Господь показал мне (человеколюбно) в нынешнюю ночь, что душа моя стоит в грунте сухом и бесплодном и остается совершенно без питания, так что только туда-сюда зеленые иголочки торчат на ней, а большая часть облетела. И в самом деле, душа моя как бы сосна или ель, утвержденная в сухом и совершенно бесплодном грунте – в пристрастии к земным благам, которые для души нашей не иное что, как каменный грунт. Между тем ей должно было бы стоять в грунте земли сильном и влажном – в Боге, или в крепкой вере и уповании на Бога и крепкой любви к Нему и к ближнему, ибо для души нашей один, если можно так выразиться сравнительно, грунт питательный и жизненный – это Господь Бог, или любовь, к Нему и от Него и ради Его прилежно распространяемая на всех, по образу и подобию Его сотворенных. В Нем душа обильно и с услаждением питается, зеленеет, тучнеет и цветет и приносит плоды, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что... ни делает, успеет [ Пс. 1, 3 ]. Страсти же плотские, в которых душа наша по слепоте своей живет, – это как бы грунт земной, каменный и совершенно бесплодный; если будет душа оставаться в этом грунте, то и остальная зелень ее спадет, и совершенно иссушится в ней Божественная жизнь, и, как мертвая, сделается она добычею имеющего державу смерти, то есть диавола [ Евр. 2, 14 ]. Да, душа наша, как и тело, устроена так, что она получает пищу и жизнь из сродного ей начала – Бога, как тело из сродного ему начала – земли; не в себе мы имеем жизнь, ибо мы и ничего своего не имеем, как не могли дать себе и бытия, а в Боге, Который указал душам нашим Себя Самого как пищу, питие, одежду, покой и вечное радование, сказав, что без Него мы будем мертвы душами своими (если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни [ Ин. 6, 53 ]), а телу, этому временному жилищу нашей души, указал на произведения земли – на хлеб, разные другие плоды и овощи и на воду и другие пития, – тленному тленные, сложному сложные, – и повелел нам не привязываться к ним сердцем, как не сродным богоподобной природе нашей души, которая бессмертна, а презирать и попирать их, когда они возмущают нашу душу, как прах ног наших, как брение путей, по которым мы ходим. Что же составляет пищу души нашей во временном нашем странничестве по земле? Как пища для младенца есть сосец матери, так пища для нас, младенцев о Христе, отрожденных 122 водою и Духом, есть Божественное Тело и Кровь нашего Господа, Творца сосцов матерних и млека матернего, Его Божественное слово и сердечная, покаянная, благодарная и славословная молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

да не будет у тебя... Не делай себе кумира, не приемли... Помни день субботний... Почитай отца... и мать... Не убивай... Не прелюбодействуй... Не кради... Не лжесвидетельствуй... Не желай... [ Исх. 20, 2–17 ]. Или: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... и ближнего твоего, как самого себя [ Лк. 10, 27 ], потому что он совершенно то же, что я. Сила моя и свет очию моего сердца, не остави меня. Един Сый! Помилуй мя, яко не сущаго, ибо ничтоже есмь без Тебя. Ты Сила моя, и Свет мой, и Живот мой. В одном священнике единой приходской церкви созерцай Того, Кто для нас стал священником по чину Мельхиседекову [ Пс. 109, 4 ]. В протоиерее каждой церкви созерцай образ единой Главы единой по вселенной Церкви – Христа; в епископе епархии (архиерее) созерцай по преимуществу образ Главы Церкви – Христа; и наконец, тем более в Синоде образ той же Главы – Христа; и сообразно с таким воззрением на них почитай их и повинуйся им, как Христу. Веровать сердцем в Церковь , исполнять ее учение и заповеди для спасения так необходимо, что в Символе Веры после веры в Живоначальную Троицу полагается необходимый член о веровании в Церковь . И действительно, в Церкви всё положено, что нужно для нашего спасения, как в сокровищнице: в ней истинное учение веры, просвещающее и спасающее души наши , в ней живоносные Таинства, как живые воды Святого Духа, чрез которые подается благодатная сила Божия ко спасению; в ней и надежное руководству к вечному животу: досточтимые, богомудрые правила благоповедения и живые примеры христианского жития. Завистливый человек скорбит, видя успехи и благоденствие брата. Зависть изменяет и помрачает лицо человека, делает его печальным, угрюмым и всего его внутренно связанным. Низкое, сатанинское чувство – зависть. Оно имеет в основании крайнее самолюбие и гордость, неуважение нравственных достоинств в брате, слепую вражду к нему, попрание Божия слова, Божиих законов любви, невнимание к ним. Я не хочу, чтобы брат мой имел то же, что я, чтобы он превосходил меня дарованиями и успехами в делах, чтобы делал такие же добрые дела, какие я делаю; не хочу, чтобы он получил ту же честь от людей, какою я сам пользуюсь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Да не укроется от тебя, что враг исконный омрачает тебя пред соборным служением литургии, и особенно в то время, когда переносятся Дары и говорится весь Царствующий дом. Он так омрачает и опутывает тебя в это время, что ты стоишь, как бы связанный и душевно и телесно; он унижает тебя донельзя в собственных мыслях, шепчет тебе, что ты пред глазами предстоящих должен только стыдиться себя и своего положения, между тем как ты в это время велик и положение твое, хотя последнего, также положение очень важное. В мнительности скрывается исконный лжец и человекоубийца: он представляет все в лживых и огромных размерах человеку мнительному. Это же заметь и в отношении к другим случаям, когда ты, совершая святое дело, стыдишься сам себя и того, что делаешь. Знай, что в подобных случаях враг входит в тебя и срастворяется с твоими мыслями и чувствами, – не верь ему. Его, губителя, легко узнать: он приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить [ Ин. 10,10 ]; все, убивающее душу, – его дело (кроме наказаний Господних); все, оживляющее, умиротворяющее душу, – Божие дело: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком [ Ин. 10,10 ]. Помни, чем все кончится: мукою вечною в огне геенском или блаженством бесконечным в Царстве Небесном. Ты идешь как бы на гору или под гору – путем этой жизни; размысли, каков будет у тебя последний ступень, на что ты ступишь, кончив путь земной: на огонь преисподний или на небесную воду упокоения. Чтобы быть здоровым, надобно есть все: пищу самую разнообразную. В похотях есть всяк праздный [ Притч. 13,4 ], говорит Священное Писание, то есть сердце человека праздного подвержено постоянно страстям и похотям. Праздный человек легко подвергается зависти, ненависти, гордости, честолюбию и всякой страсти; праздный человек – самое подручное орудие диавола, потому что праздный – неогражденный сад. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле... Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек [ Пс. 72,25–26 ]. Да, Ты, Господи, должен быть для меня всем; ни из-за чего я не должен расставаться с Тобою, Боже сердца моего, или, по апостолу, ничто не должно разлучать меня с Тобою: ни высота, ни глубина, ни небо, ни земля, ни Ангелы, ни Начала...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Диавол показал Господу Иисусу все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое [ Лк. 4, 5–7 ]. Это искушение Спасителя диаволом есть образ нашего искушения: и нас враг искушает почестями мира сего. И смотрите, как сыны века сего, обаянные врагом, алчут этих почестей и ради их кланяются врагу своему – диаволу! Каких средств не употребляют для того, чтобы добиться высшей почести, чтобы получить крест или орден, вместо того чтобы искать почестей вышнего звания Божия. Как щекочет каждого самолюбивое и гордое желание стать выше других или сравняться с теми, которые выше нас! Как поднимают многие свои головы, ставше выше своих собратий! Сколько внутреннего услаждения своими преимуществами! Сколько тайной радости, что они не хуже других, что они лучше многих, что они опередили достойнейших своих товарищей, которые при всей добросовестности своей, при всем усердии своей службы, при всех отличных дарованиях своих еще не получили того, что мы, благодаря только счастливым обстоятельствам и, может быть, своим проискам, получили. О! Это диавольское утешение! Это поклонение диаволу: эти люди падают и кланяются диаволу. Итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Братия! Будьте осторожны, не кланяйтесь врагу Божиему, да не отвратит от вас в день оный лица Своего Владыка и Судия всех. Июля 23-го дня 1861 года. Сюда относятся, кроме почестей, и великолепные одежды, служащие к тщеславию, и изысканное убранство квартир, званые обеды и всё, чем хочет человек снискать суетную славу мира сего. Все, изысканно ради тщетной славы одевающиеся и украшающие свои квартиры, кланяются диаволу, который лелеет их, как своих чад и усердных поклонников, побуждает их делать эти постыдные дела, распаляя их пожелания и прихоти. Но как это власть над вселенною и вся слава ее (временная) преданы диаволу? Верны ли эти слова врага? Царь вселенной есть един Господь, создавший ее: Моя вселенная и все, что наполняет ее [ Пс. 49, 12 ], говорит Он в псалме; равным образом слава есть Его единого на небеси и на земли, почему Он и называется Богом славы: Бог славы возгремел [ Пс. 28, 3 ]. Потому слова врага ложны с этой стороны. Но не справедливы ли с какой-нибудь стороны? Если разуметь под вселенною мир, во зле лежащий, и усердно ему служащих похотию плоти, похотию очей и гордостию житейской, то в таком случае слова диавола справедливы, ибо Сам Бог действительно подустил врага искушать грешный род человеческий, продавший ему себя чрез грех, и отдал, так сказать, во власть его: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги [ Иов. 2, 6 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Дивна Ты, Преблагосердая Владычица, в молитвах Своих. Се, я ношу образок иконы Твоей Тихвинской у груди своей в класс – и премудрость Божия льется, как река, с языка моего; свободно и широко сердце мое, свободен и язык мой – не так, как прежде. Слава Тебе, Преблагосердная! К тебе приходят гости, и ты в скупости сердца говоришь: не имамы зде токмо пять хлеб и две рыбы – и готов выпроводить своих гостей. Но слышен глас тебе Господа: не требуют отъити 265 от тебе гости – даждь им ты ясти [ Мф. 14, 17,16 ]. Господь твой всемогущ: Он из ничего может увеличить быстро твое достояние, как некогда пять хлебов и две рыбы в пустыне; предлагай без сомнения, с щедростию дары Божии людям Божиим и всегда старайся иметь с ними общение любви; не скупись: скупость – дело врага бесплотного, который, нося вечную бедность, окаянство и нищету в духе своем, внушает и нам помыслы недовольства всем, мнимой нищеты вещественными благами и учит нас вечно бедниться, скупиться и жадничать. Чтобы с верою несомненною причащаться животворящих Таин и побеждать все козни врага, все клеветы, представь, что принимаемое тобою из Чаши есть Сый, то есть един Сущий, что всё пред тем, что в Чаше, есть яко ничтоже. Когда такое расположение мыслей и сердца будешь иметь, то вдруг успокоишься, возвеселишься и оживотворишься от принятия Святых Таин и сердцем познаешь, что в тебе истинно и существенно пребывает Господь, и ты в Господе. Опыт. Аминь. 1861 г. Августа 12-го дня. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними [ Мф. 7, 12 ]. Ты, например, путешествуя по свету, желал бы, чтобы все иностранцы и иноверцы принимали тебя с радушием и угощали с щедростию и ласками и не делали тебе различия от них самих, не отделяли себя от тебя, как от русского и православного. Так и ты поступай с другими, кто бы они ни были – католики, лютеране, англикане, магометане, евреи или язычники: всех принимай с радостию, никого не чуждайся. Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым [ Деян. 10, 15 ]. За такой образ жизни и поведения ты стяжешь великую благодать Того, Кто сказал: молю... да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино [ Ин. 17, 20–21 ]. Не будь только с ними едино по мыслям, которые разделяют их от нашей веры и Церкви. Ибо общение в таковом смысле есть единомыслие лукавства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Для народа – потому, что, водворяя евангелие в жизнь общественную через христианскую политику правительства, оно вносит мир и радость в Духе Святом для всех граждан, оно распространяет повсюду правду Божию, оно растит то горчичное дерево, у которого и под которым все находят отдых, покой и усладу… Таким образом, пастырство православное, заботясь о христианской политике в государстве, не чуждое ему дело будет делать, не в определенные ему сферы деятельности будет проникать, а будет служить Царствию Божию и правде его, – их воплощению в жизнь народную. Научивший нас молиться к Отцу небесному: «Отче наш… да придет царствие твое, да будет воля твоя яко на небеси и на земли»…, первый призвал нас – пастырей – быть солью земли, быть светом миру, освещающим и просвещающим все концы земли и всякого человека. Отцы и учителя Церкви, согласно правилам апостольским, раскрывают пред нами самые широкие сферы пастырского воздействия и влияния на жизнь личную и общественную – народную. История Церкви научает нас безбоязненно, смело и открыто всем говорить правду Божию, повсюду светить светом Христовым, до собственного мученичества не допускать в жизнь общественную и государственную ничего не Божьего, темного, лукавого, всего, что от дьявола. Все же настойчиво требует от нас быть пастырями Божьими, а не послушниками правительственными или партийными, – быть осолителями жизни общественной, а не звать лишь к терпению и страданию, – быть общественными христианскими деятелями, а не храмовыми лишь требоотправителями, – быть громкими и смелыми глашатаями о Царстве Божием и о христианской политике, а не замыкаться лишь в личную веру с лицемерной оговоркой: то-де не мое дело, того де Христос пастырю не заповедал. Христос всю человеческую жизнь предоставил сквашивать именно пастырям; от них он требует и слушаться больше Бога, нежели человека. Поэтому если пастырь, где бы то ни было и при каких бы то ни был обстоятельствах и условиях, будет молчать, он не пастырь стада Христова: он наемник, который не брежет о своих овцах… К пастырю слово Апостола, которое он должен всегда помнить, вырезать на скрижалях сердца своего и выполнять, не смущаясь ничем и никем: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием… Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое». ( 2Тим.4:2:5 ). 4 Подробнее обо всем этом см. статью «Деятельность пастырей Церкви IV века по отношению к общественной жизни». Прав. Соб. 1860 г. т. 1. Читать далее Источник: Чельцов М.П. Православное пастырство и общественная деятельность//Христианское чтение. 1906. 5. С. 735-747; 6. С. 878–888.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Cheltso...

Для чего мы так часто празднуем воскресенье, и одно воскресенье в году так празднуем, что никакого другого праздника так не празднуем? Для того, чтобы вам чаще напоминать о вашем собственном воскресении, о вашем бессмертии. Встречайте же всегда воскресение с мыслями о своем воскресении, с уверенностию о своем воскресении. Для чего евреи торжественно всегда праздновали субботу и не смели ничего делать в нее, кроме дел самых необходимых? Для того, чтобы им помнить, что мир и все сотворено Богом, единственно по Его благости, из ничего, и чтоб чрез созерцание углубляться в этот день в рассмотрение милостей Божиих к людям, и чтоб благодарить Бога от всего сердца (не занятого ничем другим) за Его неоцененные благодеяния. Не делай в оный никакого дела ни ты... ни всякий скот твой... ибо в шесть дней создал Господь мир, а в день седьмой почил от всех дел Своих [ Исх. 20,10–11 ]. Мы теперь празднуем воскресенье, а не субботу, потому что это высшее дело благости Божией: мы, падшие от жизни в смерть вечную, воссозданы, оживотворены навеки воскресшим нашим Спасителем. В мире главный член Божия творения, драгоценнейшее Его создание, светлый лик лица Божия был человек. Но он пал, помрачился, умер – и все как будто помрачились: вся земля за него проклята, утрачен мир земнородных с Богом, потеряли люди благоволение к себе Божие. Но воскрес Спаситель и всех сооживил с Собою; примирил проклятую землю с небесами Кровию Своею – и вот опять на земле торжество жизни. Еще потому важнее субботы воскресенье, что видимый мир ничтожен в сравнении с душою человеческою как образом Божиим; и в воскресенье обновление образа Божия совершилось, то есть человека, приведение его от вечной смерти к вечной жизни; в воскресенье торжествует свою победу любовь Божия. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир?.. [ Мк. 8,36 ]. Для того чтобы я совсем не расслабел в служении Господу как иерей Его – по удобопреклонности плоти к лености в делах веры – Благопромыслитель Бог предал меня сатане, его искушениям огненным, чтобы закалить меня, чтобы очистить мое служение и сделать его для меня вожделеннейшим; Он предал духу смущения и боязни, который, наводя на меня непонятный страх во время службы, вырывал из сердца и из уст моих слова молитвенные и оставлял меня, посрамленного, палящегося от его стрел разжженных среди недоконченных молитв, – так что я стал, наконец, желать как величайшего блага непреткновенного служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Друзья благороднейшие! Эти неблагодарные люди стоят крайнего сожаления: они болят недугом бесчувствия и скупости – помолитесь об них. А вы находите для себя награду в христианских чувствах своей доброй, простой и щедрой души, в исполнении христианского долга гостеприимства и в надежде получить награду от Господа в тот век за каждый уломок хлеба, каждый из стаканов пития, которыми вы так щедро и радушно их угощали. Много есть неблагодарных на свете. Вспомните: Кто пришел к своим, и свои Его не приняли [ Ин. 1, 11 ]? Тот, Кем мир начал быть: В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал [ Ин. 1, 10 ]. Истинно говорю вам: и кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика (то есть ради Христа, потому что вы Христовы [ Мк. 9, 41 ])... не потеряет награды своей [ Мф. 10, 42 ]. И не преставайте быть добрыми и щедрыми. Если перестанете, вас победит злоба врага диавола, а не вы победите его. Но побеждай зло добром [ Рим. 12, 21 ], сказано. Врагу крепко не нравится добродетель гостеприимства – эта высокая христианская добродетель, свидетельствующая о взаимной христианской любви и уважении нашем друг ко другу, и он дышит злобою на людей гостеприимных и всеми мерами старается отклонить их от ней, большею частию неблагодарностию наших нахлебников. На молитве стоящего человека враг чем-либо старается возмутить в сердце, большею частию недоумением и сомнением, также попечением о чем-либо житейском; потому надо углубляться всем помышлением и всем сердцем в молитву и ко Господу единому зреть сердечными очами. Всё, что составляет меня, человека, живет единственно Богом и в соединении только с Ним, а разлучившись с Ним, крайне бедствует. Но жизнь души моей составляет мир душевных моих сил, и этот мир исключительно приходит от Бога. Есть, правда, и мир плоти, но это обманчивый мир, предтеча духовной бури; в нем дремлют люди, живущие духом мира. О таком мире говорит Господь: когда будут говорить люди: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба ( 1Фес. 5, 3 ); но мир духовный, происходящий от Духа Божия, различается как небо от земли от того плотского мира: он небесен, блаженнотворен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Дух Божий живет в Отце и исходит от Него, как в человеке благочестивом живет дух его, и исходит (вместе с Духом Божиим) на других в вере, и любви, и кротости, смирении, долготерпении, сострадании, милосердии, и почивает в нем миром, радостию, нестяжательностию, по Писанию: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам [ Мф. 6, 33 ]. Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2, 11 ). У человека три части: дух, душа и тело; в Господе Три Лица: Отец, Слово и Дух. В человеке душа яко Отец, дух человека яко Дух Святой, тело наше как Слово Божие, создавшее всё и носящее всё словом Своим. Враг где больше предусматривает духовной пользы от какого-либо духовного подвига или телесного и вместе духовного, там большую противопоставляет адскую силу воспрепятствовать подвигу тому. Так, например, на домашней молитве враг не так сильно нападает на священника (как и на мирянина), как на общественной в церкви; легче за вечерней и утреней, чем за литургией; легче в будни, чем в праздники при многочисленном собрании народа; легче, когда нет проповеди , чем когда есть; легче не в пост, чем в пост; легче, когда нет причастников, чем когда есть; легче во все другие праздники, чем на Святую Пасху и в Пасху – этот праздник праздников, неизреченною светлостию и торжественностию своею приводящий бесовские полчища в крайнюю злобу, зависть и досаду. Мая 27-го дня 1861 года. Пятница. Двенадцатый час вечера. Когда принимаешься за молитву домашнюю или общественную или за составление проповедей, возлюби тогда дело свое всем сердцем своим, и всею душою своею, и всею крепостию своею, и всем помышлением своим, как дело Божие, ибо только любя его всем сердцем, можно совершать его в духе и истине, но с двоящимся сердцем великий грех служить Богу сердца нашего, достойному любви всецелой и видящему все тайны. Когда сердце от каких-либо внутренних помыслов или пристрастий смущается, тогда знай, что плоть лживая, лукавая восстает на дух, поднимает свою голову, требуя себе пищи, и сейчас же подави ее гибельное восстание знамением креста и призыванием внутренним имени Иисуса Христа. Поступая всегда таким образом с помощию Господа Иисуса Христа, ты и в здешней жизни будешь наслаждаться спокойствием, и там получишь вечное блаженство. Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете [ Рим. 8, 13 ]... Дела плоти известны; они суть [ Гал. 5, 19 ]: самолюбие, гордость, честолюбие, нетерпение, раздражительность, ропот, противление или непослушание, сомнение в истине, маловерие, неверие, хула, лукавство, сребролюбие, любостяжание, скупость, зависть, ненависть, алчность к пище и питию, смех, блуд, любовь к развлечениям и утешениям земным, ворожба или гадание и подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Дымишь ты только Божий свет своими плотскими делами, а о делах правды не помышляешь. Но вспомни, что людям, сеющим в плоть, обещано вечное тление в огне геенском, и ты, как сырая головня, будешь пищею вечного огня. Куря свою сигару и вдыхая дым ее, впитывай в себя мысль, внедряй веру в свое сердце, что ты сам обратишься некогда в вечную головню, если будешь на этом свете предан одним удовольствиям чувственности. Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его [ Мф. 25,41 ]. Владычица умерла телом, но и по смерти жива, Она и спасает присно призывающих Ее всем сердцем. Из этого несомненно уверяюсь, что и я после смерти буду жить, как несомненно верно, что жива и после смерти Мати Божия. То же и другие святые – и они живы и спасают прибегающих к ним с усердною верою. Сколько залогов моего бессмертия! Хотя будущая жизнь – только в обетовании, но она так же несомненна, как настоящая. Писания святых пророков, апостолов и святых отец – фотография их душ святых или, точнее, фотография великого духовного Света – Бога (??? ???? 103 ). Вы – свет мира; вы – соль земли... [ Мф. 5,13–14 .] Этого света, этой соли – почти нет в столице. На триста тысяч православных христиан только шестьдесят церквей и двести человек духовенства белого. Капля в море. Великая ночь! Священная ночь! Спасительная ночь! Тогда как все спали, кроме пастырей, и никто не помышлял о великом событии, на землю сошел Единородный Сын Божий, Которым все сотворено. И как сошел! Тихо, незаметно, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю [ Пс. 71,6 ]. Не окружает Его величие небес, нет: Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек [ Флп. 2,7 ]; и не сияет Он неприступным светом Божества: Он – слабый Младенец, хотя и содержит Сам небо и землю; Он повит пеленами; Он испускает вопль плача, как мы; Он даже в яслях – потому что не нашлось для него и места в доме: потому что не было им места в гостинице [ Лк. 2,7 ]. Сияет, правда, невдалеке небесная слава: Архангел благовестит, да множество Воинств небесных, окруженных небесным светом, являются не спавшим пастухам и объявляют им, какое великое и всерадостное событие совершилось в эту ночь! Но Сам Царь Ангелов не допускает им сиять небесным светом при Своих яслях: Сам в уничижении, нашего ради спасения, – так могут ли окружать Его в небесной славе рабы Его? Если они явились в небесной славе пастырям, то для того, чтобы уверить их, что весть о рождении Спасителя миру принесена им с неба, – значит, весть истинная, несомненная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010