К Дмитрию Тимофеевичу Мизко Д. Т. Мизко, родственник по матери знаменитого Могилевского архиепископа Георгия Конисского , род. в 1772 г. в гор. Борзне Черниговской губ., где его отец был священником. Учился в Черниговской семинарии, Киевской академии и Черниговском главном народном училище. Был сначала учителем математики в Черниговской семинарии, затем прошел целый ряд чиновнических должностей, и по выборам, наконец, получил место директора училищ Екатеринославской губернии (1807 г.), на каковом проявил много забот о прочном насаждении просвещения, как в этой губернии, так и в Херсонской, училищами которой управлял четыре года (1809−1813). В 1815 г., по экзамену в Харьковском университете, получил звание лектора изящных наук. Напечатал несколько речей, произнесенных при открытии школ и по другим случаям. Его биография (Памятная записка о жизни Д. Т. Мизко. Одесса, 1849 г.) отмечает, что «он обладал самыми разнообразными, по всем частям, сведениями», и до последних лет жизни обнаруживал интерес к книгам. Выйдя в средине 30 годов в отставку по слабости зрения, Д. Т. Мизко в 1837 г. ослеп совершенно, и последние десять лет жизни († 1847 г.) провел под тяжестью, как этого несчастья, так и других болезней и скорбей. Помещаемый здесь портрет Д. Т. Мизко взят из названной «Памятной записки». Печатаемое письмо к нему архим. Макария было уже издано в 1860 г. (1, 178−188). Здесь оно воспроизводится с маленькими добавлениями из оригинала, хранящегося в библиотеке Казанской дух. семинарии. Им дополняются данные об отношениях архим. Макария ко всему семейству Мизко. 1836 г. Июня 15 д. Бийск. 21 Достопочтеннейший благотворитель мой Дмитрий Тимофеевич. Как я Вам объясню те затруднения разнообразные, которые препятствовали доселе ответствовать Вам? И какое для Вас утешение из того произошло бы? Лучше просто скажу: простите ради Бога, и поверьте свидетельству совести, которая облегчает бремя виновности моей, утверждая, что я весьма многократно ответствовал вам в искренних чувствованиях, помышлениях и желаниях, которые предавал Вездесущему и Всеисполняющему Царю небесному.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Кайбелы (акватория Куйбышевского водохранилища). Церковь Илии Пророка. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Илии Пророка Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:1894. Год утраты:1955 (разобрана при расчистке ложа Куйбышевского водохранилища) Адрес: Россия, Ульяновская область, Чердаклинский район, акватория Куйбышевского водохранилища в 1,5 км к югу от села Крестово-Городище Координаты: 54.157686, 48.618598 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Тщанием прихожан в 1791 году в Кайбелах была построена деревянная холодная однопрестольная церковь – во имя пророка Илии. Первый храм здесь появился в первой половине XVIII века. По данным 1848 года, священно- и церковнослужители жили в собственных деревянных домах на обывательской земле, особого оклада не имели, поэтому их содержание оценивалось как скудное. Ближайшими церквями являлись две – Христорождественская в Крестово-Городище и Богоявленская в Тургенево. В храме находились копии метрических книг с 1780 года, исповедные росписи с 1828 года, опись церковного имущества 1830 года и другие документы. Должность священника с 1837 года исполнял Михайло Иванов (пономарский сын, из необучавшихся в училище), до этого с 1807 года служивший пономарём в Чердаклах, затем с 1817 года диаконом и с 1824 года священником в Крестово-Городище (до 1829 года). Дьячком с 1846 года являлся Михайло Яковлев, родной брат пономаря. Пономарём с 1845 года служил Феодор Яковлев. В 1842 году во время пребывания в селе Ерыкла Сенгилеевского уезда (современная Старая Ерыкла Теренгульского района) его вместе с причтом приговорили к штрафу за ложное показание по духовным росписям местных крестьян, бывших на исповеди, но потом простили. Но с пономаря, как и со священника, взяли подписку, согласно которой за пьянство и неисправность должности его временно отрешили от должности и для обучения чтению, пению и уставу направили в Симбирский Покровский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=52633

Киев. Церковь Рождества Христова на Подоле (старая). Шевченковская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Христова Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1809 и 1814. Год утраты:1930 (снесена) Архитектор:А.И. Меленский Адрес: Украина, г. Киев, ул. Петра Сагайдачного, приблизительно на месте существующей церкви Рождества Христова Координаты: 50.458976, 30.525365 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церковь постройки 1809-1814 гг. в архитектурном стиле классицизм. Рождественская церковь была поставлена на месте старой деревянной церкви, которую разобрали ещё в 1807 году, по проекту А.И.Меленского. Проект был разработан в 1808 году. Строительство церкви началось в 1809 году, а закончилось в 1814 году. В отличие от старой деревянной церкви, которая по плану 1803 года была сориентирована достаточно точно апсидой на восток, новая церковь был воздвигнута вдоль улицы своим боковым фасадом так, что её алтарь был ориентирован в юго-восточном направлении. Сооружение было размещено на углу главной улицы Подола, которая являлась началом дороги с Подола до Лавры. Значительный участок её сохранился и по сей день. Он находится между Андреевским спуском и Андреевской улицей. Улица простиралась ниже расположения церкви с ёё восточной стороны так, что сама церковь смотрела на красную линию четырёхколонным портиком на высоком стилобате со ступеньками, как это и предусматривалось проектом. Портик восточного фасада, который был повёрнут к горе, утопал в землю ниже уровня пола самой церкви. Пожар, охвативший Подол в 1811 году, и его перепланировка по проекту У.Гесте коренным образом изменило градостроительную ситуацию вокруг сооружения. Главная улица Подола, согласно этому проекту (ныне – улица Петра Конашевича-Сагайдачного), протянулась от западной стороны церкви, преобразовав утопающий ниже уровня пола задний фасад на основной, а основной (главный) с высоким портиком на стилобате очутился в середине застройки квартала. К тому же, улица расположилась таким образом, что западный портик, колонны которого очутились утопленными в землю, выдвинулся за её красную линию. Вышло так, что колонны очутились на нешироком тротуаре. Прокладка Владимирского спуска содействовала ещё большему возрастанию отметок земли.

http://sobory.ru/article/?object=52355

Киевский юродивый странник Иван Григорьевич Босый (Память 29 августа). Иван Григорьевич Ковалевский родился в 1807 году, в г. Киеве, где отец его занимался мелкой торговлей и происходил из старожилых киевских мещан. Воспитывался он под призором отца. Матери он лишился, когда ему был всего один год. Дитятей он был способен, восприимчив и весел, но, приходя в возраст, делался все угрюмее и скучнее... Храм Божий был всегда предметом его глубочайшей любви... Когда исполнилось 9 лет, отец определил его в Киевскую губернскую гимназию. Мальчик учился хорошо, где покончить ему не пришлось. По смерти жены, отец Ивана – Григорий сильно затосковал по ней, стал хиреть и в 1820 году скоропостижно скончался, оставив четырнадцатилетнего сына с малолетней сестрой Евдокией. Мальчик из гимназии вышел и доучиться уже не мог. Оставшееся же после смерти отца небольшое имущество было продано сиротским судом, и вырученные от продажи деньги были положены в общественный капитал коммерческого банка... Рано лишившись родителей, Иван определился в том же году в канцелярию Киевского губернского правления. Целых два с половиной года трудился он там почти безвозмездно, находясь на испытании при столе уголовной части, и, несмотря на оказанное прилежание, хорошие успехи и отличное поведение, все еще не был зачислен в штат. Только в 1823 году Иван Григорьевич Ковалевский был, наконец, принят и зачислен в штат 42 . С этого времени началась для юноши жизнь, полная лишений и невзгод. Переписка набело рапортов и предписаний, да подшивка разных бумаг к громадным «делам» занимала все дни службы. На руках у него находилась сестра, которую необходимо было содержать, а ничтожного жалованья, выдаваемого из правления, едва хватало на квартиру и прокормление. Трудно пришлось юному Ивану на первых порах жизни... Рано познакомился он с горем. Вечно серьезный, строгий и замкнутый, постоянно углубленный в думы, Иван Григорьевич держался от всех особняком и сумел удержаться от нехороших увлечений канцелярской молодежи. Одевался, как попало, кушал, что придется, а, если у него оставались в кармане мелкие деньги – раздавал нищим и убогим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кимры. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В самом центре Кимр на крутом волжском берегу в не столь еще далеком прошлом возвышался Покровский собор. По утверждениям современников, собор был очень похож на московский Успенский собор. Это подтверждалось не только его внешним видом, но и внутренним убранством. Всякий, кто видел Покровский собор впервые, был поражен его размерами и великолепием. Его пять вызолоченных куполов в ясную погоду были видны на 15-20 верст вокруг. Собор был главной достопримечательностью Кимр и гордостью кимрян. Храм, казалось, царил над окружающей его местностью. Очевидцы утверждали, что это был один из самых великолепных и грандиозных сельских храмов в России. В 1807 г. жители Кимр пережили страшное бедствие - пожар, от которого пострадало все большое торговое село. Огонь нанес повреждение и стоявшей на берегу Волги каменной Троицкой церкви, выстроенной еще в 17 веке боярином Ф.П. Салтыковым - владельцем села Кимры. Потрескавшийся от пожара купол храма грозил обвалиться, поэтому кимряне и решили выстроить здесь другую церковь. Денежные средства для этого были собраны по подписке прихожанами, главными жертвователями на постройку храма явились Д.В. Башилов с детьми и братья Малюгины. 16 сентября 1816 г. храм сей во имя Покрова Пресвятой Богородицы по благословению Преосвященнейшего Серафима, архиепископа Тверского и Кашинского, был заложен, а 30 сентября 1825 г. с благословения Преосвященнейшего архиепископа Тверского и Кашинского Ионы был освящен протоиереем Тверского кафедрального собора Иоанном Синициным при содействии местного духовенства. Вновь построенный храм имел три престола: главный, средний, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый - Всех святых, левый - святых апостолов Петра и Павла. Во вновь сооруженной церкви был устроен 5-ярусный иконостас, выполненный в византийском стиле. Высота иконостаса равнялась 22 аршинам, ширина 35 аршинам. Освещали храм пять паникадил, главное из которых, изготовленное из литой меди, посеребренное, весило 52 пуда.

http://sobory.ru/article/?object=21416

Кимры. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В самом центре Кимр на крутом волжском берегу в не столь еще далеком прошлом возвышался Покровский собор. По утверждениям современников собор был очень похож на московский Успенский собор. Это подтверждалось не только его внешним видом, но и внутренним убранством. Всякий, кто видел Покровский собор впервые, был поражен его размерами и великолепием. Его пять вызолоченных куполов в ясную погоду были видны на 15-20 верст вокруг. Собор был главной достопримечательностью Кимр и гордостью кимрян. Храм, казалось, царил над окружающей его местностью. Очевидцы утверждали, что это был один из самых великолепных и грандиозных сельских храмов в России. В 1807 г. жители Кимр пережили страшное бедствие - пожар, от которого пострадало все большое торговое село. Огонь нанес повреждение и стоявшей на берегу Волги каменной Троицкой церкви, выстроенной еще в 17 веке боярином Ф.П. Салтыковым - владельцем села Кимры. (Любопытный факт: дочь владельца Кимрской вотчины Прасковья Федоровна была в замужестве за царем Иваном, братом Петра Первого). Потрескавшийся от пожара купол храма грозил обвалиться, поэтому-то кимряне и решили выстроить здесь другую церковь. Денежные средства для этого были собраны по подписке прихожанами, главными же жертвователями на постройку храма явились Д.В. Башилов с детьми и браться Малюгины. 16 сентября 1816 г. храм сей во имя Покрова Пресвятой Богородицы по благословению Преосвященнейшего Серафима - архиепископа Тверского и Кашинского - был заложен, а 30 сентября 1825 г. с благословения Преосвященнейшего архиепископаТверского и Кашинского Ионы был освящен протоиереем Тверского кафедрального собора Иоанном Синициным при содействии местного духовенства. Вновь построенный храм этот имел три престола: главный, средний, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый - Всех святых, левый - святых апостолов Петра и Павла. Во вновь сооруженной церкви был устроен прекраснейший 5-ярусный иконостас, выполненный в византийском стиле. Высота иконостаса равнялась 22 аршинам, ширина 35 аршинам. Освещали храм пять паникадил, главное из которых, изготовленное из литой меди, посеребренное, весило 52 пуда.

http://sobory.ru/article/?object=49852

Койгородок. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты Село Койгородок - упоминается уже в писцовой книге 16 века. Сохранилось и его историческое название - Койгорт, что значит «дом у реки». На его территории немало архитектурных памятников. Один из них - Койгородская церковь Нерукотворного образа Спасителя. В 19 веке величественный пятиглавый храм возводили методом народной стройки. Каждый прихожанин приносил для изготовления кирпичной массы яйцо, молоко, известь. Добавляли глину и песок и получали кирпичи особой крепости. Такой, что когда в 1933 году церковь решили разобрать, даже взрывы не смогли разрушить кладку. Так устояла сельская церковь, в которой вновь, вот уже десятилетие, звучит молитва. Когда-то на территории Койгородского района было 6 церквей и 19 часовен, из них сохранились только две. И это достояние, это наследство, сельчане стремятся сохранить для потомков. Спасский храм для местных жителей - живая история села. Но сегодня внешний вид церкви красноречиво свидетельствует о необходимости ее скорейшей реконструкции. Разрушена колокольня, трапезная, обветшала крыша, нужен ремонт водостока. Да и внутри храма много работы. Для этого необходимы средства, помощь самих прихожан, благотворителей, руководства района. Спасская сельская церковь - центр духовной жизни округи. Уже на протяжении десяти лет руководит общиной настоятель храма игумен Власий. Во внимание к его пастырским трудам владыка Питирим вручил отцу настоятелю патриаршую награду – медаль преподобного Серафима Саровского второй степени. Союз. Православный телеканал.  http://media.tv-soyuz.ru Первый храм на территории современного села Койгородок упоминается в 1586 году в Писцовой книге Яренского уезда. Тогда на погосте Колгорт существовала часовня во имя св. Афанасия Великого. В 1678 году на погосте появляется церковь Нерукотворного Образа Спаса с тремя дворами церковнослужителей. Предшественница современной Спасской церкви сгорела в начале XIX века. В 1807 году прихожане Спасского прихода получают храмозданную грамоту от Преосвященного Феофилакта Епископа Вологодского и Устюжского на строительство вместо сгоревшей деревянной новой каменной церкви. В 1808-1810 гг. был устроен теплый придел во имя св. мученицы Параскевы Пятницы, а в 1816 году достроен и освящен главный Спасский храм. Рост прихода и малопоместительность храма побудили церковно-приходское попечительство ходатайствовать в 1895 году о расширении храма. В надежде на благоприятный исход своего прошения прихожане заготовили в 1896 году 250 тысяч кирпичей и собрали 1700 рублей. В 1897 году губернским инженером (Н. Пухловым?) был составлен проект на расширение церкви через обращение старого храма в трапезную, утвержденный Строительным отделением Губернского правления. В 1898 году Вологодская Духовная Консистория разрешила строительство.

http://sobory.ru/article/?object=13126

Красные Буйцы. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь была закрыта в 1930 г., был снесен купол и разрушена колокольня. Здание храма долгое время использовалось под магазин вплоть до 2006 г. Сейчас памятник разрушается, провалилась крыша, выбиты окна, разрушаются стены. Часть икон храма былли написаны известными художниками иконописцами 19-20 вв. Комаровским Владимиром Алексеевичем, Стелецким Дмитрием Семеновичем. Картины этих художников до сих пор украшают музей А.С. Пушкина и Третьяковскую галерею, Тульский областной художественный музей. Художники часто гостили и работали в Буйцах, имении графа Олсуфьева Юрия Александровича. Сразу следует отметить, что со времени основания и до ХХ века название " Буйцы " делили два рядом стоявших села, разграниченные глубоким оврагом с протекающей внизу речкой Сури. Северная часть местности, где сейчас больница, носила название Красные Буйцы, а южная (Галевка, Богдановка, Сафоновка) называлась Никольские Буйцы. Оба села имели свои приходы и на всем протяжении своего существования принадлежали разным помещикам. Современные границы Краснобуйцы приобрели только при СССР в результате объединения этих двух сел. Церковь, о которой пойдет речь, находилась в исторических Красных Буйцах. Приход в Красных Буйцах образовался так давно, что точная дата его возникновения забылась много лет назад. Само село впервые упоминается в 1682 году - царским указом московскому дворянину, князю Якову Ефимовичу Мышецкому ( ? - 1700), присоединили к его существовавшему с 1663 года владению в Епифанском уезде новые земли, на которых стояли основанные к тому времени Буйцы. В XVIII веке уже точно известно о наличии храма: в селе действовала деревянная церковь архангела Михаила. Вероятно, она появилась в начале данного столетия, когда Буйцами владел зять Мышецкого, видный деятель петровской эпохи Кирилл Нарышкин (1670?-1723). От Кирилла Нарышкина село перешло его сыну Семену (1710-1775). Поскольку тот пережил своих детей, Буйцы достались племяннику Семена, князю Александру Михайловичу Голицыну (1723-1807). С него-то и начинается история сохранившейся каменной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=06353

Липецк. Кафедральный собор Рождества Христова. Рождественский собор Карта и ближайшие объекты Христорождественский кафедральный собор — православный храм, расположенный на центральной площади города Липецка — Соборной. Архитектор — Томмазо Адолини. Строительство храма было завершено в 1842 году. Собор построен по указу императрицы Екатерины Алексеевны, благословению Святейшего синода и преосвященного Иннокентия, епископа Воронежского. Согласно традиционной точке зрения, строительство каменной соборной церкви Рождества Христова началось в 1791 году. Возведение храмовой части Христорождественского собора в основном было завершено к 1803 году, но освятить построенный храм удалось не сразу: произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора, сильно пострадал и основной объём здания. К 1805 году соборная церковь была вновь открыта усердием многих благотворителей, а 20 июня 1805 года освящён первый престол нового храма — во имя святого Николая Чудотворца. Главный соборный престол в честь Рождества Христова освятили 25 мая 1807 года. Именно с этого времени к Христорождественскому храму от Вознесенской церкви, который стоял на нынешней Театральной площади, переходит функция соборного храма Липецка. Третий престол в храмовой части (правый, в южном приделе) был освящён в 1816 году. В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле. Строительство её было начато в 1825 году, а завершено в 1835 году. В начале XX века на колокольне Христорождественского собора насчитывалось восемь колоколов. Самый крупный, весивший 489 пудов и отлитый в 1859 году, был перелит в 1900 году. После сооружения колокольни наступил довольно длительный перерыв в строительстве собора. И только когда разные по высоте и массе объёмы колокольни и храмовой части стабилизировались, была начата постройка трапезной. Каменная трапезная была пристроена в 1840—1842 годах, руководил работами протоиерей Андрей Иванович Калугин. Два престола в трапезной церкви были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в 1841 году (левый) и Воздвижения Животворящего Креста Господня в 1842 году (правый). Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма Липецка. В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности.

http://sobory.ru/article/?object=00983

Липецк. Церковь Вознесения Господня. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Строи­тельство здесь в первой половине XVIII в. каменного соборного храма как бы подтверждает претензии слобо­ды Липские железоделательные заво­ды на статус города. После строитель­ства в конце XVIII — начале XIX в. ново­го соборного храма во имя Рождества Христова бывший Вознесенский собор по-прежнему оставался особо любим жителями города. Строительство каменного храма в поселке Липских железоделательных заводов стало насущной необходимос­тью в 1730-х гг. по той причине, что де­ревянные церкви Рождества Христова и св. Димитрия Солунского уже не вмещали возросшее количество прихо­жан. Поэтому и было решено постро­ить новую более просторную церковь из более долговечного материла. Вознесенская церковь обозначена на плане Липских железоделательных заводов 1742 г. как вновь строящаяся. К 1751 г. строительство храма было за­вершено, и в том же году главный пре­стол его освящён во имя Вознесения Господня. Первоначально Вознесен­ская церковь не имела сооружённых позднее приделов и колокольни. Храмовая часть выглядела как двусветный четверик, перекрытый невысоким гранёным куполом с глухим барабаном с луковкой и четырьмя малыми главками по углам. Фасад храма был декориро­ван по углам спаренными пилястрами с капителями коринфского ордера, кра­сивыми наличниками, обрамляющими оконные проёмы и карнизом с сухари­ками по верху четверика. С восточной стороны к храму примыкала полукруг­лая апсида, перекрытая конхой, с запа­да — небольшая трапезная, в которой был устроен дополнительный престол во имя святого Великомученика и По­бедоносца Георгия — одного из самых почитаемых на Руси святых. После строительства Вознесенского храма площадь, на которую он выхо­дил, назвали Вознесенской, а улицу вдоль северного фасада — Церковной. В конце 1770-х гг. церковь стала собор­ным храмом городка, получившего в 1779 г. по указу императрицы Екатери­ны Великой наименование Липецк, и являлась таковой до 1807 г., когда был освящён главный престол нового со­борного храма во имя Рождества Хрис­това. В связи с этим 7 сентября 1810 г. был упразднён третий священнический штат Вознесенского храма, указ о чем был получен в Липецке 14 сентября. Священно- и церковнослужители Воз­несенской церкви после учреждения в 1805 г. генплана Липецка получили уча­стки земли в 59-м квартале. Причту храма принадлежал необходимый для пропитания участок земли за предела­ми города. Вознесенскую церковь всю вторую половину XVIII столетия, до строительства Христорождественского собора, в народе про­сто назвали каменной, в отличие от других деревянных храмов города.

http://sobory.ru/article/?object=36617

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010