Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, с. 117. 30 Т.е. своего рода систематизаторских трактатах (как, напр., Summa Theologiae Фомы Аквинского). 31 В черновых материалах Флоренского находится выписка о композиции од Пиндара и Поля Клоделя со следующей ссылкой: «Максимилиан Волошин. Лики творчества. Книга первая. СПб., 1914 (статья «Поль Клодель»)». Данная цитата – с. 118. См. также: М.Волошин. Лики творчества. Л., 1988, с. 72. 32 Т.е. своего рода систематизаторских трактатах (как, напр., Summa Theologiae Фомы Аквинского). 34 Новалис. Фрагменты. М., 1914, с. 16. По черновым записям П.Ф.: «Всякий метод есть ритм: если кто овладел ритмом мира, это значит, что он овладел миром. У всякого человека есть свой собственный индивидуальный ритм. Алгебра – это поэзия. Ритмическое чувство есть гений». 36 В черновиках Флоренского есть следующая записка: «Шеллингианцы в России 1. Д.М.Велланский (1774 – 1847) 2. М.Г.Павлов († 1840) 3. М.А.Максимович (1804 – 1873) 4. А.Д.Галахов (1807 – ) 5. Н.Д.Курляндцев (1802 – 1835) 6. В.А.Андросов (1803 – 1841) 7. А.И.Галич (1783 – 1848) 8. И.И.Давыдов (1794 – 1866) (Вероятно, описка. Надо 1863.) 9. Н.И.Надеждин (1804 – 1856) 10. В.Ф.Одоевский (1803 – 1869) 11. Д.В.Веневитинов (1805 – 1827) 12. И.В.Киреевский (1806 – 1856) 13. А.А.Елагин 14. М.П.Погодин (1800 – 1875) 15. С.П.Шевырев (1806 – 1864) 16. Н.А.Полевой (1796 – 1846) 17. К.А.Полевой (1801 – 1867) 18. А.А.Григорьев (1822 – 1864) 19. М.Н.Кареев (1818 – 1887) 20. П.Я.Чаадаев (1793 – 1836) (Вероятно, описка. Надо 1794 – 1856.) 21. Ф.И.Тютчев (1803 – 1873) 22. В.Г.Белинский (1801 – 1848) 23. А.С.Хомяков (1804 – 1360) 24. И.Г.Михневич (1809 – 1885) 25. прот. И.М.Скворцов (1795 – 1863) 26. прот. Ф.Ф.Сидонский († 1873) 27. прот. Ф.А.Голубинский (1797 – 1854) 28. В.Д.Кудрявцев (1828 – 1891) (Вероятно, описка. Надо 1892.) 29. Вл. С.Соловьев (1853 – 1900) 30. кн. С.Н.Трубецкой (1862 – 1905) 31. С.Н.Булгаков 32. Вяч. Иванов » О шеллингианской традиции в России см.: Каменский З.А. Русская философия начала XIX b. и Шеллинг. М., 1980; Московский кружок любомудров. М., 1980. Сахаров В.И. О бытовании шеллингианских идей в русской литературе. – Контекст77. М., 1978. Сокулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф.Одоевский. Мыслитель. – Писатель. М., 1913, т. 1, ч. I – II. Литературные вечера и салоны. Первая половина XIX b. М. – Л., Academia, 1930. Колюпанов Н. Биография А. И. Кошелева. СПб., 1889, m. I – II. Ахутин А.В. София и черт (Кант перед лицом русской религиозной метафизики). – («Вопросы философии», 1990, с. 51 – 69.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

1794 г., стр. 23–27). Этот летописец и открывает собою длинную вереницу Евгениевских церковно-исторических работ: в 1799 г., издавая свое «слово» вторично, Болховитинов «умножил» летописец «наипаче», прибавив биографические сведения о двух преосвященных (Мефодии и Афанасии) и несколько расширив объем сведений об остальных местных архиереях. Но еще ранее, именно в 1796 г., он печатает составленное им в том же, а быть может еще в 1795 г., «Полное описание жизни преосв. Тихона, бывшего прежде епископа кексгольмского и ладожского, и викария новгородского, а потом воронежского и елецкого, собранное из устных преданий и записок очевидных свидетелей, с некоторыми историческими сведениями, касающимися до новгородской и воронежской иерархий». (Спб.). На стр. 16–18 этого «Описания», в примечаниях «для любопытных, особливо воронежской паствы, читателей предлагается краткий именный список преосвященных оной епархии», представляющий извлечение из «летописца» 1794 г. и сообщающий только год вступления известного архипастыря на воронежскую кафедру и год его кончины. Что касается новгородской иерархии, о которой Болховитинов заговорил потому, что св. Тихон по происхождению новгородец и там некоторое время епископствовал, то автор не представляет полная имянного списка тамошних преосвященных, а сообщает лишь небольшие сведения о тех из них, кои имели какую-нибудь связь с новгородскою духовною семинариею – этою alma mater св. Тихона, – как начальники или учители ее, равно и о самой семинарии, ее основании и первой судьбе (стр. 4–6, 8–9), причем обнаруживает знакомство с «Моск. любопытным месяцесловом» на 1775 г. и «Опытом» Новикова. Кроме сведений о новгородской семинарии, в «Описании» читатель найдет сведения и о семинарии воронежской. – Спустя 20 лет слишком, именно в 1820 г., Евгений выпустил «Описание» повторным изданием; были, затем, и другие издания, указанные у г. Шмурло 41 , – но их касаться мы не станем, а лишь поделимся с читателем тем, что нам удалось найти новая относительно 2-го издания в письмах преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КРАСНОДАР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Екатеринодар на дореволюционной открытке 30 июня 1792 года Екатериной II была выдана жалованная грамота, по которой казакам Черноморского казачьего войска на вечное владение передавалась кубанская земля, ограниченная рекой Кубанью и Азовским морем, а с востока линией от устья Лабы до Ейского городка . В начале июня 1793 года З. Чепега прибыл с казаками в урочище Карасунский Кут. 15 августа 1793 года Малая Рада утверждает место, выбранное для войскового города. В июне 1794 года землемер прапорщик Самбулов составил план урочища Карасунский Кут. В канцелярии Таврического губернатора на план были нанесены кварталы будущего города. Разбивка города на кварталы на местности производилась путем обозначения улиц бороздами. Работы начались 18 сентября 1794 года. В это время в городе было 9 домов, 154 землянки и 75 " хат на верси " . В первой половине 1795 года началась массовая застройка города, получившего название Екатеринодар . В 1803 году в Екатеринодаре появилась первая школа, преобразованная через три года в уездное училище, а в 1820 году в городе была открыта Кубанская войсковая гимназия, директором которой был назначен войсковой протоиерей К.В. Россинский , всю жизнь посвятивший просвещению казачества. В 1870 - 1880 годах, с проведением на Северном Кавказе железной дороги Тихорецк-Екатеринодар-Новороссийск, город превратился в крупный торгово-промышленный и транспортный центр Кубанской области (сбыт хлеба, табака, кож; мукомольная, маслобойная, спиртоводочная, табачная, кожевенная и др. виды промышленности). На 1 января 1888 года в Екатеринодаре проживало 43,5 тысячи человек, из них: мещан - 22850, крестьян - 7920, отпускных и отставных нижних чинов и членов их семей - 4532, дворян - 2350, казаков Кубанского войска - 2253. В городе было: 8 церквей и 1 собор, 7 гостиниц, 3 ресторана, 110 трактиров и питейных заведений, 250 магазинов и торговых лавок, а также 80 заводов, 4 артели, 3 типографии и 1 табачная фабрика.

http://drevo-info.ru/articles/21061.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОВИКОВСКИЙ В. Л. Боровиковский. Фототипия с портрета худож. И. В. Бугаевского-Благодарного (РГБ) В. Л. Боровиковский. Фототипия с портрета худож. И. В. Бугаевского-Благодарного (РГБ) Владимир Лукич (24.07.1757, г. Миргород - 6.04.1825, С.-Петербург), рус. живописец, иконописец. Род. в семье казачьего старшины, потомственного иконописца, получившего в 1796 г. дворянство. Первые уроки живописи брал у своего отца вместе с братьями Иваном и Петром. В 1774 г. вступил в Миргородский полк, в 1783 г. в чине поручика вышел в отставку и занялся иконописью, составившей значительную часть его живописного наследия укр. периода (большинство работ не сохр.). В 1784 г. Б. исполнил иконостас для Троицкой ц. в Миргороде и ряд икон. Все работы написаны маслом, в их стиле заметно влияние как зап. иконных образцов («Неувядаемый Цвет», 1787, Киевский художественный музей), так и светского искусства («Царь Давид», 1787, ГРМ). Богоматерь с Младенцем. 1-я четв. XIX в. Худож. В. Л. Боровиковский (ГРМ) Богоматерь с Младенцем. 1-я четв. XIX в. Худож. В. Л. Боровиковский (ГРМ) В 1787 г. предводитель миргородского дворянства поэт В. В. Капнист привлек Б. к оформлению дворца, в к-ром должна была остановиться имп. Екатерина II во время путешествия в Крым. Императрице понравились аллегорические композиции мастера (не сохр.), и она пригласила его в С.-Петербург. В дек. 1788 г. Б. приехал в С.-Петербург, где первое время жил в доме архит. Н. А. Львова. Большое влияние на формирование мировоззрения и эстетических взглядов Б. оказал литературно-художественный кружок Львова, один из значительных центров просветительства в рус. культуре XVIII в., куда входили Г. Р. Державин, М. М. Херасков , Д. Г. Левицкий и др. С 1792 г. Б. занимался живописью у австр. худож. И. Б. Лампи Старшего, пользовался советами Левицкого. В ранний петербургский период Б. писал миниатюрные портреты, получившие распространение в рус. культуре кон. XVIII в. (напр., портрет В. В. Капниста, нач. 90-х гг. XVIII в., ГРМ). В 1794 г. за портрет «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794, ГТГ) он получил звание «назначенного» в академики, за портрет вел. кн. Константина Павловича (Чувашский гос. художественный музей, Чебоксары) был удостоен звания академика (1795); с 1802 г. советник АХ.

http://pravenc.ru/text/153205.html

Первое повытье, ведавшее протоколы заседаний и «экспедицию о ревизии», имело в своём личном составе канцеляриста и его помощника. Второе повытье обнимало округи: Слуцкую, Несвижскую, Минскую, Борисовскую, Игуменскую и Вилейскую и, кроме того, его ведению подлежала «экспедиция о присоединении униатов по Минской губернии»; сюда, в виду сложности и обширности дел, назначен был канцелярист и два помощника – писца. Третье повытье: округи – Бобруйская, Пинская, Мозырская, Давидгородокская, Поставская, Дисненская иДокшицкая и дела заграничных монастырей; канцелярист, подканцеляристи писец 1792 . Так как архив консисторский представлял собой груду неразобранных бумаг, то архивариус пока не назначался, а все дела, как собственно консисторские, так особенно «походной канцелярии» 1787 и 1788 годов, «путевой конторы» 1795 года и «консистории» при архимандрите Варлааме во время его специальной командировки на Украину, привести в порядок было предоставлено 1793 священнику Иоанну Беляновскому 1794 , который вполне добросовестно иисполнил возложенное на него поручение, так что консисторские дела этого времени до сих пор сохранились в Минском консисторском архиве в образцовом порядке 1795 . На открывшиеяся в канцелярии должности, по распоряжению преосвященного Виктора, были определены четыре семинариста 1796 . Однако Илликевичу-Корбуту не пришлось быть секретарём – консистории. Представление о нём преосвященного Виктора почти встретилось на пути с синодальным назначением другого человека – Максима Богомолова 1797 , который вполовине января 1796 года явился в Слуцк и вступил уже в отправление своей должности 1798 . Богомолов застал консисторскую канцелярскую машину, заведённую его предшественником, в полном ходу и ему осталось только пожинать уже готовые плоды. Штатной суммы на содержание консистории полагалось 570 рублей 1799 . Эта небольшая сумма была увеличиваема 100 руб. прибавочных 1800 . «Присутствующие» жалованья не получали. Секретарю выдавалось 166 рублей в год; канцеляристам – от 45 до 55 рублей; писцам или копиистам от 10 до 15 рублей в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В половине марта (1795 года) было постановлено выдавать каждому жителю по одному фунту хлеба, а рабочим, занятым тяжелым трудом, по 1,5 фунта в день. Этим думали удовлетворить предместья». Конвент, по-видимому, забыл, что зимою одного фунта хлеба в день для человека весьма недостаточно. Может быть, столь ограниченная порция хлеба была определена конвентом и в виду крайней недостаточности денежных средств, которыми он сам располагал. Один Париж на прокормление рабочих ежедневно выдавал 1500 кулей муки; при всем том рабочие волновались недостаточностью выдачи им хлеба и обвиняли чиновников в воровстве и мошенничестве. Этим именно объясняют бунт рабочих, происходивший 20 марта 1795 года. Собравшись пред конвентом многотысячною толпою на городской площади, рабочие неистово кричали: «Хлеба и конституцию 1793 года!» Солдаты разгоняли их оружием. Но они повторили свой бунт 12 жерминаля (т. е. 1 апреля), разбив двери, они вторглись в самый зал заседаний конвента и кричали одно: «Хлеба! Хлеба! Конституцию 1793 года!» Толпа неистовствовала в зале конвента целых четыре часа, пока в зал не вступили войска. Впрочем, у конвента, вследствие его неразумной финансовой политики скоро исчезли и последние средства помощи голодающим рабочим. Выдавать на человека и по одному фунту хлеба в день для него уже было невозможно. В мае рабочим выдавали только по пол фунта хлеба, да по горсточке риса. Конвент делал последние потуги: для кормления рабочих он решился продать частным лицам даже больницы и госпитали со всеми их строениями и хозяйственным инвентарем. Наконец, им был издан закон, по которому конвент мог ограбить каждого богатого, но не симпатичного ему француза. Закон этот, предложенный другом Робеспьера Сен-Жюстом еще 3 мая 1794 года, гласит так: «Собственность патриотов священна и неприкосновенна; имущества же врагов республики конфискуются в общую пользу». Но как легко объявить врагом республики кого угодно, показывает судьба самих друзей-законодателей – Сен-Жюста и Робеспьера: они были казнены именно как враги республики, а их имущество, по ими же самими изданному закону, было отобрано в казну! Думали ли они об этом, предлагая свой законопроект? Во время правления директории материальное положение рабочих не было улучшено: они продолжали голодать по-прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Провинциальные вельможи, наделенные теперь значительными экономическими и военными полномочиями, явно стремились упрочить и свои политические позиции. Усилились сепаратистские тенденции. Типичными представителями новой знати, контролировавшей огромные территории, были Пасван-оглы Осман-паша из Видина (Сев. Болгария), Али-паша из Янины (Сев. Греция), клан Бушатли из Сев. Албании, Ахмад Джаззар-паша из Акко (Палестина), Чапаногуллары из Центр. М. Азии, Каникли из Северной, Шейхзаде из Восточной и Караосманогуллары из Зап. М. Азии. Правительство пыталось бороться с сепаратистскими тенденциями, натравливая одних провинциальных лидеров на других, что подчас приводило к междоусобным войнам. Лояльность мн. региональных властителей Порта покупала, распределяя между ними посты наместников. Пришедший к власти в самые тяжелые годы войны с Россией племянник Абдул-Хамида I султан Селим III (1789-1807) видел глубину поразившего О. и. кризиса, осознавал необходимость модернизации, прежде всего армии и флота. Военную реформу Селим III предпринял, не покушаясь на привилегии янычар, а организуя параллельно совр. части низам-е джедид («нового порядка»). Вводимый Селимом «новый порядок» объединил против себя и стремившихся к автономии местных лидеров, и недовольных нововведениями и ущемлением своих прав представителей старой знати. Стремление Селима модернизировать О. и. по зап. образцу отразилось и на дипломатической активности. Если прежде Османы лишь отправляли посольства к европ. дворам, то теперь были учреждены постоянные представительства в Лондоне (1793), Вене (1794), Берлине (1795) и Париже (1797). Планировавшееся в 1793-1795 гг. открытие посольства в С.-Петербурге так и не состоялось. В XVIII в. меняется характер взаимоотношений Порты с зап. миром: К-поль постепенно превращается в слабого партнера, к-рому европ. державы навязывают свою волю и заставляют выполнять свои требования. Исповедуемая Европой политика меркантилизма и антимеркантилистская политэкономия Порты привели к хроническому дефициту османской внешней торговли, в которой объемы импорта постоянно превышали экспорт.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

С получением штатной суммы у преосвященного Виктора всегда было немало хлопот. Ещё будучи епископом Переяславским, он первое жалованье получил в Киеве из киевской казённой палаты 2019 . Жалованье выдавалось ассигнациями и так как, при промене на червонцы, ассигнации теряли около 6% своей стоимости 2020 , к тому же промен обставлялся различными хлопотами, то преосвященный Виктор стал просить генерал-прокурора, князя Александра Алексеевича Вяземского 2021 переводить деньги из государственного банка в Варшаву, где их получать было выгоднее и удобнее для преосвященного 2022 . С 1787 года преосвященный стал получать жалованье через Варшаву 2023 , по переводу от петербургского придворного банкира Сутерланда на варшавского банкира Теппера 2024 и от этого последнего – на виленского банкира Иохера 2025 . Когда преосвященный Виктор, по освобождении из-под ареста, проживал в Варшаве, он, не имея ассигновки, одолжил у Теппера, в счёт ожидаемого жалованья, тысячу дукатов 2026 . Между тем, Сутерланда уже не существовало и генерал-прокурор осведомился у преосвященного, через кого бы он теперь желал получать жалованье. Преосвященный ответил, что – через лицо, заступающее место Сутерланда, по-прежнему с переводом на Теппера 2027 . В ноябре 1792 года преосвященный Виктор получил уже ассигновку на получение 3,950 рублей жалованья за второе полугодие 1792 года 2028 . Не было задержки и в получении следующего полугодичного жалованья 2029 . Но после присоединения Слуцка к России перевод жалованья через Варшаву был уже неудобен, и преосвященный стал просить генерал-прокурора – теперь Александра Николаевича Самойлова – изобрести другой способ доставки жалованья 2030 . Самойлов распорядился, чтобы со второй половины 1793 года деньги преосвященному Виктору были выдаваемы из Киевской казённой палаты 2031 . В феврале 1794 года преосвященный,поздравляя Самойлова с наступавшим новым годом, просит уже жалованье высылать в Минск, «где и резиденция» архиерейская, – «ибо до Киева от Слуцка и зимой около 70 миль, а до Минска и летом 18» 2032 . Самойлов ответил, что и это будет исполнено с начала 1795 года: жалованье преосвященному будет выдаваемо в Минске из доходов Минской губернии 2033 . Наступил 1795 год. В самом начале января кафедральный экклесиарх Герман съездил в Минск и привёз преосвященному Виктору полученное за полугодие жалованье в полности, но ассигнациями, которые теперь в новоприсоединённых областях имели только треть своей номинальной стоимости 2034 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Подольская епархия, основанная 12 апр. 1795 г., включала территорию утвержденной указом Екатерины II от 13 апр. 1793 г. Брацлавской губ., юж. часть Изяславской губ. (основана 8 дек. 1792), а также территорию образованной в 1794 г. Каменецкой обл. (епархия охватывала территорию бывш. Подольского и Брацлавского воеводств и юж. поветов Волынского воеводства, включенных 20 июня 1793 в Генерал-губернаторство новоприсоединенных земель). 1 мая 1795 г. от Изяславской губ. (переименованной в Волынскую) была отделена Подольская губ. с центром в Каменце-Подольском, к которой 12 дек. 1796 г. была присоединена почти вся упраздненная Брацлавская губ. В составе Подольской губ. оказалась большая часть Брацлавщины (Брацлавский, Винницкий, Литинский, Бершадский, Гайсинский, Ямпольский, Могилёвский, Тульчинский и Хмельницкий уезды), сев.-вост. часть Брацлавщины отошла Киевской губ. (Махновский, Сквирский, Липовецкий и Пятигорский уезды; 24 сент. 1797 они перешли из Подольской в Киевскую епархию). Сев.-зап. часть Подольской губ. 12 дек. 1796 г. была включена в состав Волынской губ. (Кременецкий, Дубенский, Староконстантиновский, Базалийский уезды), взамен к Подольской губ. были присоединены 2 уезда бывш. Вознесенской губ.: Балтский (бывш. Елеонопольский) и Ольгопольский (бывш. Чечельницкий) и половина Богопольского у. Окончательно границы Подольской епархии были утверждены указом от 31 июля 1799 г., когда принадлежавшие Подольской епархии Дубенский, Кременецкий и Староконстантиновский уезды Волынской губ. были отнесены к Волынской и Житомирской епархии. С того времени границы Подольской епархии соответствовали границам Подольской губ. В 1804 г. Подольская губ. была разделена на 12 уездов с центрами в городах Балта, Брацлав, Винница, Гайсин, Каменец, Летичев, Литин, Могилёв, Ольгополь, Проскуров, Ушица, Ямполь. Подольская епархия до нач. XX в. включала территории 5 совр. епархий: Винницкой и Могилёв-Подольской , К.-П. и Г. е., Тульчинской и Брацлавской , Хмельницкой и Староконстантиновской , Шепетовской и Славутской .

http://pravenc.ru/text/1470091.html

С началом восстания в Варшаве, которое возглавил Костюшко, было принято решение изъять у правительства Польши в качестве военного трофея библиотеку братьев Залуских. Братья Анджей и Юзеф Залуские – видные польские аристократы, церковные и государственные деятели, являлись известными в Европе собирателями книг. Их книжное собрание в 1747 году переданное в собственность польского государства, стало основой открытой в Варшаве Публичной библиотеки. После Лондонской, Парижской и Берлинской библиотек это было крупнейшее книжное хранилище в Европе. Варшава ещё не была взята, а князь А.А. Безбородко на заседании Государственного Совета 13 ноября 1794 года уже озвучил распоряжение Екатерины II о конфискации библиотеки Залуских. 21 ноября последовал указ Екатерины II Суворову, предписывающий тому обеспечить получение польской библиотеки. Она стала одним из главных трофеев русской армии. Доставка ценного груза в Петербург возлагалась на тайного советника барона И.Ф. Аша, русского резидента в Польше. Книги из Варшавы перевозились летом и осенью 1795 года сначала на подводах, затем морем из Риги на специально арендованных судах. После тщательного разбора привезённых из Варшавы книг в наличии в Петербурге оказалось около 250 тысяч томов, что лишний раз подтвердило репутацию библиотеки Залуских как одной из крупнейших и богатейших в Европе. Это стало весьма незначительной компенсацией за ущерб, который нанесли поляки нашему государству своей агрессивной политикой. Печальная судьба Подготовительные работы к строительству здания начались немедленно после подписания Указа об основании Императорской публичной библиотеки 16 (27) мая 1795 года. В кратчайшие сроки были отпущены средства из казны на все необходимые расходы, объявлены торги и приобретены стройматериалы, наняты рабочие. Спустя год Екатерина II утвердила архитектурный проект Егора Соколова. До самой своей смерти в ноябре 1796 года императрица внимательно следила за строительством своего детища. И не зря. После смерти Екатерины строительство шло с перебоями. Завершить его удалось лишь в 1801 году. А открытие библиотеки состоялось только в январе 1814-го.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/07/voenny...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010