Содержание Предисловие Введение Возникновение Глинской пустыни и ее Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Глава I Глинская пустынь и Путивльский Молченский монастырь (1648–1764) Глава II Глинская пустынь во второй половине XVIII – начале XIX века (1764–1817) Глава III Игумен филарет – строитель и возобновитель глинской пустыни (1817–1841) Глава IV Глинская пустынь в середине XIX века: ее старцы и духовное развитие (1841–1861) Глава V Духовная связь Глинской пустыни с Оптиной Глава VI Глинская пустынь в период настоятельства архимандрита Иннокентия (1862–1888) Глава VII Таблица 1. Послушания насельников Глинской пустыни в 1885 Глинская пустынь перед первым закрытием (1912–1922) Глава IX Глинская пустынь как центр духовного просвещения и возрождения старчества (1942–1961) Глава X Заключение Список литературы и архивных документов Примечания издателей     Тропарь Глинской иконе Богородицы, глас 4-й Днесь благовернии людие, осеняемии святым Богоматери образом, во умилении глаголем: Владычице, помози рабом Твоим в напастех, скорбех и болезнех, обременены бо грехми многими, и избави ны от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша. Кондак, глас 8-й Аще и многажды икона Твоя, Богородице, уносима бысть с места явления, обаче чудесне в пустыню возвращашеся, отонудуже всем верным подает благо потребное. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши. Молитва ко Пресвятой Богородице О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами праведных родителей испрошенная, Богу посвященная, и Богом возлюбленная. Кто Тебе не ублажит, или кто не воспоет Твоего преславнаго рождества? Рождество бо Твое бысть началом спасения человеком и мы, сидящии во тьме согрешений, зрим Тя неприступнаго Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию, паче бо Серафим возвысилася еси Пречистая; обаче приими недостойных рабов Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы наши. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благосердую Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная, и ктому возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты, непостыдная Надеждо наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных, неизреченных благ церствия небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго истиннаго Бога во святей Троице поклоняемаго Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Спасо-Прилуцкий монастырь, 2 класса, в 15 верстах от города Вологды. Основан в 1371 году преподобным Дмитрием Прилуцким (см. 11 февраля). В 1612 году он подвергался разорению от татар; в 1619 году был опустошен литовцами. Спасский двухэтажный собор построен в 1542 году; возобновлен после пожара в 1817. В нижнем храме почивают под спудом святые мощи преподобного Дмитрия и преподобного Игнатия (см. 19 мая). В иконостасе Спасского храма находится чудотворный образ преподобного Дмитрия, написанный преподобным Дионисием Глушицким; он взят был великим Князем Иоанном III на время похода его под Казань и возвращен им, по украшении его богатым окладом, в 1503 году; ежегодно 3 июня в память сретения образа преподобного Дмитрия бывает из Вологодского собора в монастырь крестный ход. В монастыре хранятся: фелонь, деревянный костыль и вериги преподобного Дмитрия. В юго-восточной и северо-восточной башнях монастырской ограды до сих пор сохранились так называемые мешки или каменные столбы с узкими внутри их помещения, куда заключаемы были важнейшие преступники. При монастыре школа с приютом и странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» 2-го класса (съ 1764 г.) необщежительный мужской монастырь въ Семенковской волости, въ 5 в. на С - В. отъ губ. гор. Вологды, при р. Вологде (при монастыре Монастырская платформа Московско-Ярославско-Архангельской жел. дор.). Основанъ въ конце XIV в. преп. Прилуцкимъ - другомъ преп. Радонежскаго и детей великаго князя Донского (+11 февраля 1392 г.). Въ 1613 г. монастырь былъ разоренъ татарами; въ 1618-19 г. разграбленъ литовцами, причемъ было сожжено более 200 чел.; въ 1811г. отъ неосторожности выгорела вся внутренность соборнаго храма. Въ 1812 г. въ монастыре в течение 3 месяцевъ сохранялись святыни, вывезенныя изъ Московскихъ соборовъ и монастырей. Храмовъ пять: 1) соборный двухъэтажный (построенъ въ 1537-1542 г. и перестроенъ после пожара 1811 года въ 1813-1817 г.): вверху во имя Всемилостиваго Спаса съ приделами: правымъ въ честь Господня и левымъ во имя св.князя Александра Невскаго; внизу (обновленъ въ 1885году) во имя преп. Прилуцкаго и въ князя Андреевича Углицкаго (+19 мая 1522 г. въ Вологде, въ темнице, после 32-летняго съ четырьмя приделами: правыми - во имя преп. Радонежскаго (обновленъ въ1892 г.) и въ честь Господня (устроенъ въ1786 г, и обновленъ 1886 г.), и левыми - во Господня (устроенъ въ 1788 г.; обновленъвъ 1886 и 1893 г.) и въ честь св. праведной Анны (устроенъ въ 1831 году; обновленъ въ 1886 и1893 гг.);

http://sobory.ru/article/?object=00237

Старая Русса. Церковь Иоанна Богослова. Кладбищенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Иоанна Богослова Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1817 и 1823. новая колокольня 1898. Год утраты:1951 (разобрана) Адрес: Новгородская обл., Старорусский район, г. Старая Русса, на Симоновском кладбище Координаты: 57.978835, 31.343271 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Кирпичная кладбищенская церковь в стиле классицизма, сооружённая в 1817-1823. Высокий четверик, завершённый небольшим пятиглавием, с небольшой трапезной, в которой помещался Живоносовский придел. Новая высокая колокольня пристроена в 1898. Закрыта в 1937, в годы войны повреждена, в 1951 разобрана. Ядрышников В. А. Архитектура Старой Руссы XII - начала ХХ века. М.-СПб., 2010, с. 311-315 Иоанно-Богословская церковь.   Прошлое Симоновщины. Церковь св. Духа. Иоанно-Богословгкая церковь. Перестройки ее и икона Богослова.   Симоновщина — место, знакомое для каждого коренного старорусца. — Это тихий, мирный уголок города, поросший березками плакучими и всякими иными деревьями. А внизу под деревьями стоят кресты да памятники намогильные. Не слышно здесь шума и смеха игривого, все здесь объемлет покой... И только пение надгробное, порою вопли, или тихий плач, удары заступа и стук замерзших комьев земли о крышку гроба нарушают покой; да нет, не нарушают — это только отзвук охватывающего все покоя. На большом пространстве раскинулись могилки усопших православных христиан на тех как раз местах, где когда-то кипела жизнь... Целый ряд преданий сохранился об них из древних времен. По одним преданиям (Полянский), эта земля издавна принадлежала Московскому Симо­нову монастырю. Здесь будто бы стояла и монастырская варница. По другим преданиям, она принадлежала богатому солепромышленнику, московскому купцу Симонову, и вся была застроена варницами да амбарами.

http://sobory.ru/article/?object=48499

Старое Никулино. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Владимирской иконы Божией Матери , Михаила Архангела , Митрофана Воронежского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1817. Адрес: Ульяновская область, Цильнинский район, село Старое Никулино Координаты: 54.40669, 47.584788 Проезд: По трассе 1Р178 едем в сторону Тагая, в самом Тагае поворот направо (ориентир: автобусная остановка, указатель на Алексеевку. Единственная асфальтированная дорога направо. Если вы видите указатель “Подкуровка”, значит проехали). Напротив поворота АЗС. Дорога идет через лес, многочисленные повороты. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда По трассе 1Р178 едем в сторону Тагая, в самом Тагае поворот направо (ориентир: автобусная остановка, указатель на Алексеевку. Единственная асфальтированная дорога направо. Если вы видите указатель “Подкуровка”, значит проехали). Напротив поворота АЗС. Дорога идет через лес, многочисленные повороты. Хороший асфальт чередуется с ямами. Километров через 15-20 ремонтные работы, щебеночное покрытие (инфо на 30.07.2017). На первом цивилизованном повороте проезжаете прямо, направо - главная дорога, мы остаемся на второстепенной. После небольшого подъема на горку знак “Старое Никулино”, церковь через 50-70 метров после знака, по правой стороне. По Яндексу - 64 км от центра города. С учетом нескольких реверсов время поездки 45-60 минут. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты По словам старожилов, в Старом Никулине находится полуразрушенный храм Владимирской Божьей Матери 1817 года постройки. Возведение его было посвящено победе русского оружия в войне с Наполеоном. До революции в храме хранилась чудотворная икона Владимирской Божьей Матери, которая и явилась в Дубенках около родника. Икону вначале хранили в часовне около источника. Затем ее перенесли в приходской храм. С приходом к власти большевиков церковь была разрушенна, а ее главные святыни до сих пор не найдены.

http://sobory.ru/article/?object=25845

Церковная земля и церковные дома По упразднении Крестовоздвиженского монастыря, были отобраны в Синодальное ведомство все монастырские земли и угодья, да и самая погостная земля бывшего монастыря со всеми находившимися на ней зданиями, кроме церкви и колокольни, поступила также в ведение Св. Синода и указом от 6 окт. 1813 года отдана под жительство соборянам Успенского собора 155 . Монастырские здания частью сломаны, и на их месте воздвигнуты новые, частью же перестроены. В сентябре 1817 года соборяне введены в Крестовоздвиженский дом 156 . Так как, с образованием Крестовоздвиженского прихода, к Крестовоздвиженской церкви были приписаны три церкви: Николаевская, на Моховой, Николаевская и Благовещенская, на Старом Ваганькове, то и земельные участки этих церквей поступили во владение Крестовоздвиженской церкви. Впрочем, эти участки недолго были в церковном владении. Прежде других отошел участок Благовещенской, на Ваганькове, церкви, находившийся «в Тверской части, 4 квартала, под 381, 382, 383 и 384, в проулке Здвиженском» (Ваганьковском), на месте дома, принадлежащего теперь г. Семенову. Земля, имевшая по уличной линии Ваганьковского переулка 17 саж. 2½ ар., простиралась в длину, по направлению к Крестовоздвиженскому переулку. почти на 47 саж. и в заднем поперечнике имела около 6 саж. Всей земли было 541 кв. саж., которая, по табели об оценке, стоила 2,705 руб. Землю эту «яко впусте лежащую» просил у преосвященного Августина в вечное и потомственное владение Синодальной Типографской Конторы директорский товарищ коллежский ассесор Павел Левашев 157 «дабы ему жить ближе к Типографии и тем более средств (иметь) к надзору за вверенной ему Святейшим Синодом должностью». Резолюцией преосвященного Августина земля отдана просителю безвозмездно, о чем и сообщено московскому главнокомандующему 26 янв. 1817 года 158 . От Николаевской, на Моховой, церкви перешло церковной земли 317 кв. с. Эта земля в 1836 году «с надлежащего разрешения», как сказано в Клировой ведомости, была продана с торгов московскому купцу Михаилу Смирнову по 43 руб. за квадратную сажень, каковая продажа утверждена 21 сент. того же года 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Югостицы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Предпогалают, что название села Югостицы произошло во время Литовских войн, когда крестьяне постоянно опасались появления «гостей с юга». В 1817 году село перешло к князю Белосельскому-Белозерскому, который назвал усадьбу «Световид». Пятиглавая Покровская церковь с высокой колокольней была построена в 1853 году. В основание церкви положена медная доска с надписью: «В лето от Рождества Христова 1853 г., в царствование Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского Николая 1-го, заложен храм сей, во имя Покрова Божией Матери, усердием наследников князя Белосельского-Белозерского " . Строил храм крестьянин Тверской губернии под наблюдением архитектора Романова. Храм освятили 1 октября (по старому стилю) 1859 г. Сначала он был холодным, но в 1874 году сделан теплым. До революции 29 октября в праздник Преподобной Анастасии вокруг погоста проходил Крестный ход и служился водосвятный молебен в часовне на берегу Череменецкого озера. Бытует легенда, что обычай этот возник когда «литовские люди», ограбив Петровский погост, хотели с добычей переправиться сразу в Югостицы, но потонули в болоте. Информация: http://www.countrysite.spb.ru/ISS/Luga2.htm#17 Село Югостицы находится в 155 верстах от Петербурга и в 25 верстах от Луги; называется так, по сказаниям старожилов, оттого, что во время Литовских набегов крестьяне постоянно опасались пришествия " гостей с юга " . С 1817 г., когда село от помещика Неплюева перешло к князю Белосельскому - Белозерскому, оно названо " Световид " по видному своему положению. Посему, в официальных документах оно и теперь называется " село Световид, Югостицы тож " . Село находится в 200 шагах от Череменецкого озера и близ реки Куксы, впадающей в озеро. Прежняя деревянная церковь во имя Покрова, с 2 приделами Архистратига Михаила и св. Николая, устроена была в 1694 г. помещиком Стефаном Евстафиевичем Зиновьевым и в том же году, по благословению Новгородского митрополита Корнилия, освящена. Антиминсы главного и боковых престолов были позднейшие, освященные в 1826, 1842 и 1843 гг. Строенная без архитектора, она была самой незатейливой постройки. Ныне эта церковь уничтожена и едва приметно место, где она стояла.

http://sobory.ru/article/?object=03484

17. Гиппиус З.Н. Воспоминания. – М.: Захаров, 2001. – 460, с., л. ил. 18. Голубцов С. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917 – 1922 гг. – М., 1999. – 208 с. 19. Голубцов С. Профессора МДА в начале XX века. – М., 1999. – 124 с. + портр. 20. Гринякин Н. «Кого ищите»? К ищущим «новопутейцам» о «Новом пути», «плоти» и «браке»//Миссионерское Обозрение. – 1903. – 10. 21. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская литература в XVII – XX веках. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – 1056 с. 22. Заседание членов Высочайше учрежденной комиссии по разбору и описанию Синодального Архива//Прибавления к Ц Вед. – 1906. – – С. 513 – 514. 23. Здравомыслов К. О мерах к охранению вещественных и письменных памятников родной старины//Прибавления к Ц Вед. – 1906. – – С. 392 – 394. 24. Здравомыслов К. Пятидесятилетие Высочайше утвержденной Комиссии по описанию Архива Святейшего Синода//Приложение к Ц Вед. – 1915. – – С. 2446 – 2452. 25. Иларион (Алфеев) , епископ. Священная тайна Церкви. Т. 1 – 2. – СПб.: Алетейя, 2002. 26. Ильин И.А. Русские писатели, литература и художество. – Вашингтон, 1973. – 285 с. 27. И[оанн] П[ашин], священник. Протоиерей Василий Иоаннович Завитневич (некролог)//Минские ЕВ. – 1817. – – 20. 28. Ионов А.С. Архивы Русской Православной Церкви в 1917 – 1921 гг.: Дипломная работа выпускника Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета. Научн. руководитель – проф. Е.В. Старостин. – М., 2003. – 149 л. + 77 л. прил. (рукопись). 29. История Владикавказской епархии. – http://ive1875.narod.ru 30. История исторической науки в СССР Дооктябрьский период. Библиография. – М.: Изд. Наука, 1965. – 703 с. 31. История Русской Православной Церкви в XX веке (1917 – 1933). Материалы конференции. – г. Сэнтендре (Венгрия): изд. Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене, 2002. – 580 с. 32. Жертвы шляхетско-ксендзовского мятежа//Вестник Юго-Западной и Западной России, 1863. – Т. II. – С. 91 – 93; Т. IV. – С. 56 – 58.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1 Petavius. Opus de theologicis dogmaticis (Петавий. Сочинение о догматах богословия), т. I, кн. 1, гл. 12 и 13; т. 3, гл. 5 (изд. Thomas, 1864. pp. 145—160; 273—276). 2 M.Jugie. Статьи Palamas («Палама») и Palamite («Паламитство») в «Dictionnaire de theologie catholique» de Vacant et Mangenot, т. 11, стлб. 1735—1776 и 1777—1818. Его же: De theologia palamitica («О богословии паламитском») в его Theologia dogmatica christianorum orientalium («Догматическое богословие восточных христиан»), т. 2 (1933), стр. 47—183 (труд чисто доктринальный по своему характеру), а также несколько статей в «Echos d " Orient». М.Жюжи дает такую оценку богословию св. Григория Фессалоникийского: «И все же по попущению Божию это учение, в котором позволительно видеть наказание, было навязано как официальный догмат» (статья Palamas, стлб. 1817). S.Guichardan. Le problème de la simplicite divine en Orient et en Occident aux XIV et XV [e] siècles: Gregoire Palamas, Duns Scot, Georges Scholarios (С.Гишардан. Проблема божественной простоты на Востоке и на Западе в XIV и XV веках: Григорий Палама, Дунс Скот, Георгий Схоларий). Лион, 1933. Этот труд, весьма упрощенно истолковывающий учение, глубоко чуждое образу мыслей самого критика, заслужил справедливые упреки в рецензии В. Грумеля («Echos d " Orient», 38, 1935, стр. 84—96). 3 Основными биографическими источниками являются два «Жития» св. Григория Паламы, написанные двумя константинопольскими патриархами – св. Филофеем († 1376) и Нилом († 1387); оба они были учениками Паламы (P.G., т. 151, стлб. 551—656; 656—678). Среди исследований, посвященных жизни и деятельности Паламы, см. главным образом труд Г.Папамихаила «Св. Григорий Палама» (на греч. яз.). Александрия, 1911. Биографическая справка имеется и в уже упомянутой статье о.Жюжи, а также в статье Ф.Майера. Palamas в «Realencyklopädie fur protestantische Theologie», т. 14, стр. 599—601. Кроме того, ценные сведения можно найти в A.A.Vasiliev. Histoire de l " Empire Byzantin (Париж, 1932) (т. 2, гл. 9); этот труд дает общую картину политической, культурной и религиозной жизни Византии XIV и XV вв.; стр. 362—369 посвящены св. Григорию Паламе и так называемым «паламитским» Соборам. [Основным трудом о св. Григории Паламе является в настоящее время книга о.Иоанна Мейендорфа «Введение в изучение Григория Паламы» (Jean Meyendorff. Introduction à l " etude de Gregoire Palamas), Париж, 1959.]

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4114...

1. Мнение Преосвященного Филарета о бумагах доктора философии Ясской Эллинской школы Димитрия Годеля, представленных Государю Александру Павловичу 8 Декабря 1821 г. 26 дек. 1841 г. д. т. с. кн. Александр Голицын по Высочайшему повелению препроводил к Обер-Прокурору Св. Синода, хранившиеся у него по воле покойного Императора Александра Павловича, бумаги доктора философии Ясской Эллинской школы Димитрия Годеля. Бумаги сии состоят: 1) Письмо Годеля в Св. Синод от 1 июня 1821 г. 2) Молитва о благопоспешном шествии Христолюбивого воинства на Агарян. 3) Толкование на симфонию Ветхого и Нового Завета о событии грядущего, о кончине века сего, и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, изложенное некоторым неученым православным восточным недостойным христианином в пользу православных людей Божиих и всего человечества, когда раскаются. Провозглашено и посвящено верному Православному Царю Зоровавелю, от племени Иудина, Самодержцу и Заступнику Филадельфии Монарху В. Р. А. П. В лето искупления 1817 ноября 8. В Христианополе. Толкование разделяется на 7 глав, и на основании текстов Апокалипсиса и Св. Писания, доказывает, что царство Российское есть царство Давидово от племени Иудина или царство Христово, что ему предназначено сокрушить антихриста-Магомета, освободить единоверных Греков, поразить Западные народы, обратить Евреев и прочих нехристиан к христианству – тогда наступит пришествие Иисуса Христа, которое предназначается в 1988 году. В посвящении своем Государю, сочинитель просит о напечатании оного секретно и рассылке его к первенствующим пастырям Церкви для наставления верующим молиться о скором прекращении страшных дней и о соединении Церквей. В письме своем Св. Синоду Годель изъясняет, что толкование сие составлено святым мужем, проживающим на Афонской горе, который передал рукопись одному лицу для представления Императору Александру Павловичу, а от сего лица рукопись получена Годелем и отправлена им в Св. Синод с просьбою по рассмотрении представить Его Величеству. Бумаги эти были отправлены к Преосвященному Филарету, который дал о них следующее мнение: Мнение о сочинении: Толкование по симфонии В. и Н. Завета о событии грядущего и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1 Настоятельствовал с 1817 г. по день смерти — 31 марта 1841 г.; погребен в соборном храме Глинской пустыни. Жизнеописание его продается в книжной лавке той же обители. 2 Утвержден Святейшим Синодом в 1821 г. 3 Монастыри эти следующие: Святогорский — Харьковской губ., Белгородский — Курской губ., Бузулукский — Самарской губ., Щегловский — близ г. Тулы, Борисовская женская пустынь — Курской губ. и иные монастыри, преимущественно женские, в Уфимской, Оренбургской и других губерниях. 4 Надо полагать высокопреосвященного Михаила, митрополита С.-Петербургского, и архиепископа Филарета, потом митрополита Московского, которые, лично «познав духовную опытность Игумена Филарета, возлюбили его, как присного о Господе» (Рукописное описание Глинской пустыни, современное о. Филарету). 5 С требованием обращаться по следующему адресу: в г. Глухов, Чернигов, губ., настоятелю Глинской пустыни. Цена книжки 10 коп. При выписке 50 или более экз. обычная уступка. 6 Буквальное выражение о. Филарета в поучении на славянском языке. Это и все последующие примечания — от переводчика. 7 У о. Филарета по-славянски «не противясь приражению» с объяснением, что под этим следует понимать «искушение». Буквальный смысл сих слов, как их принято понимать, тут не имеет места. Искушению от диавола следует противиться, бороться. Мы перевели: «Не противясь изменяющимся обстоятельствам и скорбностям иноческого жития». Это те же искушения или испытания, только посылаемые от Бога, что и видно из нижеследующего. 8 По учению св. Григория Синаита, всякий подвиг телесный и духовный, не сопровождаемый болезненностью и не требующий труда, не приносит плода. Царствие Божие нудится и нуждницы восхищают е (Мф. 11:12). «Многие много лет трудились, но ради безболезненности этой были чужды чистоты и не причастны Духа Святого, как отвергшие лютость болезней» (Письмо о духовной жизни епископа Феофана. М., 1897. С. 188). 9 Надобно разуметь старца-руководителя в жизни духовной или духовника и настоятеля. 10 Рубрики сделаны переводчиком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2987...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010