Случилось так, что тогдашний римский император повелел произвести перепись всей вселенной. И когда все пошли записываться, каждый в место своего рождения, пришел и Иосиф в Вифлеем, где родился, чтобы записаться с Марией, ибо он был из рода Давида, а Вифлеем был городом Давида. Прибыв туда, волхвы поклонились Ребенку и, открыв свои сокровища, преподнесли Ему упомянутые дары. После этого, получив от божественного ангела совет «не возвращаться к Ироду», они «иным путем отошли в страну свою» ( Мф.2:12 ). Слово восьмое Император : А после этого Ирод, осознав, что он волхвами обманут, предавшись гневу, перебил в Вифлееме всех мальчиков от двух лет и моложе, – и сбылось пророчество Иеремии, гласящее: «Голос в Раме слышен был, рыдание, и плач, и вопль многий: Рахиль, оплакивающая детей своих, не хотела утешиться, потому что их нет» ( Иер.31:15 ; Мф.2:18 ). Поскольку же, как мы сказали, Божие Слово, восприняв плоть, иногда обнаруживало силу и власть божественности – говоря, например, прокаженному: «Хочу, очистись» ( Мф.8:3 ), или расслабленному: «Возьми свою постель и иди» ( Лк.5:24 ), и морю с ветром: «Умолкни, перестань» ( Мк.4:39 ), – а иногда выказывало немощь человеческой природы, чтобы уверовали, что Он истинный человек, – и тогда Он бежал от Иродова безумия в Египет, и Мать несла Его на руках, а Иосиф следовал за ними, – да и в этом исполнится пророческое слово, «Из Египта, – гласящее, – призвал Я сына Моего» ( Ос.11:1 ; Мф.2:15 ), и сказанное Исайей: «Господь сидит на облаке легком» – значит на Девичьих руках, «и придет в Египет, и сотрясется все сотворенное руками в Египте» ( Ис.19:1 ), «И познан будет Господь египтянами, и убоятся они Господа в тот день» (ср. Ис.19:21 ), – что и произошло, ибо, когда ребенок входил в Египет, все бесовские идолы там низверглись. Так можно ли все, на что я указываю, столь великое, вызывающее удивление и превосходящее природу, связывать с кем бы то ни было из людей от сотворения Адама вплоть до Рождества Христова? Ксен : Ни в коем случае. Совершенно ведь необходимо отдавать голос истине, чтобы избежать обвинения в безумии, пытаясь сопротивляться столь ясным доказательствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Тогда прихо дите – и рассудим»... ( Ис.1:11–18 ). «Грешников Бог не слушает, – говорил исцеленный Господом слепорожденный, – а если кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» ( Ин.9:31 ). 6) Необходимо, чтобы мы не имели никакого гнева в сердце на ближних, со всеми примирились, оставив все неприязненные расположения к ним. «Егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого.... Аще... не отпущаете человеком согрешений их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших» ( Мк.11:26 ; Мф.6:15, 18:35 ). «Аще ...принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). 7) Необходимо, чтобы молились во имя Иисуса Христа, не на себя и свои дела надеясь, но все упование свое возлагая на Его бесконечные заслуги, на Его ходатайство и заступление; ибо Он один дает нам право приближаться к Богу, сотворив Собою очищение грехов наших и ходатайствуя за нас перед Ним. «Ибо един Бог и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех». ( 1Тим.2:5–6 ; Евр.7:25 . Ср. Ин.16:33–34, 14:13–14 ). 8) В отношении к предмету молитвы необходимо, чтобы молитва наша была чиста, свята и богоугодна, и вообще сообразна с волей Божией и духом молитвы Господней, и следовательно, необходимо, чтобы прежде и более всего просили благ духовных и вечных ( «ищите... прежде Царствия Божия и правды Его, и все прочее приложится вам») ( Мф.6:33 ), и чтобы не о себе только молились, но и о ближних ( Иак.5:16 ; Еф.6:18–19 ). 9) Необходимо, чтобы, обращаясь к Богу с молитвой, не оставляли и других наших обязанностей, но соединяли с молитвой жизнь деятельную, трудолюбивую, и прося у Бога различных земных благ, всегда должны предавать себя в волю Божию. Сам Господь молился таким образом ( Мф.26:39–42 ). 10) Наконец необходимо, чтобы молились со всем усердием и постоянно – не для того, чтобы смягчать Бога и, так сказать, вынудить у Него дар Его, но – чтобы через то укрепить самих себя в благой надежде и соделать себя способными к принятию Его благодеяний 29 ( Лк.18:1, 21:26 ; 1Фес.5:18 ; Еф.6:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вечерня в Великую Пятницу. Вечером в Пятницу, когда Иисус Христос предал на кресте дух Свой Богу Отцу, тайные ученики Его, Иосиф аримафейский, называемый благообразным (Мк. 15, 43), т. е. знаменитым, и Никодим, испросив позволение у Пилата, сняли со креста для погребения Пречистое тело Господа (Ин. 19, 8–40). Время снятия с креста тела Господня. Православная Кафолическая Церковь освящает в Великую Пятницу Великим вечерним богослужением, при котором Церковь воспоминает уже совершившиеся и прославившие Господа искупительные Его страдания и смерть; ибо на кресте принесена за грехи жертва Богу и приобретено примирение Его с нами. В первой паремии на вечерне Церковь из книги Исход произносит слова об обретении благоволения Божия Моисеем и народом и о новом обетовании Божием ввести израильтян в покой и явить на них славу свою паче всех язык, елицы суть на земли, преобразовательно или духовно указующие на субботство людем Божиим, чрез веру во Иисуса Христа — Искупителя мира (Исх. 33, 11–23; Евр. 4, 3–10). Во второй паремии — о благословении Иова, после претерпленных им тяжких испытаний (42, 12–16); в третьей — слова об уничижении и прославлении Господа, умножением чад Церкви Его (Ис. 52, 13–53, 1–12, 54, 1). Чтением Апостола — проповедует о Христе, Который иудеем соблазн, Еллином же безумие: самим же званным иудеем же и Еллином Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 23–2, 2); а чтением Евангелия о предании Иисуса Христа на страдания и смерть на суде у Пилата, о смерти и снятии тела Господа с креста (Мф. 27, 1–38; Лк. 23, 39–43; Мф. 27, 39–54; Ин. 19, 31–37; Мф. 27, 55–56). После молитв пророческих, Апостольского и Евангельского чтений о страданиях и смерти Иисуса Христа, с благоговением выносится на средину храма св. плащаница для поклонения изображенному на ней умершему Господу. За вынесением св. плащаницы на средину храма, по окончании вечерни — на повечерии поется канон о распятии Господнем, выражающий скорбь Церкви и плач Пресвятой Богородицы, которой в день сретения Господня во храме иерусалимском, в 40–й день по рождении Спасителя, предсказал праведный Симеон: и тебе же самой душу пройдет оружие (Лк. 2, 35).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Вечером в пятницу, когда Иисус Христос предал на кресте дух Свой Богу Отцу, тайные ученики Его, Иосиф Аримафейский, называемый благообразным ( Мк.15:43 ), т. е. знаменитым, и Никодим, испросив позволение у Пилата, сняли со креста, для погребения пречистое Тело Господа ( Ин.19:8–40 ) 406 . Время снятия со креста Тела Господня Православная кафолическая Церковь освящает в Великую пятницу великим вечерним Богослужением, при котором Церковь воспоминает уже совершившиеся и прославившие Господа искупительные Его страдания и смерть, ибо на кресте принесена за грехи жертва Богу и приобретено примирение Его с нами. В первой паремии на вечерне Церковь из книги Исход произносит слова о обретении благоволения Божия Моисеем и народом и о новом обетовании Божием ввести Израильтян в покой и явить на них славу Свою паче всех язык, елицы суть на земли, прообразовательно или духовно указующие на субботство людем Божиим, чрез веру во Иисуса Христа – Искупителя мира ( Исх.33:11–23 . Евр.4:3–10 ). Во второй паремии – о благословении Иова после претерпенных им тяжких испытаний (42:12–16); в третьей – слова об уничижении и прославлении Господа умножением чад Церкви Его ( Исх.52:13–53:1–12,54:1 ). Чтением Апостола – проповедует о Христе, Который Иудеем соблазн, Еллином же безумие: самим же званным Иудеем же и Еллином Божия сила и Божия премудрость ( 1Кор.1:23–2:2 ); а чтением Евангелия о предании Иисуса Христа на страдание и смерть на суде у Пилата, о смерти и снятии Тела Господа со креста ( Мф.27:1–38 . Лк.23:39–43 . Мф.27:39–54 . Ин.19:31–37 . Мф.27:55–56 ). После молитв, пророческих, Апостольского и Евангельского чтений о страданиях и смерти Иисуса Христа, с благоговением выносится на средину храма св. плащаница для поклонения изображенному на ней умершему Господу. За вынесением св. плащаницы на средину храма, по окончании вечерни – на повечерии поется канон о распятии Господнем, выражающий скорбь Церкви и плач Пресв. Богородицы, Которой в день сретения Господня во храме Иерусалимском, в 40 день по рождении Спасителя, предсказал праведный Симеон: и Тебе же самой душу пройдет оружие ( Лк.2:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Не оставляют они возлюбленного Учителя своего и во время страданий и смерти Его. Влекомые любовью, они сопровождают Господа и на Голгофу, взирают на Распинаемого, измеряя сострадательным чувством безмерные страдания Его. Презрев все опасности со стороны неистовых врагов Христовых, они приближаются, наконец, к самому кресту Его и своим участием облегчают неутолимую скорбь и болезнь Пречистой Матери Его. Служив усердно Господу от имений своих при жизни Его, они не престают служить Ему и по смерти. По внушению пламенной любви своей к Божественному Учителю они усердствуют оказать Ему последнюю погребальную почесть: помазание ароматами Его тела. ( Мк.15:40, 47; 16:1–2 ; Мф.27:55; Лк.23:28–31, 49–56; 24:1 ; Ин.19:25 ). В святом порыве видеть и посетить гроб Господень они забывают о себе, о необходимости покоя для себя, не помнят препятствий и опасностей, и даже самая немощь их пола не останавливает их. Такова истинная любовь свв. жен ко Господу. Она постоянна, чиста и проста, глубока и крепка. Пламенная, постоянная любовь, вседушевное, ничем не угасимое усердие свв. жен были достойно вознаграждены Самим Господом. Свв. жены Мироносицы, предварившие всех у гроба Господня, предварили всех и в радости о Воскресшем ( Мф.28:1–10 ; Мк.16:6 ; Лк.24:1–11 ). С того времени свв. жены сделались неложными свидетельницами воскресения Христова для всех людей наравне со святыми апостолами. Пламенность и постоянство любви свв. Мироносиц ко Господу служить образцом и для нашей любви к Нему. По примеру свв. жен, и мы должны возгревать в своем сердце истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему. Сила и нашей любви к Нему должна быть такова, чтобы, как говорить св. апостол, ничто не могло отлучить нас от Него, ни настоящая, ни грядущая, ни живот, ни смерть, ни ангелы, ни человеки ( Рим.8:38–39 ). Кроме того, в примере свв. жен Мироносиц св. Церковь представляет духовное врачество для всех христиан, искушаемых скорбями, наводящими на душу уныние. Как свв. жены, уязвленные лютой скорбью при виде Господа и Спасителя своего, распятого на кресте и погребенного во гробе, искали, однако же, утешение в том же гробе, где было сокрыто все их счастье и вся жизнь, и обрели это вожделенное утешение, – так и каждая христианская душа должна искать утешения в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Если цитату приводит священный, богодухновенный автор или Сам Господь Иисус Христос, то и тут не нужно успокаиваться на этом, но следует тщательно исследовать, приведены ли ими слова чужого автора ради доказательства, в подтверждение какого-либо положения или сказаны просто мимоходом, для пояснения своей мысли или ради ее отграничения. Например, употребления цитат Самим Иисусом Христом в проповеди па горе Блаженств (Мф. 5, 21–22, 27–28, 31–32, 33–34) и в назаретской синагоге (Лк. 4, 17–18, 21), всякому видно, разнятся сильно между собою. Параллелизм в собственном смысле. Так как каждое слово состоит из двух частей — внешней оболочки, самого слововыражения, и внутреннего ядра, его смысла и значения, то и параллелизм бывает двух видов: один определяется внешним сходством слов, а другой — сходственным содержанием мыслей. Первым пользуются особенно тогда, когда для известного слова имеется в Библии одно или несколько подобных же выражений, но с пояснительным добавлением. Например, чтобы понять, в каком смысле апостол Павел в Рим. 9, 33 назвал Иисуса Христа Камнем, преткновения (λιθον προσκομματος), стоит только привести параллельное место с большим объемом содержания из Первого Послания апостола Петра (2, 7–8). Из сравнения обоих мест будет ясно видно, что Господь является камнем преткновения и соблазна для тех, которые противятся Его учению и не хотят веровать в Него. Другой пример: 2 Кор. 1, 21 (=1 Ин. 2, 20, 27), где объяснено, в чем состоит помазание, χρισμα. Второго вида параллелизм (по мыслям, предметам и действиям) приносит большую пользу при разграничении буквального и переносного смысла Божественного Писания. Так, из соотнесения Мф. 10, 38 с 2 Тим. 3, 12 видно, что в первой цитате слово крест надо понимать в переносном смысле; наоборот, в 1 Кор. 1, 18 то же слово надо понимать уже в буквальном смысле, как это показывают Ин. 19, 17–18 и Мф. 27, 39–44. Еще примеры: Деян. 2, 4 (=Мк. 16, 17); Мф. 8, 11 (о характере и форме загробного блаженства=Рим. 14, 17). Пользование параллельными местами, сходными по предметам, лицам и действиям, помогает по нескольким данным отрывкам и словам одной священной книги восстановить цельную историческую картину со всеми подробностями, заимствуя недостающие подробности из другой книги. Это объясняется тем, что библейские писатели, имея намерение дать рассказ о каком-либо священном событии и будучи знакомы с предыдущими трудами в этой области (Лк. 1, 3; 2 Петр. 3, 15–16), дополняют свое изложение новыми чертами относительно данного события, именно такими, которые опущены предшествовавшими авторами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

К той же мысли ведет Мф.7:20–23 и 25:31–46, где на суд Христов собираются все народы, след. и не слышавшие евангельской проповеди, и судимые – праведники и грешники – оказываются творившими зло и добро, не зная Евангелия и без мысли о Христе (ст. 37–44). Наконец ясно открыто, что Евангелие должно быть возвещено всем народам и всей твари ( Мф.24:14 , – 28:39 Мк.13:10, 14:9 , – 16:15, – Лк.24:47 ср. Мф.24:10 . Откр.1:7 , – 5:9, – 14:6–8, – 15:4, – Ин.6:37–45 , – 12:32), так как без слышания нет веры (конечно полной, церковной), а без веры нельзя призывать Христа (истинно, церковно), а без призывания невозможно спасение ( Рим.10:13–21 ). Итак, не как догму и разномыслие, но как личное мнение или желательное решение тревожного вопроса, отнюдь не настаивая на верности, дерзаем допускать возможность активного участия воскресших людей в последней борьбе добра со злом и Христа с антихристом, когда для уверовавших в земной жизни хотя и умерших вне христианства или вне Церкви, но живших и веровавших по Божью по христиански, пакипришедший Спаситель – Богочеловек будет также явен, как сверкающая молния и труп для парящих орлов, – когда они могут соединиться с Неведомым прежде и Искомым Христом и сделаться членами Его Тела – Церкви. Напротив, нехристи по вере и жизни и после воскресения добровольно предпочтут антихриста, его безбожие, ненависть, ложь, плотяность, греховность и смерть вторую – в озере огненном и серном. Необходимо, наконец, иметь в виду, что и ветхозаветные пленники ада, разрушенного Христом, хотя и имели возможность услышать евангельскую проповедь и уверовать в Спасителя – Богочеловека и хотя они пребывают в раю, но все они, не исключая Предтечи, и покаявшегося разбойника, еще не вошли в организм церковного тела Богочеловека, ибо еще не воскресли в теле духовном, и Церковь была создана уже по воскресении и вознесении Господа. След. и для них есть потребность в преискреннем приобщение к Телу Богочеловека и вхождению в Церковь с телом духовным, почему меньший в царстве небесном (т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Список сей перед всеми прочими отличается своевольным изменением текста: Ин. 3:6 . (четв. св. нед.) рожено плоти плотио сть; 6:19. (суб. 2 нед.) ко. к. или. л. стади; 7:39. (нед. Пятд.) не бо б дхъ стъ на немь! Вм. Отец употребляется Господь: 8:42. (понед. 5 нед.) и ще бъ гь вашь. въі бъіли (вм. был), 44. ко ложь сть и гь его, ст. 49. но т га мого. 9:7. (нед. 6) же сказатс послань; Мф. 20:32 . (суб. 12. Мф.) хощета ли да створю вама (вм. что хощета); 25:3. (суб. 17. Мф.) не възша съ собою масла древнаго, приб.; Лк. 5:2 . (суб. 1 Лк.) платах мрежа (вм. измываху); 7:14. (суб. 3. Лк.) коснус къ сн приб.; 18:11. (нед. 16 Лк.) о молитве фарисея: хе хвал тебе въздаю. Некоторые из сих изменений произошли от того, что писец не разбирал, или не понимал слов в подлиннике, с которого списывал, что ещё яснее видно из след. примеров: Мф. 8:3 . (суб. 3 Мф.) хощю оистити т (вм. очистися); Ин. 7:7 . (вт. 4 нед.) коже зъ свдтельствю о немь ко да го възнесть (вм. яко дела его зла суть); 8:25. (пят. 4 нед.) въі кде (вм. кто) си. и ре имъ начатъ исъ. глю вамъ (вм. начаток, яко и глаголю вам), ст. 26. но пославъіи м силенъ сть. (вм. истинен) и азъ же слъішахъ него сил во всемь мир (вм. сї глю). Список 31 (бомбиц.) сходен со сп. 24. (особенно в дневных чтениях) и 29-м. Мф. 9:16 . (пят. 2 нед. Мф.) плата нова на ризу ветху, с 29. Мк. 8:28 . (суб. 4. пост.) друзии же ремию, приб. с 24 и 28; Лк. 4:7 . (сред. 1 нед.) тъі убо падъ поклонишис, перед надъ опущ. аще; ст. 41. (пон. 2 Лк.) видху га іса ха самого; ст. 44. на скорищихъ июдискъіхъ; 9:57. (суб. 9 Лк.) бъі сущю їсви идщю; Ин. 1:42 . (сред. св. нед.) тъі ли си симонъ снъ и нинъ: во всех пяти случаях согласно с 24-м. 11:48. (понед. 6 нед.) и възмттъ (д.б. возмуг) намъ страну и мсто, ст. 50. а не вс страна погъібнетъ, ст. 52. совкупити въ дино, – в последних трёх согласно с 29-м. Сходен со сп. 26: Мф. 21:42 . (нед. 13 Мф.) камень гоже ие в роду створиша (в других: небрегоша); с 30-м: Лк. 4:39 . (пон. 2. Лк.) стави ю гьнь приб. Ин. 3:33 . знамена, как и в сп. 27. Иногда встречаются исправления перевода: Мф. 5:22 . (сред. 1 Мф.) гнвас на бра свого безума (прочие: туне или – всуе); 9:15. (пят. 2 нед. Мф.) да могутъ снве брании алкати дóндеже с ними сть женис– иметс нихъ женис и т огда посттс, – иногда и произвольные дополнения. Мф. 6:32 . (понед, 2 нед. Мф.) всхъ бо си мира сего (приб.) зыци ищютъ; Мк. 8:27 . (суб. 4 пост.) и на пути сдъ (приб.) въпрашаше. Встречаются слова из других наречий взятые: Мф. 5:34 . (пят. 1 нед. Мф.) азъ же глю ва не катис вохма. Мк. 10:43 (нед. 5 пост.) написано: иже хощет рещии бъіти въ васъ (вм. вящший).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Господи Боже наш, Боже Всемогущий, Всещедрый и Всемилостивый, в Ветхом Завете избранный народ Твой сорок лет в пустыне чудесно питавый и чрез пророка Твоего Илию во дни глада великаго муку и масло у вдовы Сарептской умноживый, в Новом же Завете пятию хлебами пять тысящ, а также семию хлебами четыре тысящи насытивый и в последующие времена по вере и молитве рабов Твоих подобныя чудеса творивый! Призри ныне милостивым Твоим оком на нас, грешных рабов Твоих, умилосердися над нами и избави нас от глада, нам грозящаго; сотвори по Всемогуществу Твоему: да не оскудеет потребное нам пропитание, да не погибнет безгодно живот наш. Благослови, Господи, хлеб наш и вся ядомыя нами и умножи сия в домах наших и у всех милующих нас, питающих и благотворящих нам. Сотвори, дабы пища, аще и в малом количестве нами вкушаемая, имела достаточную питательную силу, да не ослабеет тело наше, и здоровие да сохранится, и дух да не приидет в уныние. От Тебя бо помощь вси приемлем, на Тя уповаем и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Перевод: Господь и Бог наш, Бог Всемогущий, Всещедрый и Всемилостивый, в Ветхом Завете избранный народ Твой сорок лет в пустыне чудесно питал и через пророка Твоего Илью во дни великого голода муку и масло у вдовы Сарептской умножал, в Новом Завете пятью хлебами пять тысяч ( Мф. 14:13-21 , Мк. 6:31-44 , Лк. 9:10-17 и  Ин. 6:5-15 ), а также семью хлебами четыре тысящи ( Мк. 8:1-9 и  Мф. 15:32-39 ) насытил и в последующие времена по вере и молитве рабов Твоих подобные чудеса творил! Посмотри ныне милостивным Твоим оком на нас, грешных рабов Твоих, смилуйся над нами и избавь нас от голода, нам грозящего; сотвори по Всемогуществу Твоему: да не оскудеет всё нужное нам для пропитания, да не закончится преждевременно жизнь наша.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-pri...

Глава 6. Гефсимания Гефсимания – место на склоне Елеонской горы, за потоком Кедрон, протекающим между Иерусалимом и этой горой. Здесь разворачиваются события, которым будет посвящена настоящая глава: Гефсиманское борение и арест Иисуса. Гефсиманским борением в литературе принято называть эпизод, который непосредственно предшествует рассказу об аресте. Этот эпизод содержится только в синоптических Евангелиях, тогда как сам арест описывают все четыре евангелиста. 1. Гефсиманское борение Гора Елеонская неоднократно упоминается в Евангелиях. Приходя в Иерусалим, Иисус проводил ночи на горе Елеонской, а утром возвращался в город ( Ин.8:1 ). Возле нее Он находился в тот момент, когда дал повеление двум ученикам найти ослицу и молодого осла для Его въезда в Иерусалим ( Мф.21:1–3 ; Мк.11:1–3 ; Лк.19:29–31 ), и возле спуска с этой горы народ начал приветствовать его как Царя, грядущего во имя Господне ( Лк.19:37 ). Здесь же находилась Вифания, связанная со многими событиями евангельской истории ( Мф.21:17; 26:6 ; Мк.11:1, 11–12; 14:3 ; Лк.24:50 ; Ин.11:1, 18; 12:1 ). На горе Елеонской Иисус говорил ученикам о признаках Своего второго пришествия и кончины века ( Мф.24:3 ; Мк.13:3–4 ). В последние дни Своей земной жизни Иисус днем учил в храме, а ночи проводил на горе Елеонской ( Лк.21:37 ; Мф.21:17 ; Мк.11:11 ). Сюда же Он отправился после Тайной Вечери. Марк и Матфей описывают этот путь очень просто: И, воспев, пошли на гору Елеонскую( Мф.26:30 ; Мк.14:26 ). Но Лука выражается несколько иначе: И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его ( Лк.22:39 ). У Луки не вся группа движется к горе, а Иисус идет к ней, тогда как ученики лишь следуют за ним. Эта картина больше соответствует тому, что известно о пути из Иерусалима к Кедрону: это была узкая тропинка, которая шла по склону горы и по которой люди могли идти только один за другим. 232 Можно в связи с версией Луки вспомнить, как за несколько дней до этого, когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе ( Мк.10:32 ). Ученики слышали предсказания Иисуса о Своей смерти и видели, что Он решительно и сознательно движется навстречу ей. Они следовали за ним, но делали это неохотно и со страхом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010