Роспись апсиды и прилегающих участков стен имеет 4 яруса. В конхе центральной апсиды помещено изображение Богоматери с Младенцем на престоле (тип Одигитрии) и 2 коленопреклоненных ангелов, на триумфальной арке - «Похвала Богородицы», на стенах рядом с конхой - огромные фигуры гимнографов Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина. Ярусом ниже дано изображение Евхаристии, на стенах - «Тайная вечеря» и «Омовение ног». Еще ниже написаны 2 композиции из «Деяний апостолов» - «Явление ап. Петру сосуда с неба» (Деян 11. 12) и «Смерть Анании и Сапфиры» (Деян 5. 1-11), а на стенах цикл явлений Христа по воскресении - «Апостолы Петр и Иоанн у гроба Господня» (Ин 20. 2-7), «Явление Христа Марии Магдалине» (Ин 20. 14-17), «Трапеза в Эммаусе» (Лк 24. 30; Мк 16. 12), «Явление Христа ученикам в Галилее» (Лк 24. 41-43), «Отослание апостолов на проповедь» (Мф 28. 16-18) и «Явление Христа на море Тивериадском» (Ин 21). В самом нижнем ярусе центральной апсиды - «Служба святых отцов», над ней - 6 медальонов с изображениями рус. святых, на лопатках стен и столпов - фигуры в рост ап. Иакова, брата Господня, митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионы и прп. Варлаама Хутынского. Конху жертвенника традиционно занимает изображение св. Иоанна Предтечи, а стены - развернутый Страстной цикл: «Моление о чаше» (Мф 25. 37-45; Мк 14. 32-42; Лк 22. 39-46), 2 композиции «Иуда предает Христа» по разным текстам (Мф 26. 14-16; Мк 14. 10, 11; Лк 14. 1-6 и Ин 28. 3-7), «Лобзание Иуды» (Мф 26. 49; Мк 14. 3-52; Лк 22. 47-53), «Иуда получает сребреники» (Мф 26. 15), «Христос перед Каиафой» (Мф 26. 59-65: Мк 14. 53-63; Лк 22. 52-63; Ин 14. 11-24), «Отречение Петра» (Мф 26. 58, 59-75; Мк 14. 54, 66-72; Лк 22. 56-62; Ин 18. 15-18, 25-27), «Христос перед Пилатом» (Мф 27. 11-14; Мк 15. 1-5; Лк 23. 1-5; Ин 18. 28-30), «Вечеря в доме Симона прокаженного» (Мф 26. 6-12, Мк 14. 3-9; Ин 12. 21-11). Ниже всю юж. стену занимает композиция «Чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами» (Мф 14. 13-21; Мк 6. 30-44; Лк 9. 10-17; Ин 6. 1-14). В диаконнике собора, где, вероятно, до 1547 г. располагался придел свт. Василия Кесарийского, помещен уникальный житийный цикл святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Древности 18. (63). 3. 3); ср. формулировку в Деян.2:22 ). Господь Иисус Христос даровал зрение слепым ( Мф.9:27–31, 20:30–34 ; Мк.8:22–26 ), слух глухим ( Мф.11:5 ; Мк.7:32–37 ), способность ходить лежачим больным ( Ин.5:1–15 ), очищал прокаженных ( Лк.5:12–16, 17:11–19 ), исцелял от лихорадки или горячки ( Мф.8:14–15 ; Мк.1:29–31 ; Ин.4:43–53 ), водянки ( Лк.14:1–6 ), паралича руки ( Мк.3:1–16 ), останавливал кровотечение ( Мф.9:20–22 ; Мк.5:24–34 ), приживлял отрубленное ухо ( Лк.22:51 ). Причем в некоторых случаях особо отмечается бессилие профессиональных врачей ( Мк.5:26 ; Лк.8:43 ). В Евангелиях повествуется о трех случаях воскрешения Господом Иисусом мертвых ( Мф.9:18–19, 23–26 ; Мк.5:35–43 ; Лк.7:11–17, 8:49–56 ; Ин.11:41–42 ). В последнем случае – спустя 4 дня после смерти. Исцеления часто сопровождались или состояли в изгнании из человека духов нечистых, которые являлись причиной болезни ( Мф.17:14–18 ; Мк.9:14–27 ; Лк.9:37–43, 13:11 ). Примеров экзорцизмов нет только в Евангелии от Иоанна. Все исцеления, кроме двух случаев ( Мк.8:22–26 ; Ин.9:1–7 ), совершались мгновенно, даже когда Он находился на расстоянии от больного ( Мф.8:5–13, 15:21–28 ; Ин.4:46–53 ). Конечно, каждый случай исцеления, описанный в Евангелии, по-своему уникален и требует отдельного рассмотрения, что невозможно в данной обзорной статье . В целом, место и значение чудес исцеления в контексте земного служения Господа вполне очевидно. Эти чудеса очень тесно связаны с проповедью Царства ( Мф.4:23, 9:35 ; Лк.6:18, 9:2, 11, 42–44 и др.), что не имеет аналогов в Древнем мире. Они знаменовали наступление эры спасения, возвещенной ветхозаветными пророками ( Ис.26:19, 29:18–19, 35:5–6, 61:1 ; также см. Ис.53:4 ; ср. Мф.8:16–17 ). В историях об исцелениях открывается Его Богосыновство и предсказывается Воскресение. Исцеления указывают на то, что больной человек не проклят и не отлучен от общения с Богом. Через врачевание болезней Христос восстанавливает принадлежность ритуально нечистых и грешников к народу Божию.

http://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-...

Христу носят ученицы мира: Аз же сим песнь яко мира ношу. говорит составитель синаксаря на неделю св. жен Мироносиц. В эту третью неделю Пятидесятницы Церковь воспоминает жен Мироносиц и тайных учеников Христовых – Аримафейского и Никодима. Мироносицы и тайные ученики Господа служат «свидетелями смерти и воскресения Его, – сих двух истиннейших содержательнейших догматов веры христианской 540 . Во время земной жизни Иисуса Христа многие благочестивые жены всюду сопровождали своего возлюбленного Учителя и служили Ему ( Мк.15:40 ); оне шли за Ним и плакали, когда Он веден был на Голгофу ( Лк.23:28–31 ), стояли при Кресте Его и смотрели на Его погребение ( Лк.23:49–55 ). Не успев при погребении помазать миром пречистое Тело Господа, по случаю наступившего праздника ( Лк.23:56 ), оне хотели и ходили совершить это утром в первый день недели ( Лк.24:1 ) и за сие усердие названы мироносицами. Но, когда в первый день недели, веся миро, шли исполнить свое благочестивое намерение, оне встретили Господа уже воскресшего. Первыя услышав от Ангелов радостную весть о воскресении Господа и увидев Его воскресшего ( Мф.28:1–10 ), мироносицы возвестили о воскресении Его Апостолам ( Лк.24:1–11 ) и по воскресении Его проповедали о Нем многим. Итак по гласу Церкви мироносицы сделались неложными свидетельницами смерти и славного воскресения Иисуса Христа. В числе жен мироносиц Церковь прославляет равноапостольную Марию Магдалину 541 , Марию – мать Иакова Малого и Иосии, Саломию ( Мк.15:40 ), Иоанну – жену Хузы, домоправителя Иродова ( Лк.24:10;8:3 ), Марию и Марфу, – сестер Лазаря ( Ин.11 ), Марию Клеопову ( Ин.19:25 ), Сусанну и многих других ( Лк.8:3 . Мк.15:41 ) 542 . Равно Иосиф и Никодим суть свидетели смерти и воскресения Христа. Иосиф был человек богатый ( Мф.27:57 ), от Аримофея, града Иудейска: благообразный советник, т. е. знаменитый член совета ( Мк.15:43 ), муж благ и праведен: сей не бе пристал совету и делу Иудеев, иже чаяше и сам Царствия Божия ( Лк.23:50–51 ): сый ученик Иисусов, потаен же страха ради Иудейска ( Ин.19:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Кто же это? Вот вопрос, над разрешением которого тщетно трудились Апостолы. Мысли о том, что Иисус обладает такой властью над окружающим Его миром, какой не обладал ни один из величайших ветхозаветных пророков, и что поэтому Он выше всех людей.Мысли эти, несомненно, стучались, если можно так выразиться, в умы Апостолов; и Апостолы сознавали их силу и значение; но, вместе с тем, мысль о Мессии, как земном царе-завоевателе так прочно и властно овладела ими, как и прочими евреями, что иным мыслям не давала простора, не давала возможности укорениться. Такое настроение мыслей Апостолов не могло укрыться от всеведущего Господа. И вот, Он дает им особые знамения: в присутствии трех из них – Петра, Иакова и Иоанна, воскрешает умершую дочь Иаира, не обращаясь к Богу с просьбой о помощи. Девица! тебе говорю, встань! – сказал Он властным, повелительным тоном, и умершая встала и начала ходить. ( Мк. 5:22–24, 35–43 ; Мф.9:18–19,23–26 ; Лк.8:41–42,49–56 ). Затем, в присутствии всех Апостолов и многочисленной толпы народа, Он воскресил умершего сына вдовы Наинской, сказав ему так же повелительно: Юноша! Тебе говорю, встань! И мертвый поднялся, сел и стал говорить ( Лк.7:11–17 ). Дав Апостолам такие доказательства Своей божественной власти, Господь посылает их проповедовать евреям Царство Небесное и дает им власть больных исцелять, прокаженных очищать, мертвых воскрешать и бесов изгонять ( Мф.10:1,8 ; Мк.6:7 ; Лк.9:1–2 ). Они пошли и именем Иисуса изгоняли бесов из бесноватых и многих больных исцеляли ( Мк.6:12–13 ; Лк.9:6 ). А когда они возвратились, обойдя с проповедью все места Палестины, населенные евреями, Господь дал им новое знамение Своей божественной власти: Он разломил пять хлебов и две рыбы, отдал куски их Апостолам и велел им нести проголодавшемуся народу, которого было около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей. И Апостолы видели непостижимое умом человеческим чудо, совершавшееся в их руках: они раздавали народу куски хлебов и рыб, и народ принимал их и ел, сколько кто хотел ( Ин.6:11 ), а куски хлебов и рыб вновь появлялись в их руках; Апостолы продолжали раздавать их следующим из сидевших по порядку на траве, и раздавали до тех пор, пока все не насытились, а оставшимися кусками наполнили двенадцать коробов ( Мф.14:13–21 ; Мк.6:32–44 ; Лк.9:10–17 ; Ин.6:1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

1:35 1Кор. 1:24 Ин. 1:3 По согласному мнению всех святых отцов Православной Церкви, писавших об этом предмете. Святой Григорий Богослов. Слово 38-е Изложение Православной веры, кн. 3, гл. 2 Изложение Православной веры, кн. 4 и 14 Изложение Православной веры, кн. 4, гл. 14 Быт. 3:15 Ис. 7:14 Солгася древле Адам и Бог возжелев быти, не бысть. Человек (человеком) бывает Бог, да бога (богом) Адама соделает. Акафист Божией Матери, 4-я стихира Святой Иоанн Дамаскин. Изложение Православной веры, кн. 3, гл. 28 и 16 Страстями называются свойства человеческие в их болезненном состоянии, произведенном падением. Так способность питаться превратилась в наклонность к объядению и лакомству; сила желания — в прихоти и похоти; сила гнева или душевная энергия — в вспыльчивость, ярость, злобу, ненависть; свойство скорбеть и печалиться — в малодушие, уныние и отчаяние; естественное свойство презирать унижающий естество грех — в презрение к ближним, в гордость и проч. Преподобного Исайи Отшельника слово 2-е Ин. 11:33, 35, 38 Лк. 19:41 Мф. 26:38-39; ср. Лк. 22:43-44 Мф. 26:39 Мк. 10:14 Мк. 3:5 Мф. 23; Ин. 5:7-8, 10 Ин. 6:68 Быт. 2:25 Здесь духовным называется то, что освящено Святым Духом согласно тому значению, какое дает святой апостол Павел слову духовный (1Кор. 2:15) и какое ему дают все святые писатели Православной Церкви Преподобный Макарий Великий. Слово 4-е, гл. 3 " Преобразился еси на горе Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху " . " На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо разумеют вольное " . Тропарь и кондак Преображению Тропарь на часах святыя Пасхи Пс. 44:2 Роман, извлеченный из Евангелия, известный под названием: Passion douleureuse de notre Seigneur Jesus-Christ par Ecaterine d " Emerich Лк. 6:19 Мк. 6:56 Ин. 6:54, 56 Мф. 27:60 Мф. 28:2, 4 Ин. 20:19 Лк. 24:31 Деян. 1:9 Деян. 7:56 Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры, кн. 3, гл. 28 и 16. Господь единственно по " благоволению Своему приял на Себя немощи падшего человеческого естества, как-то: голод, жажду, утомление, самую телесную смерть, состоящую в разлучении души с телом " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Четвертый евангелист записывает, как «один из воинов копьем пронзил Ему бок, и вышла тотчас кровь и вода» ( Ин.19:34 ). Это сообщение о том, что случилось в действительности, однако в то же время этим указывается на нечто большее. По мысли св. Иоанна и ранней Церкви, это символически определяет, что Его смерть является источником жизни для «многих», что крещение и Евхаристия коренятся в смерти и воскресении Христа. Погребение Христа Распятие наблюдали «все знавшие Его и женщины, последовавшие за Ним из Галилеи», которые «стояли поодаль и видели это» ( Лк.23:49 ; ср. Мф.27:55–56 ; Мк.15:40–41 ; и Ин.19:25–27 ). Они также наблюдали погребение Иисуса. Все четыре евангелиста отмечают, что тем не менее не один из Его учеников, а именно Иосиф из Аримафеи, «видный член совета» ( Мк.15:43 ), осмелился, пришел к Пилату и просил тело Иисуса ( Мф.27:58 ; Мк.15:43 ; Лк.23:52 ; Ин.19:38 ). Рассказ о погребении Иисуса прочно связан с именем Иосифа из Аримафеи, и нет оснований не соглашаться с записанным 73 . Иосиф положил Иисуса в новую гробницу ( Ин.19:41–42 и параллели), и «женщины, вместе с Иисусом пришедшие из Галилеи, видели гробницу и как положено было тело Его» ( Лк.23:55 и параллели). Здесь мы находим свидетельства захоронения Иисуса и сообщение о том, как, где и кем Он был похоронен. Погребением Христа подчеркивается реальность Его смерти; также в нем отражаются иудейские похоронные традиции того времени. Закон требует погребения всех умерших, даже преступников и мятежников, и даже принявших смерть на кресте. Как доподлинно известно, погребение должно было совершиться до захода солнца. Иисус умер в пятницу после обеда и оставался некоторое время на кресте, до того как был погребен в эту же пятницу, перед заходом солнца. Его тело было погребено перед началом нового дня, который в данном случае был субботой. Согласно Евангелию от Иоанна, эта суббота была «днем великим» 74 – μεγλη μρα ( Ин.19:31 ). Вероятно, это выражение означает, что это был день Ветхозаветной Пасхи. Однако независимо от того, попала ли Пасха в год смерти Христа на субботний день, иудейский закон запрещал оставлять мертвое тело не погребены в течение субботы. Более того, тела распятых на кресте считались нечистыми и поэтому обычно не могли погребаться в семейной гробнице, которая должна была оставаться неоскверненной. Однако в иудейском законе не было препятствий для погребения тела осужденного человека в новой гробнице, если таковая была. В противном случае тела осужденных мятежников и преступников хоронились в общей гробнице. Имея человека, похоронившего Иисуса в новой гробнице, сохранилось во всех четырех Евангелиях. В них говорится об одном погребении, одной гробнице и об одном почтенном человеке, Иосифе из Аримафеи, совершившем это последнее дело.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

Все евангелисты свидетельствуют, что Иисус Христос был распят между двумя преступниками; Римская стража состояла из четырех человек, они разделили одежду Господа поровну, о хитоне же метали жребий ( Ин 19:23–24 ); Господа злословили случайные прохожие ( Мф. 27:39–40 ). Семь «слов» Господа на Кресте: 9 Молитва за распинателей ( Лк. 23:32–34 ; 1Кор 2:7–8 ; Деян 3:15–17 ); Ответ благоразумному разбойнику ( Лк. 23:39–43 ) (по одному из толкований «рай» – место пребывания душ праведников после смерти до общего Суда Усыновление ученика Матери ( Ин 19:26–27 ) (одно из косвенных свидетельств того, что у Божией Матери не было других родных детей кроме Иисуса Христа); Вопль богооставленности ( Мф. 27:46 ; Мк. 15:34 ) (домашнее задание); «Жажду» ( Ин 19:28 ) «Совершилось» ( Ин 19:30 ) Обращение к Отцу ( Лк. 23:46 ) с. 264]. III . Свидетели смерти, время смерти и знамения, сопровождавшие смерть Господа Иисуса Христа Имена женщин, свидетелей смерти ( Мф. 27:55–56 ; Мк. 15:40–41 ). Знамения, сопровождавшие смерть Господа: Тьма по всей земле ( Мф. 27:45 и парад.); Завеса в Храме раздралась по середине ( Мф. 27:51 (и парад.); Сильное землетрясение ( Мф. 27:51–53 ); Тьма прекратилась в девятый час ( Мк. 15:37 ); Уверовал сотник ( Мф. 27:54 и парад.). В котором часу наступила смерть? Почему иудеи просят у Пилата разрешения перебить казненным голени? ( Втор 21:23 и Ин 19:14,31 ); Почему не перебили голени Иисусу Христу? Какое ветхозаветное пророчество исполнилось? (домашнее задание); Каким образом стражники удостоверились в действительности смерти Господа? Ин 19:34 (по толкованию еп. Кассиана) – прообразование двух Таинств Церкви: Крещение водою и Причащение Кровию., IV . Погребение Иисуса Христа Личность Иосифа Аримафейского по Евангелию: Человек богатый; Занимал видное общественное положение; Советник (по–видимому, член Синедриона); Не принимал участия в совете и деле их (в суде Иисуса Христа); «Тоже ожидал Царствия Божия» (был учеником Иисуса Христа); Учеником тайным ( Ин 19:38 ); Боялся иудеев;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Мф.27:55 .  Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; (Ср. Мк.15:40 ; Лк.23:49 .) Женщины стояли и смотрели издали, будучи не в состоянии чем-либо облегчить мук Распятого. Они поименовываются дальше. Ср. Лк.8:3 . Мф.27:56 .  между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых. (Ср. Мк.15:40–41 .) Матфей говорит сначала о служении женщин, а потом называет их по именам; Марк – наоборот. У Матфея говорится только о многих женщинах, которые следовали за Христом из Галилеи, служа Ему; Марк проводит различие между галилейскими женщинами и «многими другими», пришедшими с Ним в Иерусалим. Но точно неизвестно, были ли тут и иерусалимские женщины, кроме галилейских. О сестрах Лазаря, которые, вероятно, тут были, евангелисты не упоминают. О женщинах, стоявших при Кресте, см. комментарии к Мф.20:20 . Вместо «Иосии» в важных кодексах читается «Иосифа». Но в кодексах ABCD и многих переводах ωσ – Иосий, которого, впрочем, не смешивают с упоминаемым в Мф.13:55 . Иакова Марк называет «малым» или «меньшим» ( το μικρο), вероятно, в отличие от Иакова Зеведеева. Предполагают еще, что Иаков назывался так, потому что был мал ростом. Мф.27:57 .  Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; (Ср. Мк.15:42–43 ; Лк.23:50–51 ; Ин.19:38 .) У Иоанна ( Ин.19:31–37 ) перед тем рассказывается о перебивании голеней у разбойников и о прободении копьем ребра Иисуса Христа. Этот рассказ синоптики пропускают. Следующий день – суббота – день покоя. Она начиналась с «появлением на небе трех звезд», или приблизительно с шести часов вечера по нашему счету. Это и был «второй» вечер, с которого по случаю наступления субботы прекращалась всякая деятельность. Первый же вечер начинался около трех или четырех часов пополудни. Промежуток между первым и вторым вечером назывался временем «между вечерами». В это время, если и был пасхальный день, дозволялось исполнять, по крайней мере, некоторые работы, что хорошо видно из Евангелий, которые в настоящем, как и во всех других случаях, служат более надежным историческим источником, чем, например, Талмуд. Иосиф, по всей вероятности, жил в Иерусалиме, хотя все евангелисты и называют его человеком «из Аримафеи». Неизвестно, какая Аримафея (Рама) здесь подразумевается: Рама ли в колене Вениаминовом, или в колене Ефремовом – родине пророка Самуила (см. комментарии к Мф.2:17–18 ). Ср. 1Мак.2:34 . Вероятно – последняя. Иоанн добавляет, что Иосиф был тайным учеником Иисуса Христа – «из страха от Иудеев».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ученики не поддержали Иисуса не из–за трусости (это будет позднее), а по причине неодолимой усталости (41). Им предстояло столкнуться с более серьезным испытанием и отречься от Иисуса, о чем Он уже предупредил их, а их неспособность поддержать Иисуса в предстоящих Ему испытаниях, сделала их беспомощными, когда это испытание пришло. Примечания. 37 Взял… Петра и обоих сынов Зеведеевых, которые были с Ним на горе преображения (17:1) и которые заявили о своей готовности пострадать вместе с Ним (20:22; 26:35); вместе с тем, они не выдержали и первого испытания. 46. Пойдем. Этот глагол в греч. указывает не на отступление, а, наоборот, на продвижение вперед, навстречу «врагу». 26:47–27:26 Арест и суд над Иисусом 26:47–56 Арест (см.: Мк. 14:43–50 ; Лк. 22:47–53 ). Множество народа, которое Иуда привел в Гефсиманский сад, было «нарядом полиции», посланным синедрионом. Неподготовленные к этому ученики не сумели оказать сопротивления, исключая неловкий акт отсечения уха (51). Но в любом случае Иисус не позволил бы им такого сопротивления (52; ср.: 5:39); и снова Он предоставил событиям развиваться своим чередом. Это вовсе не означает, что Он не мог их предотвратить (53); Он избрал Свой путь, чтобы исполнилось сказанное в Писании (54, 56). Отсюда Его непротивление насилию, в отличие от вождей зилотов (55). Таким образом, фактически Иисус управлял ситуацией, воплощая первоначальный замысел Бога, хотя выглядело так, будто инициатива принадлежала Иуде и сопровождавшим его вооруженным людям. Примечания. 52 Крылатое выражение все взявшие меч, мечем погибнут подчеркивает отрицание насилия в этой специфической ситуации. Сомнительно, чтобы оно само по себе было достаточным основанием для всеобщего пацифизма. 54 Легион состоял из 6000 воинов. 26:57–68 Перед синедрионом (см.: Мк. 14:53–65 ; ср.: Лк. 22:54,55,63–71 ). Смертный приговор мог вынести только римский губернатор ( Ин. 18:31 ), а потому необходим был еще и римский суд (7:11–26). Но это слушание в синедрионе, высшем иудейском судебном органе, чрезвычайно обострило противостояние, которое описывается, начиная с гл. 21. Перед синедрионом Иисус открыто заявил о Своей Божественной власти (64), и члены синедриона с презрением вынесли Ему приговор (65–68), тем самым исполнив предсказанное Иисусом (16:21).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В евангельских повествованиях женщинам отводится существенное место. Мы видим Иисуса беседующим с самарянкой ( Ин.4:7–26 ), С Марфой И Марией ( Лк.10:38–43 ; Ин.11:20–32 ), с женщиной-грешницей ( Лк. 7:48 ), с женщиной, взятой в прелюбодеянии ( Ин.8:10–11 ), с кровоточивой ( Мф.9:20–22 ), с хананеянкой ( Мф.15:25–28 ), с Марией Магдалиной ( Ин.20:14–17 ) И другими женщинами ( Мф.28:9–10 ). Студентка отделения иконописи Образы женщин, следовавших за Иисусом, играют важную роль в повествованиях всех четырех евангелистов о страданиях и смерти Христа и о Его Воскресении. В то время, как ученики-мужчины, когда Иисус был арестован, «оставив Его, бежали» ( Мф.26:56 ), женщины продолжали следовать за Ним. Они стояли у креста Иисуса ( Мф.27:55 ; Мк.15:40–41 ), они рано утром В первый день недели пришли к Его гробу, чтобы помазать тело Его ароматами, и они же первыми удостоились увидеть Его воскресшим ( Мф.28:1–10 ; Мк.16:9–11 ; Лк.24:1–10 ; Ин.20:1–18 ). Именно от женщин ученики-мужчины узнали о том, что Христос воскрес. После Воскресения Христова одиннадцать апостолов «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» ( Деян.1:14 ). Смерть и Воскресение Иисуса объединили тех, кто был связан с Ним при жизни, в единую общину ( Деян.1:16 ). В нее вошли апостолы, родственники Иисуса по плоти, включая Его Матерь, и те самые «некоторые женщины», которые служили Ему еще в Галилее. Все апостолы Христа были мужчинами, но, тем не менее, в истории Церкви были женщины, прославленные как «равноапостольные» (например, святая Мария Магдалина; святая Нина, просветительница Грузии; святая благоверная великая княгиня Ольга). Апостольское преемство иерархии на протяжении веков передавалось только по мужской линии, и священство является служением мужчин, но это никоим образом не умаляет роль женщины. Речь идет не о разных правах, а о разных призваниях. Беседа Христа с самарянкой. Фреска. Катакомбы Претекстата на Виа Латина. Италия. 4 век Воскресение Христово («Не прикасайся ко Мне»). Фреска. Джотто. Италия. 1303–1306 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010