Приятную особенность как этой; так и предшествующей работы, составляем то, что обе они, как видно из самых уже заглавий, составлялись, между прочим, на основании рукописного материала, найденного автором в архивах. Тоже, впрочем, следует заметить и о «Летописце преосвященных воронежских» (1794 г.), в котором, говоря о погребении м. Пахомия в воронежском Благовещенском соборе, Болховитинов цитует тоже какой-то «летописец» (этого собора?), без сомнения рукописный. Он, таким образом, еще на родине принимался розыскивать и обработывать архивный материал, что придает особенную цену его историческим трудам и что он не перестает делать почти во всю свою жизнь. Вместе с этою счастливою привычкою Евгений привыкает обзаводиться различными корреспондентами, которые своими сообщениями материалов помогли ему теперь 44 и еще более станут помогать впоследствии. На родине же определяются до некоторой степени и характер и направление трудов нашего историка. По характеру своему – это преимущественно «описания», то краткие, то обширные, где автор дает более фактов и цифр, чем объяснения или освещения их. По направлению – это труды исторические, частнее церковно-исторические, иерархические. Иерархическое направление церковно-исторических трудов ведет свое начало с ст., 45 но более всего оно принадлежит второй половине XVIII ст., когда сравнительно много стало появляться в печати различных росписей епархий, монастырей и церквей, (иногда) с описанием их, списков, росписей и каталогов преосвященных, с биографическими сведениями о них, и описаний или «исторических сведений» относительно наших духовных школ. Первою печатною статьею иерархического направления была «Роспись епархиям Всероссийской Империи, и какие провинции, города и уезды к каждой епархии принадлежат», отпечатанная Ф. Г. Миллером в его «Ежемесячных сочинениях» (1757 г., т. V, апр). В последних же, а также в «Старине и Новизне» 46 , в «Моск. любопытном месяцеслове» на 1775 1776, 1794, 1795 и др. года, в Древней Российской Вивлиофике 47 , в «Российском Географическом Лексиконе» (1788 г.) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

л. 16. Како самого настоятеля и братии друг друга обличати. – Выписки из тех же источников. л. 19 об. Какко обиды претерпевати. Выписки преимущественно из Златоуста и Марка постника. л. 21 об. О еже терпети от настоятеля досады и укоризны. – То же самое о братии. Выписки из тех же источников, а также преподобного Аммона, преподобного Исаии, св. Максима, Кирилла Иерусалимского . 66. О молчании и безмолвии. Рукопись в лист, 14 л., на синей толстой бумаге с клеймом 1809 г., без переплёта. Полное заглавие рукописи таково: Со Богом о молчании и безмолвии и житии тихом составлятися могущем, прежде всякого дела, от удержаний языка и кротка сердца. В немже и мала похвала от невежднических устен приносима Преподобному Отцу Исааку Сирину . егоже к концу и оглавление богомудрых словес его. Нач. Величайша согрешения и зело неудобоисцелна яже в начале в душы окаянных человек всея вселукавый враг и спасение нашего и чести, и безмертныя оныя святыя жизни сатана проклятый. Рукопись по своему происхождению увязана с Паисием Величковским . 67. Образ примирения грешного человека с Богом. Рукопись 1794 V., скороп., 4°, 233 лл. и 4 л. не нумерованных. На первом не нумерованном листе запись: «Списана сия книга с печатной 1794 года Брянского народного училища учителем Афанасьем Казмачок Вохловым, а переплетена в Киеве в бытность мою там 1795 года. Полное заглавие рукописи следующее: «Образ примирения грешного человека с Богом чрез десятодневное, и на всяк день по три краты в нем же, и самем собою безпамятным о себе грешником разглагольствие, с размышлением благодеяний Божиих, правилом ноне единожды в месяц приуготовления к доброй смерти, злобы греха, нужд жития человеческого, Евхаристии Пресвятыя, смерти, суда, геенны, и блаженства вечного, со рыданиями на всяк день, приуготовлением к тайне святого покаяния, и возбуждением к жалению о грехах сердечьному». За этим заглавием выписана аппробация книги, данная Сильвестром Лубинецким Руднецким экзархом киевской митрополии 8 мая 1756 г. 68. Словеса душеполезна. Рукопись конца XVIII в., скороп. 4°, 14 л., разбита, без переплёта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Чтобы докончить свое образование, в 1789 г. Карамзин отправился за границу; он лично хотел видеть тех знаменитых писателей, с которыми быль знаком по их сочинениям, видеть произведения искусства и высокое влиятельное положение в обществе, какое писатели имеют в Европе, поставляя литературную деятельность выше всякой другой службы, на которой бы можно было принести пользу своему отечеству. В полтора года он объехал Германию, Швейцарию, Францию и Англию; свои впечатления от виденных им стран и городов, свои посещения библиотек и музеев, свои беседы с разными знаменитостями европейской науки и искусства он описал в «Письмах русского путешественника», которые первоначально назначались для родных его, Плещеевых, а потом сделались общим достоянием всего русского общества. По возвращении из-за границы Карамзин вздумал посвятить себя литературе; он начал издавать «Московский журнал» и издавал его два года сряду (1791–92). Журнал нравился публике; в числе сотрудников его были Державин и Херасков; из собственных сочинений – Карамзина здесь были помешены «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь». Кроме того в Московском журнале помешались критические статьи Карамзина, в которых разобраны: «Кадм и Гармония» Хераскова, «Энеида, вывороченная наизнанку» Осипова, «Генриада» Вольтера, «Неистовый Орланд» Ариоста, «Путешествия Анахарсиса» Бартелеми, «Кларисса» Ричардсона, «Эмилия Галотти» Лессинга и «Ненависть к людям» Коцебу. Но срочная журнальная работа утомляла Карамзина; он вздумал заменить журнал сборником; в 1794 году вышел первый сборник «Аглая». Здесь были напечатаны «Цветок на гроб Агатона», «Нечто о науках и искусствах», «Остров Борнгольм», «Афинская жизнь», «Письма Мелодора к Филалету и Филалета к Мелодору», «Илья Муромец» и др. Одновременно с первой книжкой «Аглаи» Карамзин снова издал свои сочинения из Московского журнала в двух частях под заглавием «Мои безделки» (1794). В 1795 г. Карамзин издавал Московские ведомости. В 1796–97 гг. он напечатал другой сборник: «Аониды или собрание новых стихотворений» ( 3 части); стихотворения эти принадлежали Державину, Дмитриеву, Хераскову, Капнисту, Кострову и самому Карамзину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

1787       Duchesne L. Histoire ancienne de l’Église. T. 1–3. P., 1906–1910; англ. пер.: Early History of the Christian Church from its foundation. 2 vols. L., 1912; итал. пер.: Storia della Chiesa antica. 3 v. Roma, 1911; испан. пер.: Los seis primeros siglos de la Iglesi: (Historia critica). Barcelone, 1910; pyc. пер.: Дюшен Л. История ранней церкви. M., 1912. 1789       Leclercq H. Monsignor Duchesne//Dictionnaire d’archéologie chrétienne et de liturgie. T. VI, 2. P., 1925. Col. 2708 . O взаимоотношениях Дюшена c Ватиканом: Maccarrone M. Monsignor Duchesne e la Curia Romana//Monseigneur Duchesne et son temps. Rome, 1975 (Collection de l " École Française de Rome, 23). P. 401–494. 1793       Kraus F.X. (bearbeitet). Roma sotterranea. Die römischen Katakomben: Eine Darstellung der älteren und neueren Forschungen, besonders deijenigen de Rossi’s. Freiburg i. Br., 1879 (2. Aufl.). 1794       Kraus F.X. Über Begriff, Umfang, Geschichte der christliche Archäologie und die Bedeutung der monumentalen Studien für die historische Theologie. Freiburg i. Br., 1879. S. 24. 1795       Библиография o личности и деятельности Вильперта насчитывает десятки публикаций, см. список: Giuseppe Wilpert. Archeologo Cristiano… S. 650–656; Хрушкова Л.Г. Вильперт Й.//Католическая энциклопедия. M., 2002. Т. 1. Ст. 1003–1005; Heid S. Wilpert J.//PChA. Bd. II. S. 1323–1325. 1796       Saxer V. Zwei christliche Archäologen in Rom: das Werk von Giovanni Battista de Rossi und Joseph Wilpert//Römische Quartalschrift. 1994. Bd. 89. S. 163–172. 1797       Heid S. Joseph Wilpert in der Schule de Rossi’s//Giuseppe Wilpert. Archeologo Cristiano… S. 139–207. 1798       Wilpert G. Le pitture delle catacombe romane. Roma, 1903; Idem. Die Malereien der Katakomben Roms. 2 Bde. (Text und Tafelband). Freiburg, 1903. 1799       Wilpert J. Die Römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten von IV. bis XIII. Jahrhundert. 4 Bde. Freiburg i. Br., 1916; переработка B. Шумахера: Wilpert J., Schumacher W.N. Die römischen Mosaiken der kirchlichen Bauten vom IV-XIII. Jahrhundert. Freiburg, 1916/1976.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди иностранных учеников де Росси – о. Франц Ксавер Краус (1840–1901) 1791 , который стал главой католической ветви христианской археологии в Германии. Этого верного последователя своего учителя прозвали «немецким де Росси». Священник сначала в Трире, Краус два года изучал археологию в Риме, в 1872 г. возглавил кафедру истории христианского искусства в Страсбургском университете, с 1878 г. был профессором кафедры истории Церкви в Университете Фрайбурга-в-Брайсгау. Здесь Краус создал первый Университетский институт христианской археологии, издавал Энциклопедию христианской археологии 1792 , опубликовал книгу «Подземный Рим», всецело основанную на трудах де Росси 1793 . Кроме того, он изучал катакомбы вне Рима, в том числе иудейские. В программной речи «О понятии, объеме и истории христианской археологии и значении изучения памятников для исторического богословия» (1879) Краус сформулировал свое понимание задач христианского искусства: «Искусство есть и остается сестрой или, если оно того пожелает, дочерью религии». Как и большинство археологов своей эпохи, Краус рассматривал христианскую археологию как вспомогательную историческую дисциплину для истории Церкви 1794 . Среди римских археологов католического направления κ. XIX – 1-й пол. XX в. выделяется масштабная фигура Йозефа (Джузеппе) Вильперта (1857–1944) 1795 . Уроженец Силезии, священник с 1883 г., Вильперт в 1884 г. прибыл в Рим и проработал здесь до конца жизни. Он специализировался в области христианской археологии в немецком религиозно-научном центре Сатро Santo Teutonico («Немецкое кладбище») в Ватикане. С 1903 г. Вильперт – апостолический протонотарий, в 1926–1936 гг. – профессор кафедры иконографии в Папском институте христианской археологии. Его часто сопоставляют с де Росси, анализируют сходство и различие их подходов 1796 , обсуждают вопрос о том, можно ли считать Вильперта «простым учеником» в школе де Росси, который продолжал линию мэтра, как, например, Марукки 1797 . Безусловно, он принадлежал к той же католической традиции, что и де Росси, но сознательно следовал апологетическому подходу, ставя науку на службу Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Писание. Ранее Илария экзегетические опыты на латинском языке принадлежат только трем авторам: Викторину, епископу Петавианскому, Ретицию, епископу Августодунскому и Фортунициану Аквилейскому. a) «Commentarius in Matthaeum» 1792 , Об этом сочинении свидетельствует Иероним 1793 . Хотя сочинение не содержит в себе определенной даты, но из его общего содержания ясно, что оно должно быть отнесено к самым ранним его произведениям. Со времени изгнания в 356 г. весь литературный интерес Илария сосредоточился на борьбе с арианством. Этот интерес просвечивает даже в сочинениях, не ставящих для себя специальной задачи опровержения арианства, каковы его комментарии на псалмы. Напротив, комментарии на Евангелие Матфея не только чужды этого полемического элемента, но не носят в себе даже следов знакомства Илария с арианством. На основании этого признают, что комментарии на Евангелие Матфея написаны им ранее 356 г. Сами комментарии исходят из той мысли, что все Св. Писание имеет наряду с историческим пророческое или преобразовательное значение 1794 . Так как Евангелие по своему историческому смыслу доступно всякому, то Иларий останавливается главным образом на выяснении смысла аллегорического 1795 . Применение аллегорического метода к толкованию Нового Завета невольно возбуждает вопрос о зависимости комментариев Илария на Евангелие Матфея от Оригена . Об этой зависимости, по-видимому, свидетельствует и Иероним в словах: «Commentarii in Matthaeum et tractatus Job, quos de graeco Origenis ad sensum transtextit» [Комментарии на Матфея и трактат на книгу Иова Иларий написал и передал с греческого наподобие Оригена ] 1796 . Но из этих слов не ясно, к чему относится определительное предположение: к комментариям на Матфея и трактатам на Иова или только к трактатам на Иова. Естественнее предположить, что он говорит здесь только о переводе из Оригена лишь трактатов на Иова, потому что в других местах своих сочинений, говоря о зависимости Илария от Оригена , Иероним не упоминает о его комментариях на Матфея, а называет только его толкования псалмов и беседы на Иова 1797 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Назначение ее – высшее православно-богословское образование и разработка богословской науки» 1788 . Поступление на все учебные должности, включая церковно-пастырские курсы, не должно быть связано «с обязательным принятием духовного сана» 1789 . В конце протокола (от 16 декабря), где стояли подписи всех присутствующих, есть помета Глубоковского следующего содержания: «Профессор Николай Глубоковский , остающийся при том убеждении, что 1) общеобразовательная школа духовного ведомства должна быть нераздельной (к I, 2) 1790 ; 2) для религиозно-христианского обучения должно быть отведено больше уроков, чем в теперешних гимназиях (к I, 4; З) 1791 ; 3) высшее богословское изучение в России должно быть обеспечено реформированием православных духовных Академий и устройством при Университетах богословских факультетов (к II, 1) 1792 по плану, изложенному в записке моей, которую прошу приобщить к журналу, как и другую мою записку об основах духовно-учебной реформы» 1793 . Глубоковский представил в Епархиальную комиссию две записки: «Об основах духовно-учебной реформы и желательных типах духовно-богословских школ» и «К вопросу о постановке высшего богословского изучения в России» 1794 , сформулировав в них основные принципы духовно-учебной реформы средней и высшей школы. Констатируя, что «неудовлетворительное состояние» духовной школы являлось предметом обсуждения и разнообразных мер еще с середины XIX в., Глубоковский находил все эти меры паллиативными и ставил вопрос: «Не отжили ли свой век наличные духовно-учебные формы?» 1795 . По его мнению, пришло время кардинальной реформы, суть которой в создании нового типа духовной школы, вернее, в создании двух школ: – I. Общеобразовательной школы по типу классической гимназии, объединяющей низшую и среднюю школу, с углубленным изучением религиозно-богословских и философских дисциплин, с возможной передачей таких школ в ведение Министерства народного просвещения. Глубоковский заявлял себя принципиальным сторонником классической системы образования, несмотря на некоторые «уродливости» ее применения в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Герцен, со своей стороны, был очень радушен, обещал всякую поддержку начинаниям Пафнутия и героической борьбе старообрядцев. Для того, чтобы найти общую почву для сотрудничества, Пафнутий рассказал о совместных выступлениях Бакунина и старообрядческого инока Алимпия (Милорадовича) 1–12 июня 1848 г. на Всеславянском съезде в Праге. Участие Алимпия в пражском восстании, деятельность белокриницкого центра, налаженные конспиративные связи старообрядцев между Россией, Австрией и Балканами и многие другие сведения, сообщенные Пафнутием, стали откровением для Герцена и его друзей. Они очень заинтересовались старообрядческими планами. Фантазия не только увлекающихся Кельсиева и Огарева, но и холодного скептика Герцена разыгралась. Чтобы подчеркнуть связь старой демократической России и русской вольницы со старообрядчеством, Кельсиев придумал эффектное название для проектируемой лондонской кафедры: архиепископ Лондонский и Новгородский 1793 . Кандидату в архиепископы Семену Семенову 1794 наметили имя Сильвестр, подчеркнув этим традиционное влияние дивной легенды о Белом Клобуке и доктрины Третьего Рима на философию старообрядчества 1795 . Перспектива возглавить мощное демократическо-старообрядческое движения, похоже, захватила и Герцена. Культурный и церковный старообрядческий центр в Лондоне, поддерживаемый и изнутри направляемый им самим, уже казался близкой реальностью. Герцену хотелось хлебом и солью встретить облаченного в древние ризы владыку Лондонского в намечавшемся к устройству в Лондоне старообрядческом храме Св. Софии («в честь Св. Софии и вольного великого Новгорода»), и Герцен даже воображал себя самого в старообрядческом кафтане 1796 . Модные в 1850–1860-х гг. бороды, которые покрывали лица лондонских эмигрантов, делали Огарева и Герцена внешне похожими на самых традиционных представителей старообрядчества. Но Герцен, не в пример Кельсиеву, умел ограничить полет романтической фантазии и быть terre a terre (на твердой земле) в переговорах с Пафнутием. Открытие новой кафедры Св. Софии (Лондонской старообрядческой митрополии) Герцен хотел приурочить к предстоявшей Лондонской выставке 1862 г., куда должны были съехаться сотни тысяч туристов. Свою воображаемую приветственную речь воображаемому архиепископу Лондонскому Сильвестру он хотел отпечатать в многих тысячах экземпляров на самых разнообразных языках и раздавать оттиски туристам, которые могли бы разнести молву о " русском демократическом старообрядчестве» и оппозиционном движении по всему миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Идти быстро – полк за полком. Голова хвоста не ждет». Знавшие Суворова поняли этот приказ и поэтому, хотя до пения петухов было еще далеко, начали сейчас же готовиться к выступлению в поход. Действительно, через несколько времени и именно в семь часов вечера, из палатки главнокомандующего послышалось хлопанье в ладоши, подобное взмаху крыльев петуха, и протяжное кукареку. Это сделал сам Суворов. По этому сигналу мгновенно все поднялось на ноги и двинулось в поход. Суворов ехал тут же вместе с войсками. Объезжая ряды солдат, он со многими из них разговаривал. Так ободряя и воодушевляя солдат, быстро шел он к Варшаве. Осенью 1794 года русские войска подступили к Праге. Это было укрепленное предместье Варшавы, отделявшееся от нее р. Вислой. Штурм Праги, как и штурм Измаила, начался рано утром, когда еще было темно. Мгновенно вся окрестность озарилась пламенем и на валах крепости открылся отчаянный рукопашный бой. Суворов стоял на высоком холме вблизи вала, внимательно следил за всеми движениями и отдавал приказания. Через несколько часов Прага была взята; за ней сдалась и Варшава. О взятии ее Суворов донес в следующих кратких словах: «Всемилостивейшая государыня! Ура, Варшава наша!» Екатерина ответила на это также кратко: «Ура, Фельдмаршал!» Этим она возводила его в фельдмаршалы . После взятия Варшавы судьба Польши была решена окончательно. И прежде от нее были уже отделены некоторые земли; теперь же она была окончательно поделена (1795 г.) между соседями: часть отошла к Пруссии, другая к Австрии, России же при падении Польши возвратила свои старинные земли: Белоруссию, Волынь, Подолию и другие. Из них только Галиция осталась за Австрией. IX. Между тем для подвигов великого русского полководца открывалось новое поприще. В это время во Франции происходили страшные кровопролития. Французы ниспровергли правительство и начали губить и резать друг друга. Целые тысячи народа гибли иногда совершенно безвинно. В то же время у них появился молодой гениальный полководец, Наполеон Бонапарт, под предводительством которого они стали нападать на чужие земли и завоевывать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

46 . МОСКОВСКИЙ XXXII, в 1678 году, при том жё Царе и Патриархе, об отправлении церемонии в неделю Ваий. Смотри Древнюю Российскую Вивлиофику, издание 2, часть VI, стр. 357. 47 . МОСКОВСКИЙ XXXIII, в 1682 году, при Царе Петре Алексеевиче, а Патриархе том же, о раскольниках. Смотри Предисловие к Увету Духовному, от листа 58 до 71. 48 . KUEBCKUЙ IX, в 1685 году, при том же Царе и Патриархе, об избрании Киевского Митрополита и о поставлении его Российскими Епископами. Смотри Краткое Историческое Описание Киево-Печерской Лавры, напечатанное в Киеве в 1795 году, стр. 61 и 131, и Дневные Записки Генерала Гордона, напечатанные в 1794 году в Российском Магазине Г. Туманского. 49 . МОСКОВСКИЙ XXXIV, при Адриане Патриархе около 1698 года, о крещении и других церемониях, бывших от нерукоположенного дьячка Юшка Михеева. Смотри Соборное Деяние, находящееся в Патриаршей библиотеке между рукописями. 50 . МОСКОВСКИЙ XXXV, в 1698 году при том же Царе и Патриархе Адриане, на диакона Новомещанской в Москве Петропавловской церкви. Смотри Преосвященного Платона Церковной Истории том 2, стр. 273. 51 . МОСКОВСКИЙ XXXVI, в 1714 году, при том же Царе во время междупатриаршества, о кальвинствовавших в Москве еретиках. Подлинное следствие сего дела сохраняется в Москве, в Патриаршем архиве. 52 . МОСКОВСКИЙ XXXVII, в 1720 году при том же Царе, об учреждении Святейшего Правительствующего Синода. Смотри Духовный Регламент на конце перед прибавлением. Примечание. Кроме сих Соборов, были в России ещё при избраниях каждого Патриарха Всероссийского. Смотри Древнюю Российскую Вивлиофику, издание 2, 1792 года в Москве. Глава III. О Соборах, вне России бывших по делам Российской Церкви 1 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ I, 6665 или от Р. Х. 1157 года по делу обличённого в Киеве Мартина еретика, Армянина. Смотри Соборное Деяние о нём при Пращице. 2 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ II, 1660 года, на Леона, Епископа Ростовского, при Патриархе Луке Константинопольском. Смотри Никоновскую летопись, часть 2, стр. 180. 3 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ III, в 7098 или от Р. Х. 1590 году, о подтверждении Российского Патриаршества, при Патриархе Константинопольском Иеремии; Кормчую, чacmь I, лист 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010