Святитель Феофан оживил преподавание нравственного богословия, включив в него «опыт аскетический и психологический» c. 113–114]. Он соотносил слова Священного Писания , святоотеческое учение и церковные установления с их осуществлением в жизни святых подвижников и угодников Божиих. По отзыву одного из студентов – выпускника XVI курса академии (1845 года) Константина Доброправина 5 , иеромонах Феофан показал, что «нравственное учение есть то же вероучение, только осуществленное в жизни и деятельности, и что христиане к сему должны постоянно стремиться как к главной цели своей жизни» c. 114–115]. Этого результата святителю удалось добиться благодаря тому, что его курс лекций был построен не только на глубоком постижении теории преподаваемого предмета, но и на собственном опыте, и на опыте известных ему подвижников, с которыми святитель общался лично или вел переписку. Осенью 1845 года было получено разрешение литографировать его рукопись «Практическое богословие» л. 10 об] на 180 листах. К сожалению, до нас не дошла ни литография, ни автограф этой рукописи, которая представляла собой черновик лекций, прочитанных студентам XVI курса c. 251]. Сохранились только конспекты уроков по нравственному богословию, по которым он преподавал на высшем отделении академии в 1844/45, 1845/46 и 1846/47 учебных годах 8]. Среди привлекательных для святителя Феофана сторон пребывания в столице можно назвать и работу в периодической печати, и широкий круг общения. При этом следует подчеркнуть, что вопреки принятому в светском обществе образу жизни будущий святитель искал общения не с сильными мира сего, а с единомышленниками – теми, кто подобно ему, более всего стремились обрести спасение во Христе. Обмен мнениями с такими людьми имел для святителя большое значение, учитывая его высокую самокритичность, крайнее недоверие себе 6 и правило советоваться с теми, кого он почитал опытными и искусными в духовной жизни, а также обладал дарованиями духовного просветительства. Весьма показательным является известный случай его обращения к святителю Игнатию (Брянчанинову) , которому в бытность тому архимандритом, он показывал свой конспект лекций по нравственному богословию. Об этом святитель Феофан вспоминал летом 1888 года: «Конспект пересмотрен с отцом архимандритом Игнатием, после бывшим архиереем Брянчаниновым, и им одобрен. Это было в 46–7 годах» В этой связи нельзя безоговорочно согласиться со словами племянника святителя И.А. Крутикова, составившего его биографию, о том, что «он повел преподавание новым путем и, можно сказать, самостоятельно» c. 113–114].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Second Advent Waymarks and High Heaps , p. 91./Вехи Второго пришествия и высокие горы, с. 91. Бейтс предупредил о пожарах «Весь ущерб от пожаров за последние два года составляет около 65 миллионов долларов, около 45 миллионов в нашей стране. В 1845 году примерно 38 городов понесли убытки на, почти, 31 миллион долларов; в большинстве случаев разрушены центральные или бизнес районы; помимо множества мелких пожаров стоимостью менее двадцати пяти тысяч долларов, а также тысяч акров леса, которые, вероятно, увеличили сумму примерно до сорока миллионов долларов, и, по многочисленным данным, в большинстве случаев они бушевали не контролируемые человеком». Second Advent Waymarks and High Heaps , p. 91, 92./Вехи Второго пришествия и высокие горы, с. 91, 92. … и наводнениях … «Море и волны ревут. Ужасные штормы и бури 1845 года и многие в 1846-м, конечно, не были превзойдены в прошлые века. … Наводнения и затопления в 1845–1846. Со времен Ноя, я думаю, у нас нет таких записей». Second Advent Waymarks and High Heaps , p. 92./Вехи Второго пришествия и высокие горы, с. 92. … и, конечно, землетрясениях … «Землетрясения. Я не буду останавливаться здесь на перечислении. В 1846 году в журнале Scientific American упоминается о более пятидесяти землетрясениях». Second Advent Waymarks and High Heaps , p. 93./Вехи Второго пришествия и высокие горы, с. 93. … и, что будет мор … «Мор. Азиатская холера, ужасный мор, летящий посланник Бога с обнаженным мечом в руке…». Second Advent Waymarks and High Heaps , p. 93./Вехи Второго пришествия и высокие горы, с. 93. Что касается голода, Бейтс обратился к апокрифической книге Ездры. «Ездра говорит: «семя потерпит неудачу от взрыва и града«. Он же говорит: «провизия будет дешёвой, и внезапно посеянные места окажутся незасеянными, (семена сгнившими под комьями) полные хранилища внезапно окажутся пустыми«. Вот исполнение: сотни и сотни наших кораблей почти постоянно покидают наши берега, нагруженные провизией из хранилищ, чтобы удовлетворить голод в Европе. Если рассказы о голоде правдивы, они будут продолжать идти до тех пор, пока наши склады не опустеют. Это не фантазия и не басня, а история и слово Господа Бога нашего . Пророчество Ездры начинает искать и гореть, как огонь».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/natsiona...

При военных действиях и усиленном движении войск, мне нельзя было, по особым обстоятельствам здешнего края, оставлять летом Литовскую епархию, сопредельную на протяжении трёх губерний королевствам Прусскому и Польскому. Притом же отлучаться из Вильна не дозволяло мне ожидание, действительно сбывшееся, посещения Высочайших особ. Посему, возложенную на меня обязанность обзора епархии Могилёвской, Минской и Полоцкой, совершил я по необходимости уже осенью, в минувших сентябре и октябре месяцах. Обязанность сию я понимал в том же смысле, как при подобных поручениях 1843 и 1845 годов, то есть удовлетворением заботливости правительства о положении воссоединённой паствы в тех епархиях – и потому настоящей рапорт будет как бы дополнением донесений моих Св. Синоду, от 12 июня 1843 и 8 июля 1845 годов. Как прежде, я нахожу излишним обременять Св. Синод подробностями и частными обстоятельствами; как прежде, обстоятельства сии были и теперь предметом личных моих объяснений с местными преосвященными и получили желаемое направление; как прежде, ограничиваюсь я и ныне только изложением общих выводов, разъясняющих существенное положение осмотренных мною епархий, не исключая и Литовской. Нет, кажется, уже надобности говорить о твёрдости и прочности воссоединения Униатов к Православной Церкви – десятилетий опыт лучше всяких доказательств; а смешение в одни паствы прежних и новых чад Церкви должно уверить самого неверующего. Естественные шероховатости обоих элементов час от часу изглаживаются между пастырями, а чрез них и между паствами. Сему весьма много способствовало принятие духовенством воссоединённым костюма, свойственного вообще духовенству Православной Церкви. Всех священнослужителей из белого и монашествующего воссоединённого духовенства, не отрастивших ещё бороды, имеется по четырём епархиям только 206, то есть едва десятая часть противу первоначального числа того духовенства; да и из сих 206 священнослужителей 96 оставили прежний костюм и облачились в форменные рясы, хотя и бреют ещё бороды.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Но если действовать с самоотвержением, то уже не надобно домогаться в чем-либо не нужном, а только произвольном, чтобы то было по-нашему. Если мы имеем свободу что-нибудь предложить ближнему, то и он имеет свободу принять или не принять предложение, и может быть по причинам более важным, нежели по каким мы располагаемся. Оставим же ближнему свободу в том, что не есть должность, и не будем судить неблагоприятно для него или для себя, потому что он поступает не по нашему мнению или желанию. То, что напоминает почитаемого преставльшегося, должно сохраняться между его ближними. Если что желаете употребить на благотворение, можете сделать сие сами, не возлагая труда на другого, может быть более Вас обремененного. […] 14 мая 1845 года Мир от Господа Вашему внутреннему человеку, да будет мир и внешнему. Не по недостатку участия не сказал я Вам слова участия, но думал, что не должно беспокоить Вас словом во время немощи. Кажется, Вам говорено было, что телу, не приобученному рано к трудам и лишениям, осторожно надобно налагать труд и лишение. Щадите тело и храните спокойствие души. Думать, что кого-нибудь не любим, не согласно с спокойствием души. Потому не надобно сего думать. А надобно молиться за ближнего с мыслью о своей обязанности и о воле Божией. […] 22 ноября 1845 года Если Господь даровал быть раю в душе Вашей, то и да сохранится он в ней, и Вы не оставляйте делать его и хранить посильным упражнением в добре и воздержанием себя от всего, что бывает не по воле Божией, а по своеволию человеческому. […] 24 декабря 1845 года От Господа благословение Вам, и мир, и вразумление о лучшем. Законом Вашим да будет воля Божия, внимательно познаваемая, а не человеческая. Хорошо и полезно любовию покрыть, если какая была нелюбовь прошедшая, и победить, если какая остается нелюбовь настоящая, и совершенно водворить любовь. Богу сие угодно и от Бога возможно. Но если Вы думаете, что местное сближение не приведет к сей цели, а угрожает затруднениями, избирайте, какие знаете, лучшие средства, не теряя из вида той же цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Г. Строганов 353 . Соловьев пробыл за границей два года (1842–1844 гг.). Проездом он посещал Берлинский университет, бывал, между прочим, в аудитории Неандера; в Праге познакомился и много беседовал об истории славянства и России с Шафариком и другими чешскими учеными 354 . Но главным местом его заграничных занятий был Париж. Здесь он много читал и много слушал, посещая усердно лекции Ампера, Кинэ, Ленормана, Мишле, Рауль-Рошетта, Ж. Симона, Ф. Шаля, также Фр. Араго 355 и Мицкевича. К изучению истории России он старался подготовить себя основательным знакомством с историей всеобщей, особенно с теми ее явлениями, которые имеют прямую или косвенную связь с фактами нашего прошедшего. Впрочем, и на чужой стороне не прекращались занятия отечественной историей: в Париже Соловьев если не писал, то обдумал и подготовил свою магистерскую диссертацию, которую представил факультету вскоре по возвращении в Москву, в начале 1845 г., выдержав перед тем экзамен на степень магистра русской истории. Возвратившись из-за границы, Соловьев чрезвычайно быстро прошел ряд испытаний, обязательных для ученого, ищущего профессуры, хотя эти испытания в то время были несравненно сложнее и труднее, чем стали теперь: так, публичной защите диссертации в то время предшествовал диспут в закрытом заседании факультета, чем приобреталось право на словесный экзамен и на публичную защиту диссертации. Выдержав магистерский экзамен в начале 1845 г., он дважды напечатал и в октябре того же года защитил магистерскую диссертацию: «Об отношениях Новгорода к великим князьям». Через год факультету была уже представлена им докторская диссертация: «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома» – объемистая книга в 700 страниц. Такая скорость тем удивительнее, что она не отразилась заметно на качестве ученой работы и что, в то время как писалась эта книга, автору ее пришлось работать над другим делом, самым трудным в ученой жизни профессора: в июле 1845 г., по предложению попечителя, он был избран в преподаватели русской истории в Московском университете, читать свой первый курс в университете, – а после защиты магистерской диссертации утвержден был на кафедре русской истории, впрочем, только в звании исправляющего должность адъюнкта, хотя уже имел степень магистра.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Сделавшись профессором, архим. Макарий по прежнему занимал одну из важнейших богословских кафедр в Академии, именно кафедру догматического богословия. В качестве профессора по догматическому богословию, архим. Макарий преподавал собственно две богословские науки: а) основное богословие, иначе называвшееся энциклопедией православного богословия, и б) догматическое богословие. Сверх того архим. Макарий читал лекции и по русской церковной истории, которую он некогда преподавал в нашей академии. Преподаванием основного богословия архим. Макарий открыл свои чтения по богословским наукам студентам XVI курса С.-Петербургской духовной Академии в 1843–45 учебном курсе. Для суждения о том, в каком объёме и в какой системе преподавал архим. Макарий основное богословие, мы имеем в своем распоряжении три программы, представлявшиеся Макарием в Правление Академии а) к декабрьским испытаниям 1844 г., б) к июньским испытаниям 1845 г. и в) к декабрьским испытаниям 1846 года. Таким образом, мы имеем данные для того, чтобы составить себе ясное представление о курсе основного богословия, читанном архим. Макарием в 1843–45– 1845–47 годах. В течении же этого же времени вполне определился у архим. Макария курс науки основного богословия. В 1847 г. этот курс был уже напечатан архим. Макарием под заглавием: «Введение в Православное Богословие». Это последнее сочинение архим. Макария было ничем иным, как только печатным воспроизведением его академических лекций по энциклопедии православного богословия, читанных в течении 1845–47 учебного курса. Судя по «конспекту основного богословия, преподанного студентам XVI курса С.-Петербургской «духовной Академии в первую половину 1843–44 г. 239 в предисловии», т. е. введении, иером. Макарий сообщал своим слушателям а) понятие об основном богословии, как введении в православное богословие, б) понятие о православном богословии, в) о предмете введения в православное богословие, г) об основных началах православного богословия и д) общее и частнейшее разделение основного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

29 апреля 1845 г. почти все миллеритские организации и их представители собрались в Албани (штат Нью-Йорк). На этой по сути дела всеобщей конференции американских адвентистов выступил сам Миллер с планом церковного обособления и объединения своих последователей. Однако присутствовавшие на этот раз не поддержали его планы. В ряде случаев позиции собравшихся разошлись диаметрально. Одновременно конференция констатировала ряд вероисповедных положений, которые должны были сыграть роль символа веры миллеритов. В итоге были заложены вероучительные основы адвентистской Церкви. Вот эти принципы, которые были приняты на конференции в Албани в апреле 1845 г.: 1. Видимое личное пришествие Спасителя в «скором, но неопределенном времени»; 2. Воскрешение мертвых – праведников и грешников; 3. Наступление 1000-летнего царства Христова после воскрешения праведных; одновременно отрицалось пророчество об обращении ко Христу всего мира до Его личного и видимого второго пришествия; отрицалось также и то христианское общее мнение, по которому все праведники сразу после своей смерти получают воздаяния в виде «наследия вечной жизни». Ко времени конференции адвентистов в Албани в 1845 г., как мы видим, авторитет Миллера среди его последователей перестал быть таким непререкаемым, каким он был ранее. К тому времени среди миллеритов появились и другие влиятельные проповедники, и деятели адвентизма. К числу ведущих адвентистских лидеров и проповедников середины 40-х годов следует отнести Георга Шторра, Т. Пребла, И. Кука, И. Бейтса, супружескую пару Джеймса и Эллен Уайт и др. Не получило одобрения на конференции в Албани предложение Миллера об организационном самоопределении адвентизма. Вопреки Миллеру, который остался на традиционных общехристианских позициях в вопросе о «загробных судьбах» людей, конференция в Албани одобрила иную, как было указано выше, точку зрения на этот вопрос. Новая трактовка этого вопроса, одобренная конференцией адвентистов в Албани, была связана с распространившейся в то время и так и оставшейся как один из вероучительных догматов адвентизма версией последователя Миллера Георга Шторра. Последний в 40-е годы опубликовал «шесть проповедей», в которых он стал отрицать бессмертие души, называя его даром Божиим, достигаемым через веру в Христа-Спасителя, и доказывал что мертвые до всеобщего воскресения будут находиться в бессознательном состоянии и что вечные муки грешников прекратятся в тот момент, когда они после воскрешения будут окончательно уничтожены. Миллер категорически выступил против концепции Шторра, но большинство делегатов конференции на этот раз поддержало не его. Проиграл Миллер в споре со Шторром и в вопросе об организации движения. Шторр, возражая Миллеру, выступил против придания религиозно-общественному движению, возглавляемому Миллером, церковного характера. Менее чем за год до конференции Шторр публично заявил, что «всякая человеческая организация в деле Божием есть Вавилон».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

В 1843 г. под церковным запрещением оказался Пьюзи. После проповеди «Святая Евхаристия: утешение кающемуся», в к-рой он, ссылаясь на св. отцов, убеждал, что в таинстве Евхаристии происходит действительное пресуществление Св. Даров, ему в течение 2 лет было запрещено проповедовать. Несмотря на возникшие сложности, именно Пьюзи после ухода Ньюмена стал лидером О. д. К кон. 50-х гг. XIX в. О. д. перестало быть исключительно университетским явлением, распространившись за границы Оксфорда. Акцент ставился не на теологических дискуссиях, а на практической деятельности: развитии духовной жизни в приходах, сакрализации англикан. богослужения. Как отмечалось в христ. прессе того времени, «то, что двадцать лет назад проповедовалось только в одном месте, теперь можно услышать во всех регионах страны...» (The Christian Remembrancer. L., 1866. Vol. 51. P. 168). Под влиянием идей О. д. в 1840-1870 гг. развивало деятельность Кембриджское кемденское архитектурное об-во, одними из главных задач к-рого стали сакрализация храмовой архитектуры и строительство церквей в неоготическом стиле. Появились монашеские общины. Возникло движение ритуалистов - священников, использовавших во время богослужений церковное облачение, напоминавшее католическое, ладан, свечи и т. д. Количество приходских священников-трактарианцев росло: от 141 в 1845 г. до 442 в 1870 г. (цит. по: Стецкевич. 2012). Благодаря их усилиям в Церкви Англии утвердилась традиция более частого причащения, возродились индивидуальная исповедь. Лит.: Church R. W. The Oxford Movement: Twelve Years, 1833-1845. L., 1891; O " Con-nell M. R. The Oxford Conspirators: A History of the Oxford Movement, 1833-1845. L., 1969; Yates N. The Oxford Movement and Anglican Ritualism. L., 1983; Соловьёва Т. С. Оксфордское движение: Борьба за церк. возрождение в Англии//АиО. 2000. 3(25). С. 334-353; Стецкевич М. С. Основные идеи Оксфордского движения//Религиоведение. 2010. 4. С. 49-55; он же. Совр. проблемы историографии Оксфордского движения//Религия в меняющемся мире. СПб., 2012. С. 228-244; он же. «Движение внутри движения»: Путь Дж. Г. Ньюмена от англиканства к католицизму//ФН. 2014. 5. С. 57-71.

http://pravenc.ru/text/2578259.html

8 января 1845 года Благодарю, отец ректор, за Ваши замечания на текст святого Геннадия 472 . Иными я воспользовался, иные принял ради послушания. Об одном желал бы, чтобы Вы не настояли. Правило «люби бесчестие» иному покажется преувеличенным, а иной по сему правилу вздумает делать беспорядки, чтобы понести бесчестие. Лжеподвижники сего рода есть в глазах. Односторонности устраняются и смысл правила истинный определится, если скажем «люби незаслуженное бесчестие». Тут не прибавление, а перевод истинного смысла правила. […] 23 января 1845 года Имейте мир. И не расстраивайте его воспоминаниями. Встреченное искушение должно принести опытность и осторожность и не мешать благодушному действованию по долгу звания, в уповании на Провидение, которому и поручаю Вас усердно. […] 16 августа 1845 года Письма к архиепископу Алексию 473 Будьте великодушны. В искушениях надобно не скорбеть бесполезно, а просить Бога об облегчении искушения и о милосердном охранении в грядущее время, о чем и молюсь с Вами. […] 20 августа 1847 года Провидение Божие не случайно попускает поражающие события, но или в наказание, или в наставление. Какое наставление можем мы заимствовать из случившегося? 474 Мало ли в свете ипохондриков и умоповрежденных, которые переносят неприятности своей жизни, и если не хранят сами себя, бывают хранимы Провидением? Почему это? Не потому ли, что в них прежде вкоренены были некоторые благие мысли и чувствования и были в их прежней жизни некоторые благие дела, вследствие чего не оставляет их совсем благодать охраняющая? Если же попускает враг душ играть жизнью человека, то не потому ли, что не довольно были в нем утверждены прежде начала добра, с которыми соединено бывает благодатное охранение? И так от случая сего рода служителям духовного просвещения надлежит обратиться к заботливому помышлению о том, довольно ли стараются они приобретать учению своему вышнюю силу против силы преисподней? Довольно ли оно глубоко проникает в души наставляемых? Довольно ли переходит в жизнь? С сими помышлениями прибегнуть к Богу и стараясь усилить в себе благую ревность было бы, конечно, справедливее, полезнее и угоднее Богу, нежели стараться несчастную смерть закрыть блистательным погребением.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Находя, что с распространением лжеучения о сведении браков поселяются между раскольниками разврат и беззаконная жизнь», и в то же время не надеясь много на привлекательную силу единоверия, правительство 23 января 1845 г. «предоставляет министру внутренних дел прекращать те дела о сводных раскольнических браках, по коим подсудимые изъявят согласие на браковенчание в св. церкви» 109 ; а это значило, что, вместо заключения браков по благословению наставников, власть приглашала поморских беспоповцев вступать в брачные союзы с благословения пастырей православной церкви. И хотя еще прежде 1845 г. власть церковная, как увидим после, прежнее свое узаконение, требовавшее от раскольников, желавших повенчаться в церкви, предварительного присоединения к ней 110 , отменила и позволила венчать не только поповцев, но и беспоповцев, без всяких ограничительных условий 111 ; но потому ли, что это разрешение делалось тайно и раскольники его не знали, или потому, что венчание в православных церквах и без присоединения многие из заблуждающихся находили «зазорным для совести», – только и после 1845 года большинство поморцев вышеуказанных губерний продолжало вступать в браки по своим обрядам. Это упорство заблуждающихся вызвало правительство на более решительные меры. 15 марта 1847 г. последовало Высочайшее повеление такого рода: «впредь до постановления общих правил относительно сводных браков раскольников в разрешении дел об оных руководствоваться Высочайшим повелением 28 ноября 1839 г., подвергая суду и наказанию, на основании 1 пункта сего повеления, только сводителей браков, а прочих, участвовавших в том, лиц подчинять духовным увещаниям и назиданиям» 112 . Это распоряжение, подвергавшее суду и наказанию сводителей браков, оставляло, по-видимому, в покое вступавших в сводные браки; но на самом деле и последние не изъяты были от ответственности. Того же года, месяца и числа последовал другой указ «о мерах к прекращению сводных браков», в котором повелевалось: «дозволить владельцам отдавать с разрешения начальника губернии в рекруты в зачет по наборам крестьян их, состоящих под судом за вступление в сводные браки» 113 . Мера эта, касавшаяся сперва одной Пермской губернии, в скором времени (22 июля 1847 г.) распространена была и на другие губернии – Тобольскую, Вятскую и Оренбургскую 114 – с таким дополнением, что за сводный брак имели право попасть в рекруты не только вступившие в такой брак, но и прочие, участвовавшие в том, лица, напр. родители сведенных, свидетели сведения и проч. Такия распоряжения «к прекращению сводных браков», вероятно, были гораздо действительнее, чем училища, которым указом 15 марта 1847 г. предписывалось учреждать в тех селениях, где существовали сводные браки, и которые, разумеется, никогда не посещались раскольниками, если, что сомнительно, и были учреждаемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010