петра Алексеевича Софронова (именины), как крайне жирный, без супу, да и домашний, с морковью и яблоками. Вино, употребленное натощак, ошеломило меня, и я с крайним трудом служил вечерню и совершил крещение в церкви: скоромный пирог камнем лежал во внутренностях; крайние усилия, крайний крик делал я при чтении молитв крещения, чтобы не остаться немым, безгласным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010